Ученикам
Памятки:
Скачать:
Предварительный просмотр:
Синтаксический разбор предложения
Дать общую характеристику предложения.
- Определить вид предложения по цели высказывания: повествовательное (содержит сообщение);
побудительное (побуждает, призывает к действию);
вопросительное (содержит вопрос);
- Определить вид предложения по эмоциональной окраске (интонации):
восклицательное;
невосклицательное.
- Подчеркнуть грамматическую основу предложения. Надписать, чем выражены главные члены.
Определить вид предложения по наличию главных членов:
простое (одна грамматическая основа) или
сложное (две и более грамматических основ).
Если предложение простое, то указать двусоставное (в предложении есть и подлежащее, и сказуемое) или односоставное (в предложении есть или подлежащее, или сказуемое).
Если предложение сложное, нужно указать из скольких простых оно состоит, союзное оно или бессоюзное.
Грамматическая основа:
подлежащее (кто?, что?); сказуемое (что делает?, что сделал? и т.д.)
Определить вид предложения по наличию осложняющих членов (осложнённое или неосложнённое). Если оно осложнённое, то указать, чем осложнено (однородными членами, сравнительными оборотами, вводными словами, обращениями).
- Определить вид предложения по наличию второстепенных членов:
распространённое (кроме главных членов, есть второстепенные) или
нераспространённое (предложение состоит только из грамматической основы).
Второстепенные члены предложения:
дополнение (отвечает вопросы косвенных падежей (косвенные – все, кроме Именительного падежа): кого? чего? что? о ком? и т.д.
обстоятельство (где? как? когда? откуда? куда?)
определение (какой? какая? какое? какие? чей? чья? чьё? чьи?)
5. Составить схему предложения, обозначая в ней грамматическую основу и осложняющие члены предложения.
Образец разбора
пр. сущ. глаг. сущ. союз сущ.
От петуха летели пыль и пух. (Повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространённое, осложнено однородными подлежащими).
= и |
Разбор предложения.
1) По цели высказывания: повествовательное (содержит сообщение);
побудительное (побуждает к действию);
вопросительное (содержит вопрос);
2) По интонации: восклицательное; невосклицательное;
3) По наличию главных членов: простое или сложное;
Грамматическая основа:
подлежащее (кто?, что?); сказуемое (что делает?, что сделал? и т.д.)
4) По наличию второстепенных членов:
распространённое или нераспространённое;
Второстепенные члены предложения:
- дополнение (падежные вопросы
- обстоятельство (где? как? когда? откуда? куда?)
- определение (какой? какая? какое? какие? чей? чья? чьё? чьи?)
5) Наличие однородных членов.
Пример:
пр. сущ. гл. сущ. с. сущ.
От петуха летели пыль и пух. , .
(Повеств., невоскл., прост., распостр., с однород. чл.)
Предварительный просмотр:
ОБОБЩАЮЩАЯ ТАБЛИЦА ПО ФОНЕТИКЕ
Фонетика изучает звуки речи
Звуки речи образуются
голосом | шумом и голосом | шумом |
ГЛАСНЫЕ | СОГЛАСНЫЕ | |
[а], [о], [у], [э], [ы], [и] | звонкие | глухие |
Буквы е, ё, ю, я обозначают | парные [б] – [п] [в] – [ф] [г] – [к] [д] – [т] [ж] – [ш] [з] – [с] непарные [й'], [л], [м], [н], [р] [ф], [х], [ц], [ч], [щ] | |
Два звука 1) после гласных, 2) после ъ, ь 3) в начале слова: е [й'] [э] ё [й'] [о] ю [й'] [у] я [й'] | Один звук и мягкость предыдущего согласного 1) между согласными, 2) в конце слова: е – ['э] ё – ['о] ю –['у] я – ['а] | |
[а] Звука не обозначают: Ь и Ъ | Согласные мягкие и твёрдые | |
1) перед е, ё, ю, я, и, ь 2) всегда мягкие [й', ч', щ'] | 1) перед а, о, у, э, ы; 2) всегда твердые [ж, ц, ш] | |
Шипящие: [ж, ч, ш, щ] |
Порядок фонетического разбора:
- Произнесите слово и запишите его в транскрипции, укажите количество слогов.
- Запишите слово буквами. Выпишите по отдельности все звуки и охарактеризуйте каждый.
- Подведите черту. Определите количество букв и звуков. Если количество букв и звуков не совпадает, объясните причины несовпадения (устно).
