Главные вкладки
Методический материал
Предварительный просмотр:
Организация системы работы с одарёнными детьми на уроках и во внеурочной деятельности.
Цель обучения ребенка состоит в том,
чтобы сделать его способным развиваться
дальше без помощи учителя.
Элберт Хаббард
Проблема одарённости в настоящее время становится всё более актуальной.
Это связано с потребностью общества в неординарной, творческой личности, поэтому уже на государственном уровне заговорили о поддержке таких детей.
Важность этого состоит в том, что талантливые дети не должны быть предоставлены сами себе, ведь одного таланта мало, его нужно развивать, в связи с этим работа с одаренными детьми должна быть четко спланированной, поэтапной и системной.
Предлагаемая мною система работы с одарёнными детьми имеет строгую структуру включающую три основных аспекта: выявление, создание условий для развития способностей одарённых детей и результативность, т. е. реализация их потенциальных возможностей.
Для работы с одарёнными детьми используются различные формы и виды деятельности: факультативы, спецкурсы, интеллектуальные игры, конкурсы, олимпиады, научно-практические конференции.
Всё это позволяет одарённым детям выйти на максимально возможный уровень предъявления своих способностей и их развития.
Моя приоритетная функция как учителя - это раскрытие и развитие одаренности каждого ребенка, проявляющего способности в данной области знаний.
Основная идея работы состоит в последовательном выявлении, поддержке и развитии одаренности учащихся.
В данной системе работа проводится на пяти различных уровнях.
Уровень 1. Работа над выявлением и развитием одаренности учащихся на уроках.
Работа по выявлению одаренных детей начинается на уроках. Учитель на своих уроках не только закладывает базовые знания по предметам, но и создает условия для развития и проявления детской одаренности. Это достигается за счет использования эффективных образовательных технологий и педагогических приемов и методов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества.
Образовательная среда, где каждый ученик мог бы самореализоваться в соответствии с индивидуальными познавательными возможностями включает в себя следующие компоненты:
• организацию и разработку учебного материала разного содержания, вида и формы;
• использование нетрадиционных форм групповых и индивидуальных занятий;
• создание условий для творчества в самостоятельной и коллективной деятельности;
• организацию занятий в малых группах на основе диалога, ролевых игр.
• организую исследовательскую работу практической направленности;
Для эффективной организации работы на этом этапе важно не только иметь богатый инструментарий для формирования у детей базовых предметных знаний. Но и достаточно широкий арсенал индивидуальных, нестандартных, творческих заданий и заданий повышенной сложности в ходе выполнения которых проявляются способности учащихся.
Основной прием – индивидуализация заданий.
Таким образом, уроки, предусматривающие активизацию творческой деятельности учеников, позволяют выявить ребят, способных к творческой работе, и привлечь их к занятиям на факультативных и элективных курсах.
Уровень 2. Работа над выявлением и развитием одаренности учащихся на элективных курсах
В школе на всех ступенях обучения проводятся элективные курсы по различным предметам.
Грамотная организация работы элективных курсов является неотъемлемой составляющей выявления и развития одаренности учащихся, так как способствует решению следующих педагогических задач:
• позволяет учащимся попробовать свои силы и реализовать свой интерес в углубленном изучении предмета;
• формирует круг общения учащихся с общими интересами;
• создается возможность индивидуальной работы учителя с учащимися;
• создается возможность реализовать нестандартные формы обучения, учитывающие индивидуальные способности обучающихся.
Очень сложно подготовить и организовать работу элективного курса таким образом, чтобы он соответствовал ожиданиям всех учащихся, проявивших к нему интерес. Основной принцип, который используется при организации работы – 50% работы под руководством учителя, 50% - самостоятельной работы учащихся.
На элективном курсе занимаются дети, которым не только интересен учебный предмет, но которые готовы прикладывать усилия, работать, достигать результатов в данном учебном предмете.
В 2010 - 2011учебном году мною был разработан и защищен спецкурс по обществознанию для учащихся 10 -11 классов «Разбор и решение задач повышенной сложности по обществознанию». Здесь я обобщила систему своей работы, связанную с подготовкой ребят к ЕГЭ по обществознанию за несколько лет.
