дистанционное обучение

Карасева Ирина Викторовна

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Элементарные частицы

Слайд 2

1897г. – Дж.Томсон открыл электрон 1919 г.– Э.Резерфорд открыл протон 1932 – Дж. Чэдвик открывает нейтрон

Слайд 3

Начиная с 1932г. Было открыто более 400 элементарных частиц Элементарная частица – это микрообъект, который невозможно расщепить на составные части, и который взаимодействует с другими микрообъектами как единое целое.

Слайд 4

Год Исторические факты 1897 Дж. Дж. Томсон открыл первую элементарную частицу - электрон 1905 А.Эйнштейн выдвинул гипотезу о существовании квантов света - фотонов 1913 Э.Резерфорд предсказал существование протона 1919 Э.Резерфорд открыл протон 1928 П.Дирак выдвинул гипотезу о существовании античастиц 1930 В Паули выдвинул гипотезу о существовании нейтрино 1932 Дж.Чедвик открыл нейтрон 1932 К. Андерсон открыл позитрон, античастицу электрона 1935 Х. Юкава предсказал существование пионов 1938 К Андерсон и С. Неддермайер открыл мюон 1947 С. Пауэл и др. открыли пионы 1949 С. Пауэл и др. открыли каоны 1951 Открыт первый лямбда-ноль-гиперон 1955 О. Чемберлен, Э.Сегре открыли антипротон 1960 В объединенном институте ядерных исследований в Дубне (СССР) открыты антигипероны 1964 М.Гелл-Манн и Дж.Цвейг независимо друг от друга предложили кварковую модель адронов 1995 Открыт шестой t- кварк

Слайд 5

Элементарные частицы Фермионы – частицы с полуцелым спином (1/2 h , 3/2 h ….) Например: электрон, протон, нейтрон Бозоны – частицы с целым спином (0, h , 2 h ….) Например: фотон, П- мезон

Слайд 6

Фермионы подчиняются принципу Паули В одном и том же энергетическом состоянии может находится не более двух фермионов с противоположными спинами. Вольфганг Паули австрийский физик-теоретик

Слайд 7

Элементарные частицы адроны лептоны Адроны – элементарные частицы, участвующие в сильном взаимодействии. Лептоны – фундаментальная частица, не участвующая в сильном взаимодействии (12 частиц – 6 частиц и 6 античастиц). Все лептоны – фермионы – полуцелый спин. Для выделения класса лептонов вводят квантовое число – лептонный заряд L . L = 1 – для лептонов L = _ 1 – для антилептонов L = 0 – для адронов

Слайд 9

Лептоны и их характеристики Дублет Название Символ Масса L Время жизни(с) частица античастица в m e МэВ 1 Электрон е - е + 1 0,511 ±1 стабильно Электронное нейтрино v е v е 0 0(1,4*10 -5 ) ±1 стабильно 2 Мюон μ - μ + 207 105,66 ±1 2,2*10 -6 Мюонное нейтрино V μ V μ 0 0( < 0,25) ±1 стабильно 3 Таон τ - τ + 3492 1784 ±1 <4*10 -13 Таонное нейтрино V τ V τ 0 0( < 0,35) ±1 стабильно ~ ~ ~

Слайд 10

К классу адронов относится около 300 элементарных частиц, участвующих в сильном взаимодействии. Адроны Мезоны – бозоны со спином 0, ħ участвующие в сильном взаимодействии. Барионы – фермионы со спином ħ/ 2, 3 / 2 ħ , участвующие в сильном взаимодействии. Мезоны ( meso - средний) Барионы ( barys - тяжелый )

Слайд 11

Классификация адронов Адроны Мезоны Барионы S = 0, 1 нуклоны гипероны π + π - π 0 S = ½ λ 0 λ 0 Σ + Σ - Σ 0 Σ 0 К + К - К 0 К 0 µ 0 p, р , n, n Ξ 0 Ξ 0 Ξ + Ω - Ω + ~ ~ ~ ~ ~ ~

Слайд 12

В 1963 г. американские физики-теоретики Дж. Цвейг и М.Гелл-Манн выдвинули гипотезу о том, что адроны состоят из кварков. В 1969 г. экспериментальное подтверждение кварковой структуры адронов пришло из Стэнфорда.

Слайд 13

U ( up ) – верхний кварк d ( down ) – нижний кварк S ( strange ) – странный кварк t ( truth ) – истинный кварк В ( beauty ) – прелестный кварк С ( charmed ) – очарованный кварк

Слайд 14

Характеристики кварков и антикварков Кварк (аромат) S=1/2 q B Антикварк S=1/2 q B U, C, t +2/3e 1/3 U, C, t -2/3e -1/3 d, S, b -1/3e 1/3 d, S, b +1/3e -1/3 ~ ~ ~ ~ ~ ~

Слайд 15

Кварки отличаются цветом, ( каждый тип кварков может быть синим , зеленым или красным ) . Цветовой заряд является характеристикой взаимодействия кварков. Адроны – цветонейтральны . Мезоны – цветонейтральны . Так как существует 6 кварков и 6 антикварков , каждый из которых может иметь 3 цвета, то полное число кварков равно 36 .

Слайд 16

С помощью разноцветных кварков можно построить любой адрон : 6 кварков, 6 антикварков (каждый 3 цвета, полное число кварков - 36)

Слайд 17

Античастицы

Слайд 18

В 1931 г. английский физик П.Дирак теоретически предсказал существование позитрона – античастицы электрона.

Слайд 19

Элементарные частицы существуют в 2 х разновидностях частицы(а ) античастицы( ā ) Античастицы( ā ) – элементарная частица, имеющая (по отношению к а) равную массу покоя, одинаковый спин, время жизни и противоположный заряд .

Слайд 20

Первая античастица обнаружена в 1932г. американским физиком К. Андерсоном в космическом излучении. В 1947г. был обнаружен антипион . В 1955 г. – антипротон, а в 1956 г. антинейтрон.

Слайд 21

Аннигиляция – процесс взаимодействия элементарной частицы с ее античастицей, в результате которого они превращаются в фотоны или другие частицы. Процесс, обратный аннигиляции:

Слайд 22

Антивещество – вещество состоящее из антинуклонов и позитронов В 1969 г. В нашей стране был получен антигелий. Затем были получены антидейтерий , антитритий. Антивещество – самый совершенный источник энергии, самое калорийное «горючее» .

Слайд 23

Фундаментальные частицы – кварки и лептоны . Они образуют начальный уровень материи. Вселенная состоит из 48 фундаментальных частиц.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Как работают наши помощники «Построение изображений в тонких линзах»

Слайд 2

Во многих оптических приборах одной из основных частей являются собирающие и рассеивающие линзы   

Слайд 3

Линза- это прозрачное тело, ограниченное сферическими поверхностями. Если толщина линзы много меньше радиусов кривизны сферических поверхностей, то она называется тонкой. На рисунке обозначается так: - собирающая - рассеивающая

Слайд 4

Для построения изображений в тонких линзах используются следующие лучи: «Три замечательных луча» 1) Луч, падающий на линзу параллельно главной оптической оси, после преломления идет через фокус. 2) Луч, идущий через фокус, после преломления идёт параллельно главной оптической оси. 3) Луч, идущий через оптический центр линзы, не меняет своего направления. F F 1 2 3

Слайд 5

Построение изображения точки, лежащей на главной оптической оси F F A A’

Слайд 6

Линза, у которой середина толще, чем края, называется собирающей Собирающие линзы - Двояковыпуклая - Плосковыпуклая - Вогнуто-выпуклая

Слайд 7

Рассеивающие линзы - Двояковогнутая - Плосковогнутая - Выпукло-вогнутая Линза, у которой середина тоньше, чем края, называется рассеивающей

Слайд 8

Ограничимся рассмотрением построения изображений только в тонких собирающих линзах. Для рассеивающих линз применяются аналогичные приёмы построения изображений.

