«Практическая направленность на уроках технологии»

Практическая направленность на уроках технологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Из опыта работы38.5 КБ

Предварительный просмотр:

Гладышева Светлана Васильевна

МБОУ СОШ №12 г. Новоалтайска

«Практическая направленность на уроках технологии»

    Предмет «Технология» - это творческий предмет, который представляет собой большие возможности для воспитания творческой, разносторонней личности. Реализовать новый стандарт, ориентированный на развитие личности ребенка, невозможно без формирования универсальных учебных действий. В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, то есть способность ребенка к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком, собственно психологическом, смысле универсальные учебные действия - это совокупность способов действия учащегося, а также связанных с ними навыков учебной работы, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.

Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они носят надпредметный,  метапредметный характер, обеспечивают целостность общекультурного личностного и познавательного развития и саморазвития ребенка, обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса, лежат в основе организации и регуляции любой деятельности ученика независимо от ее специально-предметного содержания. Универсальные учебные действия обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирование психологических особенностей учащегося.

Моя задача - обеспечить практическую направленность урока, как цель достижения успеха на уроке каждым учеником. Поэтому при составлении Рабочих программ, в КТП уже учитывается данный подход в планируемых результатах деятельности учеников.

Нестандартные способы организации уроков  формируют  интерес и живое участие школьников. Методическим средством организации могут стать     компьютерные презентации, видеосюжеты, исторические факты по темам, которые вызывают любопытство детей, побуждают к обмену впечатлениями - общению.   Всё это  существенно обновляет методику проведения уроков.

Практическое внедрение данной модели обучения показало, что такая  работа способна стимулировать познавательный интерес к предмету технологии, придать учебной работе проблемный, творческий, исследовательский характер,   способствовать обновлению содержательной стороны предмета технологии, индивидуализировать процесс обучения, развивать самостоятельную деятельность школьников, повышать мотивацию учебной деятельности, уровень качества знаний и вовлечь каждого ученика в практическую деятельность.

В настоящее время методу проектов  уделяется большое внимание в связи с переходом к новым образовательным стандартам, подразумевающим приобщение учеников к поиску информации и самостоятельному анализу ее содержания. Метод проектов открывает значительные возможности для формирования основных компетенций учащихся в процессе их включения в практическую и научно-исследовательскую деятельность. Проекты в классическом понимании предполагают большой объем времени и усилий, как со стороны учителя, так и со стороны ученика.   В 5 - 6 классах они больше учатся проектировать, чем проектируют сами. Тем не менее, результатом этой работы обязательно является конкретное изделие. В 7 - 8 классах девочки  уже вполне самостоятельно выполняют работы. Практическая часть выполняется в классе, а теоретическая часть проекта, связанная с описанием, оформлением документации, выполняется дома, по возможности с использованием компьютера. Защита проектов проходит перед всем классом. Девочки демонстрируют готовые изделия, проводят технологическое и экономическое обоснование своего выбора. Это мероприятие формирует у них чувство ответственности, навыки само - и взаимооценки.

Для развития творческих способностей учащихся на уроках технологии выделены следующие виды работ: конструирование и моделирование одежды, вязание, вышивка, аппликация, проектная деятельность,  художественная обработка материалов, кулинария.

Содержание учебно-познавательной деятельности учащихся на уроках технологии во многом определяется сменой объектов труда. В 5 - 6 классах девочки знакомятся с различными видами швов. Чтобы вызвать интерес к данной работе, предлагаю применить эти швы в рисунках на ткани. При изготовлении  таких рисунков   девочки   проявляют свою индивидуальность и фантазию. А при изучении темы «Получение хлопчатобумажных и льняных тканей» или «Получение шерстяных и шелковых тканей»  предлагаю учащимся задание не просто составить коллекцию тканей, а выполнить творческую работу «Дом моделей» или «Модница». Эти работы развивают образное мышление, формирует творческое начало каждого учащегося.

  На своих уроках я использую индивидуальный подход, различный уровень обучения, применяю дифференцированные задания. Например, при выборе модели фартука, юбки или ночной сорочки предлагаю учащимся разные по степени сложности модели: низкий уровень обучения - изделия с простейшими элементами отделки, средний - изделия повышенной сложности изготовления и отделкой; высокий уровень - изделия с  внесением более сложных элементов и отделки.

 Особое внимание уделяю самостоятельной работе девочек, в ходе которой они имеют возможность проявить творческую инициативу и применить знания, полученные не только на уроках  технологии, но и знания, полученные в ходе изучения других предметов как, например, истории, математике, ИЗО. Так в 7 классе, при изучении раздела декоративно - прикладной направленности, девочки знакомятся с техникой выполнения аппликации и лоскутного шитья.    Эта тема включает целый блок уроков, на которых девочки совершенствуют свои умения и навыки в работе с тканью, овладевают и закрепляют важные технологические приемы. Творческие проекты  получаются очень интересными,  не похожие на другие.  Для стимулирования творческой деятельности, после завершения шитья, работы учениц выставляются на стенде в кабинете технологии. Это заинтересовывает   учащихся в своей работе,   они могут посмотреть свою работу со стороны, оценить и сравнить свое творчество.

Работая с различными видами деятельности, ребенок создаёт конкретные предметы, проявляет самостоятельность.  Одним из таких видов деятельности является вязание  крючком в 7 классе. Изучив основы вязания, предлагаю девочкам  закрепить свои знания вязанием творческих проектов на выбор: салфетки, мягкой игрушки, подушки, пледа, коврика, панно.  

  При изучении раздела «Кулинария»  в 5-7 классах  у девочек формируются навыки приготовления пищи. Они знакомятся с физиологией питания, пищевой ценностью продуктов, технологией приготовления блюд, с правилами сервировки стола. На практических работах у учащихся хорошо проявляются творческие способности при оформлении блюд, при нарезке овощей, сервировке стола.   Большое  внимание   уделяю  культуре питания, а именно потребность в сохранении и укреплении здоровья учащихся.

Чтобы  повысить  интерес практической деятельности в 8 классе использую  новый подход к выбору объектов труда.   Вышивка лентами - аналог вышивки нитками. Но в отличие от вышивки нитью она получается более объемной и рельефной. Освоение вышивки начинается с пошаговых элементов, как простых одиночных элементов, так и более сложных. Вышитые цветы или букеты оформляются в деревянную рамку и могут стать милым подарком для близких и друзей. Богатая цветовая палитра шелковых и атласных лент приносит массу положительных эмоций,   развитие познавательного интереса и самостоятельности.  Изделия получаются разными, не похожими друг на друга. Владение такой вышивкой может впоследствии пригодиться  в индивидуальной трудовой деятельности.