Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта

Публичное представление собственного инновационного

педагогического опыта Гладышевой М.П.

Я, Гладышева Мария Петровна, в 1983 году закончила МГПИ им. М.Е. Евсевьева, по специальности «Педагогика и методика начального обучения». В МОУ «Ялгинская СОШ» работаю с 1983 года учителем начальных классов, имею высшую квалификационную категорию с 2006 года. Стаж работы 32 года, учителем – 32 года, из них 24 года работала по традиционной программе. С 2007 года по настоящее время работаю по УМК «Планета знаний».

Моя работа отмечена: 

·          Почетной грамотой Управления образования г. Саранска за успехи в воспитательно-педагогической деятельности и в связи с празднованием Дня учителя, 1996 г.

·          Нагрудным знаком «Почетный работник общего образования Российской Федерации». 2001 г.

·          Почетной грамотой Администрации Городского округа Саранск и  Управления  Образования «За достигнутые успехи в деле обучения и воспитания подрастающего поколения и многолетний плодотворный труд», 2007 г.

·          Благодарностью Главы Республики Мордовия «За большой вклад в воспитание  детей и укрепление семейных традиций»,2006, 2007 г.

·          Удостоверением  ветерана труда, 2009 г.

 

Проблема, над которой я работаю «Формирование орфографической зоркости в начальных классах».

 

Актуальность и перспективность опыта

Современное общество диктует очень высокие требования к образованию. Новые условия ставят амбициозные цели и задачи перед школой, и начальной школой в частности. Ученики начальных классов должны уметь пользоваться возможностями, которые предоставляет глобальная информатизация. Навыки ориентирования в информационном потоке, получения необходимых знаний самостоятельно начинают формироваться уже в столь раннем возрасте.

Общеобразовательная школа – это важнейший инструмент, отвечающий за становление личности маленького человека. Ученик начинает принимать решения в объективной действительности, опираясь на механизмы поведения и мышления, полученных именно во время обучения. Следует признать, что для современного человека важными качествами являются активная мыслительная деятельность, критичность мышления, поиск нового, желание и умение приобретать знания самостоятельно.

Актуальность данной проблемы обусловлена современными требованиями развития педагогической теории и практики – новыми требованиями стандарта второго поколения (ФГОС).

 

Мой опыт актуален тем, что я вовлекаю учеников в научно-исследовательскую деятельность, использую на уроках и классические и инновационные технологии обучения. Дети принимают участие в мероприятиях, связанных с современными знаниями и тенденциями. Положительная динамика свидетельствует о перспективности.

 

  

 

Концептуальность (своеобразие и новизна опыта,

обоснование выдвигаемых принципов и приёмов)

Современные условия характеризуются гуманизацией образовательного процесса, обращением к личности ребёнка, развитию лучших его качеств, формированию разносторонней и полноценной личности. Реализация этой задачи объективно требует качественно нового подхода к обучению и воспитанию детей. Обучение должно быть развивающим, обогащать ребёнка знаниями и способами умственной деятельности, формировать познавательные интересы.

Процесс познания у младших школьников не всегда целенаправлен, в основном неустойчив, эпизодичен. Поэтому необходимо развивать познавательный интерес, активность младшего школьника в различных видах его деятельности. Необходимость активизации познавательной деятельности диктуется возросшими требованиями к воспитанию и образованию.

Через деятельностный метод обучения и создание в школе среды, способствующей формированию у детей стойкой жизненной позиции, я:

·       воспитываю духовно-нравственные качества личности (ответственность, честность, доброту, милосердие);

·       развиваю трудолюбие, духовную культуру, патриотизм, толерантность;

·       воспитываю гуманистические ориентиры поведения, исключающие жестокость, насилие над личностью.

 

Наличие теоретической базы опыта

Сегодня меняются не только содержание образования, но и структура учебных предметов, технология их преподавания, методы и приемы. Особую значимость приобретают исследования, способствующие реализации познавательной и творческой активности школьника в учебном процессе.

Теоретическую основу опыта составляют:

1)               идеи Г.И. Щукиной, которая отмечает, что идея развития познавательного интереса – ценный мотив учения, идея активизации познавательной деятельности учащихся – необходимое условие для воспитания их познавательного отношения к миру;

2)               Концепция УМК «Планета знаний» авторского коллектива учёных, которая в полной мере отражает идеологические, методологические и методические основы ФГОС;

3)               планируемые результаты начального общего образования Г.С.Ковалёвой, О.Б.Логиновой. Планируемые результаты представляют собой систему обобщённых личностно – ориентированных целей образования;

4)               «Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников» под редакцией А.Я.Данилюка, органически входит в учебно-воспитательный процесс и составляет его стержневую основу.

 

Ведущая педагогическая идея

Ведущая педагогическая идея современного образования – ориентирование на развитие здоровой личности учащихся, их познавательных и созидательных способностей; на формирование у школьников глубокого личностного мотива, стимула к получению образования.

