Современное состояние проблемы изучения заикающихся подростков и взрослых

Шубникова Екатерина Константиновна

заикание является одной из важных проблем логопедии, как в теоретическом, так и в практическом аспектах, так как до настоящего времени остаются неясными до конца патогенетические механизмы этой речевой патологии, а коррекционная работа далеко не всегда является успешной. Возникая в дошкольном возрасте, заикание имеет тенденцию к хронификации, искажает формирование личности, нередко ведет к социальной дезадаптации

Скачать:


Предварительный просмотр:

Современное состояние проблемы изучения

заикающихся подростков и взрослых

1.1 Современные представления о сущности и природе заикания

Заикание, сложное нарушение речи, проявляющееся расстройством её нормального ритма, непроизвольными остановками в момент высказывания или вынужденными повторениями отдельных звуков и слогов. Заикание чаще всего бывает функциональным, когда не отмечается каких-либо органических поражений в речевых механизмах центральной и периферической нервной системы (БСЭ).

Согласно МКБ-10, заикание — это нарушение речи, которое характеризуется частым повторением или пролонгацией звуков или слогов, или слов; или частыми остановками или нерешительностью в речи, разрывающей её ритмическое течение. Диагноз ставится, когда эти симптомы значительны. В отечественной логопедической литературе устоялось более простое, но только обобщающее предыдущие, определение заикания как «нарушения темпо-ритмической организации речи, обусловленного судорожным состоянием мышц речевого аппарата».

Заикание — дискоординационное судорожное нарушение речи, возникающее в процессе общения по механизму системного речедвигательного невроза. Заболевание характеризуется, как правило, хроническим течением, проявляющимся в физических, психических отклонениях, приводящих к тяжелым страданиям, социальной дезадаптации личности, в некоторых случаях к потере трудоспособности (Клиническая психология. Словарь Н.Д.Твороговой).

Заикание (англ. stuttering) - нарушение коммуникативной функции речи, проявляющееся в затруднении устного общения. Повторение услышанного или заученного текста, чтение вслух и др. формы репродуктивной экспрессивной речи, не требующей самостоятельного ее построения, мало страдают от 3 лет (Психологический словарь).

Заикание – спазм артикуляции, периодически наступающий во время речевой функции. Обыкновенно появляется в детском возрасте, бывает часто от 2 до 7 лет (чаще—в 4 года). Распространение среди детей школьного возраста, по Капустину, равно 0,8%.

Заикание может наблюдаться не постоянно. Иногда оно может отсутствовать при чтении вслух, пении, разговоре с домашними животными или неодушевленными предметами. Диагноз ставят при продолжительности расстройства не менее 3 мес. (Власова Н.А., 1996).

Большинство авторов разделяет точку зрения, что заикание - это полиморфное болезненное состояние, при котором судорожное нарушение речи является только одним из симптомов. Поэтому человека, страдающего заиканием, следует рассматривать как больного, и в большинстве случаев нуждающегося в комплексном лечебном воздействии (Асатиани Н.М., Белякова Л.И., Калачева И.О. и др., 1978).

В целом для заикающихся характерна недостаточность двигательной сферы, выраженная в разной степени. Речь предъявляет высокие требования к тонко дифференцированной моторной деятельности, совершенство которой зависит от целостности и степени зрелости центральной нервной системы. У части заикающихся исследования не обнаруживают органического поражения мозга. В то же время они характеризуются такими чертами поведения, как повышенная впечатлительность, тревожность, низкий уровень адаптации к новым условиям, что свидетельствует об особом, более ранимом состоянии центральной нервной системы, чем в норме (Мастюкова Е.М., 1997).

Впервые наиболее полно симптоматика заикания была представлена в работе И.А.Сикорского «Заикание» (1889).

В настоящее время условно выделяются две группы симптомов, находящиеся в тесной взаимосвязи: биологические (физиологические) и социальные (психологические).

1. Биологические (физиологические)  и социальные (психологические) симптомы.

К  физиологическим  симптомам относятся: речевые судороги, нарушения ЦНС и физического здоровья, общей и речевой моторики.

К  психологическим: речевые запинки и другие нарушения экспрессивной речи, феномен фиксированности на дефекте, логофобии, уловки и другие психологические особенности (Белякова Л.И. , Дьякова Е.А., 1998).

Основным  внешним  физиологическим симптомом заикания являются судороги в процессе речевого акта. Их длительность в средних случаях колеблется в пределах от 0,2 секунд до 12,6 секунд. В тяжелых случаях достигают 90 секунд.

1.2 Этиология и теоретические представления о механизме нарушения

центральной регуляции  речевой  функции при заикании

До настоящего времени причины и механизмы развития заикания остаются предметом дискуссий специалистов различного профиля - логопедов, невропатологов, психологов и др.

Заикание - следствие многих причин. Многие исследователи отмечают, что возникновение заикания у детей совпадает с периодом активного развития фразовой речи. Этот период характеризуется недостаточной устойчивостью и значительной ранимостью фило- и онтогенетически наиболее поздно развивающейся речевой функции. Поэтому, исходя из теории И.П. Павлова о высшей нервной деятельности, неврозах и учении об условных рефлексах, торможение, возникающее вследствие действия сверхсильного раздражителя в речевых зонах головного мозга ребенка, может вызывать «срыв» речи - заикание. Возникший недостаток речи при неблагоприятном течении фиксируется по механизму условнорефлекторной связи. Усиливаясь с годами, он особенно начинает проявляться в эмоционально значимых ситуациях в ответ на отрицательные, вошедшие в патологическую рефлекторную цепочку, условные сигналы (Карвасарский Б.Д., 1990; Шкловский В.М., 1994; Селиверстов В.И., 2000)

Даже формальное определение заикания как патологического процесса, по мнению В.М.Шкловского (1994), не может быть на современном этапе ни достаточным, ни окончательным. Тем не менее, автор считает, что заикание является дискоординационным судорожным нарушением речи, возникающим в процессе общения по механизму системного речедвигательного невроза, и клинически представлено первичными, собственно речевыми, и вторичными психовегетативными расстройствами, значение которых у детей дошкольного возраста обычно невелико, а у взрослых они часто становятся доминирующими.[1].

У большинства заикающихся можно найти наследственно-семейное и очень часто специальное отягощение. Заикающиеся дети чаще всего принадлежат к мужскому полу; они, иногда при позднем развитии способности самостоятельно говорить, страдают различными дефектами произношения (напр. картавостью). При изучении взрослого заикающегося часто можно встретить какую-либо функциональную недостаточность в области вегетативной нервной системы или желез внутренней секреции; приблизительно в половине случаев земетны так называемые физические признаки дегенерации.

Влияние окружающей среды может вызвать заикание и ухудшить его (конечно у предрасположенных). Неумелый подход родителей в обращении с заикающимся ребенком, недостаточный уход, общие тяжелые бытовые условия часто служат поводом к усилению (Асатиани Н.М, 1974).

Внезапные душевные потрясения могут быть непосредственной причиной возникновения. По Гуцману (Gutzmann) в 14%, а по Ми-гинду (Mygind) в 13% случаев возникает вслед за психическими травмами (испуг, дурное обращение, половая травма и т.д.).

Имеет значение подражание заикающимся,  например заикающемуся школьному товарищу (по Гуцману в 9,5% случаев, а по Tromner’y от 4% до 6% случаев) может возникнуть в связи с органическим поражением головного мозга, например, после мозгового кровоизлияния, травматического или инфекционного энцефалита и т.д. Гораздо чаще возникает психогенным путем, являясь своеобразной невротической реакцией психопатической личности. У маленьких детей легко развивается как пат. условный рефлекс. При отсутствии у заикающихся органического повреждения головного мозга, т. е. заметных корковых, стриопаллидарных и мозжечковых явлений, исследователи приписывали появление нарушению функций двигательного речевого аппарата (Сикорский) или повышенной возбудимости всего двигательного аппарата от корковых центров до мышечных пучков (по Россолимо, обычно при наличии конституции навязчивых состояний) или видели причину в нарушении функций полосатого тела (Foerster) (Тяпугин Н.П, 1996)

Существование у большинства заикающихся (особенно у взрослых) краниальной иннервационной асимметрии, например в отношении лицевого и подъязычного нерва и другой двигательной гипериннервации центрального происхождения в виде различных сопутствующих движений, дает основание искать объяснения в особых свойствах иитракортикальной церебральной работы (именно: в отношении процессов возбуждения, торможения, их иррадиации, индукции и т.д.). Видимыми отличительными особенностями при этом являются а) спазм речевой мускулатуры и б) периодичность приступов спазма (Лурия А.Р., 1955).  

К врожденным предрасполагающим факторам относят тяжелые нервно-психические и инфекционные заболевания родителей. Такие заболевания, как шизофрения, туберкулез, сифилис и др., вредные химические факторы производства, повышенная радиоактивность во многих случаях поражают раньше всего нервную систему еще неродившегося ребенка. Вредно могут отразиться на состоянии нервной системы потомства и различного рода травмы, переживания, неблагоприятные условия жизни и работы матери в период беременности, родовые травмы (Шкловский В.М., 1994). [2]

Выявляется значительное несоответствие между пока еще недостаточно оформленным речевым дыханием и психической возможностью произнесения сложных фраз. Психическая сторона речи в этот период опережает возможности ее моторной реализации. Данные литературы позволяют отнести явление леворукости к одной из врожденных предрасполагающих причин возникновения заикания (Белякова Л.М., Дьякова Е.А., 1998). Известно немало наблюдений, свидетельствующих о тесной связи заикания с левшеством. На это указывает большой процент левшей среди заикающихся, значительно превышающий процент левшества в популяции.

Есть указания также на то, что заикание нередко возникает при перевоспитании леворукости на праворукость. В тех случаях, когда переучивание происходит грубо, а также в неадекватно сжатые сроки, у ребенка может появиться заикание. Следует учесть, что при левшестве у детей наблюдаются высокая общая эмоциональность, боязливость, тревожность и другие показатели, которые нередко ведут к невротическому реагированию при воздействии различных патогенных раздражителей. Ослабление гармонического взаимодействия между симметричными структурами мозга у заикающихся делает такую центральную нервную систему особо ранимой, что, в первую очередь, отражается на их речевой функции.

Внешние предрасполагающие причины порождаются окружающей средой, условиями жизни и воспитания ребенка. К ним можно отнести нарушения режима сна и питания, недостаточную осведомленность родителей о том, что малыш должен жить и воспитываться, по возможности, в спокойных условиях. Сильные звуковые раздражители (телевизор, приемник, магнитофон, громкие окрики взрослых и т.п.), большое скопление людей, духота и т.п- все это отрицательно сказывается на состоянии нервной системы ребенка. Длительно психотравмирующие раздражители могут явиться причиной тяжелого невротического состояния, на фоне которого появляется заикание. Определенную роль среди внешних причин заикания играет подражание ребенка заикающимся взрослым или сверстникам.[3]

Одной из наиболее частых внешних производящих причин заикания является острая психическая травма, нанесенная домашними или дикими животными, стихийными бедствиями, катастрофами, зрелищными мероприятиями, семейными ссорами, физическими травмами и медицинскими манипуляциями (Миссуловин Л.Я., 1997).

В настоящее время, как указывает Б.Д.Карвасарский (1990), большинство авторов исходят из признания определяющей роли психотравмирующих ситуаций в генезе неврозов, полагая, что в одних случаях они могут выступать в качестве ведущих этиологических факторов, в других - как этиологические условия. Чаще всего патогенную роль приобретают их сочетания. Освещая проблему психогений, способствующих возникновению у детей заикания, Н.А.Власова (1978) наряду с острой психической травматизацией придает значение и хроническим конфликтным ситуациям, которые непосредственно связаны с высокой эмоциональной возбудимостью детей дошкольного возраста.

В возникновении заикания первостепенную роль играют нарушенные взаимоотношения нервных процессов (перенапряжение их силы и подвижности) в коре головного мозга. Нервный срыв в деятельности коры больших полушарий может быть обусловлен с одной стороны, состоянием нервной системы, ее «готовностью» к отклонениям от нормы. С другой стороны нервный срыв может быть вызван неблагоприятными экзогенными факторами (Селиверстов В.И., 2000).

С позиций современной нейрофизиологии состояние нервной системы заикающегося ребенка характеризует преобладание процессов возбуждения над торможением. Слабость тормозных механизмов, обусловленная конституционально или перенесенной патологии центральной нервной системы, облегчает формирование очагов застойного возбуждения в отделах речедвигательной подсистемы, которые являются своеобразными генераторами судорожной активности. Такого рода объекты по Г.Н.Крыжановскому (1997) называются генераторами патологически усиленного возбуждения и представляют универсальный механизм формирования патологической системы при многих заболеваниях нервной системы.

Судорожные  проявления (заикание) в  двигательном компоненте экспрессивной речи возникающие, как правило, в детском возрасте, свидетельствуют о том,  что  в период становления  функциональной структуры речи ее связи  избирательно непрочны по сравнению с другими функциональными системами, которые уже оформились  функционально и структурно.

Судороги различаются по форме (тонические, клонические и смешанные), по локализации (дыхательные, голосовые, артикуляционные и смешанные) и по частоте. При тонических судорогах наблюдается короткое толчкообразное или длительное спазматическое сокращение мышц — тонус: «тополь» (черта после буквы обозначает судорожно-затянутое произношение  соответствующего звука). При клонических судорогах наблюдается ритмическое, с менее резко выраженным напряжением повторение одних и тех же судорожных движений мышц — клонус: «то-то-тополь». Такими судорогами обычно поражается весь дыхательно-голосо-артикуляционный аппарат, так как его функция управляется целостно работающей центральной нервной системой и он, следовательно, в процессе речи работает как нерасчленимое целое (функциональная система).

В зависимости от преобладания в тех или иных органах речи судороги делят на: дыхательные, голосовые и артикуляционные.

Отмечаются три формы нарушения дыхания при заикании:

  • экспираторная форма (судорожный выдох),
  • инспираторная  форма (судорожный вдох, иногда со всхлипыванием),
  • респираторная  форма (судорожные вдох и выдох, нередко с разрывом слова).

Судороги в голосовом аппарате характеризуются следующим образом:

  • смыкательная (судорожно сомкнутые голосовые складки не могут своевременно разомкнуться — голос внезапно прерывается, или же образуется клоническая или затяжная судорога — получается блеющий прерывающийся («А-а-аня») или толчкообразный гласный звук («а. а. а.»);
  • размыкательная (голосовая щель остается открытой — при этом наблюдается полное безмолвие или шепотная речь);
  • вокальная, свойственная детям (впервые выделена И.А.Сикорским). Дети протягивают гласные в словах (Волкова Л.С., 1995).

В артикуляционном аппарате различаются судороги:

  • губные,
  • язычные,
  • мягкого нёба.

Чаще и резче они проявляются при произнесении согласных взрывных звуков («к», «г», «п», «б», «т». «д»); реже и менее напряженно — щелевых. На звонких, как более координационно сложных, судороги проявляются чаще, чем на глухих, особенно при их сочетании с гласными, а также в начале слова, возглавляющего фразу, синтагму или абзац.

Следовательно, помимо затруднений, обусловленных фонетической природой самих трудных звуков, большую роль играют грамматические факторы: положение слова во фразе, структура текста и т. п. При этом надо учитывать содержание высказывания, так как известно, что заикание усиливается по мере семантического и эмоционального осложнения произносимого: заикаются реже при простом повествовании о хорошо известных вещах, чем при трудных рассуждениях и спорах. Ученики меньше заикаются при пересказе хорошо подготовленного учебного материала. Известное значение в отношении частоты заикания имеет ритм речи.

В экспрессивной речи заикающихся детей отмечаются фонетико-фонематические и лексико-грамматические нарушения. Распространенность фонетико-фонематических нарушений заикающихся дошкольников составляет 66,7%, среди младших школьников — 43,1%, средних — 14,9 % и старших — 13,1%. Среди заикающихся дошкольников, помимо нарушений звукопроизношения, в 34% случаев отмечаются отклонения в развитии речи, в сроках появления слов, формирования фразовой речи (Белякова Л.И. , Дьякова Е.А., 1998).

Нарушаются словесное ударение, интонация, ритм. Речь прерывиста, с необоснованными паузами, повторениями, изменяются громкость и темп произношения, сила, высота и тембр голоса, связанные с речевым намерением, эмоциональным состоянием заикающегося.

Отмечается общее моторное напряжение, скованность движений или двигательное беспокойство, расторможенность, дискоординация или вялость, переключаемость и пр.

При возникновении заикания  у ребенка  до появления запинок  в речи  уже формируются, но еще не автоматизируются  артикуляторно-дыхательные механизмы речеобразования. Вероятно, вследствие различных вредностей (наиболее частая причина – эмоциональный стресс) происходит  изменение взаимоотношений различных уровней функциональной системы речи, ведущей к рассогласованию их деятельности и к подаче  извращенного сигнала к действию на артикуляторные мышцы, внешним проявлением  чего  является заикание (Белякова Л.И. , Дьякова Е.А., 1998).

Согласно этому представлению, запинки в речи, благодаря обратной афферентации (кинестетической  и слуховой), сообщающей  действительные параметры результата действия, с возрастом  перестраивают всю  функциональную систему  экспрессивной речи:  возбуждается  система  ориентировочного рефлекса, посылаются  дополнительные импульсы к моторным  центрам  речи, непосредственно не связанные  с речевой  деятельностью. Клиническим выражением этих процессов являются сопутствующие  речи движения  мимической и скелетной  мускулатуры. Постепенно формируются  патологически усиленные  обстановочные афферентации.

В возникновении заикания первостепенную роль играют нарушенные взаимоотношения нервных процессов (перенапряжение их силы и подвижности) в коре головного мозга. Нервный срыв в деятельности коры больших полушарий может быть обусловлен, с одной стороны, состоянием нервной системы, ее предрасположенностью к отклонениям от нормы. С другой стороны, нервный срыв может быть обусловлен неблагоприятными экзогенными факторами. Отражением нервного срыва является расстройство особо уязвимой и ранимой у ребенка области высшей нервной деятельности — речи, что проявляется в нарушении координации речевых движений с явлениями аритмии и судорожности. Нарушение корковой деятельности в данном случае является первичным и приводит к извращению индукционных отношений между корой и подкоркой и нарушению тех условно рефлекторных механизмов, которые регулируют деятельность подкорковых образований. В силу создавшихся условий, при которых нормальная регуляция коры нарушается, имеют место отрицательные сдвиги в деятельности стриопаллидарной системы. Ее роль в механизме заикания достаточно важна, поскольку в норме эта система ответственна за темп и ритм дыхания, тонус артикуляторных мышц. Заикание возникает не при органических изменениях стриопаллидума, а при динамических отклонениях его функций. Эти взгляды отражают понимание механизма невротического заикания как своеобразного нарушения корково-подкорковых отношений (Белякова Л.И. , Дьякова Е.А., 1998).

Речевые затруднения могут вызываться задержками развития речи, переходом на другой язык, случаями патологического развития личности с недоразвитием эмоционально-волевой сферы, необходимостью выразить сложную мысль и пр.

Изучение и уточнение этиопатогенетических основ заикания во всем их многообразии представляет не только значительный научный интерес, но, прежде всего, является необходимым при дифференцированном подходе к клиническим проявлениям этого нарушения речи и психоневротических заболеваний, на фоне которых оно, как правило, протекает. Только такой подход может обеспечить дальнейшее плодотворное исследование заикания и даст возможность проводить патогенетически обоснованную комплексную терапию больных, страдающих этим дефектом речи (Власова Н.Л., 1995).

1.3 Классификация заикания на основе различных критериев

В клинической практике выделяют две формы заикания: невротическое (логоневроз) и неврозоподобное. Невротическое заикание развивается как на фоне легких остаточных явлений поражения головного мозга, так и без него. Оно может возникать под влиянием внезапной психической травмы (испуг, изменение привычной обстановки, разлука с родителями и т.п.) или длительной психотравмирующей ситуации (неправильное воспитание, конфликтные отношения в семье и др.). При невротическом заикании рано появляются сопутствующие насильственные движения. Характерно непостоянство его проявлений, а также сочетание с другими невротическими расстройствами (страхи, ночное недержание мочи, нарушения сна, общая раздражительность) (Волкова Л.С., 1995)

Неврозоподобное заикание развивается постепенно, на фоне последствий органического поражения ЦНС. (например, при прогрессировании гидроцефалии), без связи с явной психотравмирующей ситуацией. Для него характерна выраженная судорожность речи, нередко в сочетании с тикообразными насильственными сокращениями мышц лица и рук. Неврозоподобное заикание отличается стабильностью провлений; при общении с окружающими у ребенка обычно отсутствует страх речи (Белякова Л.И. , Дьякова Е.А., 1998).

Эволюционнирующее заикание. Первичное заикание - это типичное нарушение речи, начинающееся в раннем возрасте и продолжающееся во взрослом не менее чем у 20% детей. Большинство детей не подозревает о своем заикании, не обращая внимания на повторы в своей речи. В это время заикание может быть эпизодическим и периодическим с перерывами относительной беглости в разговоре. В это время степень успеха в лечении заикания довольно высока. В дальнейшем заикание может быть тяжелым включающим блоки и удлинения.

Некоторые полагают, что реакция родителей может сильно сказаться на развитии заикания. Например, советы ребенку говорить медленнее, задержать дыхание, сказать это еще раз могут вызвать у ребенка тревогу и страх, часто приводят к ухудшению заикания, к своеобразному кругу - больше страха - больше заикания и ожидания заикания (Белякова Л.И. , Дьякова Е.А., 1998).

Со временем развивается вторичное заикание, включая мигание глазами, движения губами и т.д. также как попытки избежать произношение слов, людей и разговорных ситуаций. В конечном итоге, многие в полной мере осознают свои речевые расстройства и начать называть себя «заиками». Вместе с этим приходит глубокое разочарование, смущение и стыд.

Приобретенное заикание. В редких случаях заикание может быть приобретено в зрелом возрасте в связи с неврологическими случаями, такими как травмы головы, опухоли, инсульт или наркотические злоупотребления. В этих случаях характеристики заикания отличаются от эволюционнирующего. Оно ограничивается повторением части слов или звуков.

В большинстве существующих классификаций учитываются общие закономерности заикания детей дошкольного и школьного возраста. Первые попытки создания классификации относятся к 1937 году.

1. По этиологическому признаку.

A.Affister (1937, 1958)  разделила всех заикающихся по этиологическому признаку с учетом клинической картины нарушения на 4 группы:

  • заикание, сопровождающееся аномалиями в структуре или функции органов, участвующих в речи;
  • связанное с левшеством;
  • по подражанию;
  • сопровождающееся эмоциональной неустойчивостью и эмоциональными расстройствами: логофобиями, чувством неполноценности и др.

2. По анатомо-физиологическому признаку.

По анатомо-физиологическому признаку классифицировали заикание Е.С.Никитина и М.Ф.Брунс (1939). Они выделили 2 группы детей:

  • дети с паллидарным синдромом — отмечаются психофизическая заторможенность, скованность, личностные нарушения, нарушения контакта с окружающими; дети становятся мрачными, не принимают участия в играх;
  • дети со стриарным синдромом — им присуща психофизическая заторможенность, нервно-психические нарушения. Дети подвижны, непоседливы, заиканием не тяготятся, легко вступают в контакт.

3. По клиническому признаку.

По клиническому признаку классификация заикания представлена в трудах В.С.Кочергиной (1959), Н.А.Власовой (1958) и др.(Волкова Л.С., 1995).

Так, В.С.Кочергина выделяет

  • детей, у которых следствием заикания явилась неуравновешенность поведения;
  • детей, у которых неуравновешенное поведение отмечается с детства и является индивидуальной особенностью их личности, а развитие заикания способствует усилению их неуравновешенности и появлению черт общей детской нервности;
  • детей с повышенной возбудимостью, в анамнезе которых имеются неблагоприятные условия внутриутробного развития, родовые травмы, соматические заболевания, острые и хронические инфекции, сердечно-сосудистые заболевания, эндокринные расстройства, дистрофии;
  • детей, у которых до заикания имелись признаки тяжелого невроза, склонность к истерическим реакциям.

4. По форме заикания.

В классификации, предложенной Н.А.Власовой и Э.Н.Герценштейн, учитываются в первую очередь форма заикания:

  • тоническая,
  • клоническая.

В данной классификации учитываются  также некоторые этиологические факторы, вторичные психические симптомы, степень успешности логопедического воздействия (Белякова Л.И. , Дьякова Е.А., 1998).

1.4 Типы течения заикания

Течение заикания обычно хроническое, с периодами частичных ремиссий. От 50 до 80% детей с заиканием, особенно в легких случаях, выздоравливают. В течение заикания выделяют 4 фазы.

1-я фаза - дошкольный период - расстройство появляется эпизодически, длительные периоды нормальной речи. После такого периода может наступать выздоровление. Во время этой фазы заикание отмечается тогда, когда дети взволнованны, огорчены или когда им нужно много говорить.

2-я фаза возникает в начальной школе. Расстройство носит хронический характер с очень небольшими периодами нормальной речи. Дети осознают и болезненно переживают свой недостаток.

3-я фаза наступает после 8-9 лет и длится до подросткового возраста. Заикание возникает или усиливается только в определенных ситуациях (вызов к доске, покупка в магазине, разговор по телефону и др.).

4-я фаза бывает в позднем подростковом возрасте и у взрослых.

1.5 Психологические особенности заикающихся

По мнению Р.Е.Левиной, не существует речевого нарушения самого по себе, оно всегда предполагает личность и психику конкретного индивидуума со всеми присущими ему особенностями. Роль недостатка речи в развитии и судьбе ребенка зависит от природы дефекта, от его степени, а также от того, как ребенок относится к своему дефекту.

Понимание своего речевого недостатка, неудачные попытки самостоятельно избавиться от него или хотя бы замаскировать нередко порождают у заикающихся определенные психологические особенности: стеснительность вплоть до робости, стремление к уединению, речебоязнь, чувство угнетенности и постоянные переживания за свою речь. Иногда и наоборот, расторможенность, показную разболтанность и резкость.

