Рабочие программы
Рабочие программы являются важным инструментом деятельности учителя. Они стуктурируют учебный материал, определяют последовательность его изучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
обществознание 9 класс (Л.Н.Боголюбов) | 76 КБ |
История Дона ХХ век( С.А. Кислицын, И.Г. Кислицына) | 55.5 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По обществознанию 9 класс
(предмет, класс)
Кожуховой Людмилы Борисовны
(ФИО)
Учитель истории, обществознания высшей категории
(должность, категория,)
2012 - 2013 учебный год
- Пояснительная записка
Данная рабочая программа разработана на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Приказа Министерства образования и науки РФ «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2012-2013 учебный год» № 2885от 27.12.2011г.
Программы основного общего образования по обществознанию Л. Н. Боголюбова. Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем Государственного образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса. Она рассчитана на 1 час в неделю
Изучение обществознания направлено на достижение следующих целей:
-развитие личности в ответственный период социального взросления человека, её познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции;
-развитие нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
-воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к
социальным нормам;
-приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
-освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе;
-основных социальных ролях;
-позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде;
-сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
-овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в
основных социальных ролях, характерных для подросткового возраста;
-формирование опыта применения полученных знаний для решений типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности;
-в межличностных отношениях, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности;
-правоотношениях;
-семейно-бытовых отношениях.
2. СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА.
Политика
Понятие политика. Происхождение политики. Политическая власть и ее происхождение.
Что такое государство. Теории происхождения государства. Суверенитет. Формы правления государства. Монархия. Республика. Конфедерация. Федерация. Унитарное государство. Политические режимы. Правовое государство. Выборы в демократическом государстве. Партии и движения.
Право
Право и закон. Роль право в жизни общества. Правонарушения и субъекты права. Юридическая ответственность. Правоохранительные органы. Конституция РФ. Основы конституционного строя. Права и свободы гражданина. Гражданские отношения. Право на труд. Семейное право. Административное право. Уголовное право. Социальные права. Международные права. Образовательное право.
3.УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
3.1.КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ
Четверть Формы контроля | 1 четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть | Учебный год |
количество | |||||
Самостоятельная работа | 1 | 0 | 1 | 1 | 3 |
Контрольная работа | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Тест | 1 | 0 | 0 | 0 | 1 |
4. Требования к уровню подготовки
В результате изучения обществознания ученик должен:
знать/понимать:
социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
сущность общества как формы совместной деятельности людей;
характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;
содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения;
уметь:
описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;
сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия; объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействие общества и природы, человека и общества, сфер общественной жизни, гражданина и государства);
приводить примеры социальных объектов определенного типа; социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;
оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности; решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека; осуществлять поиск социальной информации по заданной теме, используя различные носители (СМИ, учебный текст и т.д.); различать в социальной информации факты и мнения; самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (заявления, доверенности);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей; общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах; нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских
обязанностей; первичного анализа и использования социальной информации; сознательного неприятия антиобщественного поведения.
5. Календарно-тематическое планирование
Всего:34 недель. 34ч. В неделю-1 часа.
№ урока | кол-во часов | Содержание | дата | Примеча ние |
34 | ||||
1 четверть 9 часов | ||||
1 | 1 | Введение | ||
2-9 | 8 (9) | Политика | ||
2 четверть 7 часов | ||||
10 | 1 (9) | Политика | ||
11-16 | 6 (20) | Право | ||
3 четверть 10 часов | ||||
17-26 | 10 (20) | Право | ||
4 четверть 9 часов | ||||
27-30 | 4 | Право | ||
31-34 | 4 | Повторительное обобщение |
6 .Перечень учебно-методического обеспечения
1) «Введение в обществознание»: 9 классы / Под ред. Л.Н. Боголюбова. - М.: Просвещение, 2012г.
2)Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Иванова, А.Ю. Лазебникова. Рабочая тетрадь по курсу «Введение в обществознание»: 9 класс. - М.: Просвещение, 2009;
3) 9 класс. - М.: Просвещение, 2009;
4)Методические рекомендации по курсу «Обществознание»: 9 классы / Под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановского. - М.: Просвещение, 2008;
5)Дидактические материалы по курсу «Введение в обществознание»: 8-9 классы / Под редакцией Л.Н. Боголюбова, А.Т. Кинкулькина. -М.: Просвещение, 2008.
6) Федеральный центр тестирования http://www.test4u.ru/
http://www.rustest.ru/
Контрольно измерительные материалы
Самостоятельная работа тема «Политика»
- В чем состоит связь политики и власти? Какую роль играет политика в жизни общества?
- Соотнесите понятия «политический режим», «форма правления» и «форма государственно-территориального устройства». Существует ли между ними непосредственная связь? Обоснуйте свой вывод и проиллюстрируйте его примерами.
