Рекомендации по использованию коррекционных технологий развития связной речи детей дошкольного возраста с ТНР

Деева Ольга Алексеевна

Деева Ольга Алексеевна, учитель-логопед

 

Тема: Современные коррекционные методики дифференцированного  подхода к формированию связной речи в практике работы с детьми дошкольного возраста с ОНР.

 

      Связная речь является особым видом речевой деятельности. Для овладения этой важнейшей стороной речи требуется специальное развитие у детей навыков связных высказываний. К существенным характеристикам связных высказываний (описание, повествование, пересказ) относятся связность, последовательность, логико-смысловая организация сообщения в соответствии с темой.  Анализ формирования речевой деятельности у детей с позиций психологии и психолингвистики, имеет непосредственное отношение к проблеме развития связной речи в период дошкольного детства. Своевременное овладение связной речью является одним из условий формирования полноценной личности, готовности к обучению в школе. 

   Из практики работы с детьми дошкольного возраста знаю, что особую трудность представляет развитие связной речи. У детей с общим недоразвитием речи нарушено или отстает от нормы формирование всех основных компонентов речевой системы: лексики, грамматики, фонетики. Трудности в овладении детьми словарным запасом и грамматическим строем родного языка значительно тормозят процесс развития связной речи.

     Было определено противоречие между  трудностью своевременного овладения связной речью детьми дошкольного возраста  с общим недоразвитием речи и необходимостью повышением эффективности применяемых коррекционных методик развития связной речи. Стала очевидной необходимость обновления традиционных методов развития  связной речи детей-логопатов.

      Изучив вопросы о психологических и лингвистических основах формирования связной речи, изучив коррекционные программы,  авторские методики логопедов-практиков (Филичева ТБ, Мастюкова ЕМ, Ефименкова ЛН, Селиверстов ВИ, Глухов ВП, Нищева, Коноваленко), определила необходимость повышения эффективности коррекционной работы через использование методик, построенных на основе дифференцированного подхода к анализу и преодолению речевых нарушений  (в частности развитию связной речи). Дифференцированный подход основывается на определении наиболее сформированных сфер речевой деятельности, с опорой на которые строится коррекционная работа.

 

Цель: Оптимизация условий  развития речи детей дошкольного возраста  с  ОНР посредством использования современных коррекционных методик дифференцированного  подхода к формированию связной речи.

 

Задачи: 1.Внедрить в практику работы современную коррекционную методику В.П. Глухова «Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»

1.1.Определить содержание входной диагностики (реальность, измеримость, результат) в соответствии  с методикой В.П. Глухова «Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи».

1.2 Составить перспективные планы занятий по развитию связной речи в соответствии  с методикой В.П. Глухова «Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи» в группах компенсирующей направленности для детей 5-6 лет, 6-7 лет.

Интегрировать содержание занятий в содержание основной коррекционной программы.

1.3 Определить методы и приемы организации занятий по развитию речи 1-го и 2го года обучения.

2. Определить содержание мониторинговых наблюдений развития связной речи.

3. Подготовить конспекты занятий и наглядный картинный материал к занятиям в соответствии с методикой В.П. Глухова «Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи».

 

Планируемый результат:

1 Достижение детьми уровня речевого и языкового развития, необходимого для составления разных видов развернутых высказываний. Повышение уровня выполнения заданий детьми (по исследованию связной речи): в пределах 3-4 баллов - 90% детей, отсутствие низкого уровня выполнения заданий.

2. Составлен перспективный план занятий по развитию связной речи в соответствии  с методикой В.П. Глухова «Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи» в группах компенсирующей направленности для детей 5-6 лет, 6-7 лет.

Содержание занятий интегрировано в содержание основной коррекционной программы.

3 Подготовлены конспекты занятий и наглядный картинный материал к занятиям в соответствии с методикой В.П. Глухова «Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи».

 

        Мною была изучена и внедрена в практику работы современная методика В.П. Глухова  «Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием» (М.. «Сфера», 2004г). В основе методики важнейший принцип отечественной логопедии – дифференцированный подход к анализу и преодолению речевых нарушений. При  проведении коррекционной работы с детьми с ОНР этот принцип находит свое выражение в установлении причин, лежащих в основе речевого недоразвития, учете специфики речевой патологии, установлении взаимосвязи между речевыми нарушениями и особенностями психического развития ребенка. Дифференцированный подход основывается также на определении наиболее сформированных сфер речевой деятельности, с опорой на которые строится коррекционная работа. Этот принцип лежит в основе работы по формированию связной речи.        

     В соответствии с методикой ВП Глухова было проведено комплексное исследование связной речи:

  • Обследование словарного запаса;

Целенаправленное изучение состояния словаря определило возможности детей  в построении полноценных связных высказываний.

 

  • Исследование связной речи;

Комплексное исследование развития связной речи предлагает выполнение детьми ряда заданий:

-Составление предложений по ситуационным картинкам;

-Пересказ текста;

-Составление рассказа по серии картинок;

-Составление рассказа по сюжетной картинке;

-Сочинение рассказа на основе личного опыта;

-Составление рассказа-описания.

Автором определены критерии оценки:

  • степень самостоятельности,
  • адекватность поставленной задаче,
  • семантическая наполненность,
  • связность и последовательность изложения,
  • соответствие грамматического оформления высказывания языковым нормам

Оценка в баллах соответствует уровням выполнения задания:

4 – хороший,

3 – удовлетворительный,

2 – недостаточный,

1 – низкий

Суммарная оценка в пределах:

 16-20 баллах - «хороший» уровень навыков рассказывания

11-15 баллов - «удовлетворительный» уровень,

6-10 баллов -  «недостаточный» уровень,

1-5 баллов – «низкий»

 

По данным исследования составлен индивидуально-групповой оценочный «профиль» состояния связной монологической речи.

       Индивидуальная оценка детских рассказов дала возможность установить, на какие моменты следует обратить внимание при обучении ребенка конкретному виду рассказывания.

Анализ полученных результатов определил содержание, методы и приемы  работы по развитию связной речи.

  • Данная методика определяет организацию наблюдений за детьми в процессе учебной, игровой, обиходно-бытовой деятельности.

Результаты наблюдений личностно-психологических особенностей детей (особенности внимания, памяти, сенсорных функций, мышления, работоспособность, темп выполнения заданий, особенности эмоционально-волевой сферы) обобщены в таблицу, использованы для индивидуального подхода к детям в процессе обучения (Приложение № 2 Таблица № «Результаты психолого- педагогического обследования детей ».             

       Все занятия по обучению рассказыванию проводились малогрупповым методом (рекомендации методики 5-6чел.), что позволило осуществлять индивидуальный подход к детям с учетом речевых и психологических особенностей, а также наиболее выраженных затруднений в составлении связных высказываний.

К первой группе отнесены дети, у которых в ходе обследования определены стойкие и явно выраженные затруднения в построении отдельных (фразовых) высказываний, а также значительные трудности при выполнении заданий на составление рассказов. При обследовании связной речи выявляются затруднения в передаче логической последовательности, «застревание» на второстепенных деталях сюжета, наряду с пропуском его главных событий, повтор отдельных эпизодов по нескольку раз и т. д.   У детей отсутствуют навыки самостоятельного рассказывания, выполнение заданий с элементами творчества оказалось недоступным.

Вторую группу составили  дети с менее выраженными недостатками в построении связных высказываний. Они проявляют больше самостоятельности при составлении развернутых сообщений. Особую сложность для детей представляют конструкции сложных предложений. При их построении дети пропускают или заменяют союзы. Нарушения связности и последовательности не имеют ярко выраженного характера. Наибольшие трудности  дети испытывали при составлении рассказов: это умение удерживать план высказывания, несформированность навыка контроля за пересказом, аграмматизмы в речи.  Трудности возникли и  при составлении рассказов с элементами творчества. Рассказывая о событиях из своей жизни, составляя рассказ с элементами творчества, дети используют преимущественно короткие малоинформативные предложения. При этом дети с трудом переключаются на изложение истории от третьего лица, не умеют включать в известный сюжет новые элементы, Изменять концовку рассказа и т. д.

    При организации занятий для детей первой группы увеличивала объем подготовительной работы (до занятия), включала большее количество тренировочных упражнений. На занятии использовала облегченные формы заданий, разные виды помощи со стороны педагога. Усложнение заданий с переходом на самостоятельные формы рассказывания были перенесены на более поздние сроки обучения.

         Рекомендуемая в данном пособии система обучения детей с ОНР рассказыванию включает ряд разделов, предусматривающих овладение ими навыками монологической речи в следующих формах:

•          составление высказываний по наглядному восприятию,

•          воспроизведение прослушанного текста,

•          составление рассказа-описания, рассказывание с элементами творчества (по аналогии, на заданную тему и др.).

       Предусматривается постепенный переход от формирования у детей репродуктивных форм речи (с опорой на речевой образец) к самостоятельным; от высказываний с опорой на наглядность к высказываниям по собственному замыслу. По каждому из разделов ставятся конкретные задачи по овладению детьми речевыми навыками и способами действий (особенности обучения построению данного вида монологического высказывания, его планированию и др.), а также специальные задачи, направленные на усвоение детьми языковых средств, составляющих основу монологической речи.

         При планировании  учитывала принцип тематической взаимосвязи, предусматривающий сочетание занятий по различным видам рассказывания в пределах той или иной тематики в соответствии с коррекционной программой обучения и воспитания детей с ОНР.

             Мной составлены перспективные планы  по использованию  методики в работе с детьми 5-6, 6-7 лет с ОНР. Разработаны конспекты занятий, подготовлен наглядный материал. Занятия интегрированы в содержание основной коррекционной программы «Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста» ТБ Филичева, ГВ Чиркина.

Обучению детей рассказыванию предшествует подготовительный период. Подготовительная работа включает: формирование лексического и грамматического базиса связной речи, развитие навыков построения предложений разной структуры, коммуникативных умений.

       В соответствии с данной методикой и этапом обучения определены методические требования к занятиям по обучению детей с ОНР рассказыванию:

 При проведении всех занятий особое внимание уделяется подготовительной работе. Это:

  • Речевые лексико-грамматические упражнения.
  • Специальный языковой разбор текста.
  • Разбор содержания с выделением важных смысловых звеньев.
  • Использование игровых приемов, активизирующих внимание, зрительное и вербальное восприятие, память, воображение ребенка.

 

В соответствии с каждым этапом определены задачи и методические приемы обучения связной речи .

Всего выделяется 4 этапа:

 

Этапы

Задачи

Подготовительный

Развитие направленного восприятия речи педагога и внимания к речи других детей;

Формирование установки на активное использование фразовой речи при ответах на вопросы педагога; Формирование умений адекватно передавать в речи изображенные на картинках простые действия;

Усвоение ряда языковых средств, прежде всего лексических (слова-определения, глагольная лексика и др.), необходимых для составления речевых высказываний;

1 этап

Упражнять в составлении фраз-высказываний по наглядной опоре, по имеющимся представлениям, усвоение ряда языковых (лексических, синтаксических) средств построения речевых высказываний.  Формирование установки на активное употребление фразовой речи, внимания к речи педагога, к собственным высказываниям.

2 этап

Овладение различными видами монологических высказываний (пересказ, рассказ-описание, рассказывание по картинам и др.).

3 этап

Формирование навыков творческого рассказывания.

 

Каждый вид обучения рассказыванию как метод формирования связной речи детей имеет свои особенности, конкретную структуру учебных занятий и методические приемы.

Занятия по пересказу.

Особая роль обучения пересказу в формировании связной монологической речи подчеркивается многими исследователями коррекционной педагогики. Автором представлено очень много   (20) методических приемов ( в том числе вспомогательных).

Обучение рассказыванию по  сюжетным картинам,  сериям сюжетных картинок, описание пейзажной картины.

Представленная методика строится с учетом отмечаемых у детей речевых нарушений, а так же особенностей психического и познавательного развития. Особое внимание уделяется приемам, направленным на развитие внимания, зрительного восприятия, логического мышления. (50 методических приемов).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  

 

 

              

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formirovanie_svyaznoy_rechi.doc111.doc71 КБ

Предварительный просмотр:

Деева Ольга Алексеевна, учитель-логопед

Тема: Современные коррекционные методики дифференцированного  подхода к формированию связной речи в практике работы с детьми дошкольного возраста с ОНР.

      Связная речь является особым видом речевой деятельности. Для овладения этой важнейшей стороной речи требуется специальное развитие у детей навыков связных высказываний. К существенным характеристикам связных высказываний (описание, повествование, пересказ) относятся связность, последовательность, логико-смысловая организация сообщения в соответствии с темой.  Анализ формирования речевой деятельности у детей с позиций психологии и психолингвистики, имеет непосредственное отношение к проблеме развития связной речи в период дошкольного детства. Своевременное овладение связной речью является одним из условий формирования полноценной личности, готовности к обучению в школе.  

   Из практики работы с детьми дошкольного возраста знаю, что особую трудность представляет развитие связной речи. У детей с общим недоразвитием речи нарушено или отстает от нормы формирование всех основных компонентов речевой системы: лексики, грамматики, фонетики. Трудности в овладении детьми словарным запасом и грамматическим строем родного языка значительно тормозят процесс развития связной речи.

     Было определено противоречие между  трудностью своевременного овладения связной речью детьми дошкольного возраста  с общим недоразвитием речи и необходимостью повышением эффективности применяемых коррекционных методик развития связной речи. Стала очевидной необходимость обновления традиционных методов развития  связной речи детей-логопатов.

      Изучив вопросы о психологических и лингвистических основах формирования связной речи, изучив коррекционные программы,  авторские методики логопедов-практиков (Филичева ТБ, Мастюкова ЕМ, Ефименкова ЛН, Селиверстов ВИ, Глухов ВП, Нищева, Коноваленко), определила необходимость повышения эффективности коррекционной работы через использование методик, построенных на основе дифференцированного подхода к анализу и преодолению речевых нарушений  (в частности развитию связной речи). Дифференцированный подход основывается на определении наиболее сформированных сфер речевой деятельности, с опорой на которые строится коррекционная работа.

Цель: Оптимизация условий  развития речи детей дошкольного возраста  с  ОНР посредством использования современных коррекционных методик дифференцированного  подхода к формированию связной речи.

Задачи: 1.Внедрить в практику работы современную коррекционную методику В.П. Глухова «Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»

1.1.Определить содержание входной диагностики (реальность, измеримость, результат) в соответствии  с методикой В.П. Глухова «Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи».

1.2 Составить перспективные планы занятий по развитию связной речи в соответствии  с методикой В.П. Глухова «Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи» в группах компенсирующей направленности для детей 5-6 лет, 6-7 лет.

Интегрировать содержание занятий в содержание основной коррекционной программы.

1.3 Определить методы и приемы организации занятий по развитию речи 1-го и 2го года обучения.

2. Определить содержание мониторинговых наблюдений развития связной речи.

3. Подготовить конспекты занятий и наглядный картинный материал к занятиям в соответствии с методикой В.П. Глухова «Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи».

Планируемый результат:

1 Достижение детьми уровня речевого и языкового развития, необходимого для составления разных видов развернутых высказываний. Повышение уровня выполнения заданий детьми (по исследованию связной речи): в пределах 3-4 баллов - 90% детей, отсутствие низкого уровня выполнения заданий.

2. Составлен перспективный план занятий по развитию связной речи в соответствии  с методикой В.П. Глухова «Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи» в группах компенсирующей направленности для детей 5-6 лет, 6-7 лет.

Содержание занятий интегрировано в содержание основной коррекционной программы.

3 Подготовлены конспекты занятий и наглядный картинный материал к занятиям в соответствии с методикой В.П. Глухова «Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи».

        Мною была изучена и внедрена в практику работы современная методика В.П. Глухова  «Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием» (М.. «Сфера», 2004г). В основе методики важнейший принцип отечественной логопедии – дифференцированный подход к анализу и преодолению речевых нарушений. При  проведении коррекционной работы с детьми с ОНР этот принцип находит свое выражение в установлении причин, лежащих в основе речевого недоразвития, учете специфики речевой патологии, установлении взаимосвязи между речевыми нарушениями и особенностями психического развития ребенка. Дифференцированный подход основывается также на определении наиболее сформированных сфер речевой деятельности, с опорой на которые строится коррекционная работа. Этот принцип лежит в основе работы по формированию связной речи.        

     В соответствии с методикой ВП Глухова было проведено комплексное исследование связной речи:

  1. Обследование словарного запаса;

Целенаправленное изучение состояния словаря определило возможности детей  в построении полноценных связных высказываний.

  1. Исследование связной речи;

Комплексное исследование развития связной речи предлагает выполнение детьми ряда заданий:

-Составление предложений по ситуационным картинкам;

-Пересказ текста;

-Составление рассказа по серии картинок;

-Составление рассказа по сюжетной картинке;

-Сочинение рассказа на основе личного опыта;

-Составление рассказа-описания.

Автором определены критерии оценки:

  1. степень самостоятельности,
  2. адекватность поставленной задаче,
  3. семантическая наполненность,
  4. связность и последовательность изложения,
  5. соответствие грамматического оформления высказывания языковым нормам

Оценка в баллах соответствует уровням выполнения задания:

4 – хороший,

3 – удовлетворительный,

2 – недостаточный,

1 – низкий

Суммарная оценка в пределах:

 16-20 баллах - «хороший» уровень навыков рассказывания

11-15 баллов - «удовлетворительный» уровень,

6-10 баллов -  «недостаточный» уровень,

1-5 баллов – «низкий»

По данным исследования составлен индивидуально-групповой оценочный «профиль» состояния связной монологической речи.

       Индивидуальная оценка детских рассказов дала возможность установить, на какие моменты следует обратить внимание при обучении ребенка конкретному виду рассказывания.

Анализ полученных результатов определил содержание, методы и приемы  работы по развитию связной речи.

  1. Данная методика определяет организацию наблюдений за детьми в процессе учебной, игровой, обиходно-бытовой деятельности.

Результаты наблюдений личностно-психологических особенностей детей (особенности внимания, памяти, сенсорных функций, мышления, работоспособность, темп выполнения заданий, особенности эмоционально-волевой сферы) обобщены в таблицу, использованы для индивидуального подхода к детям в процессе обучения (Приложение № 2 Таблица № «Результаты психолого- педагогического обследования детей ».            

       Все занятия по обучению рассказыванию проводились малогрупповым методом (рекомендации методики 5-6чел.), что позволило осуществлять индивидуальный подход к детям с учетом речевых и психологических особенностей, а также наиболее выраженных затруднений в составлении связных высказываний.

К первой группе отнесены дети, у которых в ходе обследования определены стойкие и явно выраженные затруднения в построении отдельных (фразовых) высказываний, а также значительные трудности при выполнении заданий на составление рассказов. При обследовании связной речи выявляются затруднения в передаче логической последовательности, «застревание» на второстепенных деталях сюжета, наряду с пропуском его главных событий, повтор отдельных эпизодов по нескольку раз и т. д.   У детей отсутствуют навыки самостоятельного рассказывания, выполнение заданий с элементами творчества оказалось недоступным.

Вторую группу составили  дети с менее выраженными недостатками в построении связных высказываний. Они проявляют больше самостоятельности при составлении развернутых сообщений. Особую сложность для детей представляют конструкции сложных предложений. При их построении дети пропускают или заменяют союзы. Нарушения связности и последовательности не имеют ярко выраженного характера. Наибольшие трудности  дети испытывали при составлении рассказов: это умение удерживать план высказывания, несформированность навыка контроля за пересказом, аграмматизмы в речи.  Трудности возникли и  при составлении рассказов с элементами творчества. Рассказывая о событиях из своей жизни, составляя рассказ с элементами творчества, дети используют преимущественно короткие малоинформативные предложения. При этом дети с трудом переключаются на изложение истории от третьего лица, не умеют включать в известный сюжет новые элементы, Изменять концовку рассказа и т. д.

    При организации занятий для детей первой группы увеличивала объем подготовительной работы (до занятия), включала большее количество тренировочных упражнений. На занятии использовала облегченные формы заданий, разные виды помощи со стороны педагога. Усложнение заданий с переходом на самостоятельные формы рассказывания были перенесены на более поздние сроки обучения.

         Рекомендуемая в данном пособии система обучения детей с ОНР рассказыванию включает ряд разделов, предусматривающих овладение ими навыками монологической речи в следующих формах:

•        составление высказываний по наглядному восприятию,

•        воспроизведение прослушанного текста,

•        составление рассказа-описания, рассказывание с элементами творчества (по аналогии, на заданную тему и др.).

