ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ КРАТКОСРОЧНАЯ ПРОГРАММА «ВОЛШЕБНОЕ РИСОВАНИЕ»
Краткосрочная дополнительная общеобразовательная программа "Волшебное рисование" (дистанционная форма)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ДОП "Волшебное рисование" | 173 КБ |
Предварительный просмотр:
Комитет образования администрации
Балаковского муниципального района
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа п.Головановский»
Балаковского района Саратовской области
«Рассмотрено» Руководитель МО ____________/____________/ ФИО Протокол № ____ от «___»___________20___г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР МАОУ СОШ п.Головановский ___________/Живицкая Г.М./ ФИО «___»____________20___г. | «Утверждено» Директор МАОУ СОШ п.Головановский ____________/Бекетова О.В./ ФИО Приказ № _____ от «___»___________20___г. |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ
КРАТКОСРОЧНАЯ ПРОГРАММА
«Волшебное рисование»
(художественной направленности, дистанционная форма реализации)
Возраст учащихся: 7-11 лет
Срок реализации программы: 16 часов
г. Балаково – 2020 г.
Структура ДООП
- Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной программы
- Пояснительная записка……..………………………………………...... 3
- Цель и задачи программы……………………………………………… 5
- Планируемые результаты……………………………………………… 5
- Содержание программы………………………………………………... 6
- Формы аттестации и их периодичность……………………………… 8
- Комплекс организационно-педагогических условий
- Методическое обеспечение……………………………………………... 8
- Условия реализации…………………………………………………….. 9
- Календарный учебный график ……………………………………….. 9
- Оценочные материалы…………………………………………………. 9
- Список литературы…………………………………………………...... 11
1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
1.1. Пояснительная записка
Настоящая дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебное рисование» разработана с учетом документов нормативной базы ДООП: Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р); Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. № 41 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»; Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утв. Приказом Министерства просвещения Российской Федерации 09 ноября 2018 г. № 196); Приказ № 816 от 23.08.2017 г. Минобрнауки России «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»; Правила ПФДО (Приказ «Об утверждении Правил персонифицированного финансирования дополнительного образования в Саратовской области» от 21.05.2019 г. № 1077, п. 51.).
Дополнительная общеобразовательная программа «Волшебное рисование» относится к краткосрочным общеразвивающим программам с использованием дистанционных технологий, имеет художественную направленность, разработана для детей 7-11 лет. В ходе ее освоения дети приобщаются к изобразительному искусству, приобретают практические навыки художественного творчества.
Изобразительная деятельность интересна, увлекательна для детей, так как она дает возможность передать впечатления об окружающей действительности на бумаги с помощью карандаша, красок, мелков. Этот процесс вызывает у учащихся чувство радости, удивления. Рисование является важным средством эстетического воспитания детей. В процессе художественной деятельности у детей развиваются эстетическое восприятие, образные представления и воображение, эстетические чувства (форма, цвет, композиция).
Данная программа позволяет решать не только собственно обучающие задачи, но и создает условия для формирования метапредметных качеств личности младшего школьника. Сегодня, когда в общеобразовательных учреждениях на изучение основ изобразительного искусства отводится весьма ограниченное время, развитие художественного творчества детей через систему дополнительного образования становится особенно значимым. Занятия способствуют снятию мышечного напряжения, повышают сенсорную чувствительность. У ребенка воспитывается аккуратность, терпение и выдержка, эстетический вкус, развивается эмоциональная сфера.
Актуальность программы обусловлена запросом родителей и возрастанием интереса детей младшего школьного возраста к рисованию с одной стороны, и недостатком дистанционных краткосрочных программ данной направленности, с другой стороны.
Педагогическая целесообразность программы заключается в ориентировке на требования общества, раскрытие возможностей личностного роста каждого ребенка, создание педагогом условий для активной самореализации, креативности детей младшего школьного возраста по средствам занятий рисованием. Программа «Волшебное рисование» дает возможность успешного решения вопросов, связанных с развитием у учащихся метапредметных качеств личности, их нравственно-эстетическим воспитанием в условиях дистанционного дополнительного образования.
Отличительные особенности. Анализ программ данной направленности позволил выявить следующие отличительные особенности представленной программы:
- освоение содержания краткосрочной программы осуществляется в дистанционной форме;
- данная программа знакомит учащихся с основами изобразительной деятельности и создаёт перспективу для их творческого роста, личностного развития.
Адресат программы: программа предназначена для детей 7-11 лет.
Возрастные особенности. Для этого возраста характерны: познавательная активность, любознательность, эмоциональность, желание сделать своими руками что-нибудь красивое. Темы занятий позволяют использовать эту эмоциональную отзывчивость детей, любовь ко всему живому для создания интересных и оригинальных работ при помощи карандашей, кисти, красок.
