Программа воспитания
Задача-доминанта:
Расширить представления детей о нормах культурной жизни.
Приобщение детей к нормам культурной жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Programma_vospitaniya_1_klass.doc | 119 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа воспитания
учащихся 1 класса А
на 2008-2009 учебный год
Классный руководитель: Егорова О.Н.
Задача-доминанта:
Расширить представления детей о нормах культурной жизни.
Приобщение детей к нормам культурной жизни.
З н а н и е | Качество личности | Функциональная деятельность | Ценностные отношения |
Гигиеническая культура и приобщение к ней. | |||
1.Уход за своим телом: | |||
- что такое гигиена; - для чего надо мыть руки перед едой; - для чего надо принимать душ; - кто спрятался в грязи рук (о болезнетворных микробах). | - аккуратность - чистоплотность - забота о своем здоровье | - каждый день мыть руки перед школьным завтраком; - умение пользоваться салфеткой для рук; - умение ухаживать за своим телом; - задание в группах на куклах: - правильно расчесать волосы; - правильно почистить зубы). | Беседа Мойдодыра |
2.Культура питания: | |||
- для чего человек ест; - что такое витамины; - какие продукты необходимы организму; - научить правильно сервировать стол; - правила культурного поведения за столом; - для чего надо долго и тщательно пережёвывать пищу; | - забота о своем здоровье - воспитанность - сдержанность | - умение правильно пережевывать пищу; - умение правильной последовательности потребления пищи; - задания дежурным: - накрыть стол к школьн. завтраку; - напомнить ученикам помыть руки перед едой; - убрать стол после завтрака. | Конкурс "А ну-ка, девочки!" (сервировка стола, порядок подачи блюд) Знание этикета поведения за столом |
3.Уход за одеждой: | |||
- для чего нужна одежда; - виды одежды; - соответствие одежды разным ситуациям; - домашняя химчистка; | - аккуратность - бережное отношение к вещам - уважительное отношение к чужому труду, - чистоплотность | задания на труд: - пришить пуговицу; - изучение швов; - правильно подобрать одежду соответственно ситуации и погоде; - Игра "Белка в колесе"; | Экскурсия в лес или парк |
4.Уход за жилищем: | |||
- кто живёт в пыли (о микробах /естествознание); - проветривание класса на переменах и его значение; - для чего нужны комнатные цветы; | - чистоплотность - забота о своем здо-ровье | - без напоминания убирать свое рабочее место; - без напоминания проветривать класс; - ежедневная уборка дежурными класса; - уход за цветами класса; | Конкурс "Лучший дежурный" |
Физическая культура и приобщение к ней | |||
1. Физические упражнения для совершенствования организма: | |||
- для чего надо делать физические упражнения; - в здоровом теле - здоровый дух; - сколиоз и сутулость (о гигиене учебной деятельности); | - сила; - выносливость; - забота о своем здоровье; | - соблюдение правильной посадки во время урока; - задания в группах: - выбрать комплекс упражнений для утренней зарядки в классе; - придумать упражнения для физминутки; | Веселые старты Конкурс лучшего спортсмена |
2. Язык тела: | |||
- значение и язык жестов (букварь); - искусство перевоплощения (театр) | - сдержанность; - разумность пользования жестикуляцией; | - физминутки-театр: - "Ты мышка, кошка (букварь) - театр-экспромт: умение языком пластики и жестов выразить свое состояние; | |
3. Культура телодвижений: | |||
- как нужно стоять у доски (на уроках); - красиво и некрасиво (жесты, походка и т.д); | - воспитанность; - разумное пользование жестикуляцией; - соблюдение дистанции; | задание - войти в класс быстро, спокойно, занять свое место; - усадить девочек; | А ну-ка девочки Праздник Азбуки |
Культура поведения человека: научение и приучение. | |||
1. В общественных местах: | |||
- как нужно вести себя на уроках, перемене, на улице, в магазине; - что значит "не мешай окружающим людям";
| - воспитанность; - уважительное отношение к окружающим; - вежливость; | задание - тихо выйти из класса; - как правильно перейти улицу; - быстро и тихо поменять учебники на рабочем месте; Игра "Магазин " | Викторина "Я и улица" |
2. В художественных заведениях: | |||
