Конспект занятия «Наше Отечество». Подготовительная группа

Власова Татьяна Анатольевна

Конспект занятия «Наше Отечество». Подготовительная группа

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия «Наше Отечество». Подготовительная группа

Занятие в детском саду для старших дошкольников. Тема «Наше Отечество»

«Наше Отечество, наша Родина — матушка Россия. Отечеством мы зовем Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовем ее потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком, и все в ней для нас родное, а матерью — потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку; как мать она защищает и бережет нас от всяких врагов...

Много есть на свете и кроме России всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать — одна у него и родина». (К. Д. Ушинский)

Педагог. Ребята, посмотрите на карту.

https://ped-kopilka.ru/images/ris1(24).jpg

Это наша страна — Россия, наша Родина — большая и прекрасная. Для каждого человека она начинается у порога родительского дома. В каком бы уголке ее ты ни родился, ты имеешь право с гордостью сказать — это моя Родина. Наша Россия очень богатая страна. Она богата широкими красивыми реками — это Волга, Енисей, Дон, Урал, Нева. Она богата красивыми, маленькими и большими, шумными и тихими, старыми и новыми городами — это Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Орел, Воронеж, Рязань, Смоленск, Саратов и много-много других. Она богата полезными ископаемыми — в ее недрах хранится золото, серебро, драгоценные камни, нефть, газ. Она богата также и лесами, полями, лугами. Но самое главное ее богатство — люди, наши с вами соотечественники. Каждый из них по-своему воспевает свою Родину: строители строят прекрасные дома, ученые совершают открытия, прославляющие ее имя, а поэты пишут о ней свои лучшие стихи. Послушайте одно из них.

Родина

Ромашки весь луг засыпали,

А клевер — пушистый шмель,

И пахнет сосной и липою,

И машет крыльями ель.

Вот здесь, где все дышит сказкою,

Родились мы и живем,

Поэтому край наш ласковый

Родиной мы зовем.

И. Векшегонова

Ребята, как называется наша Родина?

Дети. Россия.

Педагог. Чем богата наша страна — Россия?

Дети отвечают.

Педагог. Какая она — наша страна?

Дети отвечают (при необходимости преподаватель дополняет их): «Большая, богатая, сильная, красивая, дружелюбная».

Педагог. Наш народ сложил о Родине много пословиц и поговорок. Послушайте их и постарайтесь закончить, скажите последнее слово.

Нет в мире краше Родины... (нашей).

Береги землю родимую, как мать... (любимую).

Много на свете разных земель, а лучше родной нет... (никакой).

Для Родины своей ни сил, ни жизни не... (жалей).



Предварительный просмотр:

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МЕРОПРИЯТИЕ С ДЕТЬМИ

с использованием технологии В. В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры»

Возраст: старшая группа.

Тема НОД: «Транспорт. Виды транспорта».

Направление образования и развития (образовательная область): познавательное развитие.

  Цель: создать условия для формирования умения понимать поставленную задачу и выполнять её самостоятельно.

Задачи:

Коррекционные: 

- Совершенствовать умения ориентироваться на плоскости, определяя маршрут движения объекта по заданным ориентирам.

- Учить, правильно использовать пространственные термины.

 - Развитие глазомерных и глазодвигательных возможностей глаза, прослеживающей функции глаза, формирование навыков зрительного анализа.

- Развитие мелкой моторики рук, абстрактного и пространственного мышления, зрительно - моторной координации.

Общеобразовательные:

- Развивать связную речь и умения использовать в речи слова, определяющие пространственное расположение предметов.

- Формировать умения сравнивать и устанавливать взаимосвязи между объектами; узнавать объекты по словесному описанию-загадкам.

Воспитательные:

- Воспитывать усидчивость и умение следовать последовательности действий при выполнение заданий.

Виды детской деятельности: коммуникативная, двигательная, игровая.

Формы реализации детских видов деятельности: решение проблемной ситуации, составление разрезной картинки, игра «Чудо крестики-3», «Шнур-затейник», «Счётные палочки», «Обведи по точкам».

Формы организации:  подгрупповая.

