Деловая игра с педагогами ДОУ (образовательная область "Коммуникация")
ЦЕЛЬ: - активизировать деятельность педагогов;
- способствовать приобретению ими опыта коллективной работы;
- совершенствовать практические навыки профессиональной деятельности;
- закреплять умение отбирать нужную информацию из разных источников;
- помочь самореализоваться на педагогическом поприще.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: формирование двух команд педагогов; изготовление пособий, которые можно использовать для работы по развитию речи детей дошкольного возраста (плоскостные и объемные модели, дидактические игры, игрушки); заучивание фольклорных произведений: частушек, потешек, поговорок, пословиц, песен с элементами устного народного творчества; распределение ролей: жюри, капитаны команд, демонстраторы.
ХОД ИГРЫ:
- Вступительная часть Здравствуйте, уважаемые коллеги. Сегодня я проведу с вами игру по развитию речи. Цель моей игры: ……..(называю цели игры). Состоит игра из 3 частей: теоретическая часть, «Аукцион знаний» и практическая часть. Прежде чем мы начнем игру необходимо выбрать жюри и поделиться на две команды. В состав жюри я предлагаю Татьяну Николаевну, Тамару Филипповну и Галину Алексеевну. Подготовка к игре окончена и мы начинаем.
- Теоретическая часть игры Я буду задавать вам вопросы, а вы на них отвечать. Жюри будут фиксировать ваши ответы: чем точнее будет ваш ответ, тем больше вы получите за него баллов.
ВОПРОСЫ:
- Перечислите задачи по развитию речи детей дошкольного возраста.
- Что вы понимаете под развитием речи ребенка?
- Каковы задачи словарной работы?
- Что включает в себя работа по формированию грамматического строя речи дошкольника?
- Что такое диалог?
- Что такое монолог?
- Рассказ-описание – это …
- Рассказ-повествование – это…
За каждый правильный ответ команда получает от 3 до 5 баллов (в зависимости от точности ответа)
ОТВЕТЫ:
- Развитие словаря, воспитание звуковой культуры речи, формирование грамматического строя речи, развитие связной речи: диалогической (разговорной) речи и монологической речи;
- Развитие речи – это творческий процесс, который формируется в результате восприятия речи взрослого, собственной речевой активности и элементарного осознания явлений языка и речи;
- Обогащение, расширение, активизация словарного запаса детей;
- Работу над морфологией (изменение по родам, числам, падежам), лексикой (образование одного слова на базе другого), синтаксисом (построение простых и сложных предложений);
- Разговор двоих или нескольких на тему, связанную с какой-либо ситуацией;
- Речь одного собеседника, обращенная к слушателям;
- Текст, который начинается с общего тезиса, определяющего и называющего предмет или объект, затем идет перечисление признаков, свойств, качеств, действий, завершается описание итоговой фразой, которая дает оценку предмету или показывает отношение к нему.
- Текст, сюжет которого развертывается во времени и о чем-то повествует (рассказывает).
- «Аукцион знаний» Итак, начинаем следующий раунд – это «Аукцион знаний». Послушайте правила:
1. Выбираете карточку с номером пособия;
2. Команда в течение 5 минут должна подумать, как представить данное пособие, кратко рассказывая о том, где и как оно может быть использовано (в виде стихов, рекламного ролика и т.п.);
3. Представляют свое пособие.
4. После представления пособия каждой командой, вы должны «купить» пособие команды-соперников. Для этого в течение 2-3 минут «покупающие» должны подготовить и показать сценку или исполнить частушку, потешку, песенку.
С правилами я вас ознакомила, теперь начинаем наш «Аукцион знаний». Ярмарку ведущий начинает со слов: «Вы, купцы дорогие, люди торговые,
На нашей ярмарке должны
Себя показать, товар свой продать,
Товар купить, ничего не забыть.
Все рассказать – не утаить.
Ну, выходите вперед,
Себя показать, товар описать».
Игроки представляют пособие, после чего его «покупают» пособие команды соперников.
- Практическая часть «Творческие задания по работе с пословицами и поговорками». Сейчас я дам вам карточку, вы в течении 5 минут должны подготовить на нее ответы, после чего мы их выслушаем.
Каждая команда в течение 5 минут готовит ответы на задания, представляет их.
КАРТОЧКА №1
- Расшифруйте ребус и прочитайте поучительную русскую пословицу
(составляется ребус по пословицы «Сколько волка не корми, он все равно в лес убежит», можно взять другую)
- Найдите лишнюю пословицу.
«Хвастать – не косить, спина не болит»
«Не спеши языком – торопись делом».
«Язык до Киева доведет».
«От слова до дела – сто перегонов».
- Вспомните и назовите пословицы о дружбе.
КАРТОЧКА №2
- Изобразите пословицу «Сколько волка не корми, он все равно в лес убежит» с помощью схемы или рисунка.
- Найдите пары
«Кто грамоте горазд, тому не пропасть».
«Руби дерево по себе».
«Знания никому не в тягость».
«Без корня и полынь не растет».
«Родимая сторона – мать, чужая – мачеха».
«По Сеньке и шапка»
- Вспомните и назовите пословицы о труде.
- Итог игры А сейчас я дам слово жюри для подведения итогов игры.
Жюри подводят итоги.