Конструкт непосредственной образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста 4-5 лет по образовательной области «Познавательное развитие» Тема: «Знакомство с прялкой и веретеном»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konstrukt_nod_pryalka.docx | 31.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Российская Федерация
Ханты-Мансийский автономный округ - Югра
(Тюменской области)
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида «Северяночка»
(МБДОУ «ДСОВ «Северяночка»)
Конструкт
непосредственной образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста 4-5 лет
по образовательной области «Познавательное развитие»
Тема: «Знакомство с прялкой и веретеном»
Составитель:
воспитатель I кв. категории
Рожкова А.В
2018г.
Технологическая карта.
Возрастная группа: дети дошкольного возраста 4-5 лет.
Форма организации: подгрупповая.
Интеграция видов деятельности: коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие фольклора, двигательная.
Образовательные области: Социально-коммуникативное развитие. Речевое развитие. Познавательное развитие. Физическое развитие.
Методы и приемы:
Словесный: речевой образец, повторное проговаривание, объяснение, вопрос.
Наглядный: показ слайдов, картинок.
Практический: дидактические упражнения.
Средства: дидактические, наглядные.
Материал и оборудование: прялка, веретено, самодельная печь, самовар, чугунок, ухват. шерстяные нитки, кудель.
Предварительная работа: знакомство с предметами быта (печь, ухват, самовар, чугунок), обычаями и традициями, рассматривание картинок с предметами русского быта; чтение русских народных сказок, потешек, пословиц, поговорок, разгадывание загадок; слушание русской народной музыки; организация и проведение русских народных игр («В клубочек»).
Учебно-методический комплект:
Цель: Ознакомление детей дошкольного возраста с предметами крестьянского быта.
Задачи Образовательной программы | Задачи с учетом индивидуальных особенностей воспитанников группы |
Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:
| Отвечать на вопросы полным ответом. |
Этапы (последовательность) деятельности | Содержание деятельности | Действия, деятельность педагога | Действия, деятельность детей, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов | Планируемый результат |
1 этап Мотивация проблемная ситуация. | -Ребята к нам сегодня придёт гость, а чтоб узнать кто, нужно отгадать загадку (одну из загадок) Отгадывание загадки: Кто за печкою живет, Дом хранит от бед, невзгод, Но бывает злым порой? - Существо то ... (домовой). - Здравствуйте дети, я пришел к вам в гости, а зовут меня Кузя. - Здравствуй домовёнок Кузя, а что это у тебя носочки порванные, не красиво так ходить. -А что мне делать. Ответы детей -Так у меня ниток то нет, и вязать их не умею. - Ребята, а где можно взять нитки для носков. Ответы детей. Я знаю кто нам сможет помочь, у меня есть знакомая, которая нам поможет. Ребята я вам предлагаю сходить со мной к ней в гости, а Кузя нас тут подождёт, ведь не прилично ходить в порванных носках. (воспитатель и дети идут в гости к хозяйке русской избы) | Задает загадку, вовлекает детей в совместную деятельность. Обращает внимание детей на проблему. Вовлекает детей в совместную деятельность. | Слушают, отвечают на вопросы. Делают выводы. Отвечают на вопросы. | Развивают внимание, мышление. |
2 этап: Эктуализация знаний | - Здравствуйте гости дорогие! Милости прошу в мою избу! Горница у меня небольшая Да красивая какая! Проходите, хорошо всё обглядите. Гость на порог — хозяину радость. Прошу в избу, будьте как дома, присаживайтесь. Сядем рядком, да поговорим ладком. С чем ко мне пожаловали? Ответы детей - Я вам помогу, ну и вы меня не обижайте, пообщайтесь со мной и поиграйте. Ребята, я Вам предлагаю отгадать мои загадки и найти в моей горнице то, что я вам загадаю В избе —Изба, На избе —Труба. Я лучинку зажег, Положил на порог, Зашумело в избе, Загудело в трубе. Видит пламя народ, А тушить не идет. (печь) Ответы детей - Правильно ребята, это печь. Ребята, а вы знаете для чего нужна печь? (ответы детей) Печь- это сердце дома. Раньше в старые времена Печь кормила семью, готовили щи, кашу, пекли хлеб, пироги. Печка — деревенская кормилица. Она обогревала дом, на ней спали младшие детки и старики, люди сушили одежду. Как встанет поутру хозяйка, так первым делом начинает растапливать печку. И сейчас в некоторых деревнях есть печки. В старину говорили: «Печи нет – жизни нет». Почему так говорили? (ответы детей) - А вот следующая загадка Книзу узок, верх широк, Не кастрюля …(Чугунок). (дети отгадывают и рассматривают чугунок) Ребята, а для чего служил чугунок? (ответы детей в нём варили еду) - Ребята, а вот и следующая загадка Однорук, зато рогат, Он в избе первейший хват. Ухватил горшок — Да в