Главные вкладки
Тимофеева Татьяна Александровна
Методика проведения воспитательного мероприятия в детских объединениях ОО ДО «Миссия выполнима» (методическая разработка) Исполнители: Тимофеева Татьяна Александровна, педагог-организатор МБУДО «ДТДиМ города Белова» Содержание 1. Пояснительная записка… 3 2. Сценарий мероприятия «Миссия выполнима»… 6 3. Заключение… 14 4. Литература… 15 Пояснительная записка Формирование у детей навыков безопасного поведения на дороге – одна из важнейших составляющих воспитания законопослушного гражданина, умеющего ориентироваться в дорожно-транспортной среде. По статистике, каждой десятой жертвой ДТП является ребенок, и причиной большинства несчастных случаев - это не только незнание детьми Правил дорожного движения, но и неумение оценивать реальную дорожную обстановку, нередко скрывающую опасность. Во Дворце творчества детей и молодежи города Белово работа по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма строится с учетом основных направлений приоритетного национального проекта «Образование», мероприятий Федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2013 - 2020 годах», соглашения между Государственной инспекцией безопасности дорожного движения Главного управления Министерства внутренних дел России по Кемеровской области и Департаментом образования и науки Кемеровской области, и направлена на активизацию деятельности всех образовательных учреждений по обучению детей правилам безопасного поведения на дорогах и профилактику детского дорожно-транспортного травматизма в городе Белово. Правила дорожного движения – первый государственно–правовой документ, наиболее жизненно близкий ребенку. Изучая ПДД, дети приобретают знания и навыки поведения на улице, усваивают правила и навыки движения на дороге. Работа по профилактике ДТП проводится в четырех направлениях: -работа с дошкольниками (проведение воспитательных мероприятий, конкурсов); - работа с учащимися Дворца творчества и образовательных учреждений города (организация обучения по ПДД, вовлечение в проведение социально- значимых акций ); - работа с родителями (проведение кинолекториев, бесед по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма); - работа с педагогами (организация и проведение обучающих семинаров, муниципальных этапов областных конкурсов для педагогов ОУ города). Актуальность воспитательного мероприятия определяется тем, что обучение дорожной безопасности детей дошкольного возраста, это не механическое заучивание Правил дорожного движения, а формирование и развитие познавательной деятельности, ориентированной на понимание опасности и безопасности. Поскольку в дошкольном возрасте среди других видов познавательной активности ведущей является игровая, то на занятиях и воспитательных мероприятиях по изучению ПДД целесообразно использовать игры на умение «читать» дорожную ситуацию, ориентироваться на «пешеходные знаки», отработку навыков необходимых пешеходам. Цель: обобщение и закрепление знаний детей дошкольного возраста о правилах дорожного движения, формирование основных навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города. Задачи: Обучающая: закрепить через разные виды деятельности знания детей о Правилах дорожного движения; Развивающая: развивать умения применять полученные знания на практике, в дорожно-транспортной среде; Воспитательная: воспитывать культуру поведения на улице, в условиях дорожного движения. Форма: театрализованное мероприятие Методы: - объяснительно-иллюстративный, - репродуктивный, - частично-поисковый. Целевая аудитория: дети дошкольного возраста (5-6 лет), посещающие детское объединение по изучению Правил дорожного движения «Добрая дорога» Продолжительность: 35 минут Методическая разработка предназначена для педагогов дополнительного образования, воспитателей детских дошкольных образовательных учреждений, занимающихся работой по профилактике детского дорожно- транспортного травматизма. Сценарий мероприятия «Миссия выполнима» Действующие лица: Злоринда, Миньоны (Мин, Нов), приглашенный инспектор ГИБДД. Оборудование: светофор, набор жетонов для команд, разрезанные знаки - пазлы, кубики с наклеенными на них знаками, столы, стулья, шарики пластмассовые 4 цветов (красный, зеленые, желтый, синий), стойки для светофоров, мобильный перекресток, импровизированный подземный переход, знаки «пешеходный переход», «подземный пешеходный переход», видео проектор, экран, компьютер, презентация, самокаты, набор для химических опытов, чемодан, светоотражающиеся брелоки. Звучит инструментальная музыка. Дети заходят в зал, садятся на стулья. Слышится свисток полицейского и звук тормозов в записи. В зал входит Злоринда, она идет и ворчит, поправляя на носу очки. Злоринда: Правильно переходите дорогу, смотрите на знаки. Какие еще знаки? Где хочу, там и хожу. Чуть не попала в ДТП. Вот возьму и сделаю все по своим правилам. Видит детей, останавливается Здравствуйте, ребята! Я приехала к вам в гости, а меня сейчас чуть не сбили на дороге, еще и ругались, что я не знаю Правила. Бумажку какую-то в руки дали, говорят, что это Правила дорожного движения. Скажите, а вы знаете Правила дорожного движения? (ответы детей) Такие маленькие и знаете? А как надо переходить дорогу тоже знаете? (ответы детей). Тогда расскажите мне, а я проверю по этой бумажке. Я буду задавать вам вопросы, а вы отвечайте. Если вы поступаете согласно Правилам дорожного движения, то дружно отвечайте «Это я, это я, это все мои друзья! А если нет - молчите». Давайте прорепетируем (дети произносят фразу) Злоринда: Кто из вас в вагоне тесном Уступил старушке место? Ребята. Это я, это я, это все мои друзья! Злоринда. Кто из вас идет вперед Только там, где переход? Ребята. Это я, это я, это все мои друзья! Злоринда. Знает кто, что красный свет — Это значит, хода нет? Ребята. Это я, это я, это все мои друзья! Злоринда. Знает кто, что свет зеленый Означает: путь открыт, Злоринда. А что желтый свет всегда нам О вниманье говорит? Ребята. Это я, это я, это все мои друзья! Злоринда: Скажите мне, детки, может, не нужны эти правила дорожные? Мы и без них проживем! Ходи где хочешь и как хочешь. Красота! Я вас сейчас быстренько научу, как можно эти правила не соблюдать…. Итак, во-первых, нужен вот такой пузырек с волшебной водой (достает пузырек и показывает его детям) и, конечно, волшебные слова: «Заклинаем, заклинаем, правила дорожного движения отменяем». Звучит волшебная мелодия. Злоринда показывает химический опыт, как бы колдуя. (в пузырек наливается 70 % -ная перекись водорода объемом 100 мл., добавляется 5 гр. марганцовки. При добавлении марганцовки к перекиси водорода происходит реакция, при которой выходит горячий пар из колбы). На экране появляется видео программы «Вести»: «Внимание, внимание! Всем водителям прижаться к правой стороне проезжей части. Пешеходам, находящимся на пешеходном переходе, срочно покинуть проезжую часть. В городе чрезвычайная ситуация: пропали все светофоры и дорожные знаки. На всех местах происшествия была замечена женщина. Ее особые приметы – очки. Аналогичный случай был зафиксирован в городе Новый Орлеан в Америке, и спасти ситуацию помогли только миньоны». Злоринда, улыбаясь, медленно снимает очки. Злоринда: Да-да. Это я сделала, ведь меня чуть не задавили. А зовут меня Злоринда. Теперь вам и вашему городу никто не поможет. А миньоны? Они далеко, а я здесь! Звучит музыка из мультфильма «Миньоны» Два миньона въезжают в зал на самокатах. Злоринда прячется за колонну. Мин: Здравствуйте, ребята. Меня зовут Мин. Нов: А меня Нов. Мин: Мы услышали о пропавших дорожных знаках и прибыли к вам на помощь. Нов: Ребята, а вы знаете, кто натворил такое в городе? Ответы детей (они показывают, где спряталась Злоринда). Из-за колонны выходит Злоринда. Мин: (обращается к Злоринде) Это вы это сделали? Злоринда: А зачем везде стоят знаки и светофоры? Я просто хотела перейти дорогу, а меня чуть не задавили. Нов: Значит, вы переходили улицу в неположенном месте. Злоринда: В каком месте? Положенном, неположенном. Мин: Без знания пешеходных знаков нельзя правильно перейти дорогу. А все знаки надо вернуть на место, мы приехали навести порядок на дорогах. Злоринда: Ваша миссия не выполнима. ( Химический опыт «Растворение светофора». Для проведения опыта понадобится: светофор из пенопласта, ацетон 1 л. При взаимодействии пенопласта с ацетоном, пенопласт растворяется) Нов: Ой, ребята, она уничтожила последний светофор. Злоринда: Хотите вернуть его назад, попробуйте выполнить мои задания. Нов: Ребята, без вашей помощи мы не справимся. Поможете? Тогда давайте разделимся на команды. Миньоны надевают детям жетоны разных цветов(у каждой команды свой цвет и номер) Злоринда: Ничего у вас не получится, самый главный пешеходный знак я сломала, и теперь вы не сможете в разрешенном месте перейти дорогу. Мин: Ребята, а какой самый главный знак для пешеходов?(ответы детей) Нов: Чтобы справится с заданием, нужно вспомнить, как выглядит знак «Пешеходный переход». По нашей команде вы подходите к столам с тем же номером, что и у вас на руках. На каждом столе- пазлы знака «Пешеходный переход», вам нужно его собрать. Игра «собери знак». Дети собирают знак «пешеходный переход». Злоринда: Так, с этим заданием справились. Следующее задание ни за что не выполните. Я вас запутаю, потому что светофоры бывают разные. Мин: Ребята, скажите, а какие бывают светофоры? (ответы детей) Правильно, светофоры бывают трехсигнальные для автомобилистов и двухсигнальные для пешеходов.(демонстрирует картинки светофоров) Нов: Ребята, но чтобы перейти проезжую часть, одних светофоров не достаточно. А кто знает, что еще должно быть? (ответы детей). Правильно, разметка, которая называется «Зебра». И все пешеходы должны передвигаться через дорогу только по «Зебре». Сейчас вам предстоит собрать «светофоры», используя пластмассовые шарики определенных цветов. Для этого нужно построиться возле коробочек с шариками, светофоры располагаются на стойках на определенном расстоянии. От коробочки до стойки шарики нужно переносить, шагая по зебре, соблюдая Правила дорожного движения. Игра «Собери светофор» Участники команд, поочерёдно, двигаясь по пешеходным переходам, собирают светофор для водителей и светофор для пешеходов. Злоринда: Сейчас я проверю по волшебному, все ли цвета у вашего светофора правильные! Химический опыт «Светофор». Для опыта нам понадобятся: индигокармин, глюкоза, каустическая сода, горячая вода, 2 стеклянных сосуда, защитные перчатки. Для начала в одном стеклянном сосуде растворим 4 таблетки глюкозы в небольшом количестве горячей воды. 4 таблетки- это 2 грамма. Добавляем к раствору глюкозы около 10 мг раствора каустической соды. Получили щелочной раствор глюкозы. Отставляем его пока в сторонку. Во втором сосуде растворяем некоторое количество индигокармина. Получается раствор синего цвета. Теперь осторожно вливаем в этот раствор щелочной раствор глюкозы. Жидкость изменит цвет на зеленый. Это синий индигокармин окисляется кислородом воздуха, т.к. жидкость насыщается этим газом при переливании. Постепенно зелёный раствор будет становиться красным, а затем жёлтым. Нов: А теперь проверим мы, как вы собрали светофор. Проверяем, правильно ли собраны цвета светофора. Если есть ошибки, предлагаем детям их исправить. Злоринда: Опять все правильно! Вот вам супер сложное задание. Я все знаки перемешала. Найдите на кубиках знаки, предназначенные для пешеходов. На экране появляются дорожные знаки, они перемешиваются. Мин: Ну–ка, ребята, давайте вспомним, какие бывают знаки для пешеходов? Нов: А где пешеходы могут переходить улицу? Мин: Как определить, где находится пешеходный переход?( ответы детей) Для выполнения следующего задания нам нужно пройти к столикам. На столиках находятся кубики с дорожными знаками. Вам нужно повернуть кубик так, чтобы наверху оказался пешеходный знак. Игра «Пешеходные знаки» Дети переворачивают кубики пешеходным знаком вверх и складывают их в ряд. Мин: А теперь проверим, правильно ли вы собрали знаки. Внимание на экран. На экране в ряд «выстраиваются» пешеходные знаки Нов: Молодцы, ребята! Правила дорожного движения не только нужно знать, но и соблюдать. Мин: А пешеходу переходить проезжую часть только по пешеходному переходу, а юному пешеходу держа за руку взрослого. Лучше всех знает Правила дорожного движения самый главный человек – инспектор ГИБДД. Выходит инспектор ГИБДД и рассказывает о том, что из-за несоблюдения правил могут погибнуть люди, называет данные о ДТП по городу с участием детей, и о том, как важно соблюдать ПДД. Злоринда: Ой, ребята, что я натворила. Я не думала, что могут люди погибнуть, простите меня. Теперь я точно знаю, что выходя из дома, нужно помнить правила дорожного движения. Я восстановлю порядок на дороге. «Заклинаю, заклинаю, Правила дорожного движения возвращаю!» На экране появляется картинка восстановленного дорожного движения в городе Мин: А я знаю еще одно правило: в темное время суток, на пешеходах должны быть светоотражающие элементы. И эти элементы мы вам сейчас подарим. Раздают детям светоотражающие брелоки Нов: Дорогие наши маленькие друзья! Порядок на дорогах восстановлен, и нам пора возвращаться домой, а вам в детский сад. Мин: Но перед тем, как уйти, посмотрите, вот лежат зеленые и красные шары. Бросьте в корзину красный шарик, если вы будете поступать, как поступала Злоринда. Злоринда: Ну, я же исправилась! Возьмите зеленый шарик и бросьте в корзину все те, кто запомнил правила, о которых мы сегодня говорили. Нов: Мы прощаемся с вами, до свидания. И помните правила дорожного движения. Ребята, выходя из зала, бросают шарики в корзины. Играет инструментальная музыка. Заключение Каждый период дошкольного детства – это своеобразная ступенька, ведущая к школьной жизни и дальше – к этапу взросления. И задача педагогов – сделать так, чтобы шаги малыша были более уверенными, ведь мы в ответе за то, что делают наши дети. В ходе проведения воспитательного мероприятия дети закрепили знания о дорожных знаках для пешеходов, видах пешеходных переходов, запомнили алгоритм перехода проезжей части по пешеходному переходу. Литература 1. Авдеева, Н.Н. Безопасность: учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста [Текст]/ Н.Н. Авдеева. – СПБ.: Детство- пресс, 2012 – 36с. 2. Комлева, Л.А. Дети и дорога [Текст]/Л.А. Комлева - Каменск – Уральский, «Калан», 2010. -78с. 3. Парфенова, Е.И. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма: методическое пособие [Текст]/Е.И. Парфенова. – М.: «Тритий Рим», 2013 – 126с.