Программа воспитания

Егорова Ольга Николаевна

Задача-доминанта:

 

Расширить представления детей о нормах культурной жизни.

 

Приобщение детей к нормам культурной жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Programma_vospitaniya_1_klass.doc119 КБ

Предварительный просмотр:

Программа воспитания

учащихся 1 класса А

на 2008-2009 учебный год

Классный руководитель:  Егорова О.Н.

Задача-доминанта:

Расширить представления детей о нормах культурной жизни.

Приобщение детей к нормам культурной жизни.


З н а н и е

Качество личности

Функциональная деятельность

Ценностные отношения

Гигиеническая культура и приобщение к ней.

1.Уход за своим телом:

- что такое гигиена;

- для чего надо мыть руки перед едой;

 - для чего надо принимать душ;

- кто спрятался в грязи рук (о болезнетворных микробах).

- аккуратность

- чистоплотность

- забота о своем здоровье

- каждый день мыть руки перед школьным завтраком;

- умение пользоваться салфеткой для рук;

- умение ухаживать за своим телом;

- задание в группах на куклах:

- правильно расчесать волосы;

- правильно почистить зубы).

Беседа Мойдодыра

2.Культура питания:

- для чего человек ест;

- что такое витамины;

- какие продукты необходимы организму;

- научить правильно сервировать стол;

- правила культурного поведения за столом;    

- для чего надо долго и тщательно пережёвывать пищу;

- забота о своем здоровье

- воспитанность

- сдержанность

- умение правильно пережевывать пищу;        

- умение правильной последовательности потребления пищи;                            

- задания дежурным:                          

  - накрыть стол к школьн. завтраку;        

  - напомнить ученикам помыть руки перед едой;

  - убрать стол после завтрака.

Конкурс "А ну-ка, девочки!"

(сервировка стола,  порядок

подачи блюд)

Знание этикета

поведения за столом

3.Уход за одеждой:

- для чего нужна одежда;

 - виды одежды;

- соответствие одежды разным ситуациям;

- домашняя химчистка;

- аккуратность

- бережное отношение к  вещам

- уважительное отношение  к чужому труду,

-  чистоплотность

  задания на труд:                            

- пришить пуговицу;                          

- изучение швов;

- правильно подобрать одежду соответственно ситуации и погоде;

- Игра "Белка в колесе";

Экскурсия в лес или парк

4.Уход за жилищем:

- кто живёт в пыли (о микробах /естествознание);

- проветривание класса на переменах  и  его значение;

- для чего нужны комнатные цветы;

- чистоплотность

- забота о своем здо-ровье

- без напоминания убирать свое рабочее место;

- без напоминания проветривать класс;

- ежедневная уборка дежурными класса;

- уход за цветами класса;

Конкурс "Лучший дежурный"

Физическая культура и приобщение к ней

1. Физические упражнения для  совершенствования организма:

- для чего надо делать физические  упражнения;

 - в здоровом теле - здоровый дух;

- сколиоз и сутулость  (о  гигиене  учебной деятельности);

- сила;

- выносливость;

- забота о своем здоровье;

- соблюдение правильной посадки во время урока;                                        

- задания в группах:

  - выбрать комплекс упражнений для

    утренней зарядки в классе;

  - придумать упражнения для физминутки;

Веселые старты

Конкурс лучшего спортсмена

2. Язык тела:

- значение и язык жестов (букварь);

- искусство перевоплощения (театр)  

- сдержанность;

- разумность пользования жестикуляцией;

- физминутки-театр:                          

  - "Ты мышка, кошка (букварь)

  - театр-экспромт: умение языком пластики и жестов выразить свое состояние;

3. Культура телодвижений:

- как нужно стоять у доски (на уроках);

- красиво и  некрасиво  (жесты,  походка  и т.д);

- воспитанность;

- разумное пользование жестикуляцией;

- соблюдение дистанции;

задание

- войти в класс быстро, спокойно, занять свое место;

- усадить девочек;

А ну-ка девочки

Праздник Азбуки

Культура поведения человека: научение и приучение.

1. В общественных местах:

- как нужно вести себя на уроках,

перемене, на улице, в магазине;

- что значит "не мешай окружающим людям";

 

- воспитанность;

- уважительное отношение к окружающим;

- вежливость;

задание          

  - тихо выйти из класса;

  - как правильно перейти улицу;

  - быстро и тихо поменять учебники на рабочем месте;

Игра "Магазин "

Викторина "Я и улица"

2. В художественных заведениях:

- каким должно быть поведение в театре;

- каким должно быть поведение в музее,

художественной галерее;

- воспитанность;

- сдержанность;

"Ты - зритель",

"Ты - экскурсовод",

"Ты - посетитель музея"

Посещение театра, музея.

3. С незнакомыми людьми:

- как правильно обратиться к незнакомому человеку;

- что значит быть разумным и осторожным;

- какая опасность может поджидать в лифте, подъезде, дома, на улице.

- уважительность;

- осторожность;

- обратиться к незнакомому человеку с  вопросом типа,"Который час? Как пройти...?"

- вспомнить сложные ситуации и постараться найти их оптимальное решение.

4. На лоне природы:

- взаимосвязь человека и природы /естествознания

- как нужно вести себя в лесу, парке, чтобы  

не навредить природе;

- для чего нужны деревья в твоем дворе;

- откуда берется кислород, которым мы дышим;

- деревья - пылесосы (чтение);

- бережное отношение к природе;

- любовь к родному дому;

задание в группах:

- составь и провести инструктаж со своими товарищами на тему: "Наш класс в лесу", "Прогулка в своем дворе";

- сочинение на тему "Исчезли деревья"

Экскурсии по темам уроков

5. Поведение мальчиков по отношению к девочкам:

- каким должно быть поведение мальчика по отношению к женщине; девочке;

- мальчик - будущий защитник отечества;

- кто такие рыцари;

- самый дорогой для тебя человек - мама;

 

- вежливость;

- мужественность;

- уважительное отношение друг к другу;

- забота о ближнем;

- любовь к маме;

- выполнение более тяжелой работы            

мальчикам во время классных дежурств;

- изготовление подарков-поделок для          

мальчиков, девочек, пап и мам.

тренинг:

- подать девочке руку;

- представить девочку членам своей семьи;

- пригласить девочку на танец;

- проводить девочку после танца на место.

Мамин праздник

День защитника отечества

Экологическая культура и приобщение к ней.

1. Природа как источник эстетического наслаждения:

- для чего нужны цветы;

- можно ли рвать первоцветы;

- Красная книга природы;

- что такое пейзаж;

- где бы ты хотел отдохнуть: на городской улице или лесной полянке;

- любовь к родному краю;

- бережное отношение к природе;

- наблюдательность;

- изготовление поделок из природного          

материала;

 - знакомство с пейзажем:

 - что такое пейзаж;

  - что изображает;

  - какие чувства вызывает;

Неделя детского творчества

Неделя природоведения

Устная газета "Первоцветы"

2. Способы общения человека с природой:

- что такое природное сообщество;

- что необходимо растениям;

- человек и природа;

- бережное отношение человека к природе;

- мини-сочинение  жалоба: "Я - луг",  "Я - лес",  "Я - озеро"

- уход за комнатными растениями:

  - подготовка почвы;

  - посадка растений;

  - дальнейший уход;

3. Общение человека с животными:

- образ жизни диких животных;

- собака - друг человека (букварь);

- кошка гуляет сама по себе;

- хорошо ли птице в клетке;

- как помочь птицам зимой;

- любовь к животным;

- заботливость;

- доброта;

- сострадание;

- рассказать о своих домашних животных;      

- посещение парка с целью накормить зверей;  

- составить рассказ о посетителях кормушек за твоим окном;

Газета "Наши любимцы"

Неделя природоведения

4. Уход человека за животными:

- твои четвероногие друзья;

- ты в ответе за всех, кого приручил;

- зачем человеку кошка;

- любовь к животным;

- заботливость;

- доброта;

задания по группам:                          

- составить памятку для владельцев собак; кошек;

- рассказать о своем животном;

Неделя природоведения

Газета "Наши любимцы"

Культура умственного труда

1. Книга как источник знаний:

- как появилась письменность, книги (букварь);

- для чего нужны книги;

- книга - твои друг в овладении знаниями;

- разнообразие книг;

- правила общения с книгой;

 - правила пользования статьей, выбор главного;

- любовь к книге;

- бережливость;

- аккуратность;

задания по группам:  

- составить памятку работы с учебником;

- с художественной книгой;

 

Праздник Азбуки

Читательские конференции

на уроках чтения

Тематические недели

Конкурс на звание "Самый

аккуратный ученик" (по состоянию учебников)

2. Культура восприятия информации:

- как надо вести себя на уроке;

