Материалы к конкурсу "Учитель года -2021"

Жеглова Ольга Викторовна

Представлены конкурсные материалы на муниципальный этап конкурса "Учитель года 2021"

 

 

Ссылка на видеоурок : https://disk.yandex.ru/i/zi4EDRTXRnRvkA

Скачать:


Предварительный просмотр:

Эссе

 «Я - учитель».

        Есть известное всем крылатое выражение: «Ученье-свет». Взяв его  за исходный тезис, наверное, свое отношение к учительской работе я могу определить строчками из стихотворения великого Владимира Маяковского:

Светить всегда, светить везде,

До дней последних донца.

Светить - и никаких гвоздей!

Вот лозунг мой - и Солнца!

          Как часто говорим мы на уроках: «Раскроем  это определение.»

Что общего между Учителем и Солнцем?

От света и тепла Солнца растет и развивается все живое.

От света знаний и тепла души Учителя растет и развивается самое ценное на земле - человек.

Если солнечного света недостаточно - трудно на земле всему живому.

Если знания и душа Учителя недостаточно светят, то маленькие люди, которые возле него, будут плохо расти, не в полную силу.

Помните слова героини фильма Эльдара Рязанова «Ирония судьбы»?:

«Ошибки учителей менее заметны, чем ошибки врачей, но обходятся они людям не менее дорого...»

        А если света знаний и души Учителя было достаточно, то из детей - несмышленышей вырастают великолепные, умные, достойные люди. И это – самая большая награда, самая большая радость для меня. 8 моих учеников пошли по моим стопам - они  филологи, стали учителями, журналистами, сотрудниками газет, радиостанций...

      Поэт сказал:

                                ...светить – всегда,

                                         Светить - везде...

По-моему, это точно про Учителей! Не только за учительским столом или у доски, но и вне школьных стен ты – Учитель.

      И нет права на слабинку, ты всегда должен быть на высоте – при любых условиях, при любых обстоятельствах. Потому что мы учим не только азам наук, но, прежде всего, азам жизни. Тому, «...что такое хорошо и что такое плохо.» И, значит, сами должны подавать пример только хорошего. В общем, быть Солнцем!

         Трудно быть Солнцем. Так говорят нам современные психологи. Так чувствуем порой мы сами...

      А вот само светило сказало поэту так:

                                 

                                 ...А мне ты думаешь, светить

                                                                       Легко?

                                   Поди, попробуй!

                                   А вот идешь, взялось идти,

                                   Идешь и светишь в оба!

 

      А что такое «свет» в нашем определении?

По-моему, это любовь.

Конечно, любовь к своему предмету: если мне нравится то, что я преподаю, это обязательно увлечет тех, кого я учу.

Но, прежде всего,- это любовь к людям, которые меня окружают: детям, коллегам...

Если есть любовь, а ее нельзя не почувствовать – так же, как и солнечное тепло,- то отношения перерастают рамки деловых, возникает своего рода энергообмен добра. Без этого, я уверена, нельзя обойтись в нашей профессии. И в жизни вообще.

          Ученики вырастают и уходят. Но они и остаются - как люди, которые стали по-настоящему дорогими, для которых ты всегда - надежный, опытный друг.

     А они для тебя – их удачи, победы – «...до дней последних донца» -подтверждение уверенности в том, что жизнь твоя не напрасно течет, что благодаря тебе в мире – через твоих учеников - становится больше добра, тепла и света.

       Значит,

                      «...Светить и никаких гвоздей!

                          Вот лозунг мой - и Солнца!»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Презентация практических достижений профессиональной деятельности ( Педагогический опыт работы ) Жеглова Ольга Викторовна учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории Образование : высшее, ГГУ им. Лобачевского, филологический факультет,1991 г Стаж работы: 30 лет Место работы: МБОУ Безводнинская СШ, Кстовский район, с. Безводное 2021 г.

Слайд 2

Тема: « Опыт реализации образовательно - воспитательного потенциала краеведения на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности»

Слайд 3

Актуальность выбранного направления по обобщению опыта работы обусловлена : необходимостью расширения и систематизации знаний учащихся о богатейшей литературно-художественной истории родного края; возможностью широчайшего использования различных форм и методов организации деятельности учащихся для развития исследовательских, творческих способностей учеников; активизацией познавательной активности детей при изучении программного материала в краеведческом контексте, что становится побудительным мотивом к углубленному изучению родного языка, литературы, истории; необходимостью решения важнейшей задачи сохранения и освоения новыми поколениями исторической памяти народа через выявление личностной и социальной значимости изучаемого; необходимостью осуществления процесса социальной интеграции молодежи в систему социальных отношений на основе социокультурной преемственности поколений.

