Мои работы
Предварительный просмотр:
§ Формирование элементов логического мышления у детей
дошкольного возраста с задержкой психического развития
из опыта работы учителя-дефектолога Русяевой Л. А
Дошкольный период развития ребенка - период интеллектуального становления основных психических процессов, обеспечивающих ребенку полноценное ознакомление с окружающим миром. Ребенок приобретает навыки взаимодействия с предметами, учится говорить, думать, воспринимать, усваивает определенные правила, делает первые попытки управлять своим поведением. Все это предполагает наличие развитой памяти и элементов логического мышления. Для успешного освоения школьной программы ребенку необходимо не только много знать, но и последовательно и доказательно мыслить, догадываться, проявлять умственное напряжение, логически мыслить.
Я, педагог-дефектолог, стаж работы по данной специальности 9 лет, работаю с детьми, имеющими сочетанные дефекты в развитии, помимо нарушения опорно-двигательного аппарата дети имеют нарушение интеллекта, задержку психического развития.
Для формированию элементов логического мышления у детей дошкольного возраста в ходе обучения я применяла известные методики работы.
Приведу несколько примеров практических заданий и последовательность их применения при обучении детей:
- Разделение предметов по группам – общая классификация (сначала я ввела две группы, например, фрукты и овощи, затем добавила другие - посуда, транспорт, одежду и так далее).
- Сортировка предметов (игрушек) по признаку (цвет, размеру, величина, форма, материал, из которого они сделаны).
- Составление целого из частей. Предлагала ребенку собрать разрезанную геометрическую фигуру. Сначала это был квадрат, поделенный 2, далее на 3, 4 и более неравных частей (согласно методике Б.П. Никитина). Затем дети выкладывали из геометрических фигурок силуэты животных и различных предметов (елочка, домик). Магазинные пазлы – тоже хорошие помощники в развитии логического мышления у детей, которые я использую и рекомендую родителям для домашних занятий.
Приведенные выше задания проводились с детьми от 3 до 6 лет.
Дети 4-5 лет способны мыслить при помощи образов. Соответственно, для них задания на развитие логики носили наглядно-образный характер. Затем дети начали переходить к образному восприятию, решать логические задачи в виде картинок или схем-рисунков.
Для последующего формирования логического мышления, развития и совершенствование мыслительных операций: анализ, синтез, обобщение, сравнение я использовала такие практические задания:
- Поиск лишнего предмета, который не обладает признаками общей группы (среди овощей – фрукт, среди мебели – игрушка и так далее).
- Повтор чередования предметов или ритма звуков. Предлагала ребенку продолжить в определенном порядке последовательность предметов, имеющих различные признаки (круг, квадрат, круг, квадрат или дерево, цветок, домик, дерево, цветок, домик). После выполнения этих заданий, дети переходили к более сложному варианту - определяли, какой фигуры не достает в ряду, начиная с чередования двух фигур, постепенно усложняя задание.
- Предлагала ребенку разложить картинки по порядку (например: семечко, росток, цветок в бутоне, раскрывшийся цветок).
- Загадки хорошо развивают образное и логическое мышление, поэтому я читала их ребенку и просила его придумывать загадки для меня и других детей.
Ребенок, приближающийся к 6 годам, уже способен мыслить, то есть воспринимает словесно-логические задания. Старшим дошкольникам постепенно предлагаю решать устные задания без изображений и образов, развивая способность решать задачки «в уме».
Примеры практических заданий:
- "Добавь нужное слово". Есть множество вариантов таких заданий. Антонимы: сухой – мокрый, высокий – ... (низкий). Предлагала указать место жительства: собака – будка, птичка – гнездо, медведь – ... (берлога) или род деятельности: учитель – учит, врач – лечит, повар – ... (готовит).
- Использовала заполнение различных таблиц. Первые таблицы брала на 9 ячеек и заполняла фигурами в определенном порядке. Перед ребенком ставила различные задачи, например: что должно быть в свободной ячейке вертикального ряда, если в предыдущих был квадрат? Какого цвета должен быть квадрат, если все фигуры его горизонтального ряда красные?
- Дидактические игры, различные беседы, головоломки, лабиринты, загадки способствуют развитию умения находить в предметах сходство и различия, выделять наиболее существенные признаки, группировать предметы на основании общих признаков. Это обеспечивает усвоение детьми обобщенных названий группы предметов.
Для детей независимо от их возраста важно не торопиться и проходить с ребенком все три этапа развития мышления. Когда дети уже хорошо ориентируются в решении разнообразных логических заданий одного уровня, постепенно перехожу к следующему этапу (от предметов – к картинкам, а от картинок – к устным задачкам).
Чтобы научить ребенка такой последовательности мышления, первое время озвучивала ему не только задание, но решение. Например: «Найди, что здесь лишнее. Посмотри на картинки, что у них общего? Чашка – это посуда, тарелка – тоже посуда и ложка – посуда, а вот юбка – не посуда! Это одежда. Она лишняя, поэтому ее уберем!»
В результате, к 7 годам дети с ЗПР научились анализировать различные жизненные ситуации, делать определенные выводы. Осваивая логические операции, дети стали более внимательными к заданиям, ясно и четко стали выражать свои мысли и описывать свои действия.
На момент поступления в дошкольное отделение, у Леры З. не было сформировано логическое мышление, отсутствовало умение анализировать, сравнивать, рассуждать и делать выводы. У ребенка слабо проявлялись признаки логического мышления, такие как способность классифицировать, обобщать и думать самостоятельно. Ребенок не запоминал имен детей, педагогов. На вопросы отвечала односложно, использовала в речи только простые односложные слова (на, дай, хочу, больно и др.), не составляла описательный рассказ по картинкам. К концу обучения Лера стала лучше анализировать свою деятельность, научилась сравнивать, стала рассуждать и делать полноценные выводы. У ребенка появилась способность классифицировать и обобщать. Ребенок начал говорить полными предложениями, обращаться к детям по имени, а ко взрослым - по имени и отчеству. Появилась способность составлять рассказ по картинкам. Лера научилась раскладывать картинки по принципу "что было сначала, что стало потом".
Таким образом, применяя общеизвестные и доступные для дошкольников с ограниченными возможностями здоровья приемы можно развить элементы логического мышления и умение воспроизводить и делать умозаключения, выводы.
Надеюсь, что применяя знания и умения, полученные в процессе обучения в детском саду, будут приносить моим детям уверенность в своих силах и удовольствие от занятий в школе.