Оборудование и материалы: конверт, фигурки-персонажи Малыш Гео и девочка Долька, разрезная карта с написанными с другой стороны цифрами, черно-белое контурное и цветное изображение воздушного шара, игры по числу детей: «Чудо-крестики-3», магниты, картинки с изображением водного транспорта, коврограф, аудиозапись «Звуки транспорта», игры по числу детей «Шнур-затейник» с соответствующими схемами, бланки для игры «Обведи по точкам», игровизор.

Предшествующая работа: беседы о транспортных средствах, рассматривание иллюстраций по теме «Транспорт», просмотр презентации на тему «Виды транспорта», отгадывание загадок о транспорте, складывание разрезных картинок «Транспорт».

Ход НОД:

1. Вводная часть.

Дефектолог: Ребята, наши друзья девочка Долька и мальчик Гео приглашают нас отправиться с ними в сказочный город.  А чтобы найти правильный путь и не заблудиться, что нам нужно?

Дети: Карта.

Дефектолог: У меня на столе мальчик Гео рассыпал много карточек с цифрами. Помогите их собрать.

Игра «Собери цифру» - восприятия целостного образа цифры.

 Составление разрезной карты из частей по написанным на другой стороне цифрам.

2. Основная часть.

Дефектолог: Молодцы. Вы правильно собрали карту. Как вы думаете, где начало путешествия на карте?

Дети: В нижнем правом углу.

Дефектолог: Первый участок дороги не очень длинный, но на пути горы, болота, по земле никак не проехать. На каком виде транспорта мы сможем двигаться?

Дети: На воздушном.

Дефектолог: Правильно! Давайте отгадаем, на каком именно:

С теплым воздухом шар,

А под ним корзинка.

Под ногами земля,

Словно на картинке.

Дети: Воздушный шар.

На карту прикрепляется черно-белый воздушный шар.

Дефектолог: Чего не хватает нашему шару?

Дети: Не хватает цвета и корзины.

Дефектолог: Нужно сделать шар цветным и крепко присоединить корзину к шару.

Дети выполняют задание: составление по контурному образцу воздушного шара с корзиной с помощью игры «Чудо крестики-3».

Дефектолог: Молодцы, вы постарались и правильно выполнили задание, Посмотрите на нашу карту.

Появление цветного шара, передвижение шара.

Дефектолог: Ребята, мы прошли с вами первый путь дороги. Дальше дорога ведет по воде. На чем можно поехать? Давайте выберем на чем мы сможем поехать дальше с нашими друзьями? Рассматривание и называние водного транспорта.

Дефектолог: Правильно, водный транспорт бывает разный, но нам нужно выбрать самый быстрый.

Поиск правильного порядка от самого медленного транспорта до самого быстрого с демонстрацией на коврографе.

Дети: Корабль.

Дефектолог: Мы правильно выбрали! Посмотрите в окно. Какая там погода?

Дети: Пасмурная.

Дефектолог: Девочка Долька предлагает нам поиграть в «Шнур-затейник» и вышить солнышко, чтоб нам было веселее путешествовать.

Дети вышивают силуэт солнца на игре «Шнур-затейник» - развитие мелкой моторики, цветовосприятия.

Дефектолог: Отправляемся в путь! Чтобы двигаться дальше, нужно поиграть и узнать из игры, на каком виде транспорта поедем дальше.

Физминутка «САМОЛЕТ»:

Мы садимся в самолет, (Дети приседают)

Отправляемся в полет! («Заводят» самолет, встают, говорят: «ж-жу»)

Мы летим над облаками. (Руки в стороны)

Машем папе, машем маме. (По очереди обеими руками)

Видим, как течет река, (Показывают руками волны)

Видим лодке рыбака. («Забрасывают» удочку)

Осторожнее: гора! (Наклоняются влево, вправо, говорят : «ж-жу»)

Приземляться нам пора! (Приседают)

Дефектолог: Приземлились, рядом с полем очутились!

На карте появление и движение самолета.

Дефектолог: Дальше путешествовать будем не на городском транспорте, а на междугородном. Выберите, на каком.

Дети: На поезде.

Дефектолог: Да, нужно ехать на поезде. Только чего-то не хватает. Кто догадался, чего? Правильно, не хватает железной дороги! Давайте ее сделаем!

Выкладывание железной дороги из счётных палочек.

