"Инновационная деятельность на базе КФУ"
РИП "Актуальные проблемы реализации ФГОС общеего образования"
Тема инновационной деятельности " Системно-деятельностный подход в обучении химии ка основа реализации ФГОС ООО"
Реализация системно-деятельностного подхода на моих уроках химии осуществляется через использование инновационных технологий, а именно:
1. технологии дифференциации и индивидуализации
2. проектные технологии
3. Технология исследовательских методов в обучении
4. Технология проблемного обучения
5. Информационно-коммуникационные технологии
6. уроки на основе электронных учебников
7. кейс- технология.
В рамках этой работы мною были даны открытые урокт на уровне муниципального района, разработан элективный курс для учащихся 9-х классов "Подготовка к ГИА по химии с использованием ИКТ".
Участие в IV Всероссийском педагогическом конкурсе "Урок с использованием ИКТ", выступление на Республиканском обучающем семинаре "Модернизация содержания и технологий работы с одаренными детьми." Публикации в печатных сборниках и на страницах СМИ.
в дальнейшем планируется продолжение работы в этом направлении.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока изучения нового материала в 8 классе по теме «КИСЛОТЫ».
Тема | КИСЛОТЫ |
Цель | Сформировать комплекс знаний у учащихся о кислотах как классе неорганических веществ. |
Задачи | сформировать представление учащихся о кислотах, их составе, способах классификации и названий представителей класса кислот; стимулировать обучающихся к целеполаганию, планированию деятельности, проведению эксперимента, наблюдению, анализу индивидуальных достижений, умению делать выводы, умению слушать и слышать другого человека; обеспечить формирование познавательных, коммуникативных, регулятивных универсальных учебных действий обучающихся; использовать возможности ИКТ, Интернет-ресурсов и других информационных источников при выполнении домашних заданий и представлении результатов. |
Планируемый результат | Знать определение, состав кислот и их классификацию; Знать правила техники безопасности при работе с кислотами; Знать важнейшие неорганические кислоты; Уметь определять валентность кислотного остатка и составлять формулы кислот; Уметь распознавать кислоты с помощью индикаторов; Уметь использовать возможности ИКТ ,Интернет-ресурсов и других информационных источников для выполнения домашних заданий и представления результатов; |
Основные понятия | Кислоты; Кислотный остаток; Систематическая (IUPAC) и историческая номенклатура неорганических кислот; Индикаторы |
Межпредметные связи | Биология, математика, история, латинский язык. |
Ресурсы: основные дополнительные | Химия. 8 класс: учеб.для общеобразоват. учреждений/О.С.Габриелян.-М.:Дрофа,2010. Химия.Вопросы, задачи, упражнения.8-9 кл.:учеб.пособие для общеобразоват. учреждений/Л.С.Гузей,Р.П.Суровцева.-2-е изд., стереотип.-М.:Дрофа, 2002.-288 с. Библиотекарь (электронная библиотека) http://bibliotekar.ru/ Фестиваль педагогических идей. Открытый урок. http://festival.1september.ru/ Учительский портал http://www.uchportal.ru/ Социальная сеть работников образования http://nsportal.ru/ Сеть творческих учителей/химоза http://www.it-n.ru/ |
Организация пространства | Работа фронтальная, индивидуальная (работа с тестами, подготовка докладов), парная (поведение эксперимента, взаимопроверка, взаимопомощь). |
Приемы и средства обучения: | Опора на знания обучающихся, использование алгоритмов, сравнение и анализ, компьютер, мультимедийный проектор, слайды, выполненные в программе Microsoft Power Point. |
Оборудование | На столах учащихся: периодическая таблица, таблица растворимости штатив с пробирками, раствор соляной кислоты, раствор гидроксида натрия, в чашечках Петри дольки лимона, яблока, мандарина; индикаторы: фенолфталеин, лакмус, метилоранж, универсальный; стеклянные палочки, карточки для самостоятельной работы. На столе учителя: аскорбиновая кислота (драже), раствор серной кислоты, вода, индикаторы, штатив с пробирками, компьютер В классе: таблица растворимости, периодическая таблица Менделеева |
Виды учебной деятельности обучающихся | Коммуникативные УУД: - обеспечение возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками, построение речевых высказываний, работа с информацией, построение вопросов. Личностные УУД: - готовность и способность обучающихся к саморазвитию, мотивации к обучению и познанию, самоопределение, ценностно - смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; Регулятивные УУД – целеполагание, самоконтроль, самооценка. Познавательные УУД – общие учебные действия, подготовка и решение практических задач, овладение межпредметными понятиями, расширение опыта специфического для предметной области (химии), деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира. |
Технология проведения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Обучающие и развивающие задания каждого этапа | Формирование УУД(личностные-Л, регулятивные-Р, познавательные-П, коммуникативные-К) |
I этап. Организационный момент | ||||
Цель – активизация учащихся. | Создает эмоциональный настрой на изучение темы. | Приветствуют учителя, настраиваются на работу на уроке | Л.: Готовность к равноправному сотрудничеству Доброжелательное отношение к окружающим К: Проявление уважительного отношения к партнерам, внимания к личности другого, адекватного межличностного восприятия | |
II этап. Мотивация (самоопределение) | ||||
Цель – выработка готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности
| Учитель доносит информацию | Воспринимают информацию | Слайд с изображением лимона из презентации - Посмотрите на слайд, представленные на экране. Какие ассоциации у вас возникают при виде лимона? - почему лимон кислый? | Л: положительное отношение к учению, желание приобретать новые знания |
III этап. Актуализация знаний. IVэтап. Вводная информация учителя и формулировка цели урока. | ||||
Цель - подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий | Организует изучение темы по блокам Побуждает к решению проблемного вопроса «Как узнать класс соединений? Подводит учащихся к определению класса кислоты. Формулирует цель урока | Анализируют информацию, отвечают на вопросы, работают в парах-из предложенных формул выбирают кислотные оксиды, пробуют фрукты на вкус, формулируют тему урока , предлагают пути достижения поставленной цели урока, определяют ход деятельности на уроке | Какие классы неорганических веществ мы изучили?(оксиды, гидриды, основания)? Из перечисленных классов уделим внимание оксидам: Какие вещества (соединения ) называются оксидами? (Оксиды-сложные вещества, состоящие из двух элементов, один из которых кислород.) На какие виды делятся оксиды? (кислотные, основные и амфотерные) На карточках: CaO, CI2O7,NaOH, HCI, CO2,Cu(OH)2 , H2SO4 , AL2O3, K2O, N2O5,H2CO3 , AI(OH)3 , SO3-выбрать формулы кислотных оксидов | Р:планирование деятельности в сотрудничестве с учителем и одноклассниками. П:осознают поставленную задачу, слушают, извлекают нужную информацию, осуществляют анализ, делают выводы, выполняют учебно-познавательные действия в умственной форме. |
V. Первичное усвоение новых знаний | ||||
Цель- построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще. | Проверка выполнения, опережающего дом. задания по теме. Побуждает к высказыванию своего мнения. Подводит учащихся к формулированию понятия –кислоты. Мотивирует к проведению исследования. Использование ЦОР http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0ab6f5aa-4185-11db-b0de-0800200c9a66/ch08_20_05.swf Развитие исследовательских умений и навыков учащихся Использование электронного учебника. Химия 8 класс. О.С.Габриелян | 1 блок. История открытия кислот. 2 блок. «Состав кислот» Проводят сравнение Ученики: Атомы водорода Первый элемент слева в формуле – водород ( Н), справа- кислотный остаток. Формулируют понятие Кислоты - это сложные вещества, молекулы которых состоят из атомов водорода и кислотного остатка. 3 блок. Работают с текстом, вставляют пропущенное слово(индикаторы). Просмотр анимации Распознавание кислот Учащиеся проводят определение кислот с помощью различных индикаторов, сравнивают с изменением окраски в щелочной среде, делают выводы, заполняют таблицу Учащиеся делают вывод: Независимо от вида кислоты, индикаторы изменяют свой цвет одинаково, а это означает, что все кислоты обладают сходными свойствами | Доклады: История открытия соляной, серной, азотной кислот. Учитель: Посмотрите на экран : здесь даны формулы кислот. Что между ними общего? Учитель: Исходя из состава, дайте определение понятию – кислота - Попробуйте на вкус аскорбинку, (раздаю детям по 1 драже аскорбиновой кислоты). - Что ощущаете? Какое общее свойство кислот? (Кислый вкус). Скажите, а все кислоты можно пробовать на вкус? Назовите, какие можно? Такие кислоты называются пищевыми. Но среди множества кислот, есть кислоты, которые нельзя пробовать, т.к. они ядовиты. н.п муравьиная кислота. - Как же распознать кислоты среди других веществ, не пробуя их на вкус? (многие знают ответ), предлагаю поработать с текстом и ответь на этот вопрос, вставив пропущенное слово. Что за вещества индикаторы? Какие индикаторы вам известны, назовите их. Прежде чем провести эксперимент обращаю внимание на правила ТБ при работе с кислотами. Провести эксперимент, занести данные в таблицу. - Чтобы лучше запомнить, как меняют свой цвет индикаторы предлагаю посмотреть мнемограмму, посмотрите (ролик в стихах). | Л: положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению. П: Слушают ,извлекая нужную информацию. П: осуществляют анализ, обобщение, делают вывод. К: вступают в учебный диалог с учителем, участвуют в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения Р: проведение необходимого действия самостоятельно-, самоконтроль и самооценка достигнутого результата. К: осуществляют совместную деятельность в парах с учётом поставленных учебно-познавательных задач. П:осознают поставленную задачу, выполняют учебно-познавательное действие-эксперимент; Устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы. |
