«Практическая направленность на уроках технологии»
Предварительный просмотр:
Гладышева Светлана Васильевна
МБОУ СОШ №12 г. Новоалтайска
«Практическая направленность на уроках технологии»
Предмет «Технология» - это творческий предмет, который представляет собой большие возможности для воспитания творческой, разносторонней личности. Реализовать новый стандарт, ориентированный на развитие личности ребенка, невозможно без формирования универсальных учебных действий. В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, то есть способность ребенка к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком, собственно психологическом, смысле универсальные учебные действия - это совокупность способов действия учащегося, а также связанных с ними навыков учебной работы, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.
Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они носят надпредметный, метапредметный характер, обеспечивают целостность общекультурного личностного и познавательного развития и саморазвития ребенка, обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса, лежат в основе организации и регуляции любой деятельности ученика независимо от ее специально-предметного содержания. Универсальные учебные действия обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирование психологических особенностей учащегося.
Моя задача - обеспечить практическую направленность урока, как цель достижения успеха на уроке каждым учеником. Поэтому при составлении Рабочих программ, в КТП уже учитывается данный подход в планируемых результатах деятельности учеников.
Нестандартные способы организации уроков формируют интерес и живое участие школьников. Методическим средством организации могут стать компьютерные презентации, видеосюжеты, исторические факты по темам, которые вызывают любопытство детей, побуждают к обмену впечатлениями - общению. Всё это существенно обновляет методику проведения уроков.
Практическое внедрение данной модели обучения показало, что такая работа способна стимулировать познавательный интерес к предмету технологии, придать учебной работе проблемный, творческий, исследовательский характер, способствовать обновлению содержательной стороны предмета технологии, индивидуализировать процесс обучения, развивать самостоятельную деятельность школьников, повышать мотивацию учебной деятельности, уровень качества знаний и вовлечь каждого ученика в практическую деятельность.
В настоящее время методу проектов уделяется большое внимание в связи с переходом к новым образовательным стандартам, подразумевающим приобщение учеников к поиску информации и самостоятельному анализу ее содержания. Метод проектов открывает значительные возможности для формирования основных компетенций учащихся в процессе их включения в практическую и научно-исследовательскую деятельность. Проекты в классическом понимании предполагают большой объем времени и усилий, как со стороны учителя, так и со стороны ученика. В 5 - 6 классах они больше учатся проектировать, чем проектируют сами. Тем не менее, результатом этой работы обязательно является конкретное изделие. В 7 - 8 классах девочки уже вполне самостоятельно выполняют работы. Практическая часть выполняется в классе, а теоретическая часть проекта, связанная с описанием, оформлением документации, выполняется дома, по возможности с использованием компьютера. Защита проектов проходит перед всем классом. Девочки демонстрируют готовые изделия, проводят технологическое и экономическое обоснование своего выбора. Это мероприятие формирует у них чувство ответственности, навыки само - и взаимооценки.
Для развития творческих способностей учащихся на уроках технологии выделены следующие виды работ: конструирование и моделирование одежды, вязание, вышивка, аппликация, проектная деятельность, художественная обработка материалов, кулинария.
Содержание учебно-познавательной деятельности учащихся на уроках технологии во многом определяется сменой объектов труда. В 5 - 6 классах девочки знакомятся с различными видами швов. Чтобы вызвать интерес к данной работе, предлагаю применить эти швы в рисунках на ткани. При изготовлении таких рисунков девочки проявляют свою индивидуальность и фантазию. А при изучении темы «Получение хлопчатобумажных и льняных тканей» или «Получение шерстяных и шелковых тканей» предлагаю учащимся задание не просто составить коллекцию тканей, а выполнить творческую работу «Дом моделей» или «Модница». Эти работы развивают образное мышление, формирует творческое начало каждого учащегося.
На своих уроках я использую индивидуальный подход, различный уровень обучения, применяю дифференцированные задания. Например, при выборе модели фартука, юбки или ночной сорочки предлагаю учащимся разные по степени сложности модели: низкий уровень обучения - изделия с простейшими элементами отделки, средний - изделия повышенной сложности изготовления и отделкой; высокий уровень - изделия с внесением более сложных элементов и отделки.
Особое внимание уделяю самостоятельной работе девочек, в ходе которой они имеют возможность проявить творческую инициативу и применить знания, полученные не только на уроках технологии, но и знания, полученные в ходе изучения других предметов как, например, истории, математике, ИЗО. Так в 7 классе, при изучении раздела декоративно - прикладной направленности, девочки знакомятся с техникой выполнения аппликации и лоскутного шитья. Эта тема включает целый блок уроков, на которых девочки совершенствуют свои умения и навыки в работе с тканью, овладевают и закрепляют важные технологические приемы. Творческие проекты получаются очень интересными, не похожие на другие. Для стимулирования творческой деятельности, после завершения шитья, работы учениц выставляются на стенде в кабинете технологии. Это заинтересовывает учащихся в своей работе, они могут посмотреть свою работу со стороны, оценить и сравнить свое творчество.
Работая с различными видами деятельности, ребенок создаёт конкретные предметы, проявляет самостоятельность. Одним из таких видов деятельности является вязание крючком в 7 классе. Изучив основы вязания, предлагаю девочкам закрепить свои знания вязанием творческих проектов на выбор: салфетки, мягкой игрушки, подушки, пледа, коврика, панно.
При изучении раздела «Кулинария» в 5-7 классах у девочек формируются навыки приготовления пищи. Они знакомятся с физиологией питания, пищевой ценностью продуктов, технологией приготовления блюд, с правилами сервировки стола. На практических работах у учащихся хорошо проявляются творческие способности при оформлении блюд, при нарезке овощей, сервировке стола. Большое внимание уделяю культуре питания, а именно потребность в сохранении и укреплении здоровья учащихся.
Чтобы повысить интерес практической деятельности в 8 классе использую новый подход к выбору объектов труда. Вышивка лентами - аналог вышивки нитками. Но в отличие от вышивки нитью она получается более объемной и рельефной. Освоение вышивки начинается с пошаговых элементов, как простых одиночных элементов, так и более сложных. Вышитые цветы или букеты оформляются в деревянную рамку и могут стать милым подарком для близких и друзей. Богатая цветовая палитра шелковых и атласных лент приносит массу положительных эмоций, развитие познавательного интереса и самостоятельности. Изделия получаются разными, не похожими друг на друга. Владение такой вышивкой может впоследствии пригодиться в индивидуальной трудовой деятельности.