Дефектолог: Ребята, вы молодцы. Справились со всеми заданиями и мы добрались до сказочного города! Послушайте и скажите на каком транспорте будут ездить в сказочном городе наши друзья.

На коврографе появление сказочного города.

Аудизапись «Звуки транспорта» - развитие слухового восприятия.

Ответы детей.

Дефектолог: Мальчик Гео и девочка Долька останутся в своём городе, а мы отправляемся   к себе в группу. А на каком транспорте мы поедем, узнаем выполнив задание.

Упражнение «Обведи по точкам, назови». Автобус – развитие графомоторных навыков, ориентировки на листе бумаги.

(отправляемся в садик)

3.Заключительная часть.

Рефлексия:

Дефектолог: Ребята, вам понравилось играть с Гео и Долькой?

Какая игра вам понравилась больше? Какое задание вам было трудно выполнить? На каком транспорте вам понравилось  сегодня путешествовать? Назовите виды транспорта и приведите примеры…..

Перспектива: Дефектолог: Молодцы, ребята, вы сегодня были очень внимательными!

Кому вы расскажете о нашем путешествии?....



Предварительный просмотр:

 Рекомендации тифлопедагога при работе со слабовидящими и слепыми воспитанниками:

Спецификой адаптированной основной образовательной программы ДОУ является:

- коррекционная направленность;

- непрерывность основного коррекционно-образовательного процесса;

- охрана и укрепление здоровья воспитанников;

- коррекция зрительных функций;

- сохранение, поддерживание индивидуальности;

- социальная адаптация.

Всеми специалистами детского сада реализуется комплексный, клинико-психолого-педагогический подход к диагностике и коррекционной помощи детям с ОВЗ.

Цель и задачи образовательной программы.

Программа способствует повышению эффективности коррекционной работы в условиях реализации Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и введения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Реализация программы осуществляется в соответствии с требованием ФГОС ДО по обеспечению прав детей с ограниченными возможностями здоровья (с нарушениями зрения) на специальную (коррекционную) помощь, с

учетом возрастных и индивидуальных особенностей и образовательных

потребностей, охрану и укрепление физического и психического здоровья,

преодоление отклонений в психофизическом развитии детей с патологией зрения.

Целью программы является, формирование у детей с нарушениями зрения (косоглазие, амблиопия, слабовидение) специальных приемов и способов деятельности, обеспечивающих максимально эффективную ориентировку ребенка в окружающем мире и способствующих социализации детей данной категории, освоению детьми с нарушениями зрения (косоглазие, амблиопия, слабовидение) основной общеобразовательной и коррекционной программы.

Задачи

Достижение цели программы обеспечивается решением следующих задач:

- изучить актуальное состояние развития зрительного восприятия, ориентировки в пространстве, уровень сформированности представлений о мире у дошкольников с нарушениями зрения (косоглазие, амблиопия, слабовидение);

- обучать специальным способам деятельности в познании окружающей

действительности;

- развивать зрительное восприятие; формировать навыки ориентировки в

пространстве;

- развивать социально-бытовую ориентировку; развивать осязание и мелкую моторику;

- обеспечить педагогов рекомендациями по оказанию коррекционной помощи детям в познавательной, бытовой, игровой деятельности;

- повышать педагогическую компетентность родителей в воспитании ребенка с нарушениями зрения.

Для детей с нарушениями зрения характерно:

- затруднения в оценке цвета, формы, величины, пропорций, пространственных отношений;

- неумение выделять информативные признаки в предмете с последующим использованием при анализе свойств и качеств предмета;

- снижение точности, полноты, целостности представлений о предметах;

- трудности восприятия объектов в условиях сниженной цветовой

насыщенности, контрастности, на сюжетном изображении, в силуэтном и контурном изображении, при наличии неполного изображения предмета и др.;

- затруднения при обследовании предмета, составлении целого из частей, совмещении деталей, использовании орудий труда и др.;

- сложности группировки, классификации, обобщения объектов по

существенным и несущественным признакам;

- затруднения при сравнении предметов, нахождении отличий, составлении описательных рассказов;

- нарушение моторно-двигательной стороны практической деятельности;

отклонения в координации движений, темпа и ритма действий, отсутствие сопряженных движений обеих рук; трудности в овладении орудийными действиями с предметами, что ведет к трудностям овладения предметно-практической и предметно-игровой деятельностью;

