. Проектная работа как способ формирования этнокультурной компетентности детей к родной и «другой» культуре на материале сказок.

Тихонова Ирина Сергеевна

Исследовательские проекты детей представляют собой самостоятельный творческий поиск, который призван заинтересовать, пробудить жажду познания, желание «проникнуть» в родную и «другую» культуру. Исследовательская деятельность детей проводится в игровой форме как итоговое занятие после накопления определенных базовых знаний и умений. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

. Проектная работа как способ формирования этнокультурной компетентности детей к родной и «другой» культуре на материале сказок.

Цель: 1. Формировать предпосылки поисковой познавательной инициативы о культуре других людей и народов, развитие толерантности, уважения к другим людям, этносам.

Исследовательские проекты детей представляют собой самостоятельный творческий поиск, который призван заинтересовать, пробудить жажду познания, желание «проникнуть» в родную и «другую» культуру. Исследовательская деятельность детей проводится в игровой форме как итоговое занятие после накопления определенных базовых знаний и умений. С детьми подготовительной к школе группы мы организовали игровые ситуации на следующие темы:

  1. Первый исследовательский проект на тему: «Родные места героев сказок».

Цели: 1. Воспитание любви к родному краю.

  1. Воспроизведение и осмысление рассуждения другого ребенка.  
  2. Формирование осознанно-правильного отношения к обитателям родных мест.  
  3. Формировать навыки общения между детьми и родителями.

Работа над проектом проводится следующим образом: вступительная беседа педагога → рисунки детей по сюжетам собственного рассказа → сбор информации с помощью родителей → защита исследовательского проекта → форма защиты проекта: стендовая - альбом – гербарий.

2. Исследовательский проект на тему «Оружие богатыря мордовской сказки».

Цели: 1. Обогатить словарный запас воспитанников.

2. Развить разговорную речь.

3. Развить внимание.

4. Ознакомить с орудиями защиты богатыря сказки.

5. Ознакомить детей с местными сказителями.

6. Осуществить положительно-эмоциональной настрой детей на осуществление художественно-творческой деятельности.  

Этапы работы над проектом: вступительная беседа педагога → раскраска книжек-раскладушек → экскурсия в музей Эрьзи С.Н. → сбор информации детей с помощью родителей → презентация проекта → форма защиты проекта: стендовая.

3. Исследовательский проект на тему: «Берестяные изделия – предметы обихода сказочных героев».

Цели: 1. Ознакомить детей с ремеслом Тавленских мастеров – поделками из бересты и дерева.

2. Довести до широкого круга людей о ремесле Тавленских мастеров.

3. Помочь ребенку раскрыться, почувствовать себя раскованно, свободно, а также увидеть себя со стороны.

Этапы работы над проектом: экскурсия в лес → беседа → проведение следующих форм работы: ознакомление с песнями и стихами про природу; загадывание загадок; рассказ детей по собственным рисункам → сбор информации про природу детьми → презентация проекта → форма защиты проекта: стендовая + выставка поделок из бересты.

Завершение работы по теме «Мордовская народная сказка в ее сопоставлении с русским сказочным фольклором”- это своеобразный итог большого разговора, который дети пытаются подвести, отвечая на вопрос воспитателя.

Что же общего в русских и мордовских сказках, а что их отличает? Вывод объединил те мысли, находки, суждения детей, которые они высказывали в процессе обсуждения сказок. Любой народ, создавая свое сказочное наследие, обращается к последующим поколениям, передавая им накопленный опыт, нравственно-этический образец, веру в торжество добра, справедливости и любви. Но в то же время каждый народ вложил в свою сказку только ему присущие национальные черты, особенности культуры, истории, характера, то, что составляет понятие “душа народа”.

Таким образом, мы приходим к выводу, что сопоставительный анализ, проведенный на различных уровнях сравнения текстов в процессе изучения сказок, позволяет выработать у детей более широкий взгляд на различные инонациональные явления как формы многокультурности современного общества и в то же время помогает полнее представить мир русской сказочной культуры через образы и характеры инонационального фольклора, глубже постичь наиболее выразительные явления собственной культуры. Данная работа способствует закреплению их знания о жанровом своеобразии сказки как формы фольклора. Система таких методических приемов, используемых в процессе сопоставления, содействует развитию воображения детей, одновременно обогащая его. Изучение сказок в сопоставлении расширяет знания у детей о духовных ценностях разных национальных культур, формирует познавательный интерес, терпимое, позитивное отношение к инонациональным проявлениям, имеет большое значение для нравственного воспитания детей. В ходе общения мы убедились в том, что ребенок приобретает возможность проявления себя только тогда, когда его интересы, суждения не просто учитываются, а становятся значимой составляющей в образовательном процессе.