Методическая копилка
Разработки программ и уроков
Скачать:
Предварительный просмотр:
МБОУ «Средняя школа № 4 им. А.А. Леонова»
Предметная программа дополнительного образования
по химии «Вещество в нашем доме».
Программу разработала. учитель химии высшей категории Денисова И. А.
Пояснительная записка
Ближайшее окружение человека – дом, в котором он живет – поистине хранилище химических препаратов и материалов, в состав которых входят высокомолекулярные и низкомолекулярные соединения.
Человек, в принципе не знакомый с возможностью негативного воздействия на него химических соединений, поступающих в дом в виде хозяйственных и технических препаратов, а также выделяющихся из различных изделий или в ходе его хозяйственно-бытовой деятельности перестает быть хозяином своего самочувствия и здоровья. Восприятие бытовых товаров на уровне рекламной информации не соответствует масштабности и серьезности проблемы. Товары, приемлемые по химическому составу для окружающей среды, вряд ли будут дешевле существующих. Переход на такую продукцию требует грамотного покупателя. Таким образом, знакомство с экологическими характеристиками химических соединений – это небольшой, но необходимый компонент будущего и уже настоящего образования, который может способствовать изменению потребительских ориентиров в обществе.
Данный курс предназначен для общеобразовательной подготовки учащихся девятых классов, изучающих циклы естественно- научных дисциплин. Он имеет образовательно-воспитательный характер и состоит из теоретического (14 ч.) и практического (6ч.) блоков. Его организация основана на применении личностно-ориентированного и деятельностного подходов к обучению, воспитанию и развитию учащегося, использовании интегрированного подхода к изучению веществ.
Цель программы.
Вызвать у учащихся интерес в приобретении химических знаний, показать роль химии как учебного предмета в расширении представлений учащихся о научно-обоснованных правилах и нормах использования веществ, применяемых в быту, формировании основ здорового образа жизни и грамотного поведения людей в различных жизненных ситуациях.
Задачи программы.
- Ознакомить школьников с функциями веществ в нашем доме с точки зрения химии, условиями, при которых вещество из полезного фактора превращается во вредный; дать сведения о препаратах-заменителях, хранение которых безопасно, а воздействие на живые организмы щадящее.
- Сформировать практические умения, самостоятельно составлять инструкции и правила применения различных препаратов и дополнять имеющиеся.
- Воспитывать бережное отношение к окружающей среде и собственному здоровью, развивать эстетические чувства.
Программа (20 ч. из них 6 ч. практические занятия)
Введение (1ч)
Основные вещества, используемые в доме. Техника безопасности при обращении с бытовыми химикатами. Первая помощь при химических отравлениях и ожогах.
- Моющие и чистящие средства. (3ч)
Механизм действия моющих средств. Мыло и СМС. Их преимущества и недостатки. Классификация отбеливателей, их состав, механизм действия. Дезинфицирующие средства. Средства для удаления накипи.
Практическая работа №1. Правила обращения с чистящими средствами «Комет», «Мистер Мускул», «Силит».
- Материалы для ремонта квартиры(2ч).
Шпаклевка, замазка, материалы для отделки стен, потолков, полов; лаки, краски, клеи. Правила безопасного их использования.
Практическая работа №2. Опыты с веществами, используемыми для ремонта.
- Химические соединения в производстве мебели(2ч).
Природные и синтетические полимеры. Вред, наносимый здоровью человека воздухом, загрязненным фенолом и формальдегидом.
Практическая работа №3. Анализ пластмасс.
- Лекарственные препараты (2 ч.)
Аптечка в вашем доме. Правила хранения лекарств и правила обращения с ними.
Проблемы накопления лекарств в организме.
Практическая работа №4. Опыты с лекарственными веществами.
- Ядохимикаты в доме. (1ч)
Средства для борьбы с бытовыми насекомыми и грызунами, правила их использования. Поилигалогенированные дифенилы как токсиканты среды обитания. Первая помощь при отравлении.
- Косметика и парфюмерия (2ч).
Средства ухода за зубами, дезодоранты, косметические средства.
- Топливо в доме и продукты его сгорания (1ч)
Спички, их состав. Природный газ. Правила безопасного использования. Опасность отравления угарным газом.
- Вещества для автомобиля (1ч)
Бензин: свойства и физиологическое действие на организм; антифризы, тормозная жидкость.
- Компоненты табачного дыма (1ч)
Пагубное влияние различных компонентов табачного дыма на организм. Рекомендации врачей: как бросить курить.
10. Радиотехнические препараты (1ч).
Жидкие кристаллы в электротехнике.
- Изделия из текстиля и кожи (3ч)
Волокна, их классификация. Преимущества и недостатки химических волокон. Средства ухода за данными изделиями.
Практическая работа №5. Распознавание волокон.
Практическая работа №6. Получение красителей из растений. Крашение тканей природными красителями.
После изучения данного элективного курса учащиеся должны знать:
правила безопасности при работе с веществами, часто применяемыми в повседневной жизни, методы исследования веществ, качественные реакции неорганических веществ.
Учащиеся должны уметь работать со справочной литературой, составлять план информационного сообщения, опорные конспекты, работать в группе, уметь проводить качественные реакции на ионы в растворах.
Формы занятий: лекции, семинары, работы в группах.
Формы контроля: домашняя контрольная работа, тесты, рефераты, доклады
Литература для учителя и учащихся:
- Кукушкин Ю. Н. «Химия вокруг нас» М. Высшая школа, 1992г.
- Малышкина В. «Занимательная химия» М. «Тригон», 1995г.
- Артеменко А. И. «Органическая химия и человек» М. «Просвещение», 2000г.
- Ольгин О. М. «Опыты без взрывов» М. «Химия», 1986г.
- Книга для внеклассного чтения учащихся 8-10 класса «Химия и здоровье» М. «Просвещение», 1985г.
- Материалы журналов «Химия и жизнь».
- Юдин А. М. «Химия в нашем доме» М «Химия», 1989г.
Предварительный просмотр:
Муниципальная средняя общеобразовательная школа № 4 им. А. А. Леонова г. Гагарина
Образовательная программа «Химия»
Интегрирование знаний правил пожарной безопасности и химии.
( 8 – 11 класс )
Программа разработана учителем химии высшей категории Денисовой И. А.
Введение.
Причиной несчастных ,а порой и трагичных случаев с огнём обычно служит наша беспечность или неосторожность окружающих. Чтобы сохранить своё здоровье и жизнь, надо хорошо знать и своевременно устранять причины пожаров. В большинстве случаев школьники не придают значения скрытой опасности огня, играя со спичками, взрывоопасными предметами и легковоспламеняющимися веществами. А в итоге – ежегодные статистические отчёты органов Государственной противопожарной службы, в которых констатировано, что основными причинами пожаров по-прежнему остаются неосторожное обращение с огнём, нарушение правил устройства и эксплуатации электроприборов и шалости детей.
Овладение умениями распознать основные, угрожающие жизни школьников опасности и явления огня, своевременное экстренное проведение в жизнь необходимых квалифицированных действий и спасательных мероприятий при пожаре нередко предопределяют судьбу детей, буквально могут спасти им жизнь.
В рамках школьного курса «Основы безопасности жизнедеятельности» предусмотрено обязательное изучение на уроках тем, связанных с вопросами пожарной безопасности. Но практика показывает, что отведенного программой урочного времени оказывается недостаточно для полного теоретического освещения данных вопросов и отработки практических действий при возникновении пожара. Вот почему возникла потребность в создании данной программы.
Цель программы - расширение знаний учащихся о причинах и последствиях пожаров, действиях при пожаре и совершенствование умений и навыков правильного поведения в пожароопасной обстановке, оказание первой помощи при ожогах, при отравлении угарным газом.
Планирование уроков по химии и вопросов по пожарной безопасности.
№; урока | Тема урока | Вопросы пожарной безопасности |
1.
.2. 3. 15. 16. 22. 26. 29. 35. 58. | 8 класс Предмет химии. Вещества. Правила работы в химической лаборатории. Превращения веществ. Роль химии в нашей жизни. Приёмы обращения с лабораторным оборудованием. Практическая работа №1. Простые вещества. Металлы. Простые вещества. Неметаллы. Оксиды и летучие водородные соединения. Соли. Чистые вещества и смеси. Экзо- и эндотермические реакции. Окислительно- восстановительные реакции.Реакции горения. | Правила работы с огнеопасными веществами. План эвакуации на случай пожара. План пожаротушения в кабинете химии. Предприятия химической, нефтехимической и газовой промышленности как взрывоопасные объекты. Пиротехнические средства. Правила обращения с ними. Правила работы со спиртовкой. Практическое ознакомление со средствами пожаротушения. Отработка пути эвакуации в случае пожара. Первая помощь при ожогах. Правила хранения щелочных металлов; особенности их взаимодействия с водой Кислород – газ, поддерживающий горение. Условия прекращения горения. Взрывоопасные смеси. Водород – горючий и взрывоопасный газ; правила проведения опытов с водородом. Роль воды, песка, углекислого газа при тушении пожаров. Применение фосфатов для получения противопожарных смесей. Правила тушения горящей нефти и нефтепродуктов. Условия возникновения и прекращения горения. Причины возникновения пожаров, способы их тушения. |
. . 1. 3. 12. 14. 26. 29. 41. 43. 45. 46. 48. 54. | 9 класс Правила по охране труда в кабинете химии. Классификация неорганических веществ. Окислительно-восстановительные реакции. Общая характеристика элементов главной подгруппы 1- ой группы. Общая характеристика элементов главной подгруппы 2- ой группы Водород, его свойства, получение и применение. Кислород, его свойства, получение и применение. Соли азотистой и азотной кислот. Азотные удобрения. Соединения фосфора. Фосфорные удобрения. Оксиды углерода. Карбонаты. Силикатная промышленность. Алканы. Химические свойства и применение алканов. |
Правила работы с огнеопасными веществами. План эвакуации на случай пожара. План пожаротушения в кабинете химии. Реакции горения как частный случай О.В.Р. Причины возникновения пожаров, способы их тушения. Правила хранения щелочных металлов; особенности их взаимодействия с водой Правила тушения горящего магния. Правила работы со взрывоопасными веществами. Причины возникновения взрывов. Определение понятий «пожар», «горение». Условия возникновения и прекращения горения. Взрывоопасные вещества. Последствия взрывов. Правила хранения азотных удобрений. Правила обращения с пиротехническими смесями. Применение фосфатов для получения противопожарных смесей. Правила обращения со спичками. Отравление токсичными продуктами горения. Первая помощь при отравлении угарным газом. Углекислотные огнетушители. Огнетушители, их типы и принципы работы. Особенности использования различных типов огнетушителей. Огнезащитные материалы. Правила обращения с горючими и взрывоопасными веществами. |
1. 7. 8. 16. 18. 25. 26. 36. 41. 61. 63-64. | 10 класс Правила по охране труда в кабинете химии. Предмет органической химии. Значение органической химии в жизни общества. Природный газ. Химические свойства алканов. Нефть и продукты её переработки. Химические свойства аренов. Химические свойства спиртов. Многоатомные спирты. Сложные эфиры. Полисахариды. Синтетические полимеры. Представители синтетических пластмасс и волокон. | . Правила работы с огнеопасными веществами. План эвакуации на случай пожара. План пожаротушения в кабинете химии. Правила обращения с горючими и взрывоопасными веществами. Правила тушения горящих нефтепродуктов. Правила обращения с Л В Ж. Правила обращения с ЛВЖ. Взрывоопасные вещества. Последствия взрывов. Правила обращения с легковоспламеняющимися жидкостями, приёмы их тушения. Температура воспламенения бумаги. Взрывоопасные вещества. Причины лесных пожаров. Особенности горения синтетического материала. Возгорание телевизоров и радиоаппаратуры. Правила пожарной безопасности при их эксплуатации. |
1. 7-8. 12. 13. 14. 18. 27. 29. 32. | 11 класс Правила по охране труда в кабинете химии. Атом – сложная частица. Пластмассы. Волокна. Примеры газообразных природных смесей, загрязнение атмосферы и борьба с ним. Представители газообразных веществ. Их получение, собирание и распознавание. Практическая работа № 1. «Получение, собирание и распознавание газов». Дисперсные системы. Тепловой эффект химической реакции. Факторы, влияющие на скорость химических реакций. Роль воды в химической реакции. | Правила работы с огнеопасными веществами. План эвакуации на случай пожара. План пожаротушения в кабинете химии. Особенности горения синтетического материала. Возгорание телевизоров и радиоаппаратуры. Правила пожарной безопасности при их эксплуатации Лесные пожары как одна из причин загрязнения атмосферы. Защита от дыма. Правила техники безопасности в шахтах, рудниках, местах газодобычи, в бытовых условиях при работе с газовыми смесями. Кислород – газ, поддерживающий горение. Условия прекращения горения. Взрывоопасные смеси. Водород – горючий и взрывоопасный газ; правила проведения опытов с водородом. Отравление токсичными продуктами горения. Первая помощь при отравлении угарным газом. Углекислотные огнетушители. Правила работы со спиртовкой. Правила обращения с аэрозолями. Условия возникновения и прекращения горения. Причины распространения огня при пожаре. Вода как средство тушения пожаров. |
Учащиеся должны знать:
причины возникновения пожаров и меры по их предупреждению, порядок и правила тушения начинающегося пожара, особенности и свойства горения различных веществ, первичные средства пожаротушения, причины взрывов, признаки взрывоопасных объектов, план эвакуации из школы при пожаре.
Учащиеся должны уметь:
правильно действовать при обнаружении пожара, оказать первую помощь при ожогах, оказать первую помощь при отравлении угарным газом.
Приложение к Программе развития школы
Предварительный просмотр:
Социально -значимый проект
«Доброе сердце – добрые дела»
Учащихся 6 Б класса МБОУ «Средняя школа №4»
Автор: классный руководитель 7 Б класса Денисова И. А.
2014/2015 учебный год
Работа над проектом рассчитана на 1 год. Начало работы над проектом – сентябрь, окончание – май. В работе по проекту принимали участие -24 человека.
Цели: - Создать условия для наиболее полного осуществления принципа личностно-ориентированного подхода в развитии школьника.
- Создать условия для формирования индивидуальности, реализации потенциала личности (физического, психического, социального).
- Обеспечить ребенку чувство психологической защищенности, его доверие к миру, радости существования (психологическое здоровье), формирование базиса личностной культуры, развитие индивидуальности ребенка.
Задачи проекта: - учить понимать и ценить жизнь, совершать полезные дела для сохранения природы и жизни человека;
- развивать познавательную и практическую деятельность;
- воспитывать сознательное, бережное отношение к природе.
Участники проекта: дети 12 лет, родители, учителя.
Вид проекта: творчески-познавательный.
Механизм реализации и схема управления проектом
обсуждение проекта;
наличие плана работы организации, разработка планов подготовки
и проведения программных мероприятий.
проведение мероприятий;
составление отчетов о проведенных мероприятиях;
создание фотоархива и электронной базы по проводимым мероприятиям;
подведение итогов проекта: отзывы, анализ эффективности проведенных мероприятий
Ожидаемые результаты проекта, его социальная
и воспитательная значимость:
- Развитие индивидуальных способностей каждого ребенка с учетом его возможностей; предоставление ему возможностей широкого выбора внеурочной занятости.
- Расширить знания детей о роли растений в природе и жизни человека.
- Вовлечение ребят в конкретную трудовую природоохранительную деятельность, связанную с сохранением и улучшением окружающей среды.
- Вовлечение родителей в совместную деятельность, направленную на создание общего культурно-нормативного пространства, в котором нормы семейного и школьного воспитания постепенно сближаются, перестраиваются, в результате чего преодолеваются противоречия между семьей и школой.
Достижение поставленной цели предусматривает решение следующих основных задач:
- расширить представления об окружающем мире;
- выявить и развивать способности обучающихся, их профессиональные склонности через организацию общественно полезной деятельности, в том числе социальной практики, а также основы личностной адекватной самооценки, ответственности за свои поступки;
- включать обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды для приобретения опыта реального действия;
- воспитывать нравственные чувства, убеждения, необходимость рационально и бережно относиться к природе и окружающим людям.
Кадровое обеспечение проекта:
- учитель;
- педагоги дополнительного образования;
- родители учащихся.
Пояснительная записка
Школа после уроков – это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребенком своих интересов, своих увлечений, своего «я». Главное, что ребенок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. Важно заинтересовать ребенка занятиями после уроков, чтобы школа стала для него вторым домом, что даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования. Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. Основными задачами воспитания на современном этапе развития нашего общества, на наш взгляд, являются: формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе. Реализовать указанные задачи можно при помощи данного проекта Актуальность данного проекта заключается в том, что он способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время. Каждый вид внеклассной деятельности: творческой, познавательной, спортивной, трудовой, игровой – обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определённом аспекте, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект. Также проект актуален, так как создает условия для достижения обучающимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для многогранного развития и социализации каждого обучающегося в свободное от учёбы время; создает воспитывающую среду, обеспечивающую активизацию социальных, интеллектуальных интересов обучающихся в свободное время, развитие здоровой, творчески растущей личности, с формированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность, реализацию добровольческих инициатив. Преобладает коллективная форма организации работы, но используется также групповая и индивидуальная формы работы.
