УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО
ТЕМА: ЗНАКОМСТВО С ПОНЯТИЕМ «УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО»
ЦЕЛИ: познакомить детей с понятием « устное народное творчество». Познакомить с различными видами у. н. т.: загадками, сказками, потешками, колыбельными песнями, хороводами, перевертышами. Создать у детей положительный эмоциональный настрой, желание водить хороводы, сочинять перевертыши, отгадывать и загадывать загадки. Приобщать детей к русской народной культуре.
МАТЕРИАЛ:изделия дымка, хохлома, городец, гжель, картины , богородцкие и филимоновские игрушки. Сундучек, игрушки отгадки к загадкам, выставка книг русск.нар.сказок, картинка с изображением арбуза, иллюстрации Васнецова к потешкам, аудиозапись хороводной песни и колыбельной, кукла в люльке.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
Р., КТО-НИБУДЬ ИЗ ВАС БЫЛ В МУЗЕЕ?
Что вы там видели? Да, в музеях выставляются разные экспонаты: картины, монеты, оружие посуда, одежда и т.д.
Сейчас мы с вами находимся на экскурсии в музее нашей группы.
Какие знакомые предметы искусства вы здесь видите?
Все эти изделия выполнены руками русских мастеров-умельцев.
Русский народ богат устным народным творчеством. А что это устн. нар.т-во мы узнаем на сегодняшней экскурсии.
В прошлом, когда не было телевизоров, компьютеров и другой техники, молодые люди много работали в поле, а пожилые ухаживали за детьми. И чтобы их занять, придумывали разные интересные волшебные истории, сказки. Но поскольку в те времена люди были неграмотными, т.е. не умели читать и писать, сказки никто не записывал. Их запоминали, рассказывали друг другу. Дети вырастали, у них появлялись свои дети и им рассказывали сказки, которые услышали от своих бабушек. Так они и передавались из поколения в поколение, из уст в уста. Устами раньше называли губы. Сочинял эти сказки не один человек, а многие, т.е.- народ. Поэтому и называем мы их русские народные сказки.
Какие р.н.с. вы знаете?
(«гуси-лебеди», «заюшкина избушка», « колобок», « курочка ряба», «теремок» и другие.)
Рассматриваем выставку книг р.н.с.
Так же чтобы детей развлекать, а раньше говорили потешать, для них придумывали короткие интересные стишки. Эти стишки так и назвали. – потешки
Дети читают потешки наизусть и рассматривают иллюстрации к потешкам художника Васнецова.
Кисонька- мурысонька,
Ты где была?
На меленке.
Кисонька – мурысонька,
Что там делала?
Муку молола.
Кисонька – мурысонька,
Что с мукой делала?
Пироги пекла.
Кисонька – мурысонька,
Не ешь одна, не ешь одна.
Нужно было детей не только потешать, но и развивать, учить мыслить, рассуждать, думать, анализировать. Вот тогда и придумали загадки.
Отгадайте загадку:
Сам алый, сахарный
Кафтан зеленый, бархатный. (Арбуз).
Спелый арбуз внутри очень красный—алый, очень сладкий – сахарный, а снаружи покрыт зеленой бархатной коркой, будто одет в кафтан. Кафтан это старинная русская одежда, похож на пиджак. Вот так, рассуждая, приходили к ответу.
Ребята, посмотрите, у нас в музее есть волшебный сундучок. В старину в сундуках хранили одежду. Хотите узнать, что хранит наш сундучок? Отгадайте загадки. Несколько детей загадывают загадки, остальные отгадывают. Открываем сундучок, а там игрушки, ответы на загадки. Значит, вы все правильно отгадали, молодцы!
Очень интересно было детям сочинять перевертыши.
Детям выдалась возможность не только слушать, но и самим участвовать, сочинять, творить. Получалось очень забавно и даже смешно.
Например: Маша обедает за столом, а кот Васька сидит под столом. Нужно поменять местами героев. Перевернуть текст. Что же получится? Кот Васька обедает за столом, а Маша сидит под столом. Правда же, смешная получается картина? (На фланелеграфе картина: комната, стол, на столе обед, за столом сидит на стуле Маша, под столом кот. Фигуры Маши и кота съемные, вставлены в прорези в картине, чтобы можно было их поменять местами).
Вечерами замужние женщины укладывали своих сыночков и дочек спать в колыбели. А чтобы дети быстрее засыпали и видели хорошие сны, мамы пели им колыбельные песни.
Ребята, кому из вас мамы или бабушки пели колыбельные песни? А кто пойдет и покачает нашу Катеньку и споет для нее. ( Звучит мелодия колыбельной, девочка поет и качает люльку с куклой).
А молодые, неженатые и незамужние юноши и девушки, после тяжелого трудового дня, собирались на поляне, отдыхали, пели песни и водили хороводы.
Давайте и мы немного отдохнем, встанем в хоровод.
ИТОГ: почему же загадки, сказки, потешки, колыбельные называют устным народным творчеством?
Устное--- потому, что никто ничего не записывал, а передавали все из уст в уста, народное—потому, что сочиняли люди, русский народ, творчество—потому, что не просто сочиняли, а творили.
Ребята, наша экскурсия подошла к концу. Что нового вы узнали сегодня, о чем вы расскажите дома родителям, бабушкам, дедушкам?