Главные вкладки
Консультации для родителей
Развитие речи детей 4–5 лет. Рекомендации и советы.
Одним из значимых приобретений ребёнка дошкольного возраста является овладение родным языком. Рождаясь, человек не умеет говорить. Овладение речью происходит в первые годы его жизни. И далее, на протяжении всего жизненного пути речь становится главным инструментом взаимодействия с людьми. Для человека речь – средство общения, передачи информации, познания и социального взаимодействия.
Речь подразделяется на устную и письменную. В дошкольном периоде важно развитие именно устной речи. Главная задача взрослого - развить у ребёнка связную речь, от которой зависит успех в обучении в школе. В связи с этим, развитие речи ребёнка в дошкольном возрасте является одной из актуальных проблем.
В возрасте 4–5 лет дети начинают активно разговаривать, заводить знакомства, логически мыслить и рассуждать. Родителям важно не упустить момент и начать ставить правильную речь чем раньше, тем лучше. Если ребенку уже четыре года, самое время этим заняться.
В возрасте 4–5 лет у детей постепенно совершенствуются фонетика, грамматический строй, словарный запас и связность речи.
- Фонетика или звукопроизношение.
На пятом году жизни ребёнок начинает лучше воспринимать и произносить звуки и к пяти годам:
- начинает различать звуки и способен определить присутствие или отсутствие того или иного звука в определенном слове;
- перестаёт смягчать согласные;
- начинает внятно произносить свистящие;
- осваивает шипящие звуки: исчезает замена шипящих и свистящих звуков звуками «т» и «д»; исчезает замена шипящих звуков «ш», «ж», «ч», «щ» свистящими «с», «з», «ц».
- должен освоить такие сложные звуки, как «л» и «р».
- делает меньше сокращений, пропусков в словах, перестановок звуков и слогов, замен (например, «автомобиль» — атабиль»; «первый» — «певрый»; «большой мальчик» — «босой мальчик»); Это больше касается трудных незнакомых слов.
Что делать?
Если какие-либо из вышеперечисленных изменений не произошли, то это повод обратиться за консультацией к логопеду.
Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, небо. Делайте простую артикуляционную гимнастику - она является основой формирования речевых звуков - фонем - и коррекции нарушений звукопроизношения.
Сами произносите слова четко и правильно. Разучивайте несложные скороговорки и чистоговорки – детям они нравятся.
- Словарный запас
Если в 4 года у ребёнка в норме словарный запас 1500–2000 слов, то к 5 годам он увеличивается до 2500–3000 слов.
Ребёнок активно употребляет обобщающие слова («одежда», «овощи», «животные» и т. п.), называет широкий круг предметов и явлений окружающей действительности. Он много разговаривает, любит слушать стишки и рассказы, запоминает и пересказывает сказки.
Возраст 4–5 лет – возраст «почемучек». Детям интересно все на свете. Они постоянно задают вопросы родителям. В этот период важно отвечать на вопросы развернуто, провоцировать ребёнка на диалог, вместе искать ответы на вопросы — все это расширяет словарный запас.
Что делать?
Пополнять словарный запас ребёнка можно ненавязчиво и легко. Разговаривайте с ребёнком: рассказывайте, что вы делает или что будете делать, что вы видели по дороге на работу, делитесь впечатлениями.
Гуляя с ребенком, можно обсудите как устроен автомобиль, автобус и т.п., для чего он нужен; кто работает в магазине, парикмахерской и т.п.; из чего состоит дерево; обсудите погоду, свою одежду (что именно вы одели и почему, какая она по цвету, из какого материала…).
Поиграйте в игру «Наоборот» - нужно подобрать антонимы. Называйте признак, а малыш должен назвать его противоположность (соленый – кислый, белый – черный…).
Читайте художественную литературу, это не только расширяет кругозор, обогащает речь ребёнка, но и способствует общему развитию.
Игра «Кто что делает». Например, спросите у ребенка, что делает каждое из животных: собака (лает), кошка (мяукает), птица (летает), змея (ползает).
- Грамматический строй речи
Грамматический строй речи - это взаимодействие слов между собой в словосочетаниях и предложениях. По сути, он превращает наборы разрозненных слов в осмысленные и понятные предложения.
Грамматический строй в этом возрасте только формируется, поэтому она далека от совершенства. Дети могут допускать ошибки: неправильно выстраивать последовательность слов (вместо «я не хочу» скажет «я хочу нет») и неправильно согласовывать слова («один кошка», «у меня три подругов»).
Ребенок 4 лет говорит короткими и простыми предложениями. В них не более 3 – 4 слов. В речи еще преобладают существительные, прилагательные и глаголы. Но речь постепенно совершенствуется: фразы становятся сложнее и длиннее, начинают использоваться и местоимения, наречия, числительные , т.е. все части речи.
К 4,5 — 5 годам дети полностью овладевают своей речью. Они правильно используют единственное и множественное число, склоняют именные части речи и могут употреблять существительное во всех падежах.
К 5 годам ребята говорят распространенными и усложненными фразами, речь становится более логичной и связной, предложение может насчитывать до 10 слов.
Что делать?
Способствуйте формированию правильного грамматического строя речи, используя многочисленные речевые игры, например, «Скажи ласково» (стул – стульчик), «Мама – детёныш» (лось – лосёнок), «один – много» (стул – стулья) и т. д.