Слайд 9

Предмет находится между линзой и главным фокусом Изображение мнимое, увеличенное, прямое. F F

Слайд 10

Предмет находится на главном фокусном расстоянии Изображение находится в бесконечности F F

Слайд 11

Предмет находится между главным фокусом и двойным фокусом Изображение действительное, перевёрнутое, увеличенное. F F 2F 2F

Слайд 12

Предмет находится на двойном фокусном расстоянии Изображение действительное, перевёрнутое, в натуральную величину. F F 2F 2F

Слайд 13

Предмет находится за двойным фокусным расстоянием Изображение действительное, перевёрнутое, уменьшенное. F F 2F 2F

Слайд 14

Пример построения изображения произвольного предмета F F 2F 2F

Слайд 15

Пример построения изображения произвольного предмета F F 2F 2F

Слайд 16

Самостоятельная работа Построить изображение прямоугольного треугольника в собирающей линзе. 2. Построить изображение звезды в собирающей линзе.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Строение глаза Сетчатка Желтое пятно Стекловидное тело Радужная оболочка Хрусталик Роговица Зрачок

Слайд 2

ход лучей

Слайд 3

ДАВАЙТЕ СРАВНИМ ГЛАЗ ФОТОАППАРАТ

Слайд 4

Близорукость – недостаток зрения, при котором хорошо видны близкие предметы и плохо – отдаленные. Результат повышенной преломляющей силы оптических сред глаза (роговицы, хрусталика) или слишком большой длины оси глазного яблока. При близорукости входящие в глаза параллельные лучи, идущие от отдаленного предмета, собираются не на сетчатке, а перед ней . Б лизорукость

Слайд 5

Причиной близорукости в большинстве случаев является, по-видимому, то, что в детстве глаз легко деформируется. При работе с близкими предметами глазное яблоко “привыкает” удлиняться на столько, что хрусталик уже теряет способность сплющиваться для фокусирования изображения удалённого предмета на сетчатой оболочке без избыточного напряжения. Для исправления близорукости, глаза должны быть снабжены очками с рассеивающими линзами.

Слайд 6

В дальнозорком глазе фокус при спокойном состоянии глаза находится за сетчаткой . Дальнозоркий глаз преломляет слабее нормального. Для того чтобы видеть даже весьма удаленные предметы, дальнозоркий глаз должен делать усилие; для видения близко лежащих предметов аккомодационная способность глаза уже недостаточна. Следовательно, близкие предметы не могут быть видимы без напряжения глаза. Поэтому для исправления дальнозоркости употребляются очки с собирающими линзами, приводящие фокус глаза в спокойном состоянии на сетчатку.

Слайд 7

Астигматизм Обычно поверхность роговой оболочки – несколько выступающей передней части глазного яблока – и поверхность хрусталика являются частями почти идеальной сфер. Однако нередко кривизна одной или обоих этих поверхностей оказывается большей в одной плоскости, чем в какой – либо другой. Этот дефект, в результате которого получается нечёткое зрение, называется астигматизмом. Астигматизм исправляется цилиндрической линзой.

Слайд 8

Общие правила, которые помогают сохранить длительное время зрение в норме. Не держите книги и тетради на расстоянии 30 см от глаз. Помните расстояние наилучшего зрения 25 – 30 см. Для нормальной работы глаза необходимо хорошее освещение. Стол для занятий нужно ставить ближе к окну и так, чтобы свет падал слева. Вредно читать в движущемся транспорте. Привычка читать лежа наносит вред зрению. Беречь глаза от травм. Причиной глазных травм у детей являются чаще всего шалости и драки. Соблюдать гигиену глаз. Инфекция может попасть с грязных рук, нечистого полотенца, носового платка. Вредное воздействие на зрение оказывает курение, употребление алкогольных напитков, наркотиков, особенно в детском и подростковом возрасте.

Слайд 9

Витамины и глаза Длительное употребление витаминов группы B , в частности тиамина, улучшает зрение у людей с ранними стадиями глаукомы, а прием витамина C также способствует нормализации внутриглазного давления. А всем известный витамин A участвует в образовании светочувствительного пигмента клеток глаза.



Предварительный просмотр:

Гимнастика для глаз.

Вариант 1 (продолжительность 3-5 минут).

1. Исходное положение - сидя в удобной позе: позвоночник прямой, глаза открыты, взгляд устремлён прямо. Выполнять совсем легко, без напряжения.

Взгляд направить влево - прямо, вправо - прямо, вверх - прямо, вниз - прямо, без задержки в отведенном положении. Повторить 1-10 раз.

2. Взгляд смещать по диагонали: влево - вниз - прямо, вправо - вверх - прямо, вправо - вниз - прямо, влево - вверх - прямо. И постепенно увеличивать задержки в отведенном положении, дыхание произвольное, но следить, чтобы не было его задержки. Повторить 1-10 раз.

3. Круговые движения глаз: от 1 до 10 кругов влево и вправо. Вначале быстрее, потом постепенно снижать темп.

4. Смотреть на кончик пальца или карандаша, удерживаемого на расстоянии 30 см от глаз, а затем вдаль. Повторить несколько раз.

5. Смотреть прямо перед собой пристально и неподвижно, стараясь видеть более ясно, затем моргнуть несколько раз. Сжать веки, затем моргнуть несколько раз.

6. Изменение фокусного расстояния: смотреть на кончик носа, затем вдаль. Повторить несколько раз.

7. Массировать веки глаз, мягко поглаживая их указательным и средним пальцем в направлении от носа к вискам. Или: глаза закрыть и подушечками ладони, очень нежно касаясь, проводить по верхним векам от висков к переносице и обратно, всего 10 раз в среднем темпе.

8. Потереть ладони друг о друга и легко, без усилий прикрыть ими предварительно закрытые глаза, чтобы полностью загородить их от света на 1 мин. Представить погружение в полную темноту. Открыть глаза.

Вариант 2 (продолжительность 1-2 мин).

1. При счете 1-2 фиксация глаз на близком (расстояние 15-20 см) объекте, при счёте 3-7 взгляд переводится на дальний объект. При счёте 8 взгляд снова переводится на ближний объект.

2. При неподвижной голове на счёт 1 поворот глаз по вертикали вверх, при счёте 2-вниз, затем снова вверх. Повторить 10-15 раз.

3. Закрыть глаза на 10-15 секунд, открыть и проделать движения глазами вправо и влево, затем вверх и вниз (5 раз). Свободно, без напряжения направить взгляд вдаль.

Вариант 3 (продолжительность 2-3 минуты).

Упражнения выполняются в положении "сидя" откинувшись на спинку стула.

1. Смотреть прямо перед собой в течение 2-3 секунд, затем на 3-4 секунды опустить глаза вниз. Повторить упражнение в течение 30 секунд.

2. Поднять глаза вверх, опустить их вниз, отвести глаза вправо, потом влево. Повторить 3-4 раза. Продолжительность 6 секунд.

3. Поднять глаза вверх, сделать ими круговые движения против часовой стрелки, потом по часовой стрелке. Повторить 3-4 раза.

4. Крепко зажмурить глаза на 3-5 секунд, открыть на 3-5 секунд. Повторить 4-5 раз. Продолжительность 30-50 секунд.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Единая картина мира

Слайд 5

Физическая картина мира – это обобщенная модель природы, включающая в себя представления физической науки о материи, движении, взаимодействии, пространстве и времени, причинности и закономерности.

Слайд 6

« С давних времён, с тех пор, как существует изучение природы, оно имело перед собой в качестве идеала конечную, высшую задачу: объединить пёстрое многообразие физических явлений в единую систему, а если возможно, то в одну-единственную формулу». Макс Планк

Слайд 7

«Многое, о чём думает физика, предвидела философия. Мы, физики, благодарны ей за это, ибо то, к чему мы стремимся, - это картина мира, которая не только соответствует опыту, но и удовлетворяет требованиям философской картины». М.Борн

Слайд 8

материя движение пространство и время взаимодействие Классическая механика Электродинамика Статистическая физика Квантовая физика Принцип относительности Принцип соответствия Принцип дополнительности Принцип причинности И другие материя движение

Слайд 9

Принципы познания Название принципа Содержание Принцип причинности Упорядоченность явлений накладывает ограничения на всё, что происходит в мире Принцип наблюдаемости В науку должны вводиться не умозрительные, е наблюдаемые (измеряемые) величины Принцип соответствия Каждая физическая теория – относительная истина, содержащая элемент абсолютной истины Принцип симметрии Симметрия выражает сохранение чего-то при каких-то изменениях Принципы (правила) отбора Ограничивают наше вмешательство в процесс преобразования природы Принципы оптимальности Утверждение о минимуме или максимуме некоторой физической величины Принципы – правила в естествознании, осуществляющие связи между изучаемыми явлениями и теориями

Слайд 10

Движение – форма существования материи

Слайд 11

Механическая картина мира формируется на основе: механики Леонардо да Винчи (1452 - 1519), гелиоцентрической системы Н.Коперника (1473 - 1543), экспериментального естествознания Г. Галилея (1564 - 1642), законов небесной механики И.Кеплера (1571 - 1630), механики И.Ньютона (1643 - 1727) Электромагнитная картина мира Квантово – статистическая картина мира формируется на основе: квантовой гипотезы М.Планка (1858 - 1947), волновой механики Э.Шрёдингера (1887 - 1961), квантовой механики В.Гейзенберга (1901 - 1976), квантовой теории атома Н.Бора (1885 - 1962) формируется на основе: начал электромагнетизма М. Фарадея (1791 – 1867), теории электромагнитного поля Д Максвелла (1831 – 1879), электронной теории Г. Лоренца (1853 – 1928), постулатов теории относительности А. Эйнштейна (1879 – 1955)

Слайд 12

Физическая картина мира (ФКМ) Примерное время существования Ученые, внесшие наибольший вклад в развитие ФКМ Основные законы , теории, принципы Механическая Электродинамическая Квантово-полевая Обзор картин мира XVI - XVIII вв. XIX – начало XX в. Начало XX – середина XX в. Кеплер, Галилей, Декарт, Ньютон Фарадей, Максвелл, Лоренц, Эйнштейн Планк, Эйнштейн, Бор, Резерфорд, де Бройль, Гейзенберг, Шредингер Принцип относительности; законы динамики; закон всемирного тяготения; законы сохранения Закон Кулона; закон электромагнитной индукции; уравнения Максвелла; специальная теория относительности Гипотеза Планка; идеи Эйнштейна; постулаты Бора; корпускулярно-волновой дуализм

Слайд 13

Физическая картина мира Исходные философские идеи Основные понятия Основные принципы Механическая картина мира Электромагнитная картина мира Квантово-полевая картина мира Материя – вещественная инстанция Движение – простое механическое перемещение Пространство и время – абсолютны Взаимодействие передаётся мгновенно в любую точку пространства Принцип относительности, принцип дальнодействия Материя - непрерывное поле Движение - распространение колебаний в поле Пространство и время - относительны Взаимодействие передаётся с конечной скоростью Принцип близкодействия Принцип соответствия Материя существует в двух формах: вещество и поле Движение – частный случай физического взаимодействия Пространство-время и причинность относительны и зависимы Взаимодействие передаётся с конечной скоростью, не превосходящей скорости света Принцип неопределённости, принцип дополнительности Материя состоит из неделимых, весомых атомов. Масса – мера инерции. Под действием силы движение не является равномерным и прямолинейным. Универсальным является взаимодействие тел силами тяготения. Мир - электродинамическая система, состоящая из электрически заряженных частиц, взаимодействующих при помощи электромагнитного поля. Каждый элемент материи обладает свойствами волны и частицы. Условия наблюдения (метод познания) влияют на определённость характеристик исследуемого объекта

Слайд 14

Структура мира

Слайд 15

«Этажи» Мироздания Энергия связи, эВ Расстояние, м

Слайд 16

Структурные уровни организации материи Каждый уровень природной организации материи (от микрообъектов до Вселенной в целом), характеризуется своей энергией связи между элементами в составе физической системы этого уровня: Энергия связи атома – 10 эВ Энергия связи ядра – 10 МэВ Превышение энергии внешнего воздействия над энергией связи данного уровня приводит к «вскрытию» более глубокого уровня по шкале энергий

Слайд 17

Вид взаимодействия Переносчик взаимодействия Участники взаимодействия Относительная интенсивность Роль взаимодействия 1 Фундаментальные взаимодействия Гравитационное Электромагнитное Слабое Сильное Гравитон ? ( G) Фотон ( γ ) Векторные бозоны Глюон ( g) Все частицы Все заряженные частицы Все частицы, кроме фотона Адроны Существование мегамира Существование макромира β - распад ядер, превращения элементарных частиц Существование ядер

Слайд 18

лептонного заряда барионного заряда Законы сохранения и картина мира

Слайд 19

Современная картина мира Мир основан на 48 фундаментальных частицах: 12 лептонов (электрон, мюон, таон , электронное нейтрино, мюонное нейтрино, таонное нейтрино и их античастицы ) ; 36 кварков (верхний , нижний, странный, очарованный, красивый, истинный кварки, причём каждый из них в трёх разновидностях (красный, синий, зелёный) и их античастицы). Многообразие и единство мира основывается на взаимодействии и взаимопревращении фундаментальных частиц. Движение есть проявление фундаментальных взаимодействий (гравитационного, электромагнитного, сильного и слабого), переносчиками которых являются фотоны, глюоны , промежуточные бозоны и, возможно, гравитоны. Представления об устройстве мироздания складываются на основе разработки единой теории поля, объединяющей все фундаментальные взаимодействия (теория Великого объединения, теория суперсимметрии ). Природа рассматривается в движении и развитии. В физике рассматривается диалектический метод (вещество и поле, частица и волна, масса и энергия рассматриваются в диалектическом единстве). Современные представления о мире характеризуют : системность; глобальный эволюционизм; самоорганизация; историчность.

Слайд 20

Ф изическая картина мира — это часть нашего мировоззрения, помогающего правильно ориентироваться в мире, целенаправленно в нем действовать, жить и работать.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тела, окружающие нас, состоят из различных веществ Дерево Лёд Пластик Глина Стекло Металл

Слайд 2

Одинаковый объем, но разная масса!

Слайд 3

Почему тела одинаковой массы могут иметь разный объем , а тела одинакового объема могут иметь разную массу ?

Слайд 5

РАЗНЫЕ ВЕЩЕСТВА ИМЕЮТ РАЗНУЮ П ЛОТНОСТЬ

Слайд 6

Плотность Плотность – это физическая величина, равная отношению массы тела к его объему: Плотность = масса объем Плотность – ρ (греч. буква « ро ») ρ = m v [ ρ ] = 1 кг/м 3 или 1 г/см 3 вода 1 г/см 3 ртуть 13,6 г/см 3 железо 7,8 г/см 3 воздух 0,0013 г/см 3

Слайд 7

сосна золото алюминий стекло вода пробка Объем всех кубиков 1 см 3 Найдите массу каждого


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Атом на службе у человека

Слайд 2

В современном мире жизнь человека немыслима без ежеминутного потребления энергии: электричества и тепла. Сегодня электроэнергия вырабатывается сотнями различных методов, как с использованием невозобновляемых природных ископаемых (газ, уголь, нефть), так и при помощи преобразования в электричество возобновляемой энергии солнца, ветра, движения воды в руслах рек и многое другое.

Слайд 3

Принято считать, что невозобновляемая энергетика обладает рядом недостатков. Первый недостаток отражён в самом понятии – невозобновляемость ресурсов. Действительно, природные залежи угля, нефти и газа во многом ограничены. Дальнейшее массовое использование таких ископаемых в качестве источника энергии приведёт если не к полному исчерпанию ресурсов, то к существенному удорожанию электроэнергии, получаемой на их основе, так как лёгкая и дешёвая добыча топлива станет невозможной. Для некоторых невозобновляемых источников энергии этот сценарий наступит через несколько сотен лет, для некоторых – уже через десятки.

Слайд 4

Второй недостаток – выбросы углекислого газа. Источником тепла для парового котла является химическая реакция окисления топлива, или горение. При горении органических соединений (а такими являются и нефть, и газ, и уголь) неизбежно образуется большое количество углекислого газа, который при работе теплоэлектростанций сразу же попадает в атмосферу нашей планеты. Проблема таких выбросов CO 2 в атмосферу широко известна под названием «парниковый эффект». Парниковые газы сохраняются в атмосфере столетиями и вносят основной вклад в глобальное потепление планеты.

Слайд 5

Третьим минусом энергетики на основе невозобновляемого топлива является сложность организации работы таких теплоэлектростанций в труднодоступных и удалённых районах Земли. Работа любой теплоэлектростанции требует ежесуточного снабжения топливом, объём которого может исчисляться тысячами тонн. Перевозки такого количества груза в некоторые районы являются сложнейшей задачей, а в какие-то – невозможной к выполнению. Однако потребность в электроэнергии сегодня есть даже и в таких труднодоступных местах!

Слайд 6

Смогут ли возобновляемые источники энергии решить все три описанные проблемы разом? Пожалуй, нет. Однако если мы добавим к ним другой вид генерации энергии – атомную энергетику, единовременное решение всех актуальных задач мировой энергетики без использования углеводородного топлива становится возможным. Совместное использование ветроэнергетики, гидроэнергетики, солнечной и атомной генераций энергии носит название «зелёный квадрат». Все четыре вида генерации являются по своей сути возобновляемыми. Все четыре вида генерации – безуглеродные , при работе электростанций на таких источниках не происходит выработка углекислого газа; все четыре вида генерации не требуют постоянных огромных поставок новых энергоресурсов для своей работы, то есть пригодны для отдалённых регионов.

Слайд 7

Атомная энергетика - одна из наиболее быстро развивающихся отраслей в мире. Действительно, от момента открытия нейтрона Джеймсом Чедвиком в 1932 году до запуска Первой в мире АЭС (г. Обнинск) в 1954 году прошло чуть больше двадцати лет! Сегодня в мире эксплуатируется уже 442 ядерных реактора, еще 53 находятся в стадии строительства (по данным на 2020 год базы данных МАГАТЭ по энергетическим ядерным реакторам PRIS); из них 38 реакторов работают на территории нашей страны.

