Здоровьесберегающие технологии на уроках русскогоя зыка

Здоровьесберегающие технологии на уроках русскогоя зыка

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zdorove.rusyaz2.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

Здоровье - не все, но все без здоровья - ничего.

Ж. Ж. Руссо

Здоровье человека в настоящее время относится к глобальным мировым проблемам, так как касается каждого живущего на Земле.

        Так что же такое здоровье? Почему в последние десятилетия оно относится к глобальным мировым проблемам?  

        Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) дает следующее определение индивидуального здоровья: «Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не отсутствие болезней и физических дефектов Здоровьесберегающие технологии – это система мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающая важнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка, воздействующие на здоровье. Считаю, что здоровье подрастающего человека – это главная проблема современной школы и не только социальная, но и нравственная. семье и школе, точнее родителям и педагогам, отводится решающая роль в воспитании здорового подрастающего поколения.

         Ребенка можно назвать здоровым, если он:

        - в физическом плане - умеет преодолевать усталость, его здоровье позволяет ему действовать в оптимальном режиме;

        - в интеллектуальном - проявляет хорошие умственные способности, любознательность, воображение;

        - в нравственном - честен, самокритичен, эмпатичен;

        - в социальном - уравновешен, способен удивляться и восхищаться.

 Основной формой организации учебной работы был и остаётся урок, на котором должно использоваться всё умение учителя и другие резервы по решению данной проблемы. Каждый новый урок – это ступенька в знаниях и развитии ученика, новый вклад в формирование его умственной и моральной культуры, поэтому важно конструирование и осуществление каждого урока.

 С этих позиций в настоящей работе и представлен опыт использования современных психолого-педагогических здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и литературы.

Снятие эмоционального напряжения

 Использование игровых технологий, оригинальных заданий, введение в урок исторических экскурсов и отступлений позволяют снять эмоциональное напряжение. Этот прием также позволяет решить одновременно несколько различных задач: обеспечить психологическую разгрузку учащихся, дать им сведения развивающего и воспитательного плана, показать практическую значимость изучаемой темы, побудить к активизации самостоятельной познавательной деятельности и т.п. Вызывает неизменный интерес у школьников нетрадиционные уроки повторения, обобщения, одновременно снимая у них элементы стресса и напряжения.

Зарядка до учебных занятий, которая проводится ежедневно перед первым уроком, решает воспитательные и оздоровительные задачи. Ежедневные упражнения благоприятно воздействуют на организм, способствуют формированию правильной осанки, воспитывают привычку регулярно заниматься утренней гимнастикой, спортом. Коллективное выполнение физических упражнений до начала занятий дисциплинирует, организует, сплачивает обучающихся, повышает их работоспособность.

 В своей работе использую такую форму работы, как минутки вхождения в урок:

1.  вступление.

 - Посмотрите на свои руки. У мальчиков они большие, сильные, у девочек – нежные и ласковые. Мы любим свои руки, ведь они могут всё: и обнять друга, и поднять упавшего товарища, и накормить голодных птиц, и накрыть стол.

  Что за чудо – чудеса:

 Раз рука и два рука!

 Вот ладошка правая,

 Вот ладошка левая,

 И скажу вам, не тая,

 Руки всем нужны, друзья.

 Сильные руки не бросятся в драку.

 Добрые руки погладят собаку.

 Умные руки умеют лепить.

 Чуткие руки умеют дружить.

 Возьмите за руки того, кто сидит рядом с вами, ощутите тепло рук ваших друзей, которые будут вам добрыми помощниками.

 2.  Начало.

 Стихотворение Б. Окуджавы «Давайте говорить друг другу комплименты»

 - Что такое комплимент?

 Для чего нужны комплименты в общении людей? В каких случаях следует их говорить? Приходилось ли вам говорить эти «высокопарные слова» - комплименты? Кому?

Давайте восклицать, друг другом восхищаться,

 Высокопарных слов не надо опасаться.

 Давайте говорить друг другу комплименты,

 Ведь это всё любви счастливые моменты.

 Скажите друг другу комплимент, чтобы в сердце каждого поселилось лучистое солнышко и грело душу своим теплом.

 И вам, мои милые дети, я хочу сказать комплимент. У вас такие красивые лица и улыбки. В ваших глазах столько тепла и света, что при встрече с вами я забываю о грустном, радуюсь и улыбаюсь. Я люблю вас!

Создание благоприятного психологического климата на уроке

 Пожалуй, одним из важнейших аспектов является именно психологический комфорт школьников во время урока. С одной стороны, таким образом, решается задача предупреждения утомления учащихся, с другой стороны, появляется дополнительный стимул для раскрытия творческих возможностей каждого ребенка.

 Доброжелательная обстановка на уроке, спокойная беседа, внимание к каждому высказыванию, позитивная реакция учителя на желание ученика выразить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности, уместный юмор – вот далеко не весь арсенал, которым может располагать педагог, стремящийся к раскрытию способностей каждого ребенка.

 Учащиеся должны входить в класс не со страхом получить плохую оценку или замечание, а с желанием продолжить беседу, продемонстрировать свои знания, получить новую информацию. В процессе такого урока не возникает эмоциональный дискомфорт даже в том случае, когда ученик с чем-то не справился, что-то не смог выполнить. Более того, отсутствие страха и напряжение помогает каждому освободиться внутренне от нежелательных психологических барьеров, смелее высказываться, выражать свою точку зрения.

 Следует заметить, что в обстановке психологического комфорта и эмоциональной приподнятости работоспособность класса заметно повышается, что, в конечном итоге, приводит и к более качественному усвоению знаний, и, как следствие, к более высоким результатам.

 Важная составная часть здоровьесберегающей работы педагога – это рациональная организация урока. Показателем рациональной организации учебного процесса являются:

 Объем учебной нагрузки – количество уроков и их продолжительность, включая затраты времени на выполнение домашних заданий;

 Нагрузка от дополнительных занятий в школе;

 Занятия активно-двигательного характера: динамические паузы, уроки физической культуры, спортивные мероприятия и т.п.

 От соблюдения гигиенических и психолого-педагогических условий проведения урока в основном и зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности. Для повышения умственной работоспособности детей, предупреждения преждевременного наступления утомления и снятия у них мышечного статического напряжения, я провожу физкультминутки и другие оздоровительные моменты на уроке – их место, содержание и продолжительность (норма – 15-20 минут урока, по 1 минуте из 3-х легких упражнений с 3-мя повторениями каждого упражнения), кроме того, определяю и фиксирую психологический климат на уроке, провожу эмоциональную разрядку, строго слежу за соблюдением учащихся правильной осанки, позы, за ее соответствием виду работы и чередованием в течение урока (средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности; ориентировочная норма – 7-10 минут). Обязательное условие эффективного проведения физкультминуток – положительный эмоциональный фон. Выполнение упражнений со скучающим видом, нехотя, как бы делая одолжение учителю, желаемого результата не даст, скорее, наоборот.

Здоровьесберегающее обучение направлено на– обеспечение психического здоровья учащихся.

Достигается через:

 учет особенностей класса (изучение и понимание человека);

 учет периодов работоспособности детей на уроке (период   «врабатываемости», период высокой -  продуктивности, период снижения продуктивности с признаками утомления);

 учет возрастных и физиологических особенностей ребенка на занятиях (разных видов деятельности на уроках, их продуктивность);

 наличие эмоциональных разрядок на уроках;

 создание благоприятного психологического фона на уроке;

 использование приемов, способствующих появлению и сохранения интереса к учебному материалу;

 наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни; демонстрация, прослеживание этих связей; формирование отношения к человеку и его здоровью как к ценности;

 создание условий для самовыражения учащихся; инициацию разнообразных видов деятельности; предупреждение гиподинамии.

 Успешность любой педагогической технологии зависит от личности учителя и психологически грамотной направленности его педагогической деятельности.

Хочу привести оценку этих направлений:

Личностно-ориентированные, где в центр образовательной системы ставлю личность ребёнка, стараюсь обеспечить комфортные условия её развития и реализации природных возможностей.

Педагогика сотрудничества – её можно рассматривать как создающую все условия для реализации задач сохранения и укрепления здоровья учащихся и педагогов.

 Проявления гуманного отношения к детям, перечисленные в качестве факторов учебно-воспитательного процесса, такие как любовь к детям, и оптимистичная вера в них, отсутствие прямого принуждения, приоритет положительного стимулирования, терпимости к детским недостаткам, в сочетании с проявлениями демократизации отношений – правом ребёнка на свободный выбор, на ошибку, на собственную точку зрения – оказывают благоприятное воздействие на психику учащихся и способствуют формированию здоровой психики и, как следствие, высокого уровня психологического здоровья.

Технология уровневой дифференциации обучения. Свои уроки я строю с учетом индивидуальных возможностей и способностей учащегося. И у меня появляется возможность дифференцированно помогать слабому ученику и уделять внимание сильному, более эффективно работать с трудными детьми. Сильные учащиеся активно реализуют своё стремление быстрее продвигаться вперёд и вглубь, слабые – меньше.

 В своей работе использую различные формы работы: коллективную (все учащиеся выполняют одно задание), групповую (каждая из трех групп получает задание), индивидуальную (отдельные учащиеся получают персональный вариант задания). На уроках русского языка веду дифференцированную работу по ликвидации пробелов в знаниях и учёту знаний учащихся с помощью зачётных карточек. После каждой изученной темы предлагаю детям разноуровневые карточки. Это помогает адаптироваться к индивидуальным особенностям учащихся во время урока, такой подход позволяет абсолютному большинству школьников добиваться без ущерба здоровью, не подавляя других интересов и склонностей.

 При изучении темы:  “Однородные и неоднородные определения”

 1. Знакомство с новым материалом.

На поляне пестрели синие, красные цветы. – Мама купила большой (размер) сладкий (вкус) арбуз.

Вывод. Определения считаются однородными, если характеризуют предмет с одной стороны: по цвету, размеру, вкусу, форме и т.д.

 2. Анализ предложения

 3. Первичное закрепление нового материала

 4. Контроль за темой (цифровой диктант)

 1) По каменной белой ограде разросся плющ. 2) На прилавке лежали шерстяные, шёлковые, ситцевые платки. 3) Серое, дождливое, хмурое небо висело над нами. (все определения объединены общим понятием – небо осеннее, невзрачное) 4) Под дубами прятались низенькие одноэтажные дома. 5) Широкая, ласковая (т.е. добрая) улыбка озарила её лицо.

 5. Разноуровневые задания

Первый уровень. Творческая работа. распространите данный текст однородными и неоднородными определениями.

Клумбы опустели и имели беспорядочный вид. Доцветали ______ ______ гвоздики, а также левкой в ______ _______ стручьях. Зато пышно цвели своей _______ _______ красотой георгины, пионы и астры, распространяя в чутком воздухе ________ _______ _______ запах.

(разноцветные махровые гвоздики, левкой в тонких зеленых стручьях, холодной, высокомерной красотой, осенний, травянистый, грустный запах)

Второй уровень. Распространите словосочетания однородными / неоднородными определениями. Составьте предложение с одним из них.

Горячая вода, кожаный чемодан, трудная задача, ночная смена, мясные блюда

Третий уровень. Коллективная работа под руководством учителя.

 Разноуровневые задания необходимы для оценки индивидуальных учебных возможностей школьников, а также для дальнейшего развития их общеучебных умений и навыков. Роль учителя в этом процессе – оказание индивидуальной помощи учащимся.

 На уроках русского языка широко использую для лингвистического анализа, в качестве контрольных, самостоятельных работ тексты, пропагандирующие спорт, разные его виды, туризм.

 При изучении числительных использую тексты, рассказывающие детям об истории Олимпийских игр, завоёванных медалях нашими спортсменами в разные периоды.

 На уроках литературы читаем произведения о животных, родном крае и говорим об их сохранении.

 Внедрение в обучение здоровьесберегающей технологии ведет к снижению показателей заболеваемости детей, улучшение психологического климата в коллективах. Именно благодаря использованию современных технологий оказывается возможным обеспечить наиболее комфортные условия каждому ученику, учесть индивидуальные особенности каждого ребенка, а, следовательно, минимизировать негативные факторы, которые могли бы нанести вред его здоровью. Учителям, освоившим эту технологию, становится и легче и интереснее работать, поскольку исчезает проблема учебной дисциплины и происходит раскрепощение учителя, открывается простор для его педагогического творчества.

Основой современной педагогики является не только стремление к максимальному развитию творческих и познавательных способностей каждого отдельного индивидуума, но и забота о воспитании физически и нравственно здорового поколения граждан.

 В настоящее время общество в большой степени заинтересовано в том, чтобы его граждане были способны самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни, для чего перед образованием ставится задача сформировать устойчивые качества самореализующейся творческой личности и подготовить ее физически, психофизически и духовно к предстоящей самостоятельной жизни в постоянно изменяющихся условиях общества и природной среды.