Методические материалы

Цибульская Татьяна Александровна

Зачастую в последнее время много говорится о дистанционном обучении. Для этого разработаны индивидуальные рабочие листы учащихся по биологии и географии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Побег, его строение и значение

учени_____  6___ класса __________________________________________

Допишите схему:

                                      Побег                                                                                                                                                                                

                                                                                             

                  Стебель                             Почки, листья      

(_________________часть)                      (____________часть)

   

Найдите в учебнике определения:

Пазуха листа – это __________________________________________________

__________________________________________________________________

Узел – это _________________________________________________________

Междоузлие – это __________________________________________________

На верхушке побега располагается ________________________ почка, а в пазухах листьев __________________ почки.

Подпишите на рисунке части побега

                              Строение побега

                     

           1 –                                                    4 –  

           2 –                                                    5 –  

           3 –                                                    6 –  

Почка – это _________________________________________________________________________

Подпишите рисунок строение почек

                 

При помощи какой части растет зачаточный побег? ________________________________

Дайте определение: вегетативная почка – это______________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Генеративная почка ___________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

КЕЙС:   

  Шестиклассники братья близнецы Саша и Паша решили сделать подарок маме ко Дню учителя. Мама ребят преподаёт математику, увлекается цветоводством и имеет разряд по шахматам. Под окнами квартиры буйно разрослась сирень, посаженая в год рождения мальчиков. Паша предложил поупражняться в топиарном искусстве и превратить кусты сирени в шахматные фигуры. Саша просмотрел информацию по данной теме в Интернете, прочитал учебник биологии и сказал брату, что ко Дню учителя в этом году кусты сирени превратить в шахматные фигуры не получится.  Однако, Паша настаивал на своём.

Кто из ребят прав: Саша или Паша? Смогут ли ребята подготовить маме сюрприз ко Дню учителя?

Задания (с. 45-46 учебника):

  1. Какой побег называется годичным?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Благодаря чему осуществляется ветвление растения?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Что такое прищипка и пасынкование растений, для чего применяются?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Какие почки называют спящими и каково их значение в жизни растений?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вывод по вопросу кейса:

Саша и Паша ________________ подготовить маме сюрприз ко Дню учителя, т.к. ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Как называется изображенные на рисунке листорасположения, указанные под буквами, а, б, в? Приведите примеры растений с данными листорасположениями.

C:\Users\Ravganiyt\Downloads\image019.jpg



Предварительный просмотр:

инструктивная карточка по биологии учени___ 7____ класса

_________________________________________________________________

Тема: Подцарство Простейшие (Одноклеточные), (Протисты)

Тип Саркодовые.

Амеба протей (обыкновенная)

1. Место обитания Амебы: ______________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Форма тела: _________________________________________________________________________

3. Почему Амеба названа Протеем? _______________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. На рисунке подпишите строение амебы

5. Составьте по рисунку рассказ, как происходит питание Амебы

Внешний вид, строение и движение амебы

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Такой процесс питания называется фагоцитозом. Что значит “фагео”- пожирать, происходит захват и поглощение пищи простейшими. В пища оказывается внутри тела амебы - в цитоплазме. Как только пища “утонет”, сейчас же цитоплазма как бы немного отступает и внутри амебы образуется вокруг пищи пищеварительная вакуоль - своеобразный желудок. Все, что осталось в ней - непереваренные остатки пищи, амеба в себе не бережет, выбрасывает наружу. Пищеварительная вакуоль вместе с ненужными веществами подходит к краю амебы и выливается через поверхность тела.

6. А для чего нужна сократительная вакуоль? ______________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Как называется процесс удаления ненужных растворимых веществиз тела амебы? _______________

7. Подумайте, каким образом может передвигаться амеба?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8. Амёба - живой организм, значит, она должна дышать. Что поглощают организмы в процессе дыхания? Где амеба берет кислород? А как газ удаляется в процессе дыхания?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

9. По рисунку объясните какой тип размножения показан у амебы и опишите его

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Бесполое размножение амебы

10. На этом рисунке показана циста. Для чего она образуется и когда?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

11. Каким свойством обладает Амеба, как и любой живой организм, когда реагирует на сигналы, поступающие в ее организм и отвечает на воздействия окружающей среды? ____________________

12. Разнообразие саркодовых

Сколько видов известно в настоящее время? ________________________________ . Кто такие раковинные амебы, назовите их основные особенности __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

13. Напишите особенности фораминифер ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Какую осадочную породу образуют пустые раковинки фораминифер? _________________________

Домашнее задание читать параграф 8, подготовиться к биологическому диктанту по Амебе.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Рабочий лист учени_____ 7_____ класса _____________________________________________

 по теме: "Тип Кишечнополостные"

Задание № 1. Вставьте пропуски "Общая характеристика кишечнополостных"

1) имеют лучевую  симметрию.

2) тело _______________________ форму, внутри ____________________ полость,  состоят из ____слоёв клеток.

3) наружный __________________ , внутренний ___________________________

4) между этими слоями лежит тонкая студенистая неклеточная прослойка ____________________ .

Задание № 2.

1) К наружному слою клеток (эктодермы ) относятся: нервные, стрекательные и ___________________________________  клетки.

2) Заполните таблицу в рабочей тетради

Клетки Эктодермы

Функция

1) нервные

2) Эпителиально - мускульные

3) стрекательные

подпишите их строение

http://tepka.ru/biologia/40.jpg

Клетки Энтодермы

Функция

1) железистые

2) пищеварительно - мускульные

Подпишите строение гидры

https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/0008/000829df-dec947bf/hello_html_m3b0d74b4.jpg

Задание 3. Жизнедеятельность гидры. Заполните таблицу

жизненный процесс

характеристика

питание

дыхание и выделение

регенерация

размножение

бесполое (почкование)

половое

раздражимость

(рефлекс)

Задание № 4. "Значение кишечнополостных" заполните пробелы.

Значение кишечнополостных для человека

1) служат……………………………………..

2) служат строительным ...................

3) являются для некоторых животных ………………………………………..

4) применяется в изготовлении ...................... украшений



Предварительный просмотр:

Карточка индивидуальной работы учени__ 6___ класса по теме «Плод. Разнообразие и значение плодов» (работа выполняется используя &12)

___________________________________________________

  1. Задание 1. Термины. Определения. Напишите точное определение или объясните значение слова

Плод – это _____________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Покрытосеменные – это __________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

Сочные плоды - ________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

Сухие плоды -   _________________________________________________________________________

Многосемянные -  _______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

Односемянные - ________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

  1. Задание 2. Виды плодов

Заполните схему

  1. Работа по параграфу

Из чего состоит плод? ____________________________________ . Из чего образуется околоплодник? ______________________________________________________________________________________ . Что происходит в околоплоднике? _________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

Что определяет разнообразие плодов? ______________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

  1. Распространение плодов
  1. Перечислите 7 разных способов распространения плодов в природе и приведите примеры растений, которые распространяются таким способом
  1. ________________________________________________________________________________
  2. _________________________________________________________________________________
  3. _________________________________________________________________________________
  4. _________________________________________________________________________________
  5. _________________________________________________________________________________
  6. _________________________________________________________________________________
  7. _________________________________________________________________________________
  1. Значение плодов

Перечислите 3 основные функции плодов

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Рассмотрите изображенные на рисунке плоды растений. Назовите их. Установите соответствие между названием растения и названием плода

https://gdz-shok.ru/shablon_main/img/6/ponomareva/chast_1/30.png

Название плодов: семянка, боб, коробочка, желудь, стручок, двукрылатка, крылатый орех, зерновка.

А) горох _____________________

Б) мак _______________________

В) береза ____________________

Г) капуста ___________________

Д) дуб ______________________

Е) клен _____________________

Ж) кукуруза _________________

З) подсолнечник _____________

И) лещина __________________

7. Подведем итогиhttp://ok-t.ru/studopediaru/baza10/2043130376390.files/image023.jpg

________________________________________

________________________________________

________________________________________

________________________________________

________________________________________

________________________________________

________________________________________

________________________________________

________________________________________

________________________________________

________________________________________

________________________________________

________________________________________



Предварительный просмотр:

Карточка индивидуальной работы ученика 8___ класса по теме «Почвы. Закономерности распространения почв» (работа выполняется используя &17, 18, почвенная карта в атласе)

___________________________________________________

  1. Задание 1. Термины. Определения.