Слайд 8

Ядерным топливом на АЭС, как правило, являются различные соединения такого элемента, как уран. Уран – химический элемент, один из изотопов которого (уран-235) при взаимодействии с нейтронами способен к разделению на два осколка с выделением колоссальной энергии. Впервые деление ядер урана было открыто в 1938 г. учёными О. Ганом и Ф. Штрассманом . Примечательно, что при делении ядер урана, помимо энергии, образуются также и новые нейтроны, впоследствии способные разделить соседние ядра – это называется цепной ядерной реакцией деления. Протекание такой самоподдерживающейся ядерной реакции приводит к нагреву самого ядерного топлива, тепло от которого отводится охлаждающей жидкостью и в итоге приводит к нагреву или испарению теплоносителя.

Слайд 9

Важно отметить, что энергия, заключенная в атомном ядре и используемая для генерации тепла на АЭС, крайне мощная и сконцентрированная! Так, энергоёмкость всего 1 кг ядерного топлива в современных реакторах сравнима с энергоемкостью 60 тонн (2 цистерны) нефти или 100 тонн (2 вагона) каменного угля. Можно смело утверждать, что 99% всей окружающей нас энергии скрыто в атомных ядрах и, в условиях постоянно растущей потребности в электроэнергии и тепле, у человечества в будущем просто нет иного выбора, как научиться умело, безопасно и эффективно пользоваться этой энергией.

Слайд 10

ПОТЕНЦИАЛ АТОМНОЙ ЭНЕРГЕТИКИ В ТРУДНОДОСТУПНЫХ РЕГИОНАХ Существенным недостатком классических методов генерации энергии при помощи сжигания невозобновляемых углеводородных ресурсов является недостижимость качественного обеспечения электроэнергией труднодоступных районов планеты : например, Арктики, регионов со сложными природно-климатическими условиями, или крайне удалённых от крупных агломераций населённых пунктов и производственных комбинатов . При этом затраты на передачу электроэнергии в таких условиях и на большие расстояния могут в несколько раз превышать стоимость её производства. Атомная энергетика в силу своей большой энергоёмкости топлива лишена этого недостатка. Единожды построив АЭС в таком регионе, возможно получать электроэнергию без доставки нового топлива больше года или даже 7 лет.

Слайд 11

Сегодня Госкорпорация « Росатом » активно развивает направление, связанное с разработкой и строительством ядерных реакторов малой и средней мощности. Разрабатываемые реакторы малой мощности позволят размещать небольшой источник электроэнергии в непосредственной близости с её потребителем, что существенно удешевит конечное производство, а компактный размер таких АЭС позволит размещать их в удалённых районах и на ограниченных площадках. Отдельно необходимо отметить существование такого проекта АЭС с реактором малой мощности, как плавучая атомная электростанция (ПАТЭС). С 2020 года в России функционирует первая в мире АЭС такого типа «Академик Ломоносов», расположенная в порту города Певек Чукотского автономного округа. Использование этой технологии позволяет существенно экономить трудозатраты на доставку оборудования для строительства АЭС.

Слайд 12

БУДУЩЕЕ ЯДЕРНОЙ ЭНЕРГЕТИКИ – УПРАВЛЯЕМЫЙ ТЕРМОЯДЕРНЫЙ СИНТЕЗ В отличие от традиционной ядерной энергетики, когда ядерная энергия высвобождается путём деления тяжёлых изотопов (урана, плутония и т.д.) на более лёгкие элементы, возможен и обратный процесс: синтез ядер лёгких химических элементов в более тяжёлые, который также сопровождается выделением колоссальной энергии. Такая реакция называется термоядерный синтез. Классическим примером термоядерного синтеза является соединение изотопов водорода (дейтерия и трития), в результате которого получается ядро гелия, нейтрон и выделяется большое количество энергии. Для протекания такой ядерной реакции необходимы определённые условия, как, например, достижение температуры в сотни миллионов градусов. Точно такие же реакции ядерного синтеза протекают в звёздах и на Солнце.

Слайд 13

Достижение столь сложных условий протекания реакции в земных условиях тоже возможно. Существует множество методов получения и поддержания таких условий. Одним из таких методов является нагрев и удержание плазмы из синтезируемых материалов при высокой температуре при помощи магнитного поля. Сегодня этот метод экспериментально отрабатывается международной группой учёных в Проекте международного экспериментального термоядерного реактора ITER (исследовательский центр Кадараш , Франция ). Активное участие в этом проекте принимает и Российская Федерация. Так как изотоп водорода дейтерий довольно распространен в природе, а получение трития возможно в ядерных реакторах, термоядерная энергетика станет абсолютно независимым от возобновления ресурсов источником энергии.

Слайд 14

На сегодняшний день концепция «зелёного квадрата» представляется единственным возможным путём развития энергетики в мире. Развивая как возобновляемые источники энергии (вода, ветер, солнце), так и ядерную энергетику, человечество сможет организовать безопасное и дешёвое получение электроэнергии на многие тысячи лет. Развитие современной атомной энергетики как безопасной и инновационной отрасли позволит в ближайшем будущем существенно снизить парниковые выбросы, по-настоящему освоить труднодоступные регионы планеты, а концепции замкнутого ядерного топливного цикла и термоядерной энергетики сделают энергию атома рентабельной на неограниченный срок .

Слайд 15

Спасибо за внимание! МБОУ СОШ № 7 г.Сальска , учитель физики Карасева И.В.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МЕДИЦИНА. ПЕРСПЕКТИВЫ.

Слайд 2

Рак – серьёзное и опасное заболевание, которое на сегодняшний день является медикосоциальной проблемой. Показатели смертности и заболеваемости во всем мире ежегодно возрастают, что связано с рядом причин, основными из которых являются изменение образа жизни, ухудшение экологического состояния и увеличение влияния внешних и внутренних неблагоприятных факторов. Статистика онкологических заболеваний довольно неутешительна, ведь ежегодно в мире выявляется более 10 000 000 новых случаев злокачественных новообразований. В развитых странах в последние годы отмечается снижение смертности и заболеваемости за счёт улучшения мер профилактики и методов диагностики, а также улучшения качества специализированной помощи. Одним из ведущих направлений борьбы с онкологическими заболеваниями является ядерная медицина – раздел клинической медицины, в которой используют для диагностики и лечения заболеваний радионуклидные препараты, а также применяют метод лучевой терапии.

Слайд 3

ПРИНЦИП РАБОТЫ РЕНТГЕНОГРАФИИ Рентгеновский аппарат представляет собой агрегат, применяющий рентгеновское излучение для получения информации о состоянии внутренних органов и костей, выявления патологий и их последующего устранения. Конструктивно рентгеновский аппарат представляет собой установку, состоящую из: 1. Питающего устройства, которое предназначено для регулирования радиационных параметров и обеспечения аппарата электроэнергией. 2. Одной или нескольких трубочек (излучателей). 3. Устройства, которое преобразует рентгеновское излучение в видимое изображение, доступное для наблюдения. 4. Штативов, с помощью которых можно управлять аппаратом. Аппарат надёжно защищен толстым корпусом из свинца. Атомы этого металла отлично поглощают рентгеновские лучи, что позволяет обеспечить безопасность для медицинского персонала и точно направить лучи на объект исследования через отверстие, имеющееся в корпусе аппарата.

Слайд 4

Формирование рентгенограммы включает три отдельных этапа: 1. Создание рентгеновского луча. 2. Взаимодействие его со структурами пациента, подвергнутыми визуализации. 3. Получение изображения. Рентгеновские лучи, проходя сквозь тело, проецируются на пленке. Но они по-разному поглощаются тканями (в зависимости от их химического состава). Больше всего впитывает в себя рентгеновские лучи кальций, входящий в состав костей. Поэтому они на снимке будут яркими, белого цвета. Мышцы, соединительные ткани, жидкость и жир не так интенсивно поглощают лучи, поэтому на снимке они будут иметь оттенки серого цвета. Меньше всего впитывает рентгеновские лучи воздух. Поэтому содержащие его полости будут самыми тёмными на снимке.

Слайд 5

ПРИНЦИП РАБОТЫ КТ Компьютерная томография — это рентгеновское исследование, при котором снимки делаются послойно, на различной глубине и обрабатываются затем с помощью компьютера. Идея компьютерной томографии (КТ) была предложена нейрорентгенологом W. Oldendorf в 1961 г. На её основе английский инженер G. Hounsfield создал в 1968 г. первый аппарат КТ, получивший название «EMI- scaner ». Результаты клинической апробации этого аппарата были представлены в 1972 г. на ежегодном конгрессе Британского института радиологии. С этого момента началось бурное техническое развитие КТ и успешное применение этого метода лучевой диагностики в клинической медицине. В 1979 г. A. Cormack и G. Hounsfield были удостоены Нобелевской премии по медицине за создание нового метода лучевой диагностики – рентгеновской компьютерной томографии.

