О системе Л.В.Занкова
На этой странице будут размещаться документы о развивающей системе Л.В.Занкова, уроки, всё, что поможет родителям первоклассников .
Скачать:
Предварительный просмотр:
Концепция системы общего развития Л.В.Занкова
Современная эпоха – эпоха активных разработок высоких и тонких технологий, в том числе и в области образования, которые создаются благодаря интеграции передовых достижений многих дисциплин. Характерной чертой таких технологий является их «личностная центрированность», т.е. направленность на человека как личность. Эти два ведущих понятия для современных технологий: их интегрированный характер и личностная центрированность - были базовыми для Л. В. Занкова и его сотрудников уже в середине 20 века, когда они создавали новую дидактическую систему, направленную на общее развитие каждого школьника. Для этой дидактики А. Г. Асмолов нашел очень точное определение - «психодидактика» - и назвал Занкова лидером этого направления. |
Предварительный просмотр:
Мы будем рады сотрудничать с вами в воспитании и развитии достойного гражданина — вашего ребенка.
Для начала давайте сверим наше и ваше понимание двух основных для начала обучения вопроса. Согласны ли вы с нами?
2. Чего родители не должны делать?
Нечаева Наталия Васильевна, кандидат педагогических наук |
Предварительный просмотр:
Короткой строкой о прошлом, настоящем и будущем системы Л.В.Занкова
Научная лаборатория, руководимая педагогом, психологом академиком Л. В. Занковым, начала исследование проблемы соотношения обучения и развития в 1957 году вначале на базе одного класса, затем десяти, ста классов. На основе теоретического и практического осмысления полученных данных в системе общего развития было создано первое поколение учебников для четырехлетней школы с началом обучения в семь лет. Затем наша школа перешла на трехлетнее начальное обучение. И опять на основе осмысления новых экспериментальных и научных данных сотрудники лаборатории переработали учебники применительно к новому контингенту учащихся. Таким образом, сейчас занковские классы работают по четвертому поколению учебников, которые стали результатом исследования современных детей, современных условий их жизни в школе, изучения новых данных о них, полученных психологами, физиологами, дефектологами. Результаты исследования опубликованы более чем в 500 работах. Теоретические труды Л. В. Занкова и его последователей переведены в 14 странах, среди них: Болгария, Венгрия, Германия, Италия, Китай, США, Франция, Япония. В 1993 году Министерство образования России организовало Федеральный научно-методический центр им. Л. В. Занкова. Наши организационные достижения за прошедшее десятилетие:
Сейчас разработкой системы и ее внедрением в практику занимаются ФНМЦ им. Л. В. Занкова, Объединение учителей-занковцев и самарское Издательство "Учебная литература" Корпорации "Федоров". В конце еще раз подчеркнем, что основная особенность системы и основная трудность ее разработки заключается в согласовании ведущей роли обучения с чрезвычайно бережным отношением к внутреннему миру ребенка, с предоставлением простора его индивидуальности, то есть в согласовании внешних и внутренних факторов развития. Осознание единства и постоянной противоречивости этих двух начал и является движущей силой развития системы, цель которой — целостное развитие ребенка — его интеллекта, воли, чувств, эмоционально-нравственной сферы. Поэтому наше продвижение вперед как на современном этапе, так и в будущем, связано с все более глубоким познанием особенностей детей педагогами, психологами, физиологами, дефектологами, с одной стороны, и с разработанностью общепедагогических, дидактических проблем современного образования, — с другой. Нечаева Наталия Васильевна, кандидат педагогических наук |
Предварительный просмотр:
Какие сегодня существуют системы обучения?
В настоящее время в Российской Федерации государственными признаны три школьные системы обучения: традиционная, Л. В. Занкова и Д. Б. Эльконина — В. В. Давыдова. Традиционная система обучения существует почти 400 лет. Она разработана крупнейшим чешским ученым и педагогом Яном Амосом Коменским (1592-1670 гг). Он впервые обосновал идею всеобщего обучения на родном языке, создал стройную систему всеобщего образования, разработал классно-урочную форму обучения. Система способствовала развитию у школьников тех качеств, которые были необходимы для достойной жизни в условиях ремесленного производства и появления первых паровых машин: полное послушание, умение повторить действия учителя (мастера). В течение всей своей жизни человек мог заниматься одним и тем же делом, выполняя его одними и теми же методами. К поколениям россиян, выросших в XX веке, практически предъявлялись те же требования, они также имели возможность в течение жизни заниматься одной профессией, в которой мало что менялось. Однако именно в XX веке произошли глобальные изменения в науке и общественной жизни, резко возрос поток информации, человек стал жить в принципиально других скоростях. Все это привело к необходимости существенно пересмотреть задачи и методы обучения школьников, а система Коменского, успешно применявшаяся на протяжении нескольких столетий, уже не могла удовлетворить требования 20-30-х годов третьего тысячелетия, когда ваш ребенок будет искать свое место во взрослой жизни |
Предварительный просмотр:
Как происходит урок в занковских классах
Нечаева Наталия Васильевна, кандидат педагогических наук |
Подписи к слайдам:
…можно предложить ребенку выполнить такое упражнение. Пусть мама или папа, переходя из одного места комнаты в другое, принимают в этих местах разные позы (таких мест и поз должно быть 4-5). Затем ребенок должен обойти те же места и повторить те же позы сначала в том порядке, в котором они были показаны, а потом в обратном.
Находясь с ребенком в новых для него местах, особенно на природе, почаще обращайте его внимание на пейзажи, на звуки, наполняющие природу. Очень важно, чтобы дети запоминали свои чувства, ощущения, возникающие во время отдыха, веселья. Это те состояния, воспоминания о которых помогут им не только пережить минуты печали, обиды, но и избавиться от страхов, довольно часто проявляющихся у дошкольников.
Пусть кто-то из родителей назовет 10 цифр. Ребенок должен постараться запомнить их в том порядке, в каком они назывались. Например: 9, 3, 7, 10, 4, 1, 6, 8, 2, 5.
Пусть кто-нибудь из родителей не торопясь прочтет ребенку с интервалом в 5 секунд 10 приведенных ниже слов. Ребенок должен их запомнить и воспроизвести в той же последовательности. Слова: тарелка, щетка, автобус, сапог, иголка, стол, лимон, озеро, рисунок, банка.
Задачки на логику
Жили-были три девочки:Таня, Лена и Даша.Таня выше Лены, Лена выше Даши.Кто из девочек самая высокая,а кто самая низкая?Кого из них как зовут?
Таня Даша Лена
Задачки на логику
Мышка едет не в первом и не в последнем вагоне. Цыпленок не в среднем и не в последнем вагоне. В каких вагонах едут мышка и цыпленок?
Мышка в среднем, цыпленок в первом.
Игры для развития памяти
Игра "Фотоаппараты" - на развитие памяти и внимания. 1-ый вариант: детям на секунду показывается карточка с любым изображением, должны как можно подробнее описать его.
Игры для развития памяти
2-ой вариант: показывается картинка с изображением какого-либо сюжета (30 секунд), после чего дается другая, подобная первой картинка, но на ней некоторые предметы отсутствуют или заменены на что-то другое. Надо сказать, что изменилось
Игры для развития памяти
3-ий вариант: на столе раскладываются любые предметы, игрушки и т.п. (в количестве не больше 7 штук для ребенка 5-6 лет, если ребенок младше, то число предметов должно быть меньше). Ребенку дается 30 секунд, чтобы запомнить, что и где лежит. Затем он отворачивается. Взрослый переставляет предметы, либо что-то убирает совсем или замещает на другой предмет. Ребенок должен определить, что изменилось.
(наиболее интересно, когда ребенок рисует лабиринт для родителя, а родитель - для ребенка. И каждый старается нарисовать позапутаннее). Сейчас в продаже есть много разных трафаретов всевозможных геометрических фигур, животных.
Развитие моторики у детей
Если у ребенка плохо развита мелкая моторика и ему трудно обучаться письму - то можно поиграть в игры с рисованием. Скажем, обводить наперегонки квадратики или кружочки или продвигаться по нарисованному заранее лабиринту
Лепка из пластилина геометрических фигур, букв, цифр. Для детей школьного возраста лепка не только печатных, но и прописных букв. Затем опознавание слепленных букв с закрытыми глазами.
Развитие моторики у детей
Опознание предмета, буквы, цифры на ощупь поочередно правой и левой рукой. Более сложный вариант - ребенок одной рукой ощупывает предложенный предмет, а другой рукой (с открытыми глазами) его зарисовывает.
Развитие моторики у детей
Народная мудрость создала особый вид фольклора - загадки. Загадки учат нестандартности мышления: отыскивать сходство между самыми отдаленными, внешне несходными вещами. Замок похож на маленькую собачку, потому что не пускает в дом. Луковица напоминает деда, одетого в сто шуб. Для отгадывания загадок требуется не малая сообразительность. Не случайно психологи отмечают большое значение отгадывания загадок для умственного развития детей.
Загадки
Игра "Угадай игрушку".Выбирается один водящий, который выходит на 2-3 минуты из комнаты. В его отсутствие из детей выбирается тот, кто будет загадывать "загадку". Этот ребенок должен жестами и мимикой показать, какую игрушку он задумал. Например, задумана игрушка "зайка". Ребенок прыгает, "грызет морковку" и т. д. Водящий должен отгадать игрушку, выбрать ее, взять в руки и громко назвать. Остальные дети хором говорят "Правильно!" или "Неправильно!".
Развитие мышления
Развивающие упражнения, логические задачки:
Упражнение №1. "На что это похоже"?
Задание: надо придумать как можно больше ассоциаций на каждую картинку. Оценивается количество и качество (оригинальность) образов.
Упражнение №2. "Продолжи узор".
Развивающие упражнения, логические задачки:
"Художник нарисовал часть картинки, а вторую половину не успел. Закончи рисунок за него. Помни, что вторая половина должна быть точно такой же, как и первая".
Развивающие упражнения, логические задачки:
Упражнение № 3. "Найди закономерность".а) Упражнение направлено на формирование умения понимать и устанавливать закономерности в линейном ряду.Инструкция: "Внимательно рассмотри картинки и заполни пустую клетку, не нарушая закономерности".
Развивающие упражнения, логические задачки:
Учим стихи и развиваем речь
Заучивание стихов развивает память, обогащает речь детей устойчивыми словосочетаниями. Есть дети, которым иллюстрации помогают запомнить стихотворение, других они отвлекают. В таком случае лучше сначала рассмотреть картинку, а потом учить стихотворение, закрыв картинку.Надо сказать, что уже давно замечено, что заучивание стихов перед сном облегчает их запоминание.
Развитие связной речи у детей
Очень важно, проводя развивающие занятия с детьми 4-6 лет, стимулировать их речевую активность, выразительность речи, расширять словарь, вырабатывать способность к связному рассказу, изложению своих впечатлений и т. д
Дети 4-5 лет уже могут рассказать о событиях собственной жизни, о своем личном опыте, причем делать это очень выразительно. Попробуйте предложить им помещенные ниже творческие задания.Вспомни случайГоворим по-разномуРассказы по картинкамИстории из жизниМой репортажЧем закончилось?
Развитие связной речи у детей
Итак, ваш ребенок идет в школу. Вы готовили его к этому событию несколько лет, постепенно и терпеливо. Вы добились главного: ему интересно заниматься, он любит узнавать новое, он хочет учиться.
Желаем успехов в вашей общей с ним новой, интересной школьной жизни!
Используемые ресурсы:
http://adalin.mospsy.ru/l_04_00/l_04_01m.shtml http://adalin.mospsy.ru/l_01_13.shtml http://adalin.mospsy.ru/l_01a_01.shtml
Подписи к слайдам:
Федеральный научно-методический центр им. Л.В. Занкова Объединение профессионалов, содействующих системе развивающего обучения Л.В. ЗанковаИздательский дом «Федоров»
Три государственные системы
1996 год: решение коллегииМинобразования России
- Система развивающего обученияД.Б. Эльконина-В.В. Давыдова- Система развивающего обучения Л.В. Занкова
Традиционнаясистема обучения
ЛИЧНОСТНЫЕ
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
ПРЕДМЕТНЫЕ
Самоопределение:внутренняя позиция школьника;самоуважение и самооценка
Смыслообразование:мотивация (учебная, социальная);границы собственногознания и «незнания»
Морально-этическаяориентация:ориентация на выполнениеморальных норм;способность к решению моральных проблем на основе децентрации;оценка своих поступков
Регулятивные:управление своей деятельностью;контроль и коррекция;инициативность и самостоятельность
Коммуникативные:речевая деятельность;навыки сотрудничества
Познавательные:работа с информацией;работа с учебными моделями;использование знаково-символических средств, общих схем решения; Выполнение Операций сравнения, анализа,Обобщения, классификации, Установления аналогий,подведения под понятие
Основы системынаучных знаний
Опыт «предметной» деятельности по получению,преобразованиюи применениюнового знания
Предметные и метапредметные действия с учебным материалом
Планируемые результаты начальногообразования в соответствии с новым ФГОС
Реализация цели ФГОС средствами системы Л.В. Занкова
Цель - развитие личности
Единые психолого-педагогические основы системы
Дидактические принципы:обучение на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности;2) ведущая роль теоретических знаний;3) осознание процесса учения;4) быстрый темп изучения материала;работа над развитием каждого ребенка, в том числе и слабого.
Методика обученияТипические свойства методики:1) многогранность;2) процессуальность;3) коллизии; вариантностьПредметные методики :Организационные формыСистема изучения результативности.
