Информатика
Тематические планы, разработки уроков по информатикие
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Информатика 6 класс Босова Л.Л. | 56.49 КБ |
Информатика 7 класс Босова Л.Л. | 57.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Биюрганская ООШ»
РАССМОТРЕНО
на заседании педагогического совета
протокол от ___ __________20__ г. № ____
УТВЕРЖДЕНО
Директор МБОУ «Биюрганская ООШ»
____________ Маннанов Р.М.
Введено приказом №_____
от ___ ________ 20___ г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ПРЕДМЕТУ информатика
ДЛЯ 6 КЛАССА (1 час в неделю, 34 часа в год)
Составитель: учитель математики Ахметова А.М.
СОГЛАСОВАНО
Зам.директора ____________ Хаматова Б.Т.
РАССМОТРЕНО
на заседании МО, протокол от ___ _________ 20___ г. № __
Руководитель МО ___________ Шайхуллина И.С.
2015/2016
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ «Биюрганская ООШ»
________________ Маннанов Р.М.
Календарно-тематический план
Ахметовой Айгуль Маратовны по информатике
на 2015/2016 учебный год
План составлен на основании учебной программы для общеобразовательных учреждений и соответствует требованиям федерального компонента государственного стандарта общего образования. Программа для общеобразовательных учреждений: Информатика 2-11 классы - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007 г. Составитель М. Н. Бородин. Л.Л. Босова. Информатика и ИКТ.
Предмет | Класс | Всего кол-во часов | Кол-во часов в неделю | Количество | Название, автор учебника, издательство, год издания, уровень. | |
информатика | 6 | 34 | 1 | Контр. работ | Практичес-ких работ | Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 6 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009 |
4 | 24 |
Методическая тема на 2015/2016 учебный год
Районная | Школьная | Учителя |
Совершенствование качества образования через освоение компетентностного подхода в обучении, воспитании, развитии обучающихся | Обучение и воспитание нравственной, культурной личности в направлении оздоровления, развития способностей, интересов в условиях национальной школы. | Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках информатики |
Рабочая программа составлена на основании учебной программы для общеобразовательных учреждений и соответствует требованиям федерального компонента государственного стандарта общего образования. Программа для общеобразовательных учреждений: Информатика 2-11 классы - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007 г. Составитель М. Н. Бородин. Л.Л. Босова. Информатика и ИКТ.
К программе прилагается учебный материал подобранный в соответствии с возрастными особенностями школьников и уровнем их знаний в 6-ом классе и представлен УМК, входящим в Федеральный перечень учебников Минобразования и науки РФ.
Состав УМК:
- Учебник: Информатика 6 класс (автор Л.Л.Босова)
- ЦОР с интерактивными тестами
- Методическое пособие :Уроки информатики в 5-7 классах, под редакцией Л.Л. Босовой.
Учебник и другие элементы УМК реализуют общеобразовательную, развивающую и воспитательную цели, предполагающие комплексное решение практической задачи, заключающейся в овладении базовой системой понятий информатики на доступном уровне. Практическая задача является ведущей в данном курсе.
В федеральном компоненте нового образовательного стандарта предусмотрено изучение основ информатики и информационных технологий в рамках отдельной образовательной области “Информатика” и, соответственно, одного предмета “Информатика и информационные и коммуникационные технологии”, далее “Информатика и ИКТ”. В соответствии с учебным планом школы на 2015-2016 учебный год для изучения пропедевтического курса информатики и ИКТ в 6-м классе выделено 1 час в неделю, что составляет 34 учебных часов в год.
Цели обучения информатике в шестом классе:
- формирование общеучебных умений и способов интеллектуальной деятельности на основе методов информатики;
- формирование у учащихся готовности к использованию средств ИКТ в информационно-учебной деятельности для решения учебных задач и саморазвития;
- усиление культурологической составляющей школьного образования;
- пропедевтика понятий базового курса школьной информатики;
- развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.
Задача современной школы – обеспечить вхождение учащихся в информационное общество, научить каждого школьника пользоваться новыми массовыми ИКТ (текстовый редактор, графический редактор, электронные таблицы, электронная почта и др.) Формирование пользовательских навыков для введения компьютера в учебную деятельность подкрепляется самостоятельной творческой работой, личностно-значимой для обучаемого.
В шестом классе решаются следующие задачи обучения информатике и ИКТ:
развитие коммуникативных умений и элементов информационной культуры, в основе которой лежат умения работать с информацией (сбор, хранение, обработка, передача, классификация, кодирование в процессе выполнения учебных задач);
формирование основополагающих понятий информатики, таких как: «файл», «папка», «единицы измерения информации», «понятие», «суждение», «умозаключение», «исполнитель», «алгоритм» др.;
формирование навыков использования компьютерной техники и современных информационных и коммуникационных технологий для решения учебных и практических задач.
Содержание курса информатики и ИКТ
1. Компьютер и информация
Компьютер – универсальная машина для работы с информацией. История вычислительной техники. Файлы и папки.
Как информация представляется в компьютере или Цифровые данные. Двоичное кодирование цифровой информации. Перевод целых десятичных чисел в двоичный код. Перевод целых чисел из двоичной системы счисления в десятичную. Тексты в памяти компьютера. Изображения в памяти компьютера. История счета и систем счисления.
Единицы измерения информации.
Компьютерный практикум.
Клавиатурный тренажер.
Практическая работа №1 «Работаем с файлами и папками. Часть 1».
Практическая работа №2 «Знакомимся с текстовым процессором Word».
Практическая работа №3 «Редактируем и форматируем текста. Создаем надписи».
Практическая работа №4 «Нумерованные списки».
Практическая работа №5 «Маркированные списки».
2. Человек и информация
Информация и знания.
Чувственное познание окружающего мира.
