Инновационная деятельность на базе КФУ
Главной целью инновационных технологий образования является подготовка человека к жизни в постоянно меняющемся мире. Сущность такого обучения состоит в ориентации учебного процесса на потенциальные возможности человека и их реализацию. Образование должно развивать механизмы инновационной деятельности, находить творческие способы решения жизненно важных проблем, способствовать превращению творчества в норму и форму существования человека.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otchyot_kalimullinoy_z.m.doc | 54 КБ |
metodicheskaya_razrabotka_kalimullinoy_z.m._1.doc | 87.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Отчет об инновационной деятельности за 2016 год
учителя начальных классов Калимуллиной Зульфии Минвакиловны
Информационная карта инновационной деятельности | |
Полное наименование образовательной организации (учреждения) | Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Апастовская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов» Апастовского муниципального района Республики Татарстан |
Контактные данные: почтовый адрес, телефон, адрес официального сайта, электронная почта | РТ, Апастовский район, дер.Старые Енали |
Тема инновационной разработки | Проблемно-ориентированное обучение. Применение инновационных образовательных технологий в обучении и воспитании. |
Автор, авторский коллектив инновационной разработки | Калимуллина Зульфия Минвакиловна. |
Краткое описание инновационной разработки (актуальность, новизна, цель, задачи, ресурсы, содержание работы, полученные результаты (либо ожидаемые результаты, если только приступили к этой теме | В основе ФГОС НОО лежит системно-деятельностный подход, который предполагает воспитание и развитие качеств личности. Реализация деятельностного метода обучения позволяет нам не только повысить мотивацию учащихся на предмет получения новых знаний, но и учить детей творчеству, воспитывать в каждом ребёнке самостоятельную личность владеющую инструментарием саморазвития и самосовершенствования, умеющую находить эффективные способы решения проблемы, опираясь на имеющийся жизненный опыт, осуществлять поиск нужной информации, критически мыслить, вступать в дискуссию. Особенность деятельностного метода – самостоятельное «открытие» детьми нового знания в процессе исследовательской деятельности. Это способствует тому, что знания и учебные умения приобретают для обучающихся личную значимость. Цель: совершенствование форм работы по повышению качества знаний учащихся за счёт обновления содержания и структуры учебной деятельности по средствам внедрения в практику работы технологии системно-деятельностного метода обучения. Задачи: изучить теоретические основы системно – деятельностного подхода; -осуществить отбор инновационных форм и методов образовательной деятельности, ориентированных на развитие УУД. Ресурсы: презентации, наглядные пособия, тренажёры Содержание работы: разработки, технологическая карта урока. Ожидаемые результаты: совершенствование форм работы по повышению качества знаний учащихся. |
Сведения о распространении инновационного опыта: - участие в научно-практических конференциях - открытые уроки по инновационной деятельности на уровне муниципального района и республики; -участие в конкурсах, семинарах по инновационному направлению деятельности; -печатные работы за отчетный период и др. | - Выступление «Эффективные технологии в обучении и воспитании младших школьников» на методологическом семинаре Института психологии и образования Казанского (Приволжского) федерального университета на базе ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет», почётная грамота; - участие во всероссийской научно-практической конференции «Формирование экологической культуры обучающихся при изучении естественно-научных дисциплин» на базе К(П)ФУ, сертификат; - выступление «Использование системно-деятельностного подхода на уроках математики» на зональном семинаре «Системно-деятельностный подход как основа реализации ФГОС НОО» на базе МБОУ «СОШ имени академика Р.З.Сагдеева» Буинского муниципального района РТ, сертификат; - мастер-класс «Проектирование современного классного часа как обеспечение эффективности духовно-нравственного воспитания обучающихся» в рамках стажировки директоров школ Республики Татарстан «Системно-деятельностный подход в обучении и воспитании» на базе МБОУ «Апастовская СОШ» Апастовского района Республики Татарстан; - выступление «Классный час как обеспечение эффективности духовно-нравственного воспитания обучающихся» в рамках стажировки директоров школ Республики Татарстан «Системно-деятельностный подход в обучении и воспитании» на базе МБОУ «Апастовская СОШ» Апастовского района Республики Татарстан; - публикация методического материала по математике на тему «Обобщение. Однозначные числа. Натуральный ряд чисел» в 1 классе по УМК системы Занкова Л.В. с применением инновационной (сингапурской) методики на образовательном портале «РУСОЛИМП”, свидетельство; - участие в вебинаре «Реализация концептуальных положений ФГОС НОО средствами интерактивного курса «Математика. Учи.ру»», сертификат; - участие в вебинаре «Ресурсы информационно-образовательной среды для проектирования урока и организации внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС НОО на примере курса «Окружающий мир»», сертификат; - участие в вебинаре «Формируем навыки 21 века», сертификат; - участие в вебинаре «Ресурсы и методические особенности курса «Математика»», сертификат; - участие в вебинаре «Ресурсы и методические особенности преподавания курса «Русский язык»», сертификат; - открытый урок по математике на республиканском коучинг - семинаре по направлению проблемно-ориентированное обучение в рамках проекта «Совершенствование качества преподавания в РТ», сертификат МО и Н РТ и сингапурской компании Educare; - открытый урок по математике «Умножение единицы на число и числа на единицу» с применением обучающих структур сингапурской методики на республиканском семинаре, посвященный Году математике и Году Физике по проблеме «Владение современными педагогическими технологиями как условие получения нового образовательного результата», почётная грамота К(П)ФУ, почётная грамота; - участник зонального научно - методического семинара “Реализация ФГОС для обучающихся с ОВЗ”, Казанский инновационный университет им. В.Г. Тимирясова, кафедра теоретической и инклюзивной педагогики для педагогических работников на базе государственного автономного профессионального образовательного учреждения "Апастовский аграрный колледж", сертификат; - методическая выставка «Панорама мастеров педагогического труда» на августовской конференции «Современные тенденции в развитии системы образования» для педагогических работников; - участник международной экспериментальной программы по проблеме “Преобразование обучения для XXI века: развитие культуры мышления” в рамках реализации проекта «Совершенствование качества преподавания в Республике Татарстан, сертификат; - участник экспериментальной работы по направлению «Применение современных образовательных технологий в урочной и внеурочной деятельности», свидетельство. |
Сведения, подтверждающие эффективность инновационной разработки (положительная динамики): - конкурсное движение, участие в олимпиадах, смотрах, конкурсов обучающихся (муниципальный, республиканский всероссийский уровень); - качество образования (высокобалльники); -др. | - Международный конкурс по математике «Молодое Движение», 7 победителей, 2016 г.; - Международный блиц - турнир «Новый урок» по математике, 7 победителей, 3 призёра 2016 г.; - Международный блиц - турнир «Новый урок» по русскому языку, 3 победителя, 3 призёра, 2016 г.; - Всероссийская олимпиада “Русолимп”, 4 победителя, 2016 г.; - Всероссийская предметная олимпиада по математике «Страна талантов», 3 победителя, 3 призёра, 2016 г.; - III открытая Московская онлайн-олимпиада по математике «Олимпиада-плюс», 19 победителей, 1 призёр, 2016 г.; - IV открытая Московская онлайн-олимпиада по математике «Олимпиада-плюс», 7 победителей, 1 призёр, 2016 г.; - Первая онлайн – олимпиада по математике «Дино-олимпиада” от Учи.ру, 9 победителей, 2016 г.; - Вторая онлайн-олимпиада по предпринимательству «Юный предприниматель», победитель Шакирова А., 2016 г.; - Вторая онлайн-олимпиада по предпринимательству «Юный предприниматель», похвальная грамота, Хуснуллина Р.; Всероссийская олимпиада по русскому языку – рез. ожидается |
Форма представления инновационной деятельности (указать одну из предложенных): - «Мастер-класс» учителя по инновационной деятельности в рамках программы ПК; | - семинар-практикум для слушателей программы ПК (на базе 00); - элективный курс в рамках заявленной темы; - открытый урок по инновационной деятельности на уровне муниципального района, республики; - печатные работы; - разработки (контрольно-измерительные материалы и др.) Отчет об инновационной деятельности должен содержать текстовый материл, а также видео и фотоматериалы | Технологические карты открытых уроков - открытый урок по инновационной деятельности на уровне муниципального района, республики; - печатные работы |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Апастовская средняя общеобразовательная школа
с углубленным изучением отдельных предметов»
Апастовского муниципального района РТ
Методическая разработка урока математики по теме
«Однозначные числа»
в 1 классе
по УМК системы Занкова Л.В. с применением инновационной (сингапурской) методики
Разработала: учительница начальных классов
Калимуллина Зульфия Минвакиловна
Тема: «Однозначные числа»
Тип урока: обобщения и систематизация знаний и умений
Вид урока: урок применения теоретических и практических знаний
Методы обучения: проблемный, частично-поисковый, словесно-наглядный, элементы исследовательского метода.
Формы работы: фронтальная, групповая, работа в парах, индивидуальная.
Цель: обобщить и систематизировать знания, умения и навыки учащихся по изученной теме, формировать умение применять полученные знания на практике, развивать логическое мышление учащихся; создать условия для формирования УУД.
Задачи:
Образовательные: формировать вычислительные навыки, умения составлять и находить значения выражений, совершенствовать знание о закономерности натурального ряда чисел; закреплять понятия: предыдущее, последующее число, соседи числа; контролировать степени усвоения учебного материала;
Развивающие: развитие мыслительной деятельности: анализ, обобщение, систематизация;
Воспитательные: воспитывать чувство ответственности за общее дело, коллективизма, умение уступать и слушать других; повышать самооценку учащихся.
Формирование УУД:
Личностные: формирование положительной учебной мотивации, навыков самооценки, понимание смысла учебной деятельности.
Регулятивные: определять и формулировать тему и цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; учиться высказывать своё предположение на основе материала учебника.
Коммуникативные: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.
Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний; наблюдать и делать выводы; находить ответы на вопросы используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.
Материалы и оборудование:
Учебник математики; тетрадь на печатной основе (по системе развивающего обучения Л.В.Занкова, авторы И.И.Аргинская, Е.П.Бененсон, Л.С.Итина); карточки, печатный материал на доску, сигнальные доски.
Ход урока:
I. Организационный момент. Учащиеся занимают свои места за партами, с помощью МЭНЭДЖ МЭТ (Manage Mat, инструмент для управления классом) распределяются в одной команде для организации эффективного учебного процесса.
Прозвенел звонок,
начинается урок.
Урок … (математики).
Добрый день, ребята. Как настроение? Поздоровайтесь со своим партнером по плечу и по лицу. Дайте «пять» и пожелайте друг другу что-то доброе, хорошее.
II. Проверка готовности к уроку. Целеполагание и мотивация.
Вы готовы к уроку? Проверим! Я буду задавать вопросы, если вы на них отвечаете «Да», то поднимаете руку.
- Кто умеет устно считать?
- Дружно работать?
- Задачи решать?
- Другу в работе всегда помогать?
- Кто любит танцевать?
- Кататься на лыжах?
- Кто легко и быстро составляет равенства и неравенства?
- Решает примеры на сложение и вычитание?
- И так ребята, вы по вопросам не догадались, чем мы сегодня на уроке будем заниматься? – Ответы детей.
Да, сегодня у нас урок повторения, проверим, как вы научились считать, решать задачи, умеете ли дружно работать, как помогаете партнёрам, посмотрим, как танцуете и умеете ли кататься на лыжах. Интересно?
III. Актуализация знаний. Повторение пройденного материала.
1. Отработка знания последовательности чисел от 1 до 10:
- Встают все участники под №1 и №3 (партнёры А) и считают до 10 и обратно;
- А участники под №2, 4 (партнёры В) попробуют считать от 10 до 20 и обратно.
Работают с сигнальными досками:
- Какое число идёт при счёте за числом 8? Перед числом 5? Перед числом 10?
- Какое число встречается раньше: 0 или10? 3 или 5?
- Назовите соседей числа 7, 4, 6.
- Какое число больше, чем 5, на 1?
- Какое число меньше, чем 5 на 1?
Рефлексия:
ТАЙМД ПЭА ШЭА (Timed-Pair-Share) – обучающая структура, в которой два участника делятся развёрнутыми ответами в течение определенного количества времени.
- Молодцы ребята. А теперь с партнёром по плечу подумайте, что происходит при счёте до 10? (5 секунд). Подумали? Сейчас, определите у кого в имени больше букв (если одинаковое, то сравнить фамилии). Каждый из вас будет говорить в течение 15 секунд, вы готовы? Тогда партнеры у кого в имени больше букв ваше время начинается сейчас (15 сек). Спасибо.
Опрос. Узнаем мнения некоторых из вас. Стол №4, участник №3, что сказал ваш партнер по плечу? Стол №…, участник №….. и т.д. Кто хочет добавить? (У кого другое мнение?) (Возможный ответ: Каждое следующее число увеличивается на 1).
Послушайте следующий вопрос:
- Что происходит при обратном счёте от 10 до 1? Подумайте 5 секунд, на этот вопрос отвечает партнер, у кого в имени меньше букв. Ваши 15 секунд начинаются сейчас.
Опрос: Стол №3, участник №4 что сказал Ваш партнер, стол №….. участник № …., и т. д. Опрашиваю нескольких участников. (Возможный ответ: Числа уменьшаются на 1).
2. Работа с натуральным рядом чисел.
1) Работа по учебнику, стр. 122, №284.
Несколько учеников вслух читают стихотворение:
Один жираф и два кота,
Три львицы – что за красота!
Четыре феи здесь на льду
Танцуют польку с какаду!
Пять мотыльков, шесть домовых,
Семь гномов насчитали вы…
Считайте час, день, месяц, … вечность-
Ведь ряд уходит в бесконечность!
Лишь нулик очень огорчён:
Он в этот ряд не приглашён…
(В.Агафонов)
ТАЙМД ПЭА ШЭА (Timed-Pair-Share) – обучающая структура, в которой два участника делятся развёрнутыми ответами в течение определенного количества времени:
- О чём это стихотворение? Подумайте с партнёром по лицу (5 секунд).
Подумали? Сейчас, определите у кого светлее волосы (если одинаковые, то сравнить глаза). Каждый из вас будет говорить в течение 20 секунд, вы готовы? Тогда партнеры у кого светлые волосы ваше время начинается сейчас (20 сек). Спасибо.
Опрос. Стол №.., участник №…, что сказал ваш партнер по лицу? Стол №…. Участник №….. и т.д. У кого другие интересные мнения? (Возможный ответ: О натуральном ряде чисел).
Послушайте следующий вопрос:
- Как вы думаете, почему в учебник математики помещено это стихотворение? Подумайте 5 секунд, на этот вопрос отвечает партнер, у кого волосы темнее. Ваши 20 секунд начинаются сейчас.
Опрос: Стол №…, участник №… что сказал Ваш партнер, стол №….. участник № …., и т. д. Опрашиваю нескольких участников. Молодцы, поблагодарите друг друга.
На остальные вопросы отвечаем фронтально:
- А почему нулик огорчён?
(Его не берут в натуральный ряд чисел).
- С какого числа начинается натуральный ряд чисел? (С единицы)
- Какое свойство натурального ряда чисел вы знаете? (Каждое следующее число больше предыдущего на один. Натуральный ряд чисел бесконечен).
2) Работа с утверждениями. ТЭЙК ОФ-ТАЧ ДАУН (Take off-Touch down).
Если высказывания верные – встаём, если не верные – сидим:
- 5 – натуральное число? (Верно - встают)
- 0 – натуральное число? (Неверно – сидят)
- 1 – самое маленькое число? (Неверно – сидят)
- 1 – самое маленькое натуральное число? (Верно - встают)
- Натуральный ряд чисел заканчиваются числом 9? (Неверно – сидят)
- Натуральный ряд чисел начинаются с числом 0? (Неверно – сидят)
- Натуральный ряд чисел бесконечен? (Верно - встают)
- В натуральном ряду числа последовательно уменьшаются? (Неверно -
сидят)
3) Самостоятельная работа.
Поработаем в тетрадях на печатной основе, стр. 46, №4. Каждый ряд нужно превратить в запись натурального ряда чисел (записывать в нужном месте то, чего не хватает; зачёркивать лишнее; менять с помощью стрелки числа местами):
1 3 4 5 6 8 9 …
1 2 4 3 5 6 6 7 8 …
1 2 3 4 5 6 7
0 1 2 3 4 5 6 7 …
Взаимопроверка: передайте свои работы партнёрам по плечу, проверьте работы по ответам на доске. Ошибки зачёркиваем зелёной ручкой.
- У кого нет не одной ошибки, поднимите руки. Молодцы!
- У кого одна ошибка? Хорошо!
- У кого две? Не переживайте. Нужно ещё немного позаниматься и потренироваться.
3. Физкультминутка.
МИКС-ФРИЗ-ГРУП (Mix-Freeze-Group)
Звучит музыка. Ученики, молча, смешиваются под музыку, двигаясь по комнате. Замирают, когда музыка прекращается, и объединяются в группы, количество участников в которых зависит от ответа на вопрос.
Вопросы:
- Сколько ушей у двух мышей? (4)
- Сколько хвостов у двух ослов? (2)
- Сколько пальцев на левой ноге? (5)
- Сколько огоньков у светофора? (3)
- Сколько цветов у радуги? (7)
- Какого числа нет в записи натурального ряда чисел? (0) - «Ловушка»
- Сколько яблок на дереве? (Много. Объединяются в одну группу).
- Спасибо ребята. Вы справились с заданием.
4. Чтение и запись выражений на сложение и вычитание.
Работа по учебнику. ФИНК-РАЙТ-РАУНД РОБИН (Think-Write-Round
Robin) - «подумай-запиши-обсуди в команде». Обдумывают ответ на какой-либо вопрос, записывают и по очереди обсуждают.
Открываем учебник, стр. 120, №283.
- Ребята, что вы видите на рисунке? – Бассейн. Дельфинарий.
- Какие животные там выступают? – Дельфины, моржи и тюлени.
- Всего в дельфинарии 8 дельфинов, 4 моржа и 9 тюленей. Здесь в учебнике показан только 1 бассейн, есть ещё и второй. Некоторые животные отдыхают там. Мы должны найти, сколько животных каждого вида отдыхают во втором бассейне? (Записывать разности и найти их значения).
- Чтобы ответить на вопрос математического рассказа, каждый внимательно посмотрите рисунок и подумайте 30 секунд, и запишите ответ в тетрадях. На это даётся 1 минута.
Обсудим ваши ответы по кругу один раз, начиная с участника №1. Для этого вам дается 1 минута времени. Говорят участники №1, молодцы, говорят участники №2, говорят участники №3, говорят участники №4.
- Мы тоже хотим услышать ответы некоторых участников. Отвечает стол №…, участник №… Что сказал твой партнер по лицу, по плечу и т.д. Опрашиваю нескольких участников.
- У какой группы получился другой ответ?
5. Равенства и неравенства. Работа по рисунку, стр.120-121 (по учебнику).
РЕЛЛИ Тейбл (Ralli тайбл) – структура, в которой два участника поочерёдно записывают короткие ответы в виде списка на одном листе бумаги.
- Посмотрите, каких животных на рисунке больше, а каких меньше. Подумайте. Запишите неравенства.
Работаете с партнером по лицу. Начинают записывать ответы партнеры А. Для этого Вам дается 3 минуты времени. 1 листок на двоих.
- Проверим, что у вас получилось. Отвечает стол №2 …., отвечает стол №1…
(Возможный ответ: 5>4, 5>3, 4>3, 3<4, 4<5, 3<5).
IV. Подведение итогов урока.
- Билетик на выход. Карточка с заданием.
Заканчиваем наш урок катанием с горки.
- Ребята, а на чем можно прокатиться с горы?
- Кто ходил на лыжах по снегу?
- А как называется след, оставленный лыжами? (лыжня)
- Сейчас и мы будем прокладывать лыжню.
2+2 8 7+1
4
4+1 3 3+3
6
1+1 5 4+3
9
5+4 2 2+1
7
Дети стрелочками соединяют примеры с ответами. Кто закончил, сдаёт карточку.
Прокатились…
В горку - вверх,
С горки – вниз.
Знания ваши лучший приз.
Сегодня проверю, какой вы мне приз приготовили. На следующем уроке я скажу вам, сколько у меня в классе настоящих лыжников, спортсменов.
2. Рефлексия:
– Какие задания вам больше всего понравились?
– Какие задания для вас оказались очень трудными?
Давайте урок, закончим «пантомимой»:
Руки вверх – довольны,
Голова вниз – не довольны,
Закрыть лицо руками – безразлично.
Спасибо Вам за урок!