План-конспект логопедического занятия для подготовительной группы. Итоговое занятие по формированию звукового анализа и синтеза, словообразование
В данном итоговом занятии представлены задания на развитие фонематического восприятия, закрепление словаря по теме "Птицы", словообразование, закрепление предлогов. Занятие проводится в игровой форме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
_maam.doc | 39 КБ |
Предварительный просмотр:
Итоговое занятие в подготовительной к школе группе.
В игровой форме представлено закрепление знаний о звуковом составе слова, анализе и синтезе слов, предлогах и словообразовании.
Тема «Спасём зимующих птиц - наших друзей!»
Цель: Закрепление знаний о звуковом составе слова, словообразовании, предлогах.
Задачи:
- Закрепить названия зимующих птиц.
- Автоматизировать в речи поставленные звуки.
- Совершенствовать фонематический слух.
- Совершенствовать анализ и синтез слов, слоговую структуру слова.
- Упражнять в словообразовании.
- Закреплять понятие о предлогах.
- Читать тексты с пониманием прочитанного.
Материал:
Сумка и шапка Почтальона Печкина, большой конверт с письмом для детей, письмо, написанное печатными буквами, маленькие конвертики, пронумерованные от 1 до 5 (5 штук), «портрет» Карабаса-Барабаса, задания, написанные печатными буквами и вложенные в конвертики, вырезанные из картона двери с замками, картинки с изображениями птиц: сорока, сова, дятел, воробей, голубь, звуковые схемы (квадратики красного, синего, зелёного цветов), кроссворд, подарок для детей от птиц – семена каких-либо растений.
Ход
- Организационный момент. Предварительная подготовка: на доске портрет Карабаса-Барабаса и далее: шесть дверей с замками, под которыми спрятаны изображения птиц по порядку:
- Дети становятся в круг.
Логопед: Дети, а вы знаете, что ключик доброты – это улыбка! Давайте подарим друг другу улыбку! Улыбнитесь своему соседу, друг другу и…мне! И у нас теперь будет хорошее настроение!
- Пальчиковая гимнастика.
Логопед: Давайте повторим наше правило. Все звуки выговариваем чётко!
Дети (с движениями пальцами):
Мы спокойны, мы спокойны,
Говорим всегда красиво
Чётко и неторопливо
Повторяем обязательно,
Что учили на занятиях!
- (Раздаётся громкий стук в дверь). Входит Почтальон Печкин, говорит: «Здравствуйте, дети! Это подготовительная группа? После ответа детей достаёт из сумки большой конверт с письмом, вручает ребёнку: «Тогда это вам письмо!»
Ребёнок читает письмо вслух:
«Помогите! Спасите! Карабас - Барабас заколдовал нас и спрятал в своё подземелье за тяжёлыми дверями с огромными замками. Только те дети могут спасти нам, которые могут справиться с секретными заданиями. Мы их выкрали и отправляем вам. Ваши друзья – зимующие птицы».
Логопед: Вот это да! Ребята, как вы думаете, какие птицы могли попасть в беду?
Дети. Перечисляют названия зимующих птиц.
Логопед (заглядывая в конверт «вдруг» обнаруживает маленькие конвертики с заданиями): Ребята, смотрите, здесь ещё что-то есть – достаёт маленькие конвертики с заданиями.
- Закрепление .
Читают задания из конверта №1:
- Составьте звуковую схему слова «ПТИЦА» (квадратики соответствующих цветов)
- Назовите по порядку только гласные звуки в слове «Птица»
- Назовите по порядку только согласные звуки в слове «Птица»
- Назовите только звонкие согласные в этом слове.
- назовите глухие согласные в этом слове
- назовите мягкие согласные звуки в слове «Птица»
- «Назовите твёрдые согласные звуки в этом слове.
- Какие согласные звуки в слове «птица» имеют «пару»?
- Если есть, назовите звонкого или глухого «друга» для согласных звуков слова «птица».
Если дети правильно выполняют задание – открывается соответствующая дверь и вылетает «спасённая» птица. Благодарит детей.
Логопед зачитывает задание из конверта №2:
«Мы не можем сосчитать количество слогов в слове, так как у нас связаны крылья – поэтому не можем отхлопать. Помогите без хлопков отсчитать слоги!»
Логопед: Ребята, как мы можем выяснить - сколько слогов в том или ином слове?
Дети говорят о том, сколько в слове гласных, столько и слогов. И в заданных словах называют гласные звуки по порядку (сколько гласных, столько и слогов):
-грач
- синица
- лес
- зима
- корм
- домики
- зимушка
Спасённая птица «вылетает» из открывшейся двери и благодарит детей
Зачитывается задание №3.
На листе бумаги кроссворд о птицах. Дети читают вопросы сами, заполняют клетки.
(Открывается дверца - освобождается ещё одна птица).
Динамическая пауза.
Логопед.
Ребята, нам предстоит выполнить ещё несколько трудных заданий. Давайте выполним зарядку, наберёмся новых сил, не забывайте чётко выговаривать все звуки:
Мы ногами топ-топ,
Мы руками хлоп-хлоп!
Мы глазами миг-миг!
Мы плечами чик-чик.
Раз- туда, два – сюда –
Повернись вокруг себя.
Раз – присели, два – привстали,
Руки кверху все подняли.
Раз-два, раз-два
Птиц спасать нам всем пора!
Конвертик №4. Задание:
Детям раздаются схемы простых и сложных предлогов (в, на, из-под, из-за, под, за). Задание: используя эти предлоги составить предложения о птицах.
(Освобождается ещё одна птица).
Конвертик №5. Задание:
Назовите одним словом:
Какая это птица, , если у неё:
- длинные ноги? - …длинноногая
…длинный клюв ? - …
… быстрые крылья? - …
… громкий голос? - ….
….оперенье белое и чёрное? - …
….белые бока? - ….
…красная грудка? - …
Конверт 6. Задание:
Ребёнок читает: «Если вы отгадаете загадку, на воле окажется ещё одна птица»
Загадка:
«Я – символ мира на планете Земля» (отгадка: голубь)
Итог занятия.
На доску выставляется картинка с изображением голубя.
Логопед: Ребята, каких птиц мы сегодня спасли? Это птицы зимующие или перелётные? Почему?
Ответы детей.
Логопед: В благодарность за спасение эти птицы прислали вам гостинец!
И раздаёт каждому ребёнку «гостинец от спасённых птиц - коробочки с семенами цветов, которые они высадят весной.
И