Методические материалы
Зачастую в последнее время много говорится о дистанционном обучении. Для этого разработаны индивидуальные рабочие листы учащихся по биологии и географии.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Побег, его строение и значение
учени_____ 6___ класса __________________________________________
Допишите схему:
Побег
Стебель Почки, листья
(_________________часть) (____________часть)
Найдите в учебнике определения:
Пазуха листа – это __________________________________________________
__________________________________________________________________
Узел – это _________________________________________________________
Междоузлие – это __________________________________________________
На верхушке побега располагается ________________________ почка, а в пазухах листьев __________________ почки.
Подпишите на рисунке части побега
Строение побега
1 – 4 –
2 – 5 –
3 – 6 –
Почка – это _________________________________________________________________________
Подпишите рисунок строение почек
При помощи какой части растет зачаточный побег? ________________________________
Дайте определение: вегетативная почка – это______________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Генеративная почка ___________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
КЕЙС:
Шестиклассники братья близнецы Саша и Паша решили сделать подарок маме ко Дню учителя. Мама ребят преподаёт математику, увлекается цветоводством и имеет разряд по шахматам. Под окнами квартиры буйно разрослась сирень, посаженая в год рождения мальчиков. Паша предложил поупражняться в топиарном искусстве и превратить кусты сирени в шахматные фигуры. Саша просмотрел информацию по данной теме в Интернете, прочитал учебник биологии и сказал брату, что ко Дню учителя в этом году кусты сирени превратить в шахматные фигуры не получится. Однако, Паша настаивал на своём.
Кто из ребят прав: Саша или Паша? Смогут ли ребята подготовить маме сюрприз ко Дню учителя?
Задания (с. 45-46 учебника):
- Какой побег называется годичным?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Благодаря чему осуществляется ветвление растения?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Что такое прищипка и пасынкование растений, для чего применяются?
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Какие почки называют спящими и каково их значение в жизни растений?
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Вывод по вопросу кейса:
Саша и Паша ________________ подготовить маме сюрприз ко Дню учителя, т.к. ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Как называется изображенные на рисунке листорасположения, указанные под буквами, а, б, в? Приведите примеры растений с данными листорасположениями.
Предварительный просмотр:
инструктивная карточка по биологии учени___ 7____ класса
_________________________________________________________________
Тема: Подцарство Простейшие (Одноклеточные), (Протисты)
Тип Саркодовые.
Амеба протей (обыкновенная)
1. Место обитания Амебы: ______________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Форма тела: _________________________________________________________________________
3. Почему Амеба названа Протеем? _______________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. На рисунке подпишите строение амебы
5. Составьте по рисунку рассказ, как происходит питание Амебы
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Такой процесс питания называется фагоцитозом. Что значит “фагео”- пожирать, происходит захват и поглощение пищи простейшими. В пища оказывается внутри тела амебы - в цитоплазме. Как только пища “утонет”, сейчас же цитоплазма как бы немного отступает и внутри амебы образуется вокруг пищи пищеварительная вакуоль - своеобразный желудок. Все, что осталось в ней - непереваренные остатки пищи, амеба в себе не бережет, выбрасывает наружу. Пищеварительная вакуоль вместе с ненужными веществами подходит к краю амебы и выливается через поверхность тела.
6. А для чего нужна сократительная вакуоль? ______________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Как называется процесс удаления ненужных растворимых веществиз тела амебы? _______________
7. Подумайте, каким образом может передвигаться амеба?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8. Амёба - живой организм, значит, она должна дышать. Что поглощают организмы в процессе дыхания? Где амеба берет кислород? А как газ удаляется в процессе дыхания?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
9. По рисунку объясните какой тип размножения показан у амебы и опишите его
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
10. На этом рисунке показана циста. Для чего она образуется и когда?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
11. Каким свойством обладает Амеба, как и любой живой организм, когда реагирует на сигналы, поступающие в ее организм и отвечает на воздействия окружающей среды? ____________________
12. Разнообразие саркодовых
Сколько видов известно в настоящее время? ________________________________ . Кто такие раковинные амебы, назовите их основные особенности __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
13. Напишите особенности фораминифер ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Какую осадочную породу образуют пустые раковинки фораминифер? _________________________
Домашнее задание читать параграф 8, подготовиться к биологическому диктанту по Амебе.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Рабочий лист учени_____ 7_____ класса _____________________________________________
по теме: "Тип Кишечнополостные"
Задание № 1. Вставьте пропуски "Общая характеристика кишечнополостных"
1) имеют лучевую симметрию.
2) тело _______________________ форму, внутри ____________________ полость, состоят из ____слоёв клеток.
3) наружный __________________ , внутренний ___________________________
4) между этими слоями лежит тонкая студенистая неклеточная прослойка ____________________ .
Задание № 2.
1) К наружному слою клеток (эктодермы ) относятся: нервные, стрекательные и ___________________________________ клетки.
2) Заполните таблицу в рабочей тетради
Клетки Эктодермы | Функция |
1) нервные | |
2) Эпителиально - мускульные | |
3) стрекательные подпишите их строение |
Клетки Энтодермы | Функция |
1) железистые | |
2) пищеварительно - мускульные |
Подпишите строение гидры
Задание 3. Жизнедеятельность гидры. Заполните таблицу
жизненный процесс | характеристика |
питание | |
дыхание и выделение | |
регенерация | |
размножение бесполое (почкование) | |
половое | |
раздражимость (рефлекс) |
Задание № 4. "Значение кишечнополостных" заполните пробелы.
Значение кишечнополостных для человека |
1) служат…………………………………….. |
2) служат строительным ................... |
3) являются для некоторых животных ……………………………………….. |
4) применяется в изготовлении ...................... украшений |
Предварительный просмотр:
Карточка индивидуальной работы учени__ 6___ класса по теме «Плод. Разнообразие и значение плодов» (работа выполняется используя &12)
___________________________________________________
- Задание 1. Термины. Определения. Напишите точное определение или объясните значение слова
Плод – это _____________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Покрытосеменные – это __________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
Сочные плоды - ________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
Сухие плоды - _________________________________________________________________________
Многосемянные - _______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
Односемянные - ________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
- Задание 2. Виды плодов
Заполните схему
- Работа по параграфу
Из чего состоит плод? ____________________________________ . Из чего образуется околоплодник? ______________________________________________________________________________________ . Что происходит в околоплоднике? _________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
Что определяет разнообразие плодов? ______________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
- Распространение плодов
- Перечислите 7 разных способов распространения плодов в природе и приведите примеры растений, которые распространяются таким способом
- ________________________________________________________________________________
- _________________________________________________________________________________
- _________________________________________________________________________________
- _________________________________________________________________________________
- _________________________________________________________________________________
- _________________________________________________________________________________
- _________________________________________________________________________________
- Значение плодов
Перечислите 3 основные функции плодов
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Рассмотрите изображенные на рисунке плоды растений. Назовите их. Установите соответствие между названием растения и названием плода
Название плодов: семянка, боб, коробочка, желудь, стручок, двукрылатка, крылатый орех, зерновка.
А) горох _____________________
Б) мак _______________________
В) береза ____________________
Г) капуста ___________________
Д) дуб ______________________
Е) клен _____________________
Ж) кукуруза _________________
З) подсолнечник _____________
И) лещина __________________
7. Подведем итоги
________________________________________
________________________________________
________________________________________
________________________________________
________________________________________
________________________________________
________________________________________
________________________________________
________________________________________
________________________________________
________________________________________
________________________________________
________________________________________
Предварительный просмотр:
Карточка индивидуальной работы ученика 8___ класса по теме «Почвы. Закономерности распространения почв» (работа выполняется используя &17, 18, почвенная карта в атласе)
___________________________________________________
- Задание 1. Термины. Определения.
Почва – это ____________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Перегной – это _________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
В.В.Докучаев - _________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
Материнская порода _____________________________________________________________________
Плодородие почвы – это _________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Почвенный профиль – это________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
- Задание 2. Почвообразование.
Заполните схему, впишите основные факторы почвообразования
- Работа по почвенному профилю
Во время экскурсии учащиеся сделали схематическую зарисовку залегания горных пород на обрыве у берега реки.
Расположите показанные на рисунке слои горных пород в порядке увеличения их возраста (от самого молодого до самого древнего). Запишите получившуюся последовательность цифр.
- белый песок, 2) жёлтый песок, 3) суглинок ____________________________________________
- Типы почв России
- Перечислите все виды почв, если пересечь с севера на юг Западно-Сибирскую низменность (по 100 градусу в.д.), работа по атласу с.18-19
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- С чем связано явление широтной зональности почв на территории Восточно-Европейской равнины?
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Назовите самые плодородные почвы России ______________________ В какой природной зоне формируются эти почвы _____________________________ Почему? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Где можно встретить засоленные почвы на территории России и как они называются? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- При помощи атласа, напишите названия всех почв, которые встречаются на территории нашей республики. Какие преобладают?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Найдите в тексте ошибки. Выпишите номер предложения и исправьте ошибку, как должно быть правильно.
- На почвенной карте России можно увидеть разнообразные виды почв. 2. В европейской части преобладают подзолистые почвы, а в Сибири – таежные и горно-таежные. 3. На севере большие площади заняты черноземами. 4. На юге расположены каштановые и тундрово-глеевые почвы. 5. В восточных районах страны с осветлением почв растет их засоленность. 6. Там распространены солончаки.
№ ___. Ошибка _________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
№____. Ошибка ________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
№____. Ошибка ________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Предварительный просмотр:
Карточка индивидуальной работы учени___ 5___ класса
__________________________________________________
Задание 1.
Дополните схему и приведите примеры:
ПРИРОДА
______________________________ ______________________________
______________________________ ______________________________
______________________________ ______________________________
______________________________ ______________________________
Задание 2.
Что объединяет все живые организмы?
1._____________________________
2._____________________________
3._____________________________
4._____________________________
Задание 3.
Стрелками покажите соответствие.
Живая природа | Грибы | Неживая природа |
Полезные ископаемые | ||
Вода | ||
Почва | ||
Цветы | ||
Человек |
Задание 4.
Приведите примеры, доказывающие, что живая и неживая природа взаимосвязаны.
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 5.
Найдите и напишите определение – Явления природы.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 6.
Рассмотрите явления природы, изображенные на рисунках. Одним цветом отметьте явления, которые относятся к биологическим, другим цветом - к физическим.
Условные обозначения:
______________________
______________________
Задание 7.
Заполните таблицу и приведите примеры положительного и отрицательного влияния человека на природу.
Положительное влияние | Отрицательное влияние |
Предварительный просмотр:
Карточка индивидуальной работы учени___ 6___ класса
__________________________________________________
Задание 1.
Вспомните материал 5 класса и заполните схему по наукам, которые изучают Землю и входят в состав естественных наук. Дайте определение каждой науки.
Задание 2.
Внимательно прочитайте параграф 1 учебника и заполните таблицу.
Ученый, путешественник | Какой вклад внес в изучение Земли |
Аристотель | |
Эратосфен Киренский | |
Геродот | |
Марко Поло | |
Васко да Гама | |
Христофор Колумб | |
Фернан Магеллан | |
Н.М. Пржевальский | |
И.Ф.Крузенштерн Ю.Ф. Лисянский | |
П.П. Семенов-Тян-Шанский |
Задание 3.
Что изображено на рисунке? Кто и когда его создал?
_______________________________
_______________________________
Задание 4.
В каких сферах жизни человека необходимы географические знания?
1._____________________________________________________________________
2._____________________________________________________________________
3._____________________________________________________________________
4._____________________________________________________________________
5._____________________________________________________________________
6.____________________________________________________________________
Задание 5. Домашнее задание
Заполните таблицу по 10 великим путешественникам мира
Путешественник | Годы жизни | Место жизни | Открытие, вклад |
Марко Поло | 1254-1324 | Венеция | 24 года путешествовал и изучал Азию |
Афанасия Никитин | |||
Христофор Колумб | 1451- 1506 | Открыл новую часть света - Америку | |
Васко да Гама | Португалия | ||
Фернан Магеллан | Первое кругосветное путешествие | ||
Витус Беринг | Россия | ||
Джеймс Кук | 1728-1779 | ||
М.П.Лазарев Ф.Ф. Беллинсгаузен | 1788-1851 1788-1852 | ||
Давид Ливингстон | Англия | ||
Роберт Пири | США |
Предварительный просмотр:
Карточка индивидуальной работы
Учени___ 8__ класса ____________________________________
Урок-исследование «Строение сердца. Круги кровообращения»
Вся работа выполняется по учебнику (параграф 17)
Задание 1
Вспомните, кровеносную систему животных. На рисунке подпишите, 1) какому классу животных принадлежит та или иная кровеносная система и строение сердца, 2) сколько камер в сердце, 3) сколько кругов кровообращения? Сделайте вывод, какой класс животных наиболее схож с кровеносной системой человека
Вывод: ________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
Задание 2. Заполните пропуски в тексте:
Сердце состоит из ____ слоев. Расположено в ___________________________, находится в ________
____________________________. Наружный слой сердца – эпикард состоит из___________________
_______ ткани находится на поверхности сердца. Средний слой – миокард состоит из ____________
_______ ткани, обладает сократимостью, возбудимостью и проводимостью. Внутренний слой – эндокард состоит из _________________________ ткани выстилает камеры сердца и покрывает все структуры, выходящие в их просвет. Сердце состоит из ____ камер: ____________________________
____________________________________________ . Правая и левая части разделены _____________
_________________ . Между предсердиями и желудочками имеются ____________________________
_______________ . Кровь может двигаться в одном направлении, т.к. ___________________________
______________________________________________________________________________________ .
Между желудочками и артериями находятся _______________________________________ , они обеспечивают ток крови в направлении ___________________________________________________ .
