Мое портфолио
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 1.84 МБ |
![]() | 71.91 КБ |
![]() | 157.5 КБ |
![]() | 1.12 МБ |
![]() | 353.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
ОБОСНОВАНИЕ ВЫБОРА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ И УМК
Что представляет собой процесс выбора учебника? Это соотнесение целей учителя и содержания учебного материала с условиями обучения. Кто лучше других знает условия обучения и особенности своего индивидуального стиля преподавания? Конечно учитель!
Вот уже 11 лет я работаю по учебно-методическому комплексу «Enjoy English» (авторы Биболетова М.З., Денисенко О.А. и Трубанева Н.Н.).Сделать выбор в пользу УМК «Enjoy English» помогло изучение публикаций в научно-методическом журнале «Английский язык в школе», мастер-классы и открытые мероприятия моих коллег, стоящих у истоков внедрения УМК в образовательный процесс и, наконец, участие в авторском семинаре М.З. Биболетовой «Английский с удовольствием/Enjoy English», в ходе которых были представлены структура нового учебного курса «Enjoy English», принципы и приемы работы по данному УМК, реализующему деятельностный и коммуникативно-когнитивный подходы к обучению английскому языку.
Курс «Enjoy English» представляет собой серию учебно-методических комплектов для 2-11 классов и предназначен для общеобразовательных школ (комплект включает книгу для учащихся, рабочую тетрадь, книгу для учителя и аудиодиск). Учебники соответствуют обязательному минимуму содержания общего образования, требованиям федерального компонента государственного стандарта общего образования по иностранным языкам и Примерной программе по английскому языку для общеобразовательной школы. Они допущены Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях и включены в федеральный перечень учебников.
В комплекте реализуются такие актуальные цели обучения, как формирование языковой и речевой компетенции обучающихся, развитие коммуникативных навыков, критического мышления, осознания социальной и гражданской ответственности, формирование общеучебных навыков.
Формирование умений говорения и письма осуществляется систематически и поэтапно на основе разнообразных коммуникативных заданий: интервью, ролевых игр и т.д. Учащиеся могут овладевать навыками выступления перед аудиторией, участия в дискуссиях. У них формируются такие интегральные умения, как умение рассуждать на тему, работая в малой группе и отстаивая свою точку зрения. Они овладевают такими практическими жанрами как написание писем, рассказов, эссе и т.д.
Например, работа над темой «Узнаем больше друг о друге» в 5-ом классе начинается с прослушивания интервью английской школьницы Линды, в котором она рассказывает о себе, своих интересах и о своей семье. После прослушивания ребятам предлагается побывать в роли репортера и Линды. После отработки вопросов и языковых клише, учащиеся в малых группах обсуждают, какие вопросы они задали бы Линде. Таким образом, работа приобретает личностный характер. На следующем этапе ребята представляют интервью, героями которых являются они сами. Эта форма работы позволяет в дальнейшем приступить к формированию навыков письменной речи (заполнение анкеты).
Навыки чтения и аудирования формируются на основе аутентичных текстов, при этом развиваются различные стратегии чтения и аудирования, вырабатываются специальные навыки, которые зависят от цели чтения или слушания иноязычного текста (получение специфической или основной информации, понимание основных идей или главных мыслей и др.).
Типичными упражнениями при работе над формированием навыков чтения и аудирования являются:
- Верно\неверно (true\false)
- Расположение событий в определенном порядке (sequencing);
- Заполнениетаблицы (filling in a chart)
- Заполнение пропусков (gap filling)
- Нахождение соответствий (matching)
- Вопросы с кратким ответом (shortanswerquestions)
- Задание на установление соответствия приведенных утверждений прослушанному/ прочитанному тексту (true\false)
Перевод рассматривается как одна из основных целей обучения. Развитие этого умения основано на сравнении и сопоставлении родного языка с изучаемым языком.
Страноведческий материал позволяет решать задачу формирования толерантности и уважения к другим народам и традициям.
В УМК используются лингвострановедческие материалы, учебник содержит много интересных подлинных деталей и фактов, которые делают его реалистичным и ориентированным на проблемы, возникающие у современных подростков в разных сферах жизни. Это помогает осознать роль английского языка как средства межкультурного общения и побуждает пользоваться им на доступном учащимся уровне.
Обучение английскому языку с использованием данного курса носит проблемный характер. На уроках предлагается сочетать разные формы работы (групповую, парную, индивидуальную). Все задания и учебный материал ориентированы на личность ученика, учитывают его интересы и потребности, основываются на опыте учащихся. С помощью специально организованных, носящих разнообразный характер заданий и упражнений учащимся предлагается учиться выражать собственное мнение, быть активными участниками процесса обучения, обеспечивая тем самым овладение навыком иноязычного общения в различных его функциях.
Типичным примером формировании коммуникативной компетенции является:
В процессе работы над темой «Начало года» десятиклассники читают и ранжируют причины по которым ученики ходят в школу, выделяют причины, наиболее и наименее значимые лично для них. В процессе работы в микрогруппах учащиеся составляют рейтинг причин, значимых для всех участников группы.
С помощью разных приемов, в том числе и использования проектной методики, авторы помогают учителю создавать коммуникативную атмосферу в классе, вовлекать в обучение каждого ученика, стимулировать общение на значимую для учащихся тему, повышать мотивацию к изучению языка.
Работа над темой «Проблемы окружающей среды» в восьмом классе побуждает учащихся к созданию листовок, плакатов, видеороликов, пропагандирующих бережное отношение к природе.
УМК «Enjoy English» построен на таких важных для моей системы работы принципах, как:
- личностно-ориентированный характер обучения
- приоритет коммуникативной цели в обучении
- сбалансированное обучение устным и письменным формам общения
- дифференцированный подход
- аутентичность материала
- социокультурная направленность
- учет опыта учащихся в родном языке
- развитие когнитивных способностей обучающихся
- широкое использование современных технологий обучения.
Большого внимания заслуживает Рабочая тетрадь. Она является одним из важнейших компонентов УМК. В ней предлагается серия упражнений и заданий для осуществления дополнительной грамматической и лексической практики, для развития умений чтения и письма. Рабочая тетрадь включает в себя дополнительный материал, обеспечивающий дифференцированный подход (специальные задания для наиболее продвинутых и более слабых учащихся). В комплект УМК для 9-11 классов включены Рабочие тетради № 2, материал которых может использоваться учителей при подготовке учащихся к ГИА и ЕГЭ.
Таким образом, в процессе обучения английскому языку с использованием данного УМК действительно успешно осуществляется:
- возможность создания естественной языковой среды и использования более эффективных средств развития речевых навыков учащихся
- вариативность объема учебного материала и уровней его подачи
- возможность работы в разноуровневом классе
Показатели уровня качества и успеваемости наглядно демонстрируют результаты использования УМК «Enjoy English»:
Английский язык | 2009-2010уч.г. | 2010-2011уч. г. | 2011-2012уч.г. | |||
усп. | кач. | усп. | кач. | усп. | кач. | |
100% | 48% | 100% | 50% | 100% | 52% |
Предварительный просмотр:
Научно-методическая деятельность
Обоснование выбора используемых образовательных технологий
Основными, используемыми мной в урочной и внеурочной деятельности технологиями, являются:
- Технология проектного обучения (с 2005 года);
- Технология диалогового взаимодействия (с 2010 года);
- Информационно-коммуникационные технологии (с 2005 года);
- Технология Интеллект-карт (с 2011 года).
Метод проектного обучения (метод проектов)
1. Основной технологией, систематически используемой в моей работе как учителя-предметника и классного руководителя, является метод проектного обучения (метод проектов).
Применение метода проектов на уроке обеспечивает организацию мыслительной деятельности обучающихся, их активное включение в процесс познания английского языка и творческое применение полученных языковых и речевых умений. Выполняя индивидуальные и групповые учебные проекты, обучающиеся интегрируют знания из других предметных областей и учатся использовать английский язык как средство общения. Возможности технологии обеспечивают организацию продуктивной учебной деятельности школьников на уроке английского языка, что особенно значимо в условиях неязыковой среды обучения.
Реализация метода проектного обучения в работе классного руководителя направлена на самовыражение, сплочение классного коллектива, социальную адаптацию школьников.
Эффективность применения технологии отслеживалась в течение 5 лет с 5-го по 11 класс в ходе лонгитюдного исследования с помощью представленного ниже диагностического инструментария (см. таблицу 1).
Таблица 1.
