Актуальные требования к профессиональным компетенциям педагогических работников в условиях реализации ФГОС общего образования
!!!
Скачать:
Предварительный просмотр:
Актуальные требования к профессиональным компетенциям педагогических работников в условиях реализации ФГОС общего образования
Реализация федеральных государственных образовательных стандартов общего образования предполагает создание и поддержание в образовательном учреждении развивающей образовательной среды, адекватной задачам достижения личностного, социального, познавательного (интеллектуального), коммуникативного, эстетического, физического, трудового развития обучающихся. Созданные в образовательном учреждении условия должны: • соответствовать требованиям Стандарта; • обеспечивать достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы образовательного учреждения и полноценную реализацию предусмотренных в ней образовательных программ; • учитывать особенности образовательного учреждения, его организационную структуру, запросы участников образовательного процесса в основном общем образовании; • предоставлять возможность взаимодействия с социальными партнёрами, использования ресурсов социума. Неотъемлемым и важнейшим компонентом системы условий реализации основной образовательной программы является укомплектованность образовательного учреждения педагогическими кадрами, имеющими необходимую квалификацию для решения задач, определённых основной образовательной программой и способными к инновационной профессиональной деятельности. Педагоги, работающие с обучающимися, должны обладать комплексом профессиональных компетенций, соответствующих современным требованиям к их деятельности. Компетенция в данном случае рассматриваются формирующаяся в процессе профессиональной подготовки и практической деятельности система ценностей, знаний, умений и способностей, позволяющих педагогу адекватно решать функциональные задачи, составляющие сущность его профессиональной деятельности. Компетентность же выступает как качественная характеристика реализации педагогом сформированных у него компетенций. Профессиональная компетентность - качество действий работника, обеспечивающих эффективное решение профессионально-педагогических проблем и типичных профессиональных задач, возникающих в реальных ситуациях педагогической деятельности, с использованием жизненного опыта, имеющейся квалификации, общепризнанных ценностей. Основой для разработки перечня базовых профессиональных компетенций педагогических работников общеобразовательных учреждений являются требования к результатам и условиям реализации основных образовательных программ, закрепленные в федеральных государственных образовательных стандартах общего образования, учитывающие научно-обоснованные представления о целях и закономерностях образования в современном обществе и приоритеты государственной образовательной политики Российской Федерации. Содержание предлагаемого перечня воплощает требования к квалификационным характеристикам педагогических работников, установленные приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. № 761н «Об утверждении единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования». На основе этого официального документа в общеобразовательных учреждениях должны быть разработаны и приняты обновленные должностные инструкции, содержащие конкретный перечень должностных обязанностей педагогических и руководящих работников, с учётом особенностей организации труда и управления, прав, ответственности и компетентности работников участников образовательного процесса. Однако лаконичные формулировки правового документа, конечно же, не могут выступать достаточной основой для проектирования процессов профессионального развития педагога. Для этих целей необходимо более полное и содержательное описание состава тех компетенций, которые определяет способность педагога успешно решать не только привычные, но и новые профессиональные задачи, встающие в связи с введением федеральных государственных образовательных стандартов. |