Условия достижения планируемых результатов
личностных
метапредметных регулятивных, познавательных, коммуникативных
предметных
Дидактические принципы системы развивающего обучения
Обучение на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности Ведущая роль теоретических знаний Осознание процесса учения Быстрый темп изучения учебного материала Работа над развитием каждого ребенка, в том числе и слабого.
Список учебников, включенных в Федеральный переченьучебников, рекомендованных к использованиюв образовательном процессе в образовательныхучреждениях, реализующих образовательные программыобщего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2012/2013 учебный год
Русский язык59Р Нечаева Н.В., Белорусец К.С. Азбука.60Р - 61Р Нечаева Н.В. Учебники 1–2 кл. 62Р - 63Р Нечаева Н.В., Яковлева С.Г. Учебники 3–4 кл. Литературное чтение149Р - 152Р Свиридова В.Ю. Учебники 1–4 кл. 133Р - 136Р Лазарева В.А. Учебники 1–4 кл. Математика237Р Аргинская И.И., Бененсон Е.П., Итина Л.С., Кормишина С.Н. Учебник 1 кл.238Р - 240Р Аргинская И.И., Ивановская Е.И., Кормишина С.Н. Учебники 2 - 4 кл. Окружающий мир325Р - 328Р Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Учебники 1-4 кл. Физическая культура550Р Шаулин В.Н. Учебник 1-4 кл.Музыка.457Р - 460Р Ригина Г.С. Учебники 1-4 кл.1711Р - 1713Р Ригина Г.С. Учебники 5-7 кл.
Технология521Р – 522Р Цирулик Н.А., Проснякова Т.Н. Учебники 1-2 кл. 523Р Цирулик Н.А. Учебник 3 кл. 524Р Цирулик Н.А., Хлебникова С.И., Нагель О.И., Цирулик Г.Э. Учебник 4 кл.,Английский язык202Р - 204Р Святловская Е.А., Белоусова С.Ю., Гацкевич М.А., Ерохина И.В., Рослик М.А. Учебники 2-4 кл. Духовно-нравственная культура народов России385Р Николаева Е.И., Петрова Е.Н. Учебник 4 кл. Изобразительное искусство.389Р - 392Р Ашикова С.Г. Учебники 1-4 кл. Природоведение 1575Р Бахчиева О.А., Ключникова Н.М., Пятунина С.К., Шилина И.Б. Учебники 5 кл.
Как наиболее приближенные к методическим требованиям системы, ФНМЦ им. Л.В. Занкова рекомендует следующие пособия:Биболетова М.З. Английский язык. 1-4 класс (изд-во «Титул»).Плаксин М.А.,Иванова Н.Г., Русакова О.Л. Информатика и ИКТ 2-4 класс (изд-во «Бином»).
Список учебников, включенных в Федеральный переченьучебников, допущенных к использованиюв образовательном процессе в образовательныхучреждениях, реализующих образовательные программыобщего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2012/2013 учебный год
Русский язык23Д – 24Д Нечаева Н.В., Яковлева С.Г. Учебники 3–4 кл. Литературное чтение54Д – 55Д Лазарева В.А. Учебники 3–4 кл. 61Д - 62Д Чуракова Н.А. Учебники 3-4 кл. Математика107Д – 108Д Аргинская И.И., Ивановская Е.И., Кормишина С.Н. Учебники 3- 4 кл. Окружающий мир138Д-139Д Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Учебники 3-4 кл. Физическая культура550Р Шаулин В.Н. Учебник 1-4 кл.Музыка.173Д – 174Д Ригина Г.С. Учебники 3-4 кл.1711Р - 1713Р Ригина Г.С. Учебники 5-7 кл. Технология194Д - 195Д Проснякова Т.Н. Учебник 3 – 4 кл.196Д – 197Д Цирулик Н.А., Хлебникова С.И., Нагель О.И., Цирулик Г.Э. Учебник 4 кл.,Литература237Д - 238Д Свиридова В.Ю. Учебники 5-6 кл.
Предметные линии в составе системы учебников
Обучение грамотеАвтор программы Н.В. НечаеваВ основу данного курсазаложена идея реализацииобъективно существующего единства двух составляющих языка: системы языка и речи.
Предметные линии в составе системы учебников
Обучение грамоте Тетради для учащихся
Предметные линии в составе системы учебников
Русский язык Автор программы Н.В. НечаеваЦель: воспитание грамотных носителей родного языка.Основная задача: развитие речи школьников в ходе освоения системы русского языка.Курс построен на коммуникативной основе.