Перечень оборудования для реализации проекта
1. Мультимедийный комплекс (интерактивная доска + проектор)
2. Компьютер
3. Шкафы для хранения поделок и материалов для мастерских подарков.
4. Выставочный стенд для оформления выставок рисунков, вывешивания плакатов и газет.
5. Помещение для проведения концертов и спортивных состязаний.
6. Инструменты для проведения трудовых и экологических десантов.
Планируемые результаты
Результаты внеурочной деятельности не являются предметом контрольно-оценочных процедур.
Для выявления и оценки результативности внеурочной деятельности используются разные игровая, проектная технологии, в том числе и технология «Портфолио», а также положительный характер отношений учащихся со школой, семьёй, сверстниками.
Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов –получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет равноправное взаимодействие школьника на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной ему социальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить.
Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного социального действия. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде.
Результатами реализации данной программы являются также выставки детских работ, использование поделок-сувениров в качестве подарков для родителей, дошкольников, ветеранов, учителей и т.д.; оформление зала для проведения праздничных утренников, сами праздники, конкурсы, утренники, участие обучающихся в акциях, десантах, аукционах и т. д.
1. Помоги себе сам
Цель: формирование умения ориентироваться в разных социальных ситуациях, не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Задачи:
- определять свой поступок, в том числе в неоднозначно оцениваемых ситуациях, на основе известных и простых общепринятых правил «доброго», «безопасного», «красивого», «правильного» поведения,
- быть готовым слушать собеседника и вести диалог,
- при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя её,
- понимать сущности сознательной дисциплины и культуры поведения, ответственности и исполнительности, точности при соблюдении правил поведения в школе, дома, в общественных местах;
- подтверждать аргументы фактами, критично относиться к своему мнению
- адекватно отвечать на просьбы, чувства, приветствия замечания, возражения, отвержения и т.д.
Предполагаемый результат: развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в деятельности.
Мероприятия: познавательная игра-тест «А вот и я»; выпуск газеты «Чтобы дольше жить»; конкурс рисунков «Мой лучший друг»; сюжетно-ролевая игра « В транспорте» «Школа», «Поход в магазин», «На отдыхе», «Поход в театр», «Выборы», «Устройство на работу»; мастерская поделок , «Открытка для одноклассника»; занимательное тестирование «А я такой?»; конкурс листовок «Нет наркотикам»; конкурс четверостиший «Против курения»; игра-тренинг «Попроси помощи»;
2. Семья — это компас, ведущий нас правильным курсом.
Цель: формирование умения сопереживать в радостях и в бедах своим близким, умение поддержать их в трудную минуту;
Задачи:
- учиться выполнять различные роли в семье;
- знать и сохранять семейные традиции.
Предполагаемый результат деятельности:
сформированность представлений о качествах мужчины и женщины, а также представление о том, что сын и дочь берегут покой членов семьи, готовы помочь старшим в работе по дому, не создают конфликтов, умеют держать данное слово, заботятся о своей семье.
Мероприятия: конкурс рисунков «Новогодний праздник»; веселые старты «Мама, папа, я – спортивная семья»; мозговой штурм «Мамин день»; юмористический десант «Смайлик в подарок»; экскурсия-игра «Путешествие по улицам г. Гагарина»; конкурс рисунков «Моя семья»; игра-тренинг «Попроси помощи»; сюжетно-ролевая игра «Дочки-матери», «Среди своих»; концерт для пап; аукцион идей «Подарок маме»; экскурсия «Наши соседи»; концерт для любимых мам;
3. Наш веселый дружный класс
Цель: формирование у детей осознания принадлежности к школьному коллективу, стремления к сочетанию личных и общественных интересов, к созданию атмосферы подлинного товарищества и дружбы в коллективе.
Задачи:
- сформировать умение организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
- закрепить умение слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения, вырабатывать в противоречивых конфликтных ситуациях правила поведения, способствующие ненасильственному и равноправному преодолению конфликта.
Предполагаемый результат деятельности:
- овладение учеником этикой взаимоотношений «ученик – учитель», «ученик - ученик», выполнение распорядка работы школы и возложенных на учащегося обязанностей, умение пользоваться
правами ученика, выполнение роли хозяина в школе, поддерживающего обстановку доброжелательности и радости общения, уважения друг к другу.
Мероприятия:
конкурс рисунков «Мой лучший друг»; мастерская подарков к Новому году; поход классом на каток; конкурс рисунков «Новогодний праздник»; игра «Взятие снежного городка»; мастерская поделок «Открытка для одноклассника»; сюжетно-ролевая игра «Школа», «Поход в магазин», «На отдыхе», «Поход в театр», «Среди своих» ; фотогалерея «Наш класс»; игра-тренинг «Попроси помощи»; мастерская поделок «Нашим мальчишкам» ; юмористическая викторина «Мы и школа»; фотогалерея «Любимый урок»; мастерская поделок «Для друга»; игра «Веселый сюрприз».
4. Природа — дом, в котором живет человек.
Цель: формирование гражданского отношения к планете Земля и природе родного края.
Задачи:
- воспитывать понимание взаимосвязей между человеком, обществом, и природой;
- развивать чувство сопереживания другим не похожим на тебя людям, отзывчивость к бедам всех живых существ;
- формировать эстетическое отношение обучающихся к окружающей среде.
Предполагаемый результат деятельности:
обучающиеся должны серьезно задуматься над своим существованием на планете Земля и над тем, как ее сохранить. Настоящий гражданин любит и бережет природу, занимает активную позицию в борьбе за сохранение мира на Земле.
Мероприятия: экологические десанты, конкурсы рисунков «Береги природу - наш дом», трудовые
десанты «День Земли», «Чистый двор», экскурсии, операция «Помощь пернатому другу», викторины «Фауна родного края» - 6кл, акция «Сохраним елочку», экологическая акция «Защитим первоцветы»; мастерская подарков к Новому году; творческая мастерская «Волшебная снежинка»;
5. Оазис милосердия
Цель: осуществление добрых дел, полезных другим людям, своей стране, в том числе отказ ради них от каких-то своих желаний.
Задачи:
- развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки
- развивать этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей;
Предполагаемый результат деятельности:
убежденность обучающихся в том, что каждый человек любит и гордится своей Родиной, изучает ее историко-культурное, духовное наследие, готов оказать помощь слабому и нуждающемуся.
Мероприятия:
акции «Милосердие»,»; благотворительные акции «Улыбка первокласснику»; «Сюрприз на Новый год»; мозговой штурм «Что подарим ветеранам?»; конкурс четверостиший «Природа-мой дом»; поисковые десанты «Почему так называется?», концертная программа «Дорогою добра», конкурс листовок «Сделаем мир красивее»;
Трудовой десант
Цветы ветеранам.
Предварительный просмотр:
Программа работы с одарёнными детьми.
«Увлечь, раскрыть, развить!»
Учитель химии Денисова И. А.
Целевая аудитория: учащиеся 8-9 классов общеобразовательной школы, учителя химии, родители учащихся.
Целью работы по данной программе является организация индивидуальных траекторий развития познавательных способностей одаренных детей для использования знаний по химии при поступлении в высшие учебные заведения, при участии в предметных олимпиадах различного уровня.
Задачи:
изучение углубленного курса химии;
проведение предметных конкурсов, викторин;
проведение школьного этапа олимпиады по химии;
участие в районном туре олимпиады;
участие в работе над учебными проектами по химии.
Новизна данной программы состоит в том, что:
- в основу учебно-тематического планирования положен принцип ускорения;
- она является практико-ориентированной;
- применяются инновационные образовательные технологии.
Особенности программы «Одарённые дети».
- Использование инновационных образовательных технологий.
Программой предусмотрены занятия с использованием информационных технологий (электронные учебники, информационные ресурсы сети Internet, модульной технологии (индивидуальная работа с учебным модулем, предложенным учителем), проблемной технологии, проектная деятельность.
Практическая направленность. Разработаны практические работы, способствующие развитию познавательных способностей учащихся, имеющих экологическую направленность
- Развитие коммуникативных способностей.
