Методические разработки и проекты для МДОУ "Детский сад №104"
На данной странице размещены методические разработки по художественному эстетическому воспитанию область "Музыка" для МДОУ "Детский сад №104"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Влияние музыкально- игровой деятельности на формирование музыкально-эстетической культуры детей дошкольного возраста
В детской музыкально-игровой деятельности с её радостной эмоциональностью, образностью, моторной активностью, коллективностью участия, развитием творческой инициативы, разнообразными образовательными и воспитательными возможностями скрыты большие резервы в деле приобщения детей к миру духовной красоты.
Музыкальные игры имеют большое значение в музыкальном развитии детей. С их помощью в интересной и непринуждённой форме можно успешно решать стоящие перед педагогом задачи.
Таким образом данный подход способствует реализации следующих педагогических функций музыкально-игровой деятельности:
- познавательной;
- коммуникативной:
- креативной;
- эстетической.
Музыкально-игровая деятельность тесно связана со всеми видами детской музыкальной деятельности: восприятием музыки, исполнительством и творчеством. В процессе музыкально-игровой деятельности в детском сознании возникают естественные закономерные ассоциации музыки с другими видами искусства, а также с самой жизнью, которые формируют эстетический взгляд и воспитывают культуру ребёнка. Среди всех видов музыкальной деятельности музыкальная игра – самый уникальный вид деятельности детей дошкольного возраста. И именно из собственного педагогического опыта могу лишь заметить,что дети в игре раскрываются полностью,давая возможность увидеть заложенный в них потенциал.и именно потому,что музыкальная игра это:
Во-первых, музыкальная игра – самый органичный из всех видов музыкальной деятельности.
Во-вторых, музыкальная игра – самый «лёгкий» из всех видов музыкальной деятельности.
В-третьих, музыкальная игра – очень серьёзный вид музыкальной деятельности.
В-четвёртых, музыкальная игра – самый диагностичный из всех видов музыкальной деятельности.
В-пятых, музыкальная игра – самый демократичный из всех видов музыкальной деятельности.
Основные виды музыкально-игровой деятельности:
1. Игровой диалог (ритмический, интонационный, ладовый и др.).
2. Сюжетно-ролевая игра с элементами музыки.
3. Музыкально-дидактическая игра.
4. Игра-драматизация.
5. Игра-импровизация.
6. Творческая сюжетно-игровая композиция (коллективная праздничная игра, музыкальная сказка, детский музыкальный спектакль, детская опера).
Имеется ряд противоречий при работе с этой актуальной темой:
– между необходимостью воспитания музыкально-эстетической культуры с детского возраста и недостаточностью разработанности практического инструментария;
– между определенным содержанием музыкально-игрового воспитания и образования и определением структуры, содержания, показателей музыкально-игровой культуры.
Работа по данной теме разделена на несколько этапов:
I этап – констатирующий (начальный) – сентябрь/ноябрь 2014 года.
II этап – формирующий (основной) – январь 2015 года – апрель 2015 года.
III этап – контрольный (заключительный) – май 2015 года.
Начальный этап предполагет обнаружение проблемы, сбор диагностических показателей и выявление уровня сформированности знаний и умений по развитию музыкально-эстетической культуры.
Формирующий этап – проведение работы по становлению музыкально-эстетической культуры дошкольников посредством музыкально-игровой деятельности.
Диагностика на заключительном этапе показывает эффективность выбранной методики для решения обозначенной педагогической проблемы.
В диагностике музыкально-эстетической культуры и развития дошкольников можно выделить два основных направления: диагностика музыкальных способностей детей и диагностика детской музыкальной деятельности.
Таким образом, на констатирующем (аналитическом) этапе работы ведётся диагностическая работа с детьми.
Цель: определение уровня сформированности музыкально-эстетической культуры детей 5-6 лет.
Диагностика чувства ритма
Цель: выявить уровень развития чувства ритма.
Музыкальный руководитель: Прохлопай, (или простучи), ритм исполняемых на инструменте мелодий. (Вначале показывается образец исполнения ритма, чтобы убедится в правильности понимания ребенком смысла задания).
Критерии оценки:
1 балл – слабый уровень ритмической регуляции. Ровный ряд половинных длительностей, ровный ряд четвертных длительностей.
2 балла – средний уровень ритмической регуляции. Умение использовать половинные, четвертные, восьмые длительности и ноты с точкой, т.е. элементы пунктирного ритма.
3 балла – высокий уровень ритмической регуляции. Использование пунктирного, синкопированного ритма и пауз.