- трудности ориентировки в малом и большом пространстве, в том числе и на листе;

недостаточность словарного запаса, непонимание значения и смысла слов;

- снижение познавательной активности, ориентировочно-поисковой

деятельности;

- снижение двигательной активности ребенка, отклонения в координации движений, темпа и ритма действий;

- сложность в формировании личности: нарушение эмоционально- волевой сферы, снижение уровня самостоятельности, появление замкнутости, необщительности

Рекомендации тифлопедагога:

Педагогам нужно знать о том, что зрительная патология не влияет на познавательные способности ребёнка. Усложняется лишь восприятие окружающего мира. Восприятие у слабовидящих детей замедленное, фрагментарное, полнота обозрения нарушена, снижена наблюдательность. Поэтому необходимо, чтобы пособия находились в поле зрения детей более длительное время.

Оптимальная нагрузка на зрение у слабовидящих детей составляет не более 15 - 20 минут непрерывной работы, для учеников с глубоким нарушением зрения, в зависимости от индивидуальных особенностей, она не должна превышать 10 - 20 минут.

Рассаживать детей надо сообразно с их диагнозами. За первые столы необходимо сажать детей, страдающих амблиопией высокой степени и расходящимся косоглазием, за последние столы – детей с более высокой остротой зрения и сходящимся косоглазием.

Детям с косоглазием без амблиопии следует сидеть в среднем ряду за любым столом, детям с косоглазием и амблиопией — в среднем ряду за первым столом (чем ниже острота зрения, тем ближе к доске). Однако необходимо учитывать вид косоглазия.

При сходящемся косоглазии ребёнку нужно сидеть настолько далеко от доски, насколько позволяет острота зрения; при расходящемся косоглазии — напротив, как можно ближе к доске, несмотря на остроту зрения.

Материалы и пособия для работы с детьми с нарушениями зрения должны состоять из подлинных объектов, муляжей, игрушек, объемных и плоскостных геометрических фигур, рельефных и плоскостных изображений предметов и объектов на карточках, листах бумаги, картона, фанеры (как контурные, так и закрашенные силуэты различной цветовой гаммы).

Материалы и пособия должны быть доступны для зрительного восприятия: быть яркими, красочными, насыщенными по цвету (в основном используются красный, оранжевый, желтый, зеленый цвета; остальные цветовые изображения должны иметь чистые натуральные цвета).

Материалы и пособия должны иметь матовую неотражающую поверхность, четкое композиционное построение, вычленение контуров, лаконичность рисунков, конкретные визуальные признаки предметов, объектов и явлений окружающего мира.

Не допускается наслоение одного предмета на другой (кроме специальных заданий).

При выборе изображений следует учитывать пропорциональность отношений по величине в соответствии с соотношениями реальных объектов, высокий цветовой контраст, более четкого выделения ближнего, среднего и дальнего планов (четкая перспектива).

Материалы и пособия должны быть определенных размеров - более крупные для фронтальных демонстраций (не менее 15 см.) и строго дифференцированные для индивидуальных (соответствовать показателям зрительных возможностей ребенка).

Во время занятий традиционная физкультминутка должна дополняться упражнениями для снятия зрительной нагрузки. Целесообразно приглашать детей к окну, посмотреть на дальние и близкие предметы, понаблюдать погоду, движение транспорта и полет птиц.

Слепые дети наряду со всеми детьми принимают активное участие во всех видах детской деятельности: познавательной, игровой, физкультурно-оздоровительной, художественно-эстетической и других.

Обучение слепых дошкольников пространственной ориентировке включает в себя:

-формирование потребности в самостоятельной ориентировке и передвижении;

-преодоление страха пространства и неуверенности в собственных силах;

-овладение навыками ориентировки в схеме собственного тела;

-обучение способам и приемам ориентировки в микропространстве (за столом, на листе бумаги).

Слепой ребёнок посещает все коррекционные и общеобразовательные занятия. В связи с чем, на занятиях требуют к себе особого внимания. Так, в ходе обследования предметов или же разъяснения инструкции требуется значительно больше времени. Согласно модели обучения и воспитания слепых детей узкие специалисты в лице тифлопедагога, учителя-логопеда, педагога-психолога взаимозаменяют друг друга и сопровождают детей со сложными нарушениями в развитии на занятиях, подбирают и адаптируют с учётом возможностей детей разнообразный стимульный и дидактический материалы.

