Конкурсное задание "Учебное занятие".
Пояснительная записка
Представляю свою методическую разработку урока в 7 классе по теме «Этот жаркий материк Африка». Почему выбрала именно этот возраст? Материал 7 класса наиболее загадочен, интересен для учащихся. Так же для этого возраста характерен высокий познавательный уровень. Учащиеся легко и с энтузиазмом вовлекаются в учебный процесс.
Не думала, что подборка материала и составление урока потребует столько усилий. Переход к новым стандартам осуществляется в среднем звене только в этом году. Учителю, проработавшему не один десяток лет в школе, придерживающиеся традиционной классической методики обучения, трудно перестраиваться. Потребуются время и условия для того, чтобы научиться работать по-новому. Учителям ещё предстоит овладеть технологией проведения новых уроков. Сегодня же учитель, используя возможности традиционного урока, также может успешно формировать у учащихся и предметные, и метапредметные результаты. Для этого необходимо пересмотреть урок с позиции эффективности применения технологий, методов, приёмов обучения и способов организации учебной деятельности учащихся на уроке.
Ведущими технологиями в условиях внедрения ФГОС становятся: технологии развивающего обучения, технологии развития критического мышления, проблемного и игрового обучения, ИКТ. Перестает быть главными репродуктивный метод, когда учитель сообщал готовую информацию, а учащиеся просто заучивали и воспроизводили учебный материал. Все шире стали использоваться проектный и исследовательский методы, где ребята самостоятельно обучаются и приобретают умения через различные виды деятельности. Но если учитель знает, что прежние методы работы помогают реализовать требования нового стандарта, не стоит отбрасывать их совсем. Необходимо найти им применение наряду с новыми педагогическими технологиями в новой образовательной среде. На данном уроке я использовала элементы технологий проблемного, развивающего обучения, вопросы составлены с учетом развития критического мышления
Тема: Почему Африка – самый жаркий материк?
Дидактическая цель: Создать условия для формирования у учащихся представления о главных чертах и особенностях климата Африки через систему географических задач.
Образовательная цель: Добиться осознания и усвоения понятий «Климатообразующие факторы», «Типы климата»; показать влияние климатообразующих факторов на формирование определенного типа климата, на жизнь и хозяйственную деятельность людей.
Воспитательная цель: Способствовать пониманию идеи целостности мира, взаимосвязи природных процессов и влияние их на жизнь людей; способствовать формированию географической культуры личности и мировоззрения, формировать на уроке взаимосотрудничество, взаимоуважение, толерантность, умение адекватно выражаться и контролировать свои эмоции, умение коллективно работать.
Развивающая цель: Создать условия для развития системы умений устанавливать причинно-следственные связи между климатическими факторами и типами климата, умений анализировать климатограммы, переводить графическую информацию в словесную, через умение работать с картами атласа, схемами, умение планировать свою деятельность, самостоятельно исправлять ошибки, выдвигать гипотезы, решать проблемные вопросы.
Планируемые образовательные результаты. Учащиеся научатся:
Личностные:
· Осознавать в ходе изучения темы роль географических знаний для формирования своего мировоззрения.
· Применять географические знания и умения в различных жизненных ситуациях.
· Осознавать целостность мира и многообразия взглядов на него.
· Осознавать свои эмоции, адекватно выражать и контролировать их, понимать эмоциональное состояние других людей.
· Осознавать собственные достижения при освоении учебной темы.
Метапредметные:
· Познавательные:
· Осознавать, как влияют климатообразующие факторы на климат Африки.
· Определять существенные признаки климатических поясов.
· Устанавливать зависимость между климатом и другими компонентами природы и хозяйственной деятельностью человека.
· Определять климат по климатограмме.
· Сопоставлять тематические карты.
· Оценивать жизнь людей с точки зрения климатических показателей.
Регулятивные:
· Определять цель, проблему в деятельности: учебной и жизненно-практической.
· Выдвигать версии, строить гипотезы, устанавливать причинно-следственные связи, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально.
· Планировать деятельность в учебной и жизненной ситуации.
· Оценивать способы достижения цели в учебных и жизненных ситуациях, самостоятельно исправлять ошибки.
· Используя знания климата , объяснять и оценивать разнообразные процессы и явления.
· Использовать картографические знания для приобретения новых знаний и дальнейшего развития познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей.
· Умение преобразовывать информацию.
· Выполнять самопроверку и взаимопроверку при выполнении учебного задания.
Коммуникативные:
· Излагать свое мнение, аргументируя его, подтверждая фактами.
· Понимание позиции товарища, умение вести диалог.
· Корректировать свое мнение, достойно признавать его ошибочность.
· Преодолевать конфликты, будут уметь договариваться с товарищами, работать в парах и группах, действовать по правилам сотрудничества, принимая во внимание позицию партнеров.
Решаемая учебная проблема:
Почему Африка считается самым жарким материком?
Основные понятия, изучаемые на уроке:
Климат, воздушные массы – экваториальные, тропические, умеренные, климатические пояса – основные и переходные: экваториальный, субэкваториальный, тропический, субтропический, сезон дождей, климатограммы.
Оборудование: интерактивная доска , физическая карта Африки, климатическая карта Африки, слайды «Климат Африки», атласы, раздаточный материал для работы в группах.
Образовательные технологии и методы: Проблемного обучения, развития критического мышления, ИКТ, исследовательский метод.
Ссылки для скачивания и просмотра видео урока:
Первая часть урока: https://yadi.sk/i/b-cX911
Вторая часть урока: https://yadi.sk/i/lwavtf4