В этот период в организме ребенка происходит физиологический сдвиг (резкий скачок, сопровождаемый бурным ростом тела и внутренних органов). Это в свою очередь приводит к повышению утомляемости, ранимости ребенка. Во время занятий детей нельзя торопить и подгонять, тем самым, показывая им, что они не умеют работать. Ребенок может замкнуться в себе, потерять интерес к занятиям.
Программа предусматривает возможность обучения в одной группе детей разного возраста, с различным багажом знаний и разным уровнем подготовленности к занятиям.
Количество учащихся в группе – 12-15 человек.
Условия набора учащихся: принимаются все желающие.
Сроки реализации программы. Программа «Волшебное рисование» относится к краткосрочным программам с использованием дистанционных образовательных технологий. Группа детей, осваивает разделы программы объемом 16 часов.
Режим занятий. Учебные занятия проводятся в групповой форме два раза в неделю, содержат теоретическую и практическую части. Продолжительность занятий для группы детей составляет 30 минут.
1.2. Цель и задачи программы
Цель программы: создание условий для формирования у учащихся начальных представлений об изобразительной деятельности, базовых приемов работы с карандашами, кистью, красками, мелками.
Задачи программы:
Обучающие:
- Познакомить детей с многообразием художественных материалов, приемами (рисование направленными линиями, короткими штрихами, точками, кругами и т.д.).
- Обучить детей основам различных техник изобразительной деятельности (традиционные техники рисования (акварельными красками, графическими карандашами, восковыми мелками), нетрадиционные техники рисования (пальчиками, получение изображения с помощью подручных средств и др.).
Развивающие:
- Развивать у учащихся художественный вкус.
- Развивать у детей мелкую моторику рук.
Воспитательные:
- Формировать интерес у учащихся к художественной деятельности.
- Способствовать воспитанию у учащихся терпения, воли.
1.3. Планируемые результаты освоения ДООП
Предметные результаты:
Учащийся должен знать:
- правила поведения и техники безопасности во время занятий;
- базовые техники изобразительной деятельности;
- назначение необходимых материалов, инструментов.
Учащийся должен уметь:
- работать с материалами и инструментами необходимыми для данного вида художественной деятельности;
- оформлять работы и подбирать цветовые решения с помощью педагога;
- применять полученные знания в процессе творческой деятельности.
Личностные результаты освоения образовательной программы
- ребенок проявляет устойчивый интерес к знаниям в области художественного творчества;
- у ребенка формируется положительное отношение к обучению.
Метапредметные результаты освоения образовательной программы
Познавательные
- учащийся ориентируется в своей системе знаний: отличает новое от уже изученного;
- ребенок преобразовывает информацию из одной формы в другую (инструкция – действие).
Регулятивные
- ребенок осваивает социальную роль учащегося: волевая саморегуляция (как способность к волевому усилию);
- учащийся научится принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные педагогом ориентиры действий; адекватно воспринимать оценку педагога.
1.4. Содержание программы
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
п/п | Наименование разделов и тем | Количество часов | Формы контроля | ||||
всего | теория | прак тика | С ДОТ | ||||
теория | прак тика | ||||||
1 | Вводное занятие | 1 | 0 | 0 | 1 | 0 | коллективная рефлексия |
2 | Знакомство с пейзажем | 5 | 0 | 0 | 1 | 4 | коллективная рефлексия презентация творческих работ |
3 | Знакомство с животным миром | 5 | 0 | 0 | 1 | 4 | опрос, презентация творческих работ |
4 | Знакомство с натюрмортом | 4 | 0 | 0 | 1 | 3 | коллективная рефлексия, презентация творческих работ |
5 | Заключительное занятие | 1 | 0 | 0 | 0 | 1 | опрос, мастер-класс |
Итого | 16 | 0 | 0 | 4 | 12 |
Содержание учебного плана программы
1. Вводное занятие.
Теория. Презентация программы, план работы. Основные направления работы на занятиях. Материалы и оборудование. Инструктаж по правилам техники безопасности.
2. Знакомство с пейзажем.
Теория. Понятие «пейзаж». Особенности изображения природы, города. Материалы, необходимые для работы. Приемы работы. Изображение предметов близко – далеко; линия горизонта.
Практика.
Выполнение работ в жанре пейзаж с использованием различных техник (трафарет, штампы, отпечаток, брызги).
Возможные темы практических работ: | Материалы к занятиям по теме |
| Бумага, простой карандаш, ластик, гуашь, акварель, кисти, ватные палочки, репродукции |
3. Знакомство с животным миром.
Теория. Особенности изображения повадок домашних и диких животных. Приемы передачи формы, пропорций, внешних признаков, характерных поз и деталей изображаемых животных.
Практика. Рисование объектов животного мира с использованием различных техник (трафарет, штампы, отпечаток, кляксография, брызги).