Почва – это ____________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Перегной – это _________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

В.В.Докучаев - _________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

Материнская порода _____________________________________________________________________

Плодородие почвы – это _________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Почвенный профиль – это________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

  1. Задание 2. Почвообразование.

Заполните схему, впишите основные факторы почвообразования

  1. Работа по почвенному профилю

Во время экскурсии учащиеся сделали схематическую зарисовку залегания горных пород на обрыве у берега реки.

https://geo-oge.sdamgia.ru/get_file?id=3859&png=1

Расположите показанные на рисунке слои горных пород в порядке увеличения их возраста (от самого молодого до самого древнего). Запишите получившуюся последовательность цифр.

  1. белый песок, 2) жёлтый песок, 3) суглинок ____________________________________________
  1. Типы почв России
  1. Перечислите все виды почв, если пересечь с севера на юг Западно-Сибирскую низменность (по 100 градусу в.д.), работа по атласу с.18-19

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1.  С чем связано явление широтной зональности почв на территории Восточно-Европейской равнины?

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Назовите самые плодородные почвы России ______________________ В какой природной зоне формируются эти почвы _____________________________ Почему? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  2. Где можно встретить  засоленные почвы на территории России и как они называются? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  3. При помощи атласа, напишите названия всех почв, которые встречаются на территории нашей республики. Какие преобладают?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1.  Найдите в тексте ошибки. Выпишите номер предложения и исправьте ошибку, как должно быть правильно.
  1. На почвенной карте России можно увидеть разнообразные виды почв. 2. В европейской части преобладают подзолистые почвы, а в Сибири – таежные и горно-таежные. 3. На севере большие площади заняты черноземами. 4. На юге расположены каштановые и тундрово-глеевые почвы. 5. В восточных районах страны с осветлением почв растет их засоленность. 6. Там распространены солончаки.

№ ___. Ошибка _________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

№____. Ошибка ________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

№____. Ошибка ________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Предварительный просмотр:

Карточка индивидуальной работы учени___ 5___ класса

__________________________________________________

Задание 1.        

Дополните схему и приведите примеры:

ПРИРОДА

______________________________                ______________________________

______________________________                ______________________________

______________________________                ______________________________

______________________________                ______________________________

Задание 2.

Что объединяет все живые организмы?

1._____________________________

2._____________________________

3._____________________________

4._____________________________

Задание 3.

Стрелками покажите соответствие.

Живая природа

Грибы

Неживая природа

Полезные ископаемые

Вода

Почва

Цветы

Человек

Задание 4.

Приведите примеры, доказывающие, что живая и неживая природа взаимосвязаны.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 5.

Найдите и напишите определение – Явления природы.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 6.

Рассмотрите явления природы, изображенные на рисунках. Одним цветом отметьте явления, которые относятся к биологическим, другим цветом -  к физическим.

https://vpoiskaxsebya.ru/content/uploads/2013/10/meteozavisimost2-1.jpg          https://static34.cmtt.ru/club/89/41/cd/fb35db23497bbc.jpg

https://a.d-cd.net/f1cgbas-960.jpg          https://mitja1991.files.wordpress.com/2016/03/d0bed0bfd0bed0bbd0b7d0b5d0bdd18c.jpg?w=1200

https://img5.goodfon.ru/original/2560x1600/1/8d/listva-boke-foto.jpg           http://s2.fotokto.ru/photo/full/424/4246152.jpg

Условные обозначения:

     

            ______________________

            ______________________

Задание 7.

Заполните таблицу и приведите примеры положительного и отрицательного влияния человека на природу.

Положительное влияние

Отрицательное влияние



Предварительный просмотр:

Карточка индивидуальной работы учени___ 6___ класса

__________________________________________________

Задание 1.        

Вспомните материал 5 класса и заполните схему по наукам, которые изучают Землю и входят в состав естественных наук. Дайте определение каждой науки.

Задание 2.

Внимательно прочитайте параграф 1 учебника и заполните таблицу.

Ученый, путешественник

Какой вклад внес в изучение Земли

Аристотель

Эратосфен Киренский

Геродот

Марко Поло

Васко да Гама

Христофор Колумб

Фернан Магеллан

Н.М. Пржевальский

И.Ф.Крузенштерн

Ю.Ф. Лисянский

П.П. Семенов-Тян-Шанский

Задание 3.

Что изображено на рисунке? Кто и когда его создал?

_______________________________https://www.christies.com/img/LotImages/1999/AMS/1999_AMS_02426_0179_000().jpg?w=400

_______________________________https://www.christies.com/img/LotImages/1999/AMS/1999_AMS_02426_0179_000().jpg?w=400

Задание 4.

В каких сферах жизни человека необходимы географические знания?

1._____________________________________________________________________

2._____________________________________________________________________

3._____________________________________________________________________

4._____________________________________________________________________

5._____________________________________________________________________

6.____________________________________________________________________

Задание 5. Домашнее задание

Заполните таблицу по 10 великим путешественникам мира

Путешественник

Годы жизни

Место жизни

Открытие, вклад

Марко Поло

1254-1324

Венеция

24 года путешествовал и изучал Азию

Афанасия Никитин

Христофор Колумб

1451- 1506

Открыл новую часть света - Америку

Васко да Гама

Португалия

Фернан Магеллан

Первое кругосветное путешествие

Витус Беринг

Россия

Джеймс Кук

1728-1779

М.П.Лазарев

Ф.Ф. Беллинсгаузен

1788-1851

1788-1852

Давид Ливингстон

Англия

Роберт Пири

США



Предварительный просмотр:

Карточка индивидуальной работы

Учени___ 8__ класса ____________________________________

Урок-исследование  «Строение сердца. Круги кровообращения»

Вся работа выполняется по учебнику (параграф 17)

Задание 1

Вспомните, кровеносную систему животных. На рисунке подпишите, 1) какому классу животных принадлежит та или иная кровеносная система и строение сердца, 2) сколько камер в сердце, 3) сколько кругов кровообращения? Сделайте вывод, какой класс животных наиболее схож с кровеносной системой человека

https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/2839260/4a1f7430-0b62-4cb0-a42a-10ec26d5c162/s1200?webp=false

Вывод: ________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

Задание 2. Заполните пропуски в тексте:

Сердце состоит из ____ слоев. Расположено в ___________________________, находится в ________

____________________________. Наружный слой сердца – эпикард состоит из___________________

_______ ткани находится на поверхности сердца. Средний слой – миокард состоит из ____________

_______ ткани, обладает сократимостью, возбудимостью и проводимостью. Внутренний слой – эндокард состоит из _________________________ ткани выстилает камеры сердца и покрывает все структуры, выходящие в их просвет. Сердце состоит из ____ камер: ____________________________

____________________________________________ . Правая и левая части разделены _____________

_________________ . Между предсердиями и желудочками имеются ____________________________

_______________ . Кровь может двигаться в одном направлении, т.к. ___________________________

______________________________________________________________________________________ .

Между желудочками и артериями находятся _______________________________________ , они обеспечивают ток крови в направлении ___________________________________________________ .

Различают ____ фазы сердечной деятельности. В покое сердце сокращается __________________ . Диастола – это ________________________________ , систола ________________________________ .

Задание 3. Подпишите строение сердца

https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/0e17/000453d6-835fc987/hello_html_23beef27.png

Задание 4. Заполните недостающими словами таблицу.

Большой круг кровообращения (БКК)

Малый круг кровообращения (МКК)

БКК начинается в __________________________

Кровь выбрасывается в самую крупную артерию __________ . По артерии течет _______________

кровь. В _____________ происходит газообмен. ___________________ кровь становится _______

_______ и по _______________ возвращается к сердцу и попадает в  ________________________

Так заканчивается ___________________ круг кровообращения.

