Главные вкладки
Выявление и развитие способностей учащихся
Предварительный просмотр:
Спортивная деятельность – одна из важнейших моделей для изучения состояния человека в различных жизненных проявлениях. Физические способности, активность и заинтересованность учеников способствуют определенным достижениям в физической культуре. Ведущим в познании спортивной одаренности является определение возможностей моторной организации человека и его психических способностей, которые могут быть как врожденными, так и приобретенными в процессе деятельности. Поэтому задача учителя состоит в том, чтобы создать такую ситуацию, которая позволит реализовать спортивную активность каждого ребенка. В своей работе я ориентируюсь на такие признаки развития ребенка, как быстрое освоение деятельности и ее выполнения, использование новых типов деятельности, проявление максимума самостоятельности в овладении и развитии деятельности, устойчивость интересов, упорство в достижении цели, широта интересов, анализ реальных достижений детей в спортивных соревнованиях и конкурсах, наблюдение. Для выполнения задач в школе созданы все условия, как на спортивной площадке вне спортивного зала, так и в самом зале.
При выборе содержания и методов работы с детьми я учитываю, что каждому возрастному этапу детского развития соответствуют разные типы ведущей деятельности.
Для учащихся начальных классов - это игровая деятельность, направленная на развитие физических качеств посредством игры. Стараюсь детей привлекать к регулярным занятиям физической культурой и посещать спортивные секции. В нашей школе действует несколько секций: баскетбол, волейбол, настольный теннис, футбол, акробатика. Работа в секциях ведется в сотрудничестве с коллегами ДЮСШ.
Большими помощниками для всех являются родители, которые всегда рады помочь в организации и проведения различных спортивных мероприятий: «Папа, мама, я – спортивная семья», «Президентские состязания», сдача норм комплекса ГТО.
Для учащихся средних классов ведущим видом деятельности выступает социально-коммуникативная деятельность – совместная предметная деятельность: соревнования, конкурсы, турниры, как условие и средство формирования самооценки. В общении со сверстниками часть детей старается брать на себя роль организатора групповых дел и игр. Этих детей можно привлекать к демонстрации упражнений, инструкторской деятельности в работе с отстающими, судейству соревнований, к помощи в организации и проведении спортивных мероприятий.
Для учащихся старших классов ведущим видом деятельности является проектно-исследовательская деятельность как необходимое средство самоопределения школьника. «Объектом» проектирования» для школьника выступает он сам. Необходимо выбрать в окружающем мире и спрогнозировать у себя такие свои способности, которые необходимы для успешной социализации ребенка в самостоятельной жизни.
В этом возрасте я стараюсь привлекать ребят к участию в соревнованиях, конкурсах, турнирах, Днях здоровья, привлекаю к выступлениям с пропагандой ЗОЖ. Учащиеся, относящиеся к специальной медицинской группе, готовят доклады, рефераты, которые используются на уроках теоретической подготовки.
Проводится мониторинг физической подготовленности учащихся. Цель которого, определение уровня физической подготовленности учащихся. Два раза в год (осенью и весной) проводится тестирование учащихся для определения уровня развития физических качеств: быстроты, ловкости, силы, гибкости, выносливости.
На основе педагогических наблюдений определяются специфические способности учащихся. Так путем систематического наблюдения за учеником фиксирую его способности к освоению программы. Большую роль по выявлению способностей играют контрольные тесты, по результатам которых судят о наличии способностей. Определив обучающихся со способностями к физкультурно-спортивной деятельности, учу их думать, предпринимать все возможное для развития своих способностей.
Большую роль играет и непосредственно организация учебного процесса: нетрадиционные уроки, интегрированные уроки, игровые уроки; соревнования; мини-турниры.
В организации внеурочной деятельности по предмету (спортивные секции) ищу нетрадиционные подходы. Особое внимание уделяю личностно-ориентированному методу – обучению в сотрудничестве, который построен на работе в группах. Главная идея обучения – учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе. Помогать друг другу, совместно решать любую проблему, а также добиваться положительных результатов в двигательных действиях, делить радость успеха и горесть неудач.
Остановлюсь на конкретном примере из личного опыта работы в секции волейбола. Эта спортивная игра очень популярна в нашем поселке, районе. В школьной секции занимаются все желающие – мальчики и девочки, учащиеся средних и старших классов. Младших школьников на определенном этапе тренировки я определяю к более опытным старшим ребятам. Занимаясь, таким образом, юные спортсмены имеют возможность поучиться у старших товарищей приемам игры, а «наставники» набираются опыта, стараются показать и делать элементы технично, что немаловажно. И старшие, и младшие чувствуют ответственность, следят за своими действиями, стараются не подвести друг друга. Эффективность данной системы работы с учащимися подтверждают результаты спортивных достижений:
незначительно, но снижается процент детей отнесенных к группе здоровья;
остаются стабильными показатели на олимпиадах по предмету «Физическая культура»;
охват детей к сдаче норм ГТО поддерживается из года в год;
на протяжении более 10 лет сборная команда школы является лидером Спартакиады школьников Муйского района.