Бушенкова Татьяна Васильевна, учитель начальных классов

Бушенкова Татьяна Васильевна

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Вариант – I.

Задача 1.

Коля записал на диск 3 мультфильма. Первый  мультфильм  длится  15  мин,  второй —  на  5  мин  короче  первого,  а  третий мультфильм идет столько, сколько первый и  второй  вместе.  Сколько  длится  третий  мультфильм?

№2.  Вычислите  значения выражений:

38 + 10 – 6             98 – 69

79 – (23 + 5)          60 + (30 – 6)

87 – 4 + 9              53 + 28

№3. Сравните и поставьте знак «>», «<» или «=»:

5 см * 50 мм            1м * 100 см

70 дм * 7дм 5см       8см 3мм * 3 см 8 мм

№4. Решите  уравнения:

26 + х = 44           у – 17 = 54

Задача 5.

Начерти  отрезки  длиной   2см 7 мм,    3 см 6 мм,             6 см 8 мм.  На  сколько самый короткий  отрезок меньше самого длинного?

Вариант – II.

Задача 1.

В школьную столовую привезли 3 вида булок. Булок с повидлом было 20, с маком — на 15 больше, чем с повидлом, а булок с сахаром было столько, сколько с повидлом и маком вместе. Сколько булок с сахаром привезли в столовую?

№2.  Вычислите  значения выражений:

54 + 20 – 9                97 – 38

98 – (42 + 3)             50 + (40 – 3)

69 – 3 + 8                  43 + 29

№3. Сравните и поставьте знак «>», «<» или «=»:

6 см * 60 мм            1м * 10 дм

90 дм * 9дм 5см       4см 7 мм * 3 см 3 мм

№4. Решите  уравнения:

х + 18 = 52              34 – у = 16

Задача  5.

Начерти  отрезки  длиной  2см 5 мм,    4 см 5 мм,              5 см 8 мм.  На  сколько самый длинный отрезок больше самого короткого?



Предварительный просмотр:

Вариант – I.

Задача 1.

28  роз  поставили  поровну  в  4  вазы. Сколько ваз потребуется, чтобы расставить 36 гвоздик, если в каждой вазе гвоздик на 2 больше, чем роз?

№2.  Запиши примеры столбиком, вычисли и сделай проверку:

671 + 229          850 – 436

№3. Сравните и поставьте знак «>», «<» или «=»:

4м 5см …. 450см

8дм 2см …. 8м 2см

2мин15с …. 115 с

№4. Решите  уравнение:

  х : 15= 6

Задача 5.

 Периметр какой фигуры больше и на

сколько: квадрата со стороной 9 см или

треугольника со сторонами 8 см, 10 см и 15 см?

Вариант – II.

Задача 1.

12 кг моркови разложили поровну в 6

пакетов. Сколько пакетов потребуется, чтобы разложить 24 кг картофеля, если в каждом пакете картофеля будет на 1 кг больше, чем моркови?

№2.  Запиши примеры столбиком, вычисли и сделай проверку:

482 + 318          950 - 638  

№3. Сравните и поставьте знак «>», «<» или «=»:

6м 3см …. 630см

5дм 7см …. 5м 7см

3ч 12мин …. 182 мин

№4. Решите  уравнение:

80 : х = 5

Задача 5.

Периметр какой фигуры меньше: треугольника

со сторонами 12 см, 17 см и 4 см или квадрата со стороной 8 см?



Предварительный просмотр:

Диктант.

Май.

Зелёные листочки украсили деревья. Лёгкий ветерок качал молодую осинку. Стучал по коре сосны дятел. Цвели ландыши. Весело пел чиж.

На  лугу  сочная  травка.  В  траве  зреют ягодки. Это душистая земляника. Над цветами летают пчёлы. В лесном озере плавают лилии. У норы играют лисята. Как хорошо весной в лесу!

Грамматическое задание.

  1. Подчеркнуть грамматическую основу предложения (подлежащее и сказуемое).  Укажите части речи.