Мышление и его формы. Понятие как форма мышления. Как образуются понятия. Содержание и объём понятия. Отношения между понятиями (тождество, перекрещивание, подчинение, соподчинение, противоположность, противоречие). Определение понятия. Классификация. Суждение как форма мышления. Умозаключение как форма мышления.
Компьютерный практикум.
Практическая работа №6 «Создаем таблицы».
Практическая работа №7 «Размещаем текст и графику в таблице».
Практическая работа №8 «Строим диаграммы».
Практическая работа №9 «Изучаем графический редактор Paint».
Практическая работа №10 «Планируем работу в графическом редакторе».
Практическая работа №11 «Рисуем в редакторе Word».
3. Элементы алгоритмизации
Что такое алгоритм. О происхождении слова алгоритм.
Исполнители вокруг нас.
Формы записи алгоритмов.
Графические исполнители в среде программирования Qbasic. Исполнитель DRAW. Исполнитель LINE. Исполнитель CIRCLE.
Типы алгоритмов. Линейные алгоритмы. Алгоритмы с ветвлениями. Алгоритмы с повторениями.
Ханойская башня.
Компьютерный практикум.
Практическая работа №12 «Рисунок на свободную тему».
Практическая работа №13 «Power Point. Часы».
Практическая работа №14 «Power Point. Времена года».
Практическая работа №15 «Power Point. Скакалочка».
Практическая работа №16 «Работаем с файлами и папками. Часть 2».
Практическая работа №17 «Создаем слайд-шоу».
Практическая работа №18 «Знакомимся со средой программирования Qbasic».
Практическая работа №19 «Исполнитель DRAW».
Практическая работа №20 «Исполнитель LINE».
Практическая работа №21 «Исполнитель CIRCLE».
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения информатики в пятом классе учащиеся должны:
- определять, информативно или нет некоторое сообщение, если известны способности конкретного субъекта к его восприятию;
- понимать смысл терминов «понятие», «суждение», «умозаключение»;
- приводить примеры единичных и общих понятий, отношений между понятиями;
- различать необходимые и достаточные условия;
- иметь представление о позиционных и непозиционных системах счисления;
- уметь переводить целые десятичные числа в двоичную систему счисления и обратно;
- иметь представление об алгоритмах, приводить их примеры;
- иметь представление об исполнителях и системах команд исполнителей;
- уметь пользоваться стандартным графическим интерфейсом компьютера;
- определять назначение файла по его расширению;
- выполнять основные операции с файлами;
- уметь применять текстовый процессор для набора, редактирования и форматирования текстов, создания списков и таблиц;
- уметь применять инструменты простейших графических редакторов для создания и редактирования рисунков;
- создавать простейшие мультимедийные презентации для поддержки своих выступлений;
- иметь представление об этических нормах работы с информационными объектами.
№ | Изучаемый раздел, тема урока | Кол. часов | Планируемые результаты | Контрольно – измеритель-ные материалы | Дата проведения | |||
Знания | Умения | Общие учебные умения, навыки и способы деятельности | По плану | Фактическая | ||||
I четверть - 9 часов | ||||||||
| 1 | знать составные части, назначение компьютера. Определение информации | уметь объяснить составные части, назначение компьютера. Определение информации | организация рабочего места; выполнение правил гигиены труда | оценка выступлений, умений анализиро-вать | 05.09. 2015 | ||
Практическая работа №1 «Работаем с файлами и папками» | 1 | знать что такое файлы и папки. Имя файла. Типы файлов | уметь объяснить что такое файлы и папки, имя файла, типы файлов | уметь анализировать, и делать выводы | практическая работа | 12.09. 2015 | ||
Практическая работа №2 «Знакомимся с текстовым редактором». Задание 1. | 1 | знать принцип хранения информации в компьютере. Системы счисления | уметь характеризовать принцип хранения информации в компьютере. Системы счисления | владение устной речью; работа с учебником; умение внимательно воспринимать информацию и запоминать её | практическая работа | 19.09. 2015 | ||
Практическая работа №2. Задание 2. | 1 | знать принципы двоичного кодирования информации | уметь характеризовать принципы двоичного кодирования информации | уметь анализировать классифицировать и делать выводы | контроль домашнего задания | 26.09. 2015 | ||
| 1 | знать правила перевода двоичных чисел в десятичную систему счисления | уметь перевести двоичные числа в десятичную систему счисления | умение самостоятельно выполнять упражнения, решать познавательные задачи | оценка выступлений, умений анализировать | 03.10. 2015 | ||
Задание 1. | 1 | знать как хранятся тексты в памяти компьютера | уметь объяснять как хранятся тексты в памяти компьютера | уметь анализировать, обобщать и делать выводы | практическая работа | 10.10. 2015 | ||
Практическая работа №3. Задание 2. | 1 | знать как кодируется текстовая информация | уметь объяснять как кодируется текстовая информация | умение осуществлять самоконтроль в учебной деятельности | контроль домашнего задания | 17.10. 2015 | ||
| 1 | знать правила верстки текста | уметь применять правила верстки текста в практике | применение ранее полученных ЗУН во время контроля | контрольная работа | 24.10. 2015 | ||
| 1 | знать виды кодирования графической информации. Растровая графика. Пиксель | уметь характеризовать виды кодирования графической информации. Растровая графика. Пиксель | освоение клавиатуры, работа с клавиатурным тренажером; основные приемы редактирования. | оценка ответов во время беседы | 31.10. 2015 | ||
II четверть - 7 часов | ||||||||
| 1 | знать виды кодирования графической информации. Векторная графика. Графические примитивы | уметь объяснять виды кодирования графической информации. Векторная графика. Графические примитивы | освоение клавиатуры, работа с клавиатурным тренажером; основные приемы редактирования. | практическая работа | 14.11. 2015 | ||
Практическая работа №5 «Маркированные списки» | 1 | знать основные единицы измерения информации | уметь характеризовать и классифицировать основные единицы измерения информации | уметь анализировать, сравнивать, сопоставлять, классифицировать, обобщать и делать выводы | практическая работа | 21.11. 2015 | ||
Задания 1-2 | 1 | знать определения информации и знания | уметь объяснять определения информации и знания | умение самостоятельно выполнять упражнения | практическая работа | 28.11. 2015 | ||
Задания 3-4 | 1 | знать органы чувств человека. Как человек воспринимает информацию из окружающего мира | уметь характеризовать органы чувств человека. Как человек воспринимает информацию из окружающего мира | уметь анализировать, сравнивать, сопоставлять, классифицировать, обобщать и делать выводы | практическая работа | 05.12. 2015 | ||
| 1 | понятия и форма мышления. Текст и графика в таблице | уметь объяснять понятия как форма мышления. Текст и графика в таблице | умение самостоятельно выполнять упражнения | практическая работа | 12.12. 2015 | ||
Задания 1-2 | 1 | знать как образуются понятия. Диаграммы | уметь характеризовать как образуются понятия. Диаграммы | уметь анализировать, обобщать и делать выводы | практическая работа | 19.12. 2015 | ||
| 1 | знать определения и понятия учебного материала | уметь применять знания во время контрольной работы | применение ранее полученных ЗУН во время контроля | практическаяконтрольная работа | 26.12. 2015 | ||
III четверть - 10 часов | ||||||||
Практическая работа №8 «Строим диаграммы» Задания 3-5 | 1 | знать каким содержанием и объемом характеризуются понятия | уметь объяснять каким содержанием и объемом характеризуются понятия | уметь анализировать, сравнивать, сопоставлять, классифицировать, обобщать и делать выводы | оценка выступлений, умений анализиро-вать | 16.01. 2016 | ||
| 1 | знать отношения тождества, пересечения и подчинения. Диаграммы | уметь характеризовать отношения тождества, пересечения и подчинения. | уметь анализировать, классифицировать и делать выводы | практическая работа | 23.01. 2016 | ||
| 1 | знать отношения соподчинения, противоречия и противоположности. Диаграммы Эйлера - Венна | уметь характеризовать отношения соподчинения, противоречия и противоположности. | уметь анализировать, сравнивать, сопоставлять, классифицировать, обобщать и делать выводы | практическая работа | 30.01. 2016 | ||
Задания 1-3 | 1 | знать определение понятия | уметь объяснить определение понятия | уметь анализировать, обобщать и делать выводы | практическая работа | 06.02. 2016 | ||
Практическая работа №10 «Планируем работу в графическом редакторе» Задания 1-3 | 1 | знать классификацию объектов, явлений и процессов | уметь характеризовать классификацию объектов, явлений и процессов | уметь анализировать, сравнивать, классифицировать, и делать выводы | практическая работа | 13.02. 2016 | ||
Практическая работа №11 «Рисуем в редакторе Word». Задания 1-3 | 1 | знать формы мышления, определение суждения | уметь классифицировать формы мышления, определение суждения | уметь анализировать, и делать выводы | практическая работа | 20.02. 2016 | ||
Практическая работа №11 Задания 4-6 | 1 | знать формы мышления, определение умозаключения | уметь формы мышления, определение умозаключения | уметь анализировать, сравнивать, обобщать и делать выводы | практическая работа | 27.02. 2016 | ||
| 1 | знать определения и понятия учебного материала | уметь применять знания и умения на практике | применение ранее полученных ЗУН во время контроля | контрольная работа | 05.03. 2016 | ||
| 1 | знать наиболее распространенные исполнители и их назначение | уметь характеризовать наиболее распространенные исполнители и их назначение | уметь анализировать, классифицировать, обобщать и делать выводы | оценка ответов во время беседы | 12.03. 2016 | ||
| 1 | знать понятие алгоритма, формы записи алгоритмов | уметь объяснять понятие алгоритма, формы записи алгоритмов | уметь анализировать, сравнивать, сопоставлять и делать выводы | оценка ответов во время беседы | 19.03. 2016 | ||
IV четверть - 9 часов | ||||||||
| 1 | знать определение, назначение, строение линейного алгоритма | уметь объяснять определение, назначение, строение линейного алгоритма | уметь анализировать, сравнивать, сопоставлять, классифицировать, обобщать и делать выводы | практическая работа | 02.04. 2016 | ||
Практическая работа №13 «PowerPoint. Часы» | 1 | знать определение, назначение, строение линейного алгоритма | уметь объяснять определение, назначение, строение линейного алгоритма | уметь анализировать, сравнивать, сопоставлять, классифицировать, обобщать и делать выводы | контроль домашнего задания | 09.04. 2016 | ||
| 1 | знать определение, назначение, строение алгоритма с ветвлениями | уметь высказать определение, назначение, строение алгоритма с ветвлениями | уметь анализировать, сравнивать, сопоставлять, классифицировать, обобщать и делать выводы | практическая работа | 16.04. 2016 | ||
| 1 | знать определение, назначение, строение алгоритма с ветвлениями | уметь высказать определение, назначение, строение алгоритма с ветвлениями | уметь анализировать, классифицировать, обобщать и делать выводы | оценка ответов во время беседы | 23.04. 2016 | ||
| 1 | знать определение, назначение, строение циклических алгоритмов | уметь произнести определение, назначение, строение циклических алгоритмов | уметь анализировать, сравнивать, сопоставлять, классифицировать и делать выводы | практическая работа | 30.04. 2016 | ||
| 1 | знать определение, назначение, строение циклических алгоритмов | уметь произнести определение, назначение, строение циклических алгоритмов | уметь анализировать, сравнивать, сопоставлять, классифицировать, и делать выводы | практическая работа | 07.05. 2016 | ||
| 1 | знать определения и понятия учебного материала | уметь применять знания и умения в практике | применение ранее полученных ЗУН во время контроля | контрольная работа | 14.05. 2016 | ||
| 1 | уметь применять знания и умения в практике | уметь анализировать, делать выводы | практическая работа | 21.05. 2016 |
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся
Контроль предполагает выявление уровня освоения учебного материала при изучении, как отдельных разделов, так и всего курса информатики и информационных технологий в целом.