Работа над проектом в паре или индивидуально предусматривает итоговое обсуждение результатов деятельности, обмен опытом, что способствует становлению детского коллектива (а занятия для одаренных детей посещают ребята разных классов школы) на основе взаимоуважения и взаимовыручки.
- Межпредметная направленность
В программе предусмотрено изучение ряда тем физики, биологии, без понимания которых невозможно освоение программного материала по химии ( газовые законы, функции в организме белков, жиров, углеводов, витаминов).
- Проектная деятельность.
Программой предусмотрена проектная деятельность учащихся для развития исследовательских навыков. Ребята должны научиться организовывать свою поисковую деятельность, ставить вопросы, обобщать полученные данные, делать выводы. Каждый ученик, выбирая тему проекта, составляет совместно с учителем индивидуальную программу работы, способствующую максимальному развитию его способностей и дарований.
5.Портфолио детских достижений.
В результате работы по данной программе дети создают отчеты по проектам, принимают участие в олимпиаде по химии различного уровня, принимают участие в конкурсах электронных пособий по предмету.
Предполагаемый результат:
- увеличение количества учащихся, ставших победителями и призёрами олимпиад;
- качественное изучение предмета;
- повышение качества обучения;
- улучшение результатов ГИА по химии.
Содержание программы
№ | Тема занятия |
1 | Строение атома. Электронные и графические формулы. |
2 | Виды химической связи. Свойства веществ. |
3 | Степень окисления. Постоянные и переменные значения. |
4 | Валентность. Структурные формулы веществ. |
5 | Оксиды. Номенклатура. Структурные формулы. Химические связи. |
6 | Кислоты. Номенклатура. Структурные формулы. Химические связи. |
7 | Основания. Номенклатура. Структурные формулы. Химические связи. |
8 | Соли. Номенклатура. Структурные формулы. Химические связи. |
9 | Простые вещества – металлы. Строение – свойства. Химическая связь. |
10 | Простые вещества – неметаллы. Аллотропия. Свойства. |
11 | Решение задач на приготовление растворов заданной концентрации. |
12 | Химические уравнения. Закон сохранения массы веществ. Классификация. |
13 | Решение задач по химическим уравнениям. Количество вещества. Молярная масса. |
14 | Скорость химических реакций. Зависимость скорости . |
15 | Обратимость реакций. Химическое равновесие и способы его смещения. |
16 | Растворы. Растворимость веществ в воде. Реакции ионного обмена. |
17 | Электролитическая диссоциация. Теория Сванте Аррениуса. Сильные и слабые электролиты. |
18 | Ионные уравнения. |
19 | Кислоты и основания в свете теории электролитической диссоциации. |
20 | Соли в свете электролитической диссоциации. |
21 | Оксиды, классификация и свойства. |
22 | Решение задач на содержание примесей. |
23 | Генетическая связь между классами неорганических веществ. |
24 | Окислительно-восстановительные реакции. |
25 | Щелочные металлы. Строение и свойства. |
26 | Щелочно-земельные металлы. Строение и свойства. |
27 | Алюминий. Строение и свойства. |
28 | Подгруппа углерода. |
29 | Подгруппа азота. |
30 | Подгруппа кислорода. |
31 | Галогены. |
32 | Инертные газы. |
33 | Качественные реакции на ионы. |
34 | Решение задач на вывод формул. |
Рекомендации учителям, работающим с одаренными детьми.
Наиболее эффективный метод взаимодействия учителя с одаренным ребенком – индивидуальные занятия с акцентом на его самостоятельную работу с материалом.
Учителю-предметнику в работе необходимо:
1. Составить план занятий с ребенком, учитывая тематику его самообразования, склонности, психические особенности ребенка.
2. Определить темы консультаций по наиболее сложным и запутанным вопросам.
3. Выбрать форму отчета ребенка по предмету (тесты, вопросы и т.д.) за определенные промежутки времени.
4. Ребенку предоставить: — название темы- план изучения темы — основные вопросы — понятия и термины, которые он должен усвоить — практические работы — список необходимой литературы — формы контроля — задания для самопроверки.
5. Для анализа результатов работы оформить таблицу:
Предмет | |||||||
Дата и время консультаций | |||||||
Главные изучаемые вопросы | |||||||
Время работы с темой по программе | |||||||
Фактически затраченное время | |||||||
Дополнительные вопросы, не предусмотренные программой | |||||||
Не выясненные вопросы | |||||||
Причины отклонений от сроков |
Заключение. В современном мире очень актуальны проблемы выявления, диагностики, прогноза, формирования, обучения и развития одаренных и талантливых детей. Правильное построение взаимоотношений одаренного ребенка с окружающим миром позволит ему наиболее полно проявить свои способности. Особенно остро встает этот вопрос в подростковом возрасте, так как именно в этом возрасте формируется самосознание, нравственные убеждения, мировоззрение, интересы. Очень важно создать благоприятную психологическую обстановку для одаренного ребенка, которая поможет преодолению разрыва между интеллектуальным и личностным развитием и будет способствовать их развитию.
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока в 9 классе с использованием технологии критического мышления.
Учитель: Денисова И. А.
Кислород и озон. Аллотропия
Цели урока:
1. Выделить различия между простыми веществами кислородом и озоном.
2. Сформировать понятие об аллотропии.
3. Развивать логическое мышление, умения находить причинно-следственные связи между веществами и явлениями, способности защищать собственное мнение.
4. Воспитывать коммуникативные способности.
Ход урока
1. Стадия вызова.
1.Постановка проблемы урока.
2.Актуализация имеющихся знаний о кислороде и озоне.
Задание 1. Самостоятельная работа. Начертите в тетради таблицу и заполните 1и2 графы данной таблицы.
Я знаю | Хочу узнать | Узнал нового |
|
|
|
Задание 2. Работа в парах. Перескажите друг другу ваши записи.
Задание 3. Совместная работа учащихся. Отчеты учащихся о результатах работы. Учащиеся друг друга не повторяют, а дополняют. На доске составляется опорный конспект в виде грозди. В центре грозди - тема урока, вокруг-приведенные учащимися факты.
2. Стадия осмысления новой информации.
1. Самостоятельная работа с новой информацией. Классу раздаем текст и демонстрируем опыт получения озона в озонаторе и пропускаем его через раствор иодида калия, куда добавлен раствор крахмала.
Задание классу:
Изучите текст, в ходе работы на полях текста карандашом делайте пометки
+ -это я знаю
- -этого я не знал
! -очень важная информация
+- -знал, но забыл
? - противоречит моим представлениям
2. Структурная организация информации в памяти. Работа в парах. Учащиеся обсуждают полученные данные.
3. Совместная работа учащихся. Учащиеся систематизируют полученные знания, обсуждают сложные вопросы, свою точку аргументируют цитатами из текста.
В ходе обсуждения корректируется опорная схема – гроздь на доске.
3. Стадия размышления (рефлексии).
Задание 1. Заполните графу 3 таблицы.
Задание 2. Расскажите, что нового узнали вы на данном уроке.
Задание 3. Составьте синквейн со словом «аллотропия»
4. Задание на дом: составить вопросы для размышления – уточняющие (правильно ли я понял, что…?), интерпретационные (в чем причина…?), оценочные (в чем отличие…?)
Информация для осмысления
1. Текст для самостоятельного изучения.
Химический элемент кислород способен образовать 2 простых вещества- кислород О2 и озон О3. Кислород при нормальных условиях – газ, без цвета и запаха, озон-газ голубого цвета с характерным резким, но приятным запахом. В переводе слово «озон» означает «пахнущий». При длительном вдыхании озон раздражает дыхательные пути и поражает иммунную систему. Установлено, что молекула озона состоит из трех атомов кислорода, образующих равнобедренный треугольник, с углом между связями 116 . Связи между атомами кислорода образованы по донорно-акцепторному механизму. Кислород в 1,5 раза легче озона, оба газа растворяются в воде, но озон растворяется лучше.
Есть отличия и в химических свойствах. Озон химически активнее кислорода. Активность озона объясняется тем, что при его разложении образуется молекула кислорода и атомарный кислород, который активно реагирует с другими веществами. Например, озон легко реагирует с серебром, тогда как кислород не соединяется с ним даже при нагревании.
6 Ag + O3 = 3 Ag2O
Озон – сильный окислитель. Он активно вступает в окислительно-восстановительные реакции. Но в то же время и кислород, и озон реагируют с активными металлами, например, с калием.
Кислород и озон оба состоят из атомов кислорода. Разница между ними в том, что они имеют различный количественный состав молекулы. Такие вещества, которые состоят из атомов одного и того же элемента, но имеют разный состав молекулы или различное строение, называются аллотропными видоизменениями. Само явление называется аллотропией. Аллотропия (от греч. Allos – другой и tropos – поворот, свойство) – существование одного и того же химического элемента в виде двух или нескольких простых веществ, различных по строению и свойствам. Аллотропия может быть результатом образования молекул с различным числом атомов (например, кислород и озон) или образования различных кристаллических форм (например, графит и алмаз). Явление аллотропии характерно для многих химических элементов. Например, сера бывает ромбическая, моноклинная, пластическая; углерод существует в виде графита, алмаза, карбина, фуллерена. Известно серое и белое олово, красный, белый и черный фосфор.
При прохождении электрического разряда через кислород, например, во время грозы при сверкании молнии, кислород превращается в озон. Из каждых 3 молекул кислорода образуются 2 молекулы озона. Реакция идет с поглощением энергии. Реакция обратимая, обратная реакция происходит при обычных условиях, так как озон – вещество неустойчивое. Неустойчивость молекулы озона объясняется характером химических связей в молекуле. В природе озон разрушается под действием газов, выбрасываемых в атмосферу, например, фреонов, в процессе техногенной деятельности человека. Результатом является образование так называемых озоновых дыр, т.е. разрывов в тончайшем слое, состоящем из молекул озона. Озоновый слой состоит из молекул озона и находится в стратосфере на высоте 20- 25 км . Разрушение этого слоя связано с возрастающим антропогенным воздействием, в том числе широким использованием в промышленности и быту хлорфторсодержащих хладонов (фреонов), аэрозолей, пестицидов и др. Разрушение озонового слоя приводит к увеличению доз ультрафиолетового излучения у поверхности Земли. УФ-облучение приводит к разрушению ДНК и других органических молекул. Это может вызвать рак кожи, катаракту и ослабление иммунной систем.
Предварительный просмотр:
Социальный проект «Поклонимся великим тем годам»
Учитель: Денисова И. А.
Пояснительная записка.
Проект «Поклонимся великим тем годам» - это дань уважения тем, кто погиб во время войны, кто воевал и вернулся живым, кто работал в тылу, не зная сна и покоя, кто верил и ждал несмотря ни на что, Великой Победы!
Проект нацелен на то, чтобы донести правду о войне детям и подросткам через живых свидетелей и участников, через фотографии и документы, донести до молодых людей своё чувство сопричастности этому дню, передать это чувство по наследству следующему поколению. Чтобы новые поколения не забыли прошлого, не утратили память истории.
Проект направлен на проявление гражданской позиции, социальной активности детей и подростков, на формирование их жизненного стержня.
Цель проекта:
Утверждение в молодежной среде социально – значимых гражданско-патриотических ценностей, взглядов и убеждений, воспитание уважения к историческому прошлому нашей родины.
.
Задачи:
- воспитание уважения, милосердия, сострадания к людям старшего возраста;
- формирование желания помогать пожилым людям и оберегать их; оказание помощи нуждающимся малоообеспеченным гражданам;
- привлечение детей и подростков к работе по благоустройству мемориалов, памятников погибшим во время Великой Отечественной войны;
- привлечение внимания детей к проблемам живых свидетелей военного времени.
Содержание проекта.
Проект предполагает следующие тематические направления:
1. «Не гаснет памяти свеча».
Цели и задачи:
- собрать воспоминания людей, прошедших через ужас войны о тех, кто отдал жизнь во имя Победы и о тех, кто не дожил до её 70-летия;
- проанализировать их и сделать доступными для других исследователей;
Содержание.
Работа по этому направлению проекта, предполагает знакомство с фотографиями из семейных архивов, солдатскими письмами, встречи-воспоминания с близкими погибших на той далёкой войне и умершими после войны, уход за памятниками и могилами, возложение цветов; изучение исторической эпохи в книгах о войне.
Внимательное, бережное отношение к семейным преданиям помогает лучше понять, что такое история Родины, какое место в ней занимает каждый её гражданин, как много зависит от его личного участия в делах своей страны. Солдатские письма должны жить. Жить в семьях как память и гордость фамильная. Это будет маленькой частичкой долга благодарных потомков перед павшими, перед теми, кто сохранил для них честь и достоинство державы.
Виды деятельности:
- встречи с близкими погибших и умерших участников войны;
- работа с литературой «Я читаю книги о войне», библиографический поход «По фронтовым дорогам»;
- благоустройство памятников и уход за ними;
- конкурс сочинений «Моя семья в годы Великой Отечественной войны»;
2. «Жив солдат!»
Цели и задачи
- проявление внимания и заботы к ветеранам Великой Отечественной войны, оказание им помощи;
- приобретение новых знаний о Великой Отечественной войне из уст очевидцев тех огненных лет;
- воспитание чувства патриотизма и гордости за свою Родину, пропаганда значимости Победы в Великой Отечественной войне.
Содержание.
Время бежит неумолимо. Редеют ряды фронтовиков. И как ни жаль, близится то время, когда трудно будет сыскать живого свидетеля великой битвы. Поэтому воспоминания наших земляков - участников войны - о том времени бесценны. Никакие слова, музыка или чтение стихов не сравнятся с таинством встречи с живыми участниками или современниками войны. У нас ещё есть возможность устраивать эти встречи.
Работа по этому направлению проекта, предполагает проведение встреч с ветеранами, знакомство с солдатскими песнями – неповторимой страницей истории той войны, помощь ветеранам. В процессе проведения комплекса мероприятий распространяются «Георгиевские ленточки».
Виды деятельности
- организация и проведение мероприятий по оказанию помощи ветеранам Великой Отечественной войны,
- вручение ветеранам «Георгиевских ленточек»;
- операция «Поздравительный десант»;
План работы.
№ п/п | Содержание работы | сроки и место проведения |
1. | Составление списка ветеранов. | Октябрь 2014 г. |
2. | Акция «Дети войны живут рядом» - сбор материала о детях войны. | Ноябрь 2015 г. |
3. | Работа с научной литературой по теме «Дети и война». | декабрь 2014 г. |
4. | Конкурс эссе «Почему мы помним о войне». | январь 2015 г. |
5. | Экскурсия в краеведческий музей «Этот день Вы приближали как могли». | Февраль 2015 |
6. | Конкурс творческих работ «Моя семья в годы Великой Отечественной войны». | Март 2015 г. |
7. | Благотворительная акция для ветеранов войны и живых свидетелей военного времени. | апрель – май 2015 г. |
8. | Операция «Забота» | в течение года |
9. | Акция «Георгиевская ленточка». | Май 2015 г. |
10. | Участие в акции «Бессмертный полк» | Май 2015 г. |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Ф. И. О. педагога: ____Денисова Ирина Анатольевна________________________________
Предмет: ____химия_______________________________________
Класс: _______8 класс______________________________________
Тип урока: ___урок открытия новых знаний______________________________________
Тема урока : «Простые вещества – неметаллы»
Технологическая карта с дидактической структурой урока
Дидактическая структура урока | Деятельность учеников | Деятельность учителя | Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов | Планируемые результаты | |
Предметные | УУД | ||||
Организационный момент | Приветствуют учителя. Готовятся к уроку. | Приветствует детей |
|
|
Прогнозирование своей деятельности. Умение слушать и вступать в диалог. Умение выделять нравственный аспект поведения. |
Проверка домашнего задания | Отвечают на вопросы учителя | Фронтальный опрос по теме «Металлы – простые вещества» | 1 . Где в периодической системе находятся элементы, соответствующие простым веществам металлам? 2. Каковы общие физические свойства металлов? 3. По каким физическим свойствам различаются металлы? 4. Какое из веществ названных в приведённом ниже стихотворении, не относится к металлам? Семь металлов создал Свет По числу семи планет: Медь, железо, серебро… Дал нам Космос на добро. Злато, олово, свинец… Сын мой, сера - их отец. А ещё ты должен знать: Всем им ртуть – родная мать. | Умения определять положение металлов в ПСХЭ, выделять общие физические свойства металлов | Выделение и осознание того, что уже пройдено.Постановка учебной задачи на основе известного. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и вступать в диалог. Самоопределение Целеполагание |
Изучение нового материала Стадия вызова Стадия осмысления | Выполняют творческую работу в парах. Работают индивидуально с выданным заданием Читают параграф учебника, анализируют полученную информацию, проверяют свои ответы на задание, записывают правильные ответы Выполняют лабораторный опыт Заслушивают ответы уч-ся у доски, анализируют информацию | Предлагает уч-ся объединиться в пары для выполнения задания Предлагает уч-ся выполнить задание «Перепутанные логические цепочки» Чтобы проверить правильность выполнения задания, предлагает уч-ся прочитать соответствующий материал учебника Для ответа на 4 вопрос предлагает выполнить лабораторный опыт Для ответа на 8 вопрос вызывает 2 учеников к доске | Составить предложение или мини рассказ из слов: свойства, расположены, противоположные, проявляют, над диагональю B-At, ПСХЭ, неметаллы. Приложение 1. Записать рядом с цитатой правильный ответ, если на предыдущей стадии ответили неверно. Лабораторный опыт «Растворение угля и серы в воде» Составить схемы образования связи в молекулах фтора, азота |
Опираясь на имеющиеся знания добиться понимания понятий: неметалл – химический элемент, неметалл – простое вещество, рассмотреть физические свойства неметаллов, явление аллотропии |
Развитие творческих способностей Поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний, построение логической цепи рассуждений, самоопределение |
Закрепление нового материала | Работа в парах. Уч-ся зачитывают суждение и выбирают себе оппонента для беседы | Предлагает дополнить перечень цитат новыми, выписать на листок из текста |
| Умение слушать и вступать в диалог, Поддержание здорового духа соперничества для поддержания мотивации учебной деятельности; планирование учебного сотрудничества со сверстниками; участие в коллективном обсуждении проблем. | |
Контроль | Выполняют тест, обсуждают результаты | Предлагает уч-ся выполнить тестовое задание | Приложение 2 |
| Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи, контроль полученного результата, коррекция полученного результата, саморегуляция. Жизненное самоопределение, ценносто-смысловая ориентация обучающихся |
Рефлексия | Проводят рефлексию. Предлагают варианты синквейна. Отвечают на вопросы и проводят самооценку по критериям. | Предлагает учащимся разбиться на группы и составить синквейн к понятию - неметаллы Предлагает вспомнить, какую цель поставили в начале урока, достигли ли цели? Побуждает оценить свою деятельность на уроке |
|
| Познавательные УУД. Умение анализировать результаты своей деятельности. Регулятивные УУД. Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. Личностные УУД. Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности |
Приложение 1.
