О системе Л.В.Занкова

Орешкина Ирина Юрьевна

На этой странице будут размещаться документы о развивающей системе Л.В.Занкова, уроки, всё, что поможет родителям первоклассников .

Скачать:


Предварительный просмотр:

Концепция системы общего развития Л.В.Занкова

   Современная эпоха – эпоха  активных разработок высоких и тонких технологий, в том числе и в области образования, которые создаются благодаря интеграции передовых достижений многих дисциплин.        Характерной чертой таких технологий является их «личностная центрированность», т.е. направленность на человека как личность. Эти два ведущих понятия для  современных технологий: их интегрированный характер и личностная центрированность  - были базовыми для Л. В. Занкова и его сотрудников уже в середине 20 века, когда они создавали новую   дидактическую систему, направленную на общее развитие каждого школьника. Для этой дидактики А. Г. Асмолов нашел очень точное определение - «психодидактика» -  и назвал  Занкова лидером этого направления.
        Система обучения Л.В. Занкова возникла в ходе междисциплинарного исследования соотношения обучения и развития. Междисциплинарный характер выразился, во-первых, в интеграции  достижений нескольких наук, занимающихся изучением ребенка: физиологов, дефектологов,   психологов и педагогов, во-вторых,   в интеграции эксперимента, теории и практики. Впервые результаты научного исследования через психолого-педагогический эксперимент обрели вид целостной педагогической системы и, таким образом, были доведены до практической  их реализации.  
       Вывод по проблеме исследования: развитие происходит как сложный процесс взаимодействия внешних и внутренних факторов, то есть индивидуальных, глубинных качеств ребенка.  Такому пониманию соотношения обучения и развития  соответствует особый тип обучения, при котором, с одной стороны, уделяется исключительное внимание построению обучения, его содержанию, принципам, методам и проч. как отражающим социальный опыт, социальный заказ, с другой - столь же исключительное внимание уделяется внутреннему миру ребенка: его индивидуальным и возрастным особенностям, его потребностям и интересам.
       Общее развитие Л.В.Занков понимает как целостное движение психики, когда каждое новообразование возникает в результате взаимодействия его ума, воли, чувств. При этом особое значение придается нравственному, эстетическому развитию. Речь идет о единстве и равнозначности в развитии интеллектуального и эмоционального, волевого и нравственного.
           В настоящее время приоритетами образования признаны идеалы развивающего обучения: умение учиться,  предметные  и универсальные (общеучебные) способы действий, индивидуальный прогресс ребенка в эмоциональной, социальной, познавательной сферах. Для реализации этих приоритетов необходима  научно обоснованная, проверенная временем развивающая педагогическая система. Таковой является система Л.В. Занкова, которую характеризуют целостность и взаимообусловленность следующих ее частей.
        Цель обучения  - оптимальное общее развитие каждого ребенка.
        Задача обучения - представить учащимся целостную широкую картину мира средствами науки, литературы, искусства и непосредственного познания.
        Дидактические принципы - обучение на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности; ведущая роль теоретических знаний; осознание процесса учения; быстрый темп прохождения учебного материала; работа над развитием каждого ребенка, в том числе и слабого.
        Типические свойства методической системы - многогранность, процессуальность, коллизии, вариантность.
Предметные методики по всем образовательным областям;
формы организации обучения;
характер взаимоотношений между участниками педагогического процесса;
система изучения результативности обучения и развития школьников.
        Система развивающего обучения доказала свою эффективность в условиях четырехлетней и трехлетней начальной школы при обучении с 7 лет, а также в настоящее время при обучении детей в четырехлетней школе с 6 лет.  Массовое использование системы в практике современной школы доказывает универсальность и высокую эффективность дидактической системы общего развития в любых условиях ее реализации. Эта система дает учителю теорию и методику развития личности ребенка, его познавательных и созидательных способностей.
       Воспитание человека, соответствующего современным требованиям общества, возможно только в том случае, если, по известному высказыванию Л.С. Выготского, обучение будет забегать вперед развития ребенка, то есть оно будет осуществляться в зоне ближайшего развития, а не на актуальном, уже достигнутом уровне. Это базовое для современной школы психологическое положение осмыслено Л.В.Занковым как дидактический принцип: «обучение на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности». Обязательным условием его правильной реализации является знание особенностей воспитанников, знание актуального уровня их развития. Постоянное изучение ребенка, начиная с его поступления в школу, позволяет достаточно точно обозначить предельный для каждого ученика уровень трудности предлагаемого содержания и методов его усвоения.  
        Новые знания о личности обучаемого и переосмысление уже известных и явились той научной базой, на основе которой было создано следующее поколение учебных курсов для начальных классов, которые рекомендованы к использованию в школе Министерством образования и науки.  
        Ниже остановимся на некоторых существенных особенностях современных младших школьников, которые учитывались при разработке учебных программ. Через эти особенности раскроем смысл дидактической системы Л.В. Занкова.  
        В единстве интеллектуального и эмоционального  у ребенка младшего школьного возраста акцент делается на  эмоциональное, которое и дает толчок интеллектуальному, нравственному, творческому началу (методическое свойство многогранности).
        Рассмотрим соотношение связей и возможностей правого и левого полушарий мозга в младшем школьном возрасте. Особенности эти   в том, что даже у будущих левополушарников пока преобладает правополушарная организация психических функций, так как правое полушарие (отвечающее за целостное, панорамное, эмоционально-образное восприятие и мышление) опережает в своем развитии левое (рациональное, аналитическое, алгоритмическое) полушарие. Человек правополушарного типа – исследователь – получает положительное эмоциональное подкрепление в процессе поисковой деятельности, что дает толчок к ее продолжению. Именно поэтому при обучении так важно учитывать характер эмоций,  душевное состояние детей на уроке, именно поэтому так важен при обучении младших школьников акцент на поисковой деятельности, на самостоятельном добывании знаний.