Учите согласовывать прилагательные и существительные в числе и падеже, существительные с числительными. Например, спросите: какое море (синее), какого цвета лента (красная), а песок (желтый). Предложите посчитать: одно яйцо, а два (яйца)?, два карандаша, а шесть (карандашей)?
Учите составлять прилагательные из существительных. Например, сумка из кожи какая? (кожаная), варенье из малины какое? (малиновое).
Сочиняйте сказки. Учите стихи, потешки, считалки, песни и .т.п.
- Связность речи
Связная речь — это развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно.
В среднем дошкольном возрасте отмечаются значительные изменения в развитии речи детей:
- к 4 — 5 годам совершенствуется навык диалогической речи.
- дети начинают овладевать монологической речью.
- могут рассказывать о том, что они видели или слышали, делиться впечатлениями
- могут рассказать о своих желаниях, спорить, рассуждать, делать выводы.
- могут отвечать на вопросы о содержании сказки или рассказа.
- могут пересказать простую сказку («Колобок», «Курочка Ряба»)
Что делать?
Прочитайте ребёнку сказку, небольшой рассказ или расскажите историю и попросите пересказать.
Придумывайте совместно сказку про какую-нибудь игрушку ребёнка. Или рассматривайте картинки в книге и придумывайте истории про персонажей.
Мечтайте: куда бы вы отправились путешествовать, на чём, чтобы взяли с собой и т.п.
Придумайте вместе с чадом историю, запишите ее и нарисуйте к ней комикс.
Хороший способ - использовать мнемотаблицы для составления рассказов, заучивания стихотворений, потешек.
Лучший способ развития речи и ее связности — много разговаривать с чадом, обсуждать книги, мультики, фильмы, вести диалог, читать ему хорошие книги.
Итак, пятилетний ребенок должен говорить выразительно, связно, используя богатый словарь и разнообразные синтаксические конструкции, практически без речевых ошибок, произнося все звуки чисто. Над этим и важно работать, вовлекая ребенка в различные лингвистические игры.
Важно помнить, что связная грамотная речь не наследуется ребёнком. Её формируем мы – окружающие взрослые и в первую очередь родители. Взрослые должны давать образец правильной грамотной речи.
Если вы подозреваете у своего ребёнка нарушения развития речи, не теряйте времени — покажите его логопеду и неврологу. Чем раньше начнется коррекция речи, тем быстрее ребёнок «догонит» возрастную норму развития речи.
Значение рисования для всестороннего развития ребенка
Занятие рисованием – одни из самых больших удовольствий для ребёнка. Эти занятия приносят ребенку много радости. Рисуя, ребёнок отражает не только то, что видит вокруг, но и проявляет собственную фантазию. Нельзя забывать, что положительные эмоции составляют основу психического здоровья и благополучия детей. А поскольку изобразительная деятельность является источником хорошего настроения, следует поддерживать и развивать интерес ребёнка к творчеству. В изобразительной деятельности идёт интенсивное познавательное развитие. Изображая простейшие предметы и явления, ребёнок познаёт их, у него формируются первые представления. Постепенно ребенок учится рассказывать об увиденном и поразившем его явлении языком красок, линий, словами. Ответная положительная эмоциональная реакция взрослых поддерживает у ребёнка стремление больше видеть, узнавать, искать ещё более понятный и выразительный язык линий, красок, форм.
Детям очень сложно изображать предметы, образы, сюжеты, используя традиционные способы рисования: кистью, карандашами, фломастерами. Использование лишь этих предметов не позволяет детям более широко раскрыть свои творческие способности. А ведь рисовать можно чем угодно и как угодно! Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата.
Итак, обучение рисованию нетрадиционными способами в настоящее время имеет важное значение. Нетрадиционное рисование позволяет раскрыть творческий потенциал ребенка, постоянно повышать интерес к художественной деятельности, развивать психические процессы. Оно позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.
Знакомство с нетрадиционными техниками рисования
Технология выполнения нетрадиционных техник рисования интересна и доступна как взрослому, так и ребенку. Именно поэтому, нетрадиционные способы рисования очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом.
В рамках занятий дети неограниченны в возможностях выразить в рисунках свои мысли, чувства, переживания, настроение. Использование различных приемов способствуют выработке умений видеть образы в сочетаниях цветовых пятен и линий и оформлять их до узнаваемых изображений. Занятия не носят форму «изучения и обучения». Дети осваивают художественные приемы через ненавязчивое привлечение к процессу рисования и превращаются в созидательный творческий процесс педагога и детей. Им отводится роль источника фантазии, творчества, самостоятельности.
Учитывая возрастные особенности детей, овладение разными умениями на разных возрастных этапах, для нетрадиционного рисования рекомендуется использовать особенные техники и приемы.
Так, для детей при рисовании уместно использовать технику «рисование руками» (ладонью, ребром ладони, кулаком, пальцами), оттиск печатками из картофеля, тычок жесткой полусухой кистью, восковые мелки + акварель.
Каждая из этих техник – это маленькая игра. Рассмотрим подробнее каждую из них.
В ходе рисования пальчиками дети воспроизводят разнообразные движения ладонью (пришлепывание, прихлопывание, размазывание), пальцами (размазывание, примакивание), которые педагог сопровождает словами одобрения. Ребенку будет полезно и интересно изучить возможности собственной руки, ведь с помощью одной – единственной ладошки можно получить огромное количество самых разных отпечатков, а дополнив их собственной фантазией, превратить в настоящие шедевры.
Рисование пальчиками
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
Рисование ладошкой
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
Оттиск печатками из картофеля или покупных штампиков
Способ получения изображения: ребёнок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка и печатка.
Тычок жесткой полусухой кистью
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.
Восковые мелки + акварель
Способ получения изображения: ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается не закрашенным.
Уважаемые родители! Очень надеемся, что смогла Вас убедить в значимости нетрадиционного рисования в развитии ребёнка, что совместными усилиями мы поможем нашим детям тренировать руку, способствовать развитию высших психических функций, развитию пространственных ориентировок.
Если ваш ребёнок не испытывает интереса к занятиям, лучше их отложить. Не делайте ничего через силу! Занятия должны приносить радость! Свои вопросы и предложения по данной теме Вы сможете задать нам после практической работы.
Спасибо за внимание!
Консультация для родителей
«Возрастные особенности детей 4 – 5 лет»
Возраст от четырех до пяти лет — период относительного затишья. Кризис 3 лет остался позади, дети стали более эмоционально устойчивыми. Снижается утомляемость, фон настроения выравнивается, становится более стабильным, менее подверженным перепадам. Способность ребенка сознавать и контролировать свои эмоции возрастает.
Стремление к самостоятельности. Ребёнок этого возраста уже не нуждается в помощи и опёке взрослых. Открыто заявляет о своих правах и пытается устанавливать собственные правила.
Этические представления. Как утверждают специалисты, особенности психологического развития детей 4-5 лет таковы, что дети этого возраста учатся понимать чувства других, сопереживать, выходить из трудных ситуаций в общении.
Творческие способности. В 4-5 лет у ребёнка активно развивается воображение. Он живёт в собственном мире сказок, создаёт целые страны на основе своих фантазий. Там он является героем, главным действующим лицом, добивается недостающего ему в реальном мире признания.
Страхи. Безудержность детской фантазии в 4-5 лет может порождать разнообразные страхи и кошмары.
Социализация. Ребёнок вырывается их круга внутрисемейных отношений и вливается в море окружающего мира. Ему становится необходимым признание со стороны сверстников.
Усложняется игровая деятельность. Игра продолжает диктовать и формировать психологические особенности ребёнка 4-5 лет, но она становится более многогранной. Она приобретает сюжетно-ролевую направленность: дети играют в больницу, магазин, войну, разыгрывают любимые сказки. В процессе они дружат, ревнуют, ссорятся, мирятся, взаимопомогают, обижаются.
Активная любознательность заставляет детей 4-5 лет задавать взрослым самые разнообразные вопросы обо всём на свете. Они всё время говорят, что-то обсуждают, не замолкая ни на минуту. Увлекательный разговор и занимательная игра — вот то, что им сейчас просто необходимо. Если вы оттолкнёте ребёнка в этот момент, можете навсегда отбить у него охоту чем-то интересоваться.
Дети этого возраста очень эмоционально воспринимают не только похвалу, но и замечания, они очень чувствительны и ранимы. Поэтому, наказывая и ругая их, слова нужно подбирать с большой осторожностью. Иначе это может спровоцировать у них развитие внутренних комплексов, препятствующих социализации и формированию полноценной личности.
К 5 годам их начинает интересовать половая принадлежность, они задаются вопросом отличия мальчиков и девочек друг от друга.
Родители, знающие возрастные психологические особенности своих детей в 4-5 лет, могут им помочь. В частности, блокировать их страхи, контролировать чересчур безудержную фантазию, увлекая их занимательными играми и познавательными беседами. Параллельно с психологическим, активно идёт интеллектуальное развитие, о котором нужно позаботиться особенно тщательно. Ведь от этого аспекта будет зависеть то, насколько успешен будет ребёнок в школе.
Математические умения
Определяет расположение предметов: сзади, посередине, справа, слева, вверху, внизу, спереди.
Знает основные фигуры геометрии: круг, овал, треугольник, квадрат, прямоугольник.
Знает цифры от 0 до 9. Считает предметы, соотносит их количество с цифрой.
Расставляет цифры в правильной последовательности и в обратной (от 1 до 5).
Сравнивает разное количество предметов, понимает такие значения, как поровну, больше, меньше.
Логическое мышление
Тип мышления, характерный для ребёнка в 4-5 лет, — наглядно-образный. Все его действия носят практический характер. На первом месте выступает наглядность. Но к концу 5 года мышление постепенно становится обобщённым и переходит в словесно-логическое.
Увеличивается объём памяти.
Повышается устойчивость внимания.
Ребёнок находит отличия и сходства между картинками, предметами.
Складывает по образцу постройки (пирамидка, конструктор) без посторонней помощи.
Складывает разрезанную картинку в единое целое (частей должно быть от 2 до 4).
Развитие нервных процессов позволяет ребёнку выполнять одно задание в течение нескольких (хотя бы 5) минут, ни на что постороннее не отвлекаясь. Это очень важная возрастная особенность.
Вкладывает недостающие фрагменты полотна, картинок.
Называет обобщающим словом определённую группу предметов. Находит лишний предмет и пары.
Подбирает противоположные слова.
Видит на картинке предметы, неправильно изображённые, объясняет, что именно не так.
Речевое развитие
Использует тысячу слов, строит фразы из 5-9 слов. Ребёнка в 4-5 лет должны понимать не только родители, но и посторонние люди.
Знает особенности строения человека, что оно отличается от животного: называть части тела (ногти — когти, руки — лапы, волосы — шерсть).
Употребляет множественное число.
Находит предмет по описанию.
Понимает значение предлогов.
Знает профессии.
Поддерживает беседу: отвечает на вопросы, правильно их задаёт.
Пересказывает содержание сказки, рассказа. Учит наизусть стихи, потешки.
Называет свои имя, фамилию, сколько лет, город, где живёт.
Окружающий мир
Различает овощи, фрукты и ягоды.
Знает насекомых.
Называет домашних животных.
Угадывает времена года по картинкам, знает их приметы.
Повседневные навыки
Застёгивает пуговки и молнии, сам развязывает шнурки, управляется с ложкой и вилкой.
Нанизывает бусины и крупные пуговицы на нитку.
Точно проводит линии, при этом не отрывая от бумаги карандаш, благодаря развитию сенсорных особенностей.
Заштриховывает фигуры прямыми, ровными линиями, при этом не выходя за её контуры.
Обводит и раскрашивает картинки, не выезжая за края.
Различает правую и левую руку.
С ребёнком можно заниматься дома самостоятельно, а можно нанять специалиста или записать в детский развивающий центр. Учитывая его возрастные особенности, нужно постараться обеспечить максимальное развитие его интеллектуальных способностей. Так он будет готов к школе на все 100%, будет успешен и избежит стресса. Параллельно не забывайте заботиться о его полноценном физическом развитии.
Физическое развитие
Большое значение имеют возрастные особенности детей 4-5 лет в плане физического развития. Родители должны ориентироваться на показатели нормы, чтобы вовремя заметить отклонения и исправить их, если это возможно.
Общие физические возможности детей в 4-5 лет существенно возрастают. Так, заметно улучшается их координация. Большинство движений выглядят со стороны увереннее.
Движение им по-прежнему необходимо.
Моторика активно развивается
Ребёнок становится ловким и быстрым.
Мышцы растут быстро, но неравномерно. Из-за этого ребёнок 4-5 лет мгновенно устаёт. Эту особенность необходимо учитывать взрослым, чтобы дозировать физические нагрузки, во время занятий нужны паузы для отдыха.
Средняя прибавка роста за год должна составлять 5-7 см, массы тела — до 2 кг.
Скелет отличается гибкостью, потому что процесс окостенения не закончен. Так что силовые упражнения противопоказаны, а вот за осанкой и позами родителям и воспитателям нужно постоянно следить.
Возрастает потребность организма в кислороде. Особенность дыхательной системы заключается в том, что брюшной тип заменяется грудным. Увеличивается ёмкость лёгких.
Особенность сердечной деятельности заключается в том, что ритм сердечных сокращений легко нарушается, так что при значительных физических нагрузках сердечная мышца утомляется. Это можно увидеть по покраснению или побледнению лица, учащённому дыханию, одышке, некоординированным движениям. Поэтому так важно вовремя переключаться на иной характер деятельности.
Этот возраст называется «золотой порой» развития сенсорных способностей.
Ещё одна физическая особенность этого возраста: хрусталик глаза отличается плоской формой — поэтому отмечается развитие дальнозоркости.
Барабанная перепонка в этом возрасте нежна и легкоранима. Отсюда — особая чувствительность к шуму.
Нервные процессы далеки от совершенства. Процесс возбуждения преобладает, так что в моменты обиды не избежать бурных эмоциональных реакций и демонстративного несоблюдения правил поведения.
Усиливается эффективность воспитательных мер, направленных на нервные процессы.
Быстрое образование условно-рефлекторных связей.
Условное торможение формируется с трудом. Поэтому, что-то один раз запретив ребёнку, не нужно ждать, что это отпечатается в его памяти навсегда. Чтобы он усвоил до конца тот или иной запрет, необходимо его постоянно закреплять с ним.
Таковы особенности развития детей 4-5 лет в плане физиологии. Они помогают родителям понять многие процессы, происходящие в маленьком организме. Нужно знать, что принесёт пользу малышу, а какие занятия и воспитательные меры окажутся не только пустыми, но даже вредными.
Вам как родителям необходимо.
Учитывая все выше перечисленные особенности развития ребёнка 4-5 лет, родители смогут извлечь из них максимальную пользу, чтобы воспитать полноценную личность и качественно подготовить малыша к школе. Психологи и педагоги советуют в этом возрасте построить отношения со своим малышом следующим образом.
Запретов, правил и законов не должно быть очень много: в силу своих психических возрастных особенностей ребёнок не сможет выполнять их все. Напротив, если их будет запредельное количество, приготовьтесь к войне: малыш устроит протест.
Сдержанно реагируйте на справедливую обиду и гнев ребёнка.
Рассказывайте ему о своих чувствах, переживаниях. Так он будет лучше понимать вас и окружающих людей.
Разбирайте с ним особенности и детали любых сложных этических ситуаций, в которые он попадает во дворе и в детском саду.
Не перегружайте его совесть. Не нужно постоянно говорить ему об его ошибках: появится уничтожающее чувство вины, страх, мстительность, пассивность.
Ребёнку 4-5 лет не нужно рассказывать страшные истории, показывать ужастики, рассуждать о смерти и болезнях.
Интересуйтесь творческими особенностями и успехами своего малыша. Но не критикуйте.
Разрешайте ему как можно больше играть со своими сверстниками.
Отвечайте на любые вопросы, интересуйтесь его мнением. Подскажите способы самостоятельного поиска информации.
Играйте с ним дома.
Читайте книги.
Закрепляйте любые полученные знания.
Те родители, которые заботятся о становлении полноценной личности ребёнка, должны иметь в виду все выше перечисленные возрастные особенности развития детей 4-5 лет: они являются ориентиром. Зная о них, гораздо легче направить малыша в нужное русло, разобраться в его внутреннем мире, помочь справиться с теми трудностями, которыми чреват данный период. Такая политика позволит качественно подготовить дошкольника к предстоящей учёбе в школе и облегчить социальную адаптацию.
Семья – источник вдохновения,
Где рядом взрослые и дети,
В семье от всех невзгод спасение,
Здесь друг за друга все в ответе.
( О. В. Токмакова )
Родительские заповеди.
Уважаемые родители! Вы конечно стремитесь к тому, чтобы у вас сложились добрые отношения со своим ребенком, чтобы вы были для него примером и авторитетом, чтобы в вашей семье царили взаимные любовь и уважение. Но ваши устремления достигнут цели, если Вы:
- Знаете, что доверие – основное правило.
- Всегда своим детям говорите правду.
- Стараетесь быть примером для ребенка.
- Уважаете ребенка как личность, имеющую право на свою точку зрения.
- Советуетесь с ребенком.
- Не обманываете ребенка.
- Учите правильно оценивать свои поступки и поступки других детей.
- Не ставите целью добиться полного послушания с первого слова, даете возможность убедиться ребенку, в чем он прав или не прав.
- Знаете друзей своего ребенка и приглашаете их в дом.
- Вечером всей семьей обсуждаете , как прошел день.
Родителям о воспитании ребенка
Ребенок учится тому, что видит у себя в дому,
Родители пример ему!
Кто при жене и детях груб,
Кому язык распутства люб,
Пусть помнит, то с лихвой получит
От них все то, чему их учит.
Там, где аббат не враг вина,
Вся братия пьяным – пьяна.
Не волк воспитывал овец,
Походку раку дал отец.
Коль видят нас и слышат дети,
Мы за дела свои в ответе
И за слова: легко толкнуть
Детей на нехороший путь.
Держи в приличии свой дом,
Чтобы не каяться потом.
( Себастьян Брант )
Советы по воспитанию внуков
Дорогие бабушки и дедушки! Эти советы для вас.
1.Свою любовь и преданность к детям не превращайте на деле в услужливость и рабское повиновение.
2. Не берите на себя детские заботы, которые нужны им самим для самовоспитания.
3. Не балуйте их бессмысленным множеством подарков и доставлением довольствий.
4. Не проявляйте по отношению к ним мелочной опеки.
5. Рассказывайте по чаще о себе, о своем детстве, о работе.
6. Раскройте им свою душу, доверяйте им свои сомнения, горести, переживания.
7. Секретничайте с ними, рассказывайте и читайте им сказки, гуляйте вместе с ними.
8. Показывайте им примеры смелости, отзывчивости, трудолюбия.
9. Дайте им возможность трудиться рядом с вами.
10. Не напоминайте им о том, что они маленькие. Старайтесь вовлечь их в дела, в которых они почувствуют себя взрослыми.
11. Будьте, пожалуйста, подчеркнуто вежливы, последовательны в общении с внуками.
Как надо любить ребенка?
1. Дети должны быть для нас прежде всего не потенциальными спортсменами, музыкантами или интеллектуалами – они должны быть просто детьми.
2. Если мы будем любить их независимо от того, плохо или хорошо они себя ведут, то дети скорее избавятся от раздражающих нас их привычек и выходок.
3. Если мы будем любить их только тогда, когда ими довольны, это вызовет в них неуверенность, станет тормозом в их развитии.
4. Если наша любовь будет безоговорочной, безусловной, наши дети будут избавлены от внутриличностного конфликта, научатся самокритичности.
5. Если мы не научимся радоваться детским успехам, дети утвердятся в мысли, что стараться бесполезно: требовательным родителям всегда надо больше, чем ребенок может.
6. Для установления взаимосвязи с детьми, чтобы найти с ними общий язык, почаще смотрите детям в глаза! Пусть ваш взгляд будет открытым и любящим.
7. Для ребенка важен физический контакт. Не обязательно целовать или обнимать ребенка – достаточно дотронуться до его руки, похлопать по плечу, взъерошить волосы – ваши прикосновения делают его уверенней в себе. Особенно важен такой контакт, когда ребенок болен, устал, когда ему грустно.
8. Важно не количество времени, проведенное с ребенком, а качество общения. Надо уметь вдуматься в то, что ребенок хочет, вслушаться в его слова.
« Минуты нежности »
1. Танцуйте с малышом, прижимая его к себе. Вы будете находиться в близком контакте, а ритмичное покачивание под музыку успокоит его.
2. Обнимите за плечи своего ребенка, нежно погладьте по волосам или щеке – простые движения так нужны ему, нужны постоянно.
