Проектная деятельность в развитии сенсорного воспитания у дошкольников с ЗПР

Накопление чувственного опыта при знакомстве с цветом, формой, величиной предметов обозначают как накопление сенсорных впечатлений. Именно эти впечатления способствуют формированию у детей полноценного восприятия окружающего мира. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проектная деятельность в развитии сенсорного воспитания

у дошкольников с ЗПР

Дошкольный возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Для полноценного познания окружающего мира ребенку необходимо достичь определенного уровня развития восприятия, научиться обследовать предметы (т.е. сформировать полноценные представления о свойствах и качествах предметов). Накопление чувственного опыта при знакомстве с цветом, формой, величиной предметов обозначают как накопление сенсорных впечатлений. Именно эти впечатления способствуют формированию у детей полноценного восприятия окружающего мира. Выдающиеся зарубежные ученые в области дошкольной педагогики (Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли), а также известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии (Е. И. Тихеева, А. В. Запорожец, А. П. Усова, Н.П. Сакулина и др.) справедливо считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного образования.
        Процесс познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого. Взрослые познают мир умом, маленькие дети – эмоциями. Познавательная активность ребенка дошкольного возраста выражается, прежде всего, в развитии восприятия, символической (знаковой) функции мышления и осмысленной предметной деятельности. В онтогенетическом развитии происходит овладение обследованием предмета, способами ориентирования, выделения определенных свойств, а также усвоение систем сенсорных эталонов, через которые индивид усваивает общественный сенсорный опыт. (А.В.Запорожец). Формирование целостного образа предметов – результат сложного взаимодействия ощущений и уже имеющихся в коре головного мозга следов восприятий. Именно это взаимодействие и оказывается нарушенным у детей с задержкой психического развития.  Отклонения в развитии сенсорных эталонов связаны, как правило, с тем, что эти эталоны являются предметными, а не обобщёнными, а также потому, что у детей с задержкой психического развития не сформированы такие понятия, как форма, цвет, размер, которая в норме появляется в 3-4 года. Несформированность эталонов мешает и развитию действий соотношения предметов с эталоном, так как дети не видят разницы между мячиком и воздушным шариком, не различают близкие по цвету предметы, не могут расставить фигурки по размеру. Поэтому такое действие, как моделирование (т.е. разложение предмета на эталоны, из которых он состоит) может у таких детей не сформироваться и к концу дошкольного возраста, хотя в норме должны появиться уже к пяти годам.
       Требуется большее количество практических проб и примериваний при решении наглядно практических задач (доска Сегена, коробка форм и т. п.), дети затрудняются в обследовании предмета. В то же время дети с ЗПР могут практически соотносить предметы по цвету, форме, величине. Основная проблема в том, что их сенсорный опыт долго не обобщается и не закрепляется в слове, отмечаются ошибки при назывании признаков цвета, формы, параметров величина. Таким образом, эталонные представления не формируются своевременно. Недостатки в сенсорном развитии ребёнка дошкольного возраста трудно, а иногда и невозможно компенсировать в более позднем возрасте. Это говорит о необходимости организации процесса сенсорного воспитания детей с задержкой психического развития как можно раньше.
       Актуальность сенсорного воспитания у дошкольников с ЗПР выражена в следующих противоречиях, с одной стороны, оно имеет самостоятельное значение, так как обеспечивает получение отчетливых представлений об окружающем, с другой – составляет фундамент общего умственного развития, которое невозможно без опоры на полноценное восприятие.

        Проанализировав и просинтезировав, указанные выше определения, можно сказать, что сенсорное воспитание – это целенаправленные, последовательные и планомерные педагогические воздействия, обеспечивающие формирование у ребенка чувственного познания. Для решения этой проблемы наиболее эффективным является метод проектирования, в который включены все участники образовательного процесса (дети, педагоги, родители). Нами разработан проект «Влияние сенсорного воспитания на развитие детей с ЗПР».

Цель проекта: создание условий для накопления сенсорных представлений (опыта) у дошкольников с ЗПР,  необходимых для  успешного обучения в детском саду и школе.

Цель конкретизируется в следующих задачах: 
1. Раскрыть значение сенсорного развития и возможность его влияния на коррекцию психоречевого развития детей дошкольного возраста с задержкой психического развития, на основе анализа психолого-педагогической литературы.

2.Определить этапы и содержание коррекционной работы по сенсорному воспитанию детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.

3.Проанализировать эффективность коррекционной работы с дошкольниками,  имеющими задержку психического развития в процессе сенсорного воспитания.

4. Познакомить родителей с основными аспектами работы по сенсорному воспитанию детей с задержкой психического развития.

Коррекционно-развивающая работа была запланирована  на 2012-2013 учебный  год, построена с учётом возрастных и индивидуальных способностей дошкольников и проводилась поэтапно.

На первом этапе работы (подготовительном) была изучена психолого-педагогическая литература по проблеме усвоения сенсорных представлений у дошкольников с ЗПР, проведена работа по обогащению развивающего пространства в кабинете и в группе. Диагностика сенсорного  развития детей показала, что 65% детей имеют низкий уровень сенсорных представлений и 35% - средний уровень. Высокого уровня развития сенсорных представлений выявлено не было.  Исходя из результата анализа проведённой работы разработан перспективный план по сенсорному развитию для всех возрастных групп. Анкетирование показало возможности участия родителей в реализации проекта.

На втором этапе (практическом) проводилась специально-организованная деятельность детей и учителя дефектолога, совместная деятельность воспитателя и детей.

На индивидуальных и подгрупповых занятиях  по сенсорному воспитанию дети приобретали новые знания, умения, которые использовались в других видах деятельности.

 В коррекционно-развивающей работе широко использовались дидактические игры, развивающие  сенсорные  представления,  зрительно-двигательную координацию, словесно-логическое мышление. Включение в работу всех анализаторов – зрительного, слухового, двигательного, развитие их сложной деятельности – обязательное условие успешности занятий в дошкольном возрасте. Особый акцент при этом в соответствии с профилем группы мы делаем на развитие речевой и мыслительной деятельности, на формирование и актуализацию сенсорного словаря. В дидактической игре мы создаём такие условия, в которых ребёнок получает возможность самостоятельно действовать в определённой ситуации или определёнными предметами, приобретая собственный опыт.

 Впервые были использованы компьютерные презентации «Формы», цель которых облегчение процесса зрительного восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов.  

Осуществлялась консультативно-просветительская работа с педагогами ДОУ и родителями детей по решению проблемы сенсорного  развития. Совместная работа учителя-дефектолога с педагогами и детьми, участвующими в коррекционной работе, а также с родителями определяет общий успех коррекционного обучения. С этой целью проводились: родительские собрания «Сенсорное воспитание  детей в детском саду и дома», «Педагогические условия сенсорного воспитания детей», обучающие семинары «Как заниматься с ребёнком дома»,  консультации «Почему ребёнку нужна игра», «Как научить ребёнка играть», беседы, оформлялись специальные стенды, папки-передвижки, регулярно менялась  информация в родительском уголке.

На третьем (заключительном) этапе был подведён итог коррекционно-развивающего обучения. Эффективность разработанного проекта подтверждена результатами заключительной диагностики. Сравнительный анализ показал, что 15% детей вышли на высокий уровень развития, 75% детей показали средний уровень и лишь 10% остались на низком уровне сенсорного развития, несмотря на положительную динамику. Большинство детей научились называть отличительные признаки предметов – цвет, форму, величину, раскладывать предметы в порядке возрастания и убывания, различать геометрические фигуры и называть их характерные отличия, находить в окружающей обстановке предметы по заданному признаку.

Подводя итог, вспомним утверждение М. Монтессори, что ничто не может быть создано интеллектом, чего не было бы раньше в чувстве. Таким образом, развивая сенсорные способности, мы обогащаем жизнь ребенка настолько, чтобы он смог стать обладателем знания, опыта, возможности наблюдать и тонко чувствовать реальную действительность и претворять ее в творчески–деятельном самовыражении.

Литература:

  1. Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук. Популярное пособия для родителей и педагогов – Ярославль: Академия развития, 1998.
  2. Борякова Н.Ю. Педагогическая система обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии: Учебное пособие для студентов педвузов – СПб: Асрель,2003.
  3. Венгер Л.А. и др. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. – М: Просвещение, 1988.
  4. Войлокова Е.Ф., Андрухович Ю.В., Ковалева Л.Ю. Сенсорное воспитание дошкольников с интеллектуальной недостаточностью: Учебно-методическое пособие – СПб: КАРО, 2005.
  5. Жукова Н.С. и др. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Кн. для логопеда – Екатеринбург: Издательство ЛИТУР, 2003.