Слайд 4

Цель профессиональной деятельности: достижение системного эффекта в общекультурном, личностном и познавательном развитии обучающихся за счёт использования педагогического потенциала региональных (краеведческих) особенностей содержания образования.

Слайд 5

. Задачи: 1.Создание образовательной ситуации овладения новым типом содержания: фрагментарное включение краеведческих материалов в уроки в виде сообщений, комплексных и интегрированных ситуационных и практико-ориентированных задач. 2.Организация индивидуальной работы по предметам «Русский язык» и «Литература» в рамках проектной и исследовательской деятельности учащихся на краеведческом содержании с целью развития их личностных, культурологических и метапредметных компетенций. 3.Организация литературно-краеведческого кружка при школьном краеведческом музее , создание на его основе творческой группы, целенаправленно занимающейся сбором и систематизацией материалов по обозначенной тематике. 4 .Развитие познавательной активности учащихся. 5 .Развитие «компетенций XXI века» : -умения работать с большим массивом информации, быстро находить нужную , обобщать ее; - « communication skills » : навыка презентации, культуры речи, логики изложения. 6 .Развитие способностей самооценки и самоанализа. 7 .Формирование у учащихся устойчивого интереса к истории и культуре родного края, русскому языку, бережному к ним отношению — воспитание патриотизма, чувства ответственности за судьбу своей Родины.

Слайд 6

Концептуальные основы, теоретические и методические разработки , на которые опираемся в своей деятельности: «Концепция преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации», утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 09.04.2016 № 637-р План мероприятий по реализации Концепции, утвержденный Министром образования и науки Российской Федерации 29 июля 2016 г. № ДЛ-13/08. Письмо от 23 августа 2016 г. № 08-1713 «О направлениях Плана реализации Концепции» Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России теоретические и методические разработки авторской школы академика, доктора педагогических наук, профессора Санкт-Петербургского университета И. Ф.Гончарова «Русская Школа » теоретические и методические разработки авторской школы кандидата педагогических наук А.А.Андрейко «Современный сельский социокультурный комплекс», пособие для работников образования, участвующих в инновационной деятельности «Инновационный опыт: от уникальной идеи к передовой практике» Г . А. Игнатьева , О.В.Тулупова ),разработанные в НИРО.

Слайд 7

Диапазон опыта по реализации образовательно-воспитательного потенциала краеведения Урочная деятельность: Внеурочная деятельность:

Слайд 8

Новизна представленного педагогического опыта : краеведческое содержание используется нами как системообразующий элемент для учебной, внеурочной, внешкольной деятельности обучающихся, обеспечивая достижение системного эффекта в общекультурном, личностном и познавательном развитии обучающихся.

Слайд 9

Практическая значимость педагогического опыта расширяются и систематизируются знания учащихся о богатейшей литературно-художественной истории родного края активизируется познавательная активность школьников, интерес к изучению литературы, русского языка, краеведения, истории Отечества осуществляется сбор краеведческого (литературного и языкового) материала, его систематизация и интеграция в систему образовательно- воспитательной работы школы; выявляются талантливые дети, что соответствует современным требованиям к образованию, сформулированным в проекте «Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»; формируется чувство гордости своей малой Родиной, воспитывает патриотизм. формируются навыки исследовательской деятельности, повышается интерес к творчеству, занятиям наукой создаются условия для совершенствования коммуникативных навыков учащихся, расширяется их кругозор, повышается общая культура

Слайд 10

Содержание опыта Представленный нами опыт использования краеведческого материала в урочной ( см Приложения № 3,4,6 ), внеурочной (см . Приложения 5,7 )работе позволяет оптимизировать существующую учебно - воспитательную систему, более эффективно использовать образовательные ресурсы для достижения оптимально возможных результатов, востребованных в обществе.

