Методический фейервек!
В этом разделе вы увидете мои разработки по внекласной работе и, возможно, найдете для себя что-то необходимое. С удовольствием поделюсь свои опытом(пусть и небольшим))!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Планирование по курсу "духовно-нравственное воспитание" | 38 КБ |
Пояснительная записка к проекту | 62.5 КБ |
fgos_vneurochka_mo.doc | 175 КБ |
Предварительный просмотр:
Тематическое планирование
№ п/п | Наименование тем | Теория | Практика |
1. | Я и моя семья | 1ч | |
2. | Я и мой дом | 1ч | |
3. | Твои поступки и твои родители | 1ч | |
4. | Я и моя улица | 1ч | |
5. | Я и мой класс | 1ч | |
6. | Я и моя школа | 1ч | |
7. | Обязанности ученика в школе и дома | 1ч | |
8-9. | Интересные люди моего города | 1ч | 1ч |
10-11. | Предприятия нашего города | 1ч | 1ч |
12-13 | Герб, флаг нашего города | 1ч | 1ч |
14-15. | История района | 1ч | 1ч |
16. | Храмы и церкви нашего города | 1ч | |
17-18 | Населенные пункты вокруг нас | 1ч | 1ч |
19 | Я среди людей. | 1ч. |
|
Предварительный просмотр:
Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени среднего общего образования
Подготовила: Попова Е.А.,
учитель английского языка
Пояснительная записка
Программа направлена на обеспечение духовно - нравственного развития младших школьников образовательного учреждения МОУ « СОШ с углубленным изучением отдельных предметов №7».
Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся разработана в соответствии с требованиями Закона Российской Федерации «Об образовании», Стандарта, проекта Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Программа воспитания содержит шесть разделов:
1. Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени среднего общего образования.
2. Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.
3. Основные направления и ценностные основы духовно-нравственного развития и воспитания на ступени среднего общего образования.
4. Принципы и особенности организации содержания духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени среднего общего образования.
5. Содержание духовно-нравственного развития и воспитания на ступени среднего общего образования.
6. Совместная деятельность образовательного учреждения, семьи и общественности по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся.
7. Ожидаемые результаты духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени среднего общего образования.
При разработке и реализации программы духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся заслуживает внимания логика построения некоторых содержательных линий индивидуального развития школьника:
- воспитание социально-психологической адаптированности к учебно-воспитательному процессу и к жизни в коллективе: готовности брать ответственность на себя; принимать решение и действовать; работать в коллективе ведомым и ведущим; общаться в коллективе сверстников, со старшими и младшими по возрасту; обоснованно критиковать и адекватно реагировать на критику; оказывать помощь другим; объяснять и доказывать собственное мнение;
- формирование эстетического сознания и художественного вкуса: способности видеть и чувствовать красоту окружающего мира и понимать смысл и красоту произведений художественной культуры;
- социально-нравственное воспитание: формирование чувства любви и уважения; развитие чувства сострадания и сопереживания ближнему; формирование умения различать и анализировать собственные эмоциональные переживания и переживания других людей; воспитание уважения к чужому мнению; обучение правилам поведения в обществе и семье; ознакомление с этическими нормами, их культурно-исторической обусловленностью и формирование осознанного понимания их ценности и необходимости.
Цель и задачи
духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся
Духовно-нравственное воспитание – педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимся базовых национальных ценностей, освоение системы общечеловеческих ценностей и культурных, духовных и нравственных ценностей многонационального народа Российской Федерации.
Духовно-нравственное развитие – осуществляемое в процессе социализации последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношения к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом.
Общей целью является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.
В процессе деятельности школы по воспитанию духовно- нравственных
основ личности младшего школьника решаются следующие общие цели:
Цели воспитания | Задачи воспитания | Ценностные установки | Планируемые результаты воспитательной деятельности | Виды и формы воспитательных мероприятий |
1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
| - сформировать элементарные представления о политическом устройстве Российского государства, его символах и институтах, их роли в жизни общества, о его важнейших законах; - сформировать элементарные представления об институтах гражданского общества и общественном управлении; о правах и обязанностях гражданина России; - развивать интерес к общественным явлениям, понимание активной роли человека в обществе; - сформировать уважительное отношение к русскому языку, к своему национальному языку и культуре; - сформировать начальные представления о народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны; - сформировать элементарные представления о национальных героях и важнейших событиях истории России и её народов; - мотивировать стремление активно участвовать в делах класса, школы, семьи, своего села, города; - воспитывать уважение к защитникам Родины; -развивать умение отвечать за свои поступки. | Любовь к России, своему народу, краю, служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества.
| -сформировано ценностное отношение к России, своему народу, краю, государственной символике, законам РФ, родному языку, народным традициям, старшему поколению; - учащиеся имеют элементарные представления об институтах гражданского общества, о государственном устройстве и структуре российского общества, о традициях и культурном достоянии своего края, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга; - учащиеся имеют опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции; - учащиеся имеют опыт социальной и межкультурной коммуникации; - учащиеся имеют начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.
| - беседа, экскурсия(урочная, внеурочная, внешкольная); - классный час(внеурочная); - туристическая деятельность, краеведческая работа (внеурочная, внешкольная); - просмотр кинофильмов(урочная, внеурочная, внешкольная); - путешествия по историческим и памятным местам(внеурочная, внешкольная); - сюжетно-ролевые игры гражданского и историко-патриотического содержания(урочная, внеурочная, внешкольная); - творческие конкурсы, фестивали, праздники, спортивные соревнования(урочная, внеурочная, внешкольная); - изучение вариативных учебных дисциплин; - участие в социальных проектах и мероприятиях, проводимых детско-юношескими организациям (внеурочная, внешкольная); - встречи с ветеранами и военнослужащими(урочная, внеурочная, внешкольная) |
2. Развитие нравственных чувств и этического сознания.
| - сформировать первоначальные представления о базовых национальных российских ценностях; - сформировать представления о правилах поведения; - сформировать элементарные представления о религиозной картине мира, роли традиционных религий в развитии Российского государства, в истории и культуре нашей страны; - воспитывать уважительное отношение к людям разных возрастов; - развивать способность к установлению дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке.
| Нравственный выбор; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение, равноправие, ответственность и чувство долга; забота и помощь, мораль, честность, забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике; стремление к развитию духовности.
| -учащиеся имеют начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в т.ч. об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями социальных групп; - учащиеся имеют нравственно-этический опыт взаимодействия с людьми разного возраста; - учащиеся уважительно относятся к традиционным религиям; - учащиеся неравнодушны к жизненным проблемам других людей, умеют сочувствовать человеку, находящемуся в трудной ситуации; - формируется способность эмоционально реагировать на негативные проявления в обществе, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей; - учащиеся знают традиции своей семьи и образовательного учреждения, бережно относятся к ним.
| - беседа, экскурсии, заочные путешествия(урочная, внеурочная, внешкольная); - театральные постановки, литературно-музыкальные композиции(внеурочная, внешкольная); - художественные выставки, уроки этики(внеурочная, внешкольная); - встречи с религиозными деятелями(внеурочная, внешкольная); - классный час(внеурочная); - просмотр учебных фильмов (урочная, внеурочная, внешкольная); - праздники, коллективные игры(внеурочная, внешкольная); - акции благотворительности, милосердия(внешкольная); - творческие проекты, презентации(урочная, внеурочная, внешкольная). |
3. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни. | - сформировать первоначальные представления о нравственных основах учебы, ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни человека и общества; - воспитывать уважение к труду и творчеству старших и сверстников; - сформировать элементарные представления о профессиях; - сформировать первоначальные навыки коллективной работы; - развивать умение проявлять дисциплинированность, последовательность и настойчивость в выполнении учебных и учебно-трудовых заданий; - формировать бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам. | Уважение к труду; творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремлённость и настойчивость, бережливость, трудолюбие | - сформировано ценностное отношение к труду и творчеству; - учащиеся имеют элементарные представления о различных профессиях; - учащиеся обладают первоначальными навыками трудового творческого сотрудничества с людьми разного возраста; - учащиеся осознают приоритет нравственных основ труда, творчества, создания нового; - учащиеся имеют первоначальный опыт участия в различных видах деятельности; - учащиеся мотивированы к самореализации в творчестве, познавательной, общественно полезной деятельности.
| - экскурсии на производственные предприятия, встречи с представителями разных профессий(урочная, внеурочная, внешкольная), - беседа (урочная, внеурочная, внешкольная). - презентации «Труд наших родных», сюжетно-ролевые экономические игры(урочная, внеурочная, внешкольная); - праздники труда, ярмарки, город мастеров(внеурочная, внешкольная); - конкурсы (урочная, внеурочная, внешкольная); - организации работы детских фирм(внеурочная, внешкольная); - работа творческих и учебно-производственных мастерских, трудовые акции (внеурочная, внешкольная). |
Планируемые результаты
духовно-нравственного развития и воспитания учащихся
Каждое из основных направлений духовно-нравственного развития и воспитания школьников должно обеспечивать присвоение ими соответствующих ценностей, формирование знаний, начальных представлений, опыта эмоционально-ценностного постижения действительности и общественного действия в контексте становления идентичности (самосознания) гражданина России.
В результате реализации программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования должно обеспечиваться достижение обучающимися:
воспитательных результатов – тех духовно-нравственных приобретений, которые получил школьник вследствие участия в той или иной деятельности (например, приобрел, участвуя в каком-либо мероприятии, некое знание о себе и окружающих, опыт самостоятельного действия, пережил и прочувствовал нечто как ценность).
эффекта – последствия результата, то, к чему привело достижение результата (развитие школьника как личности, формирование его компетентности, идентичности и т.д.).
При этом учитывается, что достижение эффекта - развитие личности обучающегося, формирование его социальной компетентности и т.д. становится возможным благодаря воспитательной деятельности педагога, других субъектов духовно-нравственного развития и воспитания (семьи, друзей, ближайшего окружения, общественности, СМИ и т.п.), а также собственным усилиям самого обучающегося.
Воспитательные результаты и эффекты деятельности школьников распределяются по трем уровням.
Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, школы, т.е. в защищенной, дружественной просоциальной среде, в которой ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии юный человек действительно становится (а не просто узнает о том, как стать) гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с представителями различных социальных субъектов за пределами школы, в открытой общественной среде.
С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:
на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях;
на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно-ориентированной социально значимой деятельности.
Таким образом, знания о ценностях переводятся в реально действующие, осознанные мотивы поведения, значения ценностей присваиваются обучающимися и становятся их личностными смыслами, духовно-нравственное развитие младших школьников достигает относительной полноты.
Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постепенным.
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации
«Организация внеурочной деятельности в образовательных учреждениях Московской области в рамках введения ФГОС начального общего образования»
Методические рекомендации к организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях Московской области составлены на основе следующих документов:
- Концепция духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России(2009г). - М.: Просвещение, 2010;
- Концепция национальной образовательной инициативы "Наша новая школа", утверждённая Президентом Российской Федерации Д. Медведевым 04 февраля 2010 г., Пр-271 1;
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. - М.: Просвещение, 2010;
- Модель и алгоритм деятельности общеобразовательного учреждения в условиях введения новых ФГОС общего образования с кейсом проектов локальных актов ОУ (на примере одного ОУ; начальная ступень) - РАО;
- Примерная основная образовательная программа начального общего образования. – М.: «Просвещение», 2010.
- Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. – М.: «Просвещение», 2010.
- Приказ Министерства образования и науки РФ №1241 от 26.11.2010г. «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373».
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011, регистрационный номер 19993.
Одним из критериев полной готовности образовательного учреждения к введению ФГОС является определение оптимальной модели организации образовательного процесса, обеспечивающей организацию внеурочной деятельности. Для организации и полноценного функционирования такого образовательного процесса потребуется согласованные усилия многих социальных субъектов: образовательного учреждения, семьи, учреждений дополнительного образования, учреждений культуры и спорта, традиционных религиозных организаций и общественных объединений. Однако, ведущая, определяющая роль в организации внеурочной деятельности принадлежит педагогическому коллективу ОУ. Общеобразовательное учреждение, работающее по новому ФГОС, формирует образовательное пространство, объединяющее урочную и внеурочную деятельность детей, обеспечивает более тесное взаимодействие с родителями обучающихся и социальными партнерами по вопросам воспитания, здоровье сбережения, профилактики правонарушений и безнадзорности, социальной защиты детей.
Настоящие методические рекомендации определяют цели, содержание и алгоритм действий по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях Московской области в рамках введения ФГОС начального общего образования.
Внеурочная деятельность является неотъемлемой частью образовательного процесса и организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное) в таких формах как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно-полезные практики и т. д.
Условия организации внеурочной деятельности отражаются в общественном договоре о предоставлении общего образования муниципальным общеобразовательным учреждением.
Образовательное учреждение самостоятельно определяет содержание внеурочной деятельности.
Образовательному учреждению при организации внеурочной деятельности целесообразно учесть следующие факторы:
- запросы участников образовательного процесса, родителей (законных представителей),
- уровень квалификации педагогических работников;
- качество программ внеурочной деятельности, в соответствии с целями и задачами ООП НОО;
- значение программ внеурочной деятельности для конкурентоспособности ОУ на рынке образовательных услуг.
При отсутствии возможности для реализации внеурочной деятельности образовательное учреждение в рамках соответствующих государственных (муниципальных) заданий, формируемых учредителем, использует возможности образовательных учреждений дополнительного образования детей, организаций культуры и спорта.
В период каникул для продолжения внеурочной деятельности могут использоваться возможности организаций отдыха детей и их оздоровления, тематических лагерных смен, летних школ, создаваемых на базе общеобразовательных учреждений и образовательных учреждений дополнительного образования детей.
Обучающиеся могут посещать не все занятия внеурочной деятельности, предлагаемые образовательным учреждением, или вообще отказаться от этих занятий.
Количество групп, количество учащихся в группах, а также направления внеурочной деятельности в общеобразовательном учреждении, расположенном в сельской местности, определяется исходя из потребностей населения.
Финансирование внеурочной деятельности осуществляется из региональных субвенций.
Время, отводимое на внеурочную деятельность, составляет до 10 часов в неделю.
Оплата часов внеурочных занятий осуществляется в соответствии с тарификационными требованиями (1 час внеурочной деятельности равен 1 часу урочной деятельности). Фиксируется содержание, формы, факты проведения внеурочных занятий в отдельном журнале.
Вопрос о сопровождении учащихся начальной школы в период между урочными и внеурочными занятиями решается самим образовательным учреждением путем внесения в должностные инструкции учителей начальных классов или воспитателей ГПД соответствующих должностных обязанностей.
Исходя из региональных особенностей образовательных учреждений Московской области, инновационным компонентом образовательной программы образовательного учреждения должна стать программа внеурочной деятельности.
Образовательное учреждение на основе примерных программ, или самостоятельно, создает программы по внеурочной деятельности, корректирует их в соответствии с целями, задачами ОУ, возможностями педагогов. Обеспечивая реализацию системно – деятельностного подхода, ОУ предоставляют обучающимся, родителям возможность выбора широкого спектра занятий, направленных на развитие потенциала обучающихся, одаренных детей, детей с ограниченными возможностями.
