Главные вкладки
Домнина Татьяна Васильевна
Язык - социальное явление. В нем как в зеркале отражается состояние и изменения современного общества.
В условиях многоязычного общества человек не может обойтись знанием только одного, родного языка.
В условиях многоязычного человеческого общества явление билингвизма представляет одну из основных форм существования. Билингвизм связан, прежде всего, с формированием человека как личности, точнее, языковой личности. Любое двуязычие формируется путем изучения второго языка при наличии первого, которым обычно является родной язык.
Сложность (и трудность) формирования билингвальной языковой личности заключается в том, что окружающий мир отражается в сознании человека через язык, сквозь призму национальной культуры. Усвоение второго языка сопровождается усвоением новой языковой картины мира, что в свою очередь способствует формированию языковой личности, не просто владеющей языком, как кодом, а усвоившей нравы, обычаи, культуру, менталитет народа - носителя языка. Значит, усвоение языковой картины мира двух народов способствует формированию билингвальной языковой личности.
Значение формирования билингвальной языковой личности в процессе изучения языков не замыкается педагогическими рамками - выходит далеко за пределы решения методических задач. Задача формирования активного билингвизма успешно решается в нашей стране лишь односторонне - в виде национально - русского двуязычия.
Вследствие двуязычия в речи билингвального носителя наблюдаются явления интерференции. Интерференция многими лингвистами рассматривается как отклонение от норм родного языка, которые появляются в речи двуязычных носителей в результате их знакомства с несколькими языками. Факты явлений интерференции могут быть обнаружены на фонологическом, грамматическом и лексическом уровнях языка. Интерференция с особой силой дает знать о себе при морфологическом оформлении смыслоразличительных признаков. Изучение двуязычия и интерференции стало делом актуальным и важным как теоретически, так и в связи с потребностями современного общества.