- теперь ты ученик;

- что такое произвольное внимание;

- внимательность;

- сосредоточенность;

- сдержанность;

работа в группах над текстом:

- прочитать заданный объем текста;

- умение найти главное, существенное;

- поведение во время объяснения нового материала;

- поведение на контрольной работе;

- поведение во время закрепления;

Игры:

"Третий лишний"

"Что изменилось"

"Разбей на группы"

3. Культура речи:

- как правильно задать вопрос;

- как правильно построить ответ на вопрос;

- правильное построение фразы с словами "потому, что", "поэтому";

- вежливость;

- уважительное отношение друг к другу;

- четкость речи;

работа в парах:

- обратиться друг к другу с просьбой о помощи;

- предложить помощь соседу по парте;

- спросить об интересующем тебя предмете.

игра "Теремок", отрабатываются:

- построение фраз;

- подбор слов, располагающих к говорящему;

- четкость доводов в пользу говорящего;

Последний звонок

4. Культура письменной речи:

- правильное оформление работ различного рода в тетрадях;

- построение сочинений в зависимости от типа: описание, повествование;

- аккуратность;

- четкость в работе;

- ясность речи;

- написание писем;                            

- письма обращения и просьбы;                

- письма поздравления;

- письмо приглашение;

Выставка лучших тетрадей

Поощрение лучших чтецов

5. Культура постановки и решения проблем:

- что такое проблема;

- что значит "решить проблему"

- что значит "решить проблему вместе";

- ты в классе не один;

- вежливость;

- уважительное отношение друг к другу;

- внимательность;

предупредительность;

игра "Корзина грецких орехов":

- выявить суть конфликта;

- определить позиции участников;

- попытаться найти пути решения;

Культура физического труда

1. Труд, как средство создания материальных ценностей, их сохранение и приумножение:

- откуда взялись вещи (чтение);              

- из чего сделаны карандаши, твоя рубашка;    

                                             

- трудолюбие

- уважительное отношение к

чужому труду;

- изготовление полезных поделок;                                      

- изготовить к неделе детского творчества поделки к ярмарке;

Неделя детского

творчества

Мамин праздник

День защитника отечества

2. Труд как способ украшения среды обитания:

- что было бы, если бы человек бросил работать;

- какой твой вклад в то, что тебя окружает;

- русское народное творчество;

- шедевры мировой культуры;

- трудолюбие

- уважение к русской

культуре;

- уважать чужой труд;

- уважение к великим

шедеврам;

- умение делать простые подделки народного творчества ;

Неделя детского творчества

3. Труд как помощь другому человеку:

- бывает ли нужна тебе помощь другого человека;

- чем бы ты мог помочь маме, папе,

сестре, брату, другу;

- доброта;

- взаимовыручка;

- взаимопомощь;

- ты пришел в класс и видишь...

  - у друга порвался портфель;

  - испортился рисунок-

домашнее задание;

Твои действия?

День добрых сюрпризов

4. Труд - забота, труд - работа:

- что значит заботиться о ком-то;

- почему необходима наша забота малышам;

- о стариках;

- доброта;

- заботливость;

 - в каких ситуациях чаще всего нуждаются в помощи малыши; старики;

- переведи старого человека через дорогу;

- помоги малышу, который потерялся;

Встреча с ветеранами

Великой Отечественной

войны

Экономическая культура

1. Уважение финансовых средств другого  человека:

- что для тебя значит "это чужое";

- честность и порядочность в человеке – зачем они;

 

- вежливость

- честность

- уважительность;

- порядочность;

Игра "Нашел на дороге"

Вспомнить и рассказать о чувствах, когда у тебя украли или ты потерял любимую вещь;

2. Иждивенчество малышей и старших:

- сколько ты "стоишь";

- чем ты можешь отплатить  своим  родителям за их заботу;

- могут ли твои дедушки и бабушки  много  и тяжело работать;

- вежливость

- послушание

- уважительность

- милосердие

игра "Хочу и надо"

игра "Магазин одной покупки"

- умение оценить желание иметь вещь и ее "цену";

- умение отказаться от покупки;

3. Благодеяние как материальная экономическая       помощь;

- что такое нищета;

- что такое голод;

- как бы ты помог тому, кто в беде?

- милосердие

- доброта

Ты пришел и видишь:

- твой друг потерял свой школьный завтрак;

- на экскурсии у друга пропали деньги на мороженое;

 Твои действия?