       Предусматривается постепенный переход от формирования у детей репродуктивных форм речи (с опорой на речевой образец) к самостоятельным; от высказываний с опорой на наглядность к высказываниям по собственному замыслу. По каждому из разделов ставятся конкретные задачи по овладению детьми речевыми навыками и способами действий (особенности обучения построению данного вида монологического высказывания, его планированию и др.), а также специальные задачи, направленные на усвоение детьми языковых средств, составляющих основу монологической речи.

         При планировании  учитывала принцип тематической взаимосвязи, предусматривающий сочетание занятий по различным видам рассказывания в пределах той или иной тематики в соответствии с коррекционной программой обучения и воспитания детей с ОНР.

             Мной составлены перспективные планы  по использованию  методики в работе с детьми 5-6, 6-7 лет с ОНР. Разработаны конспекты занятий, подготовлен наглядный материал. Занятия интегрированы в содержание основной коррекционной программы «Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста» ТБ Филичева, ГВ Чиркина.

Обучению детей рассказыванию предшествует подготовительный период. Подготовительная работа включает: формирование лексического и грамматического базиса связной речи, развитие навыков построения предложений разной структуры, коммуникативных умений.

       В соответствии с данной методикой и этапом обучения определены методические требования к занятиям по обучению детей с ОНР рассказыванию:

 При проведении всех занятий особое внимание уделяется подготовительной работе. Это:

  1. Речевые лексико-грамматические упражнения.
  1. Специальный языковой разбор текста.
  2. Разбор содержания с выделением важных смысловых звеньев.
  3. Использование игровых приемов, активизирующих внимание, зрительное и вербальное восприятие, память, воображение ребенка.

В соответствии с каждым этапом определены задачи и методические приемы обучения связной речи .

Всего выделяется 4 этапа:

Этапы

Задачи

Подготовительный

Развитие направленного восприятия речи педагога и внимания к речи других детей;

Формирование установки на активное использование фразовой речи при ответах на вопросы педагога; Формирование умений адекватно передавать в речи изображенные на картинках простые действия;

Усвоение ряда языковых средств, прежде всего лексических (слова-определения, глагольная лексика и др.), необходимых для составления речевых высказываний;

1 этап

Упражнять в составлении фраз-высказываний по наглядной опоре, по имеющимся представлениям, усвоение ряда языковых (лексических, синтаксических) средств построения речевых высказываний.  Формирование установки на активное употребление фразовой речи, внимания к речи педагога, к собственным высказываниям.

2 этап

Овладение различными видами монологических высказываний (пересказ, рассказ-описание, рассказывание по картинам и др.).

3 этап

Формирование навыков творческого рассказывания.

Каждый вид обучения рассказыванию как метод формирования связной речи детей имеет свои особенности, конкретную структуру учебных занятий и методические приемы.

Занятия по пересказу.

Особая роль обучения пересказу в формировании связной монологической речи подчеркивается многими исследователями коррекционной педагогики. Автором представлено очень много   (20) методических приемов ( в том числе вспомогательных).

Обучение рассказыванию по  сюжетным картинам,  сериям сюжетных картинок, описание пейзажной картины.

Представленная методика строится с учетом отмечаемых у детей речевых нарушений, а так же особенностей психического и познавательного развития. Особое внимание уделяется приемам, направленным на развитие внимания, зрительного восприятия, логического мышления. (50 методических приемов).

Обучение рассказыванию с элементами творчества.

    Творческое рассказывание максимально приближает ребенка к тому уровню монологической речи, который потребуется для перехода к новой ведущей (учебной) деятельности. В пособии представлены виды  творческих заданий, включаемых в занятия по обучению различным видам рассказыания.

 

   В результате выполнения намеченных действий, на основании мониторинга можно констатировать следующее: созданы условия, необходимые для развития связной монологической детей с тяжелыми нарушениями речи.

Во все последующие годы отмечается положительная динамика развития связной речи детей.

       Считаю, что выбранные мной методы и приемы коррекционной работы с детьми  оказались педагогически целесообразны и результативны.