Большинство авторов отмечают в разной степени выраженные психологические особенности у детей (Х.Лагузен, И.А.Сикорский, Г.Д.Неткачев, И.И.Тартаковский, Э.Фрешельс, Ф.Г.Штоккерт, Ю.А.Флоренская, М.Е.Хватцев и др.). В последние годы делаются попытки не только глубже изучить психологические особенности заикающихся с целью обосновать психотерапевтическую направленность логопедической работы (С.СЛяпидевский, С.И.Павлова, В.И.Селиверстов, В.М.Шкловский, Ю.Б.Некрасова, Г.И.Ангушев, Л.З.Андронова, Э.М.Кулиев и др.), но и дифференцировать их по психологическим особенностям. В основу принимается наличие логофобий (С.С.Ляпидевский, С.И.Павлова), разная степень болезненной фиксированности на своем недуге (В.И.Селиверстов, В.М.Шкловский и др.).

В литературных источниках прошлого и настоящего встречается ряд отдельных указаний на значимость фиксированности на своем дефекте в клинико-психологической структуре заикания. Хр.Лагузен (1838) писал, что представление о трудности выговора делает заикание постоянным. Р.Коэн (Кен, 1878) считал обязательным в лечении заикания укреплять в пациенте силу воли, внушать ему доверие к собственным силам и искоренять в нем убеждение, что он не может правильно говорить. Пациент должен перевоспитываться; он должен овладеть рефлексами, подчинять их осмысленным мотивам. Г.Каменка (1900) видел в лечении заикания борьбу с болезненным представлением как руководящий принцип лечения. А.Либман (1901) усложнение первичных непроизвольных расстройств координации со стороны органов речи видел в том, что эти расстройства обращают на себя внимание самого заикающегося и окружающих. При этом сам заикающийся становится недоверчивым к своим способностям речи. Из-за этого обстоятельства расстройство речи еще более усиливается.[4]

Г.Д.Неткачев (1913) отводил главенствующую роль в структуре заикания представлению заикающихся о своем дефекте и связанному с ним «боязливому самочувствию». Сущностью заикания («психоневроза») является, по его мнению, «боязливое ощущение, представление, навязчивая идея, фобии и весь комплекс угнетающих эмоциональных переживаний перед опасностями в прошлом, настоящем и будущем».

Р.Денгардт, Т.Гепфнер, Э.Фрешельс (начало XX в.) сущность заикания видели в расстройствах, основанных на мыслительно-аффективных процессах.[5]

«Специфической основой заикания мне кажется то психическое состояние, на основании которого у атактически говорящих лиц возникает сознание расстройства их речи». По мнению Т.Гепфнера, собственно заикание возникает у ребенка в результате осознания им своих физиологических речевых несовершенств путем эгоцентрических размышлений о своей речи, путем запоминания и осознания процесса речи и в результате потребности напрягать при этом свои силы. Сделанные наблюдения позволили Т.Гепфнеру и Э.Фрешельсу заключить, что «болезненные психические состояния могут быть устранены воздействием на психику, ...что терапия ассоциативной афазии (заикания — В.С), направленная только на речь, составляет лишь часть терапии»

Ф.Г.Штоккерт, Ю.А.Флоренская, М.И.Пайкин, А.М.Смирнова, Н.А.Власова и др. отмечают усугубляющую роль зафиксированного внимания на дефектной речи у заикающихся. Ф.Г.Штоккерт (1927), а затем М.И.Пайкин утверждали, что собственно заикание начинается лишь с момента фиксации заикающегося на своем расстройстве. Когда заикающийся впервые обратит внимание на свою неправильную речь, этот период может считаться критическим в развитии заикания: только теперь начинается боязнь говорить, боязнь речи, которая делает пациента асоциальным и заставляет уединяться. Чем больше внимания уделяется своему страданию, тем оно хуже становится.

Этой же точки зрения придерживался М.Е.Хватцев, который писал: «...первичное спотыкание от травмы (шока) — еще не заикание. Это расстройство координации. Но когда у ребенка надолго остаются воспоминания о шоке и мысль, что он может снова споткнуться, то есть когда происходит фиксация внимания на спотыкании (подчеркнуто нами — В.С), тогда начинается развитие действительного заикания, ибо в тот момент все усилия артикулировать бесплодны... С возникновением психопатологических моментов заикание из простого расстройства координации превращается в невроз».

Здесь уместно вспомнить слова С.Н.Давиденкова о том, что «одним из основных явлений, из которых развивается невротическое расстройство», есть «чувство собственной неполноценности», а чем больше больной неврастенией «фиксирует внимание на своем болезненном симптоме, тем, естественно, симптом этот становится более упорным... Так образуется тот порочный круг, из которого больной никак не в состоянии выбраться: болезненный симптом заставляет больного фиксировать на нем свое внимание, в вследствие этого симптом еще усиливается и еще более проковывает к себе внимание больного» .

Отечественный психолог Н.И.Жинкин (1958), рассматривая заикание как расстройство речевой саморегулировки, находил, что «чем больше возрастает опасение за исход речи и чем в большей мере произнесение оценивается слухом как дефектное, тем сильнее нарушается речевая саморегулировка. Это состояние через несколько повторений превращается в патологический условный рефлекс и возникает все чаще, теперь уже перед началом речи. Процесс становится циркулярным, так как дефект на приеме усиливает дефект на выходе» .

Почти все исследователи проблемы заикания обнаруживают у заикающихся в разной степени выраженную тревожность, опасение, боязливость, страх перед речью. С.С.Ляпидевский, С.И.Павлова и др. страх перед речью (логофобию) определяют как «типичный симптом заикания».

У детей выражен страх перед заиканием, многие из них стараются избегать ситуаций, требующих речевого общения. Следствием речевого расстройства в виде заикания могут быть снижение успеваемости в школе из-за стеснительности, страха речевых нарушений, ограничения в выборе профессии, трудности в создании семьи. Заикающиеся остро ощущают нарушения своей речи. Для страдающих хроническим заиканием типичны фрустрация, тревога, депрессия (Волкова Л.С., 1995).

У взрослых  заикающихся  появляются отрицательные  эмоции под влиянием  как реальных, так и ожидаемых  и представляемых  трудных речевых реакций. У них возникают  эмоциональное напряжение,  вегетативные нарушения, логофобия и связанное  с этими  явлениями вторичное  ухудшение экспрессивной речи. Клинически это больные, страдающие  заиканием на фоне  невротических расстройств, а само речевое  нарушение  можно квалифицировать как  невротическое заикание (Волкова Л.С., 1995).

Н.И.Жинкин, рассматривая заикание как расстройство речевой саморегулировки, отмечает, что чем больше возрастает опасение за исход речи и чем в большей мере произнесение оценивается как дефектное, тем сильнее нарушается речевая саморегулировка.

Это состояние через несколько повторений превращается в патологический условный рефлекс и возникает все чаще, теперь уже перед началом речи. Процесс становится циркулярным, так как дефект на приеме усиливает дефект на выходе.

Фиксированность на дефекте и эмоциональное реагирование на дефект. Исследователи заикания в понятие фиксированности на дефекте вкладывают разное содержание: особое свойство внимания (устойчивое, застревающее, навязчивое, концентрированное), осознание дефекта, представление о нем, разное эмоциональное отношение к нему (переживание, тревожность, боязливость, страх).

Можно представить психологическую модель возникновения и развития феномена фиксированности с позиции интегрального взаимодействия психических процессов, состояний, свойств и действий у заикающихся. Различие между заикающимися и свободно говорящими выражается не в степени продуктивности той или иной деятельности, а в специфике ее протекания. От первого непроизвольного эмоционального реагирования на дефект у заикающихся детей постепенно формируется свое отношение к нему, связанное с эмоциональными переживаниями и отражаемое в волевых усилиях (действиях и поступках) в самостоятельной и безуспешной борьбе с заиканием. Понятие феномена фиксированности в данном случае можно определить так: это есть отражение объективно существующего речевого дефекта (речевых судорог) во всей психической деятельности заикающегося человека. Это результат процессов получения и переработки информации о речевых трудностях (или помехах) и связанных с ними неприятностях, трансформированных в психических процессах, состояниях и свойствах заикающегося и проявляющихся в его взаимодействии с окружающей социальной средой (Волкова Л.С., 1995).

Важно найти критерии, которые характеризуют нарастающую сложность разных уровней (степеней) фиксированности на дефекте. В качестве такого критерия могут быть использованы 3 варианта эмоционального отношения заикающихся к своему дефекту (безразличное, умеренно-сдержанное и безнадежно-отчаянное) и 3 варианта волевых усилий в борьбе с ним (их отсутствие, наличие и перерастание в навязчивые действия и состояния). В связи с этим оправдано введение рабочего термина «болезненная фиксация» для выделения соответственно трех групп заикающихся:

1. Нулевая степень болезненной фиксации: дети не испытывают ущемления от сознания дефекта либо вовсе не замечают его. Отсутствуют элементы стеснения, обидчивости за свою неправильную речь, какие-либо попытки к преодолению дефекта.

2. Умеренная степень болезненной фиксации: старшие школьники и подростки переживают свой дефект, стесняются его, скрывают, прибегают к различным уловкам, стараются меньше общаться. Они знают о своем заикании, испытывают от этого ряд неудобств, стараются замаскировать свой недостаток. На этой стадии может возникнуть первые признаки логофобии.

3. Выраженная степень болезненной фиксации: у заикающихся переживания по поводу дефекта выливаются в постоянно тягостное чувство неполноценности, когда каждый поступок осмысливается через призму речевой неполноценности. Это чаще всего подростки. Они концентрируют внимание на речевых неудачах, глубоко переживают их, для них характерен уход в болезнь, болезненная мнительность, выраженная логофобия,  страх перед людьми, ситуациями и пр. (Волкова Л.С., 1995; Белякова Л.И. , Дьякова Е.А., 1998).

Изучение феномена фиксированности заикающихся на своем дефекте позволило установить следующее: фиксированность является одним из основных факторов, усложняющих структуру дефекта и эффективность его преодоления.

Отмечается связь с усложняющимся характером моторных нарушений. Тоническая судорога иногда может рассматриваться как попытка заикающегося бороться со своим недугом. Характер моторных нарушений у заикающихся обычно связан с эмоциональным отношением к своему дефекту.

Эффективность логопедической работы с заикающимися детьми находится в обратной  зависимости от разной степени их фиксированности на дефекте.

Также имеется прямая зависимость фиксированности на дефекте от возраста детей (или стажа заикания). Это объясняется наличием неблагоприятных факторов окружающей среды, совершенствованием и усложнением психической деятельности в связи с формированием личности детей, появлением сдвигов в нервной и эндокринной системах, связанных с пубертатным периодом.

Осознание речевого дефекта, неудачные попытки избавиться от него или хотя бы замаскировать порождают у заикающихся различные психологические особенности: уязвимость, беззащитность, боязливость, робость, внушаемость и др.(Волкова Л.С., 1995).

Таким образом, при изучении литературных источников нетрудно заметить, что, с одной стороны, большинство авторов относит наличие у заикающихся психологических особенностей (в частности, их фиксированность на дефекте) к типичному, обязательному симптому в структуре заикания. С другой стороны, к понятию фиксированности на дефекте у заикающихся можно отнести (по разным авторам) разные психические явления: особое качество внимания (закрепившееся, устойчивое, застревающее, навязчивое, сосредоточенное, концентрированное), осознание дефекта, своеобразные представления о нем и, наконец, разное отношение к нему (настороженное, боязливое).

1.6 Влияние нарушений общения на формирование личности

заикающихся

Существует свой особый стиль воспитания в каждой социокультуре, он определяется тем, чего ожидает общество от ребенка. На каждой стадии своего развития ребенок либо интегрируется с обществом, либо отторгается.

Известный психолог Эриксон ввел понятие «групповая идентичность», которая формируется с первых дней жизни, ребенок ориентирован на включение в определенную социальную группу, начинает понимать мир, как эта группа. Но постепенно у ребенка формируется и «эгоидентичность», чувство устойчивости и непрерывности своего «Я», несмотря на то, что идут многие процессы изменения. Формирование эгоиндентичности – длительный процесс, включает ряд стадий развития личности. Каждая стадия характеризуется задачами этого возраста, а задачи выдвигаются обществом. Но решение задач определяется уже достигнутым уровнем психомоторного развития человека и духовной атмосферой общества, в котором человек живет (Дьякова Е.А., 1998)

На стадии младенчества главную роль в жизни ребенка играет мать, она кормит, ухаживает, дает ласку, заботу, в результате чего у ребенка формируется базовое доверие к миру. Базовое доверие проявляется в легкости кормления, хорошем сне ребенка, нормальной работе кишечника, умении ребенка спокойно ждать мать (не кричит, не зовет, ребенок как бы уверен, что мать придет и сделает то, что нужно). Динамика развития доверия зависит от матери. Сильно выраженный дефицит эмоционального общения с младенцем приводит к резкому замедлению психического развития ребенка.

2-я стадия раннего детства связана с формированием автономии и независимости, ребенок начинает ходить, обучается контролировать себя при выполнении актов дефекации; общество и родители приучают ребенка к аккуратности, опрятности.

В возрасте 3-5 лет, на 3-й стадии, ребенок уже убежден, что он личность, так как он бегает, умеет говорить, расширяет область овладения миром, у ребенка формируется чувство предприимчивости, инициативы, которое закладывается в игре. Игра очень важна для развития ребенка, т.е. формирует инициативу, творчество, ребенок осваивает отношения между людьми посредством игры, развивает свои психологические возможности: волю, память, мышление и пр. Но если родители сильно подавляют ребенка, не уделяют внимания его играм, то это отрицательно сказывается на развитии ребенка, способствует закреплению пассивности, неуверенности, чувству вины.

В младшем школьном возрасте (4-я стадия) ребенок уже исчерпал возможности развития в рамках семьи, и теперь школа приобщает ребенка к знаниям о будущей деятельности, передает технологический эгос культуры.

Если ребенок успешно овладевает знаниями, новыми навыками, он верит в свои силы, уверен, спокоен, но неудачи в школе приводят к появлению, а порой и к закреплению чувства своей неполноценности, неверия в свои силы, отчаяния, потери интереса к учебе (Белякова Л.И. , Дьякова Е.А., 1998).

В подростковом возрасте (5-я стадия) формируется центральная форма эгоидентичности. Бурный физиологический рост, половое созревание, озабоченность тем, как он выглядит перед другими, необходимость найти свое профессиональное призвание, способности, умения – вот вопросы, которые встают перед подростком, и это уже есть требования общества к подростку о самоопределении.[6]

На 6-й стадии (молодость) для человека актуальным становится поиск спутника жизни, тесное сотрудничество с людьми, укрепление связей со всей социальной группой, человек не боится обезличивания, он смешивает свою идентичность с другими людьми, появляется чувство близости, единства, сотрудничества, интимности с определенными людьми. Однако если диффузия идентичности переходит и на этот возраст, человек замыкается, закрепляется изоляция, одиночество.

7-я – центральная стадия – взрослый этап развития личности. Развитие идентичности идет всю жизнь, идет воздействие со стороны других людей, особенно детей: они подтверждают, что ты им нужен. Положительные симптомы этой стадии: личность вкладывает себя в хороший, любимый труд и заботу о детях, удовлетворена собой и жизнью.

После 50 лет (8-я стадия) происходит создание завершенной формы эгоидентичности на основе всего пути развития личности, человек переосмысливает всю свою жизнь, осознает свое «Я» в духовных раздумьях о прожитых годах. Человек должен понять, что его жизнь – это неповторимая судьба, которую не надо переплывать, человек «принимает» себя и свою жизнь, осознает необходимость в логическом завершении жизни, проявляет мудрость, отстраненный интерес к жизни перед лицом смерти.

Ряд ученых (А.С.Алексеева, В.К.Андриенко, И.А.Невский, Ю.В.Гербеев и др.) под социализацией понимают процесс усвоения индивидом на протяжении его жизни социальных норм и культурных ценностей того общества, к которому он принадлежит. В традициях этой школы социализация раскрывается через понятие адаптация. С помощью понятия «адаптация» социализация рассматривается как процесс вхождения человека в социальную среду и его приспособления к культурным, психологическим и социологическим факторам.[7]

Этот процесс проходит как в результате воспитания, т.е. целенаправленного воздействия на личность, так и в результате самостоятельного осмысления действительности. [8]

Наиболее остро и тяжело социализацию переживают именно подростки, недаром этот возраст называют трудным, что подчёркивает актуальность выбранной темы.

Мощные сдвиги происходят во всех областях жизнедеятельности подростка, перестройки в организме вызывают непривычные ощущения и переживания, безотчётное беспокойство и дискомфорт, что создаёт значительное напряжение (Ф.Ариес, Б.Заззо, Г.Крайг, А.А.Реан, Ф.Райс, Ст.Холл и многие др.). Именно в этом возрасте начинается переход от мира детства к миру взрослых, к автономной морали, к моральному созреванию, происходит сопоставление и различение интересов общества и личности, усвоение социально приемлемых нравственных правил и собственной морали. Вместе с тем, это самый ответственный период, поскольку здесь складываются основы нравственности, формируются социальные установки, отношения к себе, к людям, к обществу. Кроме того, в данном возрасте стабилизируются черты характера и основные формы межличностного поведения. Главные мотивационные линии этого возрастного периода, связанные с активным стремлением к личностному самосовершенствованию, – это самопознание, самовыражение, самоутверждение и т.д.

Практически все, что происходит в жизни подростка можно рассматривать как фактор социализации, обуславливающий усвоение тех или иных норм поведения. Оптимальное же осуществление социализации предполагает формирование такой ситуации, в которой обеспечиваются широкие возможности для осуществления развития разных уровней социального взросления, где для подростка открываются условия сочетания социальных позиций «Я в обществе», при самостоятельном поиске оптимальных путей утверждения его «самости». И поскольку учебная деятельность наиболее активно воздействует на интеллектуальное развитие ребёнка, его вхождение в мир общественных вещей, то функции по развитию отношений взаимодействия, в которых особенно активно развиваются другие компоненты социального созревания, должны выполняться в рамках воспитательной работы, программированной не ниже учебной. И в этом плане продуманное построение системы образования, обеспечивающее чередование процессов социализации-индивидуализации, создаёт условия для развития индивидуальности растущего человека через его социализацию.[9]

В то же время, эмпирические данные о развитии этих явлений в данном возрастном периоде довольно ограничены и фрагментарны. В нашей работе делается попытка хотя бы частично восполнить этот пробел.

