" Жестокое обращение с ребёнком"
Дети – наиболее ранимая часть общества. Невинные, наивные, растущие, они зависят от взрослых, когда речь идет об их обучении, поддержке и защите. В действительности же вместо заботы и поддержки многие дети переживают ужас насилия, становятся жертвами жестокого обращения взрослых. Впоследствии это приводит к детской и подростковой преступности, алкоголизму, наркомании, беспризорности, бродяжничеству.
Под жестоким обращением понимается умышленное или неосторожное обращение или действия со стороны взрослых, которые приводят к травмам, нарушению в развитии, смерти ребенка, либо угрожают его правам и благополучию. Здесь следует отметить, что о жестоком обращении с ребенком говорят тогда, когда его совершает близкий человек (родитель, или тот, кто его заменяет). В этом случае ребенок не может полностью защитить себя, и поэтому такое насилие имеет более тяжелые последствия для ребенка.
Жестокое обращение связывают с понятием насилия. Не всегда насилие подразумевает причинение физической боли, т.е. физическое насилие. Также говорят о психологическом насилии, пренебрежении основными потребностями ребенка, насилии сексуальном. Последствия каждого из видов насилия значительны и разнообразны. Они могут проявиться, как в ближайшее время, так и значительно позже.
Психологическое насилие может включать в себя оскорбления или унижения ребенка, высказывание в его адрес угроз, демонстрация негативного отношения или отвержение. Оно затрагивает в первую очередь эмоционально-личностную сферу ребенка. И последствия такого насилия могут быть необратимыми.
Поведенческие признаки психологического (эмоционального) насилия:
В младенчестве (0-1 год) это нарушение сна и аппетита, плаксивость, отсутствие реакций на окружающих;
В возрасте от 1 до 3 лет это можно обнаружить по неспособности ребенка задерживать внимание на объектах, агрессивности, задержке речевого развития, отсутствию навыков самообслуживания;
В период от 3 до 6 лет проявляется стремление привлечь внимание взрослых любыми средствами, в то же время появляются трудности во взаимоотношениях со сверстниками;
Дети 6-12 лет, подвергшиеся психологическому насилию часто отстают по школьным предметам, прогуливают школу, они отвержены сверстниками и чрезмерно привязываются к взрослому, который уделяет ему особое внимание;
Для подростков характерна депрессия, низкая самооценка, суицидальное поведение, психосоматические заболевания (такие, как аллергия, заболевания кожи, боли в брюшной полости и пр.).
Психологическое насилие является наиболее деструктивной формой жестокого обращения, затрагивающей все сферы развития ребенка. Неслучайно психологи называют его душегубством.
Особенно опасно психологическое насилие для маленьких детей. Эмоционально теплые отношения ребенка с родителями или лицами, их замещающими, в первые годы жизни, являются важнейшим условием для его нормального психического и физического развития. Недостаток или отсутствие такой эмоциональной поддержки, вызывает существенные психические и поведенческие расстройства, которые будут проявляться во взрослом возрасте. Психологическое насилие может начинаться, когда ребенок находится еще в утробе матери – он нежеланный, лишний, его уже не любят.
Основными последствиями психологического насилия являются:
- Выраженная задержка интеллектуального развития, речи.
- Нарушение привязанностей: дети, которые подвергались психологическому насилию, не могут устанавливать эмоционально близкие отношения.
- Они импульсивны, уступчивы, податливы, подвержены ночным кошмарам, страхам темноты.
- Негативное восприятие жизни: депрессивные настроения, ощущения беспомощности, потеря смысла жизни.
- Как следствие – совершение попыток самоубийства.
- Многие дети, которые в раннем возрасте подвергались психическому насилию, в дальнейшем становятся жертвами других форм жестокого обращения.
- Психосоматические заболевания (как телесная реакция организма на психологическую травму: гипертоническая болезнь, язва желудка, бронхиальная астма, кожные заболевания).
Еще один вид насилия - пренебрежение основными нуждами ребенка. Так называемое «социальное сиротство» - утрата детьми родительской помощи и заботы при живых родителях. Заключается в нежелании или неспособности родителей или лиц, их заменяющих, удовлетворять основные потребности ребенка. Появившись на свет, ребенок прежде всего нуждается в пище, одежде, жилье, гигиене, безопасной обстановке и заботе. Особенно это значимо для детей до 5 лет, поскольку в этот период детства происходит быстрый рост на фоне утраты пассивного иммунитета, передаваемого от матери (после отнятия от груди) и недостаточно развитой собственной иммунной защиты против инфекций. В этот период неадекватное возрасту питание или его недостаток приводят не только к задержке развития природы, но и являются потенциальной угрозой для жизни.
Признаки пренебрежения основными нуждами ребенка:
- недостаточный возрасту вес и рост;
- санитарно-гигиеническая запущенность, неопрятность;
- попрошайничество;
- воровство пищи;
- непосещение школы, плохая успеваемость;
- повышенная утомляемость, апатичность;
- беспокойство, сниженный эмоциональный фон, слезливость, молчаливость, склонность к одиночеству.
Наиболее часто пренебрежение основными нуждами ребенка наблюдается в семьях, ведущих асоциальный образ жизни (пьянство или наркомания родителей). Нередко в таких дисфункциональных семьях роль родителей по отношению к маленьким членам семьи берут на себя дети постарше.
Пренебрежение основными потребностями ребенка приводит к тому, что детство из периода радостного, беззаботного, полного любви и внимания со стороны взрослых, превращается в безрадостное существование, когда ребенок страдает от холода, недоедания, болезней. Пренебрежение основными нуждами ребенка часто сочетается с физическим и психическим насилием. Дети, лишенные любви и заботы родителей, готовы полюбить и довериться любому взрослому, который проявит к ним хоть немного внимания. Поэтому они имеют высокий риск оказаться объектом сексуального посягательства, которые могут завоевать их привязанность, делая небольшие подарки.
Психологические последствия пренебрежения основными нуждами ребенка:
- задержка в интеллектуальном развитии. При психологическом обследовании в этих случаях выявляется определенная структура интеллекта. Общий показатель интеллекта соответствует либо низкой норме, либо пограничной умственной отсталости. Невербальный интеллект при этом может быть хорошо развитым, а в структуре вербального интеллекта выявляется недостаточность общих знаний, словарного запаса и плохая ориентированность в социальных вопросах;
- нарушения эмоциональной сферы. Родители, которые пренебрегают ребенком, отвергают его, прежде всего в эмоциональном плане, оставляя наедине с непосильными для него отрицательными чувствами. Не обеспечивая ребенка положительными эмоциями, они лишают его эмоциональной защиты и чувства безопасности. Поэтому он не приобретает и подходящих навыков для регулирования своей эмоциональной жизни, что существенно затрудняет его развитие. Нарушения эмоциональной жизни заброшенного или подвергшегося насилию ребенка, проявляются, прежде всего, в виде эмоциональной нестабильности, эмоционального равнодушия, перевеса отрицательных чувств над положительными. Их основные чувства - гнев, ярость, страх, волнение. Всем детям, испытавшим плохое обращение, трудно говорить о своих чувствах без тяжелых переживаний. Эмоциональный мир этих детей характеризуется не только преобладанием отрицательных чувств, но и отсутствием умения справляться с ними, контролировать их. Поэтому для развития способности регулировать свои эмоции совершенно необходимо, чтобы взрослый устанавливал границы, утешал и руководил ребенком.
Физическое насилие - это любое неслучайное нанесение повреждения ребенку в возрасте до 18 лет родителями или лицом, осуществляющим уход или опеку.
Признаки физического насилия: синяки; царапины и рубцы; ожоги; ссадины; различного рода травмы. О том, что повреждения неслучайны, свидетельствует их расположение на плечах, груди, ягодицах, внутренней поверхности бедер, в области половых органов, на щеках; очертания повреждений на коже напоминают те предметы, которыми они были нанесены: пряжка ремня, шнур, палка, отпечатки пальцев; следы избиения множественные, наряду со свежими повреждениями имеются старые рубцы и шрамы.
Особенности поведения детей, подвергшихся физическому насилию:
Для детей до 3 лет характерна малоподвижность (при отсутствии биологических обстоятельств), боязнь родителей или взрослых, плаксивость, печальный внешний вид ребенка, редкая улыбка, агрессивность.
В дошкольном возрасте (3-6 лет): пассивность, уступчивость, заискивающее поведение; псевдовзрослое поведение, агрессивность, в т.ч. по отношению к животным, лживость.
В младшем школьном возрасте: стремление скрыть травму (не переодевание на физкультуру), нежелание возвращаться домой после школы, замкнутость и отсутствие друзей, уходы из дома, плохая школьная успеваемость.
В подростковом возрасте проявляются любые формы злоупотребления алкоголем и другими психотропными веществами, депрессивные состояния, суицидальные попытки.
Последствия физического насилия могут быть самими разными: от незначительных нарушений и до грубых отклонений, включая психопатологии, саморазрушающее и асоциальное поведение. Это определяется возрастом ребенка, его особенностями, характером отношенийс наказывающим родителем, силой и способом наказаний.
В подростковом возрасте, периоде взрослости, в семейной жизни лица, подвергавшиеся физическому насилию в детстве, могут быть жестоки с окружающими. Очень важным отличием жертв во взрослом возрасте является неспособность справляться с проблемами, а также искать и получать помощь от окружающих людей. Когда ребенок-жертва не получает помощи от собственных родителей, это подрывает его способности к поиску помощи и взаимоотношениям с людьми в будущем.
Взрослые, пережившие в детстве насилие, страдают либо от пониженного, либо от повышенного контроля за своими чувствами, импульсами, уровнем тревоги. Оказалось, что когда дети-жертвы достигают взрослости, они имеют существенный риск обнаружить психопатологию. Следующие черты характеризуют взрослого человека, не справившегося с травмой насилия в детстве:
1. Жестокость, насилие, отсутствие заботы в семье;
2. Хаотичная или дезорганизованная семья;
3. Потеря интереса и неприятие подростком семьи;
4. Низкое качество общения членов семьи между собой;
5. Саморазрушающее поведение.
Сексуальное насилие - это использование ребенка или подростка другим лицом для получения сексуального удовлетворения.
Сексуальное насилие включает как прямые сексуальные контакты, так и непрямые: демонстрация ребенку обнаженных гениталий; демонстрация порнографических и эротических материалов, а также вовлечение ребенка в изготовление подобных материалов; подглядывание за ребенком во время совершения им интимных процедур.
Признаки перенесенного сексуального насилия: повреждения генитальной, анальной областей; болезни, передающиеся половым путем; инфекции мочевыводящих путей; энурез и/или энкопрез; нервно-психические расстройства; психосоматические болезни (необъяснимые хронические боли внизу живота, дерматиты и др.).
Дети дошкольного возраста:
- ночные страхи, кошмары;
- несвойственные характеру сексуальные игры с самим собой, сверстниками или игрушками;
- открытая мастурбация;
- несвойственные возрасту знания о сексуальной жизни;
- беспричинные нервно – психические расстройства.
Дети младшего школьного возраста:
- низкая успеваемость;
- замкнутость, стремление к уединению;
- ухудшение отношений со сверстниками;
- несвойственное возрасту сексуально окрашенное поведение;
- стремление полностью закрыть тело одеждой, даже если в этом нет никакой необходимости.
Дети старшего школьного возраста, подростки:
- депрессивное состояние;
- жалобы на боли в животе;
- побеги из дома или учреждений образования и воспитания;
- низкая самооценка;
- угрозы или попытки самоубийства;
- сексуализированное поведение;
- употребление алкоголя и наркотиков;
- беспорядочные половые связи, проституция.
Основные последствия сексуального насилия: сексуализированное поведение (например, интерес у ребенка к фильмам эротического и порнографического характера, имитация полового акта с помощью кукол); нарушение эмоционально-волевой сферы; неуверенность в себе, заниженная самооценка; агрессивность (часто немотивированная); нарушение познавательной деятельности.
Опыт сексуального насилия, перенесенного в детстве или подростковом возрасте, повышает риск стать жертвой сексуального насилия в зрелом возрасте.
Перечисленные виды жестокого обращения и насилия редко встречаются по отдельности. Часто ребенок испытывает на себе 2-3 вида жестокого обращения, что усугубляет негативные последствия насилия на развитие его личности.
Все дети, пострадавшие от жестокого обращения и перенесшие насилие, пережили психологическую травму, которая будет отрицательно влиять на личностное, эмоциональное и поведенческое развитие ребенка. Тяжесть последствий насилия будет зависеть: от вида насилия, возраста ребенка, от реакции окружающих, ситуации. Обобщив, отметим, чем опасны все виды насилия.
После пережитого насилия ребенок чувствует себя униженным, оскорбленным, беспомощным, ненужным. В душе накапливаются чувства разочарования, бессилия, чувство собственного достоинства сходит на нет. Как следствие, ребенок становится агрессивным, менее приспособленным к внешним условиям, он не ждет ничего хорошего от завтрашнего дня и мало фантазирует на тему будущего. Из-за недоверия к окружающим он оказывается неспособным на доверительное общение, отстраняется, изолируется ото всех, либо попадает в зависимость к тем, кто проявляет к нему хотя бы немного внимания. Ценности неустойчивы, а жизненная ситуация всегда напряженная, отсюда склонность к употреблению наркотиков и алкоголя, к вступлению в преступные группировки. При создании семьи высок риск проявления агрессии по отношению к своим детям, риск супружеского насилия.
Разумеется, не у каждого ребенка, подвергающегося телесному наказанию в семье, развиваются долгосрочные отклонения в поведении. Тем не менее, проведенные исследования показывают, что у людей, страдающих в детстве от жестокого обращения, различные отклонения в поведении развиваются намного чаще, чем у тех, кто в детстве не подвергался насилию.
Особенности детей из семей, которым свойственно жестокое обращение:
- Страхи. Этот страх может проявляться различным образом: от ухода в себя и пассивности до насильственного поведения.
- Упрямство, несговорчивость, агрессия. Дети живут в ситуации непредсказуемости, чувствуют себя незащищенными, уязвимыми, ощущают беспомощность и неспособность контролировать ситуацию.
- Неспособность выразить чувства вербально. Наблюдая насилие в семье, дети приходят к выводу, что это наиболее приемлемый способ общения и выражения чувств.
- Слияние с родителем. Дети бывают настолько вовлечены в конфликты в семье, что не могут отделить свою индивидуальность от личности своих родителей.
- Низкий самоконтроль. Дети живут в постоянном напряжении, это приводит к тому, что они выходят из себя даже при незначительных трудностях.
- Чувство ненужности. Не получая любви и заботы, дети испытывают чувство заброшенности и обделенности, что заставляет их думать, что они не нужны никому, не являются важными людьми, заслуживающими внимания и заботы.
- Изоляция от сверстников. В большинстве семей, в которых прибегают к насилию, факт насилия не обсуждается открыто. Дети не могут ни с кем обсудить происходящее. Они начинают чувствовать себя не такими, как все.
- Ощущение бесцельности собственного существования.