3. Порисуйте у ребенка по спинке пальчиками, а он пусть отгадает, что Вы изображаете. Если малышу сложно отгадать предметы, то покажите на его спинке, как пробежала мягкая кошечка, как протопал тяжелый слон или пролетела, лишь касаясь крыльями, легкая бабочка.
4. Используйте для нежных игр вечерние часы или время после сна. Спокойная обстановка спальной комнаты располагает к играм, которые помогут Вам проявить свои чувства. Предложите малышу спрятать под одеялом мягкую игрушку, а вы постараетесь найти ее. После отыскивания игрушки обязательно поцелуйте и его хозяина.
5. Залезьте крохой под одеяло и поболтайте о чем - нибудь, прижавшись друг к другу.
6. Дотроньтесь доверительно до руки или плеча малыша, отправляющегося в садик, - и это придаст ему уверенности в собственных силах. Шутливо взъерошьте волосы маленькому озорнику – и он повеселеет.
Секреты воспитания вежливого ребенка
Ваш ребенок будет вежлив и воспитан, если Вы, уважаемые родители, ведете себя:
- Деликатно по отношению ко всем окружающим, тем более по отношению к своим друзьям.
- Никогда не оскорбляете человеческого достоинства своего ребенка, не кричите на него, не говорите при нем или при обращении к нему грубых слов и ни в коем случае не применяете в виде воспитательной меры физическое насилие.
- Не делаете бесконечных замечаний по пустякам, а, где только возможно, поощряете самостоятельность своего ребенка.
- Предъявляете к детям единые требования и, если кто-то из вас не согласен с замечаниями другого, то высказываете только в отсутствие ребенка.
- Предъявляя ребенку какие-то требования, предъявляете их и себе.
- Уважаете достоинство маленького человека, исключив слова: «Ты еще маленький», «Тебе еще рано».
- Не забывайте ребенку говорить «пожалуйста», «спокойной ночи», «спасибо за помощь», а также часто используете похвалу.
-Правила культурного поведения прививаете детям систематически, а не от случая к случаю.
Как формируется личность
Если ребенка постоянно критикуют
- он учится ненавидеть.
Если ребенок живет во вражде
- он учится агрессивности.
Если ребенка высмеивают
- он становится замкнутым..
Если ребенок растет в упреках
- он учится жить с чувством вины.
Если ребенок живет в терпимости
- он учится принимать других.
Если ребенка подбадривают
- он учится верить в себя.
Если ребенка хвалят
- он учится быть справедливым.
Если ребенок живет в безопасности
- он учится верить в людей.
Если ребенка поддерживают
- он учится ценить себя.
Если ребенок растет в атмосфере понимания и дружелюбия
- он учится находить любовь в этом мире.
Что нужно делать в процессе воспитания человека?
Чтобы воспитать Человека, нужно:
- Принимать ребенка таким, каков он есть, чтобы при любых обстоятельствах он был уверен в неизменности вашей любви к нему.
- Стремиться понять, о чем он думает, чего хочет, почему ведет себя так, а не иначе.
- Внушать ребенку, что он все может, если только поверит в себя и будет радоваться.
- Понимать, что в любых проступках ребенка следует винить прежде всего себя.
- Не пытаться «лепить» своего ребенка, а жить с ним общей жизнью: видеть в нем личность, а не объект воспитания.
- Чаще вспоминать, какими были вы в возрасте вашего ребенка.
- Помнить, что воспитывают не ваши слова, а ваш личный пример.
Чего нельзя делать в процессе воспитания?
- Рассчитывать на то, что ваш ребенок будет самым лучшим и способным. Он не лучше и не хуже других, он другой, особенный.
- Относиться к ребенку как к сбербанку, в который родители выгодно вкладывают свою любовь и заботу, а потом получают ее обратно с процентами.
- Ждать от ребенка благодарности за то, что вы его родили и выкормили, - он вас об этом не просил.
- Использовать ребенка как средство для достижения пусть самых благородных (но своих) целей.
- Рассчитывать на то, что ваш ребенок унаследует ваши интересы и взгляды на жизнь (увы, они генетически не закладываются).
- Относиться к ребенку как к неполноценному человеку, которого родители могут по своему усмотрению лепить.
- Перекладывать ответственность за воспитание на учителей, воспитателей, методические рекомендации , бабушек и дедушек.
Высказывания известных людей
о воспитании
1. «Никогда не обещайте ребенку, чего нельзя выполнить, и никогда не обманывайте его» ( К. Д. Ушинский )
2. «Наши дети – это наша старость. Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной.» ( А. С. Макаренко )
3. «Мать, помни: ты – главный воспитатель, главный педагог. » ( В. А. Сухомлинский )
4. «Воспитание – это менее всего слова, то есть слова в последнюю очередь, а прежде поступок, действие, пример.» ( А. Маркуша )
5. «Знаете ли вы, какой самый верный способ сделать вашего ребенка несчастным – это приучить его не встречать ни в чем отказа.» ( Ж. Ж. Руссо )
6. «Матерное слово есть неприкрашенная, мелкая, бедная и дешевая гадость, признак самой первобытной культуры, - циничное, наглое, хулиганское отрицание и нашего уважения к женщине, и нашего пути к глубокой и истинно человеческой красоте.» ( А. С. Макаренко )
Народные пословицы о воспитании
- Учи жену без детей, а детей без людей.
- Поверьте не стареющей примете: век плачут избалованные дети.