печку. Вот ухватистый!... (ухват) - Ребята для чего нужен был ухват? (ответы детей-для того чтоб достать чугунок из печи, (пробуют взять ухватам чугунок). - Молодцы ребята. Следующая загадка И шипит, и кряхтит Воду быстро кипятит, Он наелся угольков, Вот для нас и чай готов. Кран на брюхе открывает, Кипяточек разливает. (Самовар) Правильно это самовар. Ребята для чего служил самовар? (ответы детей - чтоб варить в нём чай). (Рассматривание самовара.) | Ведет диалог с детьми Загадывает загадки. Поощряет детей к высказыванию; эмоционально вовлекает детей к обсуждениям; комментирует высказывания, выявляет знания детей. Рассказывает, обсуждает с детьми. | Слушают, отвечают на вопросы, отгадывают загадки. Отвечают на вопросы, рассуждают. Отвечают на вопросы, отгадывают загадки. рассуждают. Рассматривают предметы быта. | Обогащение словаря |
3 этап : | - Ребята вы большие молодцы, отгадали все мои загадки. Я вам предлагаю поиграть в игру «Что было и что стало?». Я буду называть предмет старины, а вы должны назвать, что сейчас заменяет этот предмет. Печь- отопительные батареи Чугунок-кастрюля Самовар-электрочайник. | педагог организует игру «Что было и что стало?». | Дети активно играют, рассуждают | |
4 этап: введение новых знаний | - Ребята, а вы не забыли, зачем ко мне пришли? Ответы детей. - Помогу я вам ребята. А вы знаете, где можно взять нитки для шерстяных носков? Ответы детей. Для того чтоб нитки попали в магазин, их нужно спрясть. Придутся нитки на фабриках. А раньше в старые времена, нитки пряли вот на таких прялках (показывает прялку). Раньше в каждом деревенском доме имелась прялка. Она была верной спутницей русской женщины на протяжении всей ее жизни. Прялка считалась одним из самых почитаемых предметов в доме. Нарядную прялку мастерил добрый молодец в подарок своей невесте, дарил на память муж жене, а отец - дочери. Прялку–подарок бережно хранили всю жизнь и передавали, как великую ценность, следующему поколению. Состоит прялка из донца, на котором сидят, и рогатули, которая вставляется в отверстие донца (говоря это, хозяйка показывает прялку). К рогатуле привязывали кудель - волокнистый пучок льна или шерсти. Во время работы мастерица садилась на донце и скручивала нить из кудели на веретено. Веретено – выточенная конусообразная палочка, украшенная узором. (Дети рассматривают веретено, трогают руками, пробуют покрутить его). - Вот за то, что оно вертится, его называли - веретено. Есть такая пословица: «Не велико веретено, а всех одевает оно». После того как все нитки спрядут и намотают на веретено, делают из этих ниток клубок. Ребята я вам предлагаю поиграть в игру, которая называется «в клубок». | Вовлекает детей в беседу, объясняет. Использует наглядные средства. | Рассуждают, отвечают на вопросы.
| |
Физминутка. | Подвижная игра «Клубок» Дети выстраиваются в ряд и берутся за руки. Впереди всех становится самый высокий из игроков, называемый «столбом». Он должен стоять неподвижно. Остальные цепочкой, словно нитка вокруг клубка, обвиваются вокруг «столба» и поют: Я по горенке шла, Клубок ниток нашла. Клубок маленький, Нитки аленькие. Клубок катится, Нитка тянется. Клубок доле, доле, доле. Нитка боле, боле, боле. Нитка дольше всех, Перевертов шесть! Когда стоящего столбом все обовьют, последний участник начинает двигаться в обратном направлении, и «клубок» разматывается. | Мотивирует детей на двигательную деятельность. | Двигательная активность. | |
5 этап | - Прясть учили с детства. Пряденье - это тяжелый труд. В одном доме прясть собиралось несколько женщин. Долгими вечерами трудились пряхи. Чтобы было веселей, и работа спорилась, пряха пела песни: Позолочена прялица, Я пряду, а нитка тянется, Я пряду, а нитка тянется, Мне работа эта нравится. Мне работа эта нравится. И сегодня на таких прялках в деревнях прядут шерсть на носочки, варежки. Затем шерстяные нитки сматывают в клубки. Посмотрите, какие они круглые и плотные. Чтоб получились такие клубки нужно смотать пряжу, у меня уже есть пряжа её нужно смотать. Поможете мне ребята? (в корзине лежат нитки разных цветов, дети выбирают себе пару и цвет ниток которые они будут мотать в клубок. Хозяйка сначала показывает как это делается.) | Вовлекает детей в совместную деятельность. Даёт право выбора. | Выполняют задание в соответствии с поставленной задачей. | |
6 этап Рефлексия | Хозяйка: Молодцы, хорошо поработали. Ребята вам понравилось у меня в гостях? Как называется предмет, на котором прядут пряжу? На что пряжу наматывают? Посмотрите сколько у меня много клубочков пряжи. Я с этих ниток связала носки и варежки. Можете взять носки и передать домовому, пусть не мёрзнет. А когда придёте домой спросите у своих бабушек пряли ли они пряжу в детстве. Попросите их рассказать получалось ли у них эта тяжёлая работа. |