Организует обсуждение проблемы. Демонстрация растворения концентрированной серной кислоты в воде с разогреванием Акцентирует внимание на правильность выполнения задания, выявление пробелов, их устранение | 4блок Классификация Выдвигают гипотезы классификации. Ответ учащихся: Основой является водород 1.по числу атомов водорода кислоты можно разделить на (HCl, HNO3) 2. двухосновные (H2S, H2SO4, H2CO3) (H3PO4) Составляют схему(кластер) Учащиеся: по наличию атомов кислорода. Состав кислотных остатков различен: в одни входит кислород, в другие не входит Учащиеся: по растворимости (по таблице растворимости определяются кислоты растворимые в воде и нерастворимые) | Обратите внимание на формулы кислот. Рассмотрите формулы кислот и ответьте на вопрос: как можно разделить кислоты по составу? Что является на ваш взгляд основой? Обратите внимание на то, сколько атомов водорода может быть в кислоте. Учитель: Какой второй признак классификации кислот вы бы выделили? Учитель: третий признак: Учитель: Кислоты, которые в свободном виде не существуют H 2CO3=CO2↑ + H2 O H SO3= S O2↑ +H2 O Сравните схему с той, которую составили вы сами: | П: используют знаково-символические средства для решения поставленной задачи К: вступают в учебный диалог с учителем, участвуют в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения П: устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы. Л:способностьк самооценке своих действий Р:самоконтроль и самооценка достигнутого результата | |
Проводит параллель с ранее изученным материалом. | 4 блок. Определение степени окисления элементов, входящих в состав кислот и зарядов ионов Структурирование знаний учащихся через фронтальную беседу. Умение выражать свои мысли | По формулам кислот можно определять степени окисления атомов химических элементов, образующих кислоты. Рассмотрим бинарную кислоту +1 -1 +1 -2 HCl и H2S Рассчитаем степени окисления элементов в серной кислоте. +1 x -2 H2 SO4 Составим уравнение: (+1)∙2+х+(-2)∙4=0 , где х- степень окисления серы; х=6 Заряды кислотных остатков определяются по основности, например: HNO3 H 2SO4 Составим оксиды соответствующих кислот HNO3 -N2 O5 H 2SO4 – SO3 | К: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения, участвуют в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения и изученную терминологию. П: устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы. | |
VI.Первичная проверка понимания | ||||
Цель- усвоение учащимися нового способа действия | Обеспечивает мотивацию выполнения. | Учащиеся выбирают для характеристики любую кислоту. | Дайте характеристику следующим кислотам HCl, HNO3, H2SO3 | Р:принимают учебную задачу, планируют самостоятельно дальнейшие необходимые действия. П:осознают поставленную задачу, читают и слушают, самостоятельно находят её в материалах учебников, рабочих тетрадях, выполняют учебно-познавательное действие-эксперимент |
VII.Первичное закрепление | ||||
Цель – определение степени «понимания» материала и «умения» его применения обучающимися | Акцентирует внимание на достижении цели урока. Организует индивидуально-дифференцированный контроль знаний обучающихся. | Выполняют задания по группам. Один ученик работает с интерактивной доской, выполняя лабораторный опыт. Определяют свои достижения. | Для закрепления предлагаю выполнить виртуальную лабораторную работу, (с помощью ЭУ), остальные выполняют задание в группах:
Индивидуальное задание (для сильного ученика) виртуальная лабораторная работа. | П: обработка и использование информации, извлечение нужной информации, выполняют учебно-познавательные действия. Р: самоконтроль и самооценка достигнутого результата |
VIII.Домашнее задание: | ||||
Комментирует домашнее задание | Дифференцированное домашнее задание: 1. Выучить формулы и названия кислот 3.Параграф №20 стр.107,упр.№3письменно,№5 письменно на дополнительную оценку. 4. Творческое задание: создать презентаци: 1. применение кислот 2. нахождение и роль кислот в природе и жизни человека. | Р: принимают учебную задачу, планируют самостоятельно дальнейшие необходимые действия. | ||
IX.Рефлексия. | ||||
Цель- самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия. | Побуждает к анализу индивидуальных достижений. | Анализ достижения цели урока | «пожелания себе»; «пожелания товарищам по классу»; «самое трудное в работе»; «самое интересное»; «чему я научился в процессе работы»; «что понравилось», «что не понравилось». | Р: самоконтроль и самооценка достигнутого результата |