       Импульсом к поисковой деятельности могут быть коллизии. Они возникают тогда, когда:
- ребенок сталкивается с нехваткой (избытком) информации или способов деятельности для решения поставленной проблемы;
- он оказывается в ситуации выбора мнения, подхода, варианта решения и т.п.;
- он сталкивается с новыми условиями использования уже имеющихся знаний.
       В таких ситуациях обучение идет не от простого к сложному, а, скорее, от сложного к простому: от какой-то незнакомой, неожиданной ситуации через коллективный поиск (под руководством учителя) к ее разрешению.
        Реализация дидактического принципа «обучение на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности» требует так отбирать и структурировать содержание, чтобы при работе с ним учащиеся испытывали максимальное умственное напряжение. Мера трудности варьируется в зависимости от возможностей каждого школьника, вплоть до прямой помощи. Но сначала школьник должен столкнуться с познавательной трудностью, которая и вызывает эмоции, стимулирующие поисковую деятельность ученика, класса.
        Младшим школьникам свойствен синкретизм (слитность, нерасчлененность) мышления, достаточно низкий уровень развития анализа и синтеза. Мы исходим из общего представления о развитии как процессе перехода от низких стадий, для которых характерны слитные, синкретичные формы, к все более расчлененным и упорядоченным формам, которые характерны высоким уровням. Психологи называют такой переход законом дифференциации. Ему подчиняется психическое развитие в целом и умственное развитие в частности. Следовательно, на начальном этапе обучения следует предоставлять ребенку широкую целостную картину мира, которую создают интегрированные курсы. Так выстроенные курсы в наибольшей степени соответствуют возрастным особенностям младших школьников и особенностям современного информационного потока, который не членится на отдельные области знания.  
        В соответствии с этими особенностями все учебные курсы построены на интегрированной основе. В курсе «Окружающий мир» активизируются связи между знаниями о Земле, ее природе и общественно-культурной жизнью человека, которая происходит в определенное историческое время, в определенных природных условиях. Сами за себя говорят подзаголовки курсов по технологии «Твори, выдумывай, пробуй!» и «Ручное творчество». «Литературное чтение» органично сочетает работу по восприятию произведений литературы, музыки и изобразительного искусства. На основе широкой внутрипредметной интеграции построен курс русского языка, в котором во взаимосвязях представлены система языка, речевая деятельность и история языка; на такой же интеграции построен курс математики, в котором органично сочетается содержание арифметики, геометрии, начал алгебры, истории математики. В курсе музыки музыкальная деятельность учеников организуется как единство исполнения, слушания и импровизации. В ходе этой деятельности знания о музыке, ее истории, о композиторах интегрируются со знаниями по литературе,  изобразительному искусству, фольклору.
        Комплект учебников развивает важнейшие умения информационной эпохи: находить и анализировать информацию, общаться в устной и письменной форме – высказывать и доказывать свою точку зрения, обсуждать сходные и противоположные взгляды, слушать и слышать.
        Именно интегрированный курс, у которого есть возможность представить детям разные стороны действительности, создает условия для индивидуализации обучения, включая в активную учебную деятельность учащихся с разным типом мышления: наглядно-действенным, наглядно-образным, словесно-образным и словесно-логическим. Условием для этого является разноуровневое содержание, позволяющее подходить к его анализу многоаспектно.
        В основе структурирования программ интегрированных курсов лежит дидактический принцип ведущей роли теоретических знаний. Его реализация в содержании учебных предметов создает условия для исследования учениками взаимозависимости явлений, их внутренней существенной связи. Но наряду с этим с первых же дней учебы начинается работа по постепенному разграничению в познании детей разных признаков изучаемых объектов и явлений, по четкому разграничению сходных объектов. Л.В. Занков писал, что если охарактеризовать в самой общей форме построение учебных программ, то «можно определить его как дифференциацию, то есть расчленение целого на многообразные формы и ступени». При этом разграничение всегда идет в рамках системности и целостности. Это значит, что каждый элемент знаний должен усваиваться только в связи с другими и обязательно внутри определенного целого. При таком построении курсов школьник осознает не только содержание учебного предмета, но и сам процесс добывания знания (принцип осознания процесса учения).
        Л.В. Занков решительно отказался от практики, когда каждый отрезок учебного курса рассматривается как самостоятельная и законченная единица, когда можно переходить к новому отрезку лишь после того, как будет «основа-тельно» усвоен предыдущий. «Подлинное познание каждого элемента, - пишет Л.В. Занков, - все время прогрессирует по мере овладения другими, последующими элементами предмета и осознания соответствующего целого вплоть до всего учебного курса и его продолжения в следующих классах». Так обеспечивается действенность дидактического принципа «быстрый темп прохождения учебного материала». Этот принцип требует постоянного движения вперед. Непрерывное обогащение ума школьника разносторонним содержанием создает благоприятные условия для все более его глубокого осмысления, поскольку оно включается в широко развернутую систему.
       Таким образом, освоение основного, базового содержания, обозначенного в Государственных стандартах, осуществляется системно: 1) пропедевтическое изучение будущего программного материала, сущностно связанного с актуальным содержанием для данного года обучения; 2) его изучение при актуализации объективно существующих связей с прежде изученным материалом;  3) включение этого материала в новые связи при изучении  новой темы.   