Важным в формировании компенсаторных навыков является включение во все виды деятельности сохранных анализаторов (осязание, обоняние, слух, проприоцептивная чувствительность – мышечное чувство, ощущение положения частей собственного тела относительно друг друга и в пространстве).

Осязание имеет для слепого дошкольника исключительное значение, так как это главный способ познания, предметной и пространственной ориентации. Тактильная чувственность позволяет качественно обследовать предмет, изучить его пространственные и физические свойства. При обследовании предметов педагог управляет действиями ребёнка, накладывая свои руки на руки ребенка или действуя способом «рука в руку», стоя за спиной у ребёнка.

Слепому ребёнку необходимо помогать в передвижениях по группе, в ориентировке в пространстве. Ребёнок должен знать основные ориентиры ДОУ, группы, где проводятся занятия, путь к своему месту.

Следует обратить внимание на количество комментариев, которые будут компенсировать обеднённость и схематичность зрительных образов. Особое внимание следует уделять точности высказываний, описаний, инструкций, не полагаясь на жесты и мимику.

 



Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №68  

Консультация для родителей

Тема: «Функциональное значение учителя – дефектолога в образовательном процессе дошкольного учреждения»

C:\Users\User\Desktop\d0f07dd0a42425f59fee53e8c47d7cb3.jpg

Учитель – дефектолог

Власова Татьяна Анатольевна

 Г. Энгельс

Дефектолог в детском саду

Некоторые родители, к своему счастью, даже не знают, для чего нужен дефектолог в детском саду. А родителям детей, имеющих отклонения в развитии, пришлось тесно соприкоснуться с наукой дефектологией и познакомиться со специалистами этой области 

 Дефектология – это наука, совмещающая в себе медицину, психологию и педагогику.  

 Дошкольный педагог-дефектолог - это специалист широкого профиля, который работает со всеми видами нарушений в развитии ребенка.

  В широком понимании дефектологом является специалист, который занимается изучением, обучением, воспитанием и социализацией детей, имеющих отклонения в своем развитии. В узком смысле дефектолог – это коррекционный педагог.

 Основные формы работы-дефектолога: подгрупповые и индивидуальные занятия. В практической деятельности учителя-дефектолога преобладают индивидуальные занятия, так как они позволяют максимально учесть индивидуальные особенности каждого ребенка.

 Главная задача дефектолога - определить индивидуальный маршрут развития, воспитания и обучения ребёнка, оказать психологическую и консультативную поддержку родителям. А в дальнейшем подготовить ребёнка к обучению в школе.

 Цель коррекционно-развивающих занятий – конкретная помощь конкретному ребенку.

Функции дефектолога в детском саду

  • Проводит полное и подробное обследование каждого ребенка на предмет особенностей его речевого, познавательного и социального развития, в процессе которого он определяет способности ребенка к обучению и к игре, что помогает ему организовать работу с этим ребенком так, чтобы максимально компенсировать и подкорректировать выявленные недостатки развития. Изучает медицинскую карту, что помогает ему понять характер недостаточности развития ребенка и его причины. Если ребенок переведен из другого детского сада, обязательно нужно ознакомиться с педагогической характеристикой. При проведении обследования основная роль отводится дефектологу,  затем к обследованию подключаются, логопед,  психолог, инструктор ЛФК, руководитель музыки, воспитатель.
  • Дефектолог повышает познавательную активность детей и при этом развивает основные психические процессы, такие как мышление, воображение, внимание, любознательность, память, восприятие.
  • Деятельность дефектолога направлена на развитие коммуникативной деятельности детей и развития игровой способности, которая является главным видом деятельности для детей этого возраста.

 

   Дефектологическое сопровождение обеспечивает включение работы специалиста во все сферы воспитательно-образовательного процесса. Содержание работы дефектолога представляет собой целостный комплекс мер, направленных на оказание помощи, как ребенку в форме занятий и динамического наблюдения за ходом развития, так и родителям, воспитателям в форме консультаций. Во время которых, родители учатся необходимым приемам обучения своего ребенка. Так что, дорогие родители, знайте, что дефектолог может сделать очень  много для Вашего ребенка, но он не сможет заменить ему Вас в повседневной жизни.  Благодарностью за Ваше терпение, заботу и любовь будет счастливая улыбка Вашего ребенка! 