- каким должно быть поведение в театре; - каким должно быть поведение в музее, художественной галерее; | - воспитанность; - сдержанность; | "Ты - зритель", "Ты - экскурсовод", "Ты - посетитель музея" | Посещение театра, музея. |
3. С незнакомыми людьми: | |||
- как правильно обратиться к незнакомому человеку; - что значит быть разумным и осторожным; - какая опасность может поджидать в лифте, подъезде, дома, на улице. | - уважительность; - осторожность; | - обратиться к незнакомому человеку с вопросом типа,"Который час? Как пройти...?" - вспомнить сложные ситуации и постараться найти их оптимальное решение. | |
4. На лоне природы: | |||
- взаимосвязь человека и природы /естествознания - как нужно вести себя в лесу, парке, чтобы не навредить природе; - для чего нужны деревья в твоем дворе; - откуда берется кислород, которым мы дышим; - деревья - пылесосы (чтение); | - бережное отношение к природе; - любовь к родному дому; | задание в группах: - составь и провести инструктаж со своими товарищами на тему: "Наш класс в лесу", "Прогулка в своем дворе"; - сочинение на тему "Исчезли деревья" | Экскурсии по темам уроков |
5. Поведение мальчиков по отношению к девочкам: | |||
- каким должно быть поведение мальчика по отношению к женщине; девочке; - мальчик - будущий защитник отечества; - кто такие рыцари; - самый дорогой для тебя человек - мама;
| - вежливость; - мужественность; - уважительное отношение друг к другу; - забота о ближнем; - любовь к маме; | - выполнение более тяжелой работы мальчикам во время классных дежурств; - изготовление подарков-поделок для мальчиков, девочек, пап и мам. тренинг: - подать девочке руку; - представить девочку членам своей семьи; - пригласить девочку на танец; - проводить девочку после танца на место. | Мамин праздник День защитника отечества |
Экологическая культура и приобщение к ней. | |||
1. Природа как источник эстетического наслаждения: | |||
- для чего нужны цветы; - можно ли рвать первоцветы; - Красная книга природы; - что такое пейзаж; - где бы ты хотел отдохнуть: на городской улице или лесной полянке; | - любовь к родному краю; - бережное отношение к природе; - наблюдательность; | - изготовление поделок из природного материала; - знакомство с пейзажем: - что такое пейзаж; - что изображает; - какие чувства вызывает; | Неделя детского творчества Неделя природоведения Устная газета "Первоцветы" |
2. Способы общения человека с природой: | |||
- что такое природное сообщество; - что необходимо растениям; - человек и природа; | - бережное отношение человека к природе; | - мини-сочинение жалоба: "Я - луг", "Я - лес", "Я - озеро" - уход за комнатными растениями: - подготовка почвы; - посадка растений; - дальнейший уход; | |
3. Общение человека с животными: | |||
- образ жизни диких животных; - собака - друг человека (букварь); - кошка гуляет сама по себе; - хорошо ли птице в клетке; - как помочь птицам зимой; | - любовь к животным; - заботливость; - доброта; - сострадание; | - рассказать о своих домашних животных; - посещение парка с целью накормить зверей; - составить рассказ о посетителях кормушек за твоим окном; | Газета "Наши любимцы" Неделя природоведения |
4. Уход человека за животными: | |||
- твои четвероногие друзья; - ты в ответе за всех, кого приручил; - зачем человеку кошка; | - любовь к животным; - заботливость; - доброта; | задания по группам: - составить памятку для владельцев собак; кошек; - рассказать о своем животном; | Неделя природоведения Газета "Наши любимцы" |
Культура умственного труда | |||
1. Книга как источник знаний: | |||
- как появилась письменность, книги (букварь); - для чего нужны книги; - книга - твои друг в овладении знаниями; - разнообразие книг; - правила общения с книгой; - правила пользования статьей, выбор главного; | - любовь к книге; - бережливость; - аккуратность; | задания по группам: - составить памятку работы с учебником; - с художественной книгой;
| Праздник Азбуки Читательские конференции на уроках чтения Тематические недели Конкурс на звание "Самый аккуратный ученик" (по состоянию учебников) |
2. Культура восприятия информации: | |||
- как надо вести себя на уроке; - теперь ты ученик; - что такое произвольное внимание; | - внимательность; - сосредоточенность; - сдержанность; | работа в группах над текстом: - прочитать заданный объем текста; - умение найти главное, существенное; - поведение во время объяснения нового материала; - поведение на контрольной работе; - поведение во время закрепления; | Игры: "Третий лишний" "Что изменилось" "Разбей на группы" |
3. Культура речи: | |||
- как правильно задать вопрос; - как правильно построить ответ на вопрос; - правильное построение фразы с словами "потому, что", "поэтому"; | - вежливость; - уважительное отношение друг к другу; - четкость речи; | работа в парах: - обратиться друг к другу с просьбой о помощи; - предложить помощь соседу по парте; - спросить об интересующем тебя предмете. игра "Теремок", отрабатываются: - построение фраз; - подбор слов, располагающих к говорящему; - четкость доводов в пользу говорящего; | Последний звонок |
4. Культура письменной речи: | |||
- правильное оформление работ различного рода в тетрадях; - построение сочинений в зависимости от типа: описание, повествование; | - аккуратность; - четкость в работе; - ясность речи; | - написание писем; - письма обращения и просьбы; - письма поздравления; - письмо приглашение; | Выставка лучших тетрадей Поощрение лучших чтецов |
5. Культура постановки и решения проблем: | |||
- что такое проблема; - что значит "решить проблему" - что значит "решить проблему вместе"; - ты в классе не один; | - вежливость; - уважительное отношение друг к другу; - внимательность; предупредительность; | игра "Корзина грецких орехов": - выявить суть конфликта; - определить позиции участников; - попытаться найти пути решения; | |
Культура физического труда | |||
1. Труд, как средство создания материальных ценностей, их сохранение и приумножение: | |||
- откуда взялись вещи (чтение); - из чего сделаны карандаши, твоя рубашка;
| - трудолюбие - уважительное отношение к чужому труду; | - изготовление полезных поделок; - изготовить к неделе детского творчества поделки к ярмарке; | Неделя детского творчества Мамин праздник День защитника отечества |
2. Труд как способ украшения среды обитания: | |||
- что было бы, если бы человек бросил работать; - какой твой вклад в то, что тебя окружает; - русское народное творчество; - шедевры мировой культуры; | - трудолюбие - уважение к русской культуре; - уважать чужой труд; - уважение к великим шедеврам; | - умение делать простые подделки народного творчества ; | Неделя детского творчества |
3. Труд как помощь другому человеку: | |||
- бывает ли нужна тебе помощь другого человека; - чем бы ты мог помочь маме, папе, сестре, брату, другу; | - доброта; - взаимовыручка; - взаимопомощь; | - ты пришел в класс и видишь... - у друга порвался портфель; - испортился рисунок- домашнее задание; Твои действия? | День добрых сюрпризов |
4. Труд - забота, труд - работа: | |||
- что значит заботиться о ком-то; - почему необходима наша забота малышам; - о стариках; | - доброта; - заботливость; | - в каких ситуациях чаще всего нуждаются в помощи малыши; старики; - переведи старого человека через дорогу; - помоги малышу, который потерялся; | Встреча с ветеранами Великой Отечественной войны |
Экономическая культура | |||
1. Уважение финансовых средств другого человека: | |||
- что для тебя значит "это чужое"; - честность и порядочность в человеке – зачем они;
| - вежливость - честность - уважительность; - порядочность; | Игра "Нашел на дороге" Вспомнить и рассказать о чувствах, когда у тебя украли или ты потерял любимую вещь; | |
2. Иждивенчество малышей и старших: | |||
- сколько ты "стоишь"; - чем ты можешь отплатить своим родителям за их заботу; - могут ли твои дедушки и бабушки много и тяжело работать; | - вежливость - послушание - уважительность - милосердие | игра "Хочу и надо" игра "Магазин одной покупки" - умение оценить желание иметь вещь и ее "цену"; - умение отказаться от покупки; | |
3. Благодеяние как материальная экономическая помощь; | |||
- что такое нищета; - что такое голод; - как бы ты помог тому, кто в беде? | - милосердие - доброта | Ты пришел и видишь: - твой друг потерял свой школьный завтрак; - на экскурсии у друга пропали деньги на мороженое; Твои действия? |