На листе записаны суждения. Если вы считаете, что суждение, верно, поставьте знак «+», если нет- «-». 1. Неметаллы могут быть жидкостями, твердыми веществами, газами 2.Неметаллы обладают свойствами металлов 3. Газы – водород, хлор, фтор, азот образуют трехатомные молекулы 4. Неметаллы хорошо растворимы в воде 5. Йод похож на металл, т.к. имеет блеск и твердый 6. Неметаллы хрупкие вещества 7. Неметаллы проводят тепло и электрический ток 8. Химическая связь в молекулах простых веществ неметаллов ионная 9. Для неметаллов нехарактерно явление аллотропии 10. Неметаллов в ПСХЭ Д.И.Менделеева больше, чем металлов 11. Большинство неметаллов это жидкие вещества 12. Возможен переход одной аллотропной модификации в другую |
Приложение 2.
Тест «Простые вещества-неметаллы» Вариант 2 | Тест «Простые вещества-неметаллы» Вариант 1 |
Простое вещество – неметалл: А) сера; Б) железо; В) свинец 2. Самый сильный неметалл в Периодической системе: А) кислород; Б) фтор; В) водород; 3. Является жидкостью при обычных условиях: А) хлор; Б) йод; В) бром; 4. Аллотропная модификация углерода. А) озон ; Б ) графит; В ) азот 5. Число электронов на внешнем уровне неметалла: А) 5 – 8; Б) 1 – 2; В) 2 — 3; | 1. К неметаллам относится: А) хлор ; Б) кальций; В) калий ; 2. Число электронов на внешнем уровне неметалла: А) 1 – 2; Б) 5 — 8 ; В) 2 — 3; 3. Аллотропная модификация кислорода. А) азот; Б) графит; В) озон. 4. Твердый неметалл А) кислород; Б ) углерод; В ) водород 5. Самый электротрицательный неметалл в ПСХЭ: А) фтор; В) водород; Г) гелий. |
Технологическая карта с методической структурой урока
Дидактическая структура урока | Методическая структура урока | Признаки решения дидактических задач | ||||
Организационный момент | Методы обучен. | Форма деятельности | Методические приемы и их содержание | Средства обучения | Способы организации деятельности | |
Актуализация знаний | словесные | беседа | проблемный вопрос | вербальные | уч-ся самостоятельно решаютпроблему, определяют тему, цели урока | Учащиеся готовы к работе с новым материалом |
Сообщение нового материала | работа с учебник ом, выполне ние лабораторного опыта | групповая
| перепутанные логические цепочки | печатные, экранные | уч-ся работают с текстом учебника и презентацией | уч-ся нашли и выделили необходимую информацию |
Закрепление изученного материала | словесные, практические | индивидуальная, групповая | выполнение теста | печатные | Работа в парах по алгоритму | Уч-я выполнили задание |
Подведение итогов | практические | групповая | составление синквейна | вербальные | работа в группе | оценка уч-ся собственной деятельности на уроке |
Домашнее задание | словесные | беседа | уровневое задание | вербальные |
|
|
Предварительный просмотр:
Программа социального проекта «Тебе и мне нужна Земля!»
Учитель: Денисова И. А.
Актуальность темы: Загрязнение планеты мусором стало одной из глобальных экологических проблем. Действенным средством для решения этой сложнейшей проблемы должно стать просветительство. Участие в этом проекте даёт возможность формирования сознания принадлежности и значимости к участию в жизни социума.
Цель проекта:
- воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание)
- формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие)
- развитие эстетических чувств (умение видеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить ее)
- участие детей в деятельности по охране и защите природы.
Задачи проекта:
- информирование школьников и населения о природоохранных проблемах и путях их решений;
- формирование экологически ориентированного общественного мнения, понимание сути происходящих кризисных процессов в природной и социальной среде;
- нахождение новых идей, пригодных для практической реализации, чтобы помочь выжить себе самому и всем другим.
Ожидаемые результаты:
- продолжается развитие личности неравнодушной, с эмоционально-ценностным эстетическим отношением к миру, в котором сочетаются качества нравственности, эстетического вкуса, коммуникативных навыков, образного мышления, творческих способностей.
- формируется осознанно правильное отношение к объектам и явлениям природы, экологическое мышление;
- развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы;
- приходит понимание необходимость бережного и заботливого отношения к природе, основанное на ее нравственно-эстетическом и практическом значении для человека
Методы: анкетирование, игровые практикумы, беседы, лекции, экологические десанты , исследовательская деятельность т.д.
Формы: индивидуальные, групповые и массовые.
Виды деятельности:
-Учебно-познавательная;
-Исследовательская.
-Практико-ориентированная
Участники проекта: учащиеся 8 б, 9 б класса
Сроки реализации проекта: 01. 10. 2016 – 01.05. 2017
Содержание проекта.
Проект предполагает следующие тематические направления:
- Живая сила воды.
- У мусора есть своё место.
- Пусть двор наш будет самым лучшим!