Диагностика эффективности реализации метода проектов
при организации УВП
№ | Критерий | Методика |
Внутренняя мотивация | Тест-опросник направленности учебной мотивации Т.Д. Дубовицкой | |
Коммуникативные умения | Тест «Коммуникативная компетентность» Т. Гордона | |
Творческие способности | Тест Гилфорда на определение дивергентности (конвергентности мышления) | |
Социальная адаптация | Методика «Социометрия» (М.А. Марцинковская), «Сотрудничество» (О.Л. Евсеев) | |
Тревожность | Школьная тревожность (В. Хмельницкая) |
Обобщенные данные проведенных диагностических процедур наглядно представлены ниже в диаграммах:
Результаты изучения межличностных отношений в классе
(методика М.А. Марцинковской)
Учебный год | Класс | Лидеры | Предпочитаемые | С узким кругом общения | Конфликтные | Изолированные | Изгои |
2009-2010 | 9 | 16,6% | 29,1% | 20,8% | 12,5% | 16,6% | 4,1% |
2010-2011 | 10 | 12,5% | 45,8% | 16,6% | 12,5% | 12,5% | 0% |
2011-2012 | 11 | 16,6% | 54,1% | 20,8% | 8,3% | 0% | 0% |
Результаты изучения уровня сформированности классного коллектива
(методика О.Л. Евсеева)
Уч. г. | Класс | Ценность | Оценка | |||||||
школы | класса | личности | творчества | диалога | рефлексивности | кре- атив- ности | диа- ло- гич ности | реф- лек- сив- ности | ||
Уровень | ||||||||||
2009-2010 | 9 | низкий | средний | низкий | низкий | высокий | средний | средний | высокий | высокий |
2010-2011 | 10 | высокий | средний | средний | высокий | высокий | средний | высокий | высокий | высокий |
2011-2012 | 11 | высокий | высокий | высокий | высокий | высокий | высокий | высокий | высокий | высокий |
На основании полученных статистических данным можно сделать вывод о том, что системное применение метода проектов в урочной и внеурочной деятельности со 5 по 11 класс обеспечило личностный рост школьников и приращение по всем исследуемым позициям:
- Уровень развития учебной мотивации к освоению английского языка оставался стабильным даже в периоды возрастных кризисов падения учебной мотивации (6-8 класс), в среднем у 50-55 % обучающихся преобладала внутренняя мотивация изучения предмета.
- Уровень коммуникативных умений по показателя – умение вступить в контакт и реагирование на попытку другого вступить в контакт – характеризуется как компетентный уверенный тип реакции, его рост к концу 11 класса составил 14 %, что говорит о достаточно высоком уровне сформированности коммуникативной культуры обучающихся экспериментального класса.
- Уровень творческих способностей учащихся к концу 11 класса повысился в среднем на 12%.
- В классе сложились благоприятные межличностные отношения. Количество изолированных ребят и изгоев свелось к нулю. В классном коллективе сформировалась группа лидеров и предпочитаемых детей, которая помогала классному руководителю осуществлять совместную социально-одобряемую деятельность. К концу 11 класса на высоком уровне были сформированы такие ценности как: ценность личности, творчества, диалога и рефлексивности. Уровень оценки креативности, диалогичности и рефлексивности также высокий.
- У выпускников преобладал средний уровень тревожности, который соответствует норме и является залогом хорошего функционирования и нормальной работоспособности.
Технология диалогового взаимодействия
2. Второй по значимости технологией, применяемой с 2010 года, является технология диалогового взаимодействия. В урочной деятельности она позволяет создавать условия для развития индивидуальных способностей обучающихся в процессе их коллективного взаимодействия, способствует организации речевой деятельности на уроках английского языка при решении различного рода учебных и познавательных задач.
При организации диалогового взаимодействия на английском языке реализую принцип уровневой дифференциации в обучении: в рабочей учебной программе по английскому языку содержатся разработанные мной мониторинговые карты, содержащие информацию об уровне овладения обучающимися класса языковой и речевой компетенцией по английскому языку (раздел «Мое портфолио»).