МКК начинается в __________________________

По легочным ___________________ кровь движется к легким. В легких происходит ______

_______________ . Венозная кровь становится

__________________ . По легочным ___________

Она движется к сердцу и поступает в __________

______________________ . Так заканчивается

______________________ круг кровообращения.

Задание 4. Подпишите рисунок и заполните таблицу по характеристикам кровеносных сосудов.

http://images.myshared.ru/6/571455/slide_15.jpg

___________________________   ___________________________   ___________________________

Задание 5.

Решите задачу: сколько куб.метров крови перекачивает сердце человека за 1 час и за 1 сутки, если оно сокращается в среднем 70 раз в минуту, выбрасывая при каждом сокращении из двух желудочков 150 куб.см крови?

________________________________

________________________________



Предварительный просмотр:

Карточка индивидуальной работы

Учени____ 8а класса ___________________________________

Урок исследование «Регуляция работы сердца и кровеносных сосудов»

Работа выполняется самостоятельно, используя параграф 20 в учебнике.

Задание 1. Вспомните тему прошлого урока и ответьте на вопросы (максимально – 6 баллов)

Выберите один верный ответ.

1 У здорового человека частота пульса составляет около

1) 50 ударов в минуту, 2) 70 ударов в минуту, 3) 100 ударов в минуту, 4) 120 ударов в минуту

2 Наибольшая скорость течения крови отмечается в

1) аорте, 2) венах, 3) артериях, 4) капиллярах

3 Гипотония – это заболевание, при котором

1) понижено артериальное давление, 2) повышено артериальное давление, 3) повышена частота сердечных сокращений, 4) понижена частота сердечных сокращений

Выберите все верные ответы.

4 Верными являются следующие утверждения

1) при движении по сосудам давление крови увеличивается, 2) во сне артериальное давление значительно повышается, 3) пульс возникает в результате ритмических колебаний стенок артерий, 4) диастолическое давление отмечается при сокращении желудочков сердца, 5) систолическое давление отмечается при сокращении желудочков сердца, 6) систолическое давление подвержено большим колебаниям, чем диастолическое ___________________________________

Задание 2. Посмотрите видеофрагмент и заполните схему:

                                                                                                         Кровь

                              Импульсы

         https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/04e7/000dd40e-20b1a270/img15.jpg

Задание 3. Заполните пропуски в тексте:

Автоматия – это ________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

Стабильное артериальное давление поддерживается благодаря _________________________________

___________________________ . Последовательность сокращений предсердий и желудочков и паузы определяется __________________________________________________________________________ .

Задание 4. Закрепление пройденной темы. Выберите один правильный ответ:

1.Что происходит с просветом большинства кровеносных сосудов при повышении в крови концентрации гормона адреналина? а) не изменяется, б) уменьшается, в) увеличивается.

2.Какая из жидкостей непосредственно взаимодействует с клетками разных органов? а) плазма, б) лимфа, в) тканевая.

3.Как возбуждение нервного центра симпатического нерва влияет на частоту и силу сокращения сердца? а) не изменяет, б) уменьшает, в) увеличивает.

4.Одинаковое или разное количество крови протекает в единицу времени по обеим полым венам и по аорте? а) одинаковое, б) разное.

5.Как выкуривание сигареты влияет на диаметр кровеносных сосудов? А)  не изменяет, б) уменьшает, в) увеличивает.

6.Как повышение концентрации ионов кальция в крови влияет на силу сокращения сердца? А) не изменяет, б) уменьшает, в) увеличивает.

7.Возбуждение, приходящее к сердцу по одному из нервов, ведет к уменьшению частоты и силы сокращений сердца. Назовите этот нерв. А) симпатический, б) блуждающий.

8.Отдел сердца, в особых мышечных клетках которого периодически и самопроизвольно возникает возбуждение, распространяющееся затем по всей сердечной мышце. А) правое предсердие, б) левое предсердие, в) правый желудочек.

9.Какая по насыщенности кислородом кровь течет по легочным венам? А) артериальная, б) венозная.