Программы по внеурочной деятельности необходимо выстроить на основе следующих принципов: непрерывности образования как механизма обеспечения полноты и цельности образования в целом, развития индивидуальности каждого ребёнка в процессе социального и профессионального самоопределения в системе внеурочной деятельности, системной организации управления учебно – воспитательным процессом.
Длительность внеурочных занятий зависит от возраста и вида деятельности. Продолжительность таких видов деятельности как чтение, музыкальные занятия, рисование, лепка, рукоделие, тихие игры, должны составлять не более 50 минут в день для обучающихся 1-2 классов, и не более полутора часов в день - для остальных классов. На музыкальных занятиях рекомендуется шире использовать элементы ритмики и хореографии. Просмотры телепередач и кинофильмов не следует проводить чаще двух раз в неделю с ограничением длительности просмотра до 1 часа для обучающихся 1-3 классов и 1,5— для обучающихся 4 классов.
Для организации различных видов внеурочной деятельности рекомендуется использовать общешкольные помещения: читальный, актовый и спортивный залы, библиотека, а также помещения близко расположенных домов культуры, центры детского досуга, спортивные сооружения, стадионы.
Программы по внеурочной деятельности могут быть:
- комплексными (например, для 1 класса по теме «Хочу все знать и уметь» - вся внеурочная деятельность подчинена данной тематике в зависимости от направлений, например, спортивно – оздоровительного направления внеурочные занятия: «Мы ловкие и смелые», «Туризм» - духовно-нравственное: «Я житель Земли»,- социальное: «Учусь делать добро»,- общеинтеллектуальное: клуб «Всезнайка», «Экономика для малышей»).
- по направлениям (спортивно – оздоровительного направления внеурочные занятия: секция «Туризм», «Спортивные игры», - художественно-эстетического направления внеурочные занятия: «Народная культура», «Хор» и т.д.);
Структура программ по внеурочной деятельности. Программы по внеурочной деятельности должны включать следующие разделы:
- пояснительная записка;
- общая характеристика программы по внеурочной деятельности;
- описание места программы в структуре ООП;
- описание ценностных ориентиров содержания программы по внеурочной деятельности;
- результаты освоения программы по внеурочной деятельности;
- содержание программы по внеурочной деятельности;
- тематическое планирование с определением основных видов деятельности обучающихся;
- описание материально-технического обеспечения внеурочной деятельности.
Рабочие программы по внеурочной деятельности согласовываются на методическом объединении (кафедре, творческой группе) педагогов, осуществляющих внеурочную деятельность, с заместителем директора по воспитательной работе (именно в его функционал необходимо внести вопросы планирования, контроля и анализа внеурочной деятельности), утверждаются директором.
Программа внеурочной деятельности должна обеспечивать достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Программа внеурочной деятельности разрабатывается на основе: требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования и программы формирования универсальных учебных действий.
Так как Основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением через учебный план и внеурочную деятельность, рекомендуем, разработать Приложение к Учебному плану. Приложение к Учебному плану должно включать в себя: цели, задачи и направления внеурочной деятельности.
Важно, чтобы внеурочная деятельность не сводилась к набору мероприятий, а была целенаправленно выстроена и обеспечивала достижение планируемых результатов. Система воспитательной работы во внеурочной деятельности образовательного учреждения должна строиться на следующих принципах:
- неразрывная связь воспитания и обучения в начальных классах;
- позитивный педоцентризм как принцип организации содержания воспитания;
- признание ученика субъектом собственного воспитания наравне с другими субъектами: родителями и педагогами;
- согласованное распределение полномочий всех субъектов воспитания в начальной школе.
В начальной школе более приемлемы следующие формы организации внеурочной деятельности.
1.Кружок - форма добровольного объединения детей, оптимальная форма организации внеурочной деятельности в начальной школе. Кружок выполняет функции расширения, углубления, компенсации предметных знаний; приобщения детей к разнообразным социокультурным видам деятельности; расширения коммуникативного опыта; организации детского досуга и отдыха.
Кружок – это среда общения и совместной деятельности, в которой можно проверить себя, свои возможности, определиться и адаптироваться в реалиях заинтересовавшей сферы занятости. Кружок позволяет удовлетворить самые разнообразные массовые потребности детей, развить их способности к дальнейшему самосовершенствованию в образовательных группах (коллективах) или перевести «стихийное» желание в осознанное увлечение (хобби).
Успех работы кружка во многом зависит от личных качеств и профессиональной квалификации учителя. Деятельность (ее объем и ритм) в кружке корректируется принципами добровольности, самоуправления, неформальности общения. Занятия осуществляются в различных занимательных, игровых видах деятельности — соревнованиях, состязаниях, возможны занятия в форме диалога равных партнеров.
Важным элементом кружка, его особенностью, является и форма выражения итога, результата. Чаще всего он воплощается в конкретных и внешне эффектных показательных выступлениях, концертах, фестивалях, диспутах, семинарах и т. д. На базе кружков могут быть созданы клубы, научные общества и школы, профильные группы.
Кружок можно рассматривать как наиболее приемлемую форму объединения, соответствующую начальному уровню образовательного процесса в рамках целостной образовательной программы учреждения.
2. Клуб – форма объединения детей на основе совпадения интересов, стремления к общению. Главные принципы клуба – добровольность членства, самоуправление, единство цели, совместная деятельность в непосредственном контакте друг с другом.
Клуб может иметь свой устав, программу, эмблему, девиз и другие внешние атрибуты. Возглавляется клуб, как правило, Советом, избираемым общим собранием членов клуба. Вместе с тем, состав клуба не отличается обязательным постоянством. Для большинства членов он является временным, неустойчивым объединением и лишь для единиц-энтузиастов, выполняющих роль лидеров, – постоянным местом самоутверждения, развития. Клубы различаются:
- по масштабам деятельности (многопрофильные и однопрофильные);
- преобладающим видам деятельности (учебные, дискуссионные, творческие, досуговые и др.);
- степени организованности (официальные и неформальные);
- возрастному признаку членов клуба (одновозрастные или разновозрастные);
- временному фактору (постоянные, временные).
Продуманная и целенаправленно организованная деятельность клуба как организованного общения в группе единомышленников, равных и самостоятельных, позволяет в привлекательной, ненавязчивой форме утверждать ценности образования, здоровья, ценности традиций и истории, ценность другого человека, личной свободы, мышления и т. д. Результатами деятельности клуба можно считать наличие у детей способов, приемов, техник мышления, деятельности, культуры рефлексии, поведения.
3. Секция – форма объединения детей для занятия физической культурой и спортом (шахматная секция, секция дзюдо и т. д.). Ее отличительными признаками принято считать:
- специфические образовательные задачи;
- принадлежность содержания деятельности к определенному виду спорта;
- ориентированность на умения и достижение уровня мастерства в овладении определенным видом спорта;
- демонстрационно-исполнительское выражение практических результатов и достижений детей (конкурсы, соревнования, состязания).
При организации работы секции должны соблюдаться принципы всесторонности, сознательности и активности, постепенности, повторяемости, наглядности и индивидуализации.
Специальная подготовка обеспечивает воспитание физических качеств и формирование навыков и умений, специфичных для каждого вида спорта.
Занятия в секциях должны носить регулярный характер. Каждое последующее тренировочное занятие как бы наслаивается на результаты предыдущих, закрепляя и развивая их. Работа и отдых в спортивной тренировке чередуются таким образом, чтобы обеспечить оптимальное развитие качеств и способностей, определяющих уровень спортивного мастерства в конкретном виде спорта.
Тренировочные нагрузки должны увеличиваться постепенно, и быть посильными, чтобы избежать перегрузки учащихся.