       Новизна содержания или учебной ситуации является обязательным условием организации процесса развивающего обучения. Поэтому ни в одном из учебников, как и в прежних изданиях, нет разделов «Повторение пройденного». Пройденное органично включается в изучение нового. Так создаются условия для многократного оперирования одним и тем же содержанием в течение длительного времени, что обеспечивает его исследование в разнообразных связях и функциях, и в результате приводит к прочности усвоения материала (новый уровень реализации методического свойства процессуальности и вариантности).
 Следующая особенность обучающихся в начальных классах прямо связана с предыдущими: мыслительные операции младших школьников (анализ, синтез, обобщение) наиболее продуктивно осуществляются на наглядно-действенном, наглядно-образном и в какой-то мере словесно-образном уровнях.
       Именно эти уровни мышления должны стать ступенькой к словесно-логическому мышлению. Мы говорим не о последовательной, а о параллельной работе на всех четырех уровнях осуществления мыслительной деятельности с учетом достижений ребенка. Наибольшими возможностями для дальнейшего совершенствования наглядно-действенного уровня мышления обладают ручное творчество, физическое воспитание, непосредственное познание окружающего мира. Развитию наглядно-образного, словесно-образного и словесно-логического мышления могут способствовать все школьные учебные предметы. Авторы всех учебников сочетают в заданиях вопросы, требующие их решения на разных уровнях осуществления мыслительных операций. Подобная многоаспектность вопросов позволяет сочетать доступный уровень выполнения задания с возможностью каждому ребенку работать на высоком уровне трудности, поднимаясь до словесно-логического мышления. Так постепенно будет складываться опыт рассмотрения одного и того же объекта с разных точек зрения, опыт установления всех возможных связей, которые и создают данный объект или явление.
        Еще раз подчеркнем, что успешность в формировании у детей знаний, умений и навыков прямо зависит от уровня их общего развития, в том числе и от уровня развития предпосылок к той или иной учебной деятельности. Знание особенностей обучающихся позволяет реализовать в учебниках дидактический принцип «работа над развитием каждого, в том числе и самого слабого ребенка».
        Развивающее обучение возможно только при условии постоянного изучения ребенка. В нашем портфеле есть способы диагностики школьной зрелости и система перекрестного изучения результативности обучения и развития школьников. Разработана система развития у детей способности к самоконтролю как ступеньки к развитию такого фундаментального требования к выпускнику школы, каким является способность к саморазвитию. Впервые в рабочие тетради по всем учебным предметам включены задания, предполагающие самоконтроль, самоанализ своих достижений. Это существенное продвижение на пути  к безотметочной (качественной) форме изучения результативности обучения.  
        Для системы, которая внедрена в широкую практику, в высшей степени важно свойство вариантности. Основное функциональное значение этого методического свойства состоит в том, чтобы найти такие пути и средства реализации методической системы, которые бы позволили проявиться индивидуальным особенностям учителей, школьников, а также учитывали бы разные варианты условий обучения. «В перспективе подлинное творчество, - пишет Л.В. Занков в монографии «Обучение и развитие», - будет приобретать все большее значение. Унификация, которая характерна для традиционной методики начального обучения, несомненно, будет преодолена. Тогда выявятся и окажутся высокодейственными те потенциальные духовные силы, которые присущи каждому учителю и каждому школьнику».
        Выбор, свобода творчества являются основными признаками гуманной педагогики. На данном этапе развития занковской системы учителю в большинстве случаев предлагаются два варианта учебников по предмету. Это значит, что появился выбор учебников в соответствии с профессиональными и индивидуальными особенностями учителя, что, в свою очередь, не может не способствовать повышению эффективности обучения.
        Назовем важные особенности учебно-методического комплекта, в основе которого  современное знание о возрастных и  индивидуальных особенностях младшего школьника. Комплект обеспечивает:
- понимание взаимосвязей и взаимозависимостей изучаемых объектов, явлений благодаря интегрированному характеру содержания, что выражается в сочетании материала разного уровня обобщения (надпредметного, меж- и внутрипредметного), а также в сочетании его теоретической и практической направленности, интеллектуальной и эмоциональной насыщенности;
 - владение понятиями, необходимыми для дальнейшего образования;
- актуальность, практическую значимость учебного материала для обучающегося;
- условия для решения воспитательных задач, социально-личностного, интеллектуального, эстетического развития ребенка,  для формирования учебных и универсальных (общеучебных) умений;  
- активные формы познания в ходе решения проблемных, творческих заданий: наблюдение, опыты, дискуссия, учебный диалог (обсуждение разных мнений, гипотез) и др.;
-  проведение исследовательских и проектных работ, развитие информационной культуры;
- индивидуализацию обучения, которая тесно связана с формированием мотивов деятельности,  распространяясь на детей разных типов по характеру познавательной деятельности, эмоционально-коммуникативным особенностям, по гендерным признакам. Индивидуализация реализуется в том числе  посредством трех уровней содержания: базовому, расширенному и углубленному.  
        В процессе обучения используется широкий спектр форм обучения: классных и внеклассных; фронтальных, групповых, индивидуальных в соответствии с особенностями учебного предмета, особенностями класса и индивидуальными предпочтениями учеников.
        Для изучения результативности освоения учебных программ и разработанных на их основе УМК учителю предлагаются материалы по  качественному учету успешности обучения школьников, в том числе и интегрированные проверочные работы, что соответствует позиции Министерства образования и науки РФ. Отметками оцениваются только результаты выполнения письменных работ со второго полугодия 2 класса. Поурочный балл не выставляется.
        Изначальная нацеленность учебных программ и УМК на развитие каждого ученика создает условия для его реализации во всех видах учебных заведений (общеобразовательных, гимназиях, лицеях).