Слайд 6

Эволюция компьютерной томографии связана с усовершенствованием оборудования, необходимым для увеличения качества получаемого изображения и уменьшения времени сканирования, и насчитывает 4 этапа: 1 этап – создание первого компьютерного томографа в 1973 г. КТ-аппараты первого поколения были пошаговыми. Была одна трубка, направленная на один детектор. Сканирование производилось шаг за шагом, аппарат делал по одному обороту на слой. Один слой изображения обрабатывался около 4 минут. 2 этап – использование веерного типа конструкции КТ-аппарата. На кольце вращения напротив рентгеновской трубки устанавливалось несколько детекторов. Время обработки изображения уменьшилось до 20 секунд. 3 этап – введение технологии спиральной компьютерной томографии. Трубка и детекторы за один шаг стола синхронно осуществляли полное вращение по часовой стрелке, что значительно уменьшило время исследования. 4 этап – создание современных компьютерных томографов, которые имеют 1088 люминесцентных датчиков, расположенных по всему кольцу. Вращается лишь рентгеновская трубка. Благодаря этому методу время вращения сократилось до 0,7 секунд. Но существенного отличия в качестве изображений с КТ аппаратами 3-го поколения не имеет.

Слайд 7

РАДИОНУКЛИДНАЯ ДИАГНОСТИКА Метод основан на регистрации излучения введённых в организм радиофармпрепаратов – химических соединений, в молекулах которых содержится радионуклид. Радиоиммунологическая диагностика помогает изучить как организм в целом, так и клеточный метаболизм, что очень важно именно для онкологии. Определяя степень активности раковых клеток и распространённость процесса, радионуклидная диагностика помогает оценить правильность выбранной схемы лечения и вовремя выявить возможные рецидивы болезни. Чаще всего злокачественные новообразования удаётся обнаружить в самой ранней стадии развития, что уменьшает возможную смертность от рака и значительно сокращает количество рецидивов у таких больных.

Слайд 8

Существует два метода проведения радионуклидной диагностики: • in vitro (без введения в организм радиофармацевтических препаратов). Это безопасный метод в отношении облучения и может применяться у всех больных. Для анализа используют кровь или другую биологическую среду и диагностические тест-наборы. • in vivo (с введением в организм радиофармацевтических препаратов). Этот метод имеет ограничения для женщин с возможной или подтверждённой беременностью, кормящих матерей, а также детей. В зависимости от целей проведения диагностики проводят либо диагностику с получением изображения на мониторе компьютера, либо без него. Наиболее распространена радионуклидная диагностика с получением изображения, которая подразделяется на: сканирование ( сцинтиграфию ) и динамическую сцинтиграфию . Сканирование позволяет получить данные о морфологических особенностях органов и систем и их последовательное изображение во всех точках. При использовании сцинтиграфии гамма-камера позволяет быстро (за 30-40 мин) провести исследование и обработать данные при помощи компьютера.

Слайд 9

ТЕРАПИЯ Ионизирующее излучение также используется для лечения ряда заболеваний, в первую очередь, онкологических, когда опухолевые клетки разрушаются под действием излучения. Этот метод получил название лучевой терапии и применяется для лечения разнообразных видов рака. В настоящее время более половины больных, страдающих тем или иным видом рака, успешно лечатся с помощью облучения. Облучение может использоваться в виде самостоятельного метода лечения или в комплексе с другим методом (хирургическое удаление опухоли или химиотерапия). Для проведения лучевой терапии используют специальные сложные аппараты, которые позволяют достичь главной цели лучевой терапии – максимально облучить опухолевые клетки и минимально повредить здоровые клетки. Эти аппараты различаются по принципу действия и применяются в разных целях.

Слайд 10

Развитие способов воздействия ионизирующего излучения на опухоль привело к изобретению новых направлений, например, радиохирургии (Гамма-Нож, Кибер -Нож) , при которых высокая доза радиации однократно (либо за несколько сеансов) подаётся точно в границы опухоли и приводит к биологическому разрушению её клеток. Гамма-нож – установка для радиохирургического лечения заболеваний церебрального, спинального характера. Впервые метод стал применяться в конце 80-х годов прошлого века, изначально предназначался исключительно для применения на головном мозге – в частности, для удаления опухолей доброкачественного либо злокачественного происхождения. Современный Гамма-Нож — это высокотехнологичное компьютеризированное устройство, в котором используются самые новейшие достижения медицинской радиологии, нейрохирургии и робототехники. Подобно нейрохирургической операции, процедура лечения проводится однократно, однако при этом отсутствуют разрезы кожи и нет необходимости проводить трепанацию черепа.

Слайд 11

В чём суть метода? Излучение от 196 источников Со проходит через отверстия к выбранной целевой точке. При этом излучение каждого отдельного пучка не оказывает повреждающего действия на мозг, но, сходясь в изоцентре, они создают высокую суммарную дозу, достаточную для гибели опухоли. Точность наведения составляет менее 0,5 мм, что полностью исключает облучение здоровых тканей мозга и всего тела. Под действием высокой дозы облучения происходит разрушение ДНК опухолевых клеток, которые теряют способность к делению и постепенно погибают. Некоторые опухоли полностью “рассасываются” и исчезают, некоторые остаются прежнего размера либо уменьшаются и больше никогда не растут. Радиохирургия считается самым значимым достижением в развитии нейрохирургии за последние 20 лет. Благодаря своей надёжности, точности и эффективности Гамма-Нож считается «золотым стандартом» в кадиохирургии . Первая операция с использованием Гамма-Ножа была проведена в 1968 году, за прошедшее время пролечено около миллиона пациентов. На сегодняшний день существует более 300 отделений Гамма-Ножа во всех развитых странах мира. Почти 50% мирового запаса аппаратуры сосредоточено в клиниках США, порядка 15% в Японии. Остальное количество оборудования неравномерно распределено по всему миру.

Слайд 12

С недавних пор GammaKnife в ограниченном количестве появились и в России, основная их доля находится в клиниках Москвы и Санкт-Петербурга. Перспективными станциями для радиохирургии последнего поколения оснащены профильные медцентры самых востребованных стран высокой медицины – Израиля, Германии, Кореи и Чехии. В РФ медучреждения, использующие современные технологии радиохирургии , есть в Москве, Санкт-Петербурге, Ханты-Мансийске, Уфе, Новосибирске.

Слайд 13

РАДИОНУКЛИДНАЯ ДИАГНОСТИКА Российский федеральный ядерный центр – Всероссийский научно-исследовательский институт экспериментальной физики начал отработку медицинских методик применения аппарата для терапии оксидом азота «Тианокс». Аппарат предназначен для производства ингаляционного оксида азота в терапии широкого ряда заболеваний (заболеваниях сердечнососудистой системы, реанимационном и анестезиологическом отделении, отделении интенсивной терапии). «Тианокс» синтезирует монооксид азота из окружающего воздуха в газовом разряде и подаёт его в нужных количествах прямо в лёгкие пациента. По мнению академика РАН, д.м.н., профессора Александра Григорьевича Чучалина , повсеместное внедрение аппарата для терапии оксидом азота «Тианокс» в медицинскую практику позволит увеличить среднюю продолжительность жизни в России на 2,5 года.

Слайд 14

Принцип работы . Основной элемент « Тианокса » — генератор, внутри которого в разрядной камере из воздуха синтезируется монооксид азота. Далее он по магистрали вдоха (гибкому шлангу) подаётся в дыхательный тракт пациента. Перед тем как NO попадает в дыхательную маску, аппарат берёт из шланга пробу на газоанализ . Врач с помощью переключателя выставляет необходимую по методике лечения концентрацию NO. На протяжении всей процедуры «Тианокс» автоматически замеряет концентрацию, делает продувку измерительного тракта и даже сам себя очищает. В « Тианоксе » есть опция выставления порогов концентрации: аппарат автоматически отключится, если что-то пойдёт не так. После отключения устройство подаёт звуковой сигнал.

Слайд 15

Развитие ядерной медицины и терапии онкологических заболеваний облегчает течение болезни у пациентов или полностью приводит их к выздоровлению . Спасибо за внимание! МБОУ СОШ № 7 г.Сальска , учитель физики Карасева И.В.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Электрические явления

Слайд 2

Янтарь Электрон (солнечный камень) электричество

Слайд 3

Дочь Фалеса пряла шерсть янтарным веретеном. Как-то , уронив веретено в воду, девушка стала обтирать его краем своего шерстяного хитона и заметила, что к веретену пристало несколько шерстинок. Думая, что они прилипли к веретену, потому что оно все еще влажно, она принялась вытирать его еще сильнее. И что же? Шерстинок налипало тем больше , чем сильнее натиралось веретено. Девушка обратилась за разъяснением этого явления к отцу.

Слайд 4

Фалес понял, что причина в веществе, из которого сделано веретено, и в первый же раз, как к пристани Милета подошел корабль финикийских купцов, он накупил различных янтарных изделий и убедился, что все они, будучи натерты шерстяной материей, притягивают легкие предметы, подобно тому, как магнит притягивает железо.

Слайд 5

Электризация наблюдается также при трении жидкостей о металлы в процессе течения, а также разбрызгивания при ударе. Впервые электризация жидкости при дроблении была замечена у водопадов в Швейцарии в 1786 году. С 1913 года явление получило название баллоэлектрического эффекта .

Слайд 6

Покоритель Джомолунгмы Н.Тенсинг в 1953 году в районе южного седла на высоте 7,9 км над уровнем моря при 30 0 С и сухом ветре до 25 м/с наблюдал сильную электризацию обледеневших брезентовых палаток, вставленных одна в другую. Пространство между палатками было наполнено многочисленными электрическими искрами. Движение лавин в горах в безлунные ночи иногда сопровождается зеленовато-желтым свечением, благодаря чему лавины становятся видимыми.

Слайд 7

Шарль Дюфэ (1698—1739) установил два рода электрических взаимодействий: притяжение и отталкивание . Сначала он установил, что “наэлектризованные тела притягивают ненаэлектризованные и сейчас же их отталкивают, как только они наэлектризуются вследствие соседства или соприкосновения с наэлектризованными телами”. В дальнейшем он открыл “другой принцип, более общий и более замечательный, чем предыдущие”. “Этот принцип, — продолжает Дюфэ , — состоит в том, что существует электричество двух родов, в высокой степени отличной один от другого : один род я называю стеклянным электричеством, другой —смоляным. Особенность этих двух родов электричества: отталкивать однородное с ним и притягивать противоположное .

Слайд 8

Представление о положительном и отрицательном зарядах, было введено в 1747 году Франклином. Эбонитовая палочка от электризации о шерсть и мех заряжается отрицательно . Заряд, который образуется на стеклянной палочке, потертой о шелк, Франклин назвал положительным .

Слайд 9

Электризация – это сообщение телу электрического заряда. Способы электризации: Вода также электризуется

Слайд 10

Электризация трением на производстве и в быту . На целлюлозно-бумажном комбинате рвется бумага в результате электризации, рвется нить на ткацкой фабрике.

Слайд 11

При трении о воздух электризуются самолеты. После посадки к самолету нельзя сразу же приставлять металлический трап. Сначала самолет «разряжают»: опускают на землю металлический трос, соединенный с обшивкой самолета, и разряд происходит между землей и концом троса.

Слайд 12

Человек электризуется, когда ходит по ковру или снимает с себя одежду .

Слайд 13

В бензобаках электризуется бензин. Может возникнуть искра и бензин вспыхнет. Чтобы этого не произошло, обе цистерны и соединяющий их трубопровод заземляют. Для заземления цистерны бензовоза к ней прикрепляют стальную цепь, нижний конец которой несколькими звеньями касается земли.

Слайд 14

Для обнаружения наэлектризованных тел и сравнения их зарядов служит прибор электроскоп . Металлический корпус (1) спереди закрыт стеклом (2) . Внутрь прибора вставлен металлический стержень (3) с легкоподвижными лепестками (4) . От корпуса стержень отделён круглой пластмассовой втулкой (5) . Если верхней части стержня коснуться наэлектризованным телом, то лепестки отклонятся друг от друга тем сильнее, чем больше заряд тела 1 2 3 4 5 + + + + + + + + + Электрометр


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ТЕПЛОВЫЕ ДВИГАТЕЛИ

Слайд 2

Тепловой двигатель – устройство, преобразующее внутреннюю энергию топлива в механическую энергию. Двигатели внутреннего сгорания (ДВС) Тепловые двигатели турбины дизельные карбюраторные Паровые двигатели ПД газовые паровые 1698 г. – англичанин Т.Севери 1707 г. – француз Д.Папен 1763 г. – русский И.И.Ползунов 1774 г. – англичанин Дж.Уатт ПД 1860 г. – француз Ленуар 1876 г. – немец Н.Отто ДВС 1889 г. – швед К.Лаваль – паровая турбина

Слайд 3

1. Энергия топлива механическая энергия. 2. Необходимо наличие двух тел с разными температурами – нагреватель и холодильник . 3. Работа любого теплового двигателя циклична . Цикл состоит из следующих процессов: получения энергии от нагревателя; рабочего хода (расширения рабочего тела и превращения части полученной энергии в механическую); передачи неиспользованной части энергии холодильнику. Замкнутый процесс ( цикл ) – совокупность термодинамических процессов, в результате которых система возвращается в исходное состояние.

Слайд 4

нагреватель Рабочее тело холодильник газ пар Q 1 Q 2 Т 1 Т 2 < Т 1 А = Q 1 – Q 2 Окружающая среда

Слайд 5

КПД η = А Q 1 А = Q 1 – │ Q 2 │ η = Q 1 – │Q 2 │ Q 1 = 1 - │ Q 2 │ Q 1 КПД всегда меньше единицы! η = Q 1 – Q 2 Q 1 = T 1 – T 2 T 1

Слайд 6

Коэффициент полезного действия некоторых тепловых машин. Карбюраторный двигатель 25% Дизельный двигатель 38% Реактивный двигатель 30% Паровая турбина 25% Газовая турбина 55%

Слайд 7

ДВС


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

История создания паровоза

Слайд 3

ПАРОВОЗ - локомотив с самостоятельной паросиловой установкой (паровой котел и паровая машина).

Слайд 4

Первые паровозы созданы в Великобритании в 1803 году (Р. Тревитик ) и в 1814 году ( Дж.Стефенсон ).

Слайд 5

В 1825 году в Англии была открыта первая железная дорога общественного пользования, соединившая Стоктон и Дарлингтон . Эта дорога послужила доказательством преимущества механической тяги над гужевой.

Слайд 6

Обладая небольшими размерами и малой массой, этот паровоз не разрушал недостаточно прочных железных рельсов. Для этой дороги многим паровозам предпочли «Ракету» Д. Стефенсона.

Слайд 7

«Ракета» показала рекордную по тем временам скорость – 47 км/ч.

Слайд 8

Модель первого российского паровоза, построенного механиками отцом и сыном Черепановыми в 1833 г.

Слайд 9

Ефим Черепанов с 1822 и до конца жизни работал главным механиком всех Нижне - Тагильских заводов

Слайд 10

Мирон Черепанов, сын Ефима Черепанова, после смерти отца был назначен главным механиком. Наиболее интересна деятельность Черепановых по постройке паровых машин, которые они настойчиво внедряли в производство.

Слайд 11

В 1833—1834 годах они создали первый в России паровоз, а в 1835 — второй (более мощный), в конструкции которых были осуществлены передовые тогда технические идеи.

Слайд 12

Паровоз развивал скорость 15км/ч. Он двигался не только вперед, но и назад – это было важным техническим усовершенствованием. Первая железная дорога общественного пользования в России была открыта в 1837 г. Она связала Петербург и Царское Село (ныне г. Пушкин).

Слайд 13

Однако, несмотря на успешную работу паровозов, нововведение Черепановых не было поддержано и паровозы заменили конной тягой. В таком виде дорога работала ещё в начале 20 века.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тела, длительное время сохраняющие намагниченность, называются постоянными магнитами. В настоящее время создают искусственные магниты. Искусственным магнитам придают специальную форму.

Слайд 2

Места магнита, где обнаруживаются наиболее сильные магнитные действия, называют полюсами магнита. У всякого магнита, как и у магнитной стрелки, обязательно есть два полюса: северный ( N ) и южный ( S ) . В природе встречаются естественные магниты – железная руда (магнитный железняк).

Слайд 3

Магнитные свойства тел. Одноимённые магнитные полюсы отталкиваются. Разноимённые магнитные полюсы притягиваются друг к другу.

Слайд 4

Вокруг любого магнита существует магнитное поле. Магнитное поле и притягивает железо к магниту.

Слайд 5

Магнитные силовые линии С помощью железных опилок можно получить представление о магнитном поле постоянных магнитов.

Слайд 6

Свойства магнитных линий Магнитные линии не имеют ни начала ни конца. Не пересекаются. Где поле больше, там линии гуще.

Слайд 7

В природе нет магнитных зарядов Замкнутость силовых линий магнитного поля указывает на отсутствие источников магнитного поля аналогичных электрическим зарядам. Магнитные полюсы существуют только парами и отдельный магнитный полюс получить невозможно.

Слайд 8

Происхождение магнитного поля постоянных магнитов. Французский учёный Ампер объяснял намагниченность железа и стали существованием электрических токов, которые циркулируют внутри каждой молекулы этих веществ. « Элементарные токи » в веществе циркулируют потому, что в каждом атоме обращаются вокруг ядра электроны (с огромной частотой). Электроны образуют орбитальные токи и связанные с ними магнитное поле.

Слайд 9

Вокруг Земли существует магнитное поле. Земной шар тоже магнит. У него есть свои магнитные полюсы и своё магнитное поле. Магнитные стрелки устанавливаются вдоль магнитных линий Земли.

Слайд 10

Магнитные полюсы Земли не совпадают с её географическими полюсами. Южный магнитный полюс Земли удалён от Северного географического полюса примерно на 2100км. Северный магнитный полюс Земли находится вблизи Южного географического полюса, а именно на 66,5град. Ю.Ш. и 140град. Восточной долготы.

Слайд 11

Земное магнитное поле надёжно защищает поверхность Земли от космического излучения, действие которого на живые организмы разрушительно.

Слайд 12

Магнитные бури Иногда возникают магнитные бури – кратковременные изменения магнитного поля Земли, которые сильно влияют на стрелку компаса. Наблюдения показывают, что появление магнитных бурь связано с солнечной активностью. Если на Солнце происходит мощная вспышка, то усиливается солнечный ветер. Это вызывает возмущение земного магнитного поля и приводит к магнитной буре. Пролетающие мимо Земли частицы солнечного ветра создают дополнительные магнитные поля. Магнитные бури причиняют серьезный вред: они оказывают сильное влияние на радиосвязь, на линии электросвязи, многие измерительные приборы показывают неверные результаты.

Слайд 13

Полярное сияние Полярное сияние - свечение верхних разреженных слоев атмосферы, вызванное взаимодействием атомов и молекул на высотах 90-1000 км с заряженными частицами больших энергий (электронами и протонами), вторгающимися в земную атмосферу из космоса.

Слайд 14

Магнитные аномалии. На земном шаре встречаются области, в которых направление магнитной стрелки постоянно отклонено от направления магнитной линии Земли. Такие области называют областями магнитной аномалии.

Слайд 15

Магнитное поле на Луне. Полёты межпланетных космических станций и космических кораблей на Луну и вокруг Луны позволили установить отсутствие у неё магнитного поля.

Слайд 16

Магнитное поле на других планетах Проведённые исследования не обнаружили магнитное поле у планеты Венера; у Марса имеется слабое магнитное поле.

Слайд 17

Запомни: Разноимённые магнитные полюсы притягиваются, одноимённые отталкиваются. Вокруг любого магнита имеется магнитное поле. Магнит имеет два полюса: северный ( N ) и южный ( S ), - которые различны по своим свойствам. Магнитное поле одного магнита действует на другой магнит, и, наоборот, магнитное поле второго магнита действует на первый. Магнитные линии магнитного поля тока, так и магнитные линии магнитного поля магнита – замкнутые линии. Магнитные линии выходят из северного полюса и входят в южный, замыкаясь внутри магнита.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Две маленькие капли воды сливаются в одну, но в то же время два стальных шарика при ударе отскакивают друг от друга. Немного нагрев кусок воска, мы наблюдаем, как он превращается в жидкость. Почему это происходит? Почему при нагревании твердые тела превращаются в жидкости, а жидкости в газ? Почему резина упругая, а воск мягкий?

Слайд 2

Все вещества состоят из мельчайших частиц – молекул и атомов. Молекулы очень малы. Представление о размерах частиц даёт опыт: Последний раствор хотя и очень слабо, но равномерно окрашен, - следовательно, в каждой его капле содержатся частицы краски. Значит, крупинка краски состояла из многих частиц, размеры которых очень малы.

Слайд 3

МОЛЕКУЛЫ, АТОМЫ – мельчайшие частицы вещества. Молекулы состоят из атомов. ВЕЩЕСТВО →МОЛЕКУЛА→АТОМ

Слайд 4

Молекулы. Какие они? Атом водорода Атом азота Атом кислорода Молекула кислорода Молекула водорода Молекула озона Молекула азота Атом углерода Молекула воды Молекула углекислого газа Модели молекул Если молекулу увеличить до размеров яблока, то яблоко при таком увеличении станет размером с земной шар.

Слайд 5

Молекулы и атомы очень маленькие. Их не видно невооруженным глазом. Фотографии молекул делают электронные и ионные микроскопы.

Слайд 7

Разные атомы

Слайд 8

Молекула фторида мышьяка (увеличение в 70 миллионов раз) Атом аргона (увеличение в 260 миллионов раз)

Слайд 9

Атомы углерода

Слайд 10

Атомы углерода

Слайд 11

Атомы золота

Слайд 12

Атомы никеля

Слайд 13

Атомы платины

Слайд 14

Вещества состоят из отдельных частиц, между которыми есть промежутки. Объём тела может изменяться: уменьшаться или увеличиваться. Это явление можно объяснить, предположив, что вещества состоят из отдельных частиц, между которыми есть промежутки.

Слайд 15

Молекулы находятся в непрерывном беспорядочном движении Опытное подтверждение хаотического движения молекул. Беспорядочное перемещение резиновой пробки моделирует наблюдаемое в микроскопе перемещение взвешённой частички, то есть броуновское движение . Чем больше скорость движения молекул тела, тем выше его температура.

Слайд 16

Диффузия Явление самопроизвольного проникновения одного вещества в другое.

Слайд 17

Между молекулами действуют силы притяжения и отталкивания Между молекулами существует взаимное притяжение: два куска свинца не разрываются даже при сравнительно большой нагрузке.

Слайд 18

Основные положения МКТ Все вещества состоят из частиц, между которыми есть промежутки. Частицы непрерывно и беспорядочно (хаотично) движутся. Между частицами есть силы притяжения и отталкивания.

Слайд 19

На сколько человек самый щедрый мальчик сможет разделить одну шоколадку? С разных концов медного провода длиной в тысячу километров парочка физиков отколупнула по одной молекуле меди. Чем отличаются эти молекулы? Что мешает семикласснику Васе, пойманному директором школы на месте курения, распасться на отдельные молекулы и врассыпную исчезнуть из вида? Почему пуговицы, которые ученый с мировым именем Иннокентий нарочно прикладывал к штанам, сами не держатся – приходится их пришивать, а жвачка, смола, пластилин, замазка, на которые нечаянно сел талантливый ученый, так прилипли , что уже не отдерешь? 5 . Почему семиклассник Петя, за которым гоняется мама с веником, не может сжаться до размеров таракана и убежать в замочную скважину?

Слайд 20

Наблюдение взаимодействия частиц вещества. Цель работы: рассмотреть проявление сил взаимного притяжения. Выполнение работы. 1. Возьмите яблоко, разрежьте его пополам, а затем снова соедините половинки. Почему нижняя половина отпадает ? 2. Опусти один палец в сухой песок, а другой – во влажный. Чем стали отличаться пальцы после этого опыта? Почему? 3. Сделайте вывод:

Слайд 21

Наблюдение диффузии в воде и в воздухе. Цель работы: наблюдать явление диффузии и сравнить скорость диффузии в жидкости и в газе. Приборы и материалы: флакон духов, кусочек ваты, пробирка с кристаллами перманганата калия, мензурка с водой, лист бумаги, Выполнение работы. 1. Откройте флакон духов и налейте немного жидкости на кусочек ваты и положите его на стол. Опишите свои наблюдения. 2. На лист бумаги, лежащий на столе, налейте немного воды из мензурки и в середину образовавшейся капли поместите кристаллик марганцовки. Опишите свои наблюдения. 3. Сделайте вывод:

Слайд 22

Наблюдение за влиянием температуры на скорость диффузии. Цель работы: выяснить, что скорость диффузии зависит от температуры и смешивающихся веществ. Приборы и материалы: 2 стакана с водой, 2 пакетика чая Выполнение работы. 1. Налейте в оба стакана воды до 3/4 их объема в один холодную, в другой горячую. 2. Аккуратно опусти в каждый стакан по пакетику чая. 3. Наблюдай различие в результатах опыта. Объясни результаты. 4. Сделайте вывод :


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тела, окружающие нас, состоят из различных веществ Дерево Лёд Пластик Глина Стекло Металл

Слайд 2

Одинаковый объем, но разная масса!

Слайд 3

Почему тела одинаковой массы могут иметь разный объем , а тела одинакового объема могут иметь разную массу ?

Слайд 5

РАЗНЫЕ ВЕЩЕСТВА ИМЕЮТ РАЗНУЮ П ЛОТНОСТЬ

Слайд 6

Плотность Плотность – это физическая величина, равная отношению массы тела к его объему: Плотность = масса объем Плотность – ρ (греч. буква « ро ») ρ = m v [ ρ ] = 1 кг/м 3 или 1 г/см 3 вода 1 г/см 3 ртуть 13,6 г/см 3 железо 7,8 г/см 3 воздух 0,0013 г/см 3

Слайд 7

сосна золото алюминий стекло вода пробка Объем всех кубиков 1 см 3 Найдите массу каждого


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Измерение плотности тела

Слайд 2

Плотность Плотность – это физическая величина, равная отношению массы тела к его объему: Плотность = масса объем Плотность – ρ (греч. буква « ро ») ρ = m v [ ρ ] = 1 кг/м 3 или 1 г/см 3 вода 1 г/см 3 ртуть 13,6 г/см 3 железо 7,8 г/см 3 воздух 0,0013 г/см 3

Слайд 3

Измерение плотности твердого тела Для измерения плотности тела необходимо знать массу тела и его объем. Массу тела измеряем на рычажных весах. Объем тела правильной формы можно определить, пользуясь школьной линейкой: а а в в с с V = Объем тела неправильной формы можно определить, пользуясь мензуркой. V 1 V 2 V = V 2 – V 1


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Сила – это количественная мера взаимодействия тел. Обозначение 1 Н (« ньютон ») – единица измерения силы. 1кН = 1000 Н 1МН = 1000 000 Н 1мН = 0,001 Н Сила характеризуется: числовым значением (величиной, модулем); направлением (вектор); точкой приложения. F

Слайд 2

Результат действия силы зависит от ее направления

Слайд 3

ВИДЫ СИЛ Сила тяжести F тяж. Сила упругости F упр. Сила трения F тр. Вес тела Р

Слайд 4

Деформация упругая пластическая

Слайд 8

Вес тела – сила, с которой тело вследствие притяжения к Земле действует на опору или натягивает подвес. Р Р

Слайд 9

Сила – мера взаимодействия тел. В результате действия силы тела могут изменить скорость или деформироваться. Сила - физическая величина, ее можно измерять. Единица измерения силы – ньютон . Сила – векторная величина. Она характеризуется направлением. Результат действия силы зависит от величины (модуля), направления и точки приложения. Что мы должны знать о силе


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Давление резко падает. Возможны осадки…

Слайд 2

Это была женщина. Только тонкий каблук женских туфель мог произвести такое большое давление.

Слайд 3

«Наутилус» скользнул в бездонные глубины, несмотря на огромное давление внешней среды.

Слайд 4

Защитники команды «Динамо» не выдержали давления нападающих «Спартака».

Слайд 5

Давление – физическая величина, равная отношению модуля силы, действующей перпендикулярно поверхности, к площади этой поверхности. Р = F S Давление – величина скалярная , т.е. не имеет направления. [ Р ] = 1 Н/м 2 = 1 Па (Паскаль)

Слайд 6

От чего зависит давление? Как получить большие давления? Как можно уменьшить давление?

Слайд 7

Давление внутри жидкости р = ρ gh ρ – плотность жидкости, g = 9,8 Н/кг – ускорение свободного падения, h – высота столба жидкости. h


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Магнитное поле и его графическое изображение

Слайд 2

Старинная легенда рассказывает о пастухе по имени Магнус . Он обнаружил, что железный наконечник его палки и гвозди сапог притягиваются к чёрному камню. Этот камень стали называть «камнем Магнуса » или просто «магнитом», по названию местности, где добывали железную руду (холмы Магнезии в Малой Азии). Таким образом, за много веков до нашей эры было известно, что некоторые каменные породы обладают свойством притягивать куски железа.

Слайд 3

Первое научное изучение свойств магнита было предпринято в 13 веке ученым Петром Перегрином . В 1269 году вышло его сочинение «Книга о магните», где он писал о многих фактах магнетизма: у магнита есть два полюса, которые ученый назвал северным и южным; невозможно отделить полюса друг от друга разламыванием. Перегрин писал и о двух видах взаимодействия полюсов — притяжении и отталкивании.

Слайд 4

ГАНС ХРИСТИАН ЭРСТЕД (1777 – 1851) Датский профессор химии, открыл существование магнитного поля вокруг проводника с током

Слайд 5

В 1820 году Эрстед обнаружил, что магнитное поле порождается электрическим током. Ампер предположил, что магнитные свойства постоянных магнитов обусловлены множеством круговых токов, циркулирующих внутри молекул этих тел.

Слайд 6

Свойства магнитного поля: Порождается только движущимися зарядами. Обнаруживается по действию на движущиеся заряды. Материально; оно обладает энергией. Обнаруживается по действию на магнитную стрелку. Убывает с расстоянием. Взаимопроницаемо .

Слайд 7

Вокруг любого проводника с током существует магнитное поле.

Слайд 8

СПОСОБ ИССЛЕДОВАНИЯ МАГНИТНОГО ПОЛЯ ТОКА - + СИЛОВЫЕ ЛИНИИ МАГНИТНОГО ПОЛЯ ПРЯМОГО ТОКА ЗАМКНУТЫ ПОЛЯ , У КОТОРЫХ СИЛОВЫЕ ЛИНИИ ЗАМКНУТЫ, НАЗЫВАЮТСЯ ВИХРЕВЫМИ

Слайд 9

Если ввинчивать острие буравчика по направлению тока в проводнике, то вращение его рукоятки укажет направление силовых линий магнитного поля.

Слайд 10

ПРАВИЛО ПРАВОЙ РУКИ Если обхватить проводник ладонью правой руки, направив отставленный большой палец вдоль тока, то остальные пальцы этой руки укажут направление силовых линий магнитного поля данного тока.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Дисперсия света

Слайд 2

Уже в 1 веке новой эры было известно, что при прохождении через прозрачный монокристалл с формой шестиугольной призмы солнечный свет разлагается в цветную полоску – спектр.

Слайд 3

В 1665-1667 годах в Англии свирепствовала эпидемия чумы, и молодой Исаак Ньютон решил укрыться от неё в своём родном Вулсторпе . Перед отъездом в деревню он приобрёл стеклянные призмы, чтобы «произвести опыты со знаменитыми явлениями цветов». Исследуя природу цветов, Ньютон придумал и выполнил целый комплекс различных оптических экспериментов.

Слайд 4

Первый опыт по дисперсии был традиционным. Проделав небольшое отверстие в ставне окна затемнённой комнаты,

Слайд 5

Ньютон поставил на пути пучка лучей, проходивших через это отверстие, стеклянную призму. На противоположной стене он получил изображение в виде полоски чередующихся цветов.

Слайд 6

Полученный таким образом спектр солнечного света Ньютон разделил на семь цветов радуги – красный , оранжевый , жёлтый , зелёный , голубой , синий , фиолетовый .

Слайд 7

Закрыв отверстие красным стеклом, Ньютон наблюдал на стене только красное пятно.

Слайд 8

Закрыв отверстие синим стеклом, Ньютон наблюдал на стене только синее пятно.

Слайд 9

В последующих опытах по дисперсии Ньютону удалось соединить цветные лучи в белый свет. Все цвета спектра содержатся в самом солнечном свете, а стеклянная призма лишь разделяет их, так как различные цвета по-разному преломляются стеклом. Наиболее сильно преломляются фиолетовые лучи, слабее всего – красные.

Слайд 10

Согласно волновой теории, цвет луча света определяется его частотой колебаний. При переходе из одной среды в другую изменяются скорость света и длина волны, частота же, определяющая цвет, остается постоянной.

Слайд 11

Зависимость показателя преломления света от его цвета называется дисперсией .

Слайд 12

Выводы Призма не изменяет свет, а лишь раскладывает его на составные части. Белый свет состоит из цветных лучей. Фиолетовые лучи преломляются сильнее красных. Красный свет, который меньше преломляется, имеет наибольшую скорость, а фиолетовый – наименьшую, поэтому призма и раскладывает свет.

Слайд 13

Проявления дисперсии Радуга

Слайд 14

Иногда , когда после сильного ливня вновь проглядывает солнце, можно увидеть радугу. Это происходит потому, что воздух насыщен мельчайшей водяной пылью. Каждая капелька воды в воздухе выполняет роль крохотной призмы, дробящей свет на разные цвета. Что такое радуга?

Слайд 15

Радуга Радуга – не что иное, как спектр солнечного света . Он образован разложением белого света в каплях дождя, как в призмах . Из дождевых капель под разными углами преломления выходят широкие разноцветные пучки света . Наблюдатель, находясь вне зоны дождя, видит радугу на фоне облаков, освещаемых солнцем, на рас- стоянии 1 – 2 км . В это время солнце стоит невысоко над горизонтом за спиной наблюдателя, а центр радуги – над горизонтом.

Слайд 16

Верхняя полоса у радуги всегда красная и находится не выше 42 0 над горизонтом. Нижняя полоса – фиолетовая, а между ними находятся все остальные цвета. Благодаря дисперсии света, можно наблюдать цветную «игру света» на гранях бриллианта и других драгоценных камней.

Слайд 17

Почему яблоко зеленое ?

Слайд 18

Цвет тела, освещаемого белым светом, зависит от того, свет какого цвета это тело отражает.

Слайд 19

Различные тела также неодинаково пропускают свет сквозь себя. Поэтому на просвет, они различно окрашены. Такие прозрачные тела называются светофильтрами

Слайд 20

Сложение спектральных цветов Если световые пучки двух или более спектральных цветов падают на экран и налагаются друг на друга, то получаются новые цвета

Слайд 21

Смешение основных красок

Слайд 22

Дополнительные цвета Спектральные цветные пары, которые при сложении дают белый цвет называют дополнительными

Слайд 23

На спектральном сложении красного, зеленого и синего цветов основаны телевидение, цветная фотография, цветная печать