Слайд 11

Результативность профессиональной педагогической деятельности и достигнутые эффекты Мониторинг успеваемости и качества знаний по русскому языку Входной контроль Итоговый контроль

Слайд 12

Р езультативность профессиональной педагогической деятельности и достигнутые эффекты Мониторинг оценки учащимися видов учебной деятельности, использованных при изучении краеведческих материалов

Слайд 13

Результаты изменения уровня познавательной активности обучающихся. Результативность профессиональной педагогической деятельности и достигнутые эффекты Оценка учащимися значимости краеведческого компонента в изучаемом материале Оценка учащимися своей заинтересованности в изучении краеведческого материала

Слайд 14

Результативность профессиональной педагогической деятельности и достигнутые эффекты За три года мои ученики выполнили 10 научно - исследовательских работ по литературно -краеведческой тематике, местной топонимике . Уровень презентации муниципальный региональный федеральный

Слайд 15

Т ранслируемость практических достижений профессиональной деятельности Диссеминация опыта осуществляется -через проведение открытых уроков, мастер-классов, -проведение открытых внеклассных мероприятий , - презентаций на различных уровнях педагогических сообществ , -публикации материалов по представлению опыта в сети Интернет в социальной сети работников образования nsportal . ru .

Слайд 16

Возможности применения данного практического опыта Преподавателями учреждений, реализующих программы СПО Педагогами дополнительного образования В практике школьных учителей-словесников

Слайд 17

О пределение перспектив и дальнейших задач Перспективными задачами деятельности по использованию образовательно-воспитательного потенциала краеведения считаем работу над диагностическим инструментарием мониторинга обученности учащихся ; сбор краеведческих материалов, традиционно-культурной информации, их систематизацию и интеграцию в систему учебно - воспитательной работы школы.

Слайд 18

Ключевые выводы и обобщения: Включение краеведческой составляющей в уроки русского языка и литературы, внеурочную работу способствует «воспитанию в русском народе национального духовного характера »; помогает учащимся освоить богатейшее культурное наследие своей малой Родины и России в целом ; д ает возможность учащимся включиться в этнокультурную традицию как ее носителям и продолжателям , помогает ребятам глубже почувствовать национальные достоинства, пережить привлекательность природы русского человека, воспитывает патриотизм; о бладает мощным развивающим и мотивирующим потенциалом; помогает выявлять талантливых детей, формировать у них навыки исследовательской деятельности, повышать интерес к творчеству, занятиям наукой ; решает важнейшую задачу сохранения и освоения новыми поколениями исторической памяти народа ; с пособствует осуществлению процесса социальной интеграции молодежи в систему социальных отношений на основе социокультурной преемственности поколений.

Слайд 19

Литература: 1.Архипова Е.В. Основы методики развития речи учащихся. – М., 2009. 2 .Данилюк А.Я., Кондаков А.М, Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. - М. 2014. 3 .Закон «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ.3 4 .Инновационная деятельность в образовании (организационно-правовые основы)-составители сборника: Г.А.Игнатьева , М.Н.Крайникова , Е.В.Ананченко.- Н.Новгород : ООО «Типография «Поволжье»,2011,-80 с. 5 .Игнатьева Г.А., Крайникова М.Н., Мольков А.С., Тулупова О.В. Проектирование и сценирование инновационных форм учебных занятий в условиях введения ФГОС общего образования.: Методические рекомендации.-Нижний Новгород: Нижегородский институт развития образования,2013,-76 с. 6 .Игнатьева Г.А., Тулупова О.В. Инновационный педагогический опыт: от уникальной идеи к передовой практике.- Н.Новгород : ГОУ ДПО НИРО, 20019-376 с . 7 .Нравственное образование в школе. Сборник методических материалов из опыта экспериментальных школ./ Под ред. Е.И.Власовой . М: ИСМО РАО,2008 8 .Селевко Г.К. Педагогические технологии авторских школ.М .: НИИ школьных технологий, 2005,192 с. 9 .Соловьёва М.А. Образовательно-воспитательный потенциал литературного краеведения// Литература в школе. –– 2017. –– №3. –– С. 19–21 . 10.Фирсова А.М. Образовательное путешествие как форма интенсификации восприятия и анализа явлений художественной культуры.//Нижегородское образование.-,2015-№1-с.55-59 11.Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли: система заданий: пособие для учителя / под ред. А.Г. Асмолова . – М.: Просвещение, 2010. – (Стандарты второго поколения). 12.См . Список литературы

Слайд 20

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Объяснительная записка к презентации педагогического опыта работы.

Тема нашей работы: Опыт реализации образовательно - воспитательного потенциала краеведения

 на уроках русского языка и  литературы

и во внеурочной деятельности .

