Домашний логопед

Полукеева Татьяна Леонидовна

Одним из важнейших направлений  моей деятельности  в детском саду является работа с родителями ребёнка, имеющего речевые нарушения. Практика работы в ДОУ показывает, что такое воздействие – достаточно сложный процесс. Не все родители адекватно воспринимают речевые проблемы  своего ребенка. Одни  стараются не замечать нарушения речи у малыша, игнорируют выполнение с ребенком домашнего задания, рекомендованного учителем-логопедом. Другие наоборот, проявляют излишнюю тревожность, предъявляя  повышенные требования к речи ребенка. Такая позиция «тормозит», затягивает коррекционно-развивающий процесс. Поэтому разработка данной страницы на мини-сайте стала актуальной.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пальчиковые игры и загадки

Сейчас очень популярны пальчиковые игры. Они необычайно полезны для развития мелкой моторики, и детишки их просто обожают. Практически к каждому детскому стихотворению можно придумать движения. За это их любят и мамочки.

Но что делать, если стихотворения выпали из головы, а ребенка нужно занять на несколько минут с пользой. На помощь придут пальчиковые загадки, целью которых также является развитие тонкой моторики рук, развитие движений кистей рук и развитие подражания движениям рук.

Чтобы поиграть просто посадите ребенка на ковре и предложите поиграть пальчиками. Скажите, что сегодня пальчики будут загадывать интересные загадки, а ребенок должен отгадывать и повторять за вами.

Когда  дети  запомнят  основные  фигуры,  то  могут  сами  при  помощи  взрослого выполнять роль водящего.

«Очки»:  Обеими  руками  изображаем «колечки» — соединяем  большой  и указательный  пальцы (остальные  пальцы  выпрямлены  или  немного  согнуты).
Поднимаем руки и подносим их к глазам.
—Угадайте, какую фигуру показывают пальчики! Правильно, это очки. А еще похоже на бинокль.

«Домик»:  прямые  ладони  соединяем  под  углом,  кончики  пальцев
соприкасаются.

«Лодка»:  ладони  с  прижатыми  друг  к  другу  пальцами  поставлены  на  ребро, соединяем  их «ковшиком».  А  если  в  этой  фигуре  поднять  большие  пальцы,  то получится «пароход».

«Цепочка»: большие и указательные пальцы соединяем — получаются колечки, одно колечко обхватывает другое — получается цепочка. Цепочку можно делать и из других пальцев — большой и указательный, большой и средний и т.д.

«Шарик»:  все  пальцы  обеих  рук  в «щепотке»  и  соприкасаются  кончиками.  В этом  положении  дуем  на  них,  при  этом  пальцы  раздвигаются,  по-прежнему соприкасаясь  кончиками,  принимая  форму  шара.  Воздух «выходит»,  и  пальцы принимают исходное положение.

«Грабли»: выпрямляем напряженные полусогнутые пальцы.

«Корзина»: соединяем пальцы в замок, локти раздвигаем, соединенные большие пальцы образуют ручку корзины (в такую «корзинку» можно положить какую-нибудь мелкую игрушку).

"Птенчики в гнезде»: обхватываем левой ладонью все пальчики правой рукой или шевелим. Можно придумывать и складывать из пальцев самые разнообразные фигуры, но чтобы  детям  было  интересно,  они  должны  быть  легки  в  исполнении,  понятны  и узнаваемы.

Пальчиковые загадки взяты из книги Елены Янушко "Помогите малышу заговорить"



Предварительный просмотр:

Как нельзя разговаривать с малышом.

В любом возрасте дети активно подражают речи взрослого, поэтому, если вы будете говорить неправильно, ваш малыш будет усваивать неправильную речь. Чтобы этого не произошло, важно помнить про два «золотых нельзя»:

Нельзя искажать слова, подражать детскому произношению и «сюсюкать».
ПРАВИЛЬНО:
Разговаривая с малышом, следите, чтобы ваша речь была четкой и выразительной, грамотной, простой, ясной.

Нельзя допускать, чтобы ребенок обозначал окружающие предметы звукопроизношениями.
Например: ребенка спрашивают: «Кто это?» - показывая на собаку, а он отвечает «гав-гав».
ПРАВИЛЬНО:
Если ребенок плохо говорит, или не говорит пока, то можно воспользоваться следующей схемой:

  1. не спрашивайте и не настаивайте, чтобы ребенок произнес слово;
  2. попросите ребенка показать на тот предмет, который вы называете;
  3.  объясните «как звучит» или «как говорит»;

КАК СФОРМИРОВАТЬ ГРАМОТНУЮ РЕЧЬ

Обязательно исправляйте ошибки в речи малыша, но делайте это тактично. Если вы посмеетесь над ребенком, то обидите его, и ребенок может потерять к вам доверие. 

Для развития речевых способностей ребенка очень важна игровая деятельность, через которую малыш познает окружающую его реальность. Обращайте внимание ребенка на различные объекты, которые издают звуки (животные, птицы, транспорт и так далее). 

Включайте ребенка не только в игру, но и в реальное взаимодействие со всеми членами семьи. Обязательно давайте ребенку полезные поручения. Благодарите ребенка за помощь. 

Для развития речи очень важно не только развивать произносительные навыки, но и совершенствовать умениеребенка понимать смысл речи не только в определенной ситуации, но и вне ее. По дороге или придя домой, обсуждайте с малышом то, как прошел его день в детском саду, как прошла ваша совместная прогулка. Поиграв с ребенком, вспоминайте самые интересные моменты. 

Помните о том, что слушая вашу речь, ребенок впитывает информацию об окружающем мире. Поэтому стилем вашего общения с ребенком должно стать не просто обозначение какого-то явления или предмета, а детальное егоописание. Например, ребенку недостаточно просто сказать «Вон летит ворона». Ему нужны «комментарии» к этой вороне. Примерно вот так: «Посмотри, вон над тем домом летит ворона. Она черная и умеет громко каркать.» 

Пользуйтесь наглядным материалом! Детям трудно воспринимать слова, оторванные от изображения. 

И главное: поддерживайте все начинания малыша, хвалите его даже за незначительные успехи. Не требуйте от него правильного произношения слова сразу. 


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр: