Из опыта работы. Организация взаимодействия родителей и детей. Статья.

Из опыта работы. Организация взаимодействия родителей и детей.

Я придаю семье значение чрезвычайное. Это точка опоры. Нет семьи – растет сорная трава, под названием перекати - поле. Дом – это место, переступая порог которого, ты сбрасываешь всю тяжкую ношу дня, расслабляешься, отдыхаешь, набираешься для дня грядущего. И сколько бы мне ни говорили о воспитательном значении школы и других организаций, все – таки основы формирования духовного мира человека начинаются в семье.

                                                                                       Виктор Розов, писатель.

Какова роль школы? Чем может помочь педагог? К сожалению не всегда родители выбирают правильную позицию в семье. Между тем, каждая из позиций является более широкой, имеет множество различных стилей. При этом нельзя однозначно сказать, что какая-то позиция хорошая, а какая-то плохая, все зависит от выбранного стиля.

Набирая 1 сентября новый коллектив, я, учитель начальных классов, изучаю своих новых учеников. При посещении семей моих первоклассников, мы с родителями обсуждаем особенности развития личности ребенка, его поведение, отмечаем успехи, принимаем конкретные решения, делаем выводы. Перефразируя слова К. Д. Ушинского о педагогике, можно сказать: если учитель желает  воспитать ребенка «во всех отношениях», он прежде должен узнать его «во всех отношениях». Дети часто в семье и в школе ведут себя по-разному. Некоторые дети, в силу своих индивидуальных особенностей, в школе достаточно пассивны, а дома активны, другие – гиперактивны в школе, особенно, если дома их гиперактивность подавляется. Дети затрудняются управлять своим поведением в школе, на уроке, на перемене, на занятиях кружка.  

Как правильно построить отношения в семье? На родительских собраниях, совместных праздниках, классных часах, на встречах с интересными людьми, я ставлю цель формировать педагогическую культуру родителей. Заглянем в краткий словарь семейного воспитания, что такое педагогическая культура родителей? «Педагогическая культура родителей — это составная часть общей культуры человека, в которой воплощен накопленный человечеством опыт воспитания детей в семье. Положительно влияя на весь строй семейной жизни, педагогическая культура родителей служит основой собственно педагогической деятельности отца и матери, помогает им избегать традиционных ошибок в семейном воспитании и находить верные решения в нестандартных ситуациях. Педагогическая культура родителей включает в себя четыре относительно самостоятельных компонента. Родители должны обладать знаниями по социологии, психологии, физиологии детей. Кроме того, нужны также знания о целях, средствах, способах и результатах педагогической деятельности, осуществляемой в семье и других институтах воспитания, условиях ее эффективности. Отсутствие у родителей знаний приводит к тому, что воспитание в семье осуществляется вслепую. А это, к сожалению, рано или поздно, но обязательно сказывается и на развитии ребенка, и на уровне его воспитанности».

Формировать педагогическую культуру родителей я начинаю еще до 1 сентября 1 класса. Переход ребенка из разряда дошкольника в разряд первоклассника – серьезное испытание и для самого малыша, и для его родителей. Уже традиционно в подготовительных группах проводим круглый стол по вопросу преемственности, где присутствуют педагоги, воспитатели и родители будущих первоклассников. Воспитатели освещают педагогические аспекты готовности к школе их воспитанников. Педагоги говорят о различных программах обучения, родители задают вопросы. Родителям предоставляется возможность оценить свои действия по отношению к своему ребенку, скорректировать их.

По данным школьных гигиенистов и физиологов, в первые месяцы школьной жизни многие дети худеют, более тревожно спят, чаще капризничают за едой. Неосознаваемая, но все же возросшая тревожность – естественная реакция всякого живого существа на новизну и резкие изменения привычного образа жизни – снижает общую сопротивляемость организма, в результате чего могут участиться простудные заболевания, возрастает зона невротического риска. Родители учатся быть внимательными к таким изменениям и своевременно помочь своему ребенку.

Главная цель моей деятельности – душевное здоровье, эмоциональное благополучие, как условие успешности любой деятельности. Ведь любой человек, особенно ребенок, с эмоциональными проблемами не способен ни усваивать знания, ни полноценно творить, ни полноценно общаться.