- Как вы полагаете, почему праву необходима сила государства, а государственной власти необходима справедливость права?
Охарактеризуйте сущность правового государства.
- Как осуществляется взаимосвязь гражданского общества и государства? Почему наибольшее развитие гражданское общество получает в правовом государстве?
- Каковы возможности участия граждан в политической жизни в демократическом государстве? При каких условиях такое участие наиболее эффективно?
- Зачем создаются политические партии? Чем они отличаются от других организаций?
- Каким образом в политической сфере проявляются интересы различных социальных групп? Как сфера политики связана с другими сферами деятельности людей?
Интернет-ресурсы
www.km.ru/ — сайт «Голос политика»
www.polity.ru/ — Фонд «Политика»
www.strana.ru/ — информационная служба «Политика»
Самостоятельная работа по теме « Право»
- Какие смысловые значения соединяет в себе право?Почему право есть мера свободы, справедливости, ответственности? В чем различие между правом и законом?
- Почему правоотношения считают одним из видов социальных отношений? В чем состоит специфика правоотношения?
- Объясните, какова связь между правонарушением и юридической ответственностью.
- Какова роль Конституции РФ в организации деятельности правоохранительных органов?
5—6. Почему все нормативные акты страны обязаны ориентироваться на Конституцию РФ? На какие три понятия современная наука предлагает обратить внимание для того, чтобы лучше усвоить основы конституционного строя? Что говорится в главе 2 Конституции о власти, суверенитете и свободе личности? (Найдите необходимые положения в тексте Конституции.) Как вы можете объяснить, что федеративное устройство для России — единственное из возможных?
7—8. В чем особенности правовых норм, которые называют правами человека? Что представляет собой каталог прав человека? В каких известных вам правовых документах он закреплен? Всеобщая декларация прав человека — это идеал права или юридический документ? Ответ поясните. Чем обусловлена необходимость принятия Конвенции прав ребенка?
9. В чем сущность и особенности гражданско-правовых отношений?
- Каковы сущность и особенности трудовых правоотношений?
- В чем особенности семейных правоотношений по сравнению с правоотношениями гражданскими? Каковы права и обязанности супругов, родителей и детей?
- В чем специфика административного права как регулятора общественных отношений? Почему административные отношения не могут сложиться между двумя рядовыми гражданами? Чем административное правонарушение отличается от преступления?
- В чем специфика уголовно-правовых отношений?
- Перед вами комплекс конституционных прав и свобод человека и гражданина: свобода творчества и преподавания, право на частную собственность, право на жилище, право на образование, свобода экономической деятельности, право на охрану здоровья, право на отдых.
Распределите эти права по трем группам, заполните таблицу.
Экономические права | Социальные права | Культурные права |
- В чем состоит значение международного гуманитарного права?
- Каковы основные направления правового регулирования в сфере образования? Что означают государственные гарантии в сфере образования?
Интернет-ресурсы (в помощь уч-ся)
www.rsnet.ru — сайт органов государственной власти Российской Федерации
www.hro.org — правозащитный сайт «Права человека в России»
www.garant.ru — правовая информация «Гарант» — законодательство с комментариями.
Тест №1 «Политика»
.А.1. Носителем политической власти в государстве является
- общество потребителей
- парламент
- коллегия адвокатов
- администрация предприятия
А.2 Любое государство характеризуется
- верховенством права
- наличием аппарата управления
- политическим плюрализмом
- соблюдением прав человека
А.3. Верны ли следующие суждения о государстве?
А. Задачей любого государства является отстаивание интересов страны на международной арене.
Б. Задачей любого государства является завоевание новых территорий и борьба за сферы влияния в мире.
- верно только А
- верно только Б
- верны оба суждения
- оба суждения неверны
А.4. Верны ли следующие суждения о государстве?
А. Любое государство обладает своей территорией, суверенитетом, системой права.
Б. Любое государство является формой организации политической власти.
- верно только А
- верно только Б
- верны оба суждения
- оба суждения неверны
А5. Термин «открепительный талон для голосования» используется для характеристики
1) деятельности судов
2)избирательной системы
3) исполнительных органов
4) системы местного самоуправления
Тест2 «Политика»
А.1. Специфической чертой политической власти, в отличие от иных видов власти, является(-ются)
- обращение ко всем гражданам страны
- отношения господства и подчинения
- наличие субъектно-объектной связи
- проявление в совокупности обычаев и традиций
А.2. Политические партии выполняют в политической системе
функцию
- организатора министерств и ведомств
- посредника между обществом и государством
- регулятора экономических процессов
- защитника интересов административного государственного аппарата
А.3. Какой из приведенных признаков политических организаций характерен только для государства?
- создание политических норм
- применение легального принуждения
- регулирующее воздействие на людей
- осуществление властных полномочий
А.4. Нацеленность на завоевание политической власти — это
1)принцип деятельности парламента
2)ведущая задача профсоюза
3)особенность политической культуры
4)цель деятельности политической партии
А.5 В коммуникативный компонент политической системы
входят
1)общественные движения
2)центры политического консультирования
3)взаимодействия между партиями и государственными органами
4)средства массовой информации
А.6. Политические отношения есть отношения людей по поводу
- обмена и распределения продуктов производства
- власти в обществе
- потребления материальных благ
- производства духовных ценностей
Самостоятельная работа ( право)
Выбрать правильный ответ
Б I. Каждый человек от рождения занимает определенное положение в обществе.
Б 2. Самое высокое положение в обществе занимают наиболее образованные люди.
Б 3. Самое высокое положение в обществе занимают наиболее способные, талантливые люди.
Б 4. Высокое положение в обществе занимают люди, выполняющие важные виды общественной деятельности.
Б 5. Ведущее положение в обществе занимает группа людей, владеющая основными средствами производства.
Б 6. Положение человека в обществе не зависит от его профессиональной квалификации, умений, мастерства.
Б 7. Представители различных профессий занимают различное положение в обществе.
Б 8. Положение человека в обществе не зависит от размеров получаемого им дохода.
Б 9. Положение человека в обществе зависит от его социальной активности.
Б 10. Положение человека в обществе не зависит от его должности
Б 11. Положение человека в обществе зависит от умения гибко реагировать на социальные изменения
Б 12. Переход человека из одной социальной группы в другую невозможен.
Дата | Раздел, тема | Часы | Формы контроля результата |
| Раздел 1. Введение. | 1 | |
| Раздел 2. Политика | 9 | Тест, Самостоятельная работа |
| Раздел 3. Право | 20 | Самостоятельная работа |
| Повторительное обобщение. | 4 | Самостоятельная работа |
34 |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По истории Дона 9 класс
(предмет, класс)
Кожуховой Людмилы Борисовны
(ФИО)
Учитель истории высшей категории
(должность, категория,)
2012 - 2013 учебный год
Программа составлена на основе учебника С.А.Кислицина, И.Г.Кислициной «История донского края XХв.» Р/Д .2006г.
1.Пояснительная записка.
Данная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного курса, с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. Программа содействует реализации единой концепции исторического образования, сохраняя при этом условия для вариативного построения курсов истории и проявления творческой инициативы учителей.
Программа выполняет две основные функции:
Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.
Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, рекомендуемое структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов.
Историческое образование играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации учащихся, приобщения их к национальным и мировым культурным традициям, интеграции в исторически сложившееся многонациональное и многоконфессиональное сообщество. В процессе обучения у учащихся формируются яркие, эмоционально окрашенные образы различных исторических эпох, складывается представление о выдающихся деятелях и ключевых событиях прошлого. Знания об историческом опыте человечества и историческом пути российского народа важны и для понимания современных общественных процессов, ориентации в динамично развивающемся информационном пространстве.
Изучая историю учащиеся приобретают исторические знания, приведенные в простейшую пространственно-хронологическую систему, учатся оперировать исторической терминологией в соответствии со спецификой определенных эпох, знакомятся с основными способами исторического анализа. Отбор учебного материала на этой ступени отражает необходимость изучения наиболее ярких и значимых событий прошлого, характеризующих специфику различных эпох, культур, исторически сложившихся социальных систем, изучение истории ориентировано прежде всего на личностное развитие учащихся, использование потенциала исторической науки для социализации подростков, формирования их мировоззренческих убеждений и ценностных ориентаций. Рабочая программа предусматривает индивидуальную, групповую, фронтальную деятельность через информационную, исследовательскую, проектную, дискуссионную деятельность. Основная функция курса - формирование исторического мышления, под которым подразумевается определенный набор мыслительных стратегий, позволяющий учащимся самостоятельно истолковывать факты и события, выстраивать свою версию событий, отвечающую данным исторической науки, умение анализировать и описывать события с разных, часто противоположных точек зрения. Важную роль историческое образование играет в формировании и развитии общеучебных умений и навыков в рамках информационно-коммуникативной деятельности, в том числе умения передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания, проводить информационно-смысловый анализ текста, составлять план, тезисы конспекта. На уроках истории учащиеся могут более уверенно овладеть монологической и диалогической речью, умениями вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение), приводить примеры, подбирать аргументы, формулировать выводы. Для решения познавательных и коммуникативных задач учащимися могут использовать различные источники информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных .
2. СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА.
Введение.
Донской край в н . ХХв.
Социально-экономическое развитие Области Войска Донского. Революция 1905-1907. Реформы на Дону. Первая мировая война. Формирование новой власти на Дону после Февральской революции.
Становление советской власти на Дону.
Начало вооруженного противостояния на Дону (1918-1920).Гражданская война на Дону (1918-1920г.). Новая экономическая политика на Дону. Индустриализация на Дону. Коллективизация на Дону. Образование и культура на Дону.
Дон в годы войны и мира.
Донской край в Великой Отечественной войне (1941-1945г.). Послевоенное восстановление. Ростовская область в период реформ (1950-н.1960г.). Донской край в 1960-1980г.
Исторический поворот.
Донская перестройка. Социально-экономическое развитие Ростовской области в период реформ. Общественно-политическая жизнь Ростовской области на современном этапе. Становление гражданского общества на Дону. Донской край в конце XX нач. XXI в.в (1991-2004 гг.): Проблемы возрождения казачества. Казачье зарубежье. Становление исполнительной власти на Дону. Символика Ростовской области. Политика администрации Ростовской области. Дон многонациональный и поликонфессиональный. Основные показатели развития промышленности и сельского хозяйства области. Проблемы развития социальной сферы. Наука, культура, спорт. Выдающиеся земляки XX в. Ростов-на-Дону - центр Южного Федерального округа.
Мой город (село, станица), моя семья в истории края XX в.
Повторительное обобщение. 2 часа
История донского края, наследие, фундамент современной российской цивилизации.
3.УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
3.1.КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ
Четверть Формы контроля | 1 четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4четверть | Учебный год |
количество | |||||
Самостоятельная работа | 2 | 2 | 2 | 1 | 7 |
Контрольная работа | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Тест | 1 | 1 | 1 | 1 | 4 |
4. Требования к уровню подготовки за курс
по истории Донского края ХХ в.:
В результате изучения истории ученик должен знать/понимать
- место и роль Донского края в контексте отечественной и всемирной истории, своеобразие истории Донского края;
- даты важнейших событий истории края XX в.;
- факты и события Великой Отечественной войны на территории Ростовской области;
- административно-территориальные изменения на Дону, происшедшие в XX в.;
- основные проблемы и суть процессов возрождения казачества на Дону;
- особенности политики региональных органов власти, местного самоуправления и общественных движений в 1990-2000 гг.;
- основные этапы и ключевые события истории России и Ростовской области;
- выдающихся деятелей отечественной истории;
- важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;
- изученные виды исторических источников.
Уметь
- соотносить даты событий отечественной истории и истории донского края с веком;
- определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной истории;
- использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;
- показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;
- рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ (в том числе сочинений), отчетов об экскурсиях, рефератов;
- соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;
- объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории, достижениям отечественной и мировой культуры;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;
- высказывания собственных суждений об историческом наследии народов России и мира;
- объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;
- использования знаний об историческом пути и традициях народов России.
5.Календарно-тематическое планирование
Всего:34 недель. 34ч. В неделю1 часа.
№ урока | кол-во часов | Содержание | дата | Примечание |
34 | ||||
1 четверть 9 часов | ||||
1-2 | 2 | Введение | ||
3-8 | 6 | Донской край в н . ХХв | ||
9 | 1 | Становление советской власти на Дону. | ||
2 четверть 7 часов | ||||
10-16 | 8 | Становление советской власти на Дону. | ||
3 четверть 10 часов | ||||
17 | 1 | Становление советской власти на Дону. | ||
18-23 | 6 | Дон в годы войны и мира. | ||
24-26 | 3 | Исторический поворот. | ||
4 четверть 8 часов | ||||
27-31 | 5 | Исторический поворот. | ||
32-34 | 3 | Повторительное обобщение |
6 .Перечень учебно-методического обеспечения
- Кислицин С.А., Кислицина И.Г . История Донского края . Р/Д .;2006г.
- Зверева Л. Тесты ( история 5-11 кл) М «Астель» 1999г.
- Ивашко М.И., Чертищев А.В. Отечественна история ХХв. М.; «Материк –Альфа» 2006г.
- Федеральный центр тестирования http://www.test4u.ru/
http://www.rustest.ru/
Контрольно измерительные материалы
Самостоятельная работа стр 20.
Самостоятельная работа стр.29.
Самостоятельная работа стр.64.
Самостоятельная работа стр.93.
Самостоятельная работа стр.114.
Самостоятельная работа стр 132.
Самостоятельная работа стр 157.
Дата | Раздел, тема | Часы | Формы контроля результата |
| Введение. | 2 |
|
| Донской край в н . ХХв. | 6 | Самостоятельная работа |
| Становление советской власти на Дону. | 9 | Самостоятельная работа |
Дон в годы войны и мира. | 6 | Самостоятельная работа | |
Исторический поворот. | 8 | Самостоятельная работа | |
Повторительное обобщение. | 3 |
| |
34 |
|