План-конспект логопедического занятия для подготовительной группы. Итоговое занятие по формированию звукового анализа и синтеза, словообразование

Болганова Светлана Александровна

В данном итоговом занятии представлены задания на развитие фонематического восприятия, закрепление словаря по теме "Птицы", словообразование, закрепление предлогов. Занятие проводится в игровой форме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon _maam.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

Итоговое занятие в подготовительной к школе группе.

В игровой форме представлено  закрепление знаний о звуковом составе слова, анализе и синтезе слов, предлогах и словообразовании.

Тема  «Спасём зимующих птиц - наших друзей!»

Цель:  Закрепление знаний о звуковом составе слова, словообразовании, предлогах.

Задачи:

- Закрепить названия зимующих птиц.

- Автоматизировать в речи поставленные звуки.

- Совершенствовать фонематический слух.

- Совершенствовать анализ и синтез слов, слоговую структуру слова.

- Упражнять в словообразовании.

- Закреплять понятие о предлогах.

- Читать тексты с пониманием прочитанного.

Материал:

Сумка и шапка Почтальона Печкина, большой конверт с письмом для детей,  письмо, написанное печатными буквами, маленькие конвертики, пронумерованные от 1 до 5 (5 штук), «портрет» Карабаса-Барабаса, задания, написанные печатными буквами и вложенные в конвертики, вырезанные из картона двери с замками, картинки с изображениями птиц: сорока, сова, дятел, воробей, голубь, звуковые  схемы (квадратики красного, синего, зелёного цветов), кроссворд, подарок для детей от птиц – семена каких-либо растений.

Ход

  1. Организационный момент. Предварительная подготовка: на доске портрет Карабаса-Барабаса и далее: шесть дверей с замками, под которыми спрятаны изображения птиц по порядку:
  2.  Дети становятся в круг. 

Логопед: Дети, а вы знаете, что ключик доброты – это улыбка! Давайте подарим друг другу улыбку! Улыбнитесь своему соседу, друг другу и…мне! И у нас теперь будет хорошее настроение!

  1. Пальчиковая гимнастика.

Логопед: Давайте повторим наше правило. Все звуки выговариваем чётко!

Дети (с движениями  пальцами):

Мы спокойны, мы спокойны,

Говорим всегда красиво

Чётко и неторопливо

Повторяем обязательно,

Что учили на занятиях!

  1. (Раздаётся громкий стук в дверь). Входит Почтальон Печкин, говорит: «Здравствуйте, дети!  Это подготовительная группа?  После ответа детей достаёт из сумки большой конверт с письмом, вручает ребёнку: «Тогда это вам письмо!»

Ребёнок читает письмо вслух:

«Помогите! Спасите! Карабас - Барабас заколдовал нас и спрятал в своё подземелье за тяжёлыми дверями с огромными замками. Только те дети могут спасти нам, которые могут справиться с секретными заданиями. Мы их выкрали и отправляем вам. Ваши друзья – зимующие птицы».

Логопед:  Вот это да! Ребята, как вы думаете, какие птицы могли попасть  в беду?

Дети. Перечисляют названия зимующих  птиц.

Логопед (заглядывая в конверт «вдруг» обнаруживает маленькие конвертики с заданиями): Ребята, смотрите, здесь ещё что-то есть – достаёт маленькие конвертики с заданиями.

  1. Закрепление .

Читают задания из конверта №1:

- Составьте звуковую схему слова «ПТИЦА» (квадратики соответствующих цветов)

- Назовите по порядку  только гласные звуки в слове «Птица»

- Назовите по порядку только согласные звуки в слове «Птица»

- Назовите только звонкие согласные в этом слове.

- назовите глухие согласные в этом слове

- назовите мягкие согласные звуки в слове «Птица»

- «Назовите твёрдые согласные звуки в этом слове.

- Какие согласные звуки в слове «птица»  имеют «пару»?

- Если есть, назовите звонкого или глухого «друга» для согласных звуков  слова «птица».

Если дети правильно выполняют задание – открывается соответствующая дверь и вылетает «спасённая» птица. Благодарит детей.

Логопед зачитывает задание из конверта №2:

«Мы не можем сосчитать количество  слогов в слове, так как у нас связаны крылья – поэтому не можем отхлопать. Помогите без хлопков отсчитать слоги!»

Логопед: Ребята, как мы можем выяснить  - сколько слогов в том или ином слове?

Дети говорят о том,  сколько в слове гласных, столько и слогов. И в заданных словах называют гласные звуки по порядку (сколько гласных, столько и слогов):

-грач

- синица

- лес

- зима

- корм

- домики

- зимушка

        Спасённая птица «вылетает» из открывшейся двери и благодарит детей

Зачитывается задание №3.

На листе бумаги кроссворд   о птицах. Дети читают вопросы сами, заполняют клетки.

(Открывается дверца - освобождается ещё одна птица).

Динамическая пауза.

Логопед.

Ребята, нам предстоит выполнить ещё несколько трудных заданий. Давайте выполним зарядку, наберёмся новых  сил, не забывайте чётко выговаривать все звуки:

 Мы ногами топ-топ,

Мы руками хлоп-хлоп!

Мы глазами миг-миг!

Мы плечами чик-чик.

Раз- туда, два – сюда –

Повернись вокруг себя.

Раз – присели, два – привстали,

Руки кверху все подняли.

Раз-два, раз-два

Птиц спасать нам всем пора!

Конвертик №4. Задание:

Детям раздаются схемы простых и сложных предлогов (в, на, из-под, из-за, под, за). Задание: используя эти предлоги составить предложения о птицах.

(Освобождается ещё одна птица).

Конвертик №5.  Задание:

Назовите  одним словом:

Какая это птица, , если у неё:

- длинные ноги? - …длинноногая

…длинный клюв ? - …

… быстрые крылья? - …

… громкий голос? - ….

….оперенье белое и чёрное? - …

….белые бока? - ….

…красная грудка? - …

Конверт 6. Задание:

Ребёнок читает: «Если вы отгадаете загадку, на воле окажется ещё одна птица»

Загадка:  

«Я – символ мира на планете Земля»  (отгадка: голубь)

Итог занятия.

На доску выставляется картинка с изображением голубя.

Логопед: Ребята, каких птиц мы сегодня спасли? Это птицы зимующие или перелётные?  Почему?

Ответы детей.

Логопед:  В благодарность за спасение эти птицы прислали вам гостинец!

И  раздаёт каждому ребёнку «гостинец от спасённых  птиц  - коробочки с семенами цветов, которые они высадят весной.

И