Предварительный просмотр:
Как готовить домашнее задание по русскому языку
- Приготовь все необходимое: дневник, рабочую тетрадь, тетрадь для правил, учебник, ручку, карандаш, линейку. Правильно расположить их на рабочем столе. Открыть дневник, посмотреть, что задано.
- Выучить или повторить заданное правило. Придумать свои примеры на это правило.
- Прочитать задание к упражнению.
- Открыть тетрадь, записать
Число
Домашняя работа
Упражнение №
- Сначала выписать из упражнения слова с пропущенными орфограммами, объяснить их написание.
- Затем выполнить задание к упражнению.
- Выполнить все разборы, указанные в упражнении (фонетический, морфемный, морфологический разбор слов; синтаксический и пунктуационный разбор предложений).
- Проверить свою работу.
- Написать 10-15 словарных слов, поставить ударение, подчеркнуть орфограмму.
Как готовить домашнее задание по русскому языку
- Приготовь все необходимое: дневник, рабочую тетрадь, тетрадь для правил, учебник, ручку, карандаш, линейку. Правильно расположить их на рабочем столе. Открыть дневник, посмотреть, что задано.
- Выучить или повторить заданное правило. Придумать свои примеры на это правило.
- Прочитать задание к упражнению.
- Открыть тетрадь, записать
Число
Домашняя работа
Упражнение №
- Сначала выписать из упражнения слова с пропущенными орфограммами, объяснить их написание.
- Затем выполнить задание к упражнению.
- Выполнить все разборы, указанные в упражнении (фонетический, морфемный, морфологический разбор слов; синтаксический и пунктуационный разбор предложений).
- Проверить свою работу.
- Написать 10-15 словарных слов, поставить ударение, подчеркнуть орфограмму.
Предварительный просмотр:
Памятка № 1
Определяемся в понятиях.
Текст (от лат. textus – «ткань, сплетение, соединение») - группа последовательно расположенных предложений или абзацев, связанных общей темой и основной мыслью и характеризующихся смысловой завершенностью. Показателем завершенности текста является возможность подобрать к нему заголовок, который отражает тему или основную мысль текста.
Тема текста – это то, о чем говорится в тексте, что описывается, о чем развертывается рассуждение, это смысловое ядро текста. Тема не указывает на позицию автора или основную мысль текста. Чтобы определить тему текста, надо в самом сжатом виде ответить на вопрос: «О чем этот текст? Про что в нем говорится?» Текст может включать несколько микротем, то есть составных частей общей темы.
Основная мысль – это определенная идея, замысел речевого произведения, то, ради чего оно создается. Основная мысль передает авторскую позицию, оценку изображаемого. Например, основная, мысль текста может быть такой: «Литературный язык нуждается в защите и охране», «Настоящая демократия невозможна без личной ответственности каждого» и др.
Типы текста – это разновидности, выделенные исходя из назначения текста и цели автора: повествование, описание, рассуждение.
Повествование – функционально-смысловой тип речи, в котором говорится о развивающихся действиях, состояниях, процессах, событиях. В текстах- повествованиях рассказываются истории, в которых действуют реальные или вымышленные герои. В наиболее общем виде повествование отвечает на вопросы: «Что случилось? Что произошло?» В повествовании, как правило, есть такие смысловые части, как завязка, развитие действия, кульминация (высшая точка напряжённости), завязка.
Описание – функционально-смысловой тип речи, в котором раскрываются признаки предмета. Для описания характерна перечислительная структура однородных компонентов и перечислительная интонация. Разновидностями текстов-описаний являются портрет, интерьер, пейзаж, описание животного, растения, любого неодушевлённого предмета и т.д. Вопросы, которые можно задать к тексту – описанию, следующие: «Каков предмет (процесс)? Как он выглядит? Что он из себя представляет? Каковы его существенные признаки? Что делает предмет функциональным?»
Рассуждение – функционально-смысловой тип текста с обобщённым причинно-следственным значением. Суть рассуждения в объяснении какого-либо утверждения или в обосновании истинности какой-то основной мысли (тезиса). В рассуждении преобладают причинно-следственные отношения, то есть рассматриваются разные явления, причины их возникновения и наступающие последствия. Содержание, цель высказывания и характер смысловых отношений определяют композицию и языковые особенности рассуждения. В рассуждении, как правило, имеются три части: часть, содержащая основное положение, которое будет доказываться (тезис), доказательная часть, содержащая аргументы, заключительная часть.
Индуктивные рассуждения представляют собой такой ход движения мысли, при котором сначала рассматриваются частные случаи, а потом делается обобщение (от частного, к конкретному общему). Например, если в сочинении сначала рассмотрены примеры использования знаков препинания, роль этих конкретных знаков в конкретных предложениях, а потом, делается вывод о важной роли знаков препинания в письменной коммуникации, то это индуктивное рассуждение. Таким образом, в рассуждении, построенном индуктивным путем, в начале излагаются мысли и факты, на основе их рассмотрения делается вывод, обобщение.
Дедуктивные рассуждения построены на таком движении мысли, когда сначала рассматриваются общие положения, а потом они подтверждаются конкретными примерами (от общих суждений к частным выводам). Таким образом, в рассуждении, построенном методом дедукции, сначала высказывается общее положение, а затем мысли и факты, подтверждающие общие положения.
Дедуктивное рассуждение Тезис Довод 1 Довод 2 Довод 3 Вывод | Индуктивное рассуждение Довод 1 Довод 2 Довод 3 Вывод (=тезис) |
Рассуждения на лингвистическую тему – это текст-рассуждение, заключающийся в рассмотрении вопроса, связанного с языкознанием, например вопроса о сущности и назначении единиц языка (слов, словосочетаний, предложений, знаков препинания и др.) и правил их функционирования (например, правил орфографии, пунктуации, правил постановки ударения или образования грамматических форм и др.). Основное содержание такого текста-рассуждения составляет анализ языковых явлений, демонстрация собственного понимания функций языковых единиц, правил, норм.
Доказательство выдвинутого положения – это основная, главная часть рассуждения, цель которой – убедить читателя (собеседника) в истинности собственной позиции (тезиса).
Позиция – это точка зрения, мнение относительно того вопроса, который составляет суть рассматриваемой проблемы. Авторская позиция – это отношение автора к той или иной проблеме текста. Авторская позиция может выражаться прямо, что характерно для текстов научно и публицистического стилей. А в текстах художественного стиля и часто в публицистике позиция выражается скрыто, через подтекст.
Аргументация – это приведение доводов с целью доказательства истинности собственной позиции. Аргументация состоит из тезиса и аргументов (доводов) и может быть дополнена иллюстрациями.
Тезис – это положение, кратко излагающее какую-либо идею, являющееся спорным. Это та мысль, которую надо доказать. В нашем случае тезисом будет выражение собственной позиции по рассматриваемой проблеме, например утверждение «Без знаков препинания обойтись невозможно».
Аргумент – это логический довод, служащий основанием доказательства истинности или ложности тезиса. Подбор аргументов может быть основан на собственном жизненном опыте и сформированных на его основании жизненных установках, на знаниях, полученных в ходе обучения, или на читательском опыте.
Иллюстрация – это конкретный пример, иллюстрирующий довод. Этот пример может быть взят из собственного жизненного опыта, из жизни великих людей, художественной литературы, другого вида искусства, Библии, СМИ, статистических данных и т.д. В части 3 сочинения-рассуждения иллюстрации следует приводить из исходного текста!
Речевая связность – это один из признаков текста, заключающийся в том, что пишущий так выражает свои мысли и оформляет их на письме, что адресату ясна связь между отдельными отрезками речи. Например, пишущий использует вводные слова «во-первых», «во-вторых», «наконец», «итак» и др.
Композиция текста – это его строение, соотношение и взаимное расположение его частей. Как правило, композиция текста включает три части: вступление, основную часть и концовку (заключительную часть). В идеале композиция текста характеризуется стройностью и завершенностью, логической связностью и соразмерностью частей.
Абзац – это отступ в начале строки, красная строка, а также отрезок текста между двумя такими отступами. Абзац является прежде всего единицей композиционного членения речи, то есть средством выделения содержательно и композиционно значимых отрезков текста. Выделение частей текста в абзацы может быть связано с функционально-стилистическими особенностями текста и с индивидуальной авторской манерой упорядочения и изложения информации.
Логическая ошибка – это ошибка, связанная с нарушением законов логики, например противоречивые, бездоказательные суждения, нарушения причинно-следственных связей, отсутствие достаточных оснований для приводимого вывода, нарушения последовательности изложений, повтора или пропуска чего-то важного.
Фактическая (фактологическая) точность – это приведение фактов в точном соответствии с действительностью, в том числе отсутствие искажений мысли при интерпретации авторского текста, комментировании функций языковых единиц или смысла предложенного фрагмента текста, а также при приведении иллюстраций, подкрепляющих аргументацию.
Памятка № 2
Проанализируем все критерии.
С1К1. Наличие обоснованного ответа на поставленный вопрос
Внимательно прочитав задание и рассмотрев иллюстрацию диалога героев, доказать позицию одного из них относительно обсуждаемого в диалоге лингвистического явления.
Что значит «обосновать свое мнение»? Это значит не просто сформулировать собственную позицию, не просто изложить собственные лингвистические знания, но и сделать это развернуто, полно, разъяснив все приводимые положения.
С1К2. Наличие примеров-аргументов
Приводимые примеры должны соответствовать обоснованию функции знаков препинания.
Чтобы правильно подобрать примеры, надо осмыслить суть лингвистического явления, упоминаемого в задании.
Важно правильно включить примеры в текст . Для того, чтобы включение примеров не нарушал требования связности изложения, можно использовать следующие речевые модели:
- Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к …предложению текста… (ФИО автора).
- Проиллюстрировать названную функцию знаков препинания можно на примере… предложения текста.
- Пример использования запятой в … функции можно найти в … предложении текста… (ФИО автора).
- Справедливость этого вывода можно доказать на примере… предложения, в котором автор использует… .
- В подтверждении собственных выводов приведу пример из…предложения, прочитанного мною текста.
- В … предложении текста… (ФИО автора) используется … .
- Рассмотрим…предложение текста … (ФИО автора). В нем использовано… . Это подтверждает наш вывод о том, что… .
Памятка № 2
Проанализируем все критерии.
С1К1. Наличие обоснованного ответа на поставленный вопрос
Внимательно прочитав задание и рассмотрев иллюстрацию диалога героев, доказать позицию одного из них относительно обсуждаемого в диалоге лингвистического явления.
Что значит «обосновать свое мнение»? Это значит не просто сформулировать собственную позицию, не просто изложить собственные лингвистические знания, но и сделать это развернуто, полно, разъяснив все приводимые положения.
С1К2. Наличие примеров-аргументов
Приводимые примеры должны соответствовать обоснованию функции знаков препинания.
Чтобы правильно подобрать примеры, надо осмыслить суть лингвистического явления, упоминаемого в задании.
Важно правильно включить примеры в текст . Для того, чтобы включение примеров не нарушал требования связности изложения, можно использовать следующие речевые модели:
- Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к …предложению текста… (ФИО автора).
- Проиллюстрировать названную функцию знаков препинания можно на примере… предложения текста.
- Пример использования запятой в … функции можно найти в … предложении текста… (ФИО автора).
- Справедливость этого вывода можно доказать на примере… предложения, в котором автор использует… .
- В подтверждении собственных выводов приведу пример из…предложения, прочитанного мною текста.
- В … предложении текста… (ФИО автора) используется … .
- Рассмотрим…предложение текста … (ФИО автора). В нем использовано… . Это подтверждает наш вывод о том, что… .
Справочные материалы.
Типы речи – это функциональные разновидности текста: повествование, описание, рассуждение.
Тип речи | Как изображается мир | Основная цель | Основной вопрос | Модель текста | Разновидности текста | Особенности языкового оформления |
Описание | Мир в статике, неподвижности | Дать характеристику предмету описания | Каков предмет? | Предмет и его признаки | Описание человека (портрет), природы, города, предмета, помещения, явления, внутреннего состояния, трудового процесса и др. | Преобладают им. сущ. и прил., глаголы в форме н. вр. несов. вида; составные именные сказуемые; обстоятельства места |
Повествование | Мир в динамике, изменении | Рассказать о последовательности событий | Что произошло? | Лица и их действия | Рассказ о событиях, происходящих в течение определенного периода | Доминируют глаголы и глаг.формы; глаголы в форме пр. вр. сов. вида; простые и составные глаг. сказуемые; обстоятельства времени |
Рассуждение | Мир в причинно-следственных связях | Доказать мысль | Почему? | Тезис, доказательства и вывод | Доказательство, объяснение, размышление | Преобладает абстрактная лексика; имеются вводные слова; обстоятельства причины, цели, условия, уступки; сложный синтаксис; СПП с придаточными причины, следствия, цели, уступки, условия |
Предварительный просмотр:
Изобразительно-выразительные средства языка
Фонетические средства
Аллитерация – повтор согласных звуков. Является приемом выделения и скрепления слов в строке. Увеличивает благозвучие стиха.
Ассонанс – повторение гласных звуков.
Лексические средства
Антонимы – разные слова, относящиеся к одной части речи, но противоположные по значению (добрый – злой, могучая – бессильная). Противопоставление антонимов в речи является ярким источником речевой экспрессии, устанавливающей эмоциональность речи: он был слаб телом, но силен духом.
Контекстные (или контекстуальные) антонимы – это слова, которые в языке не противопоставлены по значению и являются антонимами только в тексте: Ум и сердце – лед и пламень – вот основное, что отличало этого героя.
Гипербола – образное выражение, преувеличивающее какое-либо действие, предмет, явление. Употребляется в целях усиления художественного впечатления.: Снег валил с неба пудами.
Литота – художественное преуменьшение : мужичок с ноготок. Употребляется в целях повышения художественного впечатления.
Индивидуально-авторские неологизмы (окказионализмы) -благодаря своей новизне позволяют создавать определенные художественные эффекты, выражать авторский взгляд на тему или проблемы: …как бы нам самим следить, чтобы наши права не поширялись за счет прав других? (А. Солженицын)
Использование литературных образов помогает автору лучше пояснить какое-либо положение, явление, другой образ: Григорий был, видимо, родной брат Илюше Обломову.
Синонимы – это слова, относящиеся к одной части речи, выражающие одно и то же понятие, но в то же время различающиеся оттенками значения: Влюбленность – любовь, приятель – друг.
Контекстные (или контекстуальные) синонимы – слова, являющиеся синонимами только в данном тексте: Ломоносов – гений – любимое дитя природы. (В. Белинский)
Стилистические синонимы – отличаются стилистической окраской, сферой употребления: усмехнулся – хихикнул – засмеялся – заржал.
Синтаксические синонимы – параллельные синтаксические конструкции, имеющие разное построение, но совпадающие по своему значению: начать готовить уроки – приступить к подготовке уроков.
Метафора – скрытое сравнение, основанное на сходстве между далекими явлениями и предметами. В основе всякой метафоры лежит неназванное сравнение одних предметов с другими, имеющими общий признак.
В художественной речи автор употребляет метафоры для усиления выразительности речи, для создания и оценки картины жизни, для передачи внутреннего мира героев и точки зрения рассказчика и самого автора.
В метафоре автор создает образ – художественное представление о предметах, явлениях, которые он описывает, а читатель понимает, на каком именно сходстве основана смысловая связь между переносным и прямым значением слова: Добрых людей на свете было, есть и, надеюсь, будет всегда больше, чем плохих и злых, иначе в мире наступила бы дисгармония, он перекосился бы…опрокинулся и затонул. Эпитет, олицетворение, оксюморон, антитеза могут рассматриваться как разновидность метафоры.
Развернутая метафора – развернутое перенесение свойств одного предмета, явления или аспекта бытия на другой по принципу сходства или контрасту. Метафора отличается особой экспрессивностью. Обладая неограниченными возможностями в сближении самых разных предметов или явлений, метафора позволяет по-новому осмыслить предмет, вскрыть, обнажить его внутреннюю природу. Иногда является выражением индивидуально-авторского видения мира.
Метонимия – перенос значений (переименование) по смежности явлений. Наиболее употребительные случаи переноса:
а) с человека на его какие-либо внешние признаки: Скоро ли обед? – спросил постоялец, обращаясь к стеганой жилетке;
б) с учреждения на его обитателей: Весь пансион признавал превосходство Д.И. Писарева;
в) имени автора на его творение (книгу, картину, музыку, скульптуру): Великолепный Микеланджело! (о его скульптуре) или. Читая Белинского…
Синекдоха – прием, посредством которого целое выражается через его часть (нечто меньшее входящее в нечто большее) Разновидность метонимии. «Эй, борода! А как проехать отсюда к Плюшкину?»
Оксюморон – сочетание контрастных по значению слов, создающих новое понятие или представление. Это соединение логически несовместимых понятий, резко противоречащих по смыслу и взаимно исключающих друг друга. Этот прием настраивает читателя на восприятие противоречивых, сложных явлений, нередко – борьбы противоположностей. Чаще всего оксюморон передает отношение автора к предмету или явлению: Грустное веселье продолжалось…
Олицетворение – один из видов метафоры, когда перенос признака осуществляется с живого предмета на неживой. При олицетворении описываемый предмет внешне употребляется человеку: Деревца, нагнувшись ко мне, протянули тонкие руки. Еще чаще неодушевленным предметом приписываются действия, которые допустимы лишь людям: Дождь зашлепал босыми ножками по дорожкам сада.
Оценочная лексика – прямая авторская оценка событий, явлений, предметов: Пушкин – это чудо.
Перифраз(а) – использование описания вместо собственного имени или названия; описательное выражение, оборот речи, замещающее слово. Используется для украшения речи, замены повтора: Город не Неве приютил Гоголя.
Пословицы и поговорки, используемые автором, делают речь образной, меткой, выразительной.
Сравнение – одно из средств выразительности языка, помогающее автору выражать свою точку зрения, создавать целые художественные картины, давать описание предметов. В сравнении одно явление показывается и оценивается путем сопоставления его с другим явлением. Сравнение обычно присоединяется союзами: как, словно, будто, точно, и т.д. но служит для образного описания самых различных признаков предметов, качеств, действий. Например, сравнение помогает дать точное описание цвета: Как ночь, черны его глаза.
Часто встречается форма сравнения, выраженного существительным в творительном падеже: Тревога змеею вползла в наши сердца.
Есть сравнения, которые включаются в предложение с помощью слов: похож, подобен, напоминает:…бабочки похожи на цветы.
Сравнение может представлять и несколько предложений, связанных по смыслу и грамматически. Таких сравнений две разновидности:
1) развернутое, разветвленное сравнение-образ, в котором основное, исходное сравнение конкретизируется рядом других: Звезды вышли на небо. Тысячами любопытных глаз они устремились к земле, тысячами светлячков зажгли ночь.
2) Развернутый параллелизм (вторая часть таких сравнений обычно начинается словом так): Церковь вздрогнула. Так вздрагивает застигнутый врасплох человек, так лань трепетная срывается с места, еще даже не поняв, что произошло, но уже ощутив опасность.
Фразеологизмы – это почти всегда яркие выражения. Поэтому они – важное экспрессивное средство языка, используемое писателями как готовые образные определения, сравнения, как эмоционально-изобразительные характеристики героев, окружающей действительности и т.д.: у таких людей, как мой герой, есть искра божия.
Цитаты из других произведений помогают автору доказать какой-либо тезис, положение статьи, показать его пристрастия и интересы, делают речь более эмоциональной, выразительной: А.С. Пушкина, «как на первую любовь», не забудет не только «России сердце», но и мировая культура.
Эпитет – слово, выделяющее в предмете или явление какие-либо его свойства, качества или признаки. Эпитетом называют художественное определение, т.е красочное , образное, которое подчеркивает в определяемом слове какое-нибудь его отличительное свойство. Эпитетом может служить всякое значащее слово, если оно выступает как художественное, образное определение к другому:
1) существительное: болтушка сорока.
2) прилагательное: роковые часы.
3) Наречие и деепричастие: жадно всматривается; слушает замерев; но чаще всего эпитеты выражаются с помощью прилагательных, употребленных в переносном значении: взоры полусонные, нежные, влюбленные.
Используя эпитет, автор выделяет те свойства и признаки изображаемого им явления, на которые он хочет обратить внимание читателя. С помощью эпитета автор конкретизирует явления или их свойства.
Метафорический эпитет – образное определение, переносящее на один предмет свойства другого предмета.
Аллюзия – стилистическая фигура, намек на реальный литературный, исторический, политический факт, который предполагается известным.
Реминисценция – черты в художественном произведении, наводящие на воспоминание о другом произведении. Как художественный прием рассчитана на память и ассоциативное восприятие читателя.
Синтаксические средства.
Авторская пунктуация – это постановка знаков препинания, не предусмотренная пунктуационными правилами. Авторские знаки передают добавочный смысл, вложенный в них автором. Чаще всего в качестве авторских знаков используется тире, которое подчеркивает либо противопоставляет: Рожденный ползать – летать не может, либо особо выделяет второю после знака часть: Любовь – главнее всех. Авторские восклицательные знаки служат средством выражения радостного или горестного чувства, настроения.
Анафора, или единоначатие – это повторение отдельных слов или оборотов в начале предложения. Используется для усиления высказанной мысли, образа, явления: Как рассказать о красоте неба? Как поведать о чувствах, переполняющих душу в этот момент?
Антитеза – стилистический прием, который состоит в резком противопоставлении понятий, характеров, образов, создающий эффект резкого контраста. Она помогает лучше передать, изобразить противоречия, противопоставить явления. Служит способом выражения авторского взгляда на описываемые явления, образы и т.д.
Восклицательные частицы – способ выражения эмоционального настроя автора, прием создания эмоционального пафоса текста: О, как ты прекрасна, земля моя! А как хороши твои поля!
Восклицательные предложения выражают эмоциональное отношения автора к описываемому (гнев, иронию, сожаление, радость, восхищение): Безобразное отношение! Как можно беречь счастье! Восклицательные предложения выражают также побуждение к действию: Сбережем свою душу как святыню!
Градация – стилистическая фигура, заключающая в следовательном нагнетании или, наоборот, ослаблении сравнений, образов, эпитетов, метафор и других выразительных средств художественной речи: Ради своего ребенка, ради семьи, ради народа, ради человечества – берегите мир! Градация бывает восходящая (усиление признака) и нисходящая ( ослабление признака).
Инверсия – обратный порядок слов в предложении. При прямом порядке подлежащее предшествует сказуемому, согласованное определение стоит перед определяемым словом, несогласованное – после него, дополнение после управляющего слова, обстоятельство образа действия – перед глаголом: Современная молодежь быстро поняла ложность этой истины. А при инверсии слова располагаются в ином порядке, чем это установлено грамматическими правилами. Это сильное выразительное средство, употребляемое в эмоциональной, взволнованной речи: Родина любимая, земля моя родная, тебя ли нам беречь!
Композиционный стык – это повторение в начале нового предложения слова или слов из предыдущего предложения, обычно заканчивающих его: Все сделала для меня Родина. Родина меня выучила, вырастила, дала путевку в жизнь. Жизнь, которой я горжусь.
Многосоюзие – риторическая фигура, состоящая в намеренном повторении сочинительных союзов для логического и эмоционального выделения перечисляемых понятий: И гром не грянул, и небо не обрушилось на землю, и реки не разлились от такого горя!
Парцелляция – прием расчленения фразы на части или даже на отдельные слова. Ее цель – придать речи интонационную экспрессию путем ее отрывистого произнесения: Поэт внезапно встал. Побледнел.
Повтор – сознательное употребление одного и того же слова или сочетания слов с целью усилить значение этого образа, понятия и т.д.: Пушкин был страдалец, страдалец в полном смысле этого слова.
Присоединительные конструкции – построение текста, при котором каждая последующая часть, продолжая первую, основную, отделяется от нее длительной паузой, которая обозначается точкой, иногда многоточием или тире. Это средство создания эмоционального пафоса текста: Белорусский вокзал в День Победы. И толпа встречающих. И слезы. И горечь утрат.
Риторические вопросы и риторические восклицания – особое средство создания эмоциональности речи, выражения авторской позиции.
Кто не проклинал станционных смотрителей, кто с ними не бранивался? Кто в минуту гнева не требовал от них роковой книги, дабы вписать в оную свою бесполезную жалобу на притеснение, грубость и неисправность? Кто не почитает их извергами человеческого рода, равными покойным подьячим или, по крайней мере, Муромским разбойникам?
Какое лето, что за лето? Да это просто колдовство!
Синтаксический параллелизм – одинаковое построение нескольких рядом расположенных предложений. С его помощью автор стремиться выделить, подчеркнуть высказанную мысль: Мать – это чудо земное. Мать – это слово святое.
Сочетание коротких простых и длинных сложных или осложненных разнообразными оборотами предложений помогает передать пафос статьи, эмоциональный настрой автора.
«Бинокли. Бинокли .люди хотят быть ближе к Джоконде. Рассмотреть поры ее кожи, ресницы. Блики зрачков. Они будто ощущают дыхание Моны Лизы. Они, подобно Вазари, чувствуют, что «глаза Джоконды имеют тот блеск и ту влажность, какие обычно видны у живого человека…а в углублении шеи при внимательном взгляде можно видеть биение пульса…И они это видят и слышат. И это не чудо. Таково мастерство Леонардо».
«1855 год. Зенит славы Делакруа. Париж. Дворец изящных искусств… в центральном зале экспозиции – тридцать пять картин великого романтика» .
Односоставные, неполные предложения делают авторскую речь более выразительной, эмоциональной, усиливают эмоциональный пафос текста: Джоконда. Лепет людской. Шепот. Шорох платьев. Тихие шаги… Ни одного мазка, - слышу я слова. – Нет мазков. Как живая.
Эпифора – одинаковая концовка нескольких предложений, усиливающая значение этого образа, понятия и т.д.: я всю жизнь шел к тебе. Я всю жизнь верил в тебя. Я всю жизнь любил тебя.
Предварительный просмотр:
Через дефис | Слитно | Раздельно |
1. По-:
по- новому, по-прежнему, по- немецки, по-дружески, по-птичьи. 2.Во-:
во-первых, во-вторых. 3. Повторение слов или основ слов:
| 1. Предлог + наречие: доныне, навсегда. 2. Предлоги в, на + собирательное числительное: вдвое, натрое (но: по двое). 3. Предлог + краткое прилагательное: сгоряча, попусту. 4. Предлог + полное прилагательное: вкрутую, наверное. 5. Предлог + местоимение: вовсю, вничью. 6. Наречия, имеющие в своем составе такие существительные, которые в современном языке не употребляются: исподтишка, чересчур. 7. Наречия, имеющие в своем составе существительные верх, низ, перед, зад, высь, глубь, даль, ширь, век, начало: снизу, вначале, наверх. | 1. Предлог в + существительное, полное прилагательное, начинающиеся с гласной буквы:
2. Предлог + неизменяемое слово (в значении существительного):
3. Сочетания с предлогом без и обычно до:
4. Сочетания существительных с другими предлогами:
|
Предварительный просмотр:
Сетевой Город. Образование – комплексная автоматизированная информационная система, объединяющая в единую сеть образовательные учреждения и органы управления образованием в пределах города, сельского или городского района (округа). Тем самым формируется единое информационное образовательное пространство муниципального образования. Система одобрена Минкомсвязи РФ в лице ФГУП «Всероссийский научно-исследовательский институт проблем вычислительной техники и информатизации» (ФГУП ВНИИ ПВТИ). По заказу ОАО «Ростелеком» проведено тестирование и 11 июля 2011 г. выдано экспертное заключение № 013/503-11-17, согласно которому система "Сетевой Город. Образование" рекомендована к широкому использованию в муниципалитетах РФ. |
| ||||||||||||||||
| Сетевой Город. Образование – | ||||||||||||||||
Рекомендации и экспертные заключения
Краткое описание системы
Права доступа к информации разграничены и гибко настраиваются. Каждый пользователь образовательного учреждения (директор, завуч, учащийся, учитель и т.д.) и родители учащихся имеют индивидуальные имя и пароль и могут входить в систему с любого компьютера, подключенного к муниципальной сети (или сети Интернет). Например, находясь дома или на работе, родитель может отслеживать успеваемость и посещаемость своего ребёнка, общаться с преподавателями и администрацией школы; учащийся может просматривать свой электронный дневник с домашними заданиями, и т.д. Параллельно, в реальном времени к обобщённой информации по школам имеют доступ и специалисты органов управления образования для формирования статистических и иных отчетов в рамках своей компетенции, не требуя от руководителей школ отдельных отчетов с последующей работой по своду информации. Сетевой Город. Образование – не только административная система. Каждое образовательное учреждение получает средства для организации учебного процесса, полностью аналогичные тем, что есть в системе NetSchool. В частности, преподаватель и учащийся могут работать с интегрированными учебными курсами и системами тестирования. Сетевой Город. Образование интегрирован с современными информационными сервисами, такими как SMS Школа. Система Сетевой Город. Образование может объединять следующие виды учреждений:
Система Сетевой Город. Образование предназначена для следующих типов пользователей:
|
Предварительный просмотр:
ПАМЯТКА для учащегося МОУ "СОШ №5" о безопасном маршруте следования, о сложных участках на дорогах.
Выходя на улицу, пользуясь транспортом, вы часто не придерживаетесь определенных правил безопасности. Главная цель этих правил - сохранить твою жизнь.
Тебе как пешеходу следует помнить:
- наиболее опасны на дорогах перекрестки, скоростные участки движения, зоны ограниченной видимости, гололед;
- не переходите улицу на красный свет, даже если не видно машин;
- переходи дорогу, предварительно посмотрев в обе стороны - сначала налево, потом направо;
- на дорогу можно с тротуара только сойти, а не выбежать;
- не выбегай на дорогу из-за препятствия (стоящего у обочины транспорта, высокого сугроба). Водитель не успеет затормозить при твоем неожиданном появлении;
- ходи только по тротуару, если же тротуара нет и тебе приходится идти по обочине дороги, выбирай ту ее сторону , по которой машины идут тебе навстречу;
- никогда не рассчитывай на внимание водителя, надейся только на себя;
- без родителей улицу лучше всего переходить в группе пешеходов.
Запомни главное правило пешехода - надо предвидеть опасность и по возможности избегать ее.