Психолого – педагогическое сопровождение детей ЗПР 5-6 лет в условиях дошкольного образовательного учреждения. «Формирование ключевых компетенций у детей дошкольного возраста»
Социализация детей с задержкой психического развития становится приоритетной задачей современного общества. Поэтому одной из главных задач современного учреждения является формирование у детей универсальных умений и способностей- ключевых компетенций: коммуникативной, социальной, когнитивной. По мнению Е.В. Бондаревской, развертывание содержания образования вокруг ключевых компетенции, включение в содержание -это и есть путь перехода от обезличенных, отчужденных детей "значений" к личностным смыслам, т.е. ценностному отношению к знаниям. В итоге у ребенка ЗПР развиваются способности и появляются возможности решать реальные проблемы в повседневной жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 22.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Психолого – педагогическое сопровождение детей ЗПР
5-6 лет в условиях дошкольного образовательного учреждения.
«Формирование ключевых компетенций у детей дошкольного возраста»
Тема «Золотая осень. Деревья»
Цель: повышение уровня развития когнитивной, коммуникативной и социальной компетенций детей с ЗПР.
Задачи: дать детям начальные знания о человеческих эмоциях; учить передавать определенное эмоциональное состояние посредством мимики, запоминать знакомый предмет и находить подобный из множества; развивать память, образное мышление, внимание; совершенствовать восприятие; воспитывать чувство коллективизма, художественный вкус.
Оборудование: магнитофон с записью спокойной музыки, зеркала, пиктограммы: радость, грусть. Карточки с изображением листьев различной формы, длины, размера. Листочек-образец и картинка с изображением 7-8 листьев. Картинки-лабиринты. Картинка с изображением леса, наполовину раскрашенная, цветные карандаши.
- «Игра с листочками»
Цель: развитие восприятия, внимания.
Оборудование: 10 карточек с изображением листьев, различающихся по длине, форме, размеру.
Предложить детям среди этих карточек найти: длинные, короткие, большие, маленькие, прямоугольные, круглые.
- «Осенние листья»
Цель: развитие зрительной памяти.
Оборудование: листочек-образец и картинка с изображением 7-8 листьев, среди которых находится листик с образца.
Детям предлагается посмотреть на образец, запомнить его. Далее образец закрывается. Дети должны отыскать листик с образца среди остальных.
- «Кто за каким деревом прячется?»
Цель: развитие внимания, образного мышления.
Оборудование: картинки-лабиринты.
Каждый ребенок получает картинку-лабиринт с нарисованными деревьями и зверушками. Он должен с помощью указки проследить, кто из зверьков за каким деревом прячется.
- «Мимическая гимнастика. Выражение «Радости» и «Грусти»
Цель: развитие умения посредством мимики выражать состояние «Радости» и «Грусти»
Оборудование: зеркало каждому ребенку.
Детям предлагается попеременно изобразить радость и грусть, посмотреть при этом на себя в зеркало.
- Пальчиковая гимнастика «Осенний букет»
Пошли пальчики гулять Стали Листья собирать: Красный листик, желтый листик... А потом давай считать: Один, два, три, четыре, пять! Сколько листиков собрали? Пять! С листьями осенними Будем мы играть. | «Пробегают пальчиками по бедрам к коленям. Поочередно прикасаются подушечками пальцев, начиная с указательного, к большому. Поочередно загибают пальцы на одной руке. Протягивают вперед ладошки. Поднимают вверх одну руку, широко раздвинув пальцы. |
- «Раскрась картинку»
Цель: развитие восприятие цвета, формы, величины.
Оборудование: картинка с изображением леса, наполовину раскрашенная, цветные карандаши.
Взрослый предлагает детям раскрасить картинку до конца, подбирая такого же тона цвета.
Предлагаемое занятие ориентировано на развитие познавательной и эмоционально-личностной сфер детей с проблемами в развитии.
Использованы различные виды деятельности, свойственные данному возрасту, к каждому ребенку использовался индивидуальный подход, ориентируясь на его потребности и потенциальные возможности.
Дети размышляют, осознают, осмысливают, занимаются самонаблюдением, видят результат собственной деятельности. Использованы различные виды деятельности, свойственные данному возрасту. Дети на занятии активны, т.к. им понятна цель упражнений. У кого возникают трудности, задания повторяются, показываются наглядно. Дети методом проб и ошибок выполняют упражнения, достигая поставленной цели. При выполнении предлагаемых заданий ребенок строго следует инструкции, выполняет поставленную задачу, выделяет, классифицирует, обобщает.
В конце занятия дети вспоминают, выявляют, осознают, основные этапы деятельности. Чем сегодня занимались, какие решались задачи, и каким путем достигался конечный результат. Дети отвечали на поставленные вопросы:
- Что он делал, что происходило?
- Что он чувствовал при этом?
- Как он участвовал в том, что происходило?
- Что больше всего понравилось...
- Мне было трудно...
- Завтра я хочу еще раз поиграть, выполнить...
Каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале занятия целей, свою активность, увлекательность работы.