Моя педагогическая философия
Методическая тема моей педагогической работы « Активизация познавательной деятельности учащихся как средство формирования информационной компетентности в процессе изучения физики». Поначалу человек всегда находится в противоречивом состоянии выбора — познавать самому или принимать на веру. Выбор не простой, так как школьное образование сводится к тому, что чаще всего ученики получают готовые ответы на незаданные вопросы. И многих (но не всех!) учеников этот факт устраивает. На каждом уроке объяснения нового материала после обозначения темы урока желательно, чтобы ребята сами определили круг вопросов по данной теме. Тогда и познавательная активность учащихся на уроке возрастет. Источником и причиной всех проблем непонимания является незаданный вовремя вопрос. На уроках необходим благоприятный психологический микроклимат, чтобы ученик не испытывал неловкости и робости при постановке своего вопроса. Поэтому, я думаю, что активизировать познавательную деятельность можно, если учить учащихся задавать вопросы. Задавать вопросы грамотно и уместно. МОЙ ДЕВИЗ В УЧЕБЕ: Не бойтесь задавать вопросы! Не стыдно не знать, стыдно не учиться!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kontseptsiya_uchitelya_fiziki.doc | 55 КБ |
esse.doc | 32 КБ |
shirokova_irina_borisovna.ppt | 1.57 МБ |
Предварительный просмотр:
Республика Татарстан г.Казань
Кировский район
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 135
с углубленным изучением отдельных предметов»
Концепция
учителя
физики
Учитель физики:
Широкова
Ирина
Борисовна
«Чем труднее учителю, тем легче ученику, и, чем легче учителю, тем труднее ученику»
Л.Н.Толстой
В стремлении сделать свою педагогическую деятельность эффективнее, я определила для себя направление работы по теме «Формирование познавательной активности учащихся через личностно – ориентированное обучение ». Почему именно такая тема выбрана мною?
За последнее десятилетие в обществе произошли коренные перемены, которые повлияли на все сферы жизни. Обозначился запрос на личность активную, творчески мыслящую, обладающую высоким духовным потенциалом, способную уходить своей деятельностью от стереотипов, умеющую преобразовывать действительность, адаптироваться в изменяющихся условиях. Для этого от учителя требуется качественно новый, не обезличенный подход к процессу обучения, направленный на развитие и личностный рост ученика. При этом приходится констатировать тот факт, что лишь очень незначительная часть учеников мотивирована на получение глубоких прочных знаний. Для большинства учеников важны хорошие оценки сами по себе, а не то, что за ними. Для части учеников неважны и отметки. Одним из путей, способных решить назревшие проблемы образования, является формирование и повышение познавательной активности учащихся, опираясь на личностно-ориентированную педагогику, которая дает возможность каждому ученику опираясь на его способности, склонности, интересы раскрыть себя в познавательной, креативной, коммуникативной и других видах деятельности. От меня же, как учителя, необходимо создание среды, способствующей развитию самореализации учащихся и повышению познавательной активности; создание ситуации открытости и успеха; учет эмоциональных состояний учащихся на уроке, ее проецирование на типологию учащихся, на их индивидуальные проблемы и оказание адекватных видов педагогической поддержки (деятельностная, интеллектуальная, эмоционально-волевая, семейно-педагогическая) учащимся, нуждающимся в ней.
Активность не является неизменным наследственным свойством, она формируема. Познавательную активность ученика можно сформировать, лишь уважая человеческую индивидуальность, опираясь на личностные качества и субъектный опыт ученика.
Цель моей педагогической работы вытекает из обозначенной выше темы:
Развивать познавательный интерес и активность учащихся с учетом их возрастных и личностных особенностей.
Соответствующие педагогические задачи:
1. Организация активной мыслительной деятельности ученика на уроке и внеклассных мероприятиях;
2. Организация самостоятельной и творческой работы ученика в урочной и внеурочной деятельности;
3. Содействие личностному развитию ученика.
Педагогическая система:
- Первичность в учебно-воспитательном процессе деятельности учащихся, основанной на организации познавательной активности;
(развитие самодеятельности личности учащегося - знания не могут быть сообщены, человек приобретает их в результате собственной активности)
- Установление межпредметных связей;
- Раскрытие логики и системности предмета;
(полезные для школы дидактические правила: ясность, чёткость, последовательность)
- Практическое значение изучаемого материала(техническое, социальное, эстетическое и т.д.);
- Применение предметного материала в деятельности учащихся, как доказательство развивающего влияния обучения предмету.
Образовательные технологии и методики, используемые в УВП:
- Методика вопросов (познавательная деятельность ученика есть непрекращающийся процесс постановки и решения все новых и новых задач и вопросов, поэтому очень важно уметь их ставить и решать);
- Элементы личностно – ориентированной педагогики;
- Технология проблемного обучения;
- Проектное обучение;
- Игровое обучение;
- Диалоговая форма обучения;
- Технология сотрудничества;
- Эффект опережающего обучения;
- Здоровье – сберегающие технологии;
- ИКТ.
Методы обучения:
- наблюдения;
- изучение научных источников (учебник, научная литература, конспект, лекция);
- опыт, эксперимент;
- рефераты, доклады, сообщения;
- проектная деятельность, умение прогноза «Что произойдет, если...»;
- учебно — исследовательская работа.
Средства учебной деятельности:
- учебное оборудование;
- учебно — наглядное пособие, макеты, модели;
- технические средства обучения(кино, телевидение, компьютер, информационно-коммуникативные технологии);
- языковые средства(родной язык, язык схем, чертежей, графиков, научный
язык физики);
- логическое мышление («наглядно — действенное, образное», умение ставить, осознавать вопросы, находить пути их выявления, выполнять необходимые для этого мыслительные операции, делать правильные умозаключения);
- математические средства (умение счета, знание математического аппарата).
Формы учебной деятельности: урок и внеклассная работа.
Важно создать ученику условия выбора форм и способов организации учебно-воспитательного процесса и жизнедеятельности в классе и школе. Поэтому я использую различные формы урока:
- Комбинированный урок;
- Урок – конкурс;
- Урок – игра;
- Конференция;
- Семинар, устный форум;
- Урок – лекция;
- Урок – собеседование;
- Обучающий семинар;
- Урок решения задач;
- Лабораторный практикум;
- Видеозанятие;
- Урок – зачет;
- Обзорная экскурсия;
- Повторительно – обобщающий урок.
Независимо от формы урока остается постоянной его основа:
- Сочетание добровольной работы ученика с обязательностью ее выполнения в зависимости от уровня развития ученика;
- Включение элементов занимательности, которые необходимы для жизнерадостной деятельности;
- Осознание практического применения знаний.
Одной из сложностей при изучении физики является формирование умения ученика решать задачи. Эффективно применяю различные задачи, способные пробудить желание изучать физику, способствующие получению качественных знаний, влияющих на саморазвитие ученика и учитывающие возрастные, психологические, физиологические особенности ученика:
- Задачи, формирующие умения переводить единицы физических величин;
Задачи, формирующие математическую культуру;
- Задачи — таблицы;
- Графические задачи;
- Задачи с использованием логических цепочек;
- Качественные задачи;
- Проблемные задачи (с межпредметным содержанием);
- Экспериментальные задания;
- Творческие задачи с недостающими данными;
- Исследовательские задачи, требующие планирования эксперимента или получения данных из дополнительных источников;
- Самостоятельное составление задач;
- Задания с намеренно сделанными ошибками;
- Задания «Допиши недостающее слово».
Внеклассная работа (внеклассные мероприятия, интеллектуальные игры, участие в различных конкурсах, олимпиады) углубляют и расширяют знания учащихся, полученные на уроке, повышают интерес детей к предмету, помогают учителю изучать индивидуальные особенности учеников, дают возможность использовать компетенции, сформированные у учащихся.
Любая форма обучения станет эффективнее, если обучение будет организовано в радости. На фоне смеха и радости активизируются память, мышление и другие психологические процессы. Учение может стать для детей интересным, увлекательным и познавательным делом, если оно озаряется ярким и добрым светом чувств, творчества, красоты, игры.
В своей деятельности я создаю условия для формирования у учащихся следующих компетенций:
- коммуникативные:
- способность быстро адаптироваться в группе, занятой решением общей для всех задачи;
- умение устанавливать личные контакты, обмениваться информацией и формулировать необходимые точки зрения;
- умение преодолевать разногласия;
- желание быть полезным и нужным обществу;
- мотивационные:
- способность формулировать цели, выдвигать предложения;
- готовность идти на риск и принимать нестандартные решения;
- умение избегать повторения ошибок и просчетов;
- способность предвидеть последствия принимаемых шагов, решений, действий;
- умение ценить и продуктивно использовать рабочее время;
- аналитические:
- умение находить причины и источники критических ситуаций;
- умение анализировать и оценивать свои действия;
- умение соединять отдельные знания в общую систему.
Основные компетентности, которые проявляются в деятельности ученика на уроке и реализуются в дальнейшей жизнедеятельности ученика вне зависимости от выбранной профессии:
- Научиться познавать;
- Научиться делать;
- Научиться жить вместе;
- Научиться жить.
Главное для меня, как учителя: вера в ученика, в его познавательные силы, умение своевременно увидеть и поддержать слабые, едва заметные ростки познавательного интереса и тем побуждать желание узнавать, учиться. И если учителя представить в виде солнышка, я желаю больше тепла и света нашим детям!
Предварительный просмотр:
Республика Татарстан г.Казань
Кировский район
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 135
с углубленным изучением отдельных предметов»
ЭССЕ
«Моя педагогическая философия»
Учитель физики:
Широкова Ирина Борисовна
Тепла и света нашим детям!
Я — учитель.
А что это значит? Что значит для меня быть учителем? Что значу я, как учитель, для своих учеников? Попытаюсь ответить на эти вопросы.
Все началось в 1990 году. Я заканчиваю школу и как все выпускники мечтаю поступить в выбранный ВУЗ. Выбранный мною ВУЗ — медицинский, моя мечта — стать детским врачом, педиатором. Но волею случая я поступаю в педагогический институт на физико-математический факультет.
И вот позади 5 лет учебы, 5 лет студенческой жизни. В руках диплом, где аккуратным почерком записано «Решением Государственной экзаменнационной комиссии от 6 июня 1995 года Широковой И.Б. присвоена квалификация учитель математики, информатики и вычислительной техники». Первая ступенька к педагогической деятельности мной пройдена. Осознавала ли я до конца, что ожидает меня в профессиональной сфере учителя, получая диплом? Нет.
В школу я шла с благими намерениями и порывами и представляла, как вдохновенно и увлеченно излагаю свой любимый предмет детям, жаждующим новых знаний, открытий и исследований. Но школьная действительность показала трудности и прелести работы учителя. Было трудно. Не все получалось с первого раза, были слезы неудач, горечь обид и разочарований, неудовлетворенность собой и недовольство своими учениками. Но именно эти минуты побуждали и побуждают к поиску новых решений.В первые три года работы учителем я поняла сколько знаний, сил, желания, времени требуется от учителя, чтобы уроки были интересными, а ученики — увлеченными. Я поняла, что нельзя рассчитывать на то, что ребенок будет заинтересован учебой, успешно усваивать знания и развиваться личностно только благодаря тому, что учитель передает информацию и знания по своему предмету под час для ребенка, по его мнению, ему не нужные. Я поняла, что для достижения положительных результатов в деле обучения и воспитания детей необходимо развиваться и совершенствоваться самому учителю, что учитель должен все знать, находиться на переднем крае развития науки, должен все понимать, быть лучше и совершеннее любого обычного нормального человека.
И вот 2010 год. Вот уже 14 лет я — учитель. Может не так уж это и много, и , конечно, еще будут новые ученики, новые взгляды, новые стремления, новые надежды, новые открытия, но сейчас я уверено могу сказать: я благодарна им, своим первым ученикам, благодарна своим сегодняшним ученикам и буду благодарна ученикам завтрешнего дня, за мой педагогический опыт со всеми ошибками, взлетами и падениями, ведущими к истине учительского мастерства. Именно ребенок рождает родителей, а ученики рождают учителя. Сам ребенок рождается бессильным — ему нужна сила, ребенок рождается бесрассудным — ему нужен разум, ребенок рождается беспомощным — ему нужна помощь. И для меня, быть учителем значит и быть тем человеком, который помогает ребенку стать сильным физически, духовно и нравственно.
Учитель — человек, который помогает ученику увидеть и познать силу знаний. Учитель — человек, который помогает стать своему воспитаннику самим собой.
А что я значу для своих учеников? Смею надеяться, что я не только источник информации учебных дисциплин, источник каких — то удивительных и интересных фактов, но, в первую очередь, человек, которого мои ученики считают наставником, помощником, другом. Я стараюсь, чтобы именно так и было в действительности.
Главный герой фильма «Усатый нянь» сказал: «Дети — они ведь перспективные, их нужно только почувствовать». Сколько в мире людей, которым никто не помог пробудиться ?! Почему учитель встречает каждый день своих учеников в школе из года в год и не всегда видит самого главного в ребенке? Может от того, что самого главного не увидишь глазами, и сердце более зорко, и поэтому учителю важно быть открытым самому для детей и уметь раскрыть своего ученика для себя, избегая в отношениях со своими учениками формализма и равнодушия. Только объединенная любовь учителя к делу и к ученикам, вера в ученика, в его силы и возможности, умение учителя увидеть и поддержать под час слабые, едва заметные ростки интереса ученика способны пробуждать желание ученика узнавать, учиться, думать. И тогда дети научаться жить так, чтобы получать удовольствие от общения с друзьями, школой, миром, в котором мы живем. Дети научаться быть счастливыми!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Методическая тема: «Активизация познавательной деятельности учащихся через личностно-ориентированное обучение» Цели работы: Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей; Умение применять знания по физике для объяснения явлений природы, свойств вещества, решения физических задач; Использование приобретенных знаний и умений для решения практических, жизненных задач; Организация самостоятельного познавательного процесса
Ключевые вопросы «Что хочу?» (планирование деятельности, цели, задачи) «Чему я смогу учить лучше всего?» (учить хорошо можно тому, чем увлекаешься больше всего ) «Как учить, чтобы получить наилучший результат?» (разнообразие форм и методов, с учетом возрастных и личностных особенностей учащихся, воздействуя на все органы чувств ) Ожидаемый результат
Ожидаемый результат: Умение учащихся логически мыслить, обобщать и систематизировать учебный материал Способность учащихся самостоятельно делать выводы Свободно выражать свое мнение, не боясь критики или опровержения
Обзорная экскурсия Видео- занятие Лабора- торный практикум Комбини Рованный урок Урок- конкурс Урок решения задач Обучаю щ ий семинар Собеседо вание лекция семинар Конфе- ренция ПОУ зачет Форма урока
урок по теме "Излучение" в 8 классе урок решения задач в 11 классе
комбинированный урок в 8 классе по теме "Электризация"
демонстрационный эксперимент проводит ученик 8 класса
игра - фундаментальная для развития познавательной активности деятельность игра "Умники и умницы" участики и победители
физический КВН в 9-ых классах команда - победительница
"Физический калейдоскоп" внеклассное мероприятие для первоклашек
интеллектуальная игра "Самый умный физик" ученики 9-ых классов помогают в проведении игры
Принципы работы: Системность содержания предметного курса; Первичность в учебном процессе деятельности учащихся, основанная на организации активной деятельности; Возможность установления межпредметных связей; Раскрытие логики предмета; Практическое значение изучаемого материала(техническое, социальное, эстетическое и т.д.); Успешное применение предметного материала в деятельности учащихся, как доказательство развивающего влияния обучения предмету.
Эстетические представления Мыслительные операции Образовательные умения Коммуникативные умения Практические умения Нравственные идеалы развитие личности
Просто я хочу научить детей жить так, чтобы они могли получать удовольствие от общения с друзьями, школой, миром, в котором мы живем. И еще неизвестно, что важнее: знать все законы физики и уметь устанавливать причинно-следственные связи, или быть достойным гражданином своей страны, ЧЕЛОВЕКОМ!