Сказочный досуг по произведениям А.С. Пушкина, "Там, на неведомых дорожках..."
Цель: Уточнить и расширить знание детей о жизни и творчестве А.С. Пушкина. Учить узнавать его сказки и их героев, по отрывкам произведений, рисункам. Развивать воображение детей. Воспитывать любовь и интерес к творчеству великого русского писателя.
Оборудование:Портрет А.С.Пушкина, рисунки к сказкам Пушкина, аудиозапись с фрагментами оперы-сказки Н. Римского -Корского "Сказка о Царе Салтане", ширма, куклы: кот Ученый, мышонок Митька; удочка, платочек,бумага большого размера для проведения атракциона "Золотая рыбка", фломастеры,маркеры
Предварительная работа: Чтение сказок А.С.Пушкина: "Сказка о попе и работнике его Балде", "Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди", "Сказка о рыбаке и рыбке", "Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях", "Сказка о золотом петушке", отрывка из поэмы "Руслан и Людмила". Просмотр мультфильмов по сказкам Л.С Пушкина.
Ход досуга:
Звучит весёлая музыка из оперы "Сказка о царе Салтане" Н.Римского-Корсакова. Дети входят в зал.
Сценка "Митька на рыбалке"
Мышонок сидит с удочкой, ловит рыбку. Выходит кот Учёный.
Кот: Здравствуй, Митька! Здравствуйте, ребята!
Мышонок: Привет!
Кот: Что ты делаешь?
Мыншовок: Рыбку золотую ловлю.
Кот: И зачем она тебе?
Мышонок: А как же? Желания исполнять.
Кот: Мяу! Вот насмешил. И как у тебя дела идут?
Мышонок: Я сказку прочитал, этого, как его... писателя...
Кот: Ребята! Подскажите, пожалуйста, нашему Митьке, кто написал "Сказку о рыбаке и
рыбке
Дети: Александр Сергеевич Пушкин.
Кот: В сказке рыбка не простая: она умела исполнять желания.
Мышонок: Вот-вот. А у меня эта самая золотая рыбка не ловится! Обманывает всё ваш Пушкин.
Кот: Так ведь это сказка. Скажите-ка лучше, что ты хотел попросить у золотой рыбки? Мышонок: Ой! Много чего! Я пожелал халвы, пастила, и много мороженого. А ты кот Учёный, что бы у рыбки попросил?
Кот: Я бы хотел, чтобы ребята побольше узнали о замечательном и знаменитом писателе А.С. Пушкине это раз! Хочу, чтобы дети поучаствовали в различных конкурсах по его сказкам это два. А, в-третьих, я хочу опять в Лукоморье побывать.
Входит ведущий и здоровается с детьми.
Ведущий: Кот Учёный, сегодня могут исполниться все твои желания. Приглашаю тебя и мышонка на наш праздник. Дорогие мои, хотите узнать, как Александр Сергеевич Пушкин смог стать великим писателем?
Кот. Мышонок: Да!
Ведущий: Саше Пушкину повезло: у него была замечательная няня Арина Родионовна. Она знала множество сказок, преданий, поверий, пословиц и поговорок и щедро делилась со своим воспитанником эти богатством. Вечерами Арина Родионовна садилась к Саше на кроватку и рассказывала сказки, предания, былины о богатырях. Мальчику было немного страшню и очень любопытно: что же будет дальше? Казалось, таинственные существа, о которых рассказывала няня, ожили и притаились в тёмных углах комнаты, но маленький слушатель, ни за что не согласился, бы прервать увлекательный рассказ. Красоту родного края помогла постичь Саше и его бабушка, Мария Александровна. Она научила мальчика читать и писать. Александр Сергеевич очень любил бабушку и няню и посвятил им много стихотворений. В доме у Пушкиных преподавали иностранные языки: французский, немецкий, английский. Первые Сашины стихи были на французском языке. Учебное заведение, в которое он поступил, назывался Лицей. Лицеист Пушкин прекрасно рисовал, музицировал, говорил на иностранных языках. В Лицее он начал писать поэму "Руслан и Людмила". Вступление к этой посме всем нам хорошо знакомо "У лукоморья дуб зелёный...". Л.С. Пушкин написал несколько замечательных сказок.
Выходят дети и читают вступление к поэме Пушкина "Руслан и Людмила"
1 ребёнок:
У лукоморья дуб зелёный; Златая цепь на дубе том: И днём и ночью кот учёный Всё ходит по цепи кругом; Идёт на право песнь заводит, Налево сказку говорит.
2 ребёнок:
Там чудеса: там леший бродит, Русалка на ветвях сидит, Там на неведомых дорожках
3 ребёнок:
Следы невиданных зверей; Избушка там на курьих ножках Стоит без окон без дверей;
4 ребёнок:
Там лес и дол видений полны; Гам о заре прихлынут волны На берег песчаный и пустой, И тридцать витязей прекрасных Чредой из вод выходят ясных, И с ними дядька их морской;
5 ребёнок:
Там королевич мимоходом Пленяет грозного царя; Там в облаках перед народом Через деса, через мора Колдун несёт богатыря
6 ребёнок:
В темнице там царевна тужит, А бурый волк ей верно служит Там ступа с Бабою Ягой Идёт, бредёт сама собой;
7 ребёнок:
Там царь Кащей над златом чахнет,
Дети (хором) :Там русский дух, там Русью чахнет!
Ведущий:
: Дорогие гости, вот у нас и начались чудеса. Вы слышите, кто-то к нам стучится! Это пришли жители пушкинского лукоморья. Попробуйте догадаться, кто это?
Конкурс "Назови героев сказки".
Ведущий: Сейчас я вам буду зачитывать отрывки из сказок Пушкина, а вы должны будете назвать сказку и какому герою эти слова принадлежат.
Ведущий:
Буду служить тебе славно, Усердно и очень исправно. В год за три щелчка тебе по лбу, Есть же мне давай варёную полбу.
Ведущий:
Угадали кто это?
Дети:
Это Балда из "Сказки о попе и о работнике сго Балде".
Ведущий:
Грусть-тоска меня съедает, Чудо чудное завесть
Мне 6 хотелось. Где-то есть Ель в лесу, под елью белка; Диво, право, не безделка Белка песенки поёт Да орешки всё грызёт, А орешки не простые, Все скорлупки золотые, Ядра чистый изумруд, Но, быть может, люди врут.
Ведущий: Дети:
Кто это?
Ведущий:
Это Князь Гвидон из "Сказки о царе Салтане".
Опусти ты, старче, меня в море! Дорогой за себя дам откуп: Откуплюсь чем только пожелаешь
Ведущий:
Кто это?
Дети:
Это золотая рыбка из "Сказки о рыбаке и рыбке".
Ведущий:
Бог с тобою, золотая рыбка! Твоего мне откупа не нало; Ступай себе в синее море, Гуляй там себе на просторе.
Ведущий:
Кто это?
Дети:
Это старик из этой же сказки, который поймал золотую рыбку.
Ведущий:
Кири-ку-ку
Ведущий:
Царствуй, лёжа на боку
Кто это
Дети:
Это золотой петушок из "Сказки о золотом петушке"
Ведущий:
Месяц, месяц, мой дружок, Позолоченный рожок!
Ты встаёшь во тьме глубокой, Круглолицый, светлоокий, И, обычай твой любя, Звёзды смотрят на тебя.
Аль откажешь мне в ответе? Не видал ли где на свете Ты царевны молодой?
Я жених ей.
Ведущий:
Кто это?
Дети:
Это королевич Елисей из "Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях".
Ведущий:
Молодцы ребята, сказки Пушкина и их героев назвали правильно.
Конкурс "Узнай сказку".
Ведущий:
Многие ребята к нашему празднику подготовили рисунки по сказкам Пушкина и некоторые и вам сейчас покажу, вы должны рассмотреть эти рисунки и отгадать сказку.
Ведущий даёт посмотреть рисунки детям которые отгадывают сказки.
Ведущий:
Мышонок Митька, Учёный кот, вам понравилось?
Кот:
Да, молодцы, ребята и с этим заданием вы тоже справились! А сейчас предлагаю небольшую разминку.
Физминутка.
Вот идёт учёный кот (ходьба с высоко поднятыми коленями)
В лукоморье он живёт (наклоны в сторону)
И меня в себе зовёт (взмахи руками)
К спискам Пушкина везёт (прыжки)
Конкурс золотая рыбка.
Ведущий:
А сейчас я предлагаю вам закрыть глаза и представить себе синее море
На море черная буря,
Так и вздулись сердитые волны,
Так ходит, так воем и вот.
Кого вы увидели в этом море?
Дети:
Золотую рыбку!
Ведущий:
Приглашаю команду от каждой группы для участие в конкурсе золотая рыбка, каждой команде за 15 секунд надо нарисовать красивую золотую рыбку.
Команды подходят к мольбертам с листами бумаги. Каждый участник рисует какую то часть рыбки, тела, хвост, плавники, глаза, чешую.
Ведущий:
Молодцы ребята, у вас получились очень красивые золотые рыбки. А сейчас мы с вами увидим сценку из "Сказка о рыбаке и рыбке" А.С. Пушкина.
Сценка.
Ведущий:
Так и вздулись сердитые волны, Так и ходят, так воем и воют.
Стал старик кликать золотую рыбку, Приплыла к нему рыбка, спросила:
Золотая рыбка:
"Чего тебе надобно, старче?".
Ей старик с поклоном отвечает:
Старик:
"Смилуйся, государыня рыбка!
Что мне делать с проклятою бабой? Уж не хочет быть она царицей, Хочет быть владычицей морскою: Чтобы ты сама служила И была бы у ней на посылках".
Ведущий:
Ничего не сказала рыбка, Лишь хвостом по воде плеснула, И ушла в глубокое море. Долго у моря ждал он ответа, Не дождался, к старухе воротился Глядь: опять перед ним землянка; На пороге сидит старуха, А пред нею разбитое корыто.
Ведущий:
Молодцы! Заканчивая наш праздник, вспомним слова, которыми заканчивается сказка Пушкина о золотом петушке: Сказка ложь, да в ней намёк!
Добрым молодцам урок. Какая бы ни была сказка весёлая или грустная, страшная или смешная, она учит нас добру. Не забывайте об этом ребята!