1 в. Лёгкий ветерок качал молодую осинку.

2 в. В лесном озере плавают лилии.

  1.  Раздели для переноса слова:

1 в. Русский, обед, осина.  Подчеркни буквы, которые обозначают мягкие согласные звуки.

2 в.  Россия, отец, ягода.  Подчеркни буквы, которые обозначают твердые согласные звуки.

Грамматическое задание.

Вариант – I.

  1. Подчеркнуть грамматическую основу предложения (подлежащее и сказуемое).  Укажите части речи.

 Лёгкий ветерок качал молодую осинку.

  1. Раздели для переноса слова:

Русский, обед, осина.  

        Подчеркни буквы, которые обозначают мягкие согласные звуки.

Грамматическое задание.

Вариант – II.

  1. Подчеркнуть грамматическую основу предложения (подлежащее и сказуемое).  Укажите части речи.

                        В лесном озере плавают лилии.

  1.  Раздели для переноса слова:

               Россия, отец, ягода.  

Подчеркни буквы, которые обозначают твердые согласные звуки.



Предварительный просмотр:

Диктант.

На рыбной ловле.

 Дорога шла через рожь к реке. Шуршали на  ветру  золотые  колосья.  Вокруг  синели васильки. Над головой плыли лёгкие облачка.  Вот  и  речка.  Кругом  тишь.  Ловля  началась. Скоро на удочку попался колючий ёрш. Мой

товарищ  Денис  вытащил  леща  и  большую щуку.  Уже  был  поздний  вечер.  Мы  сделали шалаш из еловых веток. Ночь была звёздная. Раннее  солнце  осветило  водную  гладь.  Мы продолжили рыбалку.

Грамматическое задание.

  1. Подбери прилагательные – антонимы:

1 в. Робкий - …,  влажный - …, трудолюбивый - ….

2 в. Глубокий - …, холодный - …, смелый - ….

  1. Разберите по составу слова:

1 в. Золотые, удочку, звёздная.

2 в. Головой, легкие, водную.  

Грамматическое задание.

Вариант – I.

  1. Подбери прилагательные – антонимы:

Робкий - …,  влажный - …, трудолюбивый - ….

  1. Разберите по составу слова:

Золотые, удочку, звёздная.

Грамматическое задание.

Вариант – II.

  1. Подбери прилагательные – антонимы:

Глубокий - …, холодный - …, смелый - ….

  1. Разберите по составу слова:

Головой, легкие, водную.  

Грамматическое задание.

Вариант – I.

  1. Подбери прилагательные – антонимы:

                          Робкий - …,  влажный - …, трудолюбивый - ….

  1. Разберите по составу слова:

                         Золотые, удочку, звёздная.

Грамматическое задание.

Вариант – II.

  1. Подбери прилагательные – антонимы:

                          Глубокий - …, холодный - …, смелый - ….

  1. Разберите по составу слова:

                          Головой, легкие, водную.



Предварительный просмотр:

ДОКЛАД НА ТЕМУ:

«Особенности коррекционной работы

в начальной школе – детский сад

III - IV видов»

Подготовила:

Бушенкова Татьяна Васильевна,

заместитель директора

по учебно-воспитательной работе.

Слайд 1.

Мы рады приветствовать Вас в ГОУ ТО «С(к) н ш – д с III – IV видов».

Слайд 2.

Наше учреждение начало свою работу в 1978 году, как дошкольное образовательное учреждение, в котором были сформированы группы для детей с ослабленным зрением. В 1999 году на базе детского сада был открыт  1 класс начальной школы для обучающихся с патологией зрения. В 2006 году учредителем становится департамент образования Тульской области и начальная школа – детский сад получает лицензию на ведение образовательной деятельности для слабовидящих и незрячих детей.

Слайд 3.

        В настоящее время в начальной школе – детском саду обучается и воспитывается 96 детей – это 4 группы детского сада и 5 классов начальной школы.

Слайд 4.

        Образовательный процесс ведут: 8 воспитателей д/сада, 5 учителей начальной школы, 5 воспитателей ГПД, учитель английского языка, музыкальный руководитель, учитель ритмики, 2 учителя-логопеда, педагог-психолог, учитель-дефектолог, 4 воспитателя коррекционной работы.

 Слайд 5.

        Образование педагогов. Высшее – 79% , средне-специальное – 14% , незаконченное высшее – 7%.

Слайд 6.

        

        Квалификация педагогов. Высшая – 22%, I категория – 50%, II – 21%, базовая -7%.

Слайд 7.

        Награды педагогов.

Слайд 8.

        Медицинское сопровождение.  В штате учреждения находятся: врач-офтальмолог, врач-педиатр, 2 медсестры-ортоптистки, старшая медсестра, 2 инструктора ЛФК, диетсестра.

 

Слайд 9.

        Наиболее частые заболевания глаз у детей: амблиопия, косоглазие, близорукий, дальнозоркий, смешанный астигматизм, близорукость, дальнозоркость, расходящееся и сходящееся косоглазие.

Возникают многие из перечисленных   заболеваний, как правило, в раннем возрасте. Эти заболевания имеют функциональный характер и при условии раннего выявления и лечения в большинстве случаев устраняются. Практика показала, что лечение, например,  косоглазия  и амблиопии  в  условиях поликлиники недостаточно эффективно. Для решения проблемы совершенствования помощи детям с нарушением зрения требуется единый подход к непрерывному, комплексному воспитанию, обучению и лечению. С этой целью  было и  открыто наше образовательное учреждение  для детей с ослабленным зрением.

За годы воспитания и обучения наши ребята успешно овладевают программой и восстанавливают зрение. Среди  учеников есть дети, зрение которых значительно улучшилось и даже полностью восстановилось. К окончанию школы многие снимают очки.

 

Слайд 10.

Ребята успешно обучаются в нашей школе и достигают высоких показателей.  Мы активно участвуем в конкурсах, олимпиадах различного уровня. За последние 3 года мы добились таких результатов:  интеллектуальный марафон среди учащихся 4 классов г. Ефремова и Ефремовского района – 2010 г., 2012 г.- II место;  предметная олимпиада по русскому языку среди учащихся 4 классов г. Ефремова и Ефремовского района – 2011 г.- II место.

Слайд 11.

  Предметная олимпиада по математике  среди учащихся 4 классов г. Ефремова и Ефремовского района – 2011 г., 2012 г., 2013 г. - II место, III место; общероссийская олимпиада  «Олимпус» - 2011 г. – диплом лауреата по английскому языку, 2012 г. – III место, диплом лауреата по русскому языку, 2012 г. – диплом лауреата по математике; областная выставка «Наследники Тульских мастеров» 2012 г. - III место в номинации «Народная игрушка».

Слайд 12.

          Для решения проблемы совершенствования помощи детям с нарушением зрения требуется единый подход к непрерывному, комплексному воспитанию, обучению и лечению.

          Лечебно-воспитательный, коррекционно-педагогический и образовательный процесс строится на принципах:

 

-учета общих, специфических и индивидуальных особенностей развития детей с нарушением зрения;

-дифференцированного подхода к детям в зависимости от состояния их зрения и способов ориентации в познании окружающего мира;

-обеспечения стандарта общеобразовательной подготовки в условиях непрерывности дошкольного - школьного воспитания, обучения и лечения детей с нарушением зрения;

Слайд 13.

-создания офтальмо-гигиенических условий в учебных классах, лечебных кабинетах и специального распорядка лечения, воспитания и обучения с учетом интересов, способностей и потребностей ребенка;

-обеспечения оптимальных условий для длительной медико-психологической реабилитации детей с нарушением зрения.

Слайд 14.