Диагностика динамического чувства
Цель: определение способности адекватной аудиально-моторной реакции на динамические изменения инструментального и вокально-инструментального стимула.
Музыкальный руководитель: Сейчас поиграем с тобой в «громко-тихо». Я буду играть на фортепиано, а ты на барабане или бубне. Играй как я: я – громко и ты – громко, я тихо и ты тихо. Адекватное исполнение контрастной динамики «форте – пиано» оценивается в 1 балл.
А теперь музыка будет постепенно усиливаться или затихать. Тебе надо будет так же исполнить .Адекватное исполнение 1-й фразы в динамике «крещендо» оценивается в 2 балла и 2-й фразы – «диминуэндо» оценивается в 2 балла.
Критерии оценки:
1 набранный балл – слабый уровень развития динамического чувства, оценивается как 1 балл.
2 – 3 набранных балла – средний уровень развития динамического чувства, оценивается как 2 балла.
4 – 5 набранных баллов – высокий уровень развития динамического чувства, оценивается как 3 балла.
Диагностика ладово-мелодического чувства
«Две подружки»
Цель: выявить уровень развития ладово-мелодического чувства, рефлексивной способности различать ладовые функции мелодии.
Музыкальный руководитель: Прослушай 2 песенки ;веселой и грустной девочек,и скажи, -какую песенку пела веселая, а какую грустная девочка.
Составляют попевки, по принципу контраста-сопоставления ладовых функций мелодии. Предъявляются три мелодии попевки. За каждый правильный ответ начисляется 1 балл.
Критерии оценки:
1 балл – низкий уровень развития ладово-мелодического чувства. Ребенок неправильно определил все мелодии или определил правильно только одну.
2 балла – средний уровень развития ладово-мелодического чувства. Ребенок дал два верных ответа.
3 балла – высокий уровень развития ладово-мелодического чувства. Ребенок дал все правильные ответы.
Диагностика музыкальной деятельности
Она включает в себя диагностику умений и навыков по всем разделам музыкальной деятельности:
- Восприятие
- Развитие музыкального слуха и голоса
- Пение
- Музыкально-ритмические движения
- Музицирование
- Музыкальное творчество.
Высокий уровень – творческая активность ребенка, его самостоятельность, инициатива; быстрое осмысление задания, точное выразительное его выполнение без помощи взрослого; ярко выраженная эмоциональность (во всех видах музыкальной деятельности).
Средний уровень – эмоциональная отзывчивость, интерес, желание включиться в музыкальную деятельность. Однако ребенок затрудняется в выполнении задания. Требуется помощь педагога, дополнительное объяснение, показ, повторы.
Низкий уровень – малоэмоционален; «ровно», спокойно относится к музыке, к музыкальной деятельности, нет активного интереса, равнодушен. Не способен к самостоятельности.
Критический уровень (редко встречаемая оценка) – негативное отношение к музыке, музыкальной деятельности. Обычно это связано с отклонениями в здоровье ребенка или с педагогической запущенностью (чаще по вине семьи).
В первом блоке музыкально-игровых занятий используем такие игры-уподобления:
1) тактильные, моделирующие характер звучания посредством тактильных прикосновений;
2) двигательные, моделирующие характер звучания с помощью пластических движений рук, мелкой моторики и жестов;
3) интонационные, передающие настроение произведения с помощью интонационно окрашенного слова, характеризующего эмоционально-образное содержание музыки;
4) вокальные, передающие настроение произведения с помощью интонационно выразительного подпевания мелодии, музыкальных фраз;
5) инструментальные, моделирующие эмоционально-образное содержание произведения с помощью тембровой и мелодической оркестровки его звучания;
6) цветомузыкальные, моделирующие эмоционально-образное содержание произведения с помощью выразительности цвета и его оттенков.
Второй блок – игры-интерпретации. Игры-инсценировки. Предполагают интерпретацию музыкального содержания посредством ритмопластических, пантомимических и танцевальных движений («Изобрази музыку», «Покажи жестом»). Например, в старшем возрасте ребенок может представить себя героем музыкальной пьесы и передать ее характер в танцевальных и образных движениях. С этой целью можно использовать программные музыкальные произведения (К. Сен-Санс. «Слон», «Лебедь», «Птичник», «Аквариум»; Ф. Куперен. «Бабочки» и др.).
Игры-инсценировки включают музыкально-образные этюды, в которых изображаются животные (В. Арсеев. «Слон и моська»; К. Сен-Санс. «Куры и петухи», С. Майкапар. «Мотылек»), герои сказок (П. Чайковский. «Баба Яга», « «Колдун»; «Дюймовочка»; Э. Григ. «В пещере горного короля», «Шествие гномов»), детские игры (А. Гречанинов. «Верхом на лошадке», командир»; Р. Шуман. «Смелый наездник»; С. Слонимский. «Считалка»; А. Хачатурян. «Скакалка»), другие явления и объекты окружающей жизни.