- Гни дерево, пока гнется, учи дитятко, пока слушается.
- Кто без призора с колыбели, тот всю жизнь не при деле.
- Что в детстве воспитаешь, на то в старости и обопрешься.
- Если жена плохая – уйдут гости, если сын плохой – уйдет счастье.
- Кто преуспевает в науках, но отстает в добрых нравах, тот скорее отстает, чем преуспевает.
- Не от еды дитя растет, а от радости.
- Пример – хороший учитель!
Семья – источник вдохновения,
Где рядом взрослые и дети,
В семье от всех невзгод спасение,
Здесь друг за друга все в ответе.
( О. В. Токмакова )
Родительские заповеди.
Уважаемые родители! Вы конечно стремитесь к тому, чтобы у вас сложились добрые отношения со своим ребенком, чтобы вы были для него примером и авторитетом, чтобы в вашей семье царили взаимные любовь и уважение. Но ваши устремления достигнут цели, если Вы:
- Знаете, что доверие – основное правило.
- Всегда своим детям говорите правду.
- Стараетесь быть примером для ребенка.
- Уважаете ребенка как личность, имеющую право на свою точку зрения.
- Советуетесь с ребенком.
- Не обманываете ребенка.
- Учите правильно оценивать свои поступки и поступки других детей.
- Не ставите целью добиться полного послушания с первого слова, даете возможность убедиться ребенку, в чем он прав или не прав.
- Знаете друзей своего ребенка и приглашаете их в дом.
- Вечером всей семьей обсуждаете , как прошел день.
Родителям о воспитании ребенка
Ребенок учится тому, что видит у себя в дому,
Родители пример ему!
Кто при жене и детях груб,
Кому язык распутства люб,
Пусть помнит, то с лихвой получит
От них все то, чему их учит.
Там, где аббат не враг вина,
Вся братия пьяным – пьяна.
Не волк воспитывал овец,
Походку раку дал отец.
Коль видят нас и слышат дети,
Мы за дела свои в ответе
И за слова: легко толкнуть
Детей на нехороший путь.
Держи в приличии свой дом,
Чтобы не каяться потом.
( Себастьян Брант )
Советы по воспитанию внуков
Дорогие бабушки и дедушки! Эти советы для вас.
1.Свою любовь и преданность к детям не превращайте на деле в услужливость и рабское повиновение.
2. Не берите на себя детские заботы, которые нужны им самим для самовоспитания.
3. Не балуйте их бессмысленным множеством подарков и доставлением довольствий.
4. Не проявляйте по отношению к ним мелочной опеки.
5. Рассказывайте по чаще о себе, о своем детстве, о работе.
6. Раскройте им свою душу, доверяйте им свои сомнения, горести, переживания.
7. Секретничайте с ними, рассказывайте и читайте им сказки, гуляйте вместе с ними.
8. Показывайте им примеры смелости, отзывчивости, трудолюбия.
9. Дайте им возможность трудиться рядом с вами.
10. Не напоминайте им о том, что они маленькие. Старайтесь вовлечь их в дела, в которых они почувствуют себя взрослыми.
11. Будьте, пожалуйста, подчеркнуто вежливы, последовательны в общении с внуками.
Как надо любить ребенка?
- Дети должны быть для нас прежде всего не потенциальными спортсменами, музыкантами или интеллектуалами – они должны быть просто детьми.
- Если мы будем любить их независимо от того, плохо или хорошо они себя ведут, то дети скорее избавятся от раздражающих нас их привычек и выходок.
- Если мы будем любить их только тогда, когда ими довольны, это вызовет в них неуверенность, станет тормозом в их развитии.
- Если наша любовь будет безоговорочной, безусловной, наши дети будут избавлены от внутриличностного конфликта, научатся самокритичности.
- Если мы не научимся радоваться детским успехам, дети утвердятся в мысли, что стараться бесполезно: требовательным родителям всегда надо больше, чем ребенок может.
- Для установления взаимосвязи с детьми, чтобы найти с ними общий язык, почаще смотрите детям в глаза! Пусть ваш взгляд будет открытым и любящим.
- Для ребенка важен физический контакт. Не обязательно целовать или обнимать ребенка – достаточно дотронуться до его руки, похлопать по плечу, взъерошить волосы – ваши прикосновения делают его уверенней в себе. Особенно важен такой контакт, когда ребенок болен, устал, когда ему грустно.
- Важно не количество времени, проведенное с ребенком, а качество общения. Надо уметь вдуматься в то, что ребенок хочет, вслушаться в его слова.
« Минуты нежности »
- Танцуйте с малышом, прижимая его к себе. Вы будете находиться в близком контакте, а ритмичное покачивание под музыку успокоит его.
- Обнимите за плечи своего ребенка, нежно погладьте по волосам или щеке – простые движения так нужны ему, нужны постоянно.
- Порисуйте у ребенка по спинке пальчиками, а он пусть отгадает, что Вы изображаете. Если малышу сложно отгадать предметы, то покажите на его спинке, как пробежала мягкая кошечка, как протопал тяжелый слон или пролетела, лишь касаясь крыльями, легкая бабочка.
- Используйте для нежных игр вечерние часы или время после сна. Спокойная обстановка спальной комнаты располагает к играм, которые помогут Вам проявить свои чувства. Предложите малышу спрятать под одеялом мягкую игрушку, а вы постараетесь найти ее. После отыскивания игрушки обязательно поцелуйте и его хозяина.
- Залезьте крохой под одеяло и поболтайте о чем - нибудь, прижавшись друг к другу.
- Дотроньтесь доверительно до руки или плеча малыша, отправляющегося в садик, - и это придаст ему уверенности в собственных силах. Шутливо взъерошьте волосы маленькому озорнику – и он повеселеет.
Секреты воспитания вежливого ребенка
Ваш ребенок будет вежлив и воспитан, если Вы, уважаемые родители, ведете себя:
- Деликатно по отношению ко всем окружающим, тем более по отношению к своим друзьям.
- Никогда не оскорбляете человеческого достоинства своего ребенка, не кричите на него, не говорите при нем или при обращении к нему грубых слов и ни в коем случае не применяете в виде воспитательной меры физическое насилие.
- Не делаете бесконечных замечаний по пустякам, а, где только возможно, поощряете самостоятельность своего ребенка.
- Предъявляете к детям единые требования и, если кто-то из вас не согласен с замечаниями другого, то высказываете только в отсутствие ребенка.
- Предъявляя ребенку какие-то требования, предъявляете их и себе.
- Уважаете достоинство маленького человека, исключив слова: «Ты еще маленький», «Тебе еще рано».
- Не забывайте ребенку говорить «пожалуйста», «спокойной ночи», «спасибо за помощь», а также часто используете похвалу.
-Правила культурного поведения прививаете детям систематически, а не от случая к случаю.
Как формируется личность
Если ребенка постоянно критикуют
- он учится ненавидеть.
Если ребенок живет во вражде
- он учится агрессивности.
Если ребенка высмеивают
- он становится замкнутым..
Если ребенок растет в упреках
- он учится жить с чувством вины.
Если ребенок живет в терпимости
- он учится принимать других.
Если ребенка подбадривают
- он учится верить в себя.
Если ребенка хвалят
- он учится быть справедливым.
Если ребенок живет в безопасности
- он учится верить в людей.
Если ребенка поддерживают
- он учится ценить себя.
Если ребенок растет в атмосфере понимания и дружелюбия
- он учится находить любовь в этом мире.
Что нужно делать в процессе воспитания человека?
Чтобы воспитать Человека, нужно:
- Принимать ребенка таким, каков он есть, чтобы при любых обстоятельствах он был уверен в неизменности вашей любви к нему.
- Стремиться понять, о чем он думает, чего хочет, почему ведет себя так, а не иначе.
- Внушать ребенку, что он все может, если только поверит в себя и будет радоваться.
- Понимать, что в любых проступках ребенка следует винить прежде всего себя.
- Не пытаться «лепить» своего ребенка, а жить с ним общей жизнью: видеть в нем личность, а не объект воспитания.
- Чаще вспоминать, какими были вы в возрасте вашего ребенка.
- Помнить, что воспитывают не ваши слова, а ваш личный пример.
Чего нельзя делать в процессе воспитания?
- Рассчитывать на то, что ваш ребенок будет самым лучшим и способным. Он не лучше и не хуже других, он другой, особенный.
- Относиться к ребенку как к сбербанку, в который родители выгодно вкладывают свою любовь и заботу, а потом получают ее обратно с процентами.
- Ждать от ребенка благодарности за то, что вы его родили и выкормили, - он вас об этом не просил.
- Использовать ребенка как средство для достижения пусть самых благородных (но своих) целей.
- Рассчитывать на то, что ваш ребенок унаследует ваши интересы и взгляды на жизнь (увы, они генетически не закладываются).
- Относиться к ребенку как к неполноценному человеку, которого родители могут по своему усмотрению лепить.
- Перекладывать ответственность за воспитание на учителей, воспитателей, методические рекомендации , бабушек и дедушек.
Высказывания известных людей
о воспитании
- «Никогда не обещайте ребенку, чего нельзя выполнить, и никогда не обманывайте его» ( К. Д. Ушинский )
- «Наши дети – это наша старость. Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной.» ( А. С. Макаренко )
- «Мать, помни: ты – главный воспитатель, главный педагог. » ( В. А. Сухомлинский )
- «Воспитание – это менее всего слова, то есть слова в последнюю очередь, а прежде поступок, действие, пример.» ( А. Маркуша )
- «Знаете ли вы, какой самый верный способ сделать вашего ребенка несчастным – это приучить его не встречать ни в чем отказа.» ( Ж. Ж. Руссо )
- «Матерное слово есть неприкрашенная, мелкая, бедная и дешевая гадость, признак самой первобытной культуры, - циничное, наглое, хулиганское отрицание и нашего уважения к женщине, и нашего пути к глубокой и истинно человеческой красоте.» ( А. С. Макаренко )
Народные пословицы о воспитании
- Учи жену без детей, а детей без людей.
- Поверьте не стареющей примете: век плачут избалованные дети.
- Гни дерево, пока гнется, учи дитятко, пока слушается.
- Кто без призора с колыбели, тот всю жизнь не при деле.
- Что в детстве воспитаешь, на то в старости и обопрешься.
- Если жена плохая – уйдут гости, если сын плохой – уйдет счастье.
- Кто преуспевает в науках, но отстает в добрых нравах, тот скорее отстает, чем преуспевает.
- Не от еды дитя растет, а от радости.
- Пример – хороший учитель!