           Обучение в нашей школе проводится в первую смену с учетом здоровьесберегающих технологий. Принимая ребенка с нарушением зрения в свой класс, учитель определяет рабочее место каждому ученику с учетом офтальмологического диагноза и степени снижения зрения. Во время урока, особенно в процессе выполнения письменной работы, следит за осанкой учеников, за расстоянием его глаз от рабочей поверхности парты (не менее 30 см). Для чтения используются подставки и конторки. Конторки изготовлены с учетом патологии зрения каждого ученика (со скошенной и прямой поверхностью). Уроки проводятся в режиме динамических поз по методики В.Ф.Базарного, т.е. дети периодически переводятся учителем из положения сидя в положение стоя.

           Следующим моментом в работе  является ограничение зрительной нагрузки. В процессе обучения она не должна превышать 15  минут. Поэтому на уроке используются упражнения и физкультминутки для снятия глазного напряжения.

Комплексный подход к организации занятий предусматривает не только упражнение зрения, но и обеспечивает развитие и активное включение в процесс познания сохранных анализаторов и речи как эффективных средств компенсации зрительной недостаточности.  

          В своей работе учителя нашей школы широко используют упражнения, направленные на развитие тактильных ощущений (обоняние, осязание, вкус). Так, например, на уроках обучения грамоте в первом классе для лучшего усвоения образа буквы используем деревянные образцы. Дети на ощупь определяют букву. На уроке знакомство с окружающим миром игра «Волшебный мешочек» предлагает ученикам по запаху определить предмет, находящийся в мешочке, или, ощупав предмет, описать его и узнать.

         Чтобы дети лучше запоминали букву на уроках письма, мы задействуем не только зрительную, образную, но и так называемую память тела.  Изучаемую букву дети увлеченно «вырисовывают», пуская в дело руки, ноги, голову и туловище, одновременно отдыхая на уроке.

          На каждом уроке мы широко используем  специальные дидактические пособия, рассчитанные на осязательное или зрительно-осязательное восприятие. Если же специальных наглядных пособий нет, то изучаемый предмет выделяется на картинке или плакате фломастером.

            Для фиксации зрения используем цветные экраны, которые помогают детям удерживать взгляд на строке при чтении.

            Особое внимание на уроке учителя уделяют фронтальной работе. Для этого используются индивидуальные карточки, тексты, карты, перфокарты и другие наглядные пособия.

            Дети на уроках пользуются специальными адаптивными устройствами. Это фломастеры, желательно черного цвета, с изменяющейся шириной стержней, которые позволяют делать четкие, контрастные записи и диаграммы, цветовые маркеры, которые помогают учащимся выделить наиболее важные моменты в записываемом материале, тогда не придется дополнительно напрягать зрение для прочтения всей записи в тетради. К адаптивным приспособлениям, используемым на уроке можно отнести плоскопечатные книги с крупным шрифтом, а так же измерительные приборы (линейки, транспортиры),  рассчитанные как на осязание, так и на зрение.

            Наша школа оснащена видео-аудио-аппаратурой. Показ фильмов и видеозаписей на уроке учитель сопровождает словесными объяснениями ситуации, обстановки, поведения героев, так как для понимания содержания показываемого сюжета важно, например, выражение лица или движение руки, на что дети не всегда могут обратить внимание.

Слайд 15.

            Одновременно с общеобразовательным процессом в нашей школе осуществляется специальная коррекционная работа, направленная на преодоление отклонений в психофизическом развитии детей с патологией зрения. Все занятия проводятся во второй половине дня и носят индивидуально-дифференцированный характер в зависимости от потребностей в них у ребенка. С детьми проводят занятия учитель-дефектолог, педагог-психолог, учитель-логопед, учитель ритмики, инструктор ЛФК. Для детей, с ослабленным зрением, коррекционная работа очень важна. Обусловлено это тем, что наблюдаемые у них отставания в развитии мышления и памяти связаны именно с ограниченным зрительным восприятием внешнего мира. Поэтому огромное значение приобретают коррекционные занятия, на которых детей учат зрительно выделять признаки окружающих предметов и явлений, анализировать и обобщать их, пользоваться своим зрением осознанно, что значительно обогащает представления детей об окружающем мире, способствует развитию речи.