Позитивные результаты сдачи экзамена показатель плодотворной работы в этом направлении.
Уровень 3. Работа над выявлением и развитием одаренности учащихся в рамках конкурсов, олимпиад, соревнований.
Чаще всего одаренность учащихся в конкретной предметной области, подкрепленная индивидуальным подходом на уроках и дополнительными предметными знаниями, выявляется в виде призовых мест и просто высоких результатах на различных конкурсах и олимпиадах. Это формальное признание высоких результатов является важным фактором формирования мотивации учащихся к дальнейшему развитию собственных способностей. Достигнув определенного успеха, ученик с большим желанием посещает дополнительные занятия по предмету, занимается самостоятельно, стремится к дальнейшим успехам.
Я вовлекаю ребят в исследовательскую и проектную деятельность, так как данная работа дает ребенку уникальную возможность раскрыть свои дарования и наклонности, развить свой творческий потенциал, а также приобрести опыт творческо-поисковой деятельности и сформировать практические умения.
Результатами организации исследовательской работы является участие моих ребят в научно-практических конференциях, что можно увидеть из таблицы на слайде
Уровень 4. Развитие одаренности учащихся в малых группах в рамках работы элективных курсов, практикумов, проектной деятельности.
В рамках внеурочной деятельности проводятся дополнительные занятия в малых группах учащихся, что является важным условием для развития одаренности. Важным направлением моей работы стала организация проектной деятельности. Ученическим проектам сегодня отводится важное место в учебно-воспитательном процессе. Мои ребята создают индивидуальные и коллективные проекты
В рамках курса«Школьная республика» мы с ребятами начали создавать проект «Наш класс» в виде фотоальбома. В проекте две части:
«Ах эти школьные годы» посвящена участию класса в различных школьных и классных мероприятиях;
А во второй части «Знакомьтесь, это я» каждый рассказывает и представляет себя, создавая свою индивидуальную страницу в общем классном фотоальбоме.
В создании проекта задействован весь класс, но в большей степени его актив. Страницы из классного проекта вы видите на слайде.
Данная работа направлена на личностный рост ребенка, а также на развитие творческого потенциала каждого обучающегося и формирование универсальных учебных действий. Работая над проектом, ребята проявляют инициативу, активность в организации мероприятий, помогают друг другу, учатся работать в команде, что позитивно сказывается на сплочении классного коллектива.
И последний уровень 5 – индивидуальная работа с одаренными учащимися.
Для учащихся с высокой степенью развития одаренности для дальнейшего роста в интересующей его области необходимым является индивидуальный, зачастую личный контакт с учителем, наставником. Организуя индивидуальную работу с учащимися, учитель зачастую действует интуитивно и даже, возможно, бессистемно. Данный вид работы занимает много времени, требует больших эмоциональных и профессиональных затрат и далеко не всегда приводит к измеримому результату.
На любом уровне работа ведется исключительно основываясь на интересе, желании обучающегося развиваться в интересном для него направлении, т.е. основным связующим звеном между уровнями является мотивация учащихся.
За период работы с одаренными и высокомотивированными учащимися мной были сделаны следующие выводы:
• работа должна носить систематический характер на протяжении всего процесса обучения,
• работа с одаренными учащимися должна проводиться как на уроке, так и во внеурочное время;
• целесообразно проводить занятия, как с группой учащихся, так и индивидуально;
• ученикам должна быть предоставлена возможность реализации собственных идей.
Выявление одарённых детей - продолжительный процесс, связанный с анализом развития конкретного ребёнка. Эффективная идентификация одарённости посредством какой-либо одноразовой процедуры тестирования невозможна. Поэтому вместо одномоментного отбора детей необходимо направлять усилия на постепенный, поэтапный поиск одарённых детей в процессе их обучения. Задачей педагога является создание среды, которая позволяет высокомотивированным и интеллектуально одаренным учащимся реализовывать свои возможности, как на уроке, так и привлечение учеников к внеклассной и внешкольной работе.
Учитель истории и обществознания Бедушвиль Татьяна Александровна