Возможные темы практических работ: | Материалы к занятиям по теме |
(упряжка оленей).
| Бумага, простой карандаш, ластик, гуашь, акварель, кисти, ватные палочки, ватные диски, гербарий, репродукции |
4. Знакомство с натюрмортом.
Теория. Понятие «натюрморт». Способы передачи формы, пропорций, фактуры, цвета изображаемых предметов, пространственных взаимосвязей.
Практика. Рисование натюрмортов (посуда, цветы, фрукты, овощи) на контрастном фоне. Фронтальное одноплановое изображение с учетом перспективного сокращения плоскостей.
Возможные темы практических работ: | Материалы к занятиям по теме |
| Бумага, простой карандаш, ластик, цветные карандаши, пастель репродукции |
5. Заключительное занятие
Практика. Мастер-класс. Основы оформления готовых работ. Подведение итогов по программе.
1.5. Формы аттестации и их периодичность
В процессе реализации программы педагог отслеживает предметные, результаты и формирование метапредметных качеств личности учащихся.
По результатам творческих заданий, а также наблюдений педагога заполняется творческая карта учащегося (см. 2.4. Оценочные материалы) в соответствии с технологией оценивания, которая разрабатывается педагогом совместно с учащимися.
Формами подведения итогов реализации программы являются:
- презентации детских творческих работ;
- мастер-класс для родителей.
Контроль за усвоением разделов программы осуществляется с помощью фотоотчетов учащихся о выполнение заданий и творческих работ. Для определения результатов осуществляется наблюдение.
2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
2.1. Методическое обеспечение
Образовательный процесс предполагает применение интерактивных методов обучения и различных педагогических технологий: личностно-ориентированного обучения, дифференцированного обучения, игрового обучения и здоровьесберегающих технологий. Программа реализуется с применением дистанционных образовательных технологии (ДОТ) при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии учащихся и педагога. Форма организации учебной деятельности – групповая. Использование ДОТ дает возможность освоения программы непосредственно по месту пребывания (нахождения) учащихся. Обучение с применением ДОТ подразумевает интерактивное взаимодействие детей и педагога в процессе обучения, а также предоставление для учащихся возможности контролируемой работы по освоению изучаемого материала.
Процесс обучения выстраивается на основе традиционных дидактических принципов (наглядности, непрерывности, целостности, вариативности, психологической комфортности).
Подведение итогов по результатам освоения программы проходить в форме мастер-класса.
2.2. Условия реализации программы
Важную роль при создании благоприятной образовательной среды имеет информационное, дидактическое, материально-техническое обеспечение программы.
Информационное и дидактическое обеспечение
- дидактический материал: таблицы, наглядные пособия, демонстрационные карточки, образцы выполненных работ и др.;
- литература по изобразительному творчеству, методики преподавание дисциплин художественной направленности, методические разработки, рекомендации (см. Список литературы);
- компьютер с выходом в INTERNET, доступ к справочно-поисковым системам.
Материально-техническое обеспечение
К занятиям по программе у ребенка должны быть подготовлены следующие художественно-графические и канцелярские принадлежности: альбом для рисования, цветные карандаши, простой карандаш, линейка, ластик, кисти круглые «белка» № 3,4,5, акварель, гуашь, мелки пастельные, салфетки для рук, фартук, ватные палочки, диски.
К занятиям учащимся нужно иметь доступ к персональному компьютеру с выходом в INTERNET, e-mail.
Кадровое обеспечение: педагог дополнительного образования, имеющий опыт реализации ДООП художественной направленности.
2.3. Календарный учебный график
представлен в печатном варианте программы
2.4. Оценочные материалы
Эффективность реализации программы определяется согласно выработанным критериям количества и качества.
- Уровень усвоения детьми содержания дополнительной общеразвивающей программы.
Уровень освоения учащимися содержания дополнительной образовательной программы исследовался по следующим параметрам:
- предметные результаты – знают основные понятия и терминологию по предмету, освоили основные приемы и технологии деятельности по предмету, обладают специальными способностями (по виду деятельности). Выявляется на основе данных, полученных в ходе выполнения творческих индивидуальных работ, опросов;
- формирование метапредметных качеств личности. Выявляются на основе наблюдения, результатов выполнения заданий, творческих работ и др. Уровень воспитанности учащихся проверяется методикой Н.П. Капустина.
- Личностные результаты учащихся (устойчивый интерес к занятиям по программе (выявляется на основе педагогического наблюдения); участие в презентации творческих работ, мастер-классе и т.д.).