      Академик Д. С. Лихачев отмечал: «Любовь к родному краю, знание его истории - основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества. Культура как растение: у нее не только ветви, но и корни. Чрезвычайно важно, чтобы рост начинался именно с корней».

 Развитие растущего человека как социально ответственной и активной личности немыслимо без осознания им культурного наследия своего народа. Однако опыт последних десятилетий показывает, что интерес к прежним патриотическим идеалам и традициям значительно снизился, а новые идеалы еще только формируются. Образовался некий вакуум в эмоционально-ценностном отношении к родной стране, заполнить который необходимо ценностями и традициями регионального значения.  Утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации в 2016 г. «Концепция преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации», а также в целях реализации ее основных положений План мероприятий по реализации Концепции, одним из приоритетных направлений в изучении школьного курса литературы  обозначают региональный аспект в предметном содержании.

   Краеведение - это не просто знания, а метод познания мира, явлений, времен, своеобразная школа понимания исторического опыта, взаимосвязи общества и природы, культуры и науки. Велико воздействие краеведения на разум и душу.

   Осознание ценности культурно - исторического наследия своей Малой Родины способствует формированию у детей чувства ответственности за ее судьбу, патриотизма. Активное изучение и освоение историко-культурной среды региона, органически включенное в учебно-воспитательный процесс, является эффективным фактором познания и непосредственного эмоционального переживания окружающего мира на основе ощущения субъективной причастности к прошлому, настоящему и будущему.

   Изучение краеведческого материала способствует осознанию растущим человеком своего места в окружающем мире, обеспечивает сохранение исторической памяти , воспитывает чувство соотнесённости индивидуальной судьбы с судьбой сообщества людей данной местности и умение понимать культурное наследие народа в целом, предполагает включение с детского возраста в процесс освоения, преемственности и созидания культуры.

      Окружающий человека мир - это, прежде всего, его Малая Родина. Осознание процессов, происходящих в непосредственной близости, позволяет человеку чувствовать себя уверенно, продуктивно взаимодействовать с миром. При этом  рождается определенное избирательно-оценочное отношение к различным сторонам окружающей действительности. Важно, чтобы это отношение формировалось не только через призму личностных, но и социальных ценностей. В связи с этим использование краеведческого материала в учебном процессе приобретает особую важность как фактор социализации личности. Последовательное, в доступной форме, с учетом возрастных особенностей детей изучение культурного наследия региона способствует становлению исторического сознания.

     Краеведческая составляющая изучаемого  материала  усиливает воспитательное воздействие содержания предметов «Литература», «Русский язык», обладает высокими мотивирующими качествами: изучение своего, уникального, нижегородского, позволяет школьникам не остаться в стороне от предмета изучения, обеспечивает их активное включение в урок.

      Наше обращение к данному направлению деятельности обусловили следующие обстоятельства. Несмотря на то, что с. Безводное находится всего в 40 км. от Н.Новгорода, огромного культурного центра, большинство обучающихся никогда не бывали ни в одном памятном месте областного центра, связанном с богатым культурным прошлым города и края вообще, очень мало знают о роли, которую играл наш край в историко-культурной истории России. Даже хорошо занимающиеся дети, как правило, учатся без интереса, читают мало, оставляет желать лучшего и общий культурный уровень учеников нашей сельской школы.Низкий уровень качества жизни большинства сельского населения, ухудшение физического и нравственного здоровья  детей и взрослых сельчан, пассивность и индифферентность сельского социума, безразличие значительной части родителей к вопросам образования из-за низкого культурного уровня влекут за собой нежелание учиться у детей.

  Таким образом, актуальность выбора данного направления нашей деятельности обусловлена тем, что :

во-первых, краеведческий контекст изучения программного материала способствует активизации познавательной активности детей, становится побудительным мотивом к углубленному изучению родного языка, литературы, истории.

во-вторых,остро стоит вопрос о необходимости расширения и систематизации знаний учащихся о богатейшей литературно-художественной истории родного края;

в-третьих, широчайшие возможности использования различных форм и методов организации деятельности  в рамках краеведческого направления  позволяют в большой мере развивать исследовательские, творческие способности учеников, выявлять талантливых детей;

в-четвертых, осознание ценности культурно - исторического наследия своей Малой Родины способствует формированию у детей чувства патриотизма,  ответственности за ее судьбу, гражданственности.

в-пятых, краеведческая составляющая  учебно-воспитательной работы способствует социализации личности обучающегося.

 

 

 

 Цель педагогической деятельности:

достижение системного эффекта в общекультурном, личностном и познавательном развитии обучающихся за счёт использования педагогического потенциала региональных (краеведческих) особенностей содержания образования.

 Достижение обозначенной цели диктует необходимость решения следующих задач: (Представлены на слайде)

1. Создание образовательной ситуации овладения новым типом содержания :

фрагментарное включение краеведческих материалов в уроки в виде      сообщений, комплексных и интегрированных ситуационных и практико-ориентированных задач.

2.Организация индивидуальной работы по предметам «Русский язык» и «Литература»  в рамках проектной и исследовательской деятельности учащихся на краеведческом содержании с целью развития их личностных, культурологических и метапредметных компетенций.

3.Организация литературно-краеведческого кружка при школьном краеведческом музее, создание на его основе творческой группы, целенаправленно занимающейся сбором и систематизацией материалов по обозначенной тематике.

5.Развитие познавательной активности учащихся.

6.Развитие «компетенций XXI века» :

-умения работать с большим массивом информации, быстро находить  нужную, обобщать ее;

-«communication skills»: навыка презентации, культуры речи, логики изложения.

7.Развитие способностей самооценки и самоанализа.

8.Формирование у учащихся устойчивого интереса к истории и культуре родного края, русскому языку, бережному к ним отношению — воспитание патриотизма, чувства ответственности за судьбу своей Родины.

Новизна и практическая значимость собственного педагогического опыта

Диапазон нашего педагогического опыта - система «урок-внеурочная деятельность».

   Использование краеведческого материала на уроках русского языка и литературы, при организации индивидуальной работы в рамках  исследовательской, внеурочной деятельности учащихся является ключом к решению проблемы о специфике учебного занятия как события воспитания и развития обучающегося в контексте представления о новом типе содержания, разработанного в ФГОС основного общего образования. Совершенно очевидно, что новое содержание требует новых форм его освоения. Данную закономерность афористично сформулировал Л.С.Выготский:  «Новый тип обобщения требует и нового типа общения».

  ФГОС прочно устанавливает связь между урочной и внеурочной деятельностью. Предполагается, что внеурочная деятельность, которой уделяется важное внимание как форме развития личностных и метапредметных компетентностей учащихся, должна быть продолжением работы школьников на уроке. В своей педагогической практике мы и реализуем этот подход.

  Новизна представленного педагогического опыта заключается в том, что краеведческое содержание используется нами как  системообразующий элемент для урочной, внеурочной, внешкольной деятельности обучающихся, обеспечивая достижение системного эффекта в общекультурном, личностном и познавательном развитии детей.

Практическая значимость нашего педагогического опыта заключается в следующем: (представлена на слайде)

-активизируется познавательная активность школьников,  их интерес к изучению литературы, русского языка, краеведения, истории Отечества;

-осуществляется сбор краеведческого (литературного и языкового) материала, его систематизация и интеграция в систему  образовательно- воспитательной  работы школы;

-краеведческий материал становится важным источником познания русской литературы и языка в целом;

- расширяются и систематизируются знания учащихся о богатейшей литературно-художественной истории родного края;

-формируются навыки исследовательской деятельности, повышается интерес к творчеству, занятиям наукой;

-создаются условия для совершенствования коммуникативных  навыков учащихся, расширяется их кругозор, повышается общая культура;

-расширяется образовательное пространство, поскольку широко используется  культурный потенциал региона: музеи, библиотеки и т.д.

- формируется  чувство гордости своей малой Родиной, ее богатой культурной историей, причастности к ее духовному потенциалу, накопленному столетиями, воспитывается патриотизм.

-деятельность учащихся по освоению краеведческого материала помогает выявлять талантливых детей, что соответствует современным требованиям к образованию, сформулированным в проекте «Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»;

  Представленный нами опыт использования краеведческого материала в урочной и внеурочной работе  позволяет оптимизировать существующую учебно - воспитательную систему. Работа по освоению краеведческого материала рассматривается нами как синтез различных видов деятельности (познавательной, преобразовательной, коммуникативной и ценностно-ориентационной) на основе личностного осмысления учениками культуры и истории края. При этом речь идет не только об освоении содержания образования, но и о развивающем значении материала.    

 

     При организации деятельности обучающихся  реализуются личностно-ориентированный, системно-деятельностный, а также социокультурный образовательные подходы.

 Используются преимущественно активные методы обучения (исследовательский, проблемный, эвристический), что позволяет стимулировать познавательную активность обучающихся, создает условия для интенсивного развития личности, способствует демократизации совместной деятельности обучающихся и преподавателя, развивает инициативу

Используем технологии развивающего обучения, обеспечивающих развитие познавательных, творческих способностей, способностей видеть и решать проблемы в различных жизненных ситуациях ( коммуникативно-диалоговая технология, проблемно-поисковая технология); технологии личностно-ориентированного обучения, развивающих субъективности учащегося, способности принимать собственное решение, брать ответственность на себя( обучение на основе личностно значимых ситуаций, обучение в сотрудничестве)

    В организации учебных занятий предусмотрены как коллективные, так и индивидуально – групповые формы обучения (работа в парах, в творческих группах и т.п.)

 

 В своей работе для реализации поставленных задач мы осуществляем следующие виды деятельности: (Содержание опыта)

1)включение краеведческих материалов в уроки для решения учениками  комплексных и интегрированных, ситуационных и практико-ориентированных задач с привлечением регионального (краеведческого) компонента,

При осуществлении диагностики эффективности учебной деятельности по освоению материала, включающего краеведческую составляющую, мы, в первую очередь, учитываем оценку процесса деятельности. Стимулируем и поощряем успешное освоение приемов учебной деятельности, способов формирования в себе волевых, нравственных качеств, таких, как старательность, настойчивость в достижении цели, организованность. Одним из важных элементов экспертизы  учебной деятельности  является самооценка и самоконтроль, что формирует у обучающихся реалистический уровень притязаний, а также устраняет негативный синдром, связанный с оценочной процедурой.

      Формы контроля могут быть различны - дидактические игры, тестирование, устные сообщения учащихся, письменные работы по составлению текстов различных стилей и жанров, анализ текстов, работа по составлению  «Сборника фольклора с.Безводное»;  контрольные работы, включающие в себя вопросы краеведческого содержания, задания творческого характера.

2) осуществляем организацию подготовки и проведения учащимися литературных экскурсий (очных, заочных, виртуальных),

3)еще одним видом деятельности является организация  литературно-краеведческого кружка при школьном краеведческом музее, осуществление в его рамках  поисковой работы по сбору краеведческого (литературного и языкового) материала,

4)создание обучающимися творческих  работ на основе знакомства с новыми страницами истории и культуры края (художественные вернисажи, фоторепортажи, различные виды творческих письменных работ)

5)написание обучающимися научных исследовательских работ на литературном и языковом краеведческом материале в рамках реализации  индивидуальной деятельности учащихся

5)участие ребят в работе районного Научного общества учащихся с презентацией результатов нашей научно-исследовательской краеведческой работы,

6)организация внеклассных общешкольных мероприятий на краеведческом материале(празднование памятных дат, создание тематических выставок, проведение фольклорных праздников) способствующих формированию культурно-образовательной среды как отдельного ученика, так и образовательного учреждения в целом,

7)организацию экскурсионных поездок в литературные музеи Н.Новгорода и Нижегородской области

8)организацию взаимодействия с районной писательской организацией им. Штатнова, посещение мастер-классов для кружковцев в Краеведческом музее Кстова

  Эти виды урочной и внеурочной деятельности  позволяют нам более эффективно использовать образовательные ресурсы для достижения оптимально возможных результатов, востребованных в обществе.       

 Результатами использования педагогического потенциала региональных (краеведческих) особенностей содержания образования в   нашей педагогической деятельности  стало следующее:

1.Достигнуты высокие количественные и качественные показатели результатов учебно-воспитательного процесса. (Представлено на диаграммах)

    1)  Мониторинг качества знаний, успеваемости обучающихся по предмету  при включении краеведческой составляющей в 2015-2016, 2016-2017,2017-2018 уч. годах( представленный в  таблицах и диаграммах),позволяет сделать  вывод, что качество знаний улучшается, успеваемость возрастает . Отмечу, что анализ проводился на разных возрастных группах обучающихся: 5кл, 7кл., 1 курс КНТ