Игра-настроение не связана с определенным сюжетом, персонаж игры – музыкальное настроение. Такие игры позволяют сформировать представление о музыке как об искусстве, которое отражает чувства и настроения человека. Ценность игры-настроения в том, что переживание эмоциональных смыслов музыки происходит в единстве восприятия и самовыражения, когда чувство возникает раньше мысли. Детям предлагаются игры-настроения, когда они слушают программные произведения (А. Гречанинов. «В разлуке»; Ж.-Ф. Рамо. «Радость»; М. Мусоргский. «Слеза»; И.-С. Бах. «Шутка»; Д. Кабалевский. «Шутка»; С. Прокофьев. «Сарказм»; П. Чайковский. «Размышление», «Сентиментальный вальс») и непрограммные (Р. Шуман. «Пьеска»; В.-А. Моцарт. «Рондо»; Третий блок музыкальных игр основан на музыкальной импровизации, т.е. на применении освоенных эталонных способов творческой деятельности и их трансформации в новых, в соответствии с индивидуальными особенностями и способностями дошкольников.
Игра-карнавал. По характеру подобна импровизированному празднику, в котором, как в калейдоскопе, мелькают образы, сценки, танцы, чудесные превращения. В игре нет строгой сюжетной линии, она может быть придумана самими детьми на основе:
- содержания музыкальных произведений (К. Сен-Санс. «Карнавал животных»; Д. Шостакович. «Танцы кукол»; Дж. Россини – О. Респиги. «Волшебный магазин игрушек» и др.);
- темы праздника («Карнавал цветов», «Карнавал игрушек», и т.п.);
- доминирования музыкальной деятельности («Песенный карнавал», «Танцевальный карнавал»,).
В процессе использования музыкально-игровой деятельности, различных музыкальных игр и приемов на музыкальном занятии в МДОУ,на праздниках и ,развлечениях ,в других режимных моментах, значительно повышается показатель сформированности музыкально-эстетической культуры обследованных мною детей Повысился интерес к музыке, музыкальным произведениям различных форм и жанров. А у детей возрастает ещё большая потребность в самореализации своих творческих способностей и возможностей.
Литература:
1. Груздова И.В. Процесс формирования основ музыкально-эстетической культуры у дошкольников: сущность, проблемы, решения // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 5.
2. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: Искусство, 1970.
3. Проняева С.В. Формирование коммуникативных умений у детей дошкольного возраста: дис. … канд. пед. наук / С.В. Проняева. – Екатеринбург, 1999.
4. Радынова О.П., Катинене А.И., Палавандишвили М.Л. Музыкальное воспитание дошкольников: учеб. для студентов высших и сред. пед. учеб. заведений / О.П. Радынова и др. – М., AcademiA, 1998.
5. Тарасов Г.С. О коммуникативной природе музыкальных способностей // Музыкальная психология и психотерапия. – 2008. – № 3.
Автор статьи: Музыкальный руководитель МДОУ«Детский сад №104» Некрученкова Надежда Викторовна. г Саратов. Пед.стаж: 16 лет.
Предварительный просмотр:
ТВОРЧЕСКО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ
«Путешествие по радуге в мир музыки и цвета»
Автор проекта:
Некрученкова Надежда Викторовна,
Музыкальный руководитель
Участники проекта:
Воспитанники подготовительной группы ДОУ
Недолуга Елена Валентиновна,
Воспитатель подготовительной группы
МДОУ «Детский сад №104» г. Саратов
Тип проекта:
Творческо-исследовательский, кратковременный, групповой.
Характеристика проекта:
- Совместная образовательная деятельность с детьми.
- Возрастная группа: подготовительная.
- Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие».
- Интеграция с образовательными областями: речевое, познавательное, физкультура, коммуникативность.
- Тип деятельности – интегрированное занятие.
- Форма проведения – путешествие.
- Задачи:
1. Обучающие - учить детей понимать и устанавливать связь музыки с цветом, природными явлениями, с поэзией и изобразительным искусством и настроением.
2. Развивающие - развивать творческое мышление, познавательные способности, формировать предпосылки поисковой деятельности, инициативы, развивать умения находить возможные методы решения проблемы самостоятельно, развивать умения использовать различные варианты при решении поставленной задачи.
3. Воспитательные - воспитывать желание детей общаться друг с другом в процессе исследовательской деятельности.
