Творческие разработки уроков химии
1.Разработка
2. Презентация к уроку
3. Приложения
4. Фотографии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_8_klassa_s_el._proekt.docx | 25.94 КБ |
tehnologiya_proekta.ppt | 201.5 КБ |
prilozhenie_no1_docx.docx | 22.94 КБ |
prilozhenie_no3.docx | 24.04 КБ |
prilozhenieno2.docx | 10.61 КБ |
fotomaterialy_uroka_8_docx.docx | 1.01 МБ |
Предварительный просмотр:
Департамент Образования города Москвы
Зеленоградское окружное управление образования
Государственное бюджетное образовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа «школа надомного обучения» №367
Зачетная работа по основному блоку
«Учебное проектирование»
Направление: естественнонаучное
Предмет: химия
ТЕМА: «Условное обозначение веществ»
Слушатель: Башкатова Галина Впсильевна
Москва
2012
По дидактической цели это урок изучения нового материала по содержанию элементов исследовательской деятельности — урок «Образец исследования» (начальный уровень).
Дидактические задачи урока:
- помочь учащимся самостоятельно разработать условные обозначения
веществ с помощью знаков химических элементов, цифр и сформулировать определение понятия «химическая формула»;
- научить их получать информацию о составе вещества по его химической формуле;
- отрабатывать навыки написания знаков химических элементов.
Педагогические задачи урока:
- познакомить учащихся с особенностями процесса научного познания,
ступенями исследовательской деятельности;
- научить их различать проблемы, формулировать и отбирать полезные
гипотезы, интерпретировать данные, делать выводы;
- заинтересовать учащихся исследовательской деятельностью, поиском новых проблем, вопросов
План проведения урока
1. определение задач урока, мотивация учащихся.
2. постановка проблемы.
3. определение темы и цели исследования.
4. выдвижение рабочей гипотезы.
5. подтверждение гипотезы (сбор, оформление, интерпретация данных).
6. формулирование вывода по результатам исследования.
7. подведение итогов урока.
На столах учащихся: учебник химии; чистые листы бумаги, фломастеры; модели молекул неизвестного для учащегося вещества (вода); вода в склянке без этикетки; отпечатанные на листах сведения о некоторых свойствах выданного вещества (Приложение №2).
На столе учителя: каточки с изображением алхимических символов различных веществ; магнитные аппликации молекулы воды; склянки с веществами (Приложение №1)
На доске записаны названия основных ступеней исследовательской деятельности.
Учащиеся работают в группах по 5-6 человек.
Ход урока.
Учитель: Исследование — один из видов профессиональной деятельности человека. Ученый и рабочий, преподаватель вуза и учитель — человек любой профессии при грамотном подходе к делу использует элементы исследовательской работы. Одна из задач этого урока — научиться элементам исследовательской деятельности. Другая задача — сделать очередной шаг по дороге химических знаний: выяснить, как можно обозначать вещества условными символами.
Затем начинается работа в группах. Каждая группа учащихся — маленькая научная лаборатория, которая выбирает своего научного руководителя, отвечающего за работу группы.
Учитель. С чего начинается любое исследование? (с накопления информации, постановки проблемы)
В далекие времена, когда люди только начинали изучать вещества, возникла потребность в письменном обозначении исследуемых химических соединений. Алхимики, например, обозначали вещества с помощью символов. Учитель демонстрирует алхимические символы некоторых химический соединений (Приложение №1)
Алхимические обозначения представляли собой условные изображения, с помощью которых ученые зашифровывали свои секреты. Почти у каждого алхимика был свой набор подобных знаков, известных только ему. В XYIII- ХIХ вв. были придуманы первые письменные обозначения веществ. Разработать символы для условного обозначения нелегко. Вам предстоит выполнить эту трудную работу.
Задания группам: рассмотрите выданное вещество и модели его молекул (Приложение №3), познакомьтесь с некоторыми его свойствами, посоветуйтесь и изобразите символ данного вещества (Приложение №2)
Через некоторое время научные руководители групп показывают придуманные символы вещества и обосновывают условные знаки.
Учитель произносит название вещества на немецком, английском и русском языках. Учащиеся догадываются о том, что они работали с одним веществом — водой.
Обсуждая, какие трудности могли возникнуть, если бы химики использовали различные обозначения одного и того же вещества, учитель формулирует проблему — условное обозначение веществ. Затем, сообщается тема исследования: «Единый подход к условному обозначению веществ». Цель исследования - разработка единого подхода к условному обозначению веществ.
Предлагает учащимся разработать обозначения вещества с помощью условных знаков.
Учащиеся предлагают различные варианты: тривиальное название, символ, модель, схема, знаки химических элементов.
Учитель. Что должно быть отражено в письменной записи о веществе? Какая характеристика вещества позволяет не путать одно вещество с другим?
Из ответов учащихся делаем вывод - состав, строение.
Различают качественный состав вещества (какие химические элементы входят в состав молекулы) и количественный (сколько атомов химических элементов входит в состав молекулы). Проанализируем, как различные варианты обозначения веществ отражают состав вещества.
Учащиеся предлагают способы анализа теоретических данных. Один из вариантов — составление таблицы.
Интерпретируя табличные данные, учащиеся делают вывод, что вещества целесообразно обозначать с помощью знаков химических элементов и цифр, которые отражают и качественный, и количественный состав, и формулируют определение понятий «химическая формула» и «индекс». Затем учащиеся записывают химическую формулу воды на этикетках.
Учитель предлагает учащимся записать три молекулы воды и на основании обсуждения различных вариантов записи подводит их к пониманию отличия коэффициента от индекса.
По итогам урока в рабочих тетрадях учащихся остается следующая запись.
Проблема — условное обозначение веществ.
Тема исследования — единый подход к условному обозначению веществ.
Цель исследования — выработка единого подхода к условному обозначению веществ.
Гипотеза — тривиальное название, символ, схема (модель, макет), знаки химических элементов, буквы.
Подтверждение гипотезы — таблица.
Вывод: вещества целесообразно обозначать с помощью знаков химических элементов и цифр, отражающия их состав.
Химическая формула — это условная запись состава вещества с помощью химических знаков и цифр (индексов).
Индекс — это цифра, стоящая справа внизу от символа химического элемента и обозначающая число атомов данного элемента в молекуле.
Коэффициент — это цифра, стоящая перед химической формулой и показывающая число отдельных молекул (или атомов).
Учитель подводит итоги урока, объясняет домашнее задание и задает вопросы для размышления и закрепления изученного материала.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Приложение №1
Химики древнего мира и средних веков применяли для обозначения веществ, химических операций и приборов символические изображения, буквенные сокращения, а также сочетания тех и других. Семь металлов древности изображали астрономическими знаками семи небесных светил: Солнца ( ☉ , золото), Луны ( ☽ , серебро), Юпитера ( ♃ , олово),Венеры (♀, медь), Сатурна ( ♄ , свинец), Меркурия ( ☿ , ртуть),Марса ( ♁ , железо). Металлы, открытые в XV—XVIII веках, — висмут, цинк, кобальт — обозначали первыми буквами их названий. Знак винного спирта (лат. spiritus vini) составлен из букв S и V. Знаки крепкой водки (лат. aqua fortis, азотная кислота) и золотой водки (лат. aqua regis, царская водка, смесь соляной и азотной кислот) составлены из знака водыÑ и прописных букв F и R соответственно. Знак стекла (лат. vitrum) образован из двух букв V —прямой и перевёрнутой.
Предварительный просмотр:
Модели молекул
Предварительный просмотр:
Приложение №2
Молекула этого вещества самая маленькая из всех трехатомных молекул. До XYIII в. это сложное вещество считалось простым.
Это вещество может самостоятельно передвигаться по узким капиллярам. В свободном состоянии принимает шарообразную форму.
Находясь в твердом состоянии, это вещество легче, чем в жидком. Его можно встретить и на земле, и под землей, и на воздухе.
Это вещество с легкостью разрушает другие вещества. В природе оно никогда не бывает чистым.