КТД как метод воспитательной деятельности, развивающий компетенции обучающихся.

Любое практическое дело становится коллективным и творческим только в живой совместной - организаторской деятельности (газеты, дни рождения, коллективное планирование, новые праздники). Каждое коллективное творческое дело может проходить от нескольких минут до нескольких недель и даже месяцев в зависимости от целей, характера и, конечно, состава участников. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ktd_kak_metod_vospitatelnoy_deyatelnosti.docx27.77 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ Школа №867       Москва             Ткаченко Т.Н.

КТД как метод воспитательной деятельности, развивающий компетенции обучающихся.

Здравствуйте, уважаемые коллеги!

В одной для нас с Вами известной песне поется:

Hе секpет, что дpузья не pастут в огоpоде
Hе пpодашь и не купишь дpузей.

Да, но друзей можно найти, хотя главное, как нам кажется, нужно научиться их сохранить, сберечь!

Сегодня я расскажу Вам о новом празднике, которому было положено начало в 2017 году, 14 февраля.

Любое практическое дело становится коллективным и творческим только в живой совместной - организаторской деятельности (газеты, дни рождения, коллективное планирование, новые праздники). Каждое коллективное творческое дело может проходить от нескольких минут до нескольких недель и даже месяцев в зависимости от целей, характера и, конечно, состава участников.

Учащиеся 8 «г» класса нашей школы взялись за очень трудную задачу – создание нового праздника, где главной идеей было напомнить нашим друзьям, что они для нас важны и, зачастую, незаменимы. Для этого был выбран день 14 февраля, как альтернатива более соответствующего возрасту школьника празднику, основой которого стало чувство дружбы.

Известная нам Википедия дает следующее определение дружбы: Дружба — личные бескорыстные взаимоотношения между людьми, основанные на любви, доверии, искренности, взаимных симпатиях, общих интересах и увлечениях. Обязательными признаками дружбы являются взаимность, доверие и терпение.

Наше творческое дело прошло все соответствующие стадии:

1 – й этап: Предварительная работа.

  • Мы накапливали идеи, выдвигали задачи, ставили вопросы: В какой форме будет  проходить КТД? Кого привлечь к участию? К кому обратиться за помощью? Проходили этап бурного  коллективного обсуждения.
  • Была поставлена цель: наметить направления и перспективы в работе групп. Выслушивались все предложения.
  • Девиз: «Больше идей  - хороших и разных».

2 – й этап: Коллективное планирование КТД.

  • Выбор актива групп, выстраивание траектории.
  • Цель: выделить из всего потока  самые интересные и значимые идеи.
  • Актив выбирают  группы самостоятельно. В каждой группе свой лидер, свой актив, свои соисполнители.
  • Был составлен план КТД: Что и для кого будем делать? С кем вместе это будем делать? Кто будет участником?
  • Девиз: «Одна голова хорошо, а много голов - лучше»

3 – й этап: Коллективная подготовка КТД

  • Цель: довести до всех, посвятить окружающих в планируемую деятельность, познакомить с задачами.
  • Для подготовки и проведения выбранного КТД был создан  Совет Дела, в который вошли представители каждого микро коллектива. Проект КТД уточнили в микро группах, которые планировали и начали работу по воплощению общего замысла.
  • Девиз: «Одна голова хорошо, а много голов – лучше!»

4 – й этап: Распределение поручений.

  • Этим занялись лидеры групп с учетом индивидуальных особенностей и возможностей  всех участников КТД.
  • Были образованы специальные группы с распределением обязанностей в соответствующей сфере.
  • Девиз: «Почему не я?!»
  • 1 группа – «Редакторы»:- Готовили сообщения для школьного радио, занимались подбором песен и стихотворений по теме дружба. В процессе этой работы один из учеников нашего класса сам написал стихотворение, которое нашло свое место на баннере, и было  озвучено по радио.

2 группа – «Дизайнеры»: - отрабатывали общую концепцию баннеров. Представили идею радуги как воплощающую в единое целое разные характеры и взгляды ребят объединенных единым понятием дружба. Решили, что правильным вспомогательным средством станут герои мультфильмов про дружбу. Были выбраны «Малыш и Карлсон», "Винни-пух», «Трям! Здравствуйте!» и «Смешарики».

3 группа – «Воплотители»: занимались подбором картинок, разукрашиванием, оформлением баннеров. К этой группе примкнул и родительский комитет, который также внес ощутимую лепту в наше, теперь уже общее Коллективное Творческое дело.

4 группа – «Связи с общественностью»: занимались сбором фотографий у представителей классов школы. Неоценимую поддержку нам оказал ШУС школы в качестве, прежде всего технической поддержки в печатании материалов. Благодаря этому фотографии получились яркие и красочные.

5 – й этап: Проведение КТД.

  • Здесь представляется в жизнь, всё, что было задумано.
  • Главное для педагога на этом этапе – создание психологического комфорта для участников КТД и слаженная координация их работы.
  • Девиз: «Все за одного, один за всех,
    Тогда в команде будет успех!»

6 –й этап: Подведение итогов.

  • Анализ проходит сразу после КТД посредством «Опрос-анкеты»:

-Что у нас было хорошо? Почему?

-Что не удалось осуществить? Почему?

-Что предлагаем на будущее?

  • Следует иметь в виду, что коллективный анализ включает в себя три основных момента:
  1. Отметить всё положительное (его должно быть больше, чем негативного).
  2. Обсудить негативные моменты, имевшие место в подготовке и проведении дела.
  3.  Наметить перспективы позитивного развития детского коллектива в целом и отдельных личностей.
  • Важно, чтобы  в обсуждении были задействованы все участники. Анализ работы должен проходить в доброжелательной  и спокойной обстановке.
  • Девиз: «Нет худа без добра!»

7 – й этап: Последствия.

  • Реализация выводов. Намечаются пути исправления ошибок.
  • Главное, дело ценно тогда, когда всему коллективу находятся свои творческие роли, поручения и задания по мере возможностей. Когда именно это дело по душе, когда оно творческое по сути, т.е. имеет сюжет, вариативность, предсказуемость, новшества и придумки, когда это дело интересно всем и каждому.
  • Девиз: «Жить интереснее  будет вдвойне, мы на правильной волне!»

Неожиданным, но очень приятным для нас стало то, что вместе с нами над КТД «День Школьного Друга» стали работать ребята и 7 «В» класса подготовив свою незабываемую часть нового праздника. Они придумали поздравить своих товарищей, учащихся 7-х классов сладкой газетой. Мы считаем, что это неординарный поход и интересное решение.

Чтобы напомнить ребятам о том, как ценна дружба, ШУС принял решение провести командные игры «Вместе весело играть». Цель мероприятия состояла в том, чтобы подружить ребят из параллели, поэтому команды, образованные в ходе игры, были сборные – в них присутствовали учащиеся всех трех классов – 6 Г, 6 Д и 6 Е. Все задания были веселые и активные. В итоге праздника  победила дружба.

Некоторые педагогические условия реализации КТД на практике:

1. Нельзя опекать, надо направлять. Участие педагога сводится до минимума. Одна из главных задач КТД – развитие навыков самоуправления.

2. Дело должно быть интересно и значимо для всех.

 3. Продумать организацию. Педагог должен, по возможности, исключить конфликтные ситуации в группах. При создании групп надо учитывать взаимные склонности и симпатии. Нельзя допускать морального давления в группах. Комфортность для всех – одно из главных условий реализации целей и задач КТД.

4. Эмоциональный настрой. От него во многом зависит, насколько активными будут участники, как быстро будет продвигаться работа.

5. Результат КТД должен приносить моральное удовлетворение,  радость всем участникам, настраивать на дальнейшую работу.

После проведения КТД «День Школьного Друга», ребята стали намного дружнее,  они лучше узнали своих товарищей и сплотились. В классе почти не стало конфликтных ситуаций. Я поняла, что общим девизом нашего класса стали слова:  «Все за одного, один за всех, тогда в команде будет успех!»

А самое главное – это чудесные воспоминания на всю оставшуюся жизнь. Из тысячи уроков запоминаются лишь некоторые, а дело, в котором сам принимал активное участие, запомнится навсегда.

КТД становятся мощной силой, побуждающей с интересом идти в школу, обеспечивают широкую внеурочную занятость детей. Именно КТД позволяют каждому проявить и совершенствовать лучшие человеческие качества и способности, потребности и взгляды, позволяют расти нравственно и духовно.

Классный руководитель 8 «Г» класса                              Ткаченко Т.Н.