Различают ____ фазы сердечной деятельности. В покое сердце сокращается __________________ . Диастола – это ________________________________ , систола ________________________________ .
Задание 3. Подпишите строение сердца
Задание 4. Заполните недостающими словами таблицу.
Большой круг кровообращения (БКК) | Малый круг кровообращения (МКК) |
БКК начинается в __________________________ Кровь выбрасывается в самую крупную артерию __________ . По артерии течет _______________ кровь. В _____________ происходит газообмен. ___________________ кровь становится _______ _______ и по _______________ возвращается к сердцу и попадает в ________________________ Так заканчивается ___________________ круг кровообращения. | МКК начинается в __________________________ По легочным ___________________ кровь движется к легким. В легких происходит ______ _______________ . Венозная кровь становится __________________ . По легочным ___________ Она движется к сердцу и поступает в __________ ______________________ . Так заканчивается ______________________ круг кровообращения. |
Задание 4. Подпишите рисунок и заполните таблицу по характеристикам кровеносных сосудов.
___________________________ ___________________________ ___________________________
Задание 5.
Решите задачу: сколько куб.метров крови перекачивает сердце человека за 1 час и за 1 сутки, если оно сокращается в среднем 70 раз в минуту, выбрасывая при каждом сокращении из двух желудочков 150 куб.см крови?
________________________________
________________________________
Предварительный просмотр:
Карточка индивидуальной работы
Учени____ 8а класса ___________________________________
Урок исследование «Регуляция работы сердца и кровеносных сосудов»
Работа выполняется самостоятельно, используя параграф 20 в учебнике.
Задание 1. Вспомните тему прошлого урока и ответьте на вопросы (максимально – 6 баллов)
Выберите один верный ответ.
1 У здорового человека частота пульса составляет около
1) 50 ударов в минуту, 2) 70 ударов в минуту, 3) 100 ударов в минуту, 4) 120 ударов в минуту
2 Наибольшая скорость течения крови отмечается в
1) аорте, 2) венах, 3) артериях, 4) капиллярах
3 Гипотония – это заболевание, при котором
1) понижено артериальное давление, 2) повышено артериальное давление, 3) повышена частота сердечных сокращений, 4) понижена частота сердечных сокращений
Выберите все верные ответы.
4 Верными являются следующие утверждения
1) при движении по сосудам давление крови увеличивается, 2) во сне артериальное давление значительно повышается, 3) пульс возникает в результате ритмических колебаний стенок артерий, 4) диастолическое давление отмечается при сокращении желудочков сердца, 5) систолическое давление отмечается при сокращении желудочков сердца, 6) систолическое давление подвержено большим колебаниям, чем диастолическое ___________________________________
Задание 2. Посмотрите видеофрагмент и заполните схему:
Кровь
Импульсы
Задание 3. Заполните пропуски в тексте:
Автоматия – это ________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
Стабильное артериальное давление поддерживается благодаря _________________________________
___________________________ . Последовательность сокращений предсердий и желудочков и паузы определяется __________________________________________________________________________ .
Задание 4. Закрепление пройденной темы. Выберите один правильный ответ:
1.Что происходит с просветом большинства кровеносных сосудов при повышении в крови концентрации гормона адреналина? а) не изменяется, б) уменьшается, в) увеличивается.
2.Какая из жидкостей непосредственно взаимодействует с клетками разных органов? а) плазма, б) лимфа, в) тканевая.
3.Как возбуждение нервного центра симпатического нерва влияет на частоту и силу сокращения сердца? а) не изменяет, б) уменьшает, в) увеличивает.
4.Одинаковое или разное количество крови протекает в единицу времени по обеим полым венам и по аорте? а) одинаковое, б) разное.
5.Как выкуривание сигареты влияет на диаметр кровеносных сосудов? А) не изменяет, б) уменьшает, в) увеличивает.
6.Как повышение концентрации ионов кальция в крови влияет на силу сокращения сердца? А) не изменяет, б) уменьшает, в) увеличивает.
7.Возбуждение, приходящее к сердцу по одному из нервов, ведет к уменьшению частоты и силы сокращений сердца. Назовите этот нерв. А) симпатический, б) блуждающий.
8.Отдел сердца, в особых мышечных клетках которого периодически и самопроизвольно возникает возбуждение, распространяющееся затем по всей сердечной мышце. А) правое предсердие, б) левое предсердие, в) правый желудочек.
9.Какая по насыщенности кислородом кровь течет по легочным венам? А) артериальная, б) венозная.