Решению данной проблемы, как нам кажется, способствует переход от традиционной, знаниево-ориентированной к гуманистической, личностно-ориентированной парадигме образования (Е.В.Бондаревская, В.В.Сериков, И.С.Якиманская и др.).

Сложность такого перехода объясняется как объективными причинами, связанными с особенностями развития современного образования, так и с субъективными, личностными, требующими кардинальной перестройки мышления каждого участника образовательного процесса.

1.7 Анализ современных методов устранения заикания

Лечение надо начинать как можно раньше. Оно должно быть комплексным. Проводят психотерапию, специальные логопедические занятия, целью которых являются нормализация речевого поведения, формирование приемов и навыков полноценного устного общения в различных ситуациях. При невротическом заикании следует избегать привлечения внимания ребенка к его речевому дефекту, т.к. это может способствовать эмоциональному напряжению и страху речи. Медикаментозное лечение заикания зависит от его формы. При невротическом заикании назначают препараты, снижающие возбудимость нервной системы; при неврозоподобном применяют также средства, снижающие тонус речевой мускулатуры, нормализующие внутричерепное давление. Важное значение имеет создание доброжелательной, спокойной обстановки в семье (Белякова Л.И. , Дьякова Е.А., 1998).

Традиционные психотерапевтические методы (гипносуггестивный, поведенческий и др.) в лечении заикания не всегда эффективны. Предпочтительно использование специальных психотерапевтических подходов, включающих элементы различных методов. Специальные (комбинированные) методы психотерапии применяют как в индивидуальной, так и в групповой форме. У детей младшего возраста невротическое заикание легче преодолевается в специализированных логопедических группах или детских садах. Большое место в лечении занимают коллективная игровая психотерапия, логопедическая ритмика. Важное значение имеет семейная психотерапия. Наиболее типично - отвлечение внимания, внушение и релаксация. Заикающихся обучают говорить одновременно с ритмическими движениями руки и пальцев или медленно нараспев и монотонно. Современные методы, основанные на точке зрения, что заикание является формой выученного поведения, рекомендуют минимизировать факторы, усиливающие заикание, уменьшить вторичные нарушения, убедить заикающегося разговаривать, даже с заиканием, свободно, без стеснений и страха, чтобы избежать вторичных блоков. Эффективен метод саморегуляции, основанный на предпосылке, что заикание является определенным поведением, которое можно изменить. Он включает десенсибилизацию, снижающую эмоциональные реакции, страх перед заиканием, элементы аутогенной тренировки (Белякова Л.И. , Дьякова Е.А., 1998).

Существует ряд способов вылечить заикание, но, к сожалению, ни один из них не даёт гарантии 100 %. В первую очередь надо иметь большую силу воли и желание избавиться от заикания.

Часть методик советуют: говорить плавно, на распев, не спешить, или как-то нормализовать речь, другие, концентрируются на нервной системе, считая заикание лишь одним из проявлений невротизма.

Самая распространенная домашняя методика лечения заикания — это чтение текста вслух один час в день (Дьякова Е.А., 1998).

Становлению современного комплексного подхода к преодолению заикания предшествовал поиск различных приемов и средств преодоления дефекта. Многочисленность и недостаточная эффективность методик преодоления заикания объясняются сложностью его структурных проявлений и недостаточным уровнем знаний о его природе.

При изучении существовавших ранее приемов, средств и методов преодоления заикания целесообразно рассматривать их в зависимости от характера рекомендуемых средств воздействия на заикающегося — медицинского или педагогического. В первом случае — это лечебные меры (терапевтические, хирургические, ортопедические, психотерапевтические), во втором — меры педагогические (дидактические) и в третьем — различные сочетания лечебного и педагогического воздействия на заикающихся (Волкова Л.С., 1995).

Помимо общеукрепляющего лечения хорошо действует водолечение в форме тепловатых ванн; прохладные ванны и души не рекомендуются. Применяется метод упражнений актов дыхания, голоса и артикуляции. Дыхательная гимнастика состоит в применении глубоких вдыханий, задержки вдыхаемого воздуха, в выполнении по команде вдыхания и выдыхания и т. п. После применения дыхательной гимнастики приступают к голосовым упражнениям на гласных буквах —а, е, мит. д.—и наконец к упражнениям в произношении согласных букв с гласными. Одновременно с речевой ортопедией можно проводить лечение шведской лечебной гимнастикой. Лечение лучше проводить в специальных учреждениях под руководством врача, опытного в деле перевоспитания речи и с достаточным невро-психиатрическим образованием, при содействии специалистов-логопедов. У детей младшего возраста это часто излечивается путем правильного речевого воспитания без применения логопедических упражнений, а чаще всего проходит без всякого вмешательства при установлении общего режима. По-Фрёшельсу (Froschels), 12-летний возраст является особенно благоприятным для проведения лечения. Систематическая речевая терапия проводится в течение 2—3 месяцев. Успех лечения бывает положительным в 70—80% случаев. Профилактически в отношении детей с семейной склонностью к этому рекомендуется необходимый гигиенический уход; следует избегать общения таких детей с заикающимися, устных ответов перед классом; в отношении всех заикающихся необходимо проведение нерво-психиатрической диспансеризации (Волкова Л.С., 1995).

1. Терапевтические средства.

Терапевтические средства для преодоления заикания применялись в разной степени и формах во все времена, начиная с древнейших (Гиппократ, Аристотель, Цельс, Гален, Авиценна  и др.). Терапевтические средства не являлись исчерпывающими в лечении заикания, а лишь в той или иной степени дополняли его.

2. Хирургический метод.

Хирургический метод лечения заикания применялся с 1 в. н.э. до середины XIX в., пока не утвердилось мнение о его бесполезности и опасности использования (Антилл, Бонне, Диффенбах, Дионис, Пети, Фабриций, Эгинский и др.). Он появился в результате понимания заикания как следствия патологического строения органов артикуляции или недостаточной иннервации мышц языка.

Использование механических приспособлений с ортопедической целью восходит еще к Демосфену, который якобы успешно применял для лечения собственного заикания инородные предметы (морские камешки), держа их под языком  во время речевых упражнений.

И впоследствии специалисты применяли при лечении заикания различные механические приспособления: Итар — язычную вилку, Коломба — язычный нажиматель и распорку для губ, Эрве-де-Шегуан —накладки на оба ряда зубов, Кленке — деревянную пластинку в форме дуги под язык, Меркель — скобы из китового уса на нижние зубы и т. д.

Ортопедические средства имели вспомогательное значение в лечении заикания.

3. Психотерапевтические воздействия.

Психотерапевтические воздействия. С появлением взглядов на заикание как на невротическое расстройство некоторые авторы стали придавать первостепенное значение в его преодолении психотерапевтическому воздействию (Неткачев, Фрешельс и др.). Сторонники психологического направления видели в заикании, прежде всего психическое страдание, поэтому при выборе средств воздействия на заикающегося учитывали влияние этих средств на его психику.

4. Дидактические приемы.

Дидактические приемы. Последователи дидактических приемов воспитания правильной речи у заикающегося рекомендовали системы разнообразных и постепенно усложняемых речевых упражнений, охватывающих как отдельные элементы речи, так и речь в целом (Андрес, Гимиллер, Гутцман, Денгардт, Итар, Коэн, Куссмауль, Ли).

5. Система лечебно-педагогических мер.

Система лечебно-педагогических мер. Первыми попытками определить систему лечебно-педагогического воздействия на заикающихся можно считать рекомендации И.А.Сикорского (1889) и его ученика И.К.Хмелевского (1897).

И.А.Сикорский в лечение заикания включал:

а) гимнастику речи (система упражнений для дыхания, голоса, артикуляции, различных форм речи);

б) психотерапевтическое лечение (создание соответствующих условий, окружающих больного, последовательное усложнение речевых занятий, воздействие на настроение больного и пр.);

в) фармацевтическое и динамическое лечение (медикаменты, физиотерапия, двигательные упражнения).

В настоящее время  многие исследователи  уделяют много внимания  психотерапевтическим воздействиям на личность заикающегося  в  комплексной системе  лечения. Опираясь на исследования отечественных физиологов — И.М.Сеченова, И.П.Павлова и их последователей, ученые и специалисты-практики преодолели тенденциозность разработанных ранее приемов устранения заикания, отобрали из них все лучшее, рациональное и определили современный комплексный подход к преодолению заикания.

6. Комплексный подход к преодолению заикания.

Большинство исследователей заикания отмечают сложный системный характер этого заболевания, возникновение которого связано как с биологическими, так и с психологическими, а возможно, и социальными причинами.

