Мои публикации

Бауман Лидия Ивановна

1. Информационные технологии в преподавании математики.

2. Проектно-исследовательская деятельность на уроках математики, как средство развития познавательной активности обучающихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Информационные технологии в преподавании математики

Бауман Лидия Ивановна,

учитель математики, 1 квалификационной категории

МОУ « СОШ №83» г. Саратова

Применение новых информационных и телекоммуникационных технологий в школьном образовании обсуждается на страницах всех методических журналов и газет. При этом каждому учителю, безусловно, очевидна целесообразность применения компьютеров для обучения в среднем и старшем звеньях школы. Богатейшие возможности представления информации на компьютере позволяют изменять и неограниченно обогащать содержание образования; выполнение любого задания, упражнения с помощью компьютера создает возможность для повышения интенсивности урока; использование вариативного материала и различных режимов работы способствует индивидуализации обучения. Т.о. информационные технологии, в совокупности с правильно подобранными технологиями обучения, создают необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения.

При анализе целесообразности использования компьютера в учебном процессе нужно учитывать следующие дидактические возможности компьютера:

- расширение возможности для самостоятельной творческой деятельности учащихся,

- особенно при исследовании и систематизации учебного материала;

- привитие навыков самоконтроля и самостоятельного исправления  собственных ошибок;

- развитие познавательных способностей учащихся;

- интегрированное обучение предмету;

- развитие мотивации у учащихся.

При этом  компьютер может представлять: источник учебной информации; наглядное пособие (качественно нового уровня с возможностями мультимедиа и телекоммуникаций); тренажер; средство диагностики и контроля.

Мною  практикуется использование компьютера для обучения математики.

Приведу  в качестве примеров  виды  деятельности на различных этапах обучения, опробованные на практике:

Этап усвоения новых знаний

Проведение уроков с использованием информационных технологий – это мощный стимул в обучении. Посредством таких уроков активизируются психические процессы учащихся: восприятие, внимание, память, мышление; гораздо активнее и быстрее происходит возбуждение познавательного интереса. Человек по своей природе больше доверяет глазам, и более 80% информации воспринимается и запоминается им через зрительный анализатор. Дидактические достоинства уроков с использованием информационных технологий – создание эффекта присутствия («Я это видел!»), у учащихся появляется интерес, желание узнать и увидеть больше.

Практикую в своей работе для оптимизации образовательного процесса объяснение нового материала с использованием компьютерной презентации как источника учебной информации и наглядного пособия. Визуальное представление определений, формул, теорем и их доказательств, качественных чертежей к геометрическим задачам, предъявление подвижных зрительных образов в качестве основы для осознанного овладения научными фактами обеспечивает эффективное усвоение учащимися новых знаний и умений. Например, на уроке геометрии в 10 классе по теме: «Взаимное расположение прямых в пространстве» сопровождаю изложение материала компьютерной презентацией, в которой наглядно показываю возможное расположение двух прямых в пространстве. Визуально представляю параллельные прямые, скрещивающиеся прямые, показываю сколько можно провести прямых через точку С, параллельных а, скрещивающихся с а.

Для расширения видов учебной деятельности учащихся по усвоению новых знаний и способов действий использую современные технические средства. Практикую проведение уроков-исследований с использованием обучающих программ, на которых ученики самостоятельно в ходе исследовательской деятельности добывают знания. Например, при изучении темы: «Функции и их графики» преобразования графиков тригонометрических функций учащиеся осуществляют  с помощью программы Advanced grapher и на экране монитора прослеживают  всю динамику последовательных действий. Затем составляют алгоритм преобразования и делают выводы. Такой урок, на мой взгляд, очень эффективен, т.к. ученики получают знания в процессе самостоятельной творческой работы, знания необходимы им для получения конкретного, видимого на экране компьютера, результата.  Педагог, выступая в роли посредника, наставника, создает ситуацию активного поиска и практической деятельности.