Текущий контроль усвоения материала осуществляется путем устного/письменного опроса. Периодически знания и умения по пройденным темам проверяются письменными контрольными или тестовых заданиями.
При тестировании все верные ответы берутся за 100%, тогда отметка выставляется в соответствии с таблицей:
Процент выполнения задания | Отметка | |
73-100 % и более | отлично | |
57-72 %% | хорошо | |
39-56 %% | удовлетворительно | |
0-38 % | неудовлетворительно |
При выполнении практической работы и контрольной работы:
Содержание и объем материала, подлежащего проверке в контрольной работе, определяется программой. При проверке усвоения материала выявляется полнота, прочность усвоения учащимися теории и умение применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.
Отметка зависит также от наличия и характера погрешностей, допущенных учащимися.
- грубая ошибка – полностью искажено смысловое значение понятия, определения;
- погрешность отражает неточные формулировки, свидетельствующие о нечетком представлении рассматриваемого объекта;
- недочет – неправильное представление об объекте, не влияющего кардинально на знания определенные программой обучения;
- мелкие погрешности – неточности в устной и письменной речи, не искажающие смысла ответа или решения, случайные описки и т.п.
Эталоном, относительно которого оцениваются знания учащихся, является обязательный минимум содержания информатики и информационных технологий. Требовать от учащихся определения, которые не входят в школьный курс информатики – это, значит, навлекать на себя проблемы связанные нарушением прав учащегося («Закон об образовании»).
Исходя из норм (пятибалльной системы), заложенных во всех предметных областях выставляете отметка:
- «5» ставится при выполнении всех заданий полностью или при наличии 1-2 мелких погрешностей;
- «4» ставится при наличии 1-2 недочетов или одной ошибки:
- «3» ставится при выполнении 2/3 от объема предложенных заданий;
- «2» ставится, если допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями поданной теме в полной мере (незнание основного программного материала):
Устный опрос осуществляется на каждом уроке (эвристическая беседа, опрос). Задачей устного опроса является не столько оценивание знаний учащихся, сколько определение проблемных мест в усвоении учебного материала и фиксирование внимания учеников на сложных понятиях, явлениях, процессе.
Оценка устных ответов учащихся
Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:
- полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой;
- изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя терминологию информатики как учебной дисциплины;
- правильно выполнил рисунки, схемы, сопутствующие ответу;
- показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами;
- продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
- отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.
Возможны одна – две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.
Ответ оценивается отметкой «4»,. если ответ удовлетворяет в основном требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков:
- допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя:
- допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.
Отметка «3» ставится в следующих случаях:
- неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала определенные настоящей программой;
Отметка «2» ставится в следующих случаях:
- не раскрыто основное содержание учебного материала;
- обнаружено незнание или неполное понимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
- допущены ошибки в определении понятий, при использовании специальной терминологии, в рисунках, схемах, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.
График контрольных работ
№п/п | Тема контрольной работы | Дата проведения по плану | Фактически |
1 | Контрольная работа №1 «Создание документов в текстовом процессоре Word» | 24.10.2015 | |
2 | Контрольная работа №2 «Структурирование и визуализация информации» | 26.12.2015 | |
3 | Контрольная работа №3 «Что такое алгоритм» | 05.03.2016 | |
4 | Контрольная работа №4 «Систематизация информации» | 14.05.2016 |
График практических работ
№ п/п | Тема практической работы | Дата проведения по плану | Фактически |
1 | ПР № 1 «Работаем с файлами и папками» | 12.09.2015 | |
2 | ПР № 2.1 «Знакомимся с текстовым редактором». Задание 1. | 19.09.2015 | |
3 | ПР № 2.2 «Знакомимся с текстовым редактором». Задание 2. | 26.09.2015 | |
4 | ПР № 3. 1 «Редактируем и форматируем текст. Создаем надписи» Задание 1. | 10.10.2015 | |
5 | ПР № 3.2. «Редактируем и форматируем текст. Создаем надписи» Задание 2. | 17.10.2015 | |
6 | ПР № 4 «Нумерованные списки» | 14.11.2015 | |
7 | ПР № 5 «Маркированные списки» | 21.11.2015 | |
8 | ПР № 6.1 «Создаем таблицы». Задания 1-2 | 28.11.2015 | |
9 | ПР № 6.2. «Создаем таблицы». Задания 3-4 | 05.12.2015 | |
10 | ПР № 7 «Размещаем текст и графику в таблице» | 12.12.2015 | |
11 | ПР № 8.1 «Строим диаграммы» Задания 1-2 | 19.12.2015 | |
12 | ПР № 8.2 «Строим диаграммы» Задания 3-5 | 16.01.2016 | |
13 | ПР № 9.1 «Изучаем графический редактор Paint». Задания 1-3 | 23.01.2016 | |
14 | ПР № 9.2 «Изучаем графический редактор Paint». Задания 4-7 | 30.01.2016 | |
15 | ПР № 10.1 «Планируем работу в графическом редакторе» Задания 1-3 | 06.02.2016 | |
16 | ПР № 10.2 «Планируем работу в графическом редакторе» Задания 1-3 | 13.02.2016 | |
17 | ПР № 11.1 «Рисуем в редакторе Word». Задания 1-3 | 20.02.2016 | |
18 | ПР № 11.2 «Рисуем в редакторе Word». Задания 4-6 | 27.02.2016 | |
19 | ПР № 12 | 02.04.2016 | |
20 | ПР № 13 «PowerPoint. Часы» | 09.04.2016 | |
21 | ПР № 14 «PowerPoint. Времена года» | 16.04.2016 | |
22 | ПР № 15 «PowerPoint. Скакалочка» | 30.04.2016 | |
23 | ПР № 16 «Работаем с файлами и папками» | 07.05.2016 | |
24 | ПР№ 17 «Создаем слайд-шоу» | 21.05.2016 |
ЛИТЕРАТУРА
Учебно-методический комплект:
- Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 6 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.
- Босова Л.Л. Информатика: рабочая тетрадь для 6 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
- Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика и ИКТ. 5-7 классы: методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
- Босова Л.Л., Босова А.Ю., Коломенская Ю.Г. Занимательные задачи по информатике. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
- Босова Л.Л. Обработка текстовой информации. Дидактические материалы. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
Цифровые образовательные ресурсы:
- Босова Л.Л. Набор цифровых образовательных ресурсов «Информатика 5-7». – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.
- Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru.
Программное обеспечение: ОС Windows, Microsoft Office
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Биюрганская ООШ»
РАССМОТРЕНО
на заседании педагогического совета
от ___ __________20__ г. № ____
УТВЕРЖДЕНО
Директор МБОУ «Биюрганская ООШ»
____________ Маннанов Р.М.
Введено приказом №_____
от ___ ________ 20___ г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ПРЕДМЕТУ информатика
ДЛЯ 7 КЛАССА (1 час в неделю, 34 часа в год)
Составитель: учитель математики Ахметова А.М.
СОГЛАСОВАНО
Зам.директора ____________ Хаматова Б.Т.
РАССМОТРЕНО
на заседании МО, протокол от ___ _________ 20___ г. № __
Руководитель МО ___________ Шайхуллина И.С.
2015/2016
Директор МБОУ «Биюрганская ООШ»
________________ Маннанов Р.М.
Календарно-тематический план
Ахметовой Айгуль Маратовны по информатике
на 2015/2016 учебный год
План составлен согласно:
авторской программе Босовой Л. Л. «Программа курса информатики и информационных технологий для 5-7 классов средней общеобразовательной школы. // Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы/ Составитель М. Н. Бородин. – 6 изд. – М. БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009»
Предмет | Класс | Всего кол-во часов | Кол-во часов в неделю | Количество | Название, автор учебника, издательство, год издания, уровень. | |
информатика | 7 | 34 | 1 | Контр. работ | Практичес-ких работ | Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 7 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009 |
4 | 23 |
Методическая тема на 2015/2016 учебный год
Районная | Школьная | Учителя |
Совершенствование качества образования через освоение компетентностного подхода в обучении, воспитании, развитии обучающихся | Обучение и воспитание нравственной, культурной личности в направлении оздоровления, развития способностей, интересов в условиях национальной школы. | Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках информатики |
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основании учебной программы для общеобразовательных учреждений и соответствует требованиям федерального компонента государственного стандарта общего образования. Программа для общеобразовательных учреждений: Информатика 2-11 классы - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007 г. Составитель М. Н. Бородин. Л.Л. Босова. Информатика и ИКТ.
Учебник: Л.Л. Босова. Информатика и ИКТ 7 класс. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.
Учебно-тематический план изучения базового курса информатики для 7 класса ориентирован на первую ступень
школьного образовательного процесса по курсу «Информатика и ИКТ». Содержательные линии обучения информатике соответствуют содержательным линиям изучения предмета в основной школе, но реализуются на пропедевтическом уровне.
План составлен в соответствии Базисным учебным планом, разработанным Босовой Л. Л., а также Обязательным минимум содержания образования по информатике, рекомендуемым Министерством Образования Российской Федерации.
Прохождение курса рассчитано на 34 часа по одному часу в неделю. Изучение курса ориентировано на использование учащимися учебника. Для организации практической работы на уроках и домашней работы учащихся используется задачник-практикум.
Цель курса:
• познакомить школьников с основными свойствами информации, научить их приёмам организации информации и планирования деятельности, в частности учебной, при решении задач;
• дать школьникам первоначальные преставления о компьютере и современных информационных и коммуникационных технологиях.
Содержание курса информатики и ИКТ
1. Объекты и их имена
Объекты и их имена. Признаки объектов. Отношения объектов. Разновидности объектов и их классификация. Состав объектов.
Системы объектов. Система и окружающая среда. Персональный компьютер как система.
Компьютерный практикум
Практическая работа №1 «Основные объекты операционной системы Windows».
Практическая работа №2 «Работаем с объектами файловой системы».
Практическая работа №3 «Создаем текстовые объекты».
2. Информационное моделирование
Модели объектов и их назначение.
Информационные модели.
Словесные информационные модели.
Многоуровневые списки.
Математические модели.
Табличные информационные модели. Структура и правила оформления таблицы. Простые таблицы. Сложные таблицы. Табличное решение логических задач. Вычислительные таблицы. Электронные таблицы.
Графики и диаграммы. Наглядное представление о соотношении величин. Визуализация многорядных данных.
Многообразие схем. Информационные модели на графах. Деревья.
Компьютерный практикум
Практическая работа №4 «Создаем словесные модели».
Практическая работа №5 «Многоуровневые списки».
Практическая работа №6 «Создаем табличные модели».
Практическая работа №7 «Создаем вычислительные таблицы в Word».
Практическая работа №8 «Знакомимся с электронными таблицами в Excel».
Практическая работа №9 «Создаем диаграммы и графики».
Практическая работа №10 «Схемы, графы и деревья».
Практическая работа №11 «Графические модели».
Практическая работа №12 «Итоговая работа».
3. Алгоритмика
Алгоритм — модель деятельности исполнителя алгоритмов.
Исполнитель Чертежник. Управление Чертежником. Использование вспомогательных алгоритмов. Цикл повторить n раз.
Исполнитель Робот. Управление Роботом. Цикл «пока». Ветвление.
Компьютерный практикум
Работа в среде Алгоритмика.
Требования к подготовке учащихся в области информатики и ИКТ
Учащиеся должны:
- для объектов окружающей действительности указывать их признаки — свойства, действия, поведение, состояния;
- называть отношения, связывающие данный объект с другими объектами;
- осуществлять деление заданного множества объектов на классы по заданному или самостоятельно выбранному признаку — основанию классификации;
- понимать смысл терминов «система», «системный подход», «системный эффект»;
- приводить примеры материальных, нематериальных и смешанных систем;
- понимать смысл терминов «модель», «моделирование»;
- иметь представление о назначении и области применения моделей;
- различать натурные и информационные модели, приводить их примеры;
- приводить примеры образных, знаковых и смешанных информационных моделей;
- уметь «читать» (получать информацию) информационные модели разных видов: таблицы, схемы, графики, диаграммы и т.д.;
- знать правила построения табличных моделей, схем, графов, деревьев;
- знать правила построения диаграмм и уметь выбирать тип диаграммы в зависимости от цели её создания;
- осуществлять выбор того или иного вида информационной модели в зависимости от заданной цели моделирования;
- приводить примеры формальных и неформальных исполнителей;
- давать характеристику формальному исполнителю, указывая: круг решаемых задач, среду, систему команд, систему отказов, режимы работы;
- осуществлять управление имеющимся формальным исполнителем;
- выполнять операции с основными объектами операционной системы;
- выполнять основные операции с объектами файловой системы;
- уметь применять текстовый процессор для создания словесных описаний, списков, табличных моделей, схем и графов;
- уметь применять инструменты простейших графических редакторов для создания и редактирования образных информационных моделей;
- выполнять вычисления по стандартным и собственным формулам в среде электронных таблиц;
- создавать с помощью Мастера диаграмм круговые, столбчатые, ярусные, областные и другие диаграммы, строить графики функций;
- для поддержки своих выступлений создавать мультимедийные презентации, содержащие образные, знаковые и смешанные информационные модели рассматриваемого объекта.
№ | Изучаемый раздел, тема урока | Кол. часов | Планируемые результаты | Контрольно – измерительные материалы | Дата проведения | |||
Знания | Умения | Общие учебные умения, навыки и способы деятельности | По плану | Фактическая | ||||
I четверть – 9 часов | ||||||||
Практическая работа №1 «Основные объекты операцион-ной системы Windows» | 1 | знать правила техники безопасности. Объекты операционной системы | уметь объяснять учебный материал | организация рабочего места; выполнение правил гигиены труда | оценка выступлений, умений анализировать, практическая работа | 01.09. 2015 | ||
Практическая работа №2 «Работаем с объектами файло-вой системы» | 1 | Знать отношение, разновидности объектов | уметь объяснять учебный материал | уметь анализировать, и делать выводы | практическая работа | 08.09. 2015 | ||
Практическая работа №3. «Создаем текстовые объекты» Задания 1-3 | 1 | знать структуру и состав объекта | уметь объяснять учебный материал | владение устной речью; работа с учебником; умение внимательно воспринимать информацию и запоминать её | практическая работа | 15.09. 2016 | ||
Практическая работа №3. Задания 4-6 | 1 | Текстовые объекты. Системы объектов | уметь объяснять учебный материал | уметь анализировать классифицировать и делать выводы | практическая работа | 22.09. 2015 | ||
Практическая работа №3. Задания 7-9 | 1 | Система и окружающая среда | уметь объяснять учебный материал | умение самостоятельно выполнять упражнения, решать познавательные задачи | самостоятельная работа | 29.09. 2115 | ||
Практическая работа №4 «Создаем словесные модели». Задания 1-3 | 1 | Модели объектов. Назначение | уметь объяснять учебный материал | уметь обобщать и делать выводы | практическая работа | 06.10. 2015 | ||
Практическая работа №11 «Графические модели» | 1 | Информационные модели | уметь классифицировать информационные модели | уметь приводить примеры | практическая работа | 13.10. 2015 | ||
| 1 | Структура и назначение составных частей | уметь классифицировать информационные модели | применение ранее полученных ЗУН во время контроля | контрольная работа | 20.10. 2015 | ||
Практическая работа №4. Задания 4-5 | 1 | Словесные модели. Назначение | уметь классифицировать информационные модели | уметь анализировать, обобщать и делать выводы | практическая работа | 27.10. 2015 | ||
II четверть – 7 часов | ||||||||
Практическая работа №4. Задания 6-7 | 1 | Словесные модели | уметь при помощи моделей характеризовать процессы и явления | уметь обобщать и делать выводы | Практическая работа | 10.11. 2015 | ||
Практическая работа №4. Задания 8-9 | 1 | Словесные модели | уметь строить словесные модели | уметь обобщать и делать выводы | контроль домашнего задания | 17.11. 2015 | ||
| 1 | знать технологию редактирования многоуровневых списков | уметь редактировать списки | уметь приводить примеры | практическая работа | 24.11. 2015 | ||
| 1 | математические модели | уметь применять знания | применение ранее полученных ЗУН во время контроля | контрольная работа | 01.12. 2015 | ||
| 1 | Табличные информационные модели | уметь строить и редактировать таблицы | уметь анализировать, обобщать и делать выводы | практическая работа | 08.12. 2015 | ||
Практическая работа №6 . Задания 3-4 | 1 | табличные модели | уметь применять таблицы в качестве моделей | уметь структурировать таблицы | практическая работа | 15.12. 2015 | ||
Практическая работа №6 Задания 5-6 | 1 | знать технологию обработки таблиц | уметь владеть способами контроля и оценки деятельности | умение самостоятельно выполнять упражнения, решать познавательные задачи | самостоятельная работа | 22.12. 2015 | ||
III четверть – 8 часов | ||||||||
Практическая работа №6. Задание 7 | 1 | решение логических задач с помощью таблицы | уметь решать логические задачи, используя таблицы | оценка вы-ступлений, умений ана-лизировать | 12.01. 2016 | |||
| 1 | Информационная модель. Табличная информационная модель. Вычислительная таблица. Выполнение простейших вычислений в таблице | уметь действовать по алгоритму | умение самостоятельно выполнять упражнения, решать познавательные задачи | практическая работа | 19.01. 2016 | ||
Практическая работа №8 «Знакомимся с электронными таблицами в Excel». Задания 1-3 | 1 | Файл. Температура.xls | уметь создавать, редактировать и форматировать простые электрон-ные таблицы; | уметь анализировать, обобщать и делать выводы | практическая работа | 26.01. 2016 | ||
Практическая работа №8. Задания 4-6 | 1 | Знакомимся с электронными таблицами в Excel | уметь создавать, редактировать и форматировать простые электрон-ные таблицы; вы-полнять вычисления по стандартным формулам | практическая работа | 02.02. 2016 | |||
| 1 | Графики и диаграммы | Классифицировать информацию по различным признакам; умение действовать по алгоритму | уметь обобщать и делать выводы | практическая работа | 09.02. 2016 | ||
Практическая работа №9. Задания 1-3 | 1 | диаграммы и графики | Классифицировать информацию по различным признакам; самостоятельно выбирать алгоритм действий | умение самостоятельно выполнять упражнения, решать познавательные задачи | практическая работа | 16.02. 2016 | ||
Практическая работа №9. Задание 4 | 1 | диаграммы и графики | Классифицировать информацию по различным признакам; самостоятельно выбирать алгоритм действий; вырабатывать общее решение | практическая работа | 01.03. 2016 | |||
| 1 | Схемы | Определять объект анализа; выявлять связи соподчинения и зависимости между компонентами объекта | уметь анализировать, обобщать и делать выводы | практическая работа | 15.03. 2016 | ||
IV четверть – 10 часов | ||||||||
| 1 | Схемы, графы и деревья | применение ранее полученных ЗУН во время контроля | контрольная работа | 05.04. 2016 | |||
26 | 2. Деревья. Практическая работа №10. Задания 6-7 | 1 | Схемы, графы и деревья | Определять объект анализа; выявлять связи соподчинения и зависимости между компонентами объекта; вырабатывать общее решение | практическая работа | 12.04. 2016 | ||
27 | 3.Алгоритм — модель деятельности исполнителя алгоритмов | 1 | Исполнитель Чертежник. Управление Чертежником. Работа в среде «Алгоритмика» | уметь доказывать и опровергать; выслушивать и объективно оценивать другого | уметь анализировать, обобщать и делать выводы | оценка вы-ступлений, умений ана-лизировать | 19.04. 2016 | |
28 | 4. Исполнитель Чертежник. Использование вспомогательных алгоритмов | 1 | Работа в среде «Алгоритмика».Виртуальная лаборатория «Алгоритмика» | действовать по алгоритму; уметь доказывать и опровергать; уметь вести дискуссию, диалог | уметь составлять алгоритмы для исполнителя Чертежник | контроль домашнего задания | 26.04. 2016 | |
29 | 5. Исполнитель Чертежник. Цикл «повторить n раз» | 1 | Работа в среде «Алгоритмика».Виртуальная лаборатория «Алгоритмика» | уметь организовать цикл | уметь анализировать, обобщать и делать выводы | контроль домашнего задания | 03.05. 2016 | |
30 | 6. Исполнитель Робот. Управление Роботом | 1 | Работа в среде «Алгоритмика».Виртуальная лаборатория «Алгоритмика» | уметь работать в среде «Алгоритмика» | умение самостоятельно выполнять упражнения, решать познавательные задачи | самостоятельная работа | 10.05. 2016 | |
31 | 7. Исполнитель Робот. Цикл «пока» | 1 | Работа в среде «Алгоритмика». Виртуальная лаборатория «Алгоритмика» | уметь организовать цикл «пока» | уметь анализировать, обобщать и делать выводы | контроль домашнего задания | 17.05. 2016 | |
32 |
| 1 | знать систему команд для определенного исполнителя | уметь подавать команды исполнителю | умение самостоятельно выполнять упражнения, решать познавательные задачи | самостоятельная работа | 24.05. 2016 | |
33 |
| 1 | знать основные конструкции алгоритмов | уметь применять знания для решения задач | применение ранее полученных ЗУН во время контроля | контрольная работа | 28.05. 2016 | |
34 |
| 1 | знать по типу файла программу для редактирования | уметь применять знания для решения задач | уметь анализировать, обобщать и делать выводы | практическая работа | 31.05. 2016 |
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся
Контроль предполагает выявление уровня освоения учебного материала при изучении, как отдельных разделов, так и всего курса информатики и информационных технологий в целом.
Текущий контроль усвоения материала осуществляется путем устного/письменного опроса. Периодически знания и умения по пройденным темам проверяются письменными контрольными или тестовых заданиями.
При тестировании все верные ответы берутся за 100%, тогда отметка выставляется в соответствии с таблицей:
Процент выполнения задания | Отметка | |
73-100 % и более | отлично | |
57-72 %% | хорошо | |
39-56 %% | удовлетворительно | |
0-38 % | неудовлетворительно |
При выполнении практической работы и контрольной работы:
Содержание и объем материала, подлежащего проверке в контрольной работе, определяется программой. При проверке усвоения материала выявляется полнота, прочность усвоения учащимися теории и умение применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.
Отметка зависит также от наличия и характера погрешностей, допущенных учащимися.