Предварительный просмотр:

Мы будем рады сотрудничать с вами в воспитании и развитии достойного гражданина — вашего ребенка.

Для начала давайте сверим наше и ваше понимание двух основных для начала обучения вопроса. Согласны ли вы с нами?

1. В чем состоит помощь родителей детям в обучении?

  1. В уходе за ребенком, в обеспечении (по возможности) нормальным питанием, отдыхом, посильной физической нагрузкой.
  2. В расширении его кругозора: совместном чтении, просмотре фильмов, организации походов по интересным местам, посещении музеев, театров и просто в дружеском разговоре.
  3. В обсуждении (без назидательности) его школьных дел, в рассказах о своих профессиональных делах, о родословной, о жизни в стране.
  4. В постоянном контакте с учителем.

2. Чего родители не должны делать?

  1. Брать на себя подготовку домашних заданий, иначе учитель не сможет знать, что у вашего ребенка получается, а что нет, а значит, не сможет ему помочь.
  2. Наказывать за неуспех, в основе которого лежат индивидуальные особенности вашего ребенка.


Более подробно эти и другие позиции родительской грамоты раскроет учитель вашего ребенка на родительских собраниях.

Нечаева Наталия Васильевна, кандидат педагогических наук
Статья предоставлена сайтом "Развивающая система Занкова"



Предварительный просмотр:

Короткой строкой о прошлом, настоящем и будущем системы Л.В.Занкова

Научная лаборатория, руководимая педагогом, психологом академиком Л. В. Занковым, начала исследование проблемы соотношения обучения и развития в 1957 году вначале на базе одного класса, затем десяти, ста классов. На основе теоретического и практического осмысления полученных данных в системе общего развития было создано первое поколение учебников для четырехлетней школы с началом обучения в семь лет. Затем наша школа перешла на трехлетнее начальное обучение. И опять на основе осмысления новых экспериментальных и научных данных сотрудники лаборатории переработали учебники применительно к новому контингенту учащихся. Таким образом, сейчас занковские классы работают по четвертому поколению учебников, которые стали результатом исследования современных детей, современных условий их жизни в школе, изучения новых данных о них, полученных психологами, физиологами, дефектологами.

Результаты исследования опубликованы более чем в 500 работах. Теоретические труды Л. В. Занкова и его последователей переведены в 14 странах, среди них: Болгария, Венгрия, Германия, Италия, Китай, США, Франция, Япония.

В 1993 году Министерство образования России организовало Федеральный научно-методический центр им. Л. В. Занкова.

Наши организационные достижения за прошедшее десятилетие:

  1. система признана широкой общественностью России, она используется в Белоруссии, на Украине, в отдельных школах Казахстана, Молдавии, Узбекистана. Налажены творческие связи с педагогическими коллективами школ города Бостона (США), Тель-Авива (Израиль), Брисбена (Австралия);
  2. в регионах открыты филиалы ФНМЦ им. Л. В. Занкова, планы работы которых координируются с планом Центра с учетом местных условий;
  3. организована очная переподготовка работников образования в Москве на базе Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования, а также во время выездов на места (примерно 40 выездных курсов ежегодно);
  4. Объединение профессионалов, содействующих системе развивающего обучения Л. В. Занкова, издает журнал "Практика образования"; регулярно проводит детские олимпиады, призванные выявлять и поддерживать одаренных детей; организует заочную форму переподготовки работников образования; проводит конференции и конкурсы учителей.

Сейчас разработкой системы и ее внедрением в практику занимаются ФНМЦ им. Л. В. Занкова, Объединение учителей-занковцев и самарское Издательство "Учебная литература" Корпорации "Федоров".

В конце еще раз подчеркнем, что основная особенность системы и основная трудность ее разработки заключается в согласовании ведущей роли обучения с чрезвычайно бережным отношением к внутреннему миру ребенка, с предоставлением простора его индивидуальности, то есть в согласовании внешних и внутренних факторов развития. Осознание единства и постоянной противоречивости этих двух начал и является движущей силой развития системы, цель которой — целостное развитие ребенка — его интеллекта, воли, чувств, эмоционально-нравственной сферы. Поэтому наше продвижение вперед как на современном этапе, так и в будущем, связано с все более глубоким познанием особенностей детей педагогами, психологами, физиологами, дефектологами, с одной стороны, и с разработанностью общепедагогических, дидактических проблем современного образования, — с другой.

Нечаева Наталия Васильевна, кандидат педагогических наук
Статья предоставлена сайтом "Развивающая система Занкова"



Предварительный просмотр:

Какие сегодня существуют системы обучения?

В настоящее время в Российской Федерации государственными признаны три школьные системы обучения: традиционная, Л. В. Занкова и Д. Б. Эльконина — В. В. Давыдова.

Традиционная система обучения существует почти 400 лет. Она разработана крупнейшим чешским ученым и педагогом Яном Амосом Коменским (1592-1670 гг). Он впервые обосновал идею всеобщего обучения на родном языке, создал стройную систему всеобщего образования, разработал классно-урочную форму обучения. Система способствовала развитию у школьников тех качеств, которые были необходимы для достойной жизни в условиях ремесленного производства и появления первых паровых машин: полное послушание, умение повторить действия учителя (мастера). В течение всей своей жизни человек мог заниматься одним и тем же делом, выполняя его одними и теми же методами.

К поколениям россиян, выросших в XX веке, практически предъявлялись те же требования, они также имели возможность в течение жизни заниматься одной профессией, в которой мало что менялось. Однако именно в XX веке произошли глобальные изменения в науке и общественной жизни, резко возрос поток информации, человек стал жить в принципиально других скоростях. Все это привело к необходимости существенно пересмотреть задачи и методы обучения школьников, а система Коменского, успешно применявшаяся на протяжении нескольких столетий, уже не могла удовлетворить требования 20-30-х годов третьего тысячелетия, когда ваш ребенок будет искать свое место во взрослой жизни



Предварительный просмотр:

Как происходит урок в занковских классах



Построение урока и его ход в занковских классах заметно отличаются от уроков в традиционных. Надеемся, что уже прочитанный вами текст делает это утверждение вполне понятным. В чем выражаются эти отличия? Во-первых, активная познавательная деятельность ребенка может состояться только в том случае, если в классе установились добрые, доверительные отношения между учителем и учениками и между самими учениками. Разумеется, в занковских классах учитель не теряет руководящей роли при ведении урока. В то же время он должен быть предельно внимательным к личности каждого ребенка, его мнению, должен правильно реагировать на ошибки или на проступки ученика, не допуская при этом грубости и унижения достоинства ребенка. Известное высказывание Л. В.Занкова "Ребенок — это тот же человек, только маленький" как нельзя лучше характеризует те отношения, которые должны установиться в классе.

Приведем шутливое стихотворение В. Берестова о зайце, и вы поймете, какие условия обучения ожидают ваших детей — наших учеников:

За уши зайца
Несут к барабану.
Заяц ворчит:
— Барабанить не стану.
Нет настроения,
Нет обстановки,
Нет подготовки.
Не вижу морковки!

Во-вторых, процесс обучения строится таким образом, чтобы ученик мог, по возможности, добывать знания самостоятельно, а учитель только помогал ему, направляя на нужный путь. Урок строится в форме дискуссии. Без этого невозможно ответить на те проблемные вопросы, которыми насыщены учебники. Ученики могут не согласиться не только с мнением товарищей, но и с мнением учителя. Им предоставлено право спорить, отстаивать и аргументировать свою точку зрения. При таком подходе возможны ошибочные суждения, поэтому чрезвычайно важно, чтобы учащиеся не боялись допустить ошибки, которые неизбежны при самостоятельном добывании знаний, и чтобы это не каралось отметкой (скорее, наоборот: активность на уроке должна поощряться).

Примерно в конце октября первоклассникам предлагается прочитать в Азбуке столбики слов и ответить на вопрос: "Какое слово пропущено? Почему?"

гол дом диван дорога / голы дома диваны дороги ворота

Столбики слов, аналогичные первым четырем, даются в азбуках всех авторов (обратите внимание, что от столбика к столбику увеличивается длина слов, но все они состоят пока еще только из открытых слогов). Включение последнего варианта: слово "ворота", которое не имеет формы единственного числа, принципиально меняет учебную ситуацию. Дети не просто тренируются в чтении, они невольно должны осуществлять сразу два действия: озвучивать слова и понимать их смысл, на доступном уровне включая процедуру анализа слов. Представьте, что происходит в голове ребенка, когда он читает и выполняет задание одновременно. Уже к третьему столбику все дети начинают понимать принцип составления этих столбиков: первым записано слово, которое называет один предмет, вторым — несколько предметов. Четвертый столбик подтверждает догадку. И в момент, когда они, прочитав слово "ворота", приготовились назвать его в форме единственного числа — оказалось, что они не могут этого сделать. Возникла коллизия, недоумение, а значит, активизировались интеллектуальные действия. Но задание смутило не всех шестилеток. Один ученик без всякого смущения говорит: "Здесь пропущено слово "воротник". Учитель ждет реакции класса, не показывая своего отношения к этому ответу. Кто-то из учеников трогает свой воротник, кто-то произносит: "ворота — воротник", кто-то показывает руками, мол, вот какие ворота, а вот какой воротник. Класс не согласен с мнением мальчика, но недоумевает, а как же решается эта задача. Выйти из положения помогает учитель, предложив назвать слова в единственном числе.

Учитель: Столы.
Дети: (дружно) Стол!
Учитель: Облака.
Дети: Облако!
Учитель: Ножницы.

Растерянность детей, несколько возгласов "нож" и тут же отказ от этого ответа, учитель не помогает, называет дальше.

Учитель: Окна.
Дети: Окно!
Учитель: Дрова.

Дети не знают ответа.

Учитель: Брюки.

Дети не знают ответа.

Учитель: Вот какие слова есть в русском языке! Слова, которые не имеют формы единственного числа.

Внимательно прочитайте этот эпизод урока, и вам станет понятно, почему Леонид Владимирович Занков говорил: "Ошибка — находка для учителя!". Вдумайтесь в этот афоризм, и тогда вы поймете и то, почему все российские педагоги-гуманисты, создатели целостных авторских систем Ш. А. Амонашвили, Л. В. Занков, В. В. Сухомлинский, Б. Д. Эльконин и В. В. Давыдов прежде всего отказывались от оценивания труда ученика посредством отметки. Очень образно и точно определил роль отметки В.В. Сухомлинский, назвав ее "палкой в руках учителя". А теперь и Министерство образования и науки проводит всероссийский эксперимент по безотметочному обучению на протяжении всей начальной школы. В системе Л. В. Занкова разработана качественная оценка достижений школьника, которая позволяет ребенку видеть свои сильные и слабые стороны, а учителю и родителям оценить динамику продвижения ученика.

В-третьих, система Л. В. Занкова предполагает разнообразие форм обучения: например, наряду с занятиями в классе широко практикуются экскурсии (в музеи, театры, на концерты, природу, предприятия — в зависимости от предмета и изучаемого материала), а также занятия в библиотеке.

Обучение не обещает ученикам легкой, беззаботной жизни. Напротив, — яркую, насыщенную, интенсивную. Вы, наверное, это поняли по нескольким приведенным выше примерам. А как можно воспитать думающего, самостоятельного человека без преодоления трудностей? Мы, например, слышали выражение "облегченная система Занкова". Ну, можно ли облегченно развивать?! Можно ли облегченно готовить к взрослой жизни?!

"Трудность", которую мы предлагаем детям, рассчитана на ее преодоление или самим учеником, или усилиями всего класса, или совместно с учителем. Именно в таком порядке. Наши наблюдения за учащимися показывают, что правильно построенные уроки не вызывают у детей нервных перегрузок, наоборот, положительный настрой, интерес к познанию, отсутствие ненужных "карательных" мер — все это сводит до минимума неизбежную усталость от работы и не вызывает негативного отношения к учебе. Мы были неоднократно свидетелями таких "парадоксальных" ситуаций, когда дети не хотели со звонком выходить из класса (задача не была решена до конца) или на каникулах скучали по школе, по учебе.

На фрагменте урока вы увидите, как проходила работа в конце 1 класса. Обратите особое внимание на атмосферу урока, на настроение ребят.

Учитель: Найдите "лишний" рисунок.

(Даны пять рисунков, на каждом есть здание и дети. О различиях в рисунке вы можете судить по ответам детей.)

Ученик 1: "Лишний" пятый рисунок: на нем зима, а на остальных весна.
Ученик 2: А еще "лишний" первый рисунок: на нем дом, в котором живут, а на остальных школа.
Ученик 3: "Лишним" можно считать второй рисунок: везде дети идут, а на нем стоят.
Ученик 4: "Лишний" четвертый рисунок — на нем дети идут к дому, а на остальных от дома.

Дальше наступила достаточно длительная пауза.

Возгласы детей: "Все, больше нет ничего", "Неужели еще есть "лишнее"?"

Учитель улыбается, ждет. Наконец, еще вариант.

Дети: Средний рисунок "лишний": на нем мальчиков меньше, чем девочек, а на остальных поровну.
Аплодисменты, выкрики: "Молодец", "Ура", "Вот это да!"
Дети: А может быть, еще есть "лишнее"?

Еще рассматривают, других вариантов не находят.

Легко заметить, что вначале первоклассники выделили внешние, наиболее очевидные признаки. Но постепенно перешли к более скрытым и, наконец, вышли на чисто математический. Содержание всех учебных предметов строится таким образом, чтобы ученики постепенно научились различать существенные и несущественные признаки объектов и явлений, научились рассматривать одно и то же явление с разных точек зрения, устанавливать всевозможные связи, видеть новое в уже известном. Надо ли пояснять, что когда ребенок длительное время фиксирует свое внимание на одном содержании, воспитывается воля к достижению цели, умение довести дело до конца. Надо ли пояснять, что в процессе такого сотрудничества воспитывается личность ребенка в целом, в том числе и коммуникативные качества.

