Творческие разработки уроков химии

Башкатова Галина Васильевна
Урок 8 класса по теме: "Условное обозначение веществ"

1.Разработка

2. Презентация к уроку

3. Приложения

4. Фотографии

Скачать:


Предварительный просмотр:

Департамент Образования города Москвы

Зеленоградское окружное управление образования

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа «школа надомного обучения» №367

Зачетная работа по основному блоку

«Учебное проектирование»

Направление: естественнонаучное

Предмет: химия

ТЕМА: «Условное обозначение веществ»

Слушатель:  Башкатова Галина Впсильевна

Москва

2012

По дидактической цели это урок изучения нового материала по содержанию элементов исследовательской деятельности — урок «Образец исследования» (начальный уровень).

Дидактические задачи урока:

- помочь учащимся самостоятельно разработать условные обозначения

веществ с помощью знаков химических элементов, цифр и сформулировать определение понятия «химическая формула»;

- научить их получать информацию о составе вещества по его химической формуле;

- отрабатывать навыки написания знаков химических элементов.

Педагогические задачи урока:

- познакомить учащихся с особенностями процесса научного познания,

ступенями исследовательской деятельности;

- научить их различать проблемы, формулировать и отбирать полезные

гипотезы, интерпретировать данные, делать выводы;

- заинтересовать учащихся исследовательской деятельностью, поиском новых проблем, вопросов

План проведения урока

1. определение задач урока, мотивация учащихся.

2. постановка проблемы.

3. определение темы и цели исследования.

4. выдвижение рабочей гипотезы.

5. подтверждение гипотезы (сбор, оформление, интерпретация данных).

6. формулирование вывода по результатам исследования.

7. подведение итогов урока.

На столах учащихся: учебник химии; чистые листы бумаги,  фломастеры; модели молекул неизвестного для учащегося вещества (вода); вода в склянке без этикетки; отпечатанные на листах сведения о некоторых свойствах выданного вещества (Приложение №2).  

На столе учителя: каточки с изображением алхимических символов различных веществ; магнитные аппликации молекулы воды; склянки с веществами (Приложение №1)

На доске записаны названия основных ступеней исследовательской деятельности.

Учащиеся работают в группах по 5-6 человек.

Ход урока.

Учитель: Исследование — один из видов профессиональной деятельности человека. Ученый и рабочий, преподаватель вуза и учитель — человек любой профессии при грамотном подходе к делу использует элементы исследовательской работы. Одна из задач этого урока — научиться элементам исследовательской деятельности. Другая задача — сделать очередной шаг по дороге химических знаний: выяснить, как можно обозначать вещества условными символами.

Затем начинается работа в группах. Каждая группа учащихся — маленькая научная лаборатория, которая выбирает своего научного руководителя, отвечающего за работу группы.

Учитель. С чего начинается любое исследование? (с накопления информации, постановки проблемы)

В далекие времена, когда люди только начинали изучать вещества, возникла потребность в письменном обозначении исследуемых химических соединений. Алхимики, например, обозначали вещества с помощью символов. Учитель демонстрирует алхимические символы некоторых химический соединений (Приложение №1)

Алхимические обозначения представляли собой условные изображения, с помощью которых ученые зашифровывали свои секреты. Почти у каждого алхимика был свой набор подобных знаков, известных только ему. В XYIII- ХIХ вв. были придуманы первые письменные обозначения веществ. Разработать символы для условного обозначения нелегко. Вам предстоит выполнить эту трудную работу.

Задания группам: рассмотрите выданное вещество и модели его молекул (Приложение №3), познакомьтесь с некоторыми его свойствами, посоветуйтесь и изобразите символ данного вещества (Приложение №2)

Через некоторое время научные руководители групп показывают придуманные символы вещества и обосновывают условные знаки.

Учитель произносит название вещества на немецком, английском и русском языках. Учащиеся догадываются о том, что они работали с одним веществом — водой.

Обсуждая, какие трудности могли возникнуть, если бы химики использовали различные обозначения одного и того же вещества, учитель формулирует проблему — условное обозначение веществ. Затем, сообщается тема исследования: «Единый подход к условному обозначению веществ». Цель исследования - разработка единого подхода к условному обозначению веществ.

Предлагает учащимся разработать обозначения вещества с помощью условных знаков.

Учащиеся предлагают различные варианты: тривиальное название, символ, модель, схема, знаки химических элементов.

Учитель. Что должно быть отражено в письменной записи о веществе? Какая характеристика вещества позволяет не путать одно вещество с другим?

Из ответов учащихся делаем вывод  - состав, строение.

Различают качественный состав вещества (какие химические элементы входят в состав молекулы) и количественный (сколько атомов химических элементов входит в состав молекулы). Проанализируем, как различные варианты обозначения веществ отражают состав вещества.

Учащиеся предлагают способы анализа теоретических данных. Один из вариантов — составление таблицы.

Интерпретируя табличные данные, учащиеся делают вывод, что вещества целесообразно обозначать с помощью знаков химических элементов и цифр, которые отражают и качественный, и количественный состав, и формулируют определение понятий «химическая формула» и «индекс». Затем учащиеся записывают химическую формулу воды на этикетках.

Учитель предлагает учащимся записать три молекулы воды и на основании обсуждения различных вариантов записи подводит их к пониманию отличия коэффициента от индекса.

По итогам урока в рабочих тетрадях учащихся остается следующая запись.

Проблема — условное обозначение веществ.

Тема исследования — единый подход к условному обозначению веществ.

Цель исследования — выработка единого подхода к условному обозначению веществ.

Гипотеза — тривиальное название, символ, схема (модель, макет), знаки химических элементов, буквы.

Подтверждение гипотезы — таблица.

Вывод: вещества целесообразно обозначать с помощью знаков химических элементов и цифр, отражающия их состав.

Химическая формула — это условная запись состава вещества с помощью химических знаков и цифр (индексов).

Индекс — это цифра, стоящая справа внизу от символа химического элемента и обозначающая число атомов данного элемента в молекуле.

 Коэффициент — это цифра, стоящая перед химической формулой и показывающая число отдельных молекул (или атомов).

Учитель подводит итоги урока, объясняет домашнее задание и задает вопросы для размышления и закрепления изученного материала.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Приложение  №1

Химики древнего мира и средних веков применяли для обозначения веществ, химических операций и приборов символические изображения, буквенные сокращения, а также сочетания тех и других. Семь металлов древности изображали астрономическими знаками семи небесных светил: Солнца (  , золото), Луны (  , серебро), Юпитера (  , олово),Венеры (♀, медь), Сатурна (  , свинец), Меркурия (  , ртуть),Марса (  , железо). Металлы, открытые в XV—XVIII веках, — висмут, цинк, кобальт — обозначали первыми буквами их названий. Знак винного спирта (лат. spiritus vini) составлен из букв S и V. Знаки крепкой водки (лат. aqua fortis, азотная кислота) и золотой водки (лат. aqua regis, царская водка, смесь соляной и азотной кислот) составлены из знака водыÑ и прописных букв F и R соответственно. Знак стекла (лат. vitrum) образован из двух букв V —прямой и перевёрнутой.



Предварительный просмотр:

Модели молекул



Предварительный просмотр:

Приложение №2

Молекула этого вещества самая маленькая из всех трехатомных молекул. До XYIII в. это сложное вещество считалось простым.

Это вещество может самостоятельно передвигаться по узким капиллярам. В свободном состоянии принимает шарообразную форму.

Находясь в твердом состоянии, это вещество легче, чем в жидком. Его можно встретить и на земле, и под землей, и на воздухе.

Это вещество с легкостью разрушает другие вещества. В природе оно никогда не бывает чистым.


Предварительный просмотр: