Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Умные пальчики»
Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».
В. А. Сухомлинский
«Движение руки всегда тесно связано с речью и
способствует ее развитию».
В. М. Бехтерев
Развитие речи у дошкольников оказывает огромное влияние на успешность обучения их в дальнейшем. Готовность детей к школе включает зрелость всех систем организма, сформированность крупной и мелкой моторики, зрительного и фонематического восприятия.
На основании исследований М.М.Кольцов в 1973 г. делает важнейший вывод о том «…что есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи – такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция кисти руки есть ещё одна речевая зона мозга».
Так учеными доказано, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.
Мелкая моторика – это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук. Развитие мелкой моторики необходимо не только для выполнения каких-либо повседневных действий, но и для стимуляции мозговой деятельности и для развития интеллектуальных способностей.
Так же установлено, что уже к 6-7 годам в основном закачивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц кисти. Несвоевременное развитие мелкой моторики может оказать негативное воздействие на образовательный процесс в целом, а в дальнейшем и на качество жизни ребенка.
Из этого следует, что начинать работу в данном направлении необходимо с двух - трех лет, так как это самый благоприятный период для развития ребенка, когда кора больших полушарий окончательно еще не сформирована.
Я выбрала кружковую работу по теме «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста посредством кружковой деятельности» в связи с тем, что считаю эту тему наиболее актуальной для детей дошкольного возраста. Актуальность заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, психического и физического развития ребёнка. Работа кружка «Умные пальчики» направлена на развитие и укрепление мелкой моторики рук у детей 3-7 лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
umnye_palchiki.docx | 82.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №38 | ||
Рассмотрено на заседании педагогического совета от «___» _____________ 20____г. Протокол № __________________ | Утверждаю: Заведующий МАДОУ детский сад комбинированного вида №38 __________Сергеева Е.В. «___» _________ 20____г. | |
Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Умные пальчики» (стартовый уровень) Возраст обучающихся: 5-6 лет Срок реализации: 1 год | ||
Автор-составитель: Гришкина Вера Александровна воспитатель | ||
2020г. |
СОДЕРЖАНИЕ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА………………………………………………….………. 3
УЧЕБНЫЙ ПЛАН I модуль …………………………………………………………….. .11
УЧЕБНЫЙ ПЛАН II модуль …………………………………………………………….. 13
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ I модуль……………………………………………….. 15
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ II модуль……………………………………………….18
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ…………………………………...24
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………………26
КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК I модуль……………………………………….28
КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК II модуль………………………………………29
Пояснительная записка
Дополнительная общеразвивающая программа «Умные пальчики» разработана на основании следующих нормативно-правовых документов:
- Федерального закона от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в РФ».
- Концепции развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014г. № 1726-р).
- Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».
- Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29.08.2013г. № 1008 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
- Письма Министерства образования Московской области от 28.08.2013г. №10825-13в/07 о решении рабочей группы Министерства образования Московской области по разработке мер, позволяющих обеспечить функционирование непрерывной плановой системы обучения детей основам безопасного поведения на улицах и автодорогах от 26.06.2013г.
- Методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (Приложение к письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от 22.09.2015г. № 1040).
Направленность дополнительной образовательной программы
Все более актуальной становится проблема обеспечения преемственности дошкольного и младшего школьного звеньев образовательной системы. Она наиболее остро проявляется на практике в недостаточной готовности детей к систематическому, целенаправленному обучению в школе, слишком длительной адаптации некоторых первоклассников к новым для них условиям. Синонимом готовности детей к обучению в школе является понятие «школьная зрелость», которая в психолого-педагогической литературе трактуется, как достигнутый уровень морфологического, функционального и интеллектуального развития ребенка, который позволяет ему успешно преодолевать нагрузки, связанные с систематическим обучением, новым режимом дня в школе. Одним из немаловажных аспектов развития дошкольника в период подготовки его к школе, является развитие мелкой моторики руки и координации движений пальцев рук.
Мелкая моторика — совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. К области мелкой моторики относится много разнообразных движений: от примитивных жестов, таких как захват объектов, до очень мелких движений, от которых, например, зависит почерк человека. Значение мелкой моторики очень велико! Она напрямую связана с полноценным развитием речи. Почему? Наш мозг устроен так, что за определенные операции отвечают отдельные центры. Центры мозга, отвечающие за моторику и речь, находятся рядом и тесно взаимодействуют друг с другом. Развивая мелкую моторику руки, мы активизируем эти отделы мозга и соседние. А соседние, как раз, и отвечают за развитие речи. Таким образом, развитие речи и развитие мелкой моторики руки взаимозависимы. Связь пальцевой моторики и речевой функции была подтверждена исследователями Института физиологии детей и подростков. Мелкая моторика рук отвечает не только за речь, но и взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, координация в пространстве, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению. Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики (у него подвижные и ловкие пальчики), говорить научится без особого труда, речь будет развиваться правильно. Он умеет логически рассуждать, у него развиты память, внимание, связная речь. Дошкольник с низким уровнем развития моторики быстро утомляется. Его внимание быстро рассеивается, появляется чувство тревоги. Ему трудно выполнить задания, связанные с письмом, например, обвести какую – либо фигуру. В дальнейшем это может привести к отставанию в учебе. Поэтому правильное и методическое развитие движений пальцев и кисти рук, стимулирует речевое развитие ребенка в общем и благоприятно влияет на исправление речевых дефектов в частности. И эту работу нужно начинать с раннего возраста. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий: одеваться, держать ложку, карандаш, рисовать и писать, завязывать шнурки, застегивать пуговицы (и в этом случае мы говорим о готовности ребенка к школе).
Материал программы имеет многофункциональный характер: развивает речевую моторику, общую и тонкую моторику пальцев; формирует фонетико-фонематическую базу; развивает фразовую и связную речь, способствует сенсорному развитию; активизирует развитие высших психических функций, познавательной деятельности; формирует процесс социальной адаптации у детей.
Представленная программа разработана в соответствии с ФГОС и реализует интеграцию образовательных областей. Программа рассчитана на 1 год обучения с детьми 5-6 лет.
Актуальность программы
Сегодня можно встретить объявления: «Обучаем чтению с двух лет» или «Раскрываем потенциал дошкольника». Мамы и папы, как правило, готовы на все ради любимых детей. Они радуются, когда их ребенок в три года читает, в четыре играет на пианино, а в пять пишет натюрморты. К сожалению, от родителей ускользает другая истина, что ум ребенка находится на кончиках пальцев и можно добавить, что не только ум, но основные способности и даже таланты.
Согласно статистическим данным, за последние 5-10 лет показатель уровня развития речи у детей снизился. Причин для такой тенденции много. Родители не уделяют детям достаточного внимания, сейчас ребенок чуть ли не с первых своих дней окунается в мир теле- и аудио- коммуникаций, да и современные игрушки не все способствуют развитию речи, в частности, мелкой моторики, очень важной для ее становления.
Неподготовленность к письму, недостаточное развитие речи, мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания, может привести к возникновению негативного отношения к учёбе, тревожного состояния ребёнка в школе. Доказано, что формирование устной речи ребенка начинается тогда, когда движение пальцев рук достигает достаточной точности, что несовершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук не дает ребенку овладеть письмом, рисованием и другими важными в учебном процессе навыками. Поэтому в дошкольном возрасте важно развить механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребёнком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.
Целью данной программы является развитие мелкой моторики у детей посредством дидактических игр и игрушек, массажа ладоней и пальцев рук и пальчиковой гимнастики.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
Личностные:
∙ Формирование старательности, аккуратности, усидчивости;
∙ Формирование навыков правильной посадки при письме, умения правильно располагать тетрадь на столе во время письма, умения правильно держать шариковую ручку (карандаш);
∙ Научить детей ориентироваться в тетради в клетку и на листе бумаги;
∙ Познакомить с основными правилами штриховки, раскрашивания, обведения контура изображения;
∙ Помочь детям подготовить руку к письму и сформировать определенные графические навыки.
Метопредметные:
∙ Развитие графических движений, зрительного восприятия, зрительно - моторных координации;
∙ Развитие внимания к речи воспитателя, умения выполнять задания по словесной инструкции;
∙ Развивать у детей мышление, внимание, память, речь, слуховое восприятие. Образовательные:
∙ Научить детей ориентироваться в тетради в клетку и на листе бумаги;
∙ Познакомить с основными правилами штриховки, раскрашивания, обведения контура изображения;
∙ Помочь детям подготовить руку к письму и сформировать определенные графические навыки.
Отличительные особенности программы
Новизна и отличительные особенности заключаются в том, что программы направлена на всестороннее развитие ребёнка. Методика позволяет детям интенсивно заниматься и не утомляться за счет постоянной смены видов деятельности и переключения внимания. Занятия в кружке отличаются комплексным подходом к подготовке детей к школьному обучению, направлены на развитие всех необходимых психологических компонентов готовности ребёнка к школе: познавательных процессов, коммуникативных навыков, эмоционально-волевой сферы и мелкой моторики.
Адресат программы – дети 5-6лет
Возрастные особенности детей
К 5 годам они обладают довольно большим запасом представлений об окружающем, которые получают благодаря своей активности, стремлению задавать вопросы и экспериментировать.
Представления об основных свойствах предметов углубляются: ребёнок хорошо знает основные цвета и имеет представления об оттенках (например, может показать два оттенка одного цвета: светло-красный и тёмно-красный); может рассказать, чем отличаются геометрические фигуры друг от друга; сопоставить между собой по величине большое количество предметов.
Ребенок 5-6 лет умеет из неравенства делать равенство; раскладывает 10 предметов от самого большого к самому маленькому и наоборот; рисует в тетради в клетку геометрические фигуры; выделяет в предметах детали, похожие на эти фигуры; ориентируется на листе бумаги.
Освоение времени все ещё не совершенно: не точная ориентация во временах года, днях недели (хорошо усваиваются названия тех дней недели и месяцев года, с которыми связаны яркие события).
Внимание детей становится более устойчивым и произвольным. Они могут заниматься не очень привлекательным, но нужным делом в течение 20-25 мин вместе со взрослым. Ребёнок этого возраста уже способен действовать по правилу, которое задаётся взрослым (отобрать несколько фигур определённой формы и цвета, найти на картинке изображения предметов и заштриховать их определённым образом).
Объём памяти изменяется не существенно. Улучшается её устойчивость. При этом для запоминания дети уже могут использовать несложные приёмы и средства (в качестве подсказки могут выступать схемы, карточки или рисунки).
В 5-6 лет ведущее значение приобретает наглядно-образное мышление, которое позволяет ребёнку решать более сложные задачи с использованием обобщённых наглядных средств (схем, чертежей и пр.) . К наглядно-действенному мышлению дети прибегают в тех случаях, когда сложно без практических проб выявить необходимые связи. При этом пробы становятся планомерными и целенаправленными. Задания, которые можно решить без практических проб, ребёнок нередко может решать в уме.
Развивается прогностическая функция мышления, что позволяет ребёнку видеть перспективу событий, предвидеть близкие и отдалённые последствия собственных действий и поступков.
Ловкость и развитие мелкой моторики проявляются в более высокой степени самостоятельности ребёнка при самообслуживании: дети практически не нуждаются в помощи взрослого, когда одеваются и обуваются. Некоторые из них могут обращаться со шнурками — продевать их в ботинок и завязывать бантиком.
Срок реализации программы – 1 год.
Режим занятий: 1 год обучения – 32 часа, 1 раз в неделю.
Продолжительность занятий кружка составляет 30 минут, проходит во вторую половину дня.
Форма обучения: очная.
Прогнозируемый результат реализации программы:
- Развитие мелкой моторики и координации пальцев рук до уровня, соответствующего данному возрасту.
- Развитие творческой активности, пространственного мышления.
- Укрепление мышечного тонуса кисти рук;
- Овладение разными видами ручной умелости.
- Овладение приемами работы с разными инструментами.
- Творческое применение изученных техник, приемов и материалов в художественной деятельности.
Результативность деятельности обучаемых
Открытые занятия для педагогов ДОУ и родителей.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:
• творческая работа.
Оценочная система, используемая при подведении итогов реализации
программы:
Определение результативности программы и фиксация образовательных результатов осуществляется в форме мониторинга. Мониторинг проводится вначале года (входной контроль), в конце учебного года (итоговый контроль). В мониторинге используется трёхбалльная оценочная система.
• 3 балла – дети, у которых мелкая моторика рук развита хорошо.
•от 2 до 3 баллов – дети, у которых мелкая моторика рук развита недостаточно хорошо.
•от 1 до 2 баллов - дети, у которых мелкая моторика рук развита плохо.
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов:
- журнал посещаемости
- дневник наблюдений
- фото
- видеозапись
- отзыв детей и родителей
- материал анкетирования и тестирования
- аналитическая справка
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов:
- открытые занятия
- видеопрезентации
Материально-техническое обеспечение:
Групповое помещение, оборудованное сенсомоторным центром с созданной в нем предметно-пространственной развивающей средой:
- Настольные и настольно-печатные игры, разнообразные конструкторы, мозаики разных размеров, пазлы, «Лего»
- Материал для рисования, лепки, аппликации, ручного труда
- Мелкие предметы: счетные палочки, игрушки, природный материал, бусы, пуговицы, крупный бисер, крупы
- Картотека пальчиковых игр, физкультминуток, пауз, речевых гимнастик, рисунков по клеточкам.
- «Сухие» бассейны с разными наполнителями
- Фигурные и геометрические трафареты, буквы и цифры магнитной азбуки,
- Пооперационные схемы изготовления поделок, карточки –таблицы для зрительных диктантов, схемы для «Оригами», рисунки –тренажеры для выкладывания контура предметов.
- Пособия по сенсомоторике
Кадровое обеспечение
Руководителем и разработчиком программы кружка является Гришкина Вера Александровна, имеющая высшее педагогическое образование, стаж педагогической деятельности 18 лет, воспитатель высшей квалификационной категории, прошедшая курсы повышения квалификации по теме «Коррекция произношения детей дошкольного возраста через развитие мелкой моторики».
Учебно-тематический план дополнительной обще-развивающей программы «Умные пальчики»
СТАРТОВЫЙ УРОВЕНЬ
Модуль I.
№ п/п | Наименование раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации, контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1. | Водное занятие. Обследование мелкой моторики рук | 1 | 0,5 | 0,5 | выполнение практических заданий (тестирование) |
2. | Использование элементов изо деятельности | ||||
2.1. | Осень. Фрукты и овощи | 1 | 0,5 | 0,5 | выполнение практических заданий |
2.2. | Осенние листья | 1 | 0,5 | 0,5 | выполнение практических заданий |
3. | Графические упражнения, рисуночные задания | ||||
3.1. | Птицы осенью | 1 | 0,5 | 0,5 | выполнение практических заданий |
3.2. | Деревья и кустарники | 1 | 0,5 | 0,5 | выполнение практических заданий |
4. | Игры и действия с предметами | ||||
4.1. | Орудия труда | 1 | 0,5 | 0,5 | выполнение практических заданий |
5. | Использование элементов изо деятельности | ||||
5.1 | Одежда и обувь | 1 | 0,5 | 0,5 | выполнение практических заданий |
6. | Пальчиковая гимнастика | ||||
6.1. | Мебель | 1 | 0,5 | 0,5 | выполнение практических заданий |
7. | Игры и действия с предметами | ||||
7.1. | Город | 1 | 0,5 | 0,5 | выполнение практических заданий |
8. | Графические упражнения, рисуночные задания | ||||
8.1. | Транспорт | 1 | 0,5 | 0,5 | выполнение практических заданий |
9. | Игры и действия с предметами | ||||
9.1. | Зимний лес | 1 | 0,5 | 0,5 | выполнение практических заданий |
10. | Графические упражнения, рисуночные задания | ||||
10.1 | Дикие животные | 1 | 0,5 | 0,5 | выполнение практических заданий |
12 |
СТАРТОВЫЙ УРОВЕНЬ
Модуль II.
№ п/п | Наименование раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации, контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1. | Использование элементов изо деятельности | ||||
1.1 | Зимние виды спорта | 1 | 0,5 | 0,5 | выполнение практических заданий |
2. | Графические упражнения, рисуночные задания | ||||
2.2. | Домашние животные | 1 | 0,5 | 0,5 | выполнение практических заданий |
3. | Игры и действия с предметами | ||||
3.1. | Птицы зимой | 1 | 0,5 | 0,5 | выполнение практических заданий |
3.2. | Рыбы | 1 | 0,5 | 0,5 | выполнение практических заданий |
4. | Пальчиковая гимнастика | ||||
4.1. | Семья | 1 | 0,5 | 0,5 | выполнение практических заданий |
5. | Графические упражнения, рисуночные задания | ||||
5.1 | Хлеб всему голова | 1 | 0,5 | 0,5 | выполнение практических заданий |
6. | Использование элементов изо деятельности | ||||
6.1. | Подарок для мамы | 1 | 0,5 | 0,5 | выполнение практических заданий |
7. | Графические упражнения, рисуночные задания | ||||
7.1. | Профессии | 1 | 0,5 | 0,5 | выполнение практических заданий |
7.2 | Начало весны | 1 | 0,5 | 0,5 | выполнение практических заданий |
8. | Использование элементов изо деятельности | ||||
8.1. | Игрушки | 1 | 0,5 | 0,5 | выполнение практических заданий |
9. | Пальчиковая гимнастика | ||||
9.1. | Посуда | 1 | 0,5 | 0,5 | выполнение практических заданий |
10. | Графические упражнения, рисуночные задания | ||||
10.1 | Зоопарк | 1 | 0,5 | 0,5 | выполнение практических заданий |
11. | Игры и действия с предметами | ||||
11.1 | Труд весной | 1 | 0,5 | 0,5 | выполнение практических заданий |
12. | Графические упражнения, рисуночные задания | ||||
12.1 | Птицы встречают весну | 1 | 0,5 | 0,5 | выполнение практических заданий |
13. | Использование элементов изо деятельности | ||||
13.1 | Весна | 1 | 0,5 | 0,5 | выполнение практических заданий |
14. | Графические упражнения, рисуночные задания | ||||
14.1 | Цветы | 1 | 0,5 | 0,5 | выполнение практических заданий |
15. | Пальчиковая гимнастика | ||||
15.1 | Огород | 1 | 0,5 | 0,5 | выполнение практических заданий |
16. | Игры и действия с предметами | ||||
16.1 | Я - человек | 1 | 0,5 | 0,5 | выполнение практических заданий |
17. | Использование элементов изо деятельности | ||||
17.1 | Чему мы научились за год | 1 | 0,5 | 0,5 | выполнение практических заданий |
18. | Итоговое занятие. Мониторинг | 1 | 0,5 | 0,5 | Итоговое задание (тестирование) |
20 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ СТАРТОВЫЙ УРОВЕНЬ.
Модуль I. (12 часов)
Раздел 1. Диагностика
(теория 0,5 ч., практика 0,5ч.)
Тема 1.1. Водное занятие. Обследование мелкой моторики рук
Теория (0,5 ч.): Проведение начального мониторинга программы
Практика (0,5 ч.): Проведение тестирования детей для определения их развития, уровень умения работать ручкой, карандашом, манипулирование предметами, способность контролировать координацию движений пальцев рук.
Раздел 2. Использование элементов изодеятельности
(теория 1,5 ч., практика 1,5 ч.)
Тема 2.1. Осень. Фрукты и овощи
Теория (0,5ч.): Приемы работы с пластилином различными инструментами (стек, скалка). Простейшие приемы лепки: изготовления изделий путем вытягивания из целого куска, раскатывание, скатывание, расплющивание, вытягивание, сгибание, присоединение.
Практика (0,5ч.): - Натюрморт «Дары осени» - обрывание по контору овощей и фруктов из цветной бумаги и наклеивание их в альбом;
- «Что выросло на грядке?» - выкладывание овощей и фруктов пластилиновыми жгутиками по контору
Тема 2.2. Осенние листья
Теория (0,5ч.): Знакомство с различными видами бумаги. Приемы работы с бумагой: вырывание, сминание, разрезание, изготовление деталей по шаблону.
Практика (0,5ч.): - «Ножницы потерялись» - обрывание «листьев» из бумажных заготовок;
- «Волшебные рисунки» - рисование различных листьев пальцем на песке (крупе).
Тема 2.3 Одежда и обувь
Теория (0,5ч.): Приемы теснения, создания характера фактурой материала. Техника безопасности при работе с пластилином.
Практика (0,5ч.): - «Теплая меховая одежда» - обводка трафарета шубы и шапки и имитации меха путем рисования коротких штрихов, завитков на полученном контуре
- «Пластилиновые жгутики» - обводка трафаретов одежды и обуви, выкладывание по контуру пластилиновыми жгутиками
Раздел 3. Графические упражнения, рисуночные задания
(теория 2 ч., практика 2 ч.).
Тема 3.1. Птицы осенью
Теория (0,5ч.): Ознакомление с различными видами штриховки.
Практика (0,5 ч.): - «Кто это?» - обводка трафарета птицы из ватмана, штриховка в разных направлениях (по показу)
- «Кто спрятался в комочке?» - разглаживание смятых трафаретов птиц из альбомной бумаги с последующей обводкой и раскрашиванием
Тема 3.2. Деревья и кустарники
Теория (0,5ч.): Работа с трафаретами.
Практика (0,5 ч.): - «В лесу родилась елочка» - обводка трафаретов елки, штриховка слева направо, справа налево
- «Такие разные деревья» - обводка трафаретов деревьев разного размера
Тема 3.3. Транспорт
Теория (0,5ч.): Рисование по клеточкам (по образцу), графические игры (дорожки, дорисуй, обведи по контуру).
Практика (0,5 ч.): - «Что спряталось в комочке?» - разглаживание смятых в комочек трафаретов автобуса из альбомной бумаги, штриховка
- Игры на ориентировку на листе бумаги
Тема 3.4. Дикие животные
Теория (0,5ч.): Ознакомление с различными видами штриховки, рисование по клеточкам (по образцу), графические игры (дорожки, дорисуй, обведи по контуру), работа с трафаретами, работа в прописях.
Практика (0,5 ч.): - «Что спряталось в комочке?» - разглаживание смятых в комочек трафаретов диких животных из альбомной бумаги, штриховка
- Коллективная работа «Кто, где живет?» - обвести трафарет дикого животного, вырезать его и поместить в лес, изображенные на большом листе бумаге
Раздел 4. Игры и действия с предметами
(теория 1,5 ч., практика 1,5 ч.).
Тема 4.1. Орудия труда
Теория (0,5ч.): Игры со счетными палочками; завязывание и развязывание ниток.
Практика (0,5 ч.): - «Конструктор» - выкладывание из счетных палочек орудий труда (по памяти, с предварительным рассматриванием образца)
- «Удобный инструмент» - обматывание палочки («ручки инструмента») ниткой
Тема 4.2. Город
Теория (0,5ч.): Игры со счетными палочками и строительным материалом.
Практика (0,5 ч.): - «Строим высокий дом» - работа со строительным материалом
- «Строители» - выложить из палочек дом с заданным количеством этажей
Тема 4.3. Зимний лес
Теория (0,5ч.): Игры со спичками. Работа с нитками.
Практика (0,5ч.): - «Нарисуй дерево ниткой» - выкладывание веток дерева нитками, прикрепленными к стволу
- «Зимнее дерево» - выкладывание дерева из спичек
Раздел 5. Пальчиковая гимнастика
(теория 0,5 ч., практика 0,5 ч.).
Тема 5.1. Мебель
Теория (0,5ч.): Пальчиковые игры, сопровождающиеся стишками и потешками.
Практика (0,5 ч.): Пальчиковые гимнастики: «Наша квартира», «Много мебели в квартире», «Мебельный магазин».
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ СТАРТОВЫЙ УРОВЕНЬ.
Модуль II. (20 часов)
Раздел 1. Использование элементов изо деятельности
(теория 2,5 ч., практика 2,5 ч.)
Тема 1.1. Зимние виды спорта
Теория (0,5ч.): Приемы работы с бумагой: вырывание, сминание. Простейшие приемы лепки: изготовления изделий путем вытягивания из целого куска, раскатывание, скатывание, расплющивание, вытягивание, сгибание, присоединение.
Практика (0,5ч.): - «Что спряталось в комочке?» - разглаживание смятых в комочек трафаретов зимних видов спорта из папирусной бумаги
- «Пластилиновые жгутики» - выложить лыжи, санки пластилиновыми жгутиками
Тема 1.2. Подарок для мамы
Теория (0,5ч.): Работа с различными видами бумаги. Приемы работы с бумагой: вырывание, сминание, разрезание, изготовление деталей по шаблону.
Практика (0,5ч.): - Изготовление поздравительной открытки «Ветка мимозы» - на листе бумаги нарисованы контуры вазы и ветки Мимозы. Вазу промазываем клеем и посыпаем гречкой (манкой, песком, пшеном). Для мимозы из колчков желтой бумаги, путем скатывания делаем маленькие комочки; стебель и листочки вырезаем ножницами из зеленой бумаги и приклеиваем
Тема 1.3. Игрушки
Теория (0,5ч.): Простейшее понятие “оригами”. Приемы складывания бумаги (пополам, вчетверо, наискосок, гармошкой). Точное соединение углов, сторон. История искусства оригами, понятия “диагональ”, “сторона”, “центр”. Понятие “геометрическая фигура” (квадрат, треугольник, прямоугольник). Техника безопасности при работе с бумагой и ножницами.
Практика (0,5ч.): - «Чудеса из бумаги» - изготовление игрушек методом оригами
- «Мастерская» - изготовление игрушек мозаичным методом
Тема 1.4. Весна
Теория (0,5ч.): Приемы теснения, создания характера фактурой материала. Техника безопасности при работе с пластилином.
Практика (0,5ч.): - «Почки распускаются» - отщипывание от зеленого куска пластилина маленьких комочков и примазывание их к веткам дерева, нарисованного на альбомном листе
- «Весеннее солнышко» - обрывание из готовых геометрических фигур кружка и длинных полосок и наклеивания их в альбом
Тема 1.5. Чему мы научились за год
Теория (0,5ч.): Понятие “мозаика”, виды мозаики (контурная, сплошная, с просветами и без); изготовление мозаики, используя для этого технику аппликации.
Практика (0,5ч.): - «Изготовление поделок» - дети самостоятельно выбирают различные материалы для поделок, рассказывают о том, что собираются делать и комментируют свои действия
Раздел 2. Графические упражнения, рисуночные задания
(теория 3,5 ч., практика 3,5 ч.)
Тема 2.1. Домашние животные
Теория (0,5ч.): Графические игры (дорожки, дорисуй, обведи по контуру), работа с трафаретами, работа в прописях.
Практика (0,5 ч.): - «Что спряталось в комочке?» - разглаживание смятых в комочек трафаретов домашних животных из альбомной бумаги, штриховка
- Коллективная работа «Кто, где живет?» - обвести трафарет домашнего животного, вырезать его и поместить на подворье, изображенные на большом листе бумаге
Тема 2.2. Хлеб всему голова
Теория (0,5ч.): - Ознакомление с различными видами штриховки. Графические игры (дорожки, дорисуй, обведи по контуру)
Практика (0,5 ч.): - «Что спряталось в комочке?» - разглаживание смятых в комочек трафаретов хлебобулочных изделий из папирусной бумаги, штриховка по выбору ребенка
Тема 2.3. Профессии
Теория (0,5ч.): Ознакомление с различными видами штриховки, рисование по клеточкам (по образцу), графические игры (дорожки, дорисуй, обведи по контуру).
Практика (0,5 ч.): - «Чья одежда?» - разглаживание скомканных бумажных комочков бумаги с контурным изображением одежды и обуви людей разных профессий. Штриховка одежды сверху вниз, обуви справа налево.
- Игры на ориентировку на листе бумаги
Тема 2.4. Начало весны
Теория (0,5ч.): Ознакомление с различными видами штриховки, рисование по клеточкам (по образцу), графические игры (дорожки, дорисуй, обведи по контуру).
Практика (0,5 ч.): - «Кто скоро проснется после зимней спячки?» -разглаживание бумажных комочков с контурными изображениями животных и штриховка в заданных направлениях
- Игры на ориентировку на листе бумаги
Тема 2.5. Птицы встречают весну
Теория (0,5ч.): Работа с трафаретами, работа в прописях.
Практика (0,5 ч.): - «Птица с птенчиком» - обвести трафареты птицы и птенца (большой и поменьше) и штриховка в разных направлениях (по показу)
- Игры на ориентировку на листе бумаги
Тема 2.6. Зоопарк
Теория (0,5ч.): Работа с трафаретами, работа в прописях.
Практика (0,5 ч.): - «Зоопарк» - обвести трафареты зебры на белом листе, заштриховать черным карандашом полоски, на желтом листе обвести трафарет леопарда – нарисовать при помощи штриховки коричневые пятна
- Игры на ориентировку на листе бумаги
Тема 2.7. Цветы
Теория (0,5ч.): Рисование по клеточкам (по образцу), графические игры (дорожки, дорисуй, обведи по контуру), работа с трафаретами, работа в прописях.
Практика (0,5 ч.): - «Маленький художник» - обводка двух трафаретов из папиросной бумаги: полевые и комнатные цветы; штриховка полученных изображений по словесной инструкции: полевые цветы заштриховать линиями сверху вниз, комнатные – слева направо
- Игры на ориентировку на листе бумаги
Раздел 3. Игры и действия с предметами
(теория 2 ч., практика 2 ч.)
Тема 3.1. Птицы зимой
Теория (0,5ч.): Игры с разрезными картинками. Переборка круп.
Практика (0,5 ч.): - «Кто, чем питается?» - сортировка крупы для птиц: перловка и горох
- «Разрезанные картинки» - складывание картинки птицы из 6-8 частей
Тема 3.2. Рыбы
Теория (0,5ч.): Игры со спичками. Работа с проволокой.
Практика (0,5 ч.): - «Рыбы из проволоки» - выгибание из проволоки геометрических форм (овала, круга, треугольника) и выкладывание из них рыб
- «Маленький конструктор» - выкладывание из спичек различных рыб (по памяти)
Тема 3.3. Труд весной
Теория (0,5ч.): Игры с орехами. Работа с геометрическими фигурами.
Практика (0,5ч.): - «Орешек-художник. Что получилось?» - катание грецкого ореха по влажному песку
- «Едем на дачу» - собрать грузовик из геометрических фигур
Тема 3.4. Я - человек
Теория (0,5ч.): Игры с карандашом, счетными палочками; завязывание и развязывание лент, шнурков, узелков.
Практика (0,5ч.): - «Кто в домике живет?» - выкладывание из палочек дома и силуэт человека с соблюдением пропорций
- «Ловкие ручки» - завязывание бантиков из шнурков, тесьмы, ленты
Раздел 4. Пальчиковая гимнастика
(теория 1,5 ч., практика 1,5 ч.)
Тема 4.1. Семья
Теория (0,5ч.): Пальчиковые игры, сопровождающиеся стишками и потешками.
Практика (0,5 ч.): Пальчиковые гимнастики: «Моя семья», «Кто пришел?», «Братья».
Тема 4.2. Посуда
Теория (0,5ч.): Пальчиковые игры, сопровождающиеся стишками и потешками.
Практика (0,5 ч.): Пальчиковые гимнастики: «Мамины помощницы», «Посуда», «В магазине».
Тема 4.3. Огород
Теория (0,5ч.): Сжимание – разжимание пальцев, кулачков; напряжение-расслабление пальцев; массаж кистей рук.
Практика (0,5 ч.): Пальчиковые гимнастики: «Грабли», «Ягодки», «Горох».
Раздел 5. Диагностика
(теория 0,5 ч., практика 0,5ч.)
Тема 5.1. Итоговое занятие. Мониторинг
Теория (0,5 ч.): Итоговый мониторинг.
Практика (0,5 ч.): Проведение тестирования детей для определения их развития, уровень умения работать ручкой, карандашом, манипулирование предметами, способность контролировать координацию движений пальцев рук.
Схема индивидуального образовательного маршрута
№ | Модули | Кол-во часов | Разделы, темы модуля |
1 | Диагностика | 1 | Водное занятие. Обследование мелкой моторики рук |
2 | Пальчиковая гимнастика | 4 | 1.Мебель 2. Семья 3.Посуда 4.Огород |
3 | Использование элементов изодеятельности | 8 | 1. Осень. Фрукты и овощи 2. Осенние листья 3.Одежда и обувь 4. Игрушки 5. Зимние виды спорта 6. Подарок для мамы 7. Весна 8. Чему мы научились за год |
4 | Графические упражнения, рисуночные задания | 11 | 1. Птицы осенью 2. Деревья и кустарники 3. Транспорт 4. Дикие животные 5. Домашние животные 6. Профессии 7. Хлеб всему голова 8. Птицы встречают весну 9. Начало весны 10. Зоопарк 11. Цветы |
5 | Игры и действия с предметами | 7 | 1. Орудия труда 2. Город 3. Птицы зимой 4. Зимний лес 5. Рыбы 6. Труд весной 7. Я - человек |
6 | Подведение итогов | 1 | Мониторинг |
Методическое обеспечение программы
Методы и приёмы используемые для развития мелкой моторики рук
Методы | Приёмы |
Словесный | Объяснения при рассматривании наглядных объектов, рассказы о них, вопросы. |
Наглядно-действенный | Дети знакомятся с окружающими их предметами путем наглядно-чувственного накопления опыта: смотрят, берут в руки, щупают. |
Практический | Использование детьми на практике полученных знаний и увиденных приемов работы. |
Игровой | Использование сюжета игр для организации детской деятельности, персонажей для обыгрывания сюжета. |
Частично-поисковый | Решение проблемных задач с помощью педагога. |
Формы организации образовательного процесса
- Групповая
Формы организации учебного занятия
- Беседа
- Открытое занятие
- Рассказ (видео-рассказ)
- Занятие –игра
- Практическое занятие
- Творческая мастерская
- Индивидуально-групповые занятия
- Самостоятельная работа
Ведущие педагогические технологии
- технология диалогового обучения;
- игровые технологии;
- технологии развивающего обучения;
- здоровьесберегающие технологии;
- информационно-коммуникативные технологии.
Список литературы
Список рекомендуемой литературы для педагога
1. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ.
2. Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р).
3. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 № 1008).
4. Приказ Министерства просвещения России от 9.11.2018 № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
5. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (Приложение к письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 № 09-3242).
6. Безруких М. М., Филиппова Т. А. Тренируем пальчики. М.: Дрофа, 2000.
7. Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М.:ТЦ Сфера, 2005
8. Верясова Т. В. Раз, два, три, четыре, пять – будем в школу мы играть. Екатеринбург, 1998.
9. Вольнова Л. Н. Движение – мысль – слово. Пермь, 1999.
10. Галкина Г.Г., Дубинина Т.И. Пальцы помогают говорить. Коррекционные занятия по развитию мелкой моторики у детей. М.: Издательство «Гном и Д.», 2005.
11. Гаврина С. Е., Кутявина Н. П. Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. Ярославль: Академия развития, 1997.
12. Кольцова М. М. Ребенок учится говорить. 2-е изд., перераб. и доп. М., 1979.
13. Кольцова М. М., Рузина М. С. Ребенок учится говорить. Пальчиковый игротреннинг. Спб: «М и М», 1998.
14. Ткаченко Т. А. Если дошкольник плохо говорит. Спб: Акцигент, 1997.
15. Филиппова С. О. Подготовка дошкольников к обучению письму. Влияние специальных физических упражнений на эффективность формирования графических навыков. Методическое пособие. Спб: Детство - Пресс, 1999.
16. Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь. Спб: Лань, 1996.
Литература для воспитанников и родителей
1. Голубина Т.С. Чему научит клеточка…Методическое пособие для подготовки дошкольника к письму. Для родителей и воспитателей. – М.: Мозаика-Синтез, 2006.
2. Крепенчук О.И. Пальчиковые игры. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2007
3. Лопухина И. Стихи и упражнения для развития ребенка. Спб: Дельта, 2000.
4. Мальцева И. В. Упражнения для пальчиков. М: Карапуз, 2000..
5. Синицына Е. Умные пальчики. М: Лист, 1999.
Календарный учебный график
Модуль I.
№ п/п | Число Месяц Год | Форма занятия | Количество часов | Тема занятия | Форма контроля |
1. | 04.10.2020 | Беседа | 1 | Водное занятие. Обследование мелкой моторики рук | Беседа, игра, пед. наблюдение |
2. | 11.10.2020 | Занятие-игра | 1 | Осень. Фрукты и овощи | Беседа, игра, пед. наблюдение |
3. | 18.10.2020 | Занятие-игра | 1 | Осенние листья | Беседа, игра, пед. наблюдение |
4. | 25.10.2020 | Занятие-игра | 1 | Птицы осенью | Беседа, игра, пед. наблюдение |
5. | 11.11.2020 | Занятие-игра | 1 | Деревья и кустарники | Беседа, игра, пед. наблюдение |
6. | 18.11.2020 | Занятие-игра | 1 | Орудия труда | Беседа, игра, пед. наблюдение |
7. | 25.11.2020 | Занятие-игра | 1 | Одежда и обувь | Беседа, игра, пед. наблюдение |
8. | 02.12.2020 | Занятие-игра | 1 | Мебель | Беседа, игра, пед. наблюдение |
9. | 09.12.2020 | Занятие-игра | 1 | Город | Беседа, игра, пед. наблюдение |
10. | 16.12.2020 | Занятие-игра | 1 | Транспорт | Беседа, игра, пед. наблюдение |
11. | 23.12.2020 | Занятие-игра | 1 | Зимний лес | Беседа, игра, пед. наблюдение |
12. | 30.12.2020 | Занятие-игра | 1 | Дикие животные | Беседа, игра, пед. наблюдение |
Всего | 12 |
Календарный учебный график
Модуль II.
№ п/п | Число Месяц Год | Форма занятия | Количество часов | Тема занятия | Форма контроля |
1. | 13.01.2021 | Беседа | 1 | Зимние виды спорта | Беседа, игра, пед. наблюдение |
2. | 20.01.2021 | Занятие-игра | 1 | Домашние животные | Беседа, игра, пед. наблюдение |
3. | 27.01.2021 | Занятие-игра | 1 | Птицы зимой | Беседа, игра, пед. наблюдение |
4. | 03.02.2021 | Занятие-игра | 1 | Рыбы | Беседа, игра, пед. наблюдение |
5. | 10.02.2021 | Занятие-игра | 1 | Семья | Беседа, игра, пед. наблюдение |
6. | 17.02.2021 | Занятие-игра | 1 | Хлеб всему голова | Беседа, игра, пед. наблюдение |
7. | 24.02.2021 | Занятие-игра | 1 | Подарок для мамы | Беседа, игра, пед. наблюдение |
8. | 03.03.2021 | Занятие-игра | 1 | Профессии | Беседа, игра, пед. наблюдение |
9. | 10.03.2021 | Занятие-игра | 1 | Начало весны | Беседа, игра, пед. наблюдение |
10. | 17.03.2021 | Занятие-игра | 1 | Игрушки | Беседа, игра, пед. наблюдение |
11. | 24.03.2021 | Занятие-игра | 1 | Посуда | Беседа, игра, пед. наблюдение |
12. | 31.03.2021 | Занятие-игра | 1 | Зоопарк | Беседа, игра, пед. наблюдение |
13. | 07.04.2021 | Занятие-игра | 1 | Труд весной | Беседа, игра, пед. наблюдение |
14. | 14.04.2021 | Занятие-игра | 1 | Птицы встречают весну | Беседа, игра, пед. наблюдение |
15. | 21.04.2021 | Занятие-игра | 1 | Весна | Беседа, игра, пед. наблюдение |
16. | 28.04.2021 | Занятие-игра | 1 | Цветы | Беседа, игра, пед. наблюдение |
17. | 05.05.2021 | Занятие-игра | 1 | Огород | Беседа, игра, пед. наблюдение |
18. | 12.05.2021 | Занятие-игра | 1 | Я - человек | Беседа, игра, пед. наблюдение |
19. | 19.05.2021 | Занятие-игра | 1 | Чему мы научились за год | Беседа, игра, пед. наблюдение |
20. | 26.05.2021 | Занятие-игра | 1 | Итоговое занятие. Мониторинг | Беседа, игра, пед. наблюдение |
Всего | 20 |