Тренировочные занятия включают в себя следующие методы обучения спортивной технике: словесный (рассказ, объяснение, лекция, беседа, анализ и обсуждение своих действий и действий противника и т. д.) и наглядность упражнений (показ отдельных упражнений, учебные фильмы, видеофильмы, макеты игровых площадок и полей для демонстрации тактических схем и т. д.). Методы практических упражнений включают в себя две группы: 1) методы, направленные на освоение спортивной техники (разучивание упражнения в целом и по частям); 2) методы, направленные на развитие двигательных качеств (повторный, переменный, интервальный, соревновательный и др.).
Результативностью деятельности секции можно считать проявление у ребенка техники спортивного мастерства. Помимо этого, секция служит некой средой формирования физической культуры, здорового образа жизни.
4. Студия — форма добровольного объединения детей для занятий творчеством в определенном виде деятельности. Отличительными особенностями студии являются: общие задачи, единые ценности совместной деятельности, эмоциональный характер межличностных отношений.
Студия – место для деятельности, специально обустроенное и подготовленное, в которой организованы занятия по усвоению каких-либо действий, знаний, умений. Это может быть театр-студия, киностудия, музыкально-хореографическая студия и т. д. Основной целью деятельности студий является развитие художественных и творческих способностей детей, выявление ранней творческой одаренности, поддержка ее и развитие.
Студии организуют свою работу и отношения между участниками на признании ценности любого индивидуального творчества, уникальности личности, незаменимости ее другими, права на свободное самоопределение абсолютно каждого. Тем самым создается возможность для процесса становления способности персонализации, что требует особых усилий (педагога и коллектива в целом) для сохранения благоприятного психологического климата в совместной деятельности и развития процессов интеграции.
5. Театр – форма добровольного объединения детей, где разделение труда, ролей, видов деятельности определяется индивидуальными способностями и единым стремлением добиться успеха в исполнении сложного совместного художественного действия на сцене. Театр – объединение, которое может организовывать свою деятельность в комплексе самых разнообразных форм, видов занятости, методов развития творческого потенциала личности и его актуализации (фольклорный театр, театр моды и пр.).
6. Мастерская – форма добровольного объединения детей для занятий определенной деятельностью. Учитель выступает в роли мастера (творца, автора), создавшего свою «школу – производство» учеников, последователей.
Мастерская имеет определенные отличительные черты:
- принадлежность содержания деятельности к определенному виду прикладного творчества, ремесла, искусства;
- приоритет целей обучения и предметно-практических задач;
- ориентированность на прикладные умения и достижение уровня мастерства в освоении определенного вида деятельности, в освоении специальных технологий;
- демонстрационно-исполнительское выражение практических результатов и достижений детей (выставки, конкурсы, фестивали).
Наиболее перспективной формой организации внеурочной деятельности является проект. Его универсальность позволяет реализовывать все направления внеурочной деятельности.
Вся внеурочная деятельность образовательного учреждения может проходить под единой воспитательной темой. Эти вопросы должны найти место своего обсуждения на каждом внеурочном занятии, не зависимо от выбранного направления деятельности и формы организации. Причем это обсуждение должно происходить по определенному алгоритму:
- исходная проблема (установление отсутствия знаний и умений);
- информация по решению проблемы (кто, что, как, почему);
- применение новой информации;
- оценка результатов применения.
Например,
Тематическая циклограмма
внеурочной деятельности в начальной школе.
I класс | II класс | III класс | IV класс | |
I четверть | Давайте знакомиться | Это - Я | Я и мир | Я – человек |
II четверть | Моя семья | Друзья и близкие | Я и люди | Я – гражданин |
III четверть | Наша школа | Правила школьной жизни | Наши успехи | Я – ученик |
IV четверть | Люди вокруг | Мои разные роли | Мир профессий | Кем быть? Каким быть? |
I класс
Объединяющей темой и разделом внеурочной деятельности первой четверти первого класса может и должна быть тема «Давайте знакомиться».
Она должна быть посвящена знакомству учащихся с учителем, друг с другом, иногда и самим собой, знакомства ученика с новыми условиями своей жизнедеятельности:
- изменение моего статуса – я ученик, я одноклассник, я сосед по парте;
- новый авторитетный взрослый – моя первая учительница, ее фамилия, имя, отчество, ее внешность;
- мои одноклассники, их имена, внешность, очевидные особенности;
- элементарные требования к поведению на уроках.
Знакомиться детям придется всю жизнь, и навыки, приобретенные ими в первом классе, будут развиваться, совершенствоваться, но тональность знакомства, его главные черты – внимание и доброжелательность, неприятие пошлости и снобизма должны быть заложены изначально.
Важной особенностью процесса знакомства является то, что какой бы индивидуальный характер не носила выявленная проблема, обсуждение способов ее решения должно проводиться фронтально. Так как, возникнув в определенный момент у одного учащегося, рано или поздно она появится и у других. Таким образом, воспитательная работа будет носить пропедевтический характер, заранее готовя учащихся к решению возможных проблем школьной жизни.
Следующим этапом, а, следовательно, и разделом внеурочной деятельности в первом классе начальной школы является тема «Моя семья». Следуя принципу позитивного педацентризма, выделим знания, которые должен освоить первоклассник.
Если на первом этапе главной задачей для ученика было осознание своей новой социальной позиции – ученика и выявление пока только внешних ее атрибутов, то теперь необходимо показать, как эти изменения скажутся на ближайшем его окружении. А им, безусловно, в этом возрасте является семья. Таким образом, доминантной задачей этого этапа является - расширение представлений о семье, как базовом социальном институте, его существенных признаках, пропедевтика понимания роли и места семьи в жизни человека вообще и в жизни учащегося в частности.
На что следует обратить внимание в первую очередь. С одной стороны, семейная жизнь ученика неприкосновенна, она не может обсуждаться и тем более оцениваться ни учащимися, ни родителями, ни педагогами. С другой стороны, семья - это тот социальный институт, который собственно и формирует тот пресловутый социальный заказ, который призвана выполнять школа. Поэтому не получив четкого представления о заказчике, вряд ли школа успешно справится с поставленной перед нею задачей, не сможет сформировать необходимые представления и отношения у учащихся. Следовательно, всякое упоминание о семье, ее составе и взаимоотношениях в ней должны носить сугубо деликатный тактичный характер.
Такие до боли знакомые категории как неблагополучная или неполная семья не должны звучать на занятии вообще.
Для первого класса вполне достаточно, если ребята усвоят, что семья – это союз любящих друг друга людей, объединенных родственными связями, которые живут в одном доме (квартире) и имеют общий бюджет (кошелек). Очень важно, чтобы учитель не пустился вместе с учащимися на поиски идеальной семьи (с папой, мамой и т.д.). Дети должны понять, что идеальна та семья, в которой всем хорошо, тепло и уютно. И теперь во многом от первоклассника зависит, будет ли всем хорошо в его семье. Главное показать, каковы возможности ученика влиять на атмосферу, настроение и отношения в семье.
Тема «Наша школа» направлена на формирование у учащихся первичных представлений о школе как социальном институте, как о месте и среде, где им предстоит провести ближайшие годы. Все это требует от учащихся четкого понимания структуры и организации деятельности школы.
Место этой темы (третья четверть) обусловлено тем обстоятельством, что к концу первого полугодия, а иногда и раньше, большинство первоклассников переживают первый школьный кризис, который условно можно назвать «Не хочу в школу!». Это общая проблема начального образования, исключения здесь крайне редки, так как причина кризиса носит вполне объективный характер – дезадаптация учащихся.
Что это значит? Дело в том, что школьная среда сразу ставит ученика в условия жестких требований, требующих неукоснительного выполнения, при этом стимулов, поддержки, подкрепления в начальной школе при традиционном подходе явно недостаточно. Способности к рефлексии и самооценке у учащихся еще не сформированы, и поэтому им крайне трудно найти положительные мотивы дальнейшего обучения в школе.
Знакомя детей со школой в первом классе, будет полезным сообщить им о многообразии школьных профессий и значимости их для обеспечения комфортных и безопасных условий обучения.
Такие профессии, как школьный врач, повар, охранник, библиотекарь, секретарь, технические жизненно необходимы школе и заслуживают уважения. К такому выводу дети легко приходят в результате игры-фантазии на тему «Что случиться, если кто-то не придет сегодня в школу?» Дети сами определят последствия отсутствия в школе людей разных профессий. Кстати, многолетний опыт применения этой игры неизменно доказывает, что в ее результате дети приходит к весьма демократическим выводам: «Если в школу не придет директор, мы можем этого и не заметить».
В завершении работы по данной теме желательным результатом является формирование у учащихся общего положительного отношения к школе, к процессу обучения в ней, осмысление и принятие существующих норм и правил, желание активно участвовать в жизни школы на доступном для учащихся первого класса уровне.
«Люди вокруг». Эта тема является заключительной в первом классе и направлена на обобщение и применение в реальных жизненных ситуациях знаний, умений и отношений, сформировавшихся в течение учебного года. Кроме того, эта тема должна обеспечить подготовку учащихся к правильному безопасному поведению в каникулярное время.
Значительное внимание в этой теме необходимо уделить особенностям поведения учащихся среди сверстников и среди взрослых. Формирование элементарных представлений о нормах приветствия друзей и взрослых, обращения к тем и другим, знание «волшебных» слов, внимание к состоянию и настроению других людей, оценка собственного поведения, умение увидеть себя со стороны – все это предмет обсуждения, осмысления и применения на внеурочных занятиях.
Безусловно, доминантной задачей этой темы является формирование у учащихся позитивного отношения к окружающим людям, однако именно здесь уместно провести соответствующую работу по формированию навыков безопасного взаимодействия с другими людьми. Для этого потребуется ввести такие категории как «незнакомый, чужой, опасный, подозрительный человек». Сообщить наиболее очевидные их признаки и самое главное, научить НЕ выполнять просьбы и приказы таких людей. В этом состоит главный парадокс рассматриваемой темы, так как учителю придется учить детей избирательному непослушанию в буквальном смысле. Это задача не одного дня и даже не одной темы, но первые навыки необходимо дать именно сейчас.
Эффективным методом его формирования является имитационная игра, где дети сами разыгрывают самые разнообразные ситуации и учатся реагировать (точнее не реагировать) на всевозможные обращения незнакомцев. Помощь и участие в этой работе родителей позволит повысить ее результативность.
II класс
«Это – Я». Внеурочные занятия во втором классе начинаются с этой темы не случайно, так как именно в этот период целесообразно вместе с детьми сосредоточить внимание на осмыслении своих индивидуальных особенностей, задуматься об их влиянии на характер взаимодействия с окружающими людьми и миром в целом, подумать, чем Я могу быть интересен окружающим, и хочу ли я быть им интересен. Пришла пора разобраться, а нравлюсь ли Я себе, что я хотел бы в себе изменить, и как это сделать. Как сделать так, чтобы другие люди увидели мои особенности, поняли бы и приняли бы меня таким, какой я есть.
Все эти вопросы и проблемы именно во втором классе приобретают особую актуальность. Дети уже достаточно хорошо знакомы с общими правилами школьной жизни и проявляют определенную самостоятельность в их применении и организации собственной деятельности. Однако в своих суждениях и оценках второклассники по-прежнему ориентируются в основном на мнение учителя. Поэтому, крайне важно именно в этом возрасте не допустить столь распространенного стереотипа восприятия и оценки окружающих людей по формальным признакам.
На внеурочном занятии учителю необходимо сосредоточить свое внимание на индивидуальных особенностях детей. Метод педагогического наблюдения позволяет проводить эту работу достаточно эффективно, в случае сомнений или затруднений целесообразно обратиться за помощью к школьному психологу. Результаты своих наблюдений и психодиагностики необходимо проанализировать с позиций позитивного и негативного влияния индивидуальных особенностей учащихся на процесс их обучения и воспитания. Целесообразно завести индивидуальные карточки на учащихся, состоящие из двух колонок. В одну колонку занести особенности способствующие обучению и воспитанию школьника. Например, хорошая память, доброжелательность, открытость, сдержанность. В другую – занести качества, которые затрудняют развитие ученика: медлительность, низкая скорость переключения внимания, стеснительность, низкая самооценка. Эта работа необходима потому, что учителю во втором классе придется, прежде всего, «эксплуатировать» именно позитивные индивидуальные особенности ученика для создания ситуации успеха. А негативные качества нужно учитывать с тем, чтобы не поставить ученика в затруднительное положение.
Об индивидуальных особенностях детей должен знать не только учитель, но и ученик. Эти сведения не могут быть предложены ему в готовом виде, так они сразу потеряют свою воспитательную ценность. Необходима такая организация учебно-воспитательного процесса, где ученик сам мог бы прийти к выводу о наличии у себя определенных позитивных особенностей, отличающих его от других детей в классе и помогающих ему в жизни в стенах школы и за ее пределами.
Целью темы «Друзья и близкие» является расширение представлений учащихся о взаимоотношениях людей, формирование представлений о дружбе и товариществе, их принципах, разграничении дружественных и родственных взаимоотношений, пропедевтика умения выбирать друзей и дружить, формирование альтруистических отношений к окружающим.
Значение этой темы во втором классе определяется во многом ее местом. Если в начале года было важно осмыслить свои собственные индивидуальные особенности, то теперь необходимо понять и признать факт наличия таких особенностей у других людей, научиться с этим считаться и строить позитивные взаимоотношения с другими людьми. Конечно, в начальной школе закладываются лишь самые элементарные представления и умения, однако основы коммуникативной компетентности формируются именно в это время.
Чаще всего именно второклассники начинают активно определяться в своих симпатиях и антипатиях в отношении одноклассников, при этом они руководствуются ситуативными, случайными или не существенными проявления отношений окружающих к себе. Так, на вопрос: «Почему ты дружишь с Сережей?», мы слышим ответ: «Он добрый, он дал мне карандаш, когда мой сломался». Подобная симметричность или зеркальность внешних проявлений отношений является возрастной особенностью младших школьников. Эту возрастную особенность второклассников целесообразно использовать для успешного формирования у них представлений о характере и способах взаимодействия с другими людьми.
На основе осмысления детьми симметричности внешних проявлений отношений достаточно легко перейти к формированию представлений о правилах установления взаимоотношений между людьми. На уровне второго класса это будут: вежливость, доброжелательность, честность, щедрость, готовность помочь. При этом важно сформировать у второклассников первоначальное убеждение в том, что если ты проявляешь свое отношение к людям определенным образом, то скорей всего и они будут относиться к тебе так же.
Тема «Правила школьной жизни» продолжает расширение и конкретизацию представлений учащихся об особенностях организации жизнедеятельности в образовательном учреждении. Второклассники не просто знакомятся с правилами поведения в школе, но и пытаются их объяснить, аргументировать для себя и окружающих необходимость их соблюдения.
В этой связи учащиеся неизбежно сталкиваются с такими новыми для них категориями, как «право» и «обязанность». Здесь особую значимость приобретает способ подачи первичной информации об этих категориях. Очень важно, чтобы учащиеся не восприняли, данные им права (право на образование, на свободное развитие личности, доступность образования, свободу выбора образовательных учреждений и форм обучения) как нечто само собой разумеющееся. Важно подчеркнуть, что эти права не всегда существовали, что их наличие является завоеванием современного общества.
