Логопедия
Все о речи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
формирование движений органов артикуляционного аппарата | 31 КБ |
Правильно ли говорит Ваш ребенок? | 18.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование движений органов артикуляционного аппарата
Наиболее распространенными недостатками речи у детей с отклонениями в развитии являются нарушения звукопроизношения. Они могут варьироваться в разной степени сложности. Исправление звукопроизношения носит всегда этапный характер. Обычно различают четыре этапа: подготовительный, постановка звука, автоматизация звука и дифференциация. Каждый этап имеет свои задачи и содержание работы.
Остановимся боле подробно на подготовительном этапе. Цель этого этапа – подготовка речеслухового и речедвигательного анализаторов к правильному восприятию и воспроизведению звука. На этом этапе работа идет по нескольким направлениям: формирование точных движений органов артикуляционного аппарата, направленной воздушной струи и т.д.
Формирование движений органов артикуляционного аппарата осуществляется посредством артикуляционной гимнастики, которая включает упражнения для тренировки подвижности и переключаемости органов, необходимых для всех групп звуков. Упражнения должны быть целенаправленными: важно не их количество, а правильный подбор и качество выполнения.
В любом упражнении все движения органов артикуляционного аппарата осуществляются последовательно, с паузами перед каждым движением, чтобы взрослый мог контролировать его качество, а ребенок ощущать, осознавать и запоминать свои действия. Сначала упражнения выполняются в медленном темпе перед зеркалом, используя зрительный контроль. После того, как ребенок научиться выполнять движение, зеркало убирают и функции и контроля берут на себя его собственные кинестетические ощущения. С помощью наводящих вопросов взрослого ребенок определяет, что делает его язык или губы. Где он находиться, какой он, в каком положении и т.д.
Каждому упражнению в соответствии с выполняемым действиями дается название (например, «качели», «маятник», индюк») и подбирается картинка-образ, которая служит образцом для подражания предмету или его движениям при выполнении упражнений гимнастики. Название упражнения и картинку заносят в тетрадь ребенка.
Упражнение перед зеркалом педагог выполняет вместе с ребенком. Он должен уметь показывать правильную артикуляцию и ощущать положения и движения своих органов артикуляционного аппарата без зрительного контроля. Если у ребенка движение не получается, то можно использовать механическую помощь. Например, поднять язык за зубы с помощью шпателя. Не всегда ребенок точно ощущает, где должен находиться язык. Логопед концом шпателя проводит в этом месте , где должен находиться язык ( например, у бугорков за верхними резцами ).
Взрослый приучает детей внимательно слушать словесную инструкцию, точно ее исполнять, запоминать последовательность действий и правильно их называть. Ребенок выполняет чередование движений языка под счет педагога.
Одним из важных направлений на подготовительном этапе является отработка опорных звуков – сходных с нарушенными по артикуляции, но произносимых правильно. Отработка опорных звуков предусматривает следующее: уточнение артикуляции звуков и его правильного произношения в изолированном виде, слогах, словах. Например, для звука «С» опорными являются звуки «И, Ф», для «Ш» -«Т, С», для «Л»- «Т, Ы», для «Р»- «Д, С». Отрабатывая опорные звуки мы добиваемся их четкого произношения в слогах, словах, фразах, что помогает выработке хорошей дикции; приучаем ребенка выделять опорный звук в слогах, словах, фразах. Все это способствует развитию речеслухового и речедвигательного анализаторов.
Некоторые упражнения из комплекса артикуляционной гимнастики.
- «Забор»- подготовить артикуляцию для свистящих звуков, активизировать губы.
- «Мостик»- выработать нижнее положение языка для подготовки постановки свистящих звуков.
- «Парус» - подготовка верхнего подъема языка для звуков «р, л».
- «Лопата» - выработать положение широкого языка, что необходимо для постановки шипящих звуков.
- «Лошадка» - выработать тонкие дифференцированные движения языка.
- «Пулемет»- сформировать вибрацию кончика языка для будущего звука «р».
- «Маляр»- растянуть подъязычную уздечку.
- «Фокус» - сформировать правильное направление воздушной струи для шипящих звуков.
.
Предварительный просмотр:
Речь вашего ребенка намного отличается от речи сверстников? В первую очередь необходима консультация специалистов. Вам помогут педиатр, психиатр, невролог, логопед, психолог. Возможно понадобится посетить и других специалистов таких как ЛОР, окулист и др.