Под современным комплексным подходом к преодолению заикания понимается лечебно-педагогическое воздействие на разные стороны психофизического состояния заикающегося разными средствами и усилиями разных специалистов. В комплекс лечебно-педагогических мероприятий входят лечебные препараты и процедуры, лечебная физкультура, психотерапия, логопедические занятия, логопедическая ритмика, воспитательные мероприятия. Цель их — оздоровление и укрепление нервной системы и всего организма в целом; избавление ребенка от неправильного отношения к своему речевому дефекту, устранение или ослабление речевых судорог и сопутствующих расстройств голоса, дыхания, моторики и речи; социальная реадаптация и адаптация заикающегося.  В настоящее время делаются попытки глубже изучить индивидуальные психологические особенности заикающихся (Волкова Л.С., 1995).

Весь лечебно-педагогический комплекс по характеру воздействия на заикающихся можно условно разделить на две составные части: лечебно-оздоровительную  и  коррекционно-педагогическую. Основными задачами лечебно-оздоровительной работы, которую проводит врач, являются: укрепление и оздоровление нервной системы и физического здоровья заикающегося; устранение и лечение отклонений и патологических проявлений в их психофизическом состоянии (ослабление или снятие речевых судорог, расстройств вегетативной нервной системы, нарушений моторики и др.).

Основной задачей коррекционно-педагогической работы, которую преимущественно проводит логопед, является: устранение речевых дефектов (перевоспитание неправильной речи) и психологических особенностей заикающихся. Логопед организует содружественную медико-педагогическую работу необходимых специалистов (врачей, воспитателей, ритмиста, инструктора по ЛФК, музыкального работника и др.), использующих свои методы и средства при воздействии на заикающихся.

К лечебно-оздоровительной работе относятся: создание благоприятной обстановки для лечения, организация режима дня и рационального питания, закаливающие процедуры, лечебная физкультура, медикаментозное лечение, физио- и психотерапия.

У ребенка надо поддерживать хорошее настроение, бодрость, уверенность в выздоровлении. Систематическое чередование различных видов деятельности, определенный ритм жизни также имеют важное  значение, так как способствуют нормализации и облегчению работы высших отделов нервной системы и всего организма в целом.

Лечебная физкультура и физические упражнения, развивая мышечную систему, усиливают работу важнейших жизненных органов — легких и сердца, повышают обмен веществ. Они развивают координированные и точные движения, помогают избавиться от скованности или, наоборот, от расторможенности движений.

Все это является необходимой предпосылкой для лучшего функционирования речевых органов заикающегося ребенка и оказывает положительное влияние на выработку у него правильных речевых навыков. Физические упражнения для заикающихся детей приобретают лечебное значение.

Медикаментозное лечение заикающихся ставит целью нормализацию деятельности центральной и вегетативной нервной системы, речедвигательного аппарата, устранение судорог, снятие психогенных наслоений.

Роль медикаментозного лечения с возрастом заикающихся увеличивается. Это объясняется усложнением клиники заикания вследствие присоединения дополнительных функциональных наслоений, связанных с пубертатными сдвигами и повышением роли слова как фактора социального общения.

Психотерапия  в  комплексе лечения заикания занимает существенное место. Основная задача психотерапии — оздоровление психики заикающегося.

Оздоравливающее воздействие на заикающегося оказывает косвенная и прямая психотерапия. Под косвенной психотерапией понимается обстановка, окружающая природа, коллектив, отношение обслуживающего персонала, режим, игры и многое другое.

Прямая психотерапия — лечебное воздействие словом в виде разъяснения, убеждения, внушения и обучения. В  психотерапии различают два основных вида воздействия словом:

1) рациональную (по Дюбуа), или разъяснительную (по В.М.Бехтереву), психотерапию;

2) суггестивную терапию, в которой выделяются внушение в бодрствующем состоянии, во сне (гипноз) и самовнушение (аутогенная тренировка).

Для маленьких детей рациональная психотерапия выражается в использовании разнообразных игровых приемов, красочного дидактического материала, труда, музыки, ритмики и пр. Эти формы психотерапии тесно смыкаются с психопрофилактикой и психогигиеной. Для старших школьников необходимо широкое использование основных приемов рациональной психотерапии (Власова Н.А., 1983).

Внушение (суггестия) — специальный метод психотерапии. Различают внушение со стороны другого лица (гетеросуггестия) и самовнушение (аутосуггестия).

В лечении заикания используются методы внушения в бодрственном состоянии (К.М.Дубровский) и в состоянии гипнотического сна. Эти психотерапевтические методы используются в комплексе с другими медико-педагогическими средствами воздействия на заикающихся подростков и взрослых.

Одним из видов аутосуггестии является метод аутогенной тренировки. Он применяется при лечении различных неврозов. Путем самовнушения по определенной формуле вызывается состояние покоя и мышечного расслабления (релаксация). В дальнейшем проводятся целенаправленные сеансы самовнушения по регуляции тех или иных нарушенных функций организма. В этом плане оно оказывается полезным и при заикании. Заикающийся овладевает способностью вызывать расслабление мышц, особенно лица, шеи, плечевого пояса, и регулировать ритм дыхания, что ослабляет интенсивность судорожных спазмов.

В связи с незрелостью психики и недостаточной концентрацией внимания у детей дошкольного возраста гипнотерапия и аутогенная тренировка с ними не применяются.

Многие специалисты, работая с заикающимися детьми, используют игры и упражнения, которые помогают расслабить мышцы рук, предплечья, шеи, ног, лица.

Среди активизирующих методов психотерапии значительное место занимают функциональные тренировки (А.Г.Иванов-Смоленский). Они представляют собой тренировку нервных и психических процессов, укрепление активности и воли.

Все виды психотерапии заикания направляются на устранение психогенных нарушений (страха речи и ситуаций, чувства ущемленности и подавленности, навязчивой фиксации на своем речевом расстройстве, многообразных переживаний в связи с этим и пр.) и на перестройку у заикающегося измененного под влиянием дефектной речи социального контакта с окружающими; на формирование умений владеть собой и своей речью, на перестройку своих личностных качеств.

Педагогическую часть комплексного подхода составляет коррекционно-педагогическая (логопедическая) работа, которая включает систему логопедических занятий, воспитательные мероприятия, логопедическую ритмику, работу с родителями.

Логопедическая работа рассматривается как система коррекционно-педагогических мероприятий, направленных на гармоничное формирование личности и речи ребенка с учетом необходимости преодоления или компенсации его дефекта.

Логопедическое воздействие в настоящее время осуществляется в двух направлениях: прямом и косвенном. Прямое логопедическое воздействие реализуется во время групповых и индивидуальных занятий с заикающимися. Эти занятия предусматривают развитие общей и речевой моторики, нормализацию темпа и ритма дыхания и речи, активизацию речевого общения, в случае необходимости развитие слухового внимания и фонематического восприятия, коррекцию нарушений звукопроизношения, расширение пассивного и активного словаря, совершенствование грамматического оформления фразы. На занятиях у заикающихся устраняют психологические отклонения в поведении, вырабатывают (у школьников, подростков) правильное отношение к дефекту, развивают интеллектуальные способности, этические и нравственные представления, формируют гармонично развитую личность.

Индивидуальные занятия проводятся в случае необходимых дополнительных упражнений (коррекция неправильного произношения, беседы психологического характера и т. д.).

Косвенное логопедическое воздействие представляет собой систему логопедизации всех режимных моментов для ребенка и отношения к нему окружающих. Особое значение в этой системе имеет речевой режим.

Речевой аспект логопедических занятий включает регуляцию и координацию дыхательной, голосовой и артикуляторной функций, воспитание правильной речи.

В литературе имеется несколько мнений о методике воспитания правильного дыхания. Одни считают, что над дыханием следует специально работать, применяя дыхательные дидактические упражнения. Другие считают, что ритм дыхания восстанавливается через спокойную плавную речь, т.е. воспитывается неторопливый темп речи и в результате нормализуются все речевые компоненты, в том числе и дыхание. Представители психологической школы считают, что воспитанию речи, а, следовательно, и дыхания способствует тренировка воли. В каждом из этих мнений можно найти рациональное, если работу над дыханием проводить индивидуально, в зависимости от структуры речевого дефекта (Сикорский И.А., 1998).

Консультативно-методическая работа с родителями и педагогами направлена на обеспечение благоприятных условий воздействия на заикающегося ребенка; создание правильного отношения к нему дома и в детском учреждении.

1.8 Копинг-стратегии как решение проблемы затрудненного общения

Совладающее со стрессом поведение, или копинг, без сомнения, относится к малоизученным жизнетворческим дарованиям личности (Л.И.Анцыферова) или ее конструктивным силам (К.А.Абульханова), инициирующим направленную на мир и самого себя преобразующую активность. Оно связано с системой целеполагающих действий, прогнозированием исхода процесса, творческим порождением новых выходов и решений трудной (проблемной) ситуации. Данное направление находится на стыке психологии развития, социальной психологии, психологии субъекта и медицинской психологии. Это, с одной стороны, отражает современные тенденции интеграции разных ветвей психологии в единую область знаний на основе междисциплинарного и мультидисциплипарного знания (Захаров А.И., 1996).

