Обобщение собственного педагогического опыта
Педагогическая профессия с давних времен считалась одной из самых уважаемых, благородных, нужных и важных. Никто не сомневается, что будущее нашего общества зависит от тех кого мы учим и от наших с Вами усилий.
Главный мой педагогический принцип – педагог должен быть сильной личностью и примером для своих учеников, и обучать он должен не словом, а делом.
Сегодня, когда идет непрерывное реформирование системы образование системы образования, педагог должен постоянно заниматься самообразованием. Он должен знать все инновационные технологии, уметь применять их в своей работе, а также должен владеть компьютерными знаниями и доступом в Интернет.
У педагога должны быть, по крайней мере, как минимум три способности:
- Умение находить выход из любой ситуации.
- Иметь артистические способности.
- Иметь доброе сердце и умение понимать людей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
publichnoe_predstavlenie.docx | 22.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Обобщение опыта
преподавателя теоретических дисциплин
Гертер Оксаны Сергеевны
(стаж работы 20 лет).
«Образование в школе должно быть организовано так, чтобы в нём ясно просвечивала будущая цель образования личности к свободному самоопределению…»
Л.Н.Толстой
Профессию можно выбирать, любить, гордиться или тяготиться ею.
Есть профессии, от которых зависят судьбы других людей. Идти в такую профессию можно только с полным осознанием того, какую ответственность берет на себя человек.
Педагогическая профессия с давних времен считалась одной из самых уважаемых, благородных, нужных и важных. Никто не сомневается, что будущее нашего общества зависит от тех кого мы учим и от наших с Вами усилий.
Дмитрий Лихачев сказал: «Учительство – это искусство, труд не менее творческий, чем труд писателя или композитора, но более тяжелый и ответственный. Учитель обращается к душе человеческой не через музыку, как композитор, не с помощью красок, как художник, а напрямую».
Преподавателю детской музыкальной школы в этом смысле повезло больше. Он может использовать звуковую палитру для воздействия на душу ребенка. У каждого педагога, работающего с детьми, складываются свои принципы. Расскажу о своих.
Главный мой принцип – педагог должен быть сильной личностью и примером для своих учеников, и обучать он должен не словом, а делом. У педагога должно быть, по крайней мере, как минимум три способности:
- Умение находить выход из любой ситуации.
- Иметь артистические способности.
- Иметь доброе сердце и умение понимать людей.
Второй принцип: сегодня, когда идет непрерывное реформирование системы образование системы образования, учитель должен постоянно заниматься самообразованием. Он должен знать все инновационные технологии, уметь применять их в своей работе, а также должен владеть компьютерными знаниями и доступом в Интернет.
Третий принцип – это уважение личности учащегося. Как считает Эмануил Ильенков: «Каждый ребенок есть однажды случающееся чудо!» и я считаю, что каждый ребенок талантлив по-своему. Только нужно разглядеть его, помочь ему проявиться, а для этого необходимо любить каждого ребенка.
Четвертый принцип – обучать ребенка необходимо в сотрудничестве, где роль учителя заключается в помощи добычи знаний учащимися самостоятельно. Ведь учеными доказано, что самостоятельно добытые знания прочнее готовых знаний, и наиболее успешное обучение может проходить именно в процессе взаимодействия. Они считают, что так дети учатся быстрее и запоминают лучше.
«Обучать – значит вдвойне учиться», - сказал Ж.Жубер, потому поиски новых форм работы, апробация различных технологий на уроках сольфеджио и музыкальной литературы привели меня на курсы - АНО Санкт-Петербургский центр дополнительного профессионального образования. Программа: Теория, методика и современные образовательные технологии дополнительного образования детей, в объеме 144 часа, 2015г. Почему меня заинтересовали инновационные образовательные технологии. Во-первых, внедрение новых технологий в процесс обучения – это веление времени; во-вторых, изменение направления образования – это формирование и развитие познавательных способностей личности; в-третьих, позволяет значительно повысить качество знаний учащихся; в-четвертых, развивает способность логического мышления, умение анализировать, делать выводы и принимать правильные решения.
Деятельность современного учителя невозможна без использования современных инновационных технологий в процессе обучения предмету и в воспитательной работе.
Однако, Убеждена: что в музыкальной педагогике, как и в педагогике в целом, нет и не может быть точных рецептов, нет абсолютно одинаковых взглядов и позиций. Не помогут никакие инновации, никакие технологи, если они просто навязаны сверху. Колоссальная ответственность педагога заключается в том, что он сам должен обладать высокими моральными и интеллектуальными качествами соответствовать духу времени, быть мыслителем и активным деятелем, а не покорным исполнителем. Должен уметь отбирать и грамотно комбинировать инновации с традиционными проверенными временем методами обучения.
Радует то что педагог свободен в выборе форм и методов обучения. И эта свобода закреплена за ним на законодательном уровне.
Обращаясь к Закону об образовании в РФ, а именно к пункту 3 ст. 47 где говорится о том, что педагогические работники пользуются следующими академическими правами и свободами:
1) Свобода преподавания, свободное выражение своего мнения, свобода от вмешательства в профессиональную деятельность.
2) Свобода выбора и использования педагогически обоснованных форм, средств, методов обучения и воспитания и еще 11 подпунктов, обозначающих права и свободы.
С 2018 года работаю над темой самообразования: «Педагогические инновации в системе дополнительного образования в сфере искусства».
Цель работы над темой самообразования:
- повышение личного уровня педагогической культуры;
- повышение у учащихся мотивации к обучению в детской музыкальной школе, формирование у них устойчивого интереса к музыкальной культуре прошлого и настоящего;
- повышение качества знаний, за счет развития логического мышления, воображения, умения оценивать свою работу.
Задачи работы над темой самообразования:
- совершенствование педагогического мастерства в области начального музыкального обучения через изучение специализированной методической литературы, использование интернет-ресурсов, прохождение курсов повышения квалификации,
- изучение и внедрение в учебный процесс современных образовательных методов и технологий (технология личностно-ориентированного обучения, развивающего обучения, системно-деятельностный подход в учебном процессе, интерактивные методы)
Основные вопросы, намечаемые для изучения:
- реализация современных образовательных методов и технологий в музыкальной педагогической практике, их совмещение с традиционными методами работы;
- зависимость результативности обучения от уровня интереса к занятиям в детской музыкальной школе;
Этапы проработки материала:
2018г. - 1 этап - организационный (определение темы самообразования, планирование работы по теме, подбор методической литературы, источников интернет-ресурсов),
2019г. - 2 этап - теоретический (изучение материала в различных доступных источниках, прохождение курсов повышения квалификации);
2020 г. - 3 этап - практический ( внедрение в учебный процесс современных методов обучения, разработка и проведение открытых уроков, подготовка методических сообщений);
2021г - 4 этап – обобщающий (определение результата самообразования по выбранной теме).
Предполагаемый результат:
- улучшение качества преподавания предметов теоретического цикла;
- освоение и активное применение современных методов обучения;
- повышение у учащихся мотивации к обучению в детской музыкальной школе;
- достижение положительного результата в творческом развитии учащихся, независимо от уровня способностей.
Форма представления результата: участие в методической работе школы и отдела.
В отличие от традиционных методов обучения, направленных на передачу учителем готовых сведений о музыке и музыкантах и запоминании их учащимися, личностно-ориентированное обучение, предполагающее активное использование инновационных методов работы, основывается на самостоятельности музыкального мышления учащихся, которые включаются в процесс активного познания музыкального искусства. Активность учащихся в этом случае направлена на поиски ключевых знаний о музыке.
Но, к сожалению, идеи личностно-ориентированного обучения в детской музыкальной школе еще не заняли должного места. Одной из причин этого является отсутствие методической литературы. Поэтому педагогам музыкантам приходится методом собственных поисков и проб находить пути решения данной проблемы.
Между тем, внесение и реализация новых прогрессивных идей, принципов и приемов в процессе обучения и воспитания, является первостепенной необходимостью. Овладение теми или иными технологиями, рационализация методов и приемов обучения и воспитания без ломки педагогического процесса, приобретает актуальное значение сегодня для ДМШ. Дети с удовольствием будут ходить на уроки, повысится результативность и, главное, интерес детей к урокам.
Работая над методической темой пришла к выводу, что наиболее приемлемыми для использования в ДМШ являются интерактивные методы обучения. Обучение интерактивной модели требует отношений, основанных на умении принять чужую точку зрения и поддержке; атмосфере, способствующей честности и открытости; на поощрении и руководстве; на полном согласии и доверии школьников. Учитель и ученик – часть одной команды, работающей для достижения общей цели. Учитель только обеспечивает контекст, в котором ученики сами могут найти решение. Если традиционная модель обучения основана на простой передаче знаний, то интерактивная модель обучения основана на совместном «добывании» знаний, и построена на участии и взаимодействии всех членов обучающего процесса. Взаимодействие между учителем и учениками нацелено не столько на овладение предметом обучения, сколько на овладение собой, точнее на формирование его поведения для достижения успеха. При интерактивной модели обучения ведущая роль в процессе обучения на всех этапах принадлежит самому обучающемуся. Основным отличием интерактивного метода обучения является его направленность на увеличение активности и взаимообмена информацией среди учеников. Основная особенность этого метода – проведение на одном уроке сразу нескольких видов работ. Этим интерактивный метод напоминает комбинированный урок. При применении интерактивного метода в обучении, каким бы ни был вид работы, он не оставляет ученика равнодушным, заставляет его думать, активно участвовать в процессе обучения. Этот метод помогает активно развивать творческие способности, мыслить системно.
Виды работ многообразны. Работа может проводится с классом, в группах, в парах или индивидуально. Особенно большое внимание уделяется работе в малых группах. Здесь ученики всей группой активно занимаются решением проблем без учителя. При этом повышается активность учащихся, они выполняют задание учителя совместно. Например, работа с текстом, составление рассказа по картине, эссе и т.д.
Каждый ученик, как член группы, участвует в обсуждении высказанной мысли или идеи. Они задают друг другу вопросы, учатся оказывать поддержку и помощь. Групповая работа учит детей самостоятельно отбирать и фиксировать необходимую информацию, помогает раскрывать способности. Иногда дети, стесняясь, бояться показать свои умения и знания, не проявляют активности. При работе в группах эта проблема очень хорошо решается. Здесь знания и способности ученика оцениваются его же товарищами, дети многому учатся друг у друга. В группе они чувствуют себя более свободно. Работа в группе способствует осознанию учеником своей причастности к коллективу. Учащиеся переходят от мышления типа «Я» к типу «Мы»,
- учатся с пониманием относится друг к другу,
- быть терпимее к чужому мнению,
- уважать права и свободу других людей, то есть постигают ценности демократического общества.
На своих уроках я обычно использую такие виды обучающих игр по интерактивному методу обучения, как
- «Каждый учит каждого»,
- «Ролевая игра»,
- «Ажурная пила»,
- «Карусель»,
- «Открытые вопросы»,
- «Деловая игра»,
- «Аквариум»,
- «Выучи правило»,
- «Кто больше?»,
- «Гонка за лидером»,
- «Информационный банк»,
- «Вспомни строчку»,
- «У кого интереснее?».
Результаты работы над темой были представлены на открытых уроках. Где были продемонстрированы применяемые мною инновации.
Результатами своей педагогической деятельности считаю достижения обучающихся в конкурсах различного уровня, а также результативное участие в конкурсах педагогического мастерства.
Гран-при Международного конкурса вокального искусства «Звонкие голоса Байконура», Дмитрий Буйневич и вокальный ансамбль «Элегия», 2019 г.
I место в городском конкурсе юных исполнителей «Камертон», Дмитрий Буйневич 2020 г.
III место в Московском открытом конкурсе проектов, исследований и технологий «Инновации в развитии художественного образования», номинация программно-методический проект «Современная популярная музыка», 2012г.
III место во Всероссийском конкурсе педагогического мастерства «Профи – 2015». Разработка урока по музыкальной литературе «Сонатная форма», г. Санкт-Петербург.
Большое значение уделяю созданию программно-методического обеспечения занятий.
Являюсь автором двух авторских программ:
«Современная популярная музыка», для детей среднего и старшего школьного возраста, 2012г.
«Раннее музыкально-творческое развитие» для детей дошкольного возраста, 2017г.
Автором сборника дидактических заданий на уроках музыкальной литературы, 2018г.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Какой бы урок мы не проводили, каких бы детей мы не учили, сильных или слабых, основной задачей учителя остается нравственное воспитание ребенка, расширение его кругозора, развитие эстетических, творческих, этических сторон его характера, то есть формирование личности, способной адаптироваться в современной жизни.