 

   Конечно, не все дети нуждаются в услугах дефектолога. Однако детям с нарушением интеллекта или с задержкой психического, психомоторного и сенсорного развития, не говоря о комплексных нарушениях, дефектолог в детском саду просто необходим. А родителям нужно помнить, что большую часть времени ребенок проводит не в детском саду, а в семье. Поэтому одни занятия дефектолога с ребенком не дадут такого результата, который можно получить при длительной и целенаправленной работе специалиста совместно с родителями.  

Советы родителям ребенка с особенным развитием 

Итак, диагноз установлен, и теперь перед родителями стоит ответственный выбор: определиться, какое детское учреждение будет посещать их ребёнок, чтобы его обучение и воспитание было адекватным его индивидуальным возможностям и способностям? Опыт показывает, что одинаковый по интенсивности стресс переживает большинство родителей, независимо от того, насколько тяжёлыми являются выявленные у ребёнка проблемы.

В головах родителей постоянно возникает мысль, что во всем виноват «ужасный диагноз», а ведь, по сути, он только отражает имеющиеся нарушения. И гораздо лучше знать установленный диагноз и иметь возможность своевременно решать выявленные проблемы теми способами, которые предлагают специалисты, чем игнорировать их, предполагая, что они сами собой исчезнут.

  • Какова же наиболее оптимальная тактика поведения родителей детей с проблемами в развитии после проведения комплексного обследования на заседании ПМПК?
  • Чего не следует делать родителям, находясь во власти негативных эмоций?
  • Каких результатов можно добиться, если учитывать индивидуальные особенности ребенка с проблемами в развитии?

1. Не бойтесь диагноза. Диагноз всего лишь констатация проблем медицинскими и психологическими терминами. Незнакомые термины часто звучат устрашающе - надо просто попросить специалистов объяснить вам все непонятные слова, и тогда окажется, что они обозначают только то, о чём вы давно знаете сами, и о чём вы только, что говорили на консультации.

2. Не принимайте важных решений в состоянии стресса. Практика показывает: хладнокровных родителей, эмоционально не реагирующих на оценку их ребёнка (а диагностика воспринимается как оценка, в каких бы терминах она ни формулировалась), просто не бывает. Более того, большинство их гораздо острее реагируют на оценку своего ребёнка, чем на оценку самих себя, и это естественно. Поэтому, признавая правомерность своих чувств, дайте им немного остыть и улечься. Отвлекитесь на время, займитесь чем-либо доставляющим вам удовольствие, обратите внимание на то, что жизнь продолжается и она по-прежнему привлекательна для вас и вашего ребенка. Если отвлечься не удаётся, если в голове все время «прокручиваются» мысли об «ужасной судьбе», о «страшном диагнозе», если эти мысли не позволяют сосредоточиться на текущих делах, мешают спать, попросите врача выписать вам успокоительное средство: такая «вышедшая из берегов» реакция принесет вред и вам, и ребёнку. Немного успокоившись, обратите своё внимание на ребёнка: он все тот же милый, родной и любимый, его достоинства не стали меньше, а недостатки - больше. Просто теперь перед вами стоит задача полководца - определить такую стратегию и тактику работы с ним, чтобы максимально помочь его развитию и обучению. Эта работа потребует немалых сил и времени.

3. Не все особенности развития предполагают необходимость воспитания и обучения в специализированном детском учреждении. Но большинство из них требует своевременного к себе внимания, так как эти особенности влияют на душевное и физическое самочувствие ребёнка, на успешность его развития и усвоения знаний. Например, никто не сомневается, насколько важно умение ребёнка сосредоточенно работать, не отвлекаясь от конечной цели своей деятельности. В значительной мере это умение является результатом воспитания - если ребёнок под руководством взрослого освоил действия с разными предметами, рисование, конструкторы, пластилин, то и в учебных занятиях он показывает способность сосредотачиваться, целенаправленно выполнять предложенное задание. Но бывают случаи, когда повышенная отвлекаемость и быстрое утомление от умственной нагрузки обусловлены особенностями нервной системы ребенка. Врачи в таких случаях говорят о минимальной мозговой дисфункции - несбалансированности основных мозговых процессов, которая проявляется в избыточной двигательной активности, неустойчивом внимании, недостаточной целенаправленности в действиях, повышенной утомляемости.

4. И при подготовке к школе, и при школьном обучении такие дети требуют особого внимания. В разные возрастные периоды на первый план выходят различные проявления мозговых дисфункций. До 3-4 лет могут обращать на себя внимание общая двигательная расторможенность, возбудимость, неустойчивость настроения. Ребёнок недостаточно целенаправлен в игре, его внимание разбросано, он быстро переключается с одной игрушки на другую.

Речевое развитие нередко задерживается - ребёнок позже начинает использовать фразовую речь, запас слов у него более скуден, чем у благополучно развивающихся сверстников. Он может не проявлять интереса к чтению рассказов и сказок, к играм с кубиками, конструктором, к сюжетным играм; страдает плохим сном, склонностью к расстройствам пищеварения, аллергическим реакциям, потливостью, нарушением координации движений, двигательной неловкостью.

С 4-5 лет на первый план выступают повышенная возбудимость, раздражительность, импульсивность поведения, частая смена настроения, иногда двигательная расторможенность. Поведение ребёнка в детском саду вызывает нарекания, педагоги обращают внимание на его неумение вести себя на организованных мероприятиях, например на утренниках; отчётливой становится неустойчивость внимания, которая затрудняет усвоение новых знаний. У некоторых детей повышенная возбудимость и расторможенность в играх сочетаются с замедленным темпом мышления. Это дезориентирует взрослых, давая им повод думать, что ребёнок может быть более быстрым и на занятиях.

«На перемене носится как оголтелый, а на занятии едва шевелится! Наверное, просто ленится», - сердится взрослый. Не зная, что детям с подобными нарушениями свойственны возбуждение и хаотичная активность в игре и замедленность, инертность, низкая продуктивность в умственной деятельности.

Более отчётливыми в старшем дошкольном возрасте становятся неловкие и недостаточно точные движения пальцев, из-за чего ребёнок позже овладевает умением застегивать пуговицы, шнуровать ботинки, хуже рисует и лепит, чем его сверстники.

К началу обучения в школе тревожащими проявлениями нередко оказываются неумение себя вести, непонимание правил поведения на занятиях, нежелание целенаправленно и сосредоточенно работать. Скудность речи, неумение связно рассказывать, искажение слов, их неправильное согласование в предложениях создают предпосылки для трудностей в освоении родного языка. Психологическое исследование показывает, что дети с мозговыми дисфункциями часто плохо ориентируются в пространстве (они путают правую и левую сторону, неправильно обозначают пространственные соотношения предметов, им трудно выполнить инструкцию на движение в заданном направлении).

И слуховое и зрительное внимание у них ограничено, часто упускаются мелкие детали, особенно страдает внимание на фоне посторонних раздражителей. Переработка полученной информации идет более медленно, хуже удерживается в памяти, труднее воспроизводится.

Все это создает предпосылки для возникновения трудностей в овладении учебными навыками (чтением, письмом, счётом) и нарушений поведения в школе.

Переживающий свои неуспехи ребёнок становится замкнутым, подавленным, протестным. Он остро нуждается в помощи, направленной на коррекцию его трудностей.

Если обратить на них внимание и начать коррекцию в дошкольном возрасте, то к началу обучения в школе многие из них будут сглажены – и обучение станет более успешным. В любом случае они требуют повышенного внимания и специальных занятий сразу – как только будут выявлены.

5. Коррекция трудностей, возникающих у детей с мозговыми дисфункциями, включает и психолого-педагогические, и медицинские мероприятия.

С помощью лекарств можно сделать ребёнка более собранным, целенаправленным, улучшить внимание, память, поведение. Препараты, влияющие на обменные процессы в головном мозге, повысят общий тонус и работоспособность. Обязательно должен быть нормализован сон, снижена тревожность ребёнка.

6. Психолого-педагогическая помощь направлена на развитие целенаправленности, внимания, памяти, ориентировки в пространстве, совершенствование точных движений. Формирование знаний и представлений, умения думать, обобщать, выделять главное  неразрывно связано со стимуляцией речевого развития. Подход к ребёнку должен быть организован с учётом уровня его знаний, индивидуального темпа работы, работоспособности, особенностей поведения.

Помните, попытки форсировать обучение с целью «наверстать», «догнать» сверстников за счёт обильных и интенсивных занятий, быстрого темпа обучения чаще всего дают отрицательный результат: утомлённый ребёнок, не понимающий, чего от него хотят, будет протестовать и огорчаться.

 

  •  Хороших результатов можно добиться, лишь ориентируясь на индивидуальные особенности ребёнка, задерживаясь на каждом этапе освоения знаний столько, сколько необходимо ребёнку, поощряя успехи и поддерживая в трудностях.
  • Вопрос о том, какой вид детского учреждения больше всего подходит ребёнку с явлениями минимальной мозговой дисфункции (ММД), решается индивидуально в каждом конкретном случае. При этом учитываются уровень его умственного развития, степень нарушения внимания, способность к сосредоточенной деятельности. Лучше всего это делать, проконсультировавшись со специалистами ПМПК.
  • Очень важно, к какому педагогу попадёт ребёнок, - от его отношения к ребёнку зависит отношение ребёнка к учёбе и к самому себе. Такие дети особенно трудны для педагога, т.к. постоянно требуют его внимания, мешают другим детям. Если педагог понимает причины неправильного поведения маленького «нарушителя», не считает его сознательным злоумышленником, у него больше шансов установить доброжелательный контакт с ребёнком и помочь ему.

Рекомендации  дефектолога родителям

1. Разговаривайте со своим ребенком во время всех видов деятельности, таких как приготовление еды, уборка, одевание-раздевание, игра, прогулка и т.д. Говорите о том, что вы делаете, видите, что делает ребенок, что делают другие люди и что видит ваш ребенок.

2. Говорите спокойно, в нормальном темпе, с интонацией.

3. Говорите, используя ПРАВИЛЬНО построенные фразы, предложения. Ваше предложение должно быть на 1 – 2 слова длиннее, чем у ребенка. Если ваш ребенок пока еще изъясняется только однословными предложениями, то ваша фраза должна состоять из 2 слов.

4. Задавайте ОТКРЫТЫЕ вопросы. Это будет стимулировать вашего ребенка использовать несколько слов для ответа. Например, спрашивайте «Что он делает?» вместо «Он играет?». Если ребенок затрудняется в ответе, задавая вопрос, используйте слово «или». Например: «Мальчик прыгает или бегает».

5. Выдерживайте временную паузу, чтобы у ребенка была возможность говорить и отвечать на вопросы.

 

6. Слушайте звуки и шумы, которые нас окружают. Скажите ребенку: «Послушай, как лает собака, а вот шумит ветер» и т.д. А потом спросите «Что это?» Это может быть лай собаки, шум ветра, мотор самолета, шелест листвы, журчание ручейка и т.д.

7. Расскажите короткий рассказ, историю. Затем помогите ребенку рассказать эту же историю Вам или кому-нибудь еще. При затруднениях, задавайте ребенку наводящие вопросы.

8. Если ребенок употребляет всего, лишь несколько слов в речи, помогайте ему обогащать свою речь новыми словами. Выберите 5-6 слов (части тела, игрушки, продукты) и назовите их ребенку. Дайте ему возможность повторить эти слова. Не ожидайте, что ребенок произнесет их отлично. Воодушевите ребенка и продолжайте их заучивать. После того, как ребенок произнес эти слова, введите 5-6 новых слов. Продолжайте добавлять слова до тех пор, пока ребенок не узнает большинство предметов, окружающей жизни. Занимайтесь каждый день.

9. Если ребенок называет только одно слово, начните учить его коротким фразам. Используйте слова, которые ваш ребенок знает. Добавьте цвет, размер, действие. Например, если ребенок говорит «мяч»,  последовательно научите его говорить «Большой мяч», «Катин  мяч», «Круглый мяч» и т.д.

10. Большинство занятий проводите в игровой форме. Работа с ребенком должна активизировать речевое подражание, формировать элементы связной речи, развивать память и внимание.

Не забывайте: 

развивайте ребенка, играя с ним!

Ваш ребенок самый замечательный!