Важным этапом расширения представлений учащихся о правах и обязанностях является формирование умений самостоятельно формулировать и выполнять правила. Действительно, все существующие правила придуманы людьми. Если исходить из признания субъектной позиции ученика в воспитании, то он, следовательно, должен принимать самое активное участие в разработке тех правил, по которым будет строиться его школьная жизнь. На каждом возрастном этапе эти правила будут видоизменяться, расширяться и углубляться. Для второклассников важно определить, что главным занятием в школе является учение, для этого собственно ученик и приходит в школу. Поэтому необходимо обеспечить свою личную готовность к этому занятию: заботиться о своем здоровье; поддерживать доброжелательные отношения с окружающими, быть аккуратным и вежливым; иметь необходимые школьные принадлежности; выполнять поручения и задания учителя; соблюдать чистоту и порядок на рабочем месте, в классе, в школе.
Имея в виду эти базовые установки, учитель может организовать дискуссию среди второклассников, предметом которой и станет совместная выработка правил поведения в школе. Таким образом, правила (обязанности) не будут навязаны ученикам, а станут продуктом их совместной деятельности. При этом важно включить в общий свод правил один пункт, который определит обязательность выполнения всеми учениками класса совместно разработанных правил. Этот пункт должен обеспечить реализацию принципа договора в повседневной жизни учащихся. Он, по сути, сведется к следующему: все дети класса вместе договорились, что будут выполнять ими же установленные правила, и нарушать эту договоренность непозволительно никому.
Результатом целенаправленной работы по теме «Правила школьной жизни» должно стать формирование у большинства учащихся ответственного отношения к своей социальной роли, к деятельности учения, к своим школьным правам и обязанностям.
Заключительная тема внеурочной деятельности во втором классе является тема «Мои разные роли»
Она позволяет, опираясь на уже сформированные представления и отношения учащихся, последовательно развивать их социальный кругозор и осваивать различные социальные роли, в которых рано или поздно учащимся придется реализовывать свою жизнедеятельность. Безусловно, главной социальной ролью, подлежащей усвоению, для детей этого возраста является роль ученика, однако она не является единственной, так как за стенами школьника ученик выполняет и другие социальные роли: члена семьи, пешехода, покупателя, пациента, потребителя различных услуг и т.д. К Концу второго класса многие учащиеся получают определенный вотум доверия, и многое в своей жизни уже выполняют самостоятельно или готовятся к этому в ближайшее время. Именно поэтому важно, чтобы проявление самостоятельности не застало второклассников врасплох и не стало причиной ошибок, срывов и других мелких или крупных неприятностей. Обеспечить соответствующую пропедевтику негативных последствий проявления учащимися самостоятельности и призвана тема «Мои разные роли».
Главной задачей на этом этапе воспитания является первичное информирование учащихся о многообразии различных социальных ролей, которые им придется выполнять, о специфических правах и обязанностях соответствующих конкретным социальным ролям, о правилах по которым строится взаимодействие смежных социальных ролей: пешехода→водителя, покупателя→продавца, пациента→врача, потребителя различных услуг→производителя услуг и т.п. Для решения этой задачи можно использовать самые разнообразные методы: рассказ учителя, наблюдение, просмотр учебных и документальных фильмов, анализ жизненных впечатлений учащихся.
Предлагаемая таким образом информации должна обязательно включать следующие компоненты:
- цель выполнения социальной роли (зачем вступать во взаимодействие?);
- субъекты взаимодействия (с кем вступать во взаимодействие?);
- правила и нормы выполнения социальной роли (как вступать во взаимодействие?);
- результат выполнения социальной роли (для чего вступать во взаимодействие?).
Рассмотрим содержание предлагаемой детям информации на примере социальной роли пациента.
- Мы выполняем роль пациента, когда чувствуем недомогание и обращаемся за медицинской помощью.
- Обычно сначала о своем нездоровье мы сообщаем родителям, а затем вместе с ними идем к врачу. В школе каждый ученик может обратиться за помощью к школьному врачу самостоятельно.
- В кабинете у врача необходимо вести себя вежливо. Спокойно рассказать о своих ощущениях. Четко отвечать на вопросы врача. Не препятствовать медицинскому осмотру, измерению температуры или давления. Внимательно слушать указания врача и строго их выполнять.
- Если вести себя правильно, то недомогание скоро пройдет, и ты снова станешь здоровым.
При всей очевидности и наивности сообщаемой информации ее четкое структурирование и многократное повторение позволит детям по аналогии в будущем осваивать более сложные социальные роли.
Однако только информирование отнюдь не обеспечивает полноценного формирования различных социальных ролей у второклассников, для успешной их реализации необходимо целенаправленное формирование элементарных поведенческих умений и навыков, соответствующих конкретной социальной роли. Наиболее эффективным методом их формирования является игра. Имитационные и сюжетно-ролевые игры позволяют учащимся освоить основные действия, связанные с реализацией той или иной социальной роли, проанализировать и проконтролировать собственные действия, провести необходимую коррекцию и оценить их успешность. При этом остальные дети могут наблюдать действия своего товарища и принять участие в обсуждении хода и результатов игры.
III класс
Тема «Я и мир». Место и значение этой темы определяется спецификой восприятия окружающей действительности младшими школьниками. Именно в этом возрасте важно соблюсти баланс рационального и эмоционального в познании мира, который окружает школьников.
Особое место в этой теме занимает мир природы. Несмотря на то, что природа целенаправленно изучается детьми на уроках «Окружающего мира», формирование ценностного и эстетического отношения к природе может и должно пронизывать всю внеурочную деятельность. Здесь предметный детерминизм проявляется в наименьшей степени, так как речь идет главным образом не о знаниях, а об отношениях.
Наиболее эффективными в этом случае являются такие формы и методы, которые позволяют непосредственно влиять на эмоциональную сферу ребенка. Так, одной из эффективных форм в этой теме является экскурсия.
Кроме непосредственного взаимодействия с природой формирование умений выражения отношения к миру через деятельность происходит и в ходе знакомства учащихся с произведениями искусства о природе. Произведения живописи, музыки и поэзии позволяют обратить внимание учащихся на те стороны природных явлений, которые не очевидны при непосредственном взаимодействии и необходимо мастерство художника (в самом широком смысле), чтобы они стали видны, понятны и вызывали самые разные чувства у зрителей или слушателей.
Название рассматриваемой темы неслучайно, оно обязывает не просто посмотреть на мир восхищенными детскими глазами, но и увидеть в нем место человека, место каждого из нас. В ходе этой работы ученику необходимо предоставить возможность ощутить свою неразрывную связь с природой, осознать ее мудрость, силу и хрупкость. Очень важный вывод, к которому необходимо подвести детей, что если природу и нужно от кого-то защищать, то, прежде всего, – от человека.
Конечной целью работы по этой теме является поддержка у ребенка эмоционально-положительного взгляда на мир, именно в соответствии с этой целью и должны отбираться содержание, формы и методы.
Тема «Я и люди».
Эта тема имеет особую актуальность в современных условиях, когда во всем мире активизировались миграционные процессы. Задача воспитательной работы на этом этапе состоит в расширении представлений детей об индивидуальных особенностях разных людей. Часто эти отличия не связаны ни с национальностью, ни с религией, ни с другой культурой. Детям важно показать, что каждый человек по-своему уникален, неповторим и в этом состоит его главная ценность. Вызвать интерес к людям, научить понимать других людей, сформировать чуткость – задача данной темы. Конечно, полностью эта задача не может быть решена за одну четверть, но начать эту работу необходимо, так как к третьему классу у детей сложились все необходимые предпосылки для формирования эмпатии.
Учитывая, что к третьему классу у большинства детей уже формируются первичные навыки анализа и классификации целесообразно приступить к формированию у них представлений о национальных, конфессиональных и расовых различиях людей. Эта работа потребует от детей умения выделять на основе анализа индивидуальных особенностей людей некоторые общие признаки (пока лишь внешние, не всегда существенные), позволяющие объединять их в определенные группы. Таким образом, могут быть сформированы элементарные знания об особенностях других традиций, языков, культур. А эти знания в свою очередь позволят сформировать элементарные поведенческие навыки общения с их носителями.
Наличие пусть минимального опыта такого общения в дальнейшем станет основой пропедевтики толерантных отношений к другим людям. Однако следует обратить внимание, что термин толерантность не синонимичен термину терпимость, он предполагает и наличие собственной точки зрения, собственного взгляда на мир и умение его сообщать и отстаивать.
Тема «Наши успехи» является продолжением школьной темы в системе внеурочной работы в начальной школе. Ее целью является осмысление учеником собственного продвижения по мере обучения в начальной школе.
Очень важно, чтобы внимание детей и педагога не было целиком сконцентрировано вокруг успеваемости учащихся, она всегда могла бы быть лучше. Гораздо важнее отметить вместе с учениками их личностный рост, выявить позитивные стороны процесса их развития, где успеваемость рассматривается лишь как одна из многих составляющих успеха. В процессе общения важно выяснить, как третьеклассники осознают собственное развитие, что они поняли, что могут, с кем подружились, кому помогли, кто кроме них радуется их успехам.
Нужно создать ситуацию успеха, то есть создать такие условия, когда индивидуальные особенности ребенка проявятся как безусловный позитив и станут очевидными для всех детей в классе. Целенаправленная работа по созданию ситуаций успеха позволит эффективно провести коррекцию самооценки учащихся.
Тема «Мир профессий» позволяет учащимся посмотреть на процесс собственного воспитания и обучения с позиции жизненных перспектив, смысла и цели жизни вообще. Учитывая возраст учащихся, предварительно необходимо решить задачу расширения их кругозора, формирования представлений о многообразии профессий, о качествах характера, необходимых в определенных профессиях. Подспудно эта задача решалась и на предыдущих этапах обучения и воспитания, сейчас необходимо провести соответствующее обобщение и коррекцию проделанной работы.
Одной из наиболее эффективных форм в достижении поставленной цели является викторина для учащихся, к которой вопросы составляются детьми. В процессе составления вопросов о профессиях учащиеся усвоят не только их названия, но и существенные характеристики. Источником информации для детей могут служить разнообразные печатные издания: справочники, словари, энциклопедии. Очень желательна помощь родителей в подготовке этих вопросов.
Прояснив, таким образом, основные признаки тех или иных профессий, у учащихся сложатся необходимые предпосылки для осознанного выбора (очень условного) своей будущей профессии. Обычно на этом процесс воспитания в данном направлении и заканчивается, что весьма неразумно, так как именно сейчас и имеет смысл говорить о самовоспитании определенных качеств, необходимых в конкретной профессии. Для детей этого возраста многие из этих качеств вполне очевидны:
- для учителя – терпение и умение понятно объяснять;
- для врача – аккуратность и ответственность;
- для военного – сила и смелость;
- для водителя – внимательность и готовность следовать правилам.
Вряд ли кто-то из третьеклассников самостоятельно задумывается над вопросом, а какие из необходимых качеств у него есть и можно ли их целенаправленно формировать.
IV класс
Тема «Я – человек» направлена на осознание ребенком себя как биологического и социального существа. В ходе целенаправленной работы, опираясь на знания, полученные в предметном обучении, дети осмысливают свое единство с миром природы, выделяют черты сходства человека и животных, укрепляются в убеждении о том, что человек лишь малая часть (и возможно не самая важная) мира, который нас окружает. В то же время должно происходить последовательное формирование представления детей о том, что человек имеет существенные отличия от животных, которые позволили ему выделиться из мира природы, сохранив с ней самые тесные связи. Выявленные таким образом противоречия, позволяют говорить с четвероклассниками о сугубо человеческих качествах: доброте, честности, справедливости, бескорыстии. Это в свою очередь обеспечит необходимые предпосылки для осмысления такой сложной категории, которой является человеческое достоинство. В начальной школе будет достаточно, если учащиеся под человеческим достоинством будут понимать поведение, достойное человека и не имеющее ничего общего с поведением животных.
Наличие таких первичных, элементарных моральных ориентиров у младших школьников является определяющим условием формирования у них навыков нравственного поведения.
Кроме того, осознание себя как биологического и социального существа тесно связано с пониманием ценности собственного здоровья и знаниями и умениями здорового образа жизни. Возраст учащихся позволяет формировать у них не просто полезные привычки, но и осмысленное поведение, направленное на сохранение собственного и чужого здоровья.
Вообще внимание к здоровью других людей, к их самочувствию и настроению становится основой пропедевтики гуманных отношений младших школьников к людям.
Тема «Я – гражданин» является продолжением работы, начатой на предыдущих этапах, в ее задачи входит расширение представлений о правах и обязанностях школьников, формирование и развитие понятий: гражданин, страна, Родина. Значимость этой темы особенно велика, если учитывать то, что к четвертому классу у детей начинает складываться собственная система морально-этических ценностей, в которую обязательно должны войти ценности патриотизма. Без осознания себя членом определенного общества, частью народа, гражданином страны невозможна полноценная социализация личности ребенка. Поэтому, продолжая начатую работу, важно привнести новые, еще не освоенные учащимися представления и понятия. Одним из направлений этой работы является развитие представлений об атрибутах государства, его символах и законах. Заметим, что первичные сведения о них детям знакомы еще с первого класса. В четвертом классе необходимо создать благоприятные условия для осмысления и понимания сути этих понятий.
Говоря об атрибутах государства, следует особое внимание уделять ее территории и населению. Важно сформировать представление учащихся о том, что они являются гражданами самого большого по площади государства в мире. И хотя этот атрибут государства является формальным, его осмысление становиться условием формирования гордости за свою страну.
Для того чтобы решение задач воспитания, заявленных в этой теме, не носило формализованный характер необходимо обратить внимание детей на ту часть их большой Родины, которая непосредственно окружает их. Здесь уместны экскурсии и экспедиции по памятным местам, краеведческим и историческим музеям, знакомство с литературой о родном крае и биографиями известных земляков. В результате целенаправленной деятельности учащихся постепенно закладываются основы пропедевтики патриотических чувств, уважительного отношения к истории и традициям своей страны.
Тема «Я - ученик»
Особое место в четвертом классе должна занять подготовка к предстоящему детям переходу в основную школу. Здесь необходимо еще раз осознать степень сформированности своей главной социальной роли – ученик.
Предстоящий переход для учащихся означает резкий скачок предоставляемой им самостоятельности (иногда принимающей катастрофические формы) и обеспечить готовность учащихся к успешному обучению в новых условиях должно развитие навыков самоорганизации и самовоспитания. Невозможно заранее дать детям рецепты поведения во всех возможных жизненных ситуациях, гораздо важнее научить их самостоятельно ориентироваться в целях и процессе собственной жизнедеятельности, постоянно соотнося, их друг с другом. Это умение формируется у каждого человека в течение всей его жизни. Для четвертого класса важно, чтобы ученик понимал, что целью его пребывания в школе является полноценное развитие, а обучение и воспитание являются средством достижения этой цели. В каждом из этих процессов ученик должен быть активным участником, поэтому ему необходимо научиться самостоятельно организовывать свою деятельность в школе и дома. Кроме того, формирование необходимых качеств развивающейся личности без ее активного участия в этом процессе невозможно, поэтому другим важным новообразованием для ученика являются умения по самовоспитанию. Конечно, в четвертом классе они будут носить самый элементарный характер, но это позволит в будущем их расширять и совершенствовать.
Таким образом, к концу четвертого класса понимание ребенком своей социальной роли ученика должно выйти на новый уровень. Ученик – это не просто слепой исполнитель правил, предписаний и указаний взрослых. Он активный участник процесса собственного образования, который многое в нем умеет и должен делать самостоятельно, не дожидаясь побуждения извне.
Тема «Кем быть? Каким быть?»
Заключительная тема внеурочной работы в начальной школе направлена на обобщение сложившихся взглядов, представлений и отношений учащихся. Проделанная совместная работа позволяет учащимся серьезно подойти к ответам на такие сложные вопросы как: «Кем быть? и Каким быть?». При этом дети уже готовы понять различие их смысла.
Организация различных видов деятельности учащихся по этим вопросам позволит провести выявление и коррекцию их индивидуальных ценностных ориентиров. Не всегда полученные результаты будут соответствовать поставленным целям, поэтому важно на этом этапе провести возможную коррекционную работу, где ученик занимает позицию субъекта и активно участвует в ее проведении.
Одним из методов коррекции является совместное с педагогом конструирование перспективного плана развития ученика, где вместе определяются ценностные ориентиры ученика, осмысливается их недостаточность или несоответствие поставленным целям, определяются способы коррекции и сроки ее проведения, оговаривается желаемый результат. При этом важно учитывать, что вся воспитательная работа на этом этапе проводится с детьми предподросткового возраста. Поэтому она должна быть эмоционально-окрашена, романтизирована и направлена на пропедевтику активной субъектной позиции ученика во всех сферах его жизнедеятельности, а не сводится к решению частных проблем обучения и воспитания.
Формы оценки результатов внеурочной образовательной деятельности должны быть представлены чёткими критериями, понятными учащимся. Во многом такие критерии определяют взаимоотношения учителя и ученика во время обучения, поэтому они должны соответствовать ряду требований:
- необходимо указать, какие именно компоненты содержания подлежат оцениванию;
- описать средства и методы оценивания, особенно для заданий творческого характера;
- средства контроля должны быть разнообразными, позволяющими оценить знания и умения учащихся, проследить изменения в развитии и личностных качествах школьников;
- средства контроля должны соответствовать целям и задачам внеурочной образовательной деятельности;
- элементы обязательного содержания программы должны подлежать точному оцениванию;
- аппарат контроля должен предусматривать не только итоговый контроль, но и предоставлять возможность отслеживания промежуточных результатов.
В данном разделе должны быть представлены формы оценки результатов внеурочной образовательной деятельности учащихся.
Наиболее удобными формами представления образовательных результатов внеурочной деятельности являются следующие:
- портфолио ученика;
- самооценка;
- выставка достижений учащихся;
- др.
Одной из наиболее эффективных форм является портфолио – перспективная, но новая для нашей школы процедура, что порождает, как следствие, целый ряд затруднений и вопросов: кто именно (ученик, учитель, родители) должен вести портфолио? Как мотивировать ученика на ведение портфолио? Сможет ли ученик, тем более первоклассник, самостоятельно справиться с этой задачей? Кем и на каком основании осуществляется отбор материалов для портфолио? И самое главное: каким образом и на каком законном основании материалы портфолио могут быть использованы для оценки образовательных достижений ученика?
Сегодня не существует сколько-нибудь определенных ответов на эти вопросы, поскольку опыт использования портфолио еще очень небольшой. Очевидно, это поле для увлекательной опытно-экспериментальной работы, участниками которой могут стать все заинтересованные стороны образовательного процесса. Однако на некоторые вопросы можно попытаться ответить уже сейчас.
Представляется справедливым, если создание и ведение портфолио станет прежде всего задачей семьи ученика, учитель же будет оказывать семье консультативную поддержку в этом вопросе. Важно, что в этом случае родители получат реальную возможность обсуждать вместе с учеником его успехи и неудачи, ставить совместные цели и искать пути их достижения; увидят и смогут оценить реальные (а не выраженные в обезличенных баллах) успехи ребенка; научатся замечать, как растет их ученик, как постепенно меняется его деятельность. Чтобы привлечь семью и ребенка к этой работе, заинтересовать их, очевидно, не стоит предлагать готовых образцов, лучше вместе обсудить, каким должен быть портфолио первоклассника нашей школы, класса? Не нужно стремиться к законченному варианту структуры портфолио, с течением времени она может меняться, дополняться, обогащаться какими-то разделами по инициативе любой из сторон, сохраняя в то же время необходимый общий «костяк», перечень обязательных разделов.
Сложность формирования портфолио и дальнейшей работы с его материалами нередко возникает из-за отсутствия четких представлений о том, каким требованиям должен отвечать материал, помещаемый в портфолио. Без выработки подобных критериев (требований) портфолио рискует превратиться в склад, своеобразное хранилище всех созданных ребенком работ и перестанет быть интересным и, что не менее важно, функциональным. Следовательно, необходимо снабдить каждый раздел портфолио перечнем требований к материалам (продуктам деятельности). Тогда портфолио может стать средством формирования умений самооценки, самостоятельного предъявления требований к своей работе. Сравнивая по этим критериям свои работы, например, лучшие сочинения, выполненные в разные периоды обучения, ребенок может воочию наблюдать собственный рост, а обмениваясь портфолио с другими учениками, учиться корректно оценивать деятельность другого.
Кроме того, наличие таких критериев как раз и позволит использовать портфолио для оценки образовательных результатов. Кто должен разрабатывать эти критерии? Думается, ответ очевиден - это еще одно поле для организации совместной деятельности в самом широком смысле. Сама же процедура использования материалов портфолио для оценки образовательных результатов учащихся при их аттестации, как и основные ситуации такого использования, должны регламентироваться специальным документом - Положением о портфолио ученика.
Примерные требования
к условиям воспитания и социализации учащихся
К таким требованиям следует отнести:
- создание культурно-воспитательной среды образовательного учреждения, содержащей ценности российской нации, народов России, территориально-регионального и местного сообщества;
- создание социально-воспитательной среды образовательного учреждения, содержащей символы российской государственности: герб, флаг, гимн, изображения лидеров государства и знаменитых людей (образцовых граждан) российской истории, плакаты, посвященные государственным праздникам, памятным датам национальной истории;
- создание эколого-воспитательной среды образовательного учреждения, воссоздающей ценности здорового образа жизни, бережного отношения к своей жизни, жизни других людей, природы, планеты в целом;
- создание эстетической среды образовательного учреждения, воссоздающей ценности красоты, гармонии, совершенства в архитектурном и предметном пространстве школы;
- создание локальной школьной воспитательной среды, воссоздающей историю данного образовательного учреждения, его культурные, педагогические и другие традиции, портреты и биографии замечательных педагогов и выпускников, другие события ее прошлого и настоящего;
- работа школы с семьей, системное привлечение родителей обучающихся к разработке и осуществлению школьных программ обучения, воспитания и социализации учащихся;
- взаимодействие общеобразовательного учреждения при разработке и реализации программ воспитания и социализации обучающихся с социальными субъектами воспитания (ветеранские, экологические, национально-культурные и иные общественные организации, традиционные российские религиозные организации, армия, органы охраны правопорядка, СМИ);
- взаимодействие общеобразовательного учреждения при разработке и реализации программ воспитания и социализации обучающихся с учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта;
- установление и совершенствование системы межпредметных связей, содержательно раскрывающих базовые национальные ценности, на освоение которых обучающимися направлены программы обучения, воспитания и социализации;
- интеграцию учебной, внеучебной, внешкольной, семейно-воспитательной, общественно полезной деятельности в рамках программ обучения, воспитания и социализации обучающихся;
- направленность программ обучения, воспитания и социализации обучающихся на решение проблем их личной, семейной и школьной жизни, а также проблем поселка, района, города, области, республики, края, России;
- педагогическую поддержку детско-юношеских и молодежных организаций и движений, содействующих духовно-нравственному развитию гражданина России.