Творческая карта учащегося
Группа __________________
ФИО ____________________________ возраст ________________
Раздел / Тема занятия | Название работ | Отзыв о работе (сложно, легко, интересно, скучно, понравилось или нет) | Критерии оценивания |
Знакомство с пейзажем | |||
1. | |||
2. | |||
3. | |||
4. | |||
Знакомство с животным миром | |||
1. | |||
2. | |||
3. | |||
4. | |||
Знакомство с натюрмортом | |||
1. | |||
2. | |||
3. | |||
Подведение итогов, презентация работ | |||
Итого |
Критерии оценки разрабатываются совместно с учащимися
(оценивание по 10-бальной системе)
ТЕХНОЛОГИЯ ОЦЕНИВАНИЯ
Цель: развитие контрольно-оценочной самостоятельности
Технология оценивания | Что оценивать | Умения применять знания |
Кто должен оценивать | Ребёнок / учащийся в диалоге с педагогом | |
Где накапливать и фиксировать результаты | Личные карточки | |
По каким критериям оценивать | Совместно разработанным | |
По какой шкале оценивать | Совместно разработанной (баллы) | |
Как определять итоговый балл | Средний Решающим является последний полученный балл |
Алгоритм самооценки:
Вопросы к учащемуся:
1 шаг. Что нужно было сделать в этом задании? Какая была цель, что нужно было получить в результате?
2 шаг. Удалось получить результат?
3 шаг. Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой (какой, в чем)?
4 шаг. Справился полностью самостоятельно или с небольшой помощью (кто помогал, в чем?)
Коллективное обсуждение работ
2.5. Список литературы
- Алексеевская Н.А. Карандашик озорной. – М.: Лист, 1998.
- Антипова М.Г. Школа рисования. Мир вокруг тебя. – М.: Эксмо, 2016.
- Брагинский В.Э. Пастель. – М.: Юный художник, 2002.
- Дикинс Р., Маккафферти Я. Как научиться рисовать лица. – М.: РОСМЭН, 2002.
- Дрезнина М.Г. Каждый ребенок – художник. – М.: ЮВЕНТА, 2002.
- Дубровская Н.В. Приглашение к творчеству. – СПб.: Детство – ПРЕСС, 2002.
- Иванов В.И. О тоне и цвете (в 2-х частях). – М.: Юный художник, 2001-2002.
- Компанцева Л.В. Поэтический образ природы в детском рисунке: Пособие для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 1985.
- Курочкина Н.А. Знакомство с натюрмортом. – СПб.: Изд-во «Акцидент», 1996.
- Лахути М.Д. Как научиться рисовать. – М.: РОСМЭН, 2000.
- Лопатина А., Скребцова М. Краски рассказывают сказки. – М.: Амрита-Русь, 2005.
- Матюшкина Е. Школа рисования для детей от 1 до 100 лет! – Минск, 2010.
- Румянцева Е.А. Веселые уроки рисования. – М.: АЙРИС-Пресс, 2016.
- Синицына Е.И. Умные занятия и игры. – М.: Лист Нью, Вече, 2002.
- Соколов М.В., Соколова М.С. Декоративно-прикладное искусство. – М.: Владос, 2016.
- Сэвидж-Хаббард К., Спейшер Р. Приключения в мире живописи. – М.: РОСМЭН, 2003.
- Ткаченко Е.И. Мир цвета. – М.: Юный художник, 1999.
- Трафимова М.В., Тарабарина Т.И. И учеба, и игра. Изобразительное искусство. – Ярославль. «Академия развития», 2010.
- Уотт Ф. Я умею рисовать. – М.: РОСМЭН, 2003.
- Уотт Ф., Милборт А., Диккинс Р., Маккафферти Я. Большой самоучитель рисования / Перевод с английского О. Солодовниковой, Н. Веденеевой, А. Евсеевой. – М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2011.
- Фатеева А.А. Рисуем без кисточки. – Ярославль: Академия холдинг, 2004.
- Чивиков Е.К. Городской пейзаж. – М.: Юный художник, 2006.
- Шабаев М.Б. Цветные карандаши. – М.: Юный художник, 2002.
Список литературы для учащихся
- Белашов А.М. Как рисовать животных. – М.: Юный художник, 2002.
- Матюшкина Е. Школа рисования для детей от 1 до 100 лет! – Минск, 2010.
Список литературы для родителей
- Дрезнина М.Г. Каждый ребенок – художник. – М.: ЮВЕНТА, 2002.
- Румянцева Е.А. Веселые уроки рисования. – М.: АЙРИС-пресс, 2016.
Цифровые образовательные ресурсы
- it-n.ru Сеть творческих учителей.
- dopedu.ru Информационно-методический портал Дополнительное образование.
- юный художник.рф. Журнал «Юный художник».
- art-history.ru Информационно-исторический портал об истории и современности культуры и искусства.
- oformitelblok.ru Веб-сайт «Изобразительное искусство и дизайн».
- svoimi-rukamy.com Веб-сайт «Поделки своими руками, поделки из природного материала».
- stranamasterov.ru Веб-сайт «Творчество для детей и взрослых».