Многолетние наблюдения педагогов показали, что в результате таких занятий речь ребёнка с нарушением зрения наполняется конкретным содержанием, становится яркой и насыщенной образными сравнениями.

Слайд 16.

       Важным коррекционным требованием распорядка жизни детей с ослабленным зрением является система двигательной активности ребёнка, так как дети данной категории испытывают большие трудности в овладении основными движениями (бег, ходьбу, бросание и ловлю мяча, прыжки и т. д.).

 Развитие двигательной активности детей наиболее успешно осуществляется в подвижных играх. Рекомендуется в день проводить не менее 4-х подвижных игр со всеми детьми и подгруппами.

Эти игры должны включать в себя все элементы основных движений .

Много времени должно отводиться на подвижные игры, связанные с ориентировкой в пространстве.

Во все подвижные игры обязательно включаются упражнения с опорой на зрительную и слуховую ориентировку, а также на полисенсориое восприятие.

    Одной из форм, повышающих двигательную активность, являются занятия и игры на спортивной площадке. Для детей с нарушением зрения следует использовать снаряды и оборудование и создавать условия, позволяющие им выполнять движения без затруднений. Например, бег лучше проводить по специально размеченным белой краской дорожкам (шириной 30-40 см) по краям спортивной площадки, на которые можно ориентироваться при низкой остроте зрения.

Для метания следует использовать яркие мишени, с выразительным контуром (шириной 5-6 см), диаметр мишени 30-60 см. Мишени могут быть самой разнообразной формы.

В таких играх как баскетбол, городки и т. п. - создаются оптимальные условия для развития зрительных функций детей (например, прослеживающей функции глаз).

При организации игры в баскетбол необходимо обеспечить контрастность обозначений линий поля, насыщенность цвета мяча, корзины, сетки. При упражнениях в метании, можно использовать фиксированные мячи и т. д.

Систематическая организация двигательной активности детей с нарушением зрения во многом способствует преодолению двигательных нарушений, развитию ориентировки в пространстве и др., а также положительно влияет на здоровье ребенка в целом.

Целенаправленное и систематическое проведение работы по организации двигательного режима с детьми поможет  создать условия, благоприятные для их умственного и физического развития.

Слайд 17.

              Лечебно воспитательные мероприятия в нашей школе проводятся в условиях специально организованного режима. Прежде всего, это создание благоприятной атмосферы, способствующей положительному эмоциональному настрою детей.

Слайд 18.

Учителя работают в тесном контакте с медсестрой-ортоптисткой, врачом-офтальмологом. В соответствии с их рекомендациями учителя проводят с детьми специальные игры и упражнения для активации, тренировки зрительных функций, для развития у детей сохранных анализаторов. В школе имеется лечебный кабинет, который оснащен новейшим оборудованием.

        

Слайд 19.

        На протяжении нескольких лет мы с воспитанниками ездим для оздоровления в санаторий «Ясная поляна»,  Ефремовский профилакторий.

Слайд 20, 21,22.

                Наряду с обучением и лечением одной из главных задач, которую ставят перед собой педагоги нашей школы, является включение ученика с ослабленным зрением во внеклассные и внешкольные мероприятия. Наши дети успешно занимаются в художественной и музыкальной школах, танцевальном кружке, в спортивных секциях. Мы организуем совместные походы в музей, библиотеки, участие в конкурсах, утренниках, выставках. Все это дает ребятам возможность самоутвердиться, получить признание со стороны окружающих, что уже является интеграцией в мир зрячих.

Слайд 23.

Конечная цель, которую ставят перед собой и успешно решают учителя нашей школы, является стабилизация результатов лечения и всего хода психофизического развития ребёнка для успешной интеграции его в общеобразовательную школу и общество сверстников.


 

Комментарии

Бушенкова Татьяна Васильевна

Выступление специалистов по коррекционной работе.