Обмен опытом работы
Материал поможет дать представление о педагогичекой деятельности учителя начальных классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
статья | 19.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Обмен опытом работы учителя начальных классов Щербаковой О.В.
В процессе педагогической деятельности осуществляю дифференцированно-личностный подход, использую различные методы, формы и приёмы, которые способствуют оптимальному общему развитию каждого ребенка. Особое значение придаю в урочное и внеурочное время нравственному, интеллектуальному, эмоционально-волевому и эстетическому развитию. Уроки строю не только по принципу научности, доступности, наглядности, связи с жизнью, но и обучению на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности. Во время урока ведущая роль отдается теоретическим знаниям, осознанию школьниками самого процесса обучения, ведется систематическая работа над развитием всех учащихся, включая слабых.
На уроках для расширения кругозора, развития познавательных процессов использую коллизии, вариантность, приёмы проблемного метода – это наблюдение, сопряжённое с беседой, анализ явлений с выделением их существенных и несущественных признаков, сопоставление каждой единицы с другими, подведение итогов каждого наблюдения и обобщение этих итогов в виде определения понятия, правила или алгоритма решения учебной задачи. Мои воспитанники с большой активностью участвуют в предметных олимпиадах на школьном, муниципальном, Всероссийском уровне.
Работая над проблемой «Активизация познавательной и мыслительной деятельности у детей младшего школьного возраста с интеллектуальной пассивностью», я ставила задачу общего развития личности младшего школьника. Под общим развитием личности понимается развитие ума, воли и чувств, т.е. фундаментальных сторон психики, составляющих ее основу. Развитие ума проявляется не только в усвоении, но и в переработке знаний, в которых участвуют различные виды умственной деятельности – логическое мышление, наблюдательность, различные виды памяти, воображения. Развитие ума связано с развитием воли – умением поставить перед собой цель и мобилизовать себя на достижение ее. Развитие чувств – эстетических, нравственных, интеллектуальных – составляет духовное богатство человека.
Для повышения уровня мотивации, для снижения уровня тревожности, эмоционального напряжения и преодоления школьной дезадаптации, мною была составлена мини-программа по русскому языку «Путь к успеху». На сегодняшний день, 86% поступивших детей в школу, имеют трудности в обучении: нет системы знаний, много пробелов в усвоении учебного материала, низкий уровень познавательных и психических процессов, наблюдается дисграфия, дислалия, а также из-за психологических причин (рассогласования между отдельными сторонами психического развития - мотивационной и операциональной), из-за слабого здоровья, отсутствия первого звена образования, нарушения родительских функций, отклонений в поведении возникает пассивная защитная функция организма, что приводит к отставанию в школьных навыках. Отставание в развитии лексико-грамматической стороны речи затрудняет работу в структурном построении предложения, у школьников с нарушением слухового восприятия много ошибок на грамматические правила. Программа актуальная и своевременная, в неё входят занимательные упражнения, дидактические игры, пиктограммы, кроссворды, синквейны, которые способствуют активизации познавательной и интеллектуальной деятельности на занятиях по русскому языку и других предметах. Считаю, что правильно организованное обучение должно вести за собой развитие ребенка.
Если ребенок при выполнении какого - либо задания испытывает трудность, то прибегаю к «сотрудничеству», т.к. эта помощь – не прямая подсказка, как выполнить то или иное задание, а организация совместного поиска, при котором ребенок напрягает свой ум в совместной деятельности с взрослым или товарищем. На протяжении 25 лет педагогической деятельности, для достижения положительной динамики, стараюсь верить в каждого ребенка, в его силы. При этом учитываю, что развитие каждого ребенка идет не равномерно – то замедленно, то скачкообразно – в зависимости от его индивидуальных особенностей, от особенностей высшей нервной системы, его опыта. Очень важно в работе с детьми уметь быть хорошим слушателем и собеседником, уметь выражать удивление, недоумение, восторг, сохранять непроницаемость, естественность, а не наигранность, т.к. фальшь очень хорошо чувствуют дети.
Учитывая, что модель новой школы России предусматривает включение в систему общего образования еще одной ступени, ступени дошкольного образования, рассчитанной на детей 5 - 7 лет, возникла необходимость создать развивающую программу «Любознайка». Она разработана на основе комплексной «Примерной общеобразовательной программы воспитания, образования и развития детей старшего дошкольного возраста». Программа нацеливают на полноценное общее развитие детей, их позитивную социализацию, на достижение необходимого уровня подготовки к обучению в школе. Развивающая программа включает два блока:
- «Социально-личностное развитие»;
-«Познавательно-речевое развитие».
Содержание программы разработано в соответствии с Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, а также требованиями Закона РФ «Об образовании», Типового положения о дошкольном образовании учреждения.
Комплексная программа:
- построена на принципе личностно ориентированного взаимодействия взрослых с детьми с учетом относительных показателей детской успешности;
- обеспечивает целостность педагогического процесса посредством взаимосвязи и взаимозависимости целей и задач образования, воспитания и развития;
- предусматривает оптимальную нагрузку на ребёнка с целью предупреждения перегрузки и дидактогенных неврозов;
- программный материал обеспечивает достижение воспитанниками готовности к школе;
- занятия осуществляются в минигруппах.
В учебном и воспитательном процессе ситематически ведется применение ИКТ на уроках, т.к. усиливает - положительную мотивацию обучения - активизирует познавательную деятельность обучающихся. Кабинет класса оснащен видео, аудио, ТV, DVD аппаратурой, музыкальным центром. Младших школьников привлекает яркая, наглядно представленная информация, а для учителя появляется возможность совместить теоретический и демонстрационный материал, дополнить учебник тестами, схемами. Наиболее часто при подготовке к урокам и мероприятиям я использую задания развивающего характера (логика), раздаточный материал для индивидуальной работы, видеоролики, мультфильмы, клипы детских песен, , различные тесты, и, конечно, презентации по определенной теме. Для активизации работы учащихся я применяю занимательные формы: викторины по словарным словам, игры на устном счёте по математике, занимательные вопросы, турниры знатоков на окружающем мире и часе здоровья, тексты-тренажеры для увеличения темпа чтения, задания для развития познавательных процессов. Считаю, что умение владеть программами Microsoft Word, PowerPoint, а также грамотное использование информационных технологий для создания дидактических средств обучения на уроках в школе необходимо, так как позволяет обеспечивать качественное образование учащихся с учетом их психолого-педагогических особенностей, настроить детей на урок. Кроме этого помогает мне создать урок интересный, результативный, творческий, богатый наглядными и слуховыми пособиями, который активизирует работу учащихся на уроке и снижает физическую и эмоциональную утомляемость, что способствует сохранению здоровья детей, повышают творческий и интеллектуальный потенциал учащихся, развивает их познавательные способности и активность.
Большое значение в моей деятельности имеет умение владеть невербальными средствами общения: зрительными (глазами) и физическими (погладить голову, пожать руку, обнять плечи), и ребенка надо научить смотреть в глаза, у них, некоторых детей "взгляд в никуда" как форма защиты.
Спокойно реагировать на ответы, не повторять ответы, повторы отучают слушать. "Нужно позволять классу свободно бурлить, волноваться, но удерживать его в рамках, которые нужны для успеха; мертвая тишина на уроке недопустима" - говорил Ушинский. В процессе работы принимаю ребенка таким, каков он есть, видя в каждом взрослого человека, со своими особенностями, складом ума и характера.