Важной является задача научить школьников учиться и хотеть учиться,  вести здоровый образ жизни, проявлять стойкую жизненную позицию. Поэтому я стараюсь сформировать такую познавательную активность, которая придавала бы учёбе значимый для ребёнка смысл. Стремлюсь удовлетворить образовательные потребности учащихся, раскрыть их способности, адаптировать учебный процесс к индивидуальным особенностям школьников, стимулировать процессы самопознания личности; активизирую познавательную деятельность путем введения в учебный процесс новых форм обучения; предоставляю право ученику выбрать направление реализации его познавательных потребностей.

Как помочь школьнику? Как сделать так, чтобы он начал жить активной, интересной и полноценной жизнью? Многое может сделать семья. Ребёнку важно, чтобы мама и папа были рядом, одобряли его, поддерживали. Помимо семьи, развитию познавательной активности ребёнка самое серьёзное внимание должна уделять школа.

 

Оптимальность и эффективность средств

Эффективными средствами активизации познавательной деятельности включения ребёнка в процессе творчества на уроке являются:

- учебно-игровая деятельность;

- создание положительных эмоциональных ситуаций;

- работа в парах;

- проблемное обучение;

- дифференцированность обучения;

- использование ИКТ.

Побудить учащихся к активизации, к самостоятельному «творчеству», к реализации скрытых возможностей каждого школьника позволяют нетрадиционные (нестандартные) формы организации урока: урок-сказка, КВН, урок-путешествие, интегрированный урок, уроки-проекты. На таких уроках воплощаются в общем деле творчество учителя и творчество учащихся. Они дают возможность развивать тягу к знаниям, к образованию вообще. Практика показывает, что учебный материал со стандартных уроков забывается быстрее, чем тот, что разбирается, либо обобщается на уроках нестандартных.

Проблемные ситуации. Цель и назначение проблемного обучения - преодолеть элементы механического усвоения зданий в обучении, активизировать мыслительную деятельность учащихся и ознакомить их с методами научного исследования. Толчком к продуктивному мышлению, направленному на поиски выхода из состояния затруднения, которые испытывает ученик в момент столкновения с чем-то, что вызывает вопрос, служит проблемная ситуация. Средством создания любой проблемной ситуации в учебном процессе являются учебные проблемы (проблемная задача, проблемное задание, проблемный вопрос).

Интеграция учебных занятий. Процесс обучения под влиянием целенаправленно осуществляемых межпредметных связей сказывается на его результативности: знания приобретают качества системности, умения становятся обобщенными, комплексными, усиливается мировоззренческая направленность познавательных интересов учащихся, более эффективно формируется их убежденность и достигается всестороннее развитие личности.

Дифференцированное обучение. Решить проблему обучения учащихся с различным уровнем подготовки мне позволяет технология уровневой дифференциации, которая предполагает, что любое новое знание должно опираться на субъективный опыт ученика, на его склонности, интересы, ценности. Применение его вызывает интерес к изучению предметов, развивает их способности, необходимые навыки и умения, активизирует речемыслительную деятельность.

Дифференцированный подход к ученикам с разным уровнем обученности я осуществляю и при определении домашнего задания.

Использование занимательного материала на уроках помогает активизировать учебный процесс, развивает познавательную активность, наблюдательность детей, внимание, память, мышление, снимет утомление у детей. Форма занимательных упражнений различная: ребус, кроссворд, викторины, загадки. Этот материал не только помогает в интересной форме знакомить учащихся с учебным материалом, но и воспитывать любовь ко всему живому, окружающему.

Одним из эффективных средств развития интереса к учебному предмету является дидактическая игра. В дидактических играх ребенок сравнивает, наблюдает, сопоставляет, классифицирует предметы по тем или иным признакам, производит доступные ему анализ и синтез, делает обобщения. Игра ставит учащихся в условия поиска, пробуждает интерес к победе, они стремятся быть быстрыми, собранными, ловкими, находчивыми, четко выполнять задания, соблюдать правила игры. В играх формируется активность и нравственные качества личности. У детей развиваются чувство ответственности, коллективизма, воспитываются дисциплина, воля.

Использование наглядного и дидактического материала. Наглядность содействует выработке у учащихся эмоционально-оценочного отношения к соблюдаемым знаниям. В ходе работы ученики могут убедиться в истинности приобретаемых знаний, в реальности тех явлений и процессов, о которых им рассказывает учитель. Средства наглядности повышают интерес к знаниям, делают более легким процесс их усвоения, поддерживают внимание ребёнка.

Использование информационно-коммуникационных технологий. Современное информационное общество предъявляет новые требования к педагогическим работникам в вопросах применения информационно-коммуникационных технологий в процессе самостоятельного извлечения и предоставления знаний.

Использование здоровьесберегающих технологий, которые формируют у учащихся осознанную потребность в ведении здорового образа жизни.

Использование данных технологий повышает у учащихся интерес к изучению предметов, развивает внимание, память, оптимизирует процесс обучения.

На уроках в начальных классах использую следующие программы Microsoft Word, Microsoft PowerPoint. Активно использую ресурсы сети Интернет.

Интернет можно рассматривать как часть информационно-коммуникационной предметной среды, которая содержит богатейший информационный потенциал. Школа подключена к сети Интернет. Это позволяет использовать образовательные ресурсы Интернета для поиска источников, текстов, разнообразных методических материалов, разработок и др.

Применения данных программ в учебном процессе достаточно велик. Их используют для создания наглядности (презентаций), контролирующих тестов, тренингов и пр.

Я имею свой личный сайт по адресу http://nsportal.ru/gladysheva-mariya-petrovna.

Обогащаю содержание предметов введением дополнительного материала. Обучаю работе с дополнительной литературой: словарями, энциклопедиями, справочниками. Дети разрабатывают портфолио и собственные творческие проекты, которые удостаиваются особого внимания не только в классе, но и вне класса. Учащиеся, увлеченные темами уроков, самостоятельно подбирали материал, готовили сообщения. Следствием этого является повышение качества творческих работ по предметам.

 

 

Результативность опыта (ориентированность опыта на конкретный практический результат, успехи и достижения обучаемых)

 

Проводимая работа позволяет мне получать результаты подготовки учащихся, развивает творческие и познавательные способности детей. Реализация творческого потенциала детей: занятия в кружках, секциях, призовые места в олимпиадах, победы в конкурсах, положительная динамика продвижения учащихся, которая отражена в таблице.

 

Внутренний мониторинг за последние 3 года

 

2012-2013

 

2013-2014

 

2014-2015

Класс

Обуч. %

Кач. зн. %

Ср.балл

Класс

Обуч. %

Кач. зн. %

Ср.балл

Класс

Обуч. %

Кач. зн. %

Ср.балл

100%

71,4%

4,1

100%

76%

4,1

100%

79%

4,1

 

 

Каждый год учащиеся успешно участвуют в международных и всероссийских конкурсах «Кенгуру», «Русский медвежонок» и «Мультитест».

 

Я охотно делюсь своим инновационным педагогическим опытом работы: выступаю с докладами на уровне школы, принимаю участие в работе городских семинаров, даю открытые уроки, используя презентации. Свой инновационный опыт я публикую в сети Интернет на собственном сайте.

Работа над этой проблемой повышает мотивацию обучения детей, осознанное отношение к требованиям, которые предъявляют им в школе, развивает мыслительные операции, учит жить по правилам коллектива, соблюдать и выполнять школьные требования.

Я постоянно повышаю свою квалификацию, большое внимание уделяю самообразованию, систематически обучаюсь на курсах республиканского уровня:

1.  «Реализация требований ФГОС в практике учителя начальных  классов», c 21марта по  23 июня  2011г., МРИО.

2.  Дистанционные курсы «Создание здоровьесберегающей образовательной среды образовательного учреждения, соответствующей требованиям ФГОС ОО», 10.10.2014 – 28.11.2014, МРИО

3.  Повышение квалификации по дополнительной профессиональной программе  «Психолого-педагогические основы деятельности воспитателя в летнем оздоровительном лагере», с 21 мая 2015г. по 29 мая 2015 г., МРИО.

4.  Инновационные образовательные технологии и технологии психолого-  педагогического сопровождения как фактор успешной социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», с 29 мая 2015 г. по 11 июня 2015 г., МРИО.

 

 

 

 

 

 

 

Возможность тиражирования

 

Работы по данной теме (конспекты открытых уроков и выступления) представлены на:

1. Личном сайте: http://nsportal.ru/gladysheva-mariya-petrovna

2. Школьном сайте: http: //www.schoolrm.ru/schools/yalgsar/about/

 

Наличие обоснованного числа приложений, наглядно иллюстрирующих основные формы и приёмы работы с учащимися

 

Важнейшей предпосылкой в процессе активной познавательной деятельности является интерес, с помощью которого учащиеся приобретают прочные знания, умения, навыки. Как известно, стойкий познавательный интерес формируется при сочетании эмоций и рациональности в обучении. Ещё К.Д. Ушинский подчёркивал, как важно серьёзное занятие сделать для детей занимательным. С этой целью я использую в своей практике различный, занимательный материал. Он не только увлекает, заставляет задуматься, но и развивает самостоятельность, инициативу и волю ребёнка, приучает считаться с интересами товарищей.

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках – одно из наиболее существенных требований, обеспечивающих качество обучения. Одни из наиболее эффективных средств развития интереса к учебному предмету, используемые на уроках:

- дидактические игры («Веселый мяч»; «Волшебный замок»; «Лабиринт»; «Магический квадрат»; «Орфографический десант»; «Молчанка»; «Помоги соседу»; «Кто быстрее»; «Не ошибись»; «Ночь-день»; «Веселый словарь»; «Не скажу»; «Теремок»; «Зоркий глаз» и т.д.);

- загадки;

- логические упражнения;

- задания повышенной трудности;

- самостоятельная работа.

Учитывая психологические особенности своих учащихся, работаю дифференцированно, использую разноуровневые задания. На уроках создаю проблемные ситуации, развиваю творческие способности детей, учу их правильно излагать свои мысли, делать выводы, умозаключения. Игровые технологии помогают создать эмоциональное воздействие на развитие интереса к изучаемому предмету, способствуют формированию требуемых навыков, орфографической зоркости, снимают усталость и напряжение. Каждый ребенок чувствует себя участником образовательного процесса.