- Виды детской деятельности:
- познавательно – исследовательская;
- изобразительная;
- музыкальная;
- двигательная.
- Методы: одномоментность, метод контрастности, «подмастерье»; организационный; информационно-чувственный; проблемно-мотивационный, метод развития творческого познавательного мышления.
- Форма организации детей: групповая.
- Предшествующая работа:
1. Слушание классической музыки К. Сен- Санса, Н. Паганини, Вивальди,Чайковского.
2. Беседы о прослушанном.
3. Рисование красками и карандашами под звучание музыки разного характера.
4. Разучивание детских песен по теме, рассматривание картин известных художников.
- Средства обучения детей: раздаточный материал, кисточки, краски, цветные карандаши, листы белой и черной бумаги по количеству детей, столики.
- Средства обучения для педагога: мультимедийное оборудование, записи музыки, слайды.
Конспект совместной образовательной деятельности
с детьми подготовительной группы
«Путешествие по радуге в мир музыки и цвета»
Ход мероприятия.
Дети под спокойную музыку входят в зал, встают в полукруг, лицом к гостям.
Музыкальный руководитель: Ребята, видите, сколько у нас гостей? Поздоровайтесь с ними.
Дети пропевают валеологическую распевку-приветствие «Доброе утро» О.Н. Арсеневская.
Музыкальный руководитель: Ребята, сегодня я хотела пригласить вас в путешествие в гости к радуге. Но в детский сад пришло странное письмо. Послушайте, что в нем написано:
Вы в путешествие собрались?
А путь - дорожка - нелегка.
Уменье, знания,сноровка
Помогут вам в пути, друзья.
Подпись: Краска черная и белая.
Ну, что ребята, мы согласны отправиться в путешествие?
Дети: отвечают
Музыкальный руководитель: Тогда нужно готовиться в путь. Только у нас проблема! Нам не найти туда дорогу, если вы не догадаетесь, отчего у людей бывает плохое настроение?
Дети: дают ответы (когда кто-то из близких заболел, поссорились с кем- то, вас обидели, не получается хорошо сделать какое-то дело…).
Музыкальный руководитель: А вот какое у меня сейчас настроение?
Музыкальный руководитель пропевает приветствие «Здравствуйте дети» (в мажоре).
Дети: отгадывают (Радостное, вы пели громко ,весело).
Музыкальный руководитель: А вот сейчас какое у меня настроение? (пропевает в миноре).
Дети: отвечают. (Грустное, вы пели тихо и печально).
Музыкальный руководитель: Да, ребята, вы правильно определили моё настроение, прослушав песенки-приветствия. Молодцы!
Музыкальный руководитель: А сейчас я покажу своё настроение мимикой и движениями, а вы попробуйте отгадать.
Дети дают ответы: (грусть, печаль, радость, восторг).
Музыкальный руководитель: А теперь попробуем изобразить эти чувства в красках. (Дети выполняют задание по желанию).
Дети проходят к столикам с красками, отмечают на листе бумаги те чувства, которые они уловили в мимике и движениях музыкального руководителя. Изображают полосками разного цвета по своему выбору.
Музыкальный руководитель: Ой, молодцы ребята. Оказывается, можно передать настроение не только голосом, мимикой, но и цветом! Так, а что же это за полоски в этом письме? Смотрите ребята, откуда взялся розовый, серый, голубой, коричневый цвет? Вы не знаете как они получились?
Дети: Если смешать две или три краски получится другой цвет.
Музыкальный руководитель: Неужели? А я и не знала, как это делается. Научите меня, ребята, как это надо делать?
Под музыку дети экспериментируют со смешиванием красок, называют какие краски смешали, и какой цвет получился.
Музыкальный руководитель: Что это со мной стало? Я полна сил и здоровья!
Дети: Музыка и цвет поднимают настроение и улучшают здоровье.
Музыкальный руководитель: Давайте посмотрим, что еще в этом конверте? Достает из конверта домики для музыки из квадратов и треугольников разного размера и цвета. Большой квадрат и треугольник - красные, поменьше – голубые. Ребята! Музыка приглашает нас в гости, но я не знаю в какой домик идти. Помогите мне, сложите домики по подсказке по цвету и размеру.
Дети складывают домики.
Музыкальный руководитель: А давайте попробуем угадать из какого домика доносится музыка. Звучат два музыкальных отрывка: весёлая, радостная музыка (большой красный домик) и спокойная, мелодичная (маленький голубой домик).
Дети: В первом домике весело, радостно, во втором - спокойно, красиво.