Ни одно из приведенных трех заданий не решалось просто, однозначно. А спросите у ваших детей, трудные ли это задания, ответят — интересные.

Нечаева Наталия Васильевна, кандидат педагогических наук
Статья предоставлена сайтом "Развивающая система Занкова"



Подписи к слайдам:

Родительскоесобрание.
…можно предложить ребенку выполнить такое упражнение. Пусть мама или папа, переходя из одного места комнаты в другое, принимают в этих местах разные позы (таких мест и поз должно быть 4-5). Затем ребенок должен обойти те же места и повторить те же позы сначала в том порядке, в котором они были показаны, а потом в обратном.
Находясь с ребенком в новых для него местах, особенно на природе, почаще обращайте его внимание на пейзажи, на звуки, наполняющие природу. Очень важно, чтобы дети запоминали свои чувства, ощущения, возникающие во время отдыха, веселья. Это те состояния, воспоминания о которых помогут им не только пережить минуты печали, обиды, но и избавиться от страхов, довольно часто проявляющихся у дошкольников.
Пусть кто-то из родителей назовет 10 цифр. Ребенок должен постараться запомнить их в том порядке, в каком они назывались. Например: 9, 3, 7, 10, 4, 1, 6, 8, 2, 5.
Пусть кто-нибудь из родителей не торопясь прочтет ребенку с интервалом в 5 секунд 10 приведенных ниже слов. Ребенок должен их запомнить и воспроизвести в той же последовательности. Слова: тарелка, щетка, автобус, сапог, иголка, стол, лимон, озеро, рисунок, банка.
Задачки на логику
Жили-были три девочки:Таня, Лена и Даша.Таня выше Лены, Лена выше Даши.Кто из девочек самая высокая,а кто самая низкая?Кого из них как зовут?
Таня Даша Лена
Задачки на логику
Мышка едет не в первом и не в последнем вагоне. Цыпленок не в среднем и не в последнем вагоне. В каких вагонах едут мышка и цыпленок?

Мышка в среднем, цыпленок в первом.
Игры для развития памяти
Игра "Фотоаппараты" - на развитие памяти и внимания. 1-ый вариант: детям на секунду показывается карточка с любым изображением, должны как можно подробнее описать его.
Игры для развития памяти
2-ой вариант: показывается картинка с изображением какого-либо сюжета (30 секунд), после чего дается другая, подобная первой картинка, но на ней некоторые предметы отсутствуют или заменены на что-то другое. Надо сказать, что изменилось
Игры для развития памяти
3-ий вариант: на столе раскладываются любые предметы, игрушки и т.п. (в количестве не больше 7 штук для ребенка 5-6 лет, если ребенок младше, то число предметов должно быть меньше). Ребенку дается 30 секунд, чтобы запомнить, что и где лежит. Затем он отворачивается. Взрослый переставляет предметы, либо что-то убирает совсем или замещает на другой предмет. Ребенок должен определить, что изменилось.
(наиболее интересно, когда ребенок рисует лабиринт для родителя, а родитель - для ребенка. И каждый старается нарисовать позапутаннее). Сейчас в продаже есть много разных трафаретов всевозможных геометрических фигур, животных.
Развитие моторики у детей
Если у ребенка плохо развита мелкая моторика и ему трудно обучаться письму - то можно поиграть в игры с рисованием. Скажем, обводить наперегонки квадратики или кружочки или продвигаться по нарисованному заранее лабиринту
Лепка из пластилина геометрических фигур, букв, цифр. Для детей школьного возраста лепка не только печатных, но и прописных букв. Затем опознавание слепленных букв с закрытыми глазами.
Развитие моторики у детей
Опознание предмета, буквы, цифры на ощупь поочередно правой и левой рукой. Более сложный вариант - ребенок одной рукой ощупывает предложенный предмет, а другой рукой (с открытыми глазами) его зарисовывает.
Развитие моторики у детей
Народная мудрость создала особый вид фольклора - загадки. Загадки учат нестандартности мышления: отыскивать сходство между самыми отдаленными, внешне несходными вещами. Замок похож на маленькую собачку, потому что не пускает в дом. Луковица напоминает деда, одетого в сто шуб. Для отгадывания загадок требуется не малая сообразительность. Не случайно психологи отмечают большое значение отгадывания загадок для умственного развития детей.
Загадки
Игра "Угадай игрушку".Выбирается один водящий, который выходит на 2-3 минуты из комнаты. В его отсутствие из детей выбирается тот, кто будет загадывать "загадку". Этот ребенок должен жестами и мимикой показать, какую игрушку он задумал. Например, задумана игрушка "зайка". Ребенок прыгает, "грызет морковку" и т. д. Водящий должен отгадать игрушку, выбрать ее, взять в руки и громко назвать. Остальные дети хором говорят "Правильно!" или "Неправильно!".
Развитие мышления
Развивающие упражнения, логические задачки:
Упражнение №1. "На что это похоже"?