Предметные линии в составе системы учебников
Русский языкТетради для учащихся
Предметные линии в составе системы учебников
Цель курса литературного чтения - воспитание компетентного читателя, который имеет сформированную духовную потребность в книге как средстве познания мира и самого себя, а также развитую способность к творческой деятельности.
Литературное чтениеАвтор программы В.Ю. Свиридова
Предметные линии в составе системы учебников
Литературное чтение Пособия для учащихся
Предметные линии в составе системы учебников
Цели, поставленные перед преподаванием математики,достигаются в ходе осознания связи между необходимостьюописания и объяснения предметов, процессов, явленийокружающего мира и возможностью это сделать,используя количественные и пространственные отношения.
МатематикаАвторы программы: И.И. Аргинская, С.Н. Кормишина
Предметные линии в составе системы учебников
МатематикаРабочие тетради для учащихся 1 – 4 классовАвторы: Е.П. Бененсон, Л.С. Итина
Предметные линии в составе системы учебников
Математика Интерактивные вкладки в рабочих тетрадяхпо математике для 1 и 2 классов
В рабочих тетрадях по математике для 1 и 2 классов появились «Волшебные странички» - цветная вкладка, на которой можно выполнять различные задания и вычисления фломастером, многократно стирая написанное.Это помогает реализовать право ребенка на ошибку, создает на уроке ситуацию успеха.
Предметные линии в составе системы учебников
Электронное приложение «Проверь себя» к учебнику математики представляет собой программу для установки на компьютер
Предметные линии в составе системы учебников
Цель курса – представлениецелостной картины мирас ее внутренними взаимосвязямимежду различными областями знаний – о природе, человеке, обществе в их историческом развитии.
Окружающий мирАвторы программы: Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казаков
Предметные линии в составе системы учебников
Окружающий мирПособия для учащихся
Предметные линии в составе системы учебников
Наклейки в тетрадях по окружающему миру делают учебный процесс более динамичным и интересным
Окружающий мирТетради для учащихся
Предметные линии в составе системы учебников
ТехнологияАвторы программы: Н.А. Цирулик, Т.Н. Проснякова
Цель курса – оптимальное общее развитие каждого ребенка средствами предметно-практической деятельности.
Предметные линии в составе системы учебников
Электронные приложения к учебникам
Электронное приложение к учебнику представляет собой программу для установки на компьютер.Программа предназначена для работы ребенка в домашних условиях (под контролем родителей), а также в классе под руководством учителя.Содержание программы – задачи тестового типа.Программа ориентирована на первоклассников
Внеурочная работа.Обеспечено программой
Научно-познавательное направлениеКурс «Мир геометрии» (1 – 4 кл.)Цель курса - расширение и углубление геометрических представлений младших школьников
Внеурочная работа.Обеспечено программой
Научно-познавательное направлениеКурс «Я - исследователь» Автор А.И. Савенков
Цель курса: трансформация процесса развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка путем совершенствования его исследовательских способностей в процессе саморазвития.
Внеурочная работа.Обеспечено программой
Духовно-нравственное направлениеКурс «Я – гражданин России» (3 – 4 классы)Автор Н.Я. Чутко
Цель курса: способствовать формированию гражданско-патриотического сознания, нравственных позиций и самоопределения на основе расширения и систематизации общественно значимых представлений ребенка о нашем далеком и недавнем прошлом, о социальном начале человека.
Художественно-эстетическое направлениеКурс «Художественное творчество: станем волшебниками» (1 – 4 кл.)Автор Т.Н. Проснякова
Внеурочная работа.Обеспечено программой
Цель - гармоничное развитие учащихся средствами художественного творчества.
Внеурочная работа.Обеспечено программой
Социальное направлениеКурс «Путь к успеху» (4 класс)Авторы: И.С. Фишман, Е.А. Перелыгина
Внеурочная работа.Обеспечено программой
Дополнительные рабочие тетради по математике
Изучение результативности
Авторы: Беглова Т.В., Битянова М.Р., Меркулова Т.В., Теплицкая А.Г.Учебно-методические комплекты «Школьный старт» и «Учимся учиться и действовать» позволяют системно, профессионально изучать и корректировать результативностьи качество образования в развитии универсальных учебных действий учащихся 1 – 4 кл. В комплектах реализуется комплексный психолого-педагогический подход к отслеживанию и оценке процесса развития ребенка с первых недель его обучения в начальной школе и до конца 4 класса. Подробная информация на сайтах www.tochkapsy.ru, www.zankov.ru
Изучение результативности
Коммуникативные умения
Личностная готовность
Наблюдательность
Мыслительныеспособности
Контрольные умения
Школьный старт
Школьная коллекция для учителей и учеников-занковцев«Я иду учиться»