разработки уроков биологии
конспекты уроков
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Расы человека методическая разработка для 11 класса | 57 КБ |
презентация к уроку "Расы человека" | 875.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по биологии
11 класс
Учитель: Нежибецкая Елена Сергеевна
ГБОУ школа № 459 Пушкинского р-на Спб
Тема урока: «Человеческие расы»
Цели:
Учебная: помочь в раскрытии понятия «раса» и основных характеристик существующих рас;
Воспитательная : научить обосновывать единство и полноценность человеческих рас; способствовать воспитанию уважительного отношения к мнению одноклассников; развивать умение работы в коллективе.
Развивающая: создать условия для развития у детей умения самостоятельно добывать знания, критически, творчески и продуктивно оценивать информацию; учить объяснять, аргументировать
Оборудование: учебник Общая биология 10-11 класс Каменский А.А, Крисунов Е.А, Пасечник В.В, таблица «Человеческие расы», рисунки с изображением людей различных рас, компьютерная презентация, ПК, мультимедийный проектор, экран.
Тип урока. Урок изучения нового материала
Ход урока
Организационный момент.
Здравствуйте ребята!
Проверка отсутствующих.
- Проверки домашнего задания.
Ответьте на вопросы
1.Антропогннез - это ?
2. Как называются случаи возврата к признакам предков?
3. Движущими силами антропогенеза являлись?
6. К первым современным людям относят?
- Изучение нового материала
Показ слайдов компьютерной презентации. Слайд 2.
Раса – исторически сложившаяся внутривидовая группировка популяции вида Человек разумный, характеризующаяся определенными наследственными признаками.
Слайд 3. Все человечество подразделяют на три большие расы: европеоидную, монголоидную, негроидную
Рассмотрите рисунки, каковы особенности рас? (ответы учащихся)
Учитель. Цвет кожи, волос и т.д. это внешние особенности строения тела человека. Они были основными критериями подразделения человечества на расы.
Слайд 4. Самостоятельная работа с текстом учебника.
Учитель. Вам предстоит прочитать текст учебника, и заполнить таблицу «Характеристика человеческих рас»
Особенности рас | Расы | ||
негроидная | европеоидная | монголоидная | |
Цвет кожи | Очень темная | светлая | Смуглая, желтоватых оттенков |
Цвет и форма волос | Черные, курчавые, спирально закрученные | Мягкие прямые или волнистые. Часто светлые | Жесткие, прямые, темные |
Форма носа | Довольно плоский, маловыступающий, С низким переносьем и широким крыльями | Узкий и сильновыступающий | Прямой, маловыступающий |
Разрез и цвет глаз | Темно-карие, большие, удлиненные | Голубые, реже карие | Темно-карие, косой разрез |
Особенности губ | толстые | тонкие | Средняя толщина |
Взаимопроверка. Что было верно? В чем ошиблись?
Слайд 5. Проблемный вопрос: Как возникли расы, и какие условия способствовали их образованию?
Беседа по вопросам:
- Какое значение имеют расовые особенности для жизнедеятельности человека?
- Что является причинами образования рас?
Принимаются все ответы, независимо от того, правильны они или нет.
Расы начали формироваться в процессе заселения человеком разных территорий Земли около 70-40 тыс.лет назад.
Слайд 6. Признаки расы – приспособление к определенным физико-географическим и климатическим условиям внешней среды
Слайд 7. Расовые особенности наследственны, но в настоящее время они не имеют существенного значения для жизнедеятельности человека. По мере развития общества и производства большинство расовых признаков утратило адаптивное значение. Для современного человека решающим является не цвет кожи или волос, а способность развивать свои интеллектуальные качества.
Основными ведущими признаками современного человека являются:
- Строение мозга
- Строение репродуктивной системы
Они являются общими независимо от расовой принадлежности.
В составе любой человеческой расы можно найти более типичных и менее типичных ее представителей. Так как абсолютно идентичных людей в человеческой популяции не существует, утверждение о так нарываемых «чистых расах» не имеет оснований. При равных условиях представители любой расы способны достичь одинаковых успехов. Еще Николай Николаевич Миклухо-Маклай доказал, что в строении мозга папуасов Новой Гвинеи, австралийских аборигенов и европейцев нет никаких принципиальных различий.
Расизм – это убеждение в том, что одни люди превосходят других, потому что принадлежат к какой-то конкретной расе, каждой из которых свойственны определенные черты характера и поведения. Происходит выделение по каким-либо признакам людей, принадлежащих к «высшей расы» и унижающее или агрессивное поведение по отношению к представителям так называемых «низших рас».
Современные расисты утверждают, что все расы и культуры должны жить отдельно друг от друга на своих «исторических территориях», что они не должны смешиваться, чтобы не потерять свою идентичность и самобытность.
21 марта отмечается Международный день борьбы за ликвидацию расовой дискриминации.
- Закрепление
- Какие причины могли привести к формированию нескольких рас у человека?
- Докажите, что в прошлом расовые признаки имели адаптивный характер
- Чем подтверждается принадлежность рас к одному виду?
IV.Домашнее задание
1. § 73,вопрос. Стр 285
2. Найдите в дополнительной литературе, что такое толерантность, ксенофобия, антисемитизм?
- Итоги урока
Выставление оценок
Литература
1.Биология. Пособие для поступающих в вузы/ А.Г.Мустафин, Ф.К.Лагкуева, Н.Г.Быстрена и др.; Под ред.В.Н.ярыгина. – 4-е изд., испр. И доп. – М.: Высш.шк., 2000. – 492 с.: ил.
2.Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Чернова Н.М.
Основы общей биологии: Учебник для учащихся 9 класса общеобразовательных учреждений/ Под общей ред. проф. И. Н. Пономаревой. — М.: Вентана-Граф, 2001. - 240 с.: ил.
3. Пономарева И.Н., Симонова Л.В., Кучменко В. С. Основы общей биологии: 9 класс: Методическое пособие / Под ред. проф. И.Н. Пономаревой. — М.: Вентана-Граф, 2006. - 144 с.
4. Пепеляева О.А., Сунцова И.В. Биология 8(9) класс. Универсальные поурочные разработки. - М.: ВАКО, 2007. - 416 с. - (В помощь школьному учителю).