Когда следует обратиться за помощью? Если возник этот вопрос, скорее всего, Ваша тревога обоснована – нужно было сделать это ещё вчера! Вы не только решили обратиться к специалистам, но и сами хотите помочь ребенку.
Для конструктивного подхода в решении проблем Вам предлагается:
- наблюдать за ребенком и фиксировать в «Записной книжке» его состояние – происходящие с ним изменения, трудности и достижения;
- принимать активное практическое участие в речевом развитии ребенка
Записная книжка родителей
Ваши наблюдения помогут оптимально организовать взаимодействие специалистов и родителей, выяснить причины возникших трудностей, смоделировать индивидуальную коррекционно- развивающую программу.
- Определите, что именно вас тревожит. Отметьте, что происходит с ребенком в течение дня, подчеркните, что беспокоит Вас в его поведении? вялость, возбужденность, резкий протест при необходимости отвлечься от какого-нибудь занятия, непослушание.
- Вы считаете, что у ребенка речевые проблемы? Начните с оценки сложившейся ситуации.
Внимательно прослушайте варианты речевых трудностей и отметьте свойственные Вашему ребенку.
Речевые трудности у детей.
1. Ребенок не говорит совсем. Отсутствие речи в три года – не просто запаздывание – это сигнал о грубом речевом нарушении.
2. Задержка на стадии называния.
Ребенок называет предметы в конкретной ситуации (как правило только под влиянием образца взрослого), долго остается на уровне их обозначения, предложений в речи нет. В реальном общении с людьми вместо речи- жесты , движения. Требовательные возгласы.
3. Говорит как маленький.
4. Невнятная речь.
5. Не хочет говорить.
6. В речи появились запинки.
Адекватная помощь возможна, если выявлены причины возникших проблем, то есть поставлен диагноз. Родные и близкие могут помочь в этом специалистам.
Для получения объективного представления о ребенке необходимы анамнестические сведения, то есть данные об истории развития.
Ребенок и речь
Речь - один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребенка. Это обусловлено исключительной ролью, которую она играет в жизни человека. Благодаря речи люди сообщают мысли, желания, передают свой жизненный опыт, согласовывают действия. Она служит основным средством общения людей.
Речь одновременно необходимая основа мышления, и его орудие.
Мыслительные операции (анализ синтез, сравнение, обобщение, абстракция и.) развиваются и совершенствуются в процессе овладения речью. От уровня речевого развития зависит общее интеллектуальное развитие. Речь выступает как средство регуляции психической деятельности и поведения, организует эмоциональные переживания. Развитие речи оказывает большое влияние на формирование личности, волевые качества, характер, взгляды, убеждения. Можно сказать, что речь человека - это его визитная карточка. Речь ребенка отражает социальную среду, в которой он растет. Дети с нарушением речи входят в группу риска по адаптации к школе.
Для нормального становления речевой деятельности необходимы определенные условия психического развития. Прежде всего, необходимо, чтобы у ребенка:
*достигли определенной степени зрелости различные структуры головного мозга;
*правильно и координированно работали голосовые и дыхательные системы, органы артикуляции;
*были достаточно развиты слух и зрение, двигательные навыки, эмоции.
*формировалась потребность в общении.
Овладение речевой деятельностью предполагает:
- способность говорить
- способность понимать сказанное.
К старшему дошкольному возрасту ребенок овладевает:
*самостоятельной монологической речью, умением поддержать беседу (задавать вопросы и отвечать на них?);
*звуковой формой слова;
*значением слова;
*грамматическим строем речи
Помимо правильного внешнего оформления, высказывание должно быть содержательным, понятным и эмоционально выразительным. У ребенка должна быть сформирована не только разговорная устная речь, но и готовность к обучению письменной речи- чтению и письму.
Как ребенок учится говорить?
Слушая речь взрослых и повторяя то, что он услышал? Это несомненно, необходимое условие: ребенок слышит речь окружающих, ее ритм, интонацию, запоминает, в каких ситуациях употребляются те или иные слова, выражения, и по аналогии начинает пользоваться ими в своей речи. Но ребенок не только имитатор - он творческий участник овладения языком. Иначе невозможно объяснить, каким образом он не просто использует в своей речи готовые заученные образцы, а открывает законы, по которым сам создает новые уникальные высказывания.
Литература:
- Правильно ли говорит ваш ребенок. Максаков А.И. Мозаика-Синтез, 2006г.
- Правильно ли говорит ваш ребенок и надо ли идти к логопеду. Грибова О.Е. Айрис-пресс, 2004г.