Музыкальный руководитель: Ой, ребята, молодцы, как мы ловко справляемся со всеми заданиями, но тут еще что-то есть! Нам черная краска прислала письмо:
«Я – символ печали и грусти,
торжественный, строгий цвет!
Перекрою любой оттенок,
закрашу любой предмет!».
Дети, нельзя допустить, чтобы у нас в мире был только черный цвет! А давайте вместе подумаем, какая краска может нам помочь?
Дети: Белая!
Музыкальный руководитель: Тогда за работу, ребята!
Дети смешивают чёрную и белую краски, получается серая.
Ну это уже не так мрачно. Ребята, я могу предложить вам еще один способ справиться с черным цветов. Давайте попробуем его не закрашивать, а украсим его.
Дети рисуют красками на листах черной бумаги то, что они себе представляют (облака, сугробы, цветы, звездное небо и так далее по замыслу детей). (Под музыку А. Вивальди «Зима»).
Музыкальный руководитель: ребята, в конверте осталось что-то еще! Да это весточка от белой краски! Слушайте! Она предлагает нам через движения показать характер музыки. Вы сможете сделать это? Покажите!
Дети исполняют маленькие танцевальные этюды под музыку разного характера.
Музыкальный руководитель: Ребята, в письме есть еще задание. Нужно ответить на вопросы:
1.Какой самый главный цвет у зимы? Белый? Давайте проверим (слайд – зима);
2.А у весны? (слайд – весна) - дети называют краски весны;
3.А у лета? Давайте проверим (слайд – лето) ;
4.А у осени какие краски? Давайте проверим (слайд – осень).
Музыкальный руководитель: Ребята, мы со всем справились и у нас осталось последнее задание. Нам нужно нарисовать музыку в красках. Только характер музыки будет меняться очень быстро и менять цвет надо будет быстро. Проходите к столикам, помните – какой звук услышали, такой и нарисуйте!
Под музыку дети рисуют звуки музыки.
Музыкальный руководитель: Ой, ребята, мы с вами очутились в стране музыки и цвета! Давайте вспомним, как музыка и цвет действуют на нас?
Дети: Улучшается здоровье, поднимается настроение.
Музыкальный руководитель: Ребята, а вот и чудесная радуга. Какие красивые в ней цвета. Её краски приготовили нам сюрприз! Вы хотите увидеть, как музыка и цвет дружат между собой? Заодно проверим как мы справились с предыдущим заданием. Смотрите! Запись «Образцы музыки» (к каждому цвету звучит соответствующая музыка).
Входят две краски (дети) Белая и Чёрная.
Белая и Черная краски (хором): Молодцы, ребята! Ну а с нами как же быть? С вами мы хотим дружить! Мы ведь служим отличным фоном для всех красок, и картинки становятся ярче и привлекают внимание.
Белая краска: Я делаю все цвета светлее и нежнее. Синий превращаю в голубой, красный - в розовый, зеленый - в салатовый, а черный - в серый.
Музыкальный руководитель: Дорогие краски, мы очень рады с вами дружить. Ведь ребята с помощью ваших заданий показали как они понимают настроение, умеют слушать музыку и понимать как ловко ориентируются в мире музыки, цвета и движений.
Черная краска: А если не станет музыки? Каким станет мир?
Дети: Серым, скучным, однообразным, не будет слышно пения птиц, журчания ручья, не будет песен, танцев.
Белая краска: Грустно будет.
Черная краска (Белой): Ну мы же с тобой дружим со всеми красками и звуками! Поэтому мир у нас какой?
Дети: Разноцветный!
Музыкальный руководитель: Так давайте же все вместе споем «Радостную песню»!
Дети исполняют песню « С нами друг» Струве.
Музыкальный руководитель: Наше путешествие в мир музыки и цвета подходит к концу. Дети расскажите краскам, на что влияет музыка и цвет?
Дети: На настроение, на здоровье, на эмоции и чувства.
Музыкальный руководитель: А как можно передать эти чувства?
Дети: Мимикой, движением, рисунком, игрой на музыкальных инструментах, картинами художников, музыкальными произведениями, песнями.
Музыкальный руководитель: Что же вы узнали?
Дети: Музыка нужна и для пения, и для танцев, и для рисования. Без нее можно прожить, но будет скучно и не интересно.
Музыкальный руководитель: А сейчас вы увидите, как музыка и цвет дополняют друг друга и получается настоящее чудо! Смотрите!
Слайд «Цветомузыка».
Музыкальный руководитель: А сейчас вкусный сюрприз из разноцветных конфет. Продолжайте дружить с музыкой и цветом, а нам пора возвращаться в детский сад.