 2)Мониторинг оценки учащимися видов учебной деятельности, использованных  при изучении краеведческих материалов, степени  значимости этой информации для своего развития(творческая работа по составлению «Словаря фольклора села Безводное»,творческая работа по составлению собственных текстов на краеведческую тематику,анализ текстов краеведческого содержания), свидетельствует о том, что ребятам интересна эта работа, они считают ее для себя важной. Краеведческие знания являются для них социально значимыми, способствуют повышению общей культуры, воспитанию высоких нравственных качеств  

 3)Анализ  результатов анкетирования, тестирования обучающихся,а также заключений, к которым они приходят в творческих работах позволяет сделать вывод о том, что использование краеведческой составляющей в урочной и внеурочной работе ведет к росту  уровня познавательной активности обучающихся, усиливается их интерес к изучению литературы, русского языка, истории.Работа по освоению краеведческого материала способствует совершенствованию общеучебных и коммуникативных навыков  и умений обучающихся.

2. Формируется интерес к исследовательской, творческой деятельности,  выявляются одаренные, талантливые детей, что соответствует современным требованиям к образованию, сформулированным в проекте «Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»:

     За три года мои ученики выполнили 10 научно - исследовательских работ(см. Табл.1) по литературно -краеведческой тематике, местной топонимике. Работы эти были представлен как на уровне ОУ, так и на муниципальном (стали победителями районного этапа Всероссийского конкурса исследовательских краеведческих работ школьников «Отечество», призерами районной конференции научного общества учащихся «Исследовательская деятельность школьников»), 

на региональном уровне (участвовали с литературно-краеведческими работами  в 7 областном конкурсе исследовательских работ им. Люкина «Нижегородские поэты о войне») ,

а также своию работу представляли на федеральном уровне. Так в апреле 2018 года ученик 6 класса Терновский Артем, став победителем заочного тура XXI Всероссийского детского конкурса научно-исследовательских и творческих работ «Первые шаги в науке», представлял свою работу на  очной Всероссийской детской конференции научно-исследовательских и творческих работ , проходившей в ФГБУ «Непецино» УД Президента РФ). Мы заняли первое место в своей секции.

     Таким образом, положительная результативность представленного нами опыта использования образовательно-воспитательного потенциала  краеведения на уроках русского языка и  литературы и во внеурочной деятельности дает возможность сделать выводы об успешности реализации целей и задач, поставленных нами при  включении краеведческой составляющей в учебно-воспитательный процесс,  позволяет говорить о возможности творческого использования нашего опыта в практике учителей-словесников, преподающих  в общеобразовательных учреждениях, а также учреждениях, реализующих программы СПО, педагогов дополнительного образования.Хочется отметить устойчивость, длительность функционирования нашего опыта. Включение регионального компонента в учебную работу осуществлялось мной на протяжении по меньшей мере 15-16 лет. Результаты всегда оправдывали ожидания:  освоение учебного материала на основе личностного осмысления культуры и истории края при сочетании различных видов деятельности учащихся всегда давало   мощный развивающий и мотивирующий эффект: т.к. выявлялась личностная  и социальная значимость изучаемого, организовывался реальный практический опыт учеников, внедрялась система индивидуальной и коллективной рефлексии, возникала внутренняя мотивация учения. Освоение краеведческого материала всегда помогало выявлять талантливых детей, формировать у них навыки исследовательской деятельности, повышать интерес к творчеству, занятиям наукой   В заключение хочется сказать, что краеведческая составляющая занятий способствует «воспитанию в русском народе национального духовного характера» (И.А.Ильин), помогает учащимся освоить богатейшее культурное наследие своей малой Родины и России в целом, включиться  в этнокультурную традицию как ее носителям и продолжателям, помогает ребятам глубже почувствовать национальные достоинства, пережить привлекательность природы русского человека, воспитывает патриотизм.Считаем использование образовательно-воспитательного потенциала краеведения в учебно-воспитательном процессе перспективным направлением педагогической деятельности. Краеведческое содержание может выступать как  системообразующий элемент для урочной, внеурочной деятельности обучающихся, обеспечивая достижение высоких результатов в общекультурном, личностном и познавательном развитии обучающихся.  Способствовать решению важнейшей задачи сохранения и освоения новыми поколениями исторической памяти народа, причём памяти родовой, местной, близкой, непосредственно затрагивающей сердцевину души человека; осуществлению процесса социальной интеграции молодежи в систему социальных отношений на основе социокультурной преемственности поколений.