Этап проверки понимания и закрепления учащимися новых знаний и способов действий

В настоящее время  разработана компьютерная поддержка курса любого предмета,  в том числе и  математики. Не подменяя собой учебник или другие учебные пособия, электронные издания обладают собственными дидактическими функциями. Они не привязаны жестко к какому-либо конкретному учебнику, в них представлены наиболее значимые вопросы содержания образования для основной и старшей школы. Основную роль играет задачный материал, использование которого варьируется учителем. Программное обеспечение включает в себя обучающие и контролирующие программы, электронные учебники по планиметрии, стереометрии, алгебре, алгебре и началам анализа. При помощи этих программ ученик самостоятельно может проверить свой уровень знаний по теории, выполнить теоретико-практические задания. Здесь имеются теоретические вопросы, образцы выполнения заданий, задания для самопроверки. Программы удобны своей универсальностью. Они могут быть использованы и для самоконтроля, и для контроля со стороны учителя.  

В своей практике применяю использование обучающих и контролирующих программ по отдельным темам курса математики для  работы  с учащимися, способными достаточно быстро усваивать  учебный материал на обязательном уровне. Такие ученики поочередно работают в индивидуальном режиме за компьютером и после успешного выполнения заданий переходят к упражнениям более высокого уровня сложности. Учитель в это время с классом отрабатывает материал обязательного уровня обучения. Такая деятельность позволяет этой группе учащихся не скучать, не расслабляться, а быть занятыми собственным делом, в результате которого они заинтересованы.

Также применяю обучающие программы в качестве тренажера при коррекции знаний отдельных учеников. Эта работа хороша тем, что ученик самостоятельно при помощи компьютера повторяет практически весь материал по теме. Предъявляемые учебные задачи разнятся по степени трудности, учащимся дается возможность запросить  определенную форму помощи, предусмотреть изложение учебного материала с иллюстрациями, графиками, примерами и т.д.  Это устраняет одну из важнейших причин отрицательного отношения к учебе – неуспех, обусловленный непониманием, значительными пробелами в знаниях.  В ходе решения задач ученик может убедиться в правильности своего решения или узнать о допущенной им ошибке визуальным путем, получив соответствующую «картинку» на экране. Работая с обучающейся программой, ученик получает возможность довести решение задачи до конца, опираясь на необходимую помощь. Создается благоприятный психологический климат, так как ученик не комплексует из-за незнания темы, а самостоятельно добывает знания при помощи обучающей программы.

Этап всесторонней проверки ЗУН

При организации контроля знаний, умений и навыков учащихся использую тестирование с помощью компьютера. Тестовый контроль с помощью компьютера предполагает возможность быстрее и объективнее, чем при традиционном способе, выявить знание и незнание обучающихся. Этот способ организации учебного процесса удобен и прост для оценивания в современной системе обработке информации.

Практически по любому разделу математики составлены тесты, которые входят в обучающие программы. Но эти готовые программы не учитывают индивидуальных особенностей учащихся и уровня обученности класса.

Такой вид контроля позволяет за довольно короткое время урока проверить уровень знаний, умений и навыков поочередно у группы учащихся класса, когда остальные ученики выполняют другой вид работы. На следующих уроках тестирование проходят другие учащиеся, так что к заключительному уроку по теме пройти тестирование успевают все.  Результаты тестирования программа заносит в ведомость для последующего анализа и проведения коррекции знаний учителем.

Проектная деятельность учащихся

Общество становится все более зависимым от информационных технологий, поэтому учащиеся могут применять возможности компьютера в исследовательской деятельности, использовать  многогранные возможности Интернета в образовательных целях.

К урокам обобщения и систематизации знаний и способов деятельности предлагаю учащимся выполнить проектные и творческие работы: компьютерные презентации или веб-странички об истории развития этой темы, о применении изучаемого материала в других областях знаний. Выполнение творческих заданий предполагает  использование учащимися информационно-коммуникационных технологий, освоение проектно-исследовательской деятельности: работу с Интернет-ресурсами, создание презентаций и веб-страниц как представления результатов самостоятельной исследовательской деятельности. Затем эти работы представляются и защищаются перед учащимися класса, коллективно  анализируются и рецензируются  результаты выполнения.

Такой вид работы развивает творческие, исследовательские способности учащихся, повышает их активность, способствует  приобретению навыков, которые могут оказаться весьма полезными в жизни. Информационные технологии создают условия для самовыражения учащихся: плоды  их творчества могут оказаться востребованными, полезными для других. Подобная перспектива создает сильнейшую мотивацию для их самостоятельной познавательной деятельности в группах или индивидуально.

Таким образом, использование компьютера на уроках – это не дань моде, не способ переложить на плечи компьютера многогранный творческий труд учителя, а лишь одно из средств, позволяющее интенсифицировать образовательный процесс, активизировать познавательную деятельность, увеличить эффективность урока.



Предварительный просмотр:

Описание инновационного педагогического проекта

Бауман Л.И. учителя математики I квалификационной категории

Тема: «Проектно-исследовательская деятельность на уроках математики, как средство развития познавательной активности обучающихся».

Обоснование:  

В настоящее время большое значение уделяется повышению качества учебно-воспитательного процесса. Напрашивается вопрос «Как достичь этого, какие выбрать формы и методы?». Одним из способов реализации данного принципа может выступить организация творческой, исследовательской и проектной деятельности школьников, в основе которых лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно добывать информацию, ориентироваться в информационном пространстве и конструировать свои знания, умение видеть, сформулировать и решить проблему, умение принимать субъективное решение.

Для начала ответим на вопрос «Может ли  школьник быть исследователем?».

Многие считают, что исследователем человек может стать только тогда, когда приобрётёт жизненный опыт, будет иметь определённый запас знаний и умений. На самом деле для исследования не нужен запас знаний, тот, кто исследует должен сам «узнать», «выяснить», «понять», «сделать вывод». Исследовательская деятельность является врождённой потребностью, нужно только её развивать, а не подавлять в этом определённую роль играют окружающая среда, родители и образовательное учреждение.

Цель  инновационного проекта:

Использование проектно- исследовательской деятельности  в учебно-воспитательном  процессе с целью повышения качества знаний, умений и навыков обучающихся.

Задачи:

- повысить уровень познавательных способностей обучающихся

  через проектно-исследовательскую  деятельность;

 - повысить интерес и мотивацию учеников к изучению математики;

- развивать навыки самостоятельной деятельности обучающихся;

- развивать способность излагать и защищать собственную точку зрения по данной проблеме;

- способствовать мотивированному выбору своей деятельности и социальной адаптации обучающихся.

Условия  для обучающихся, при которых возможна успешная реализация проектно- исследовательской  деятельности.

 Свою работу по организации  проектно-исследовательской деятельности в

 7 классе я начала с проведения диагностики по изучению интересов и   склонностей обучающихся (Приложение 1). На основе полученных данных создался образ класса, и была спланирована дальнейшая работа:

  1. Предоставила школьникам возможность выбрать тему проекта, а также  планировать работу, реализовывать свой проект;
  2. Организовала распределение тем  по группам, ролей и функций  в группе.
  3. Способствовала проявлению поисковой активности учащихся в ходе исследовательской деятельности, когда существует лишь приблизительное представление об ожидаемом результате;
  4. Поддерживала и поощряла использование учащимися различных направлений поиска информации, различных методов исследования;
  5. Консультировала учащихся на всех этапах работы;
  6. Организовала подведение итогов на промежуточных этапах работы;
  7. Предоставила школьникам возможность для самооценки выполненных ими проектов и работы над ними;
  8. Организовала праздничную по форме и серьезную по содержанию презентацию всеми участниками проекта их образовательных продуктов.
  9. Провела исходящую диагностику «Моё отношение  к проектно-

    исследовательской деятельности по математики» (Приложение 2).

Работа над  проектом проходила в три  основных этапа:

1 этап – организационный. На этом этапе учащимся необходимо оказать помощь в выборе темы, дать рекомендации по подбору литературы. Вместе установить временные рамки и график консультаций.

2 этап – основной. Здесь ведется кропотливая работа ученика над составлением плана, подборе материала для проекта, решением задач. Вот где им очень помогают навыки творческой самостоятельной работы. Выполняя проект, учащиеся существенно углубляются в данной теме.

3 этап – заключительный. Учащиеся оформляют свою работу, готовят компьютерную презентацию своего проекта.

В ходе  работы над проектами использовались основные методы:

- Формирование убеждения в социальной и личностной значимости учения;

- Проблемная, эвристическая беседа;

- Диспут;

- Метод поиска необходимой информации;

- Анализ;

- Методы активизации творческого мышления.

Проектно-исследовательская деятельность формирует у школьников представление о том, что математика носит междисциплинарный характер, а ее методы и подходы используются человеком в самых разных областях своей деятельности. В результате работы над проектом школьники могут проявить себя, испытать успех, показать себя перед одноклассниками с привлекательной стороны, приобрести немаловажные умения:

  • отмечать успехи друг друга;
  • обсуждать совместно изучаемый материал;
  • анализировать задачи и определять их виды;
  • работать с книгами и другими публикациями по математике и истории математики;
  • преобразовывать информацию в другие формы (слова, рисунки, диаграммы);
  • радоваться опыту совместной работы;
  • выступать перед аудиторией, занимать активную позицию при защите результатов своей работы;
  • сотрудничать, невзирая на индивидуальные различия.

Критерии оценки ожидаемых результатов:

   В качестве ожидаемых результатов проекта, можно выделить следующие:

- формирование ключевых компетенций обучающихся в процессе обучения и

   во внеурочной деятельности;

- повышение мотивации к обучению обучающихся;

- овладение компьютерной грамотности обучающимися,  повышение уровня  

   компьютерной грамотности у учителя;

- организация самостоятельной и исследовательской деятельности

  обучающихся;

- развитие пространственного мышления, познавательных способностей

обучающихся;

А также сформировать у обучающихся  умения проектно- исследовательской деятельности:

 - использовать  знания и умения для  понимания информации,  

   представленной в   различной форме; интегрировать информацию из

   разных источников;

 - разрабатывать форму представления информации, переходить с одной

  формы представления к другой;

 - принимать решения в соответствии с условиями поставленной проблемы,

   проводить анализ системы, ее планирование для достижения цели;

  - исследовать полученное решение и при необходимости искать

    дополнительную информацию, оценивать решение;

 - выбирать форму представления полученного результата и излагать его

   понятно для  других людей;

- умение планировать свою деятельность.

- приобретение опыта работать в сотрудничестве.

Хочу предложить вашему вниманию  практико-ориентированный проект «Статистика учебных успехов», выполненный обучающимися

  7 класса ( см. Приложение 3).

В заключение своего инновационного проекта хочу отметить, что применение  проектно-исследовательской деятельности дает возможность научиться самостоятельно, добывать и применять полученные знания, быстро адаптироваться в новой ситуации, самостоятельно и ответственно принимать решения, работать в коллективе. Эффективное образование невозможно без такой активной самостоятельной деятельности школьника. Если ученик сумеет справиться с работой над учебным проектом, можно надеяться, что в настоящей взрослой жизни он окажется более приспособленным: сумеет планировать собственную деятельность, ориентироваться в разнообразных ситуациях, совместно работать с различными людьми, т.е. адаптироваться к меняющимся условиям. Очевидно, что учить нужно именно тому, что может пригодиться, только тогда наши выпускники смогут достойно представлять достижения отечественного образования.