- грубая ошибка – полностью искажено смысловое значение понятия, определения;
- погрешность отражает неточные формулировки, свидетельствующие о нечетком представлении рассматриваемого объекта;
- недочет – неправильное представление об объекте, не влияющего кардинально на знания определенные программой обучения;
- мелкие погрешности – неточности в устной и письменной речи, не искажающие смысла ответа или решения, случайные описки и т.п.
Эталоном, относительно которого оцениваются знания учащихся, является обязательный минимум содержания информатики и информационных технологий. Требовать от учащихся определения, которые не входят в школьный курс информатики – это, значит, навлекать на себя проблемы связанные нарушением прав учащегося («Закон об образовании»).
Исходя из норм (пятибалльной системы), заложенных во всех предметных областях выставляете отметка:
- «5» ставится при выполнении всех заданий полностью или при наличии 1-2 мелких погрешностей;
- «4» ставится при наличии 1-2 недочетов или одной ошибки:
- «3» ставится при выполнении 2/3 от объема предложенных заданий;
- «2» ставится, если допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями поданной теме в полной мере (незнание основного программного материала):
Устный опрос осуществляется на каждом уроке (эвристическая беседа, опрос). Задачей устного опроса является не столько оценивание знаний учащихся, сколько определение проблемных мест в усвоении учебного материала и фиксирование внимания учеников на сложных понятиях, явлениях, процессе.
Оценка устных ответов учащихся
Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:
- полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой;
- изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя терминологию информатики как учебной дисциплины;
- правильно выполнил рисунки, схемы, сопутствующие ответу;
- показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами;
- продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
- отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.
Возможны одна – две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.
Ответ оценивается отметкой «4»,. если ответ удовлетворяет в основном требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков:
- допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя:
- допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.
Отметка «3» ставится в следующих случаях:
- неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала определенные настоящей программой;
Отметка «2» ставится в следующих случаях:
- не раскрыто основное содержание учебного материала;
- обнаружено незнание или неполное понимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
- допущены ошибки в определении понятий, при использовании специальной терминологии, в рисунках, схемах, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.
№п/п | Тема контрольной работы | Дата проведения по плану | Фактически |
1 | Контрольная работа №1 «Персональный компьютер как система» | 20.10.2015 | |
2 | Контрольная работа №2 «Математические модели» | 01.12.2015 | |
3 | Контрольная работа №3 «Информационные модели на графах» | 05.04.2016 | |
4 | Контрольная работа №4 «Алгоритм» | 28.05.2016 |
График практических работ
№ п/п | Тема практической работы | Дата проведения по плану | Фактически |
1 | ПР № 1 «Основные объекты операционной системы Windows» | 01.09.2015 | |
2 | ПР № 2 «Работаем с объектами файловой системы» | 08.09.2015 | |
3 | ПР № 3.1 «Создаем текстовые объекты». Задания 1-3 | 15.09.2015 | |
4 | ПР № 3.2 «Создаем текстовые объекты». Задания 4-6 | 22.09.2015 | |
5 | ПР № 3.3 «Создаем текстовые объекты». Задания 7-9 | 29.09.2015 | |
6 | ПР № 4.1 «Создаем словесные модели». Задания 1-3 | 06.10.2015 | |
7 | ПР № 11 «Графические модели» | 13.10.2015 | |
8 | ПР № 4.2 «Создаем словесные модели». Задания 4-5 | 27.10.2015 | |
9 | ПР № 4.3 «Создаем словесные модели». Задания 6-7 | 10.11.2015 | |
10 | ПР № 4.4 «Создаем словесные модели». Задания 8-9 | 17.11.2015 | |
11 | ПР № 5 «Многоуровневые списки» | 24.11.2015 | |
12 | ПР № 6.1 «Создаем табличные модели» . Задания 1-2 | 08.12.2015 | |
13 | ПР № 6.2 «Создаем табличные модели» . Задания 3-4 | 15.12.2015 | |
14 | ПР № 6.3 «Создаем табличные модели» . Задания 5-6 | 22.12.2015 | |
15 | ПР № 6.4 «Создаем табличные модели» . Задание 7 | 12.01.2016 | |
16 | ПР №7 «Создаем вычислительные таблицы» | 19.01.2016 | |
17 | ПР № 8.1 «Знакомимся с электронными таблицами». Задания 1-3 | 26.01.2016 | |
18 | ПР № 8.2 «Знакомимся с электронными таблицами». Задания 4-6 | 02.02.2016 | |
19 | ПР №9.1 «Создаем диаграммы и графики». Задания 5-7 | 09.02.2016 | |
20 | ПР № 9.2 «Создаем диаграммы и графики». Задания 1-3 | 16.02.2016 | |
21 | ПР № 9.3 «Создаем диаграммы и графики». Задание 4 | 01.03.2016 | |
22 | ПР № 10.1 «Схемы, графы и деревья». Задания 1-5 | 15.03.2016 | |
23 | ПР № 10.2 «Схемы, графы и деревья». Задания 6-7 | 12.04.2016 |
Литература и средства обучения по информатике и ИКТ
- Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 6 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
- Босова Л.Л. Информатика: рабочая тетрадь для 6 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
- Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 7 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
- Босова Л.Л. Информатика: рабочая тетрадь для 7 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
- Босова Л.Л., Босова А.Ю. Уроки информатики в 5–7 классах: методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
- Босова Л.Л., Босова А.Ю., Коломенская Ю.Г. Занимательные задачи по информатике. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.
- Босова Л.Л., Босова А.Ю. Контрольно-измерительные материалы по информатике для V-VII классов // Информатика в школе: приложение к журналу «информатика и образование». №6–2007. – М.: Образование и Информатика, 2007.
- Босова Л.Л., Босова А.Ю. Комплект плакатов для 5-6 классов. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.
- Босова Л.Л. Набор цифровых образовательных ресурсов «Информатика 5-7». – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
- Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов
http://school-collection.edu.ru/
- Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л.
http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/
- Операционная система
- Пакет офисных приложений