Данные об уровне владения каждым обучающимся класса грамматической, лексической, фонетической стороной устной и письменной речи на иностранном языке используются при предъявлении, закреплении, контроле овладения содержанием предмета, важны для эффективного обучения монологической и диалогической речи. Мониторинговые карты дают мне возможность видеть индивидуальный прогресс школьников в конце учебного года и объективно оценивать индивидуальные приращения обучающихся, планировать необходимую коррекционную работу по устранению имеющихся пробелов.
Мониторинг формирования языковой и речевой компетенции обучающихся
в процессе изучения иностранного языка (по Е.И. Пассову)
(пример заполнения мониторинговой карты, данные за 2 года – 2011-2012уч.г/2012-2013уч.г)
Имя ученика | Языковые навыки | Речевые навыки | ||||||||||||
Фонетические | Лексические | Грамматические | Чтение | Говорение | Аудирование | Письмо | ||||||||
4 «Б» | 5 «Б» | 4 «Б» | 5 «Б» | 4 «Б» | 5 «Б» | 4 «Б» | 5 «Б» | 4 «Б» | 5 «Б» | 4 «Б» | 5 «Б» | 4 «Б» | 5 «Б» | |
Алена Д. | С | С | С | С | С | В | С | С | С | Н | С | С | В | В |
Алина Ф. | Н | Н | Н | Н | Н | Н | Н | С | Н | Н | Н | Н | Н | Н |
Анастасия Ш. | С | С | С | С | Н | С | С | С | С | С | Н | Н | Н | С |
Андрей К. | С | С | С | В | С | С | С | С | С | С | С | С | С | С |
Анна П. | С | С | С | С | С | С | С | С | С | С | С | С | С | С |
Владимир Ф. | С | С | С | С | Н | Н | Н | С | Н | Н | Н | Н | Н | Н |
Вячеслав Л. | С | С | С | С | С | С | С | С | С | С | Н | С | С | С |
Маргарита В. | В | В | В | В | В | В | В | В | С | В | С | С | В | В |
Никита Ц. | Н | Н | Н | Н | Н | Н | Н | Н | Н | Н | Н | Н | Н | Н |
Ольга З. | Н | Н | Н | Н | Н | Н | С | С | Н | Н | Н | Н | Н | Н |
Ольга Р. | Н | Н | Н | Н | Н | Н | Н | Н | Н | Н | Н | Н | Н | Н |
Рубен М. | С | С | С | В | С | С | С | С | С | С | С | С | С | С |
София П | С | С | С | С | С | С | С | С | Н | С | Н | Н | С | С |
Тимофей Д. | С | С | С | С | С | С | С | С | С | С | С | В | С | С |
Н - низкий уровень
С - средний уровень
В - высокий уровень
- положительная динамика |
Использование ИКТ в образовательном процессе
С 2005 г. использую информационно-коммуникационную технологии, что дает возможность обучающимся ориентироваться в информационном пространстве, самостоятельно конструировать свои знания, осознавать важность английского языка как средства познания и самореализации.
Развивая информационную культуру школьников средствами иностранного языка, применяю следующие приемы работы с текстом:
- С целью совершенствования монологической речи обучающихся активно использую лексико-семантические схемы, что дает возможность осуществлять отбор и накопление языкового материала для общения на темы, предусмотренные стандартом и примерной программой для каждой ступени обучения.
- Использую разные виды упражнений, развивающие навыки работы с текстом: Pre-reading tasks, While-reading tasks, Post-reading tasks.
- Внедрение технологии «Интеллект-карта» (с 2011 г.) позволяет решать проблемы, вызванные когнитивными затруднениями обучающихся, учить мыслить структурированно и эффективно (см. раздел «Творческие работы учащихся» портфолио). Создание школьниками интеллект-карт в программе «Mind Map» позволяет развивать информационную компетенцию обучающихся.
- Использование электронных приложений к УМК «Enjoy English» со 2 по 6 классы позволяет эффективно развивать языковые и речевые навыки учащихся, дифференцировать процесс обучения. В кабинете собрана медиатека, которая включает в себя:
- Электронные приложения к учебникам «Enjoy English» 2-6 классы;
- Аудиодиски с материалами для аудирования к учебникам «Enjoy English»2 – 11 классы;
- Обучающая программа по английскому языку «Professor Higgins»;
- Обучающая программа по грамматике английского языка «Round-Up -3», «Round-Up -4»;
- Аудиоприложения к пособиям для подготовки к ГИА и ЕГЭ;
Результатом работы по применению ИКТ в сочетании с технологией проектного обучения стали положительные результаты успеваемости и качества обучения школьников английскому языку, мотивация обучающихся к изучению предмета. В процессе работы школьники научились сами моделировать «образовательные продукты» - проекты-видеофильмы (см. раздел «Видео альбом» портфолио), разработанные обучающимися моего класса по темам:
- «Образование»;
- «Школа – прекрасное место»;
- «Выпускные экзамены: инструкция по применению»;
- «Патриотическое воспитание: игра «Орленок»;
- «Как живете, Сибиряки?»;
- «С Днем Учителя!».
Обобщение опыта по реализации современных педагогических технологий
Опыт работы по реализации современных педагогических технологий в учебно-воспитательном процессе был обобщен на различных уровнях:
- участие в конкурсе профессионального мастерства «Учитель года - 2006» и победа в номинации «Высокое призвание», 2006 г;
- лингвострановедческий проект «Рождественская елка», 3 «А» класс, 2007 г.;
- доклад по теме «Метод проектов в учебной и внеклассной деятельности», совместное заседание ГМО ДОУ и ГМО учителей иностранных языков, ноябрь 2008 г. (доклад получил высокую оценку коллег);
- учебный проект «Живая планета» (интеграция в рамках проектной деятельности, 6 «В» класс, 8 «А» класс), городской семинар «Школа – Школе» по теме «От проектной деятельности до профессиональной карьеры ученика», декабрь 2008 г. (проект получил высокую оценку коллег);
- выступление на Городских педагогических чтениях «Слово учителю-мастеру»
по теме «Инновационные технологии как одно из эффективных средств организации учебно-воспитательного процесса в средней школе (на примере метода проектов и информационных технологий)», февраль 2009 г.;
- доклад «Инновационные технологии (метод проектов, информационные технологии) как способ повышения эффективности обучения иностранному языку в средней школе» на региональной научно-практической конференции «Инновационные процессы в образовании», филиал ИГПУ в г. Усть-Илимске, май 2009 г. (доклад рекомендован к печати);
- виртуальный урок-проект по теме «Проблемы молодежи», видеоконференция в рамках гимназического Союза Росси, апрель 2010г;
- участие в серии проектных семинаров «Я – лидер», видеоконференции в рамках гимназического Союза России, январь-апрель 2010 г.;
- проект «Живая планета», проект удостоен Золотой медали на Всероссийском конкурсе «Учитель! Перед именем твоим...» (номинация «Методическая копилка»), 2011 г.;
- открытый урок «Чудеса природы», 8 класс, в рамках аттестации, 2011г.;
- Открытый классный час «Прекрасно там, где пребывает милосердие», 3 «А» и 11 «А» классы, в рамках аккредитации школы, 2012 г.;
- интегрированный урок в школьной рамках методической недели «Добро пожаловать в международный семейный лагерь», учащиеся и родители 2 «В» класса, май 2012 г.;
- урок-проект в рамках школьной предметной недели английского языка «В мастерской у Санта Клауса», декабрь 2012 г..
Список публикаций, содержащих обобщение опыта по реализации
используемых образовательных технологий
- Кадочникова М.Г. «Интегрированный урок в 7 классе «Английские колонии в Америке» «Альтернативная «Технологии»: преодолевая гендерное неравенство //Сборник аналитических и методических материалов. Иркутск ЦНСИО. – 2006. – С. 105-119.
- Кадочникова М.Г. «Урок – защита проектов «Наши меньшие братья» 6 класс».// Журнал «Начальная школа плюс до и после». – 2007 г. – № 9. – С.13-16.
- Кадочникова М.Г. «Компетентностный подход в обучении иностранным языкам. «Актуальные вопросы школьного и вузовского образования».// Материалы VI региональной научно-практической конференции» 23.04.07.г.Усть-Илимск, филиал ИГПУ. ЧАСТЬ I. – Иркутск: Иркутский Государственный педагогический университет, 2007. – г.Усть-Илимск. – С. 7-8.
- Кадочникова М.Г. «Инновационные технологии (метод проектов и ИКТ) как способ организации учебного процесса в средней школе». // Материалы VIII региональной научно-практической конференции 24.04.2009г. «Инновационные процессы в образовании». Усть-Илимск, 2009. – С. 93 – 94.