План работы:
№ п/п | Содержание работы | сроки проведения |
1. | Экоурок в 8 б классе «Хранители воды» | Октябрь 2016 г. |
2. | Экологический десант «Пусть двор наш будет самым лучшим» | Ноябрь 2016 г. |
3. | Операция «Покорми птиц зимой» | декабрь 2016 г. |
4. | Акция «У мусора есть своё место» | январь 2017 г. |
5. | Экологическая игра «Мы в ответе за нашу планету» | Февраль 2017 |
6. | Постановка спектакля «Оксид жизни – вода» (в рамках Недели химии и биологии) | Март 2017 г. |
7. | Экоурок в 8 б классе «Разделяй с нами» | Апрель 2017 |
8. | Организация исследовательской работы обучающихся | В течении года |
9. | Участие в акции «День Земли» | Май 2017 |
№ | Действие | Сроки | Ответственные | Ресурсы | Результаты |
1. | Совещание членов творческой группы. Постановка проблемы, определение цели и задач проекта. | Март, 2012 | Руководитель проекта и творческая группа. | Опыт других педагогов, методические рекомендации по соц. проекту | Протокол совещания, представление предварительного проекта на педсовете. |
2. | Проведение собрания с ребятами, проживающими в общежитии, родителями, экологическим сектором Совета общежития. | Апрель, 2012 | Председатель Совета общежития, воспитатель общежития, члены экологического сектора. | Презентация и доклад на тему «Экология и мы». Анкеты для родителей. | Протокол собрания Совета общежития. Распределение обязанностей по благоустройству прилегающей территории «КТСиТ» Совместное составление экологической памятки для населения г. Кургана |
3. | Экологическая акция «Мы за чистый город». Участие в экологическом проекте областного детского экологического движения «Журавлик». Участие в Общероссийских Днях защиты от экологической опасности. | 16-22 апреля, 2012 | Руководитель проекта, члены творческой группы соц. проекта «Эко-мир вокруг нас», мастера п/о и преподаватели техникума. | Агитбригада «Зеленый патруль»; Волонтеры из числа ребят, обучающихся в техникуме; Хозяйственный инвентарь (для работ на территории возле зданий общежития и техникума). | -Конкурс рисунков «Берегите нашу природу» -Выступление агитбригады по экологии «Зеленый патруль» -Выпуск экологических листовок «Цвети Земля» -Вручение экологических памяток населению города; -Участие ребят, родителей, педагогов в городском Субботнике |
4. | Исследовательская работа по экологическому состоянию некоторых помещений здания общежития. | Май, 2012 | Жилищно- бытовой сектор Совета общежития, воспитатели общежития | Помещения общежития (комнаты проживающих, «чайная» комната, холл, библиотека) | Исследовательский проект « Изучение экологического состояния общежития» силами ребят, проживающих в общежитие. |
5. | Посадка и уход за пирамидальными тополями на территории техникума. Помощь на приусадебных участках ветеранам ВОВ | Май, 2012 | Комендант общежития, воспитатели, экологический сектор Совета общежития, волонтеры. | Клумбы, вазоны, аллея пирамидальных тополей. | Ухоженная аллея на прилегающих территориях техникума и общежития, на земельных участках домов ветеранов ВОВ и труда. |
6. | Экскурсия в краеведческий музей «Природа нашего края». День эколога. | Июнь, 2012 | Воспитатель общежития, мастера п/о | Музей, рассказ экскурсовода | |
7. | «Растения, занесенные в Красную книгу». Обзор. | Июнь, 2012 | Библиотека техникума, воспитатели общежития | Библиотека, интернет. | |
8. | Уход за растениями на территории техникума. | Июль-август, 2012 (каникулы) | Комендант общежития, дежурные экологического сектора. | Клумбы, аллея тополей. | |
9. | «Экология души» Выставка фотографий «Природа и семья» | Сентябрь, 2012 | Информационно- массовый сектор Совета общежития, мастера п/о | Фото-архивы родителей обучающихся. | |
10. | Выступление агитбригады «Зеленый патруль» в школах города. | Октябрь, 2012 | Руководитель агитбригады | Сценарий выступления по экологии «Мы за чистый мир» | |
11. | Подготовка территории к зимнему сезону, уборка мусора, травы, растений со двора техникума. | Октябрь, 2012 | Волонтеры – обучающиеся в техникуме | Хоз. инвентарь (Лопаты, грабли, мешки для мусора, перчатки и т.д.) | |
12. | Библиотечный час. Мероприятие по экологии «Мир, в котором мы живем» | Ноябрь, 2012 | Библиотекари техникума | Периодические издания по экологии. Разработка мероприятия (викторины) | |
13. | Конкурс-выставка творческих работ по оформлению зеленого уголка в здании общежития и техникума. | Декабрь, 2012 | Члены экологического сектора Совета общежития, преподаватель биологии | Рисунки эскизов зеленого уголка | |
14. | «Сохраним наш дом в чистоте» (круглый стол) | Январь, 2013 | Творческая группа соц. проекта, родители, ребята из общежития. | Разработка мероприятия, наглядная агитация, фото общежития. | |
15. | Мероприятие по экологии «Берегите Землю, берегите» | Февраль, 2013 | Культурно-массовый сектор Совета общежития. Библиотека техникума. | Сценарий мероприятия. Наглядные пособия на экологическую тематику. | |
16. | Презентация социального проекта «Эко-мир вокруг нас» | Март, 2013 | Руководитель проекта, куратор проекта | Педагогический совет техникума |
Предварительный просмотр:
МБОУ СШ №4 им. А.А. Леонова г. Гагарина
Исследовательская работа по химии "Экологический мониторинг реки Гжать "
Выполнили: ученица 9Б класса
Алексеева Александра
Преподаватель:
Денисова Ирина Анатольевна
2016 год
Содержание:
1. Введение.
2. Методика исследований.
3. Результаты исследований.
4. Выводы.
5. Использованная литература.
«Вода - это самое мягкое и самое слабое существо в мире, но в преодолении твердого и крепкого она непобедима, и на свете нет ей равного»
Лао-цзы
Введение
Вода является одним из самых распространенных химических соединений на Земле. Она покрывает около 4/5 земной поверхности, а ее общая масса на планете достигает 10^18 тонн. Вода не только играет первостепенную роль в быту и промышленности, но и исключительно важна для поддержания жизни вообще.
Обыкновенную простую воду академик А.Е. Ферсман назвал «самым важным минералом на Земле, без которого нет жизни». Вода действительно является поистине своеобразным и единственным в своём роде веществом, которое практически очень трудно чем – либо заменить
Вода служит постоянным участником интенсивных биохимических процессов, происходящих в человеческом организме. Ни один жизненный процесс не совершается без нее.
Главным потребителем воды на Земле является человечество и его деятельность. И не случайно все великие цивилизации древности возникали и развивались вблизи воды, в больших речных долинах. Не существовало ни одной великой цивилизации в местности, лишенной воды.
Нет на Земле ничего, к чему надо было бы относиться с большим вниманием и осторожностью, чем к столь привычной для нас воде.
Вода является главным фактором, определяющим климат на поверхности Земли
Реки называют голубыми артериями Земли. Они покрывают весь земной шар как будто голубой паутиной
Раньше реки являлись основными путями сообщения. Именно по этой причине вдоль берегов многих рек поселялись племена, зарождались города.
Да и сейчас, судоходные реки позволяют наладить транспортное сообщение между прибрежными городами и поселениями
Сейчас человек научился использовать энергию речных вод.
Значение рек для жизни человека:
•Орошение
•Водоснабжение
•Транспортный путь
•Рыболовство
•Зона отдыха
Гжать
Был проведен экологический мониторинг реки Гжать в Гагаринском районе Смоленской области.
Территории присущ влажный умеренно-континентальный климат: разность средних температур июля и января достигает 30оС. Осадки обильные, средняя годовая сумма осадков составляет примерно 690 мм. Средняя годовая температура воздуха положительная (8, 7 о С), температура января обычно около 7 С ниже нуля, а в июле 20о выше нуля.
Река является крупным водным источником Гагаринском и Тёмкинском районах.
Дно главным образом песчаное. Берега сухие, заросшие ивняком.
Исток в 5 километрах к югу от деревни Покров. Прежде впадала в реку Вазуза, после постройки Вазузского водохранилища (1979—1981) впадает в него. В устье Гжати в образовался широкий разлив. В настоящее время река является подпитывающей Вазузскую Гидротехническую систему, входящую в состав водоисточников города Москвы.
Современная длина реки составляет 67 км (113-46), площадь водосборного бассейна — 2370 км².
Ранее была судоходна с 1705 года по 1870. В Гжатске (сейчас Гагарин) была пристань.
Актуальность выбора данной темы исследование обусловлена потребностью общества в изучении и сохранении вод рек своей малой родины.
Цель работы: проведение исследования и составление характеристики качества воды в реки Гжать
Задачи:
- Собрать образцов воды из 4 точек города и района
- Изучить литературу о свойствах воды и экологических проблемах.
- Исследовать качество воды и изучить химический состав воды по лабораторным данным;
- Исследовать виды веществ, загрязняющих воду и их возможные
- источники;
- Предложить мероприятия по снижению загрязнения воды в реке;
- Сделать выводы.
Методика работы по выявлению качества воды в реке
Образец, набранный в деревне Ашково - №1
Образец, набранный у «Гагаринского хлебозавода»- №2
Образец, набранный на Ленинградской набережной- № 3
Образец, набранный у завода «Останкино» - № 4
Экспериментальный опыт №1
«Определение прозрачности и цвета воды в пробах»
Цель: определить прозрачность и цвет воды
Оборудование: 4 мензурки, 4 образца речной воды
Ход работы: В лаборатории количественное определение прозрачности производим в приборе, представляющем градуированный цилиндр с плоским дном. Исследуемую воду перед определением хорошо взбалтываем и наливаем в цилиндр. Затем для однотонного фона используем лист белый бумаги.
№ образца | Цвет воды |
№ 1 | Вода слабо-мутная, зеленоватого оттенка |
№ 2 | Водасильно - мутная, грязно-зеленого цвета |
№ 3 | Вода прозрачная |
№ 4 | Вода прозрачная |
Экспериментальный опыт №2
«Определение запаха воды»
Наличие запаха у природной воды может быть связано либо с наличием в ней разлагающихся органических веществ, либо с присутствием химических загрязнителей.
Цель: определить запах
Оборудование: 4 колбы, 4 образца речной воды
Ход работы: Для опыта мы взяли 100 мл воды и заливаем в колбы 4 образца воды, затем с помощью собственного носа оцениваем характер и интенсивность запаха при комнатной температуре
№ образца | Запах воды |
№ 1 | Запах неприятный отсутствует |
№ 2 | Ощущается слабый и неприятный запах |
№ 3 | Неприятный запах отсутствует |
№ 4 | Неприятный запах отсутствует |
Экспериментальный опыт №3
«Определение хлоридов»
Цель работы: определение хлоридов как естественных компонентов воды с использованием метода их количественного определения.
Оборудование: пробирки, химические стаканы, пипетка- капельница на 5 мл с соединительной трубкой, 4 образца речной воды
Реактивы:10% раствор нитрата серебра (AgNO3)
Ход работы
В 4 пробирки наливаем по 5 мл воды и добавляем по 3 капли 10%-ного раствора нитрата серебра. Примерное содержание хлоридов определяем по осадку или помутнению на основании таблицы.
Осадок и помутнение | Концентрация хлоридов, мг/л |
Опалесценция или слабая муть | 1-10 |
Сильная муть | 10-50 |
Образуются хлопья, но осаждаются не сразу | 50-100 |
Белый объемистый осадок | Более 100 |
№ образца | Концентрация хлоридов, мг/л |
№ 1 | 10-50 |
№ 2 | 1-10 |
№ 3 | 50-100 |
№ 4 | 50-100 |
Экспериментальный опыт №4
«Обнаружение катионов железа в воде»
Цель: оценка качества воды и формирование навыков качественного обнаружения катионов тяжелых металлов.
Оборудование: пробирки, пипетка- капельница на 5 мл с соединительной трубкой, 4 образца речной воды
Реактивы: азотная кислота (HNO3), 20%-ый раствор роданида аммония
В 4 пробирки наливаем по 5 мл воды, добавим 1 каплю концентрированной НNO3 и 1 мл 20%-ного раствора роданида аммония. Примерное содержание катионов железа определяем по окраске на основании таблицы
Концентрация ионов железа (мг/л) | Окраска |
до 0,25 | Слабо желтовато-розовая окраска |
до 1 | Желтовато-розовое |
более 2 | Желтовато-красное |
№ образца | Концентрация ионов железа (мг/л) |
№ 1 | до 0,25 |
№ 2 | до 0,25 |
№ 3 | до 0,25 |
№ 4 | до 0,25 |
Экспериментальный опыт №5
«Обнаружения сульфат ионов в воде»
Цель: оценка качества воды и поиск сульфат ионов.
Оборудование: пробирки, 4 образца речной воды
Реактивы: 0,3 %-ный водный раствор бария
В 4 пробирки наливаем по 5 мл воды, добавим 3 капли 0,3 %-ного водного раствора бария.
№ образца | Осадок |
№ 1 | Практически отсутствует |
№ 2 | Небольшой |
№ 3 | Практически отсутствует |
№ 4 | Слабый |
- Вывод: На основе опытов мы установили, что самыми экологически чистыми районами являются деревня Ашково и местность у завода "Останкино",
- На втором месте - часть реки, протекающая у Ленинградской набережной
- и на последнем месте - приток у Хлебозавода
- Заключение: Предотвращение загрязнения воды.
Наверняка многих интересует этот вопрос, мы приведем несколько примеров по решению этой проблемы:
1.Усилить меры по соблюдению законов
Законы — действенное средство предотвращения загрязнения, но добиться их соблюдения трудно. Поэтому новая международная инициатива — «платит сторона, виновная в загрязнении» — идеальна по сути, но редко даёт плоды. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) опубликовала рекомендации по допустимым уровням загрязнения.
Сегодня Европейское Сообщество издаёт директивы о качестве воды, но правительства европейских стран не спешат выполнять эти требования. Так, в 1992 г. 9 из 12 стран — членов ЕС превысили уровень содержания нитратов в своих водоёмах. По новому законодательству, от всех членов ЕС требовалось к 2002 г. создать специальные очистные станции для обработки воды для городского и промышленного потребления, чтобы предотвратить загрязнение рек. В большинстве стран эта работа выполнена.
2. Развитие у каждого человека «экологического сознания», которое будет определять выбор вариантов технологий, строительства предприятий и использования природных ресурсов. Одна из основных задач современного образования – становление экологического способа мышления.
3. В химической промышленности более широкое внедрение малоотходных и безотходных технологических процессов, дающих наибольший экологический эффект. Большое внимание уделяется повышению эффективности очистки производственных сточных вод. Значительно уменьшить загрязненность воды, сбрасываемой предприятием, можно путем выделения из сточных вод ценных примесей, сложность решения этих задач на предприятиях химической промышленности состоит в многообразии технологических процессов и получаемых продуктов.
4.Существенное влияние на повышение водооборота может оказать внедрение
высокоэффективных методов очистки сточных вод, в частности физико-химических, из которых одним из наиболее эффективных является применение реагентов.
Использование реагентного метода очистки производственных сточных вод не
зависит от токсичности присутствующих примесей, что по сравнению со способом
биохимической очистки имеет существенное значение. Более широкое внедрение
этого метода как в сочетании с биохимической очисткой, так и отдельно, может
в определенной степени решить ряд задач, связанных с очисткой производственных сточных вод. В ближайшей перспективе намечается внедрение мембранных методов для очистки сточных вод.
Использованная литература:
- Ресурсы поверхностных вод СССР: Гидрологическая изученность. Т. 10. Верхне-Волжский район/ Под ред. В. П. Шабан. — Л.: Гидрометеоиздат, 1966. — 528 с
- Государственный водный реестр РФ: Гжать
- Муравьев А.Г. «Руководство по определению показателей качества воды полевыми методами». СПб, 1998.
- Химия в школе, № 4, 1993 г.
- Интернет- ресурсы.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель проекта: привлечь внимание обучающихся, учителей нашей школы и жителей города к проблеме утилизации твёрдых бытовых отходов.
Задачи проекта : 1. Собрать материал о твердых бытовых отходах и их утилизации из различных источников информации. 2. Проанализировать состояние загрязнения нашего города и проводимых мероприятий по ликвидации мусора на уровне Администрации города. 3. Разработать предложения по утилизации бытового мусора и повторному его использованию. 4. Провести акцию: «Я хочу, чтобы город стал чище…».
Классификация бытовых отходов: 1. Бытовой мусор Пластиковые бутылки Жестяные банки Стеклянные бутылки Пищевые отходы бумага
Строительный мусор
Промышленный мусор
Способы утилизации твердых бытовых отходов. захоронение; сжигание; сортировка и переработка; компостирование; вторичное использование упаковок или отслуживших свой век вещей.
Проблема утилизации твёрдых бытовых отходов в городе Гагарине Свалки, свалки, свалки… Они стали визитной карточкой городов Смоленской области, и наш город не исключение.
Результаты интернет-опроса
Субботник по уборке городского парка
Выводы и предложения: Стараться производить как можно меньше отходов: то есть меньше покупать того, что сразу летит в мусорное ведро: одноразовую посуду и упаковку, одноразовые полотенца и салфетки, дешевые недолговечные и неремонтируемые товары. Использовать многоразовую упаковку или упаковку, изготовленную из экологически безвредных материалов: бумаги, стекла, ткани. Напитки покупать не в жестяных и пластиковых упаковках, а в стеклянных, которые можно использовать вторично; Пользоваться матерчатой сумкой, а не легко рвущимся полиэтиленовым пакетом. При приготовлении пищи стараться не превращать в отходы полезные продукты. Отслужившую или не нужную одежду, обувь отдавать в малообеспеченные семьи.
Проекты для будущего: 1. На улицах города поставить автоматы, куда можно закинуть пластиковые 200 мл. бутылки, жестяные банки из под пива и воды. Закинул в автомат пустую тару, получаешь жетон. Несколько таких жетонов дадут право получить в местах продажи эти же товары бесплатно или со скидкой. 2. Во дворах поставить контейнеры- автоматы, куда можно выбросить аккуратно связанную пачку газет и журналов. Автомат взвешивает и выдает мелочь. 3. Поставить контейнеры по раздельному сбору мусора .