Задание: надо придумать как можно больше ассоциаций на каждую картинку. Оценивается количество и качество (оригинальность) образов.
Упражнение №2. "Продолжи узор".
Развивающие упражнения, логические задачки:
"Художник нарисовал часть картинки, а вторую половину не успел. Закончи рисунок за него. Помни, что вторая половина должна быть точно такой же, как и первая".
Развивающие упражнения, логические задачки:
Упражнение № 3. "Найди закономерность".а) Упражнение направлено на формирование умения понимать и устанавливать закономерности в линейном ряду.Инструкция: "Внимательно рассмотри картинки и заполни пустую клетку, не нарушая закономерности".
Развивающие упражнения, логические задачки:
Учим стихи и развиваем речь
Заучивание стихов развивает память, обогащает речь детей устойчивыми словосочетаниями. Есть дети, которым иллюстрации помогают запомнить стихотворение, других они отвлекают. В таком случае лучше сначала рассмотреть картинку, а потом учить стихотворение, закрыв картинку.Надо сказать, что уже давно замечено, что заучивание стихов перед сном облегчает их запоминание.
Развитие связной речи у детей
Очень важно, проводя развивающие занятия с детьми 4-6 лет, стимулировать их речевую активность, выразительность речи, расширять словарь, вырабатывать способность к связному рассказу, изложению своих впечатлений и т. д
Дети 4-5 лет уже могут рассказать о событиях собственной жизни, о своем личном опыте, причем делать это очень выразительно. Попробуйте предложить им помещенные ниже творческие задания.Вспомни случайГоворим по-разномуРассказы по картинкамИстории из жизниМой репортажЧем закончилось?
Развитие связной речи у детей
Итак, ваш ребенок идет в школу. Вы готовили его к этому событию несколько лет, постепенно и терпеливо. Вы добились главного: ему интересно заниматься, он любит узнавать новое, он хочет учиться.
Желаем успехов в вашей общей с ним новой, интересной школьной жизни!
Используемые ресурсы:
http://adalin.mospsy.ru/l_04_00/l_04_01m.shtml http://adalin.mospsy.ru/l_01_13.shtml http://adalin.mospsy.ru/l_01a_01.shtml


Подписи к слайдам:

Потенциалсистемы развивающего обучения Л.В. Занкова для реализации требований ФГОС
Федеральный научно-методический центр им. Л.В. Занкова Объединение профессионалов, содействующих системе развивающего обучения Л.В. ЗанковаИздательский дом «Федоров»
Три государственные системы
1996 год: решение коллегииМинобразования России
- Система развивающего обученияД.Б. Эльконина-В.В. Давыдова- Система развивающего обучения Л.В. Занкова
Традиционнаясистема обучения
ЛИЧНОСТНЫЕ
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
ПРЕДМЕТНЫЕ
Самоопределение:внутренняя позиция школьника;самоуважение и самооценка
Смыслообразование:мотивация (учебная, социальная);границы собственногознания и «незнания»
Морально-этическаяориентация:ориентация на выполнениеморальных норм;способность к решению моральных проблем на основе децентрации;оценка своих поступков
Регулятивные:управление своей деятельностью;контроль и коррекция;инициативность и самостоятельность
Коммуникативные:речевая деятельность;навыки сотрудничества
Познавательные:работа с информацией;работа с учебными моделями;использование знаково-символических средств, общих схем решения; Выполнение Операций сравнения, анализа,Обобщения, классификации, Установления аналогий,подведения под понятие
Основы системынаучных знаний
Опыт «предметной» деятельности по получению,преобразованиюи применениюнового знания
Предметные и метапредметные действия с учебным материалом
Планируемые результаты начальногообразования в соответствии с новым ФГОС
Реализация цели ФГОС средствами системы Л.В. Занкова
Цель - развитие личности
Единые психолого-педагогические основы системы
Дидактические принципы:обучение на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности;2) ведущая роль теоретических знаний;3) осознание процесса учения;4) быстрый темп изучения материала;работа над развитием каждого ребенка, в том числе и слабого.
Методика обученияТипические свойства методики:1) многогранность;2) процессуальность;3) коллизии; вариантностьПредметные методики :Организационные формыСистема изучения результативности.
Условия достижения планируемых результатов
личностных
метапредметных регулятивных, познавательных, коммуникативных
предметных
Дидактические принципы системы развивающего обучения

Обучение на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности Ведущая роль теоретических знаний Осознание процесса учения Быстрый темп изучения учебного материала Работа над развитием каждого ребенка, в том числе и слабого.

Список учебников, включенных в Федеральный переченьучебников, рекомендованных к использованиюв образовательном процессе в образовательныхучреждениях, реализующих образовательные программыобщего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2012/2013 учебный год
Русский язык59Р Нечаева Н.В., Белорусец К.С.  Азбука.60Р - 61Р Нечаева Н.В. Учебники 1–2 кл. 62Р - 63Р Нечаева Н.В., Яковлева С.Г. Учебники 3–4 кл.  Литературное чтение149Р - 152Р Свиридова В.Ю. Учебники 1–4 кл. 133Р - 136Р Лазарева В.А. Учебники 1–4 кл.  Математика237Р Аргинская И.И., Бененсон Е.П., Итина Л.С., Кормишина С.Н. Учебник 1 кл.238Р - 240Р Аргинская И.И., Ивановская Е.И., Кормишина С.Н. Учебники 2 - 4 кл.  Окружающий мир325Р - 328Р Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Учебники 1-4 кл. Физическая культура550Р Шаулин В.Н. Учебник 1-4 кл.Музыка.457Р - 460Р Ригина Г.С. Учебники 1-4 кл.1711Р - 1713Р Ригина Г.С. Учебники 5-7 кл.

Технология521Р – 522Р Цирулик Н.А., Проснякова Т.Н. Учебники 1-2 кл. 523Р Цирулик Н.А. Учебник 3 кл. 524Р Цирулик Н.А., Хлебникова С.И., Нагель О.И., Цирулик Г.Э. Учебник 4 кл.,Английский язык202Р - 204Р Святловская Е.А., Белоусова С.Ю., Гацкевич М.А., Ерохина И.В., Рослик М.А. Учебники 2-4 кл. Духовно-нравственная культура народов России385Р Николаева Е.И., Петрова Е.Н. Учебник 4 кл. Изобразительное искусство.389Р - 392Р Ашикова С.Г. Учебники 1-4 кл. Природоведение 1575Р Бахчиева О.А., Ключникова Н.М., Пятунина С.К., Шилина И.Б. Учебники 5 кл.
Как наиболее приближенные к методическим требованиям системы, ФНМЦ им. Л.В. Занкова рекомендует следующие пособия:Биболетова М.З. Английский язык. 1-4 класс (изд-во «Титул»).Плаксин М.А.,Иванова Н.Г., Русакова О.Л. Информатика и ИКТ 2-4 класс (изд-во «Бином»).

Список учебников, включенных в Федеральный переченьучебников, допущенных к использованиюв образовательном процессе в образовательныхучреждениях, реализующих образовательные программыобщего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2012/2013 учебный год
Русский язык23Д – 24Д Нечаева Н.В., Яковлева С.Г. Учебники 3–4 кл.  Литературное чтение54Д – 55Д Лазарева В.А. Учебники 3–4 кл.  61Д - 62Д Чуракова Н.А. Учебники 3-4 кл. Математика107Д – 108Д Аргинская И.И., Ивановская Е.И., Кормишина С.Н. Учебники 3- 4 кл.  Окружающий мир138Д-139Д Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Учебники 3-4 кл. Физическая культура550Р Шаулин В.Н. Учебник 1-4 кл.Музыка.173Д – 174Д Ригина Г.С. Учебники 3-4 кл.1711Р - 1713Р Ригина Г.С. Учебники 5-7 кл. Технология194Д - 195Д Проснякова Т.Н. Учебник 3 – 4 кл.196Д – 197Д Цирулик Н.А., Хлебникова С.И., Нагель О.И., Цирулик Г.Э. Учебник 4 кл.,Литература237Д - 238Д Свиридова В.Ю. Учебники 5-6 кл.
Предметные линии в составе системы учебников
Обучение грамотеАвтор программы Н.В. НечаеваВ основу данного курсазаложена идея реализацииобъективно существующего единства двух составляющих языка: системы языка и речи.
Предметные линии в составе системы учебников
Обучение грамоте Тетради для учащихся
Предметные линии в составе системы учебников
Русский язык Автор программы Н.В. НечаеваЦель: воспитание грамотных носителей родного языка.Основная задача: развитие речи школьников в ходе освоения системы русского языка.Курс построен на коммуникативной основе.
Предметные линии в составе системы учебников
Русский языкТетради для учащихся
Предметные линии в составе системы учебников
Цель курса литературного чтения - воспитание компетентного читателя, который имеет сформированную духовную потребность в книге как средстве познания мира и самого себя, а также развитую способность к творческой деятельности.
Литературное чтениеАвтор программы В.Ю. Свиридова
Предметные линии в составе системы учебников
Литературное чтение Пособия для учащихся
Предметные линии в составе системы учебников
Цели, поставленные перед преподаванием математики,достигаются в ходе осознания связи между необходимостьюописания и объяснения предметов, процессов, явленийокружающего мира и возможностью это сделать,используя количественные и пространственные отношения.
МатематикаАвторы программы: И.И. Аргинская, С.Н. Кормишина
Предметные линии в составе системы учебников
МатематикаРабочие тетради для учащихся 1 – 4 классовАвторы: Е.П. Бененсон, Л.С. Итина
Предметные линии в составе системы учебников
Математика Интерактивные вкладки в рабочих тетрадяхпо математике для 1 и 2 классов
В рабочих тетрадях по математике для 1 и 2 классов появились «Волшебные странички» - цветная вкладка, на которой можно выполнять различные задания и вычисления фломастером, многократно стирая написанное.Это помогает реализовать право ребенка на ошибку, создает на уроке ситуацию успеха.
Предметные линии в составе системы учебников
Электронное приложение «Проверь себя» к учебнику математики представляет собой программу для установки на компьютер

Предметные линии в составе системы учебников
Цель курса – представлениецелостной картины мирас ее внутренними взаимосвязямимежду различными областями знаний – о природе, человеке, обществе в их историческом развитии.
Окружающий мирАвторы программы: Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казаков

Предметные линии в составе системы учебников
Окружающий мирПособия для учащихся

Предметные линии в составе системы учебников
Наклейки в тетрадях по окружающему миру делают учебный процесс более динамичным и интересным
Окружающий мирТетради для учащихся

Предметные линии в составе системы учебников
ТехнологияАвторы программы: Н.А. Цирулик, Т.Н. Проснякова
Цель курса – оптимальное общее развитие каждого ребенка средствами предметно-практической деятельности.

Предметные линии в составе системы учебников
Электронные приложения к учебникам
Электронное приложение к учебнику представляет собой программу для установки на компьютер.Программа предназначена для работы ребенка в домашних условиях (под контролем родителей), а также в классе под руководством учителя.Содержание программы – задачи тестового типа.Программа ориентирована на первоклассников

Внеурочная работа.Обеспечено программой
Научно-познавательное направлениеКурс «Мир геометрии» (1 – 4 кл.)Цель курса - расширение и углубление геометрических представлений младших школьников

Внеурочная работа.Обеспечено программой
Научно-познавательное направлениеКурс «Я - исследователь» Автор А.И. Савенков
Цель курса: трансформация процесса развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка путем совершенствования его исследовательских способностей в процессе саморазвития.

Внеурочная работа.Обеспечено программой
Духовно-нравственное направлениеКурс «Я – гражданин России» (3 – 4 классы)Автор Н.Я. Чутко
Цель курса: способствовать формированию гражданско-патриотического сознания, нравственных позиций и самоопределения на основе расширения и систематизации общественно значимых представлений ребенка о нашем далеком и недавнем прошлом, о социальном начале человека.

Художественно-эстетическое направлениеКурс «Художественное творчество: станем волшебниками» (1 – 4 кл.)Автор Т.Н. Проснякова
Внеурочная работа.Обеспечено программой
Цель - гармоничное развитие учащихся средствами художественного творчества.

Внеурочная работа.Обеспечено программой
Социальное направлениеКурс «Путь к успеху» (4 класс)Авторы: И.С. Фишман, Е.А. Перелыгина

Внеурочная работа.Обеспечено программой
Дополнительные рабочие тетради по математике

Изучение результативности
Авторы: Беглова Т.В., Битянова М.Р., Меркулова Т.В., Теплицкая А.Г.Учебно-методические комплекты «Школьный старт» и «Учимся учиться и действовать» позволяют системно, профессионально изучать и корректировать результативностьи качество образования в развитии универсальных учебных действий учащихся 1 – 4 кл. В комплектах реализуется комплексный психолого-педагогический подход к отслеживанию и оценке процесса развития ребенка с первых недель его обучения в начальной школе и до конца 4 класса. Подробная информация на сайтах www.tochkapsy.ru, www.zankov.ru

Изучение результативности
Коммуникативные умения
Личностная готовность
Наблюдательность
Мыслительныеспособности
Контрольные умения
Школьный старт
Школьная коллекция для учителей и учеников-занковцев«Я иду учиться»