Большое внимание уделяю созданию благоприятного психологического климата в классе, поощряю стремление вместе работать, ведь учение, как известно, носит коллективный характер. В первые дни провожу игры на знакомство, дети работают в парах, соревнуются рядами. Сплачивают коллектив общие дела и мероприятия: организую экскурсии в музей, библиотеку, в цирк, театр; готовим подарки именинникам, совместные праздники «День знаний», «Мы теперь – ученики», «У светофора нет выходных», «Прощание с первым классом».

Параллельно с созданием классного коллектива я работаю по формированию родительского коллектива. Это очень важный момент в сохранении психического здоровья детей, так как тревога ребенка по поводу школы в огромной степени связана с тем, как домашние относятся к его школьной жизни. За первый год обучения я провела беседы: «Трудности первых школьных месяцев», «Как помочь ребенку хорошо учиться», в которых я постаралась  раскрыть психологические трудности, с которыми сталкиваются первоклассники и их родители. Совместно намечаем действия родителей, направленные на помощь детям. Подготовили и провели родительские собрания на тему «Ребёнок строит свои отношения с другими людьми: сверстниками и взрослыми. Как помочь». Для того, чтобы это умение сформировалось в той степени, которая соответствовала бы социальным нормам, принятым в данном обществе, детям необходима помощь взрослых, а именно, значимых взрослых. А так как  значимыми взрослыми на данном возрастном этапе являются родители и учителя, то им необходимо выработать единую стратегию по воспитанию детей. Цель  проведения такого родительского собрания: привлечение внимания родителей к необходимости сотрудничества учителя с родителями в воспитании детей.

На следующее родительское собрание я отправила родителям приглашения: «Не омрачаются ли наши радужные дни детскими капризами, упрямством, истериками. А ведь во многом это зависит от нас – взрослых. Как помочь ребенку избавиться от этих черт характера - об этом пойдет наш разговор за круглым столом, в ходе которого мы постараемся разобраться в причинах появления столь неприятных нарушений в поведении ребенка». Обсуждая эту тему, мы с родителями пришли к выводу: совершенно неправильно считать, что капризы и упрямство обязательно сопутствуют детству, родителям следует четко определить список разрешенных и запрещенных вещей, и всегда придерживаться однажды установленного запрета. Призвали развивать у ребенка самостоятельность в совместной со взрослыми деятельности. Если капризный ребенок занят совместной деятельностью со взрослым, он забывает капризничать. Важно незаметно помогать ребенку, не давая угаснуть интересу, и громко радоваться вместе с ним всему, что он делает сам.

Эпиграфом к родительскому собранию «Поощрение и наказание детей в школе и дома»  стали слова В. Кротова  «Наказание - это причинение вреда причиняющему вред. Похвала - педагогический домкрат». Очень важно правильно реагировать на поведение ребенка. А наказание и поощрение – это рычаги воспитания. Совместно составили памятки для родителей, где отметили, что нельзя наказывать физическими упражнениями или трудом; никогда не наказывать ребёнка сгоряча или просто, потому что у вас плохое настроение; не забывать о том, что ребёнка надо ещё и поощрять, стараться хвалить детей как можно чаще.

Мы и сами порой не подозреваем, насколько глубоко сидят в нашем сознании и подсознании слова взрослого человека, его выражения и даже интонация. Только похвала укрепляет в ребёнке уверенность в себе, помогает проявляться всему самому лучшему, что только есть в нём!

Безоценочная система обучения первоклассников нормализует отношения ученика с учителем, родителями и самим собой; снимает тревожность, снижает невротизацию детей, повышает учебную мотивацию. И важно безболезненно перейти на оценочную систему во 2 классе. На собрании «Первая оценка»  провожу тренинг “Первые школьные отметки”. Родителей усаживаю по кругу. Участникам предлагаю выполнить цикл упражнений:

1. Родители по очереди отвечают на вопрос, что значит для них школьная отметка ребенка. Наиболее часто повторяющиеся ответы записываю на доске. Затем эти мнения обсуждаем совместно.

2. Родителям предлагаю по очереди обсудить свои детские воспоминания, связанные со школьными оценками, и осмыслить их со своей родительской позиции.

3. Анализ картины И. Репина «Опять двойка».

     Цель собрания донести до родителей, что оценка должна сравнивать сегодняшние успехи ребенка с его собственными вчерашними неудачами. Не надо сравнивать достижения ребенка с государственными нормами оценивания или с успехами соседского Саши. Ведь даже самый малый успех ребенка – это реальный успех, победа над собой, и она должна быть замечена и оценена по заслугам.

Родители на моих собраниях и мероприятиях не пассивные слушатели, они активные участники, действующие лица, совет заседателей, который принимает решения и воплощает в жизнь. Во время  коллективных походов на природу «Встреча Деда Мороза», «Проводы зимы» родители вместе с детьми звали Деда Мороза, искали в сугробе подарки, катались с горки, на коньках, учились разжигать костер. И это, прежде всего, совместная деятельность взрослых и детей. Родители незаметно помогают ребенку, не давая угаснуть интересу, и громко радуются вместе с ним всему, что он делает сам. А также это и общение,  необходимое для формирования у детей правильного поведения в обществе.

            На родительском собрании «Педагогика понимания» сами ученики играют роли взрослых, опытных людей, которые решили помочь родителям советами по воспитанию детей. Каждый родитель увидел себя со стороны, заметил ошибки в своем поведении и в отношении к своему ребенку.

             К совместному с детьми празднику «Неразлучные друзья – родители и дети» родители готовят воспоминания о школьной дружбе, истории, связанные со школой и своими лучшими друзьями. А дети готовят вопросы своим родителям о дружбе и товариществе. В празднике звучат песни, стихи, пословицы, поговорки, сценки о дружбе.

            Сейчас у меня второй класс. Работа по формированию педагогической культуры родителей еще в самом начале. Продолжаю работать в данном направлении на уроках, родительских собраниях  и во внеурочной деятельности.

                                                           Савинова Вероника Юрьевна, учитель начальных классов

                                                           высшей категории, руководитель школьного методического

                                                           объединения учителей МОБУ средняя общеобразовательная

                                                           школа № 21 г. Белорецк

 Муниципальный район  Белорецкий район,

Республики Башкортостан.

            

Скачать:


Предварительный просмотр:

Из опыта работы. Организация взаимодействия родителей и детей.

Я придаю семье значение чрезвычайное. Это точка опоры. Нет семьи – растет сорная трава, под названием перекати - поле. Дом – это место, переступая порог которого, ты сбрасываешь всю тяжкую ношу дня, расслабляешься, отдыхаешь, набираешься для дня грядущего. И сколько бы мне ни говорили о воспитательном значении школы и других организаций, все – таки основы формирования духовного мира человека начинаются в семье.

                                                                Виктор Розов, писатель.

Какова роль школы? Чем может помочь педагог? К сожалению не всегда родители выбирают правильную позицию в семье. Между тем, каждая из позиций является более широкой, имеет множество различных стилей. При этом нельзя однозначно сказать, что какая-то позиция хорошая, а какая-то плохая, все зависит от выбранного стиля.

Набирая 1 сентября новый коллектив, я, учитель начальных классов, изучаю своих новых учеников. При посещении семей моих первоклассников, мы с родителями обсуждаем особенности развития личности ребенка, его поведение, отмечаем успехи, принимаем конкретные решения, делаем выводы. Перефразируя слова К. Д. Ушинского о педагогике, можно сказать: если учитель желает  воспитать ребенка «во всех отношениях», он прежде должен узнать его «во всех отношениях». Дети часто в семье и в школе ведут себя по-разному. Некоторые дети, в силу своих индивидуальных особенностей, в школе достаточно пассивны, а дома активны, другие – гиперактивны в школе, особенно, если дома их гиперактивность подавляется. Дети затрудняются управлять своим поведением в школе, на уроке, на перемене, на занятиях кружка.  

Как правильно построить отношения в семье? На родительских собраниях, совместных праздниках, классных часах, на встречах с интересными людьми, я ставлю цель формировать педагогическую культуру родителей. Заглянем в краткий словарь семейного воспитания, что такое педагогическая культура родителей? «Педагогическая культура родителей — это составная часть общей культуры человека, в которой воплощен накопленный человечеством опыт воспитания детей в семье. Положительно влияя на весь строй семейной жизни, педагогическая культура родителей служит основой собственно педагогической деятельности отца и матери, помогает им избегать традиционных ошибок в семейном воспитании и находить верные решения в нестандартных ситуациях. Педагогическая культура родителей включает в себя четыре относительно самостоятельных компонента. Родители должны обладать знаниями по социологии, психологии, физиологии детей. Кроме того, нужны также знания о целях, средствах, способах и результатах педагогической деятельности, осуществляемой в семье и других институтах воспитания, условиях ее эффективности. Отсутствие у родителей знаний приводит к тому, что воспитание в семье осуществляется вслепую. А это, к сожалению, рано или поздно, но обязательно сказывается и на развитии ребенка, и на уровне его воспитанности».

Формировать педагогическую культуру родителей я начинаю еще до 1 сентября 1 класса. Переход ребенка из разряда дошкольника в разряд первоклассника – серьезное испытание и для самого малыша, и для его родителей. Уже традиционно в подготовительных группах проводим круглый стол по вопросу преемственности, где присутствуют педагоги, воспитатели и родители будущих первоклассников. Воспитатели освещают педагогические аспекты готовности к школе их воспитанников. Педагоги говорят о различных программах обучения, родители задают вопросы. Родителям предоставляется возможность оценить свои действия по отношению к своему ребенку, скорректировать их.

По данным школьных гигиенистов и физиологов, в первые месяцы школьной жизни многие дети худеют, более тревожно спят, чаще капризничают за едой. Неосознаваемая, но все же возросшая тревожность – естественная реакция всякого живого существа на новизну и резкие изменения привычного образа жизни – снижает общую сопротивляемость организма, в результате чего могут участиться простудные заболевания, возрастает зона невротического риска. Родители учатся быть внимательными к таким изменениям и своевременно помочь своему ребенку.

Главная цель моей деятельности – душевное здоровье, эмоциональное благополучие, как условие успешности любой деятельности. Ведь любой человек, особенно ребенок, с эмоциональными проблемами не способен ни усваивать знания, ни полноценно творить, ни полноценно общаться.

Большое внимание уделяю созданию благоприятного психологического климата в классе, поощряю стремление вместе работать, ведь учение, как известно, носит коллективный характер. В первые дни провожу игры на знакомство, дети работают в парах, соревнуются рядами. Сплачивают коллектив общие дела и мероприятия: организую экскурсии в музей, библиотеку, в цирк, театр; готовим подарки именинникам, совместные праздники «День знаний», «Мы теперь – ученики», «У светофора нет выходных», «Прощание с первым классом».

Параллельно с созданием классного коллектива я работаю по формированию родительского коллектива. Это очень важный момент в сохранении психического здоровья детей, так как тревога ребенка по поводу школы в огромной степени связана с тем, как домашние относятся к его школьной жизни. За первый год обучения я провела беседы: «Трудности первых школьных месяцев», «Как помочь ребенку хорошо учиться», в которых я постаралась  раскрыть психологические трудности, с которыми сталкиваются первоклассники и их родители. Совместно намечаем действия родителей, направленные на помощь детям. Подготовили и провели родительские собрания на тему «Ребёнок строит свои отношения с другими людьми: сверстниками и взрослыми. Как помочь». Для того, чтобы это умение сформировалось в той степени, которая соответствовала бы социальным нормам, принятым в данном обществе, детям необходима помощь взрослых, а именно, значимых взрослых. А так как  значимыми взрослыми на данном возрастном этапе являются родители и учителя, то им необходимо выработать единую стратегию по воспитанию детей. Цель  проведения такого родительского собрания: привлечение внимания родителей к необходимости сотрудничества учителя с родителями в воспитании детей.

На следующее родительское собрание я отправила родителям приглашения: «Не омрачаются ли наши радужные дни детскими капризами, упрямством, истериками. А ведь во многом это зависит от нас – взрослых. Как помочь ребенку избавиться от этих черт характера - об этом пойдет наш разговор за круглым столом, в ходе которого мы постараемся разобраться в причинах появления столь неприятных нарушений в поведении ребенка». Обсуждая эту тему, мы с родителями пришли к выводу: совершенно неправильно считать, что капризы и упрямство обязательно сопутствуют детству, родителям следует четко определить список разрешенных и запрещенных вещей, и всегда придерживаться однажды установленного запрета. Призвали развивать у ребенка самостоятельность в совместной со взрослыми деятельности. Если капризный ребенок занят совместной деятельностью со взрослым, он забывает капризничать. Важно незаметно помогать ребенку, не давая угаснуть интересу, и громко радоваться вместе с ним всему, что он делает сам.

Эпиграфом к родительскому собранию «Поощрение и наказание детей в школе и дома»  стали слова В. Кротова  «Наказание - это причинение вреда причиняющему вред. Похвала - педагогический домкрат». Очень важно правильно реагировать на поведение ребенка. А наказание и поощрение – это рычаги воспитания. Совместно составили памятки для родителей, где отметили, что нельзя наказывать физическими упражнениями или трудом; никогда не наказывать ребёнка сгоряча или просто, потому что у вас плохое настроение; не забывать о том, что ребёнка надо ещё и поощрять, стараться хвалить детей как можно чаще.

Мы и сами порой не подозреваем, насколько глубоко сидят в нашем сознании и подсознании слова взрослого человека, его выражения и даже интонация. Только похвала укрепляет в ребёнке уверенность в себе, помогает проявляться всему самому лучшему, что только есть в нём!

Безоценочная система обучения первоклассников нормализует отношения ученика с учителем, родителями и самим собой; снимает тревожность, снижает невротизацию детей, повышает учебную мотивацию. И важно безболезненно перейти на оценочную систему во 2 классе. На собрании «Первая оценка»  провожу тренинг “Первые школьные отметки”. Родителей усаживаю по кругу. Участникам предлагаю выполнить цикл упражнений:

1. Родители по очереди отвечают на вопрос, что значит для них школьная отметка ребенка. Наиболее часто повторяющиеся ответы записываю на доске. Затем эти мнения обсуждаем совместно.

2. Родителям предлагаю по очереди обсудить свои детские воспоминания, связанные со школьными оценками, и осмыслить их со своей родительской позиции.

3. Анализ картины И. Репина «Опять двойка».

        Цель собрания донести до родителей, что оценка должна сравнивать сегодняшние успехи ребенка с его собственными вчерашними неудачами. Не надо сравнивать достижения ребенка с государственными нормами оценивания или с успехами соседского Саши. Ведь даже самый малый успех ребенка – это реальный успех, победа над собой, и она должна быть замечена и оценена по заслугам.

Родители на моих собраниях и мероприятиях не пассивные слушатели, они активные участники, действующие лица, совет заседателей, который принимает решения и воплощает в жизнь. Во время  коллективных походов на природу «Встреча Деда Мороза», «Проводы зимы» родители вместе с детьми звали Деда Мороза, искали в сугробе подарки, катались с горки, на коньках, учились разжигать костер. И это, прежде всего, совместная деятельность взрослых и детей. Родители незаметно помогают ребенку, не давая угаснуть интересу, и громко радуются вместе с ним всему, что он делает сам. А также это и общение,  необходимое для формирования у детей правильного поведения в обществе.

        На родительском собрании «Педагогика понимания» сами ученики играют роли взрослых, опытных людей, которые решили помочь родителям советами по воспитанию детей. Каждый родитель увидел себя со стороны, заметил ошибки в своем поведении и в отношении к своему ребенку.

         К совместному с детьми празднику «Неразлучные друзья – родители и дети» родители готовят воспоминания о школьной дружбе, истории, связанные со школой и своими лучшими друзьями. А дети готовят вопросы своим родителям о дружбе и товариществе. В празднике звучат песни, стихи, пословицы, поговорки, сценки о дружбе.

        Сейчас у меня второй класс. Работа по формированию педагогической культуры родителей еще в самом начале. Продолжаю работать в данном направлении на уроках, родительских собраниях  и во внеурочной деятельности.

                                        Савинова Вероника Юрьевна, учитель начальных классов

                                        высшей категории, руководитель школьного методического

                                        объединения учителей МОБУ средняя общеобразовательная

                                        школа № 21 г. Белорецк

 Муниципальный район  Белорецкий район,

Республики Башкортостан.

        

Resource id #3088