С другой стороны, определение конкретно-научной специфики феномена совладания в разные периоды жизни требует дифференциации психологии совладающего поведения в самостоятельную область психологических исследований. Необходимость данного исследования обусловлена общеметодологическими, теоретическими и прикладными причинами. Проблематика совладающего поведения слабо представлена в отечественных концепциях развития, персонологических теориях, практически отсутствует экспериментальная база в социально-психологических исследованиях. Наибольший опыт эмпирических исследований имеется в медицинской психологии (В.А.Абабков, И.А.Горьковая, Н.А.Русина, Н.И.Сирота, В.М.Ялтонский), отдельные работы в возрастной психологии (Л.И.Анцыферова, Л.А.Головей, А.В.Либин, И.М.Никольская, Л.А.Регуш), психологии труда и инженерной психологии (В.А.Бодров, Л.Г.Дикая, Л.А.Китаев-Смык), а психология здоровья пока не выделилась в самостоятельное научное направление в России. Теоретическое обобщение и систематизация уже проведенных исследований и эмпирическое обоснование новых полученных автором данных о совладающем поведении будут способствовать интеграции разрозненных сведений, углублению научных представлений о психологических механизмах и закономерных тенденциях данного сложного и многомерного феномена.

Исследование совладающего (копинг) поведения как существенной составляющей адаптивного социального поведения актуально в связи с продолжающейся в нашем обществе социальной нестабильностью, существованием противоречивых, в том числе, негативных тенденций развития (преступность, насилие, безработица, разводы и пр.). Особая уязвимость молодежи, стремящейся к самоутверждению и успеху в жизни, служит основанием для разработки данной проблематики с целью внедрения программ психологической помощи в адаптации, преодолении трудностей собственными силами и с помощью других людей, через повышение стрессоустойчивости, стойкости, «выращивание» или выработку конструктивных стратегий совладания (Власова Н.А., 1983).

Психология совладающего поведения может и должна быть привлечена для объяснения трудностей и различий в адаптации личности в разные периоды ее жизни и группы (в том числе, семьи) к переменам в обществе, развития социальной креативности в совладании с ситуациями жизненных трудностей. В фокусе нашего исследования находится то, что человек может сделать, за счет чего он совладает со стрессом. Недостаточно исследованными являются границы, предел человеческих возможностей, его продуктивность/непродуктивность в контексте конкретной трудной ситуации, адекватность/неадекватность решаемой задаче и совладающее поведение группы как субъекта активности.

Сегодня в отечественной психологии не существует также адекватного инструментария для измерения совладающего поведения, его индивидуальных и привлекаемых субъектом внешних ресурсов. В связи с этим важна раз работка новых или адаптация, валидизация уже имеющихся и хорошо зарекомендовавших себя зарубежных методов. В основе данных разработок находится необходимость и желание знать и понимать обстоятельства, проясняющие, почему человек поступает так, как поступает, как люди совладают со стрессом, ситуационные и личностные факторы, влияющие на эффективность совладающего поведения. Подобные изыскания должны обеспечивать проведение социальной политики общества. С другой стороны, клинико-психологические диагностические процедуры также нуждаются в надежных инструментах для постановки диагноза и сопровождения клинических интервенций в каждой возрастной группе (от подросткового возраста до поздней зрелости).

Копинг, копинговые стратегии (англ. «coping», «coping strategy») — это то, что делает человек, чтобы справиться (англ. «to cope with») со стрессом. Понятие объединяет когнитивные, эмоциональные и поведенческие стратегии, которые используются, чтобы справиться с запросами обыденной жизни. Близкое понятие, широко используемое и глубоко разработанное в русской психологической школе, — переживание.

Впервые термин появился в психологической литературе в 1962 году; Л.Мэрфи применил его, изучая, каким образом дети преодолевают кризисы развития. Четыре года спустя, в 1966 году Р.Лазарус в своей книге «Psychological Stress and Coping Process» («Психологический стресс и процесс совладания с ним») обратился к копингу для описания осознанных стратегий совладания со стрессом и с другими порождающими тревогу событиями.

Более точно копинг-поведение определяется так: копинг — это «непрерывно меняющиеся когнитивные и поведенческие попытки справиться со специфическими внешними и/или внутренними требованиями, которые оцениваются как чрезмерные или превышающие ресурсы человека». Авторы подчеркивают, что копинг — это процесс, который все время изменяется, поскольку личность и среда образуют неразрывную, динамическую взаимосвязь и оказывают друг на друга взаимное влияние (Волкова Л.С., 1995).

Стресс — это дискомфорт, испытываемый, когда отсутствует равновесие между индивидуальным восприятием запросов среды и ресурсов, доступных для взаимодействия с этими запросами. Именно индивид оценивает ситуацию как стрессовую или нет. По Лазарусу и Фолкману, индивиды оценивают для себя величину потенциального стрессора, сопоставляя запросы среды с собственной оценкой ресурсов, которыми они владеют, чтобы справиться с этими самыми запросами.

Co временем понятие «копинг» стало включать в себя реакцию не только на «чрезмерные или превышающие ресурсы человека требования», но и на каждодневные стрессовые ситуации. Содержание копинга при этом осталось тем же: копинг — это то, что делает человек, чтобы справиться со стрессом: он объединяет когнитивные, эмоциональные и поведенческие стратегии, которые используются, чтобы справиться с запросами обыденной жизни. Мысли, чувства и действия образуют копинг-стратегии, которые используются в различной степени в определенных обстоятельствах. Таким образом, копинг — это «поведенческие и когнитивные усилия, применяемые индивидами, чтобы справиться со взаимоотношениями человек-среда».

При этом подчеркивается, что реакции индивида на стрессовую ситуацию могут быть как произвольными, так и непроизвольными. Непроизвольные реакции — это те, что основаны на индивидуальных различиях в темпераменте, а также те, что приобретены в результате повторения и больше не требуют сознательного контроля.

Психологи, занимающиеся проблематикой копинг-поведения, придерживаются разных точек зрения на эффективность стратегий совладания. Если во многих теориях учитывается, что копинг-стратегии по своей сути могут быть как продуктивными, функциональными, так и непродуктивными, дисфункциональными, то существуют авторы, с точки зрения которых неотъемлемой характеристикой копинг-поведения является его полезность; они определяют совладание как «адаптивные действия, целенаправленные и потенциально осознанные».

Альтернативная точка зрения состоит в том, что копинг не всегда является продуктивным; его эффективность зависит от двух факторов: ответной реакции и контекста, в котором этот копинг реализуется (Волкова Л.С., 1995).

Исследователи копинг-стратегий в попытках систематизировать и создать стройную классификацию выделяют несколько уровней обобщенности того, что предпринимает индивид, чтобы справиться со стрессом: это копинговые действия, копинг-стратегии и копинговые стили. Копинговые действия (то, что индивид чувствует, думает или делает) часто группируются в копинг-стратегии, стратегии, в свою очередь, группируются в копинговые стили (например, группу стратегий, которая представляет собой концептуально похожие действия). Например, таким стилем может быть «Обращение к другим». Иногда термины копинговые действия и копинг-стратегия используются как взаимозаменяемые, в то время как копинговые стили в общем относятся к действиям или стратегиям, которые последовательно используются индивидом, чтобы справиться со стрессом. Другие похожие термины – это копинговые тактики и копинговые ресурсы.

Поскольку интерес к копинг-стратегиям возник в психологии относительно недавно и из-за сложности самого феномена совладания с трудностями, исследователи ещё не пришли к одной единой классификации копинг-поведения. Работы по копинг-стратегиям пока ещё являются достаточно разрозненными, поэтому чуть ли не каждый новый исследователь при изучении проблематики копингового поведения предлагает свою собственную классификацию. При этом, чтобы хоть как-то систематизировать имеющиеся подходы к копинг-стратегиям, уже прилагаются усилия по классификации самих классификаций.


[1] Белякова Л.И. , Дьякова Е.А. Заикание. Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности “Логопедия” — М.: В. Секачев, 1998. – C.87-88.

[2] Заикание / Под ред. Н. А. Власовой, К. П. Беккера. — М., 1983. – С.98-99.

[3] Белякова Л.И. , Дьякова Е.А. Заикание. Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности “Логопедия” — М.: В. Секачев, 1998. – С.96.

[4] Неткачев Г.Д. Заикание. – М., 1909. –С.25.

[5] Хватиев М.Е. Логопедия. – М.: Учпедгиз, 1959. – С.137.

[6] Заикание / Под ред. Н. А. Власовой, К. П. Беккера. — М., 1983. – С.115.

[7] Котова И.Б. Социализация и воспитание / И.Б. Котова. – Ростов-на-Дону: Издательство Ростовского педуниверситета, 1997. – С.89.

[8] Там же. С.65.

[9] Фельдштейн Д.И. Социализация и индивидуализация – содержание процесса